08.08.2016
0

Поделиться

Глава 11. Швейцария

Рональд Декстер и Чарльз Даммит

История Оккультного Таро

Глава 11 

Швейцария

Идея о том, что карты Таро возникли в Древнем Египте, продолжала жить. Не существует фактов, которые могли бы быть приведены в подтверждение этой теории; напротив, факты ее опровергающие, были нами обозначены. Если карты распространялись из местности около Нила, мы бы находили их следы не только там, но и доказательства их предположительной миграции в Италию, которая может гордиться старейшей из сохранившихся колод Таро и древнейшими упоминаниями об игре в них. Генезис Таро в среде египтян породил бы также его распространение среди соседних народов; и если бы карты в этом регионе действительно воплощали герметическую доктрину, то они бы должным образом хранились эзотериками, коими изобилует мусульманская культура. Аналогичные замечания применимы и к каббалистическому Таро: оно было бы принесено в Палестину каббалистами, бежавшими туда из Испании в 1492-ом. В действительности же они никогда не обладали эзотерическим Таро. Весь Ближний Восток, а также Греция и северные страны вынуждены были ждать наступления ХХ века, дабы узнать о таротизме.

Таротизм возник в XVIII веке во Франции, в среде, где египтомания была в моде. Это увлечение стало источником египетских идей и предметов, присоединённых к Таро; привезенное из Италии, Таро ранее использовалось для простой игры в карты, лишенной всякого оттенка эзотеризма. Если принять эти факты – миграция таротизма обретает логику и смысл. Она продвигалась на запад – из Франции в Англию, где Золотая Заря приняла интерпретацию и использование карт Элифасом Леви. Благодаря работам Леви и Папюса идеи французской школы распространились на восток. Их книги содержат особо значимые иллюстрации: Леви создал эскизы для Колесницы (Chariot), в которую были запряжены египетские сфинксы, Дьявола (которого Леви истолковал как египетского «Козла Мендеса» («Goat of Mendes»)) и Колеса Фортуны (Wheel of Fortune) с египетскими богами – Германубисом (Hermanubis) на восходящем ходу и Тифоном на нисходящем. Папюс не был художником, но его книга «Le Tarot des Bohemiens» («Таро цыган») включает в себя иллюстрации молодого художника Вирта (Wirth).

11.1 Освальд Вирт

Освальд Вирт (1860-1943) был эльзасцем по происхождению. Его отец, Жозеф Поль Эдуард Вирт (Joseph Paul Edouard Wirth) участвовал в провалившемся восстании 1848-го года по итогам которого получил ранение и тюремный срок. После освобождения он опасался надзора полиции и вместе с женой Полиной (в девичестве Моро (Moreux)) переехал за границу. Они обосновались в городе Бриенц на берегу Бриенцского озера в Швейцарии. Там и появился на свет Джозеф Поль Освальд Вирт (Joseph Paul Oswald Wirth) 5-го августа 1860-го. У него были брат и сестра, Эдуард и Элиза. Отец зарабатывал на жизнь живописью, создавая картины местной флоры и фауны. Не будучи религиозным, Вирт искренне восхищался силой веры своей жены; одна была единственной римо-католичкой, проживавшей тогда в городе. Она воспитывала своих детей в духе христианства, но либерального и экуменистического. Она была крайне недовольна тем, что в городе не было католической школы и Освальд был отправлен учится в маленькую семинарию в Зарнене, что между Бринцем и Люцерном. В возрасте тринадцати лет он обнаружил книгу о лечебном месмеризме и успешно «намагнитил» одноклассника, жаловавшегося на укус комара. Молодой Вирт воздержался от дальнейшего лечения, но процесс запомнил. Спустя три года он перевелся в католический колледж Сен-Мишель во Фрибурге. Там ему также представилась случайная возможность расшить свои познания в месмеризме. Он не уделял должного внимания изучению теологии за что и был отчислен. Освальд вернулся в Бриенц и стал помогать отцу с живописью. Полина Вирт умерла в 1879-ом и в том же году произошел кризис, вероятно финансового характера. В 1879-ом он отправился в Лондон где смог получать больший доход посвятив себя работе бухгалтера.

Однако эта работа была Освальду явно не по душе и он часто сбегал в студенческие районы Парижа. Он познакомился с теософией но не нашёл ее привлекательной. Он охотно присоединился к Societe magnetique de France (фр. Союз магнетизма Франции) который возглавлял барон Дюпоте (Baron Dupotet), и, как говорят, встречал Адольфа Дидиера (Adolphe Didier), известного месмериста. Общаясь с этих кругах, Вирт узнал о масонстве и выразил желание присоединится к нему. В 1882-ом он поступил в 106 пехотную часть, дислоцирующуюся в Шалоне. В начале 1884-го он вступил в местную масонскую ложу La Bienfaisance chalonnaise чья миссия была в первую очередь филантропической. Помимо этого Вирт увлекся символикой обрядов посвящения братства и церемониальных регалий. Он быстро продвигался в ложе, достигнув ранга Мастера (Master) в 1885-ом. Великий Восток, контролируя все французское масонство, проводил пересмотр всех его ритуалов и запросил предложения от участников. Ложа, в которой состоял Вирт, делегировала ему составление отчета. Он рекомендовал сделать ударение на традиционном и религиозном символизме, таком как «Великий Архитектор Вселенной». Этот сборник стал первой из многих масонских статей и эссе Вирта[i].

Когда Вирт вернулся к гражданской жизни в 1886-ом он «дрейфовал» между Шалоне и Парижем. Он оставил должность бухгалтера и посвятил себя месмерическому целительству. Он начал изучать эзотерическую традицию, которая, как он полагал, углубит его понимание месмерических техник. В 1887-ом году имел место значимый эпизод: когда Вирт применил гипноз для лечения пациентки, она, пребывая в трансе, сделала детальный прогноз о его жизни. Аристократ, блондин с голубыми глазами, пришлет Вирту приглашение на встречу; отношения будут благоприятны, партнеры совместимы. Это предсказание свершилось и Освальд получил письмо от Станисласа де Гуайта (Stanislas de Guaita (1861-97)). Де Гуайта родился и вырос в Шато д’Альтевилле, в селе Таркемполь в Лотарингии. Обучался в Нанси. Его всепоглощающей страстью была высшая магия и он был поклонником Элифаса Леви. Его близкими друзьями были Пол Адамс (Paul Adam (1862-1920)), Морис Барре (Maurice Barres (1862-1923)) и Matgioi ( Альберт де Пувурвилль, Albert de Pourvourville, 1861- 1939) Молодой маркиз собрал библиотеку из 1653-ех редких книг[ii]. Оккультист из Шалона хвалебно отозвался о своем новом знакомом, Освальде Вирте, в письмах к де Гуайте. Он нанял Вирта на должность личного секретаря, а также он стал его другом и доверенным лицом.

В конце мая 1888-го де Гуайта создал Ordre Kabbalistique de la RoseCroix (Каббалистический Орден Розы-Креста, Cabalistic Order of the Rose-Cross). Вероятно, Вирт был одним из членов-основателей этой организации[iii]. Де Гуйата, будучи осведомлен о художественных навыках Вирта, предложил ему нарисовать Таро, в котором восстанавливалась бы его древняя символика – или, иными словами, воплощалась концепция Леви. Вирт принялся за работу и ее результаты появились в 1889-ом году. Он выпустил колоду карт с помощью издателя Пуареля (Poirel), который также был оккультистом[iv]. Издание было ограничено 350-ю экземплярами под названием «Les 22 Arcanes du Tarot Kabbalistique», и из описание следовало, что колода была «создана Освальдом Виртом для посвященных следуя указаниям Станисласа де Гуайты»[v]. Копии были воспроизведены по методу «гелиогравюры» и краски нанесены при помощи трафаретов. Таро Вирта близко к сюжетам Марсельского Таро и сохраняет стандартных персонажей и их средневековые одеяния. Некоторые элементы полностью подчинены Леви. Le Bateleur (фр. Фокусник, маг) стоит перед столом, на котором размещены четыре предмета, символизирующих масти Таро (Кубок с кроваво-красным содержимым, предположительно может быть рассмотрен как аналогия Святого Грааля). La Papesse (Папесса, Верховная Жрица) облачена в тиару с полумесяцем. L’Imperatrice, напоминающая материнскую фигуру «Апокалипсиса», простирает два крыла и нога ее покоится на полумесяце. L’Empereur (Император) сидит на масонском кубе. Le Chariot (Колесница) влекома сфинксами, не лошадьми. La Roue de Fortune (Колесо Фортуны) приводят в движение египтоманические чудовищами. Le Diable (Дьявол) выставляет на показ алхимические термины SOLVE и COAGULA, начертанные на его руках; фиговый листок ему заменяет сигил Меркурия[vi]. В нижней части каждой карты нанесено ее французское название, слева — номер арабской цифрой и справа – буква иврита – снова следуя Леви. Козырь XVI назван le Feu du Ciel (the Fire of Heaven, Огонь Небес) и козырь XIII, обычно не именуемый, la Mort (Death, Смерть). Le Fou (the Fool, Шут-Дурак) соотнесен с предпоследней буквой, Шин, но не пронумерован. Бродяга облачен в пестрые одеяния, его штаны в следах от когтей и клыков рыси. Крадущийся крокодил является плодом фантазии Пола Кристина. У Дурака-Шута темный цвет кожи, как и у Папессы. Согласно существующей в оккультных кругах легенде, Вирт изобразил свой спроецированный к старости автопортрет на Аркане (Arcanum) IX l´Ermite (Отшельник)[vii]. Также он добавил некоторые детали: персонаж держит трость, состоящую из семи сочленённых элементов, и это может говорить о том, что она изготовлена из бамбука; внизу трости свернулась змея.

Черно-белые рисунки Вирта также появились в «Le Tarot des Bohemiens» («Таро цыган») Папюса. Там «восстановленные» Арканы Вирта стоят рядом с Марсельским Таро[viii]. Позже в их верхний правый угол были добавлены буквы иврита, дабы они соответствовали плану Папюса. Шут-Дурак (Fool), помеченный Шин, расположен согласно алфавитного порядка между Судом (Judgement), Реш, и Миром (World), Тау. Тем не менее, Мир по-прежнему помечен числом 21.

Глава XVI «Le Tarot des Bohemiens» («Таро цыган») представляет «Essay on the Astronomical Tarot» («Эссе об астрономическом Таро») Вирта. Оно ссылается на историю Пола Кристиана о том, что арканы Таро были выставлены в египетском зале для посвящения. Вирт говорит о их расположении на противоположных стенах.

(Надписи на рисунке: West – запад, East – восток, North – север, South – юг, Lovers – Влюбленные, Stars – Звезды (в множественном числе), Fortitude – Сила, Hanged Man — Повешенный)

Папюс, видимо, потерпел неудачу в попытках убедить Вирта относительно расположения Шута-Дурака, несмотря на то, что Вирт обозначил его буквой Шин. Также, Папюс не говорит ничего, что могло бы быть зачтено в поддержку теории Вирта. Для Вирта четыре четвертичности (сгруппированные выше по номерам) обладают очевидными темами: интеллектуальная активность на северо-западе, нравственная-духовная-этическая активность – на северо-востоке, интеллектуальная пассивность – на юго-западе и нравственная-духовная-этическая пассивность – на юго-востоке. Переходные состояния обозначаться оставшимися сюжетами-иллюстрациями (заметка над текстом, перевод с французского Вирта). Он легкомысленно заявляет: «Нам представляется, что сказанного достаточно для того, дабы каждый ученик смог открыть для себя комплекс значений каждого аркана Таро»[ix].

Вирт переходит к соотнесению арканов Таро с видимыми в северном полушарии звездами. Он распределяет двенадцать козырей по созвездиям зодиака. Только две пары совпадают с приведенными Папюсом в той же книге. Оставшиеся козыри Вирт соотносит с приполярными звездами: ближе всех к оси Шут-Дурак (Fool) — Цефея (Cepheus), Мир (World) — Полярис (Polaris), Смерть (Death) — Драко (Draco) и Колесница (Chariot) — как Большая Медведица (Ursa Major). Последнее соответствие может быть основано на датских или исландских традициях, которые называют это созвездие Меньшей Колесницей («Smaller Chariot») и Малой Повозкой («Little Wagon»)[x]. Цефей, мистический царь Эфиопии был женат на Кассиопее, которая также увековечена как созвездие. Вирт видит в ней Папессу. Теперь мы понимаем, почему у Шута-Дурака и Папессы темная кожа в цветной версии колоды Вирта. В системе Вирта отсутствуют планеты, требующиеся для каббализма Леви и Папюса.

Весьма вероятно, что Вирт и Папюс сотрудничали при составлении «Le Tarot des Bohemiens» («Таро цыган»), но они точно не были друзьями. Вирт писал, что он «был в ужасе от Папюса»[xi], но они мирно сосуществовали, возможно, из уважения к Станисласу де Гуайте. «Le Tarot des Bohemiens» («Таро цыган») кратко цитирует «Le Serpent de la Genese» («Змей книг бытия»): эта книга де Гуайты все еще не была завершена к 1889-ому но он заранее публиковал отрывки из нее[xii]. 21-го октября 1889-го Освальд Вирт выступил на Международном Конгрессе по Магнетизму Человека. Он призвал слушателей практиковать месмеризм по причине его терапевтической ценности, а не в праздном любопытстве или поиске развлечения. Даже научные исследования должны проводиться только при строгом соблюдении этических ограничений, утверждал Вирт. Своей целью он видел защиту пациентов от месмеритов, но к 1895-ому пришел к выводу, что сами месмеристы подвергаются риску. В том же году его ноги были частично парализованы и причину этого он видел в месмерическом перенапряжении, хотя это и не остановило его интерес к целительству. Он написал «L’Imposition des mains et la medecine philosophale» («The Laying-on of Hands and Philosophical Medicine», «Возложение рук и философия медицины», Париж, 1897).

В 1897-ом году де Гуайта, которому тогда было всего 36 лет, умер в результате передозировки наркотиков и Барлет взял на себя руководство Каббалистическим Орденом Розы-Креста (Cabalistic Order of the Rose-Cross). Вирт одномоментно потерял лучшего друга и любимую работу. Друзья нашли ему должность библиотекаря в государственном Министерстве по делам колоний. Он включился в оккультизм и масонство. В начале 1911-го он опубликовал серию статей о масонстве и Таро[xiii]. Он все еще делит козыри на «активные» (1-11) и пассивные (12-21 и Шут-Дурак как 0). Пара иллюстраций разделяет карты на две темы (см вкладку 2 и 3, приведены во вложении к книге)

Вирт не подверг свои прошлые наработки значительному пересмотру, но необходимо отметить, что теперь глаза Справедливости (Justice) закрывает повязка. 28-го марта 1912-го он провел конференцию, спонсируемую Альянсом Спиритуалистов, на тему «Масонство, Посвящение и Спиритуализм» («Freemasonry, Initiation and Spiritualism»). Он смело выступил против католиков в зале и осудил тех масонов, чьим единственным мотивом членства была лишь эта вражда. Он подчеркнул, что духовность масонства не зависит от религиозных конфессий. Вирт настаивал на том, что братство изначально ставило перед собой духовные, а не политические цели и они в дальнейшем должны быть отвергнуты. Он находился в поисках глобальной идеи для движения, но в условиях разразившейся Первой Мировой Войны эту цель стало гораздо сложнее реализовать. Война принесла Вирту также и личную потерю: его брат, профессиональный военный, был убит в бою в 1914-ом.

После войны вышли в свет значимые работы Вирта: «Les Signes du zodiaque, leur symbolisme initiatique» («The Signs of the Zodiac, Their Initiatory Symbolism», «Знаки зодикиака, их инициатический символизм», Париж, 1921), «Le Serpent vert» («The Green Serpent», «Зеленый змей», Париж, 1922)[xiv] и «Lldeal initiatique» («The Initiatory Ideal», «Идеал посвящения», Париж, 1924). В 1926-ом он переработал Арканы в Planches (Plates, Пластины), которых было 11 штук, на каждой по две карты. Сущностно они были сходны с его первыми картами, выполненными 40 лет назад. Новые иллюстрации обрели некоторые эзотерические штрихи T’ai-chi tu (Yin-Yang disc, диск Инь-Ян), изображен на обложке книги в руках Папессы. Шестнадцатый аркан теперь носил название Maison Dieu (God’s House, Дом Божий). На тринадцатой карте не нанесена идентифицирующая табличка в нижней части. Но число 13 и буква Мем начертаны вверху карты. По сравнению с выполненными в трафаретной технике Арканами теперь Таро Вирта было ярче и цвета были распределены несколько иначе. И у Папессы и у Шута-Дурака теперь светлая кожа. Вирт богато украсил рамки уникальным для каждой карты орнаментом. Некоторые из узоров маскируют абстрактные символы, относящиеся к изображению. Они нанесены блестящей позолотой, как и фоны для всех фигур.

Далее Вирт опубликовал «Le Tarot des imagiers du moyen age» («The Tarot of the Mediaeval Artists», «Таро средневековых художников», Париж, 1927). В своем эссе о Таро 1889-го Вирт принял несоответствующее действительности заключение Пола Кристиана о том, что 22-а аркана были выставлены на стенах камеры под одной из египетских пирамид. Однако в главе под названием «The Pretended Book of Thoth» («Ложная Книга Тота») Вирт недвусмысленно высмеивает фантазии Пола Кристина. Он справедливо отмечает, что археология не нашла никаких следов ни египетского, ни гностического или алхимического Таро. Вирт отвергает выдумку Кристиана но продолжает размышлять над симметричной группировкой арканов, на которые его навела эта выдумка.

Вирт представляет арканы в обычной для него манере – парой параллельных рядов. Однако, уже известные нам четвертичности обретают несколько иную интерпретацию. Арканы 2-5 символизируют «активную теорию» (обучение), арканы 7-10 – «активную практику» (практическое применение), арканы 13-16 – «пассивную теорию» (интуицию), арканы 18-21 – «пассивную практику» (судьбу). Остальные арканы рассматриваются как «переходные» между соседствующими с ними и этим переходам уделяется гораздо большее внимание, чем в эссе 1889-го года.

Вирт отмечает, что Шут-Дурак не может быть оставлен без номера. Должен ли он быть помещен перед первым арканом или после двадцать первого? Эту проблему он решает путем размещения всех карт по кругу и Шута-Дурака помещает между 1-ой и 21-ой картами. В надире круга – ЗвездЫ (Stars), в зените – Влюбленные (Lovers). Арканы, расположенные ниже горизонта – «пассивные», выше – «активные».

Другая схема эффективно сочетает два способа расположения карт: по кругу и противоположными рядами и их четвертичностями. Используя круг арканов, Вирт формирует из них пары параллельно относительно горизонтального диаметра и снова по линии, перпендикулярной ему; объединение этих двух соотношений образует дополнительные четверки. Также в других работах Вирт образует из арканов полярности, триады, семиричности и декады. Они соответствуют доктринам каббалы, алхимии и масонства в разных аспектах. Также он продолжает придерживаться своей старой теории астрономической образности, ассоциации козырей и созвездий остаются прежними.

Среди рисунков Вирта от 1927-го встречаются «идеограммы», основанные на западных мифах и магии. Вирт использовал их в качестве сжатого олицетворения Арканов Таро[xv]. Идеограммы являют собой именно те абстрактные символы, которые он встроил в рамки Пластин предыдущего года. В некоторых экземплярах книги 1927-го Пластины 1926-го прикреплены к внутренней стороны задней обложки. В самой книге арканы отображены в экономичном формате линейных рисунков и базируются, как правило, на иллюстрациях, лежащих в основе Пластин, но лишены изысканного окаймления[xvi]. Некоторые козыри совершенно различны по иллюстрации и формату. В некоторых местах образность Вирта противоречит его рассуждениям[xvii]. По прежнему, большинство его рисунков украшают текст. Они указывают на его близкое знакомство со значительными артефактами, такими как старейшие выгравированные на меди Таро[xviii].

До своего ухода с работы в министерстве по делам колоний Вирт завершил каталогизацию его библиотеки[xix]. Во время Великой Депрессии его средства к существованию составляла только государственная пенсия. Освальд проживал со своей сестрой, Элизой. Согласно Жану Байоту в 1930-ом Вирт под псевдонимом опубликовал статью, излагающую его взгляды на оккультизм. Ее структура подрожала Леви и де Гуайте: теме параллельных сюжетов в Арканах Таро. Вирт пришел к неоднозначному выводу, что легковерие оккультистов может быть оправдано, если оно ведет их к посвящению в истинные тайны[xx].

В следующем году он свою радикально сокращает свою раннюю книгу «Tarot book as Introduction a I’etude du tarot» («Introduction to the Study of the Tarot», «Инструкции по изучению Таро», Париж, 1931)[xxi]. Он снова располагает козыри по кругу и снова обозначает симметрично сбалансированные относительно вертикальной оси (образованной Влюбленными и Звездами) четверки, но теперь их темы более четко определенны.

Путь познания: активный – Фокусник (Juggler) (интеллект), Сила (Strength) (разум), пассивный – Шут-Дурак (Fool) (импульс), Повешенный (Hanged Man) (повиновение);

Непознанное: активное — Папесса (Popess) (загадка), Колесо (Wheel) (сопротивление изменениям), пассивное — Мир (World) (ощущение), Смерть (Death) (беспомощность)

Познаваемое: активное – Императрица (Empress) (мысль), Отшельник (Hermit) (мудрость), пассивное – Суд (Judgement) (вдохновение), Умеренность (Temperance) (жизнь)

Реализованное: активное – Император (Emperor) (власть), Справедливость-Правосудие (организация), пассивное – Солнце (Sun) (искупление) ,Дьявол (Devil) (инстинкт)

Религия: активное — Папа (Pope) (самообладание, самосовершенствование), Колесница (Chariot) (щедрость), пассивное – Луна (Moon) (суеверие), Башня (Tower) (ложный кумир).

Вирт умолчал о северных созвездиях и каббале.

Высший Совет Французских Масонов обнаружил, что Вирт, при всей его известности, не поднялся выше четвертого градуса Шотландского Обряда. В порядке исключения Совет наградил Вирта повышением градуса. Возможно, с целью подведения итогов еще одного аспекта своего прошлого Вирт опубликовал «Stanislas de Guaita, souvenirs de son secretaire» («Stanislas de Guaita, memories of his secretary», «Станислас де Гуайта, воспоминания его секретаря», Париж) в 1935-ом.

Во время начала Второй мировой Войны Вирт был на отдыхе в Арденнах с сестрой и племянницей. Они бежали сначала в Монтер-сюр-Блоурде, а затем во Вьен, что к югу от Леона. Они находили приют в домах эзотериков, знавших Вирта и его репутацию. Он отказался от места в редакции журнала «Le Symbolisme», журнала масонского издательства, популяризировавшего его работы с 1912-го. По предложению Швейцарских Масонов он писал для их журнала «Alpina». Их лесть, однако, не стала для него поводом вернуться на родину и он почил в Вене в 1943-ем году. Элиза написала своим друзьям: «Ваш старый Мастер покинул нас 9-го марта в 11 часов, спокойно, без суеты, как и подобает Старцу с Девятого Аркана»[xxii].

Анонимный художник, работающий в технике светокопии, скопировал иллюстрации Вирта из «Le Tarot des Bohemiens» («Таро цыган») и дополнил их четырьмя общепризнанными мастями[xxiii]. Они перерисовывались из Марсельского Таро и стилистически дорабатывались с целью соответствия козырям. На каждую из карт мастей была нанесена буква иврита, но эта особенность исходит не от Леви, Папюса или Вирта. Все карты в колоде пронумерованы как непрерывная последовательность: масти упорядочены в последовательности Жезлы (Batons), Кубки (Coupes), Шпаги (Epees), Динарии (Deniers). Вне мастей порядок таков: Roi (фр. Король), Reine (фр. Королева), Chevalier (фр. Рыцарь), Valet (фр. Валет), Ace (фр. Туз) , 2 … 10. Эта последовательность, пронумерованная от 1 до 78, в своей сути следует схеме опубликованной Полом Кристианом[xxiv].

В 1926-ом Пластины Вирта были точно скопированы, в том же размере и цветах, что и оригинал и даже содержали монограмму Вирта на том же месте. Однако, копировщик упразднил витиеватые рамки со встроенными в них идеограммами. Титульная карта говорит о Вирте и его Пластинах и указывает имя сделавшего копию человека как Георг Александр (Georg Alexander), работавший в Кюснахте-Цюрихе в 1960-ом[xxv]. На сегодняшний день у Таро Александра есть свои последователи[xxvi].

«Le Tarot des imagiers du moyen age» в итоге были перепечатаны Клодом Тшу (Claude Tchou) в Париже в 1966-ом. В новом издании многие из иллюстраций Вирта были перерисованы. В тексте козыри снова появляются в черно-белом, но на это раз в стиле псевдо-ксилографии. Надписи нанесены «готическим» шрифтом, в верхней части нанесены римские цифры, внизу – название на французском и букву иврита. Шут-Дурак не пронумерован. У аркана XIII вообще отсутствует нижняя планка и нет не имени, ни соответсвующей буквы. Больше нет фантазийных границ, только рамка со скругленными краями. Внутри задней обложки книги находится карман, содержащий 22-а аркана в форме колоды карт. Рисунки аналогичны книжным, только окрашены в яркие цвета и добавлен медный фон[xxvii]. Взяв за основу базовые Пластины Вирта от 1926-го мы можем предположить, что он хотел, дабы его карты выглядели как средневековые иллюстрации с яркими цветами на фоне металлического золота. Он был бы разочарован поддельной ксилографией и такой же поддельной медью[xxviii]. На сегодняшний день колода (с улучшенными цветами) может быть приобретена без книги[xxix] и книга (в англоязычной версии) без колоды[xxx].

В репринте Тшу «Le Tarot des imagiers du moyen age» содержит последнюю страницу, не принадлежащую авторству Вирта[xxxi]. Эта страница, фальцованная вклейка, сопоставляет астрологические соответствия, которые находили десятки авторов в Таро. Один из них, «Фомальгаут» («Fomalhaut»), имя которого Чарльз Николланд (Charles Nicoulland (1854- 1925)), французский астролог, авторству которого принадлежит «Manuel d’astrologie spherique et judiciaire» («Manual of Spherical and Judicial Astrology», «Руководство по сферической и беспристрастной астрологии», Вигнот, 1897). Следующая далее схема появляется под его именем:

Такое соответствие весьма интересно поскольку сочетание 10-ти планет и 12-ти знаков образует необходимую общую сумму – 22. Конечно же, Уран и Нептун были известны создателям первого Таро, были ли они древними жрецами, средневековыми каббалистами или гуманистами ренесанса. Это же соответстве приведенно в «Manuel synthetique et pratique du Tarot» (Париж, 1909) Юде Пикара (Eudes Picard). Его идеи, являющие собой смесь из наработок Папюса и Эли Альта (Elie Alta), лягли в основу статьи о Таро в «The Encylopedia of the Occult Sciences («Энциклопедии оккультных наук» (Нью-Йорк, 1939)) М. Пуансо (M.C. Poinsot). Этот же источник цитируется в восемнадцатой главе «Предсказание» книги Миген Гонзалес-Випплер (Migene Gonzalez-Wippler) «The Complete Book of Spells, Ceremonies and Magic» («Всеохватывающая книга заклинаний, церемоний и магии» (Нью-Йорк, 1978).

11.2 Элизабет Хейч

Элизабет Хэйч (Elisabeth Haich (1897-1994)) прожила в Швейцарии вторую половину своей жизни. Она родилась в Будапеште и сочеталась браком в Венгрии. Элизабет стремилась создать карьеру в области изобразительного искусства. Ее единственны сын вступил в венгерскую армию во время Второй Мировой Войны. Во время бомбежки Будапешта наступающими русскими и отступающим немцами семья Хэйч разделилась и бежала в безопасные районы. Элизабет осталась в Венгрии и начала проводить семенары по йоге. Она была не в восторге от коммунистического режима и перебралась в Швейцарию. Она основала несколько ашрамов с Сельвараджаном Есудианом (Selvarajan Yesudian), также они совместно издали несколько книг по йоге.

Элизабет опубликовала написанную на немецком «Tarot» (Штутгарт, 1969)[xxxii]. Она не была ни магом, ни оккульстистом. Ее книга по Таро не выступает за использование карт в целях предсказания будущего, ни за чтение Таро в любых других целях. Она не описывает, как раскладывать карты; единственным замечанием, которое может быть отнесенно к описанию практической стороны вопроса является высказывание о том, что не слепой случай определяет как некто тасует карты, вытягивает и раскладывает их. Она не побуждает читателя присоеденится к какой-либо оккультной группе или начать практиковать магию. Она просто излогает свои мистические интерпретации больших арканов, одну за одной. По ее словам их целью является обретение самопознания; и, как было ею провозглашенно на последней странице книги, познание себя – это ПОЗНАНИЕ БОГА. Однако, автор крайне не сдержанна в своих заявлениях. Как оккультный писатель, она относится к писательству о Таро как к разрешению проделывать дичайшие исторические искажения, приписывая картам древнейший возраст, так же как и огромную значимость своим личным интерпретациям карт вопреки любым голическим допущениям относительно их первоначальной символике; она с готовностью вменяет ошибки традиционным создателям карт, но не приводит никаких исторических свидетельств в пользу своих обвинений.

Автор жалуется на множество новых колод Таро, разработаных людьми, незнакомыми с символическими значениями карт, и следовательно, искажающими их внутренний смысл. Она утверждает, что карты Таро были созданны для посвящения и использовались с доисторических времен и заявляет, что невозможно отыскать период в истории, когда карты Таро были бы неизвестны человечеству: согласно ее утверждению, существуют вавилонские, египетские, иудейсике, мексиканские, индийские и китайские доказательства существования этих карт. Таро были сохранены иудеями, так как были неотьемлимой частью каббалы (Элизабет Хэйч полностью придерживается идеи «каббалистического» Таро, авторство которой принадлежит Элифасу Леви). Цыгане до сих пор используют карты Таро для гадания и вероятне всего они получили их от египтян, а не от евреев. Позже она обьясняет, что Моисей получил зображения старших арканов от египтян и передал их своему народу как религиозные сокровища. Она не обьясняет причин, по которым эта занимательная история не упоминается в Пятикнижии.

О младших арканах Элизабет Хэйч упоминает лишь мелком и достаточно неправдободно и только то, что в каждой масти Туз превосходит другие карты[xxxiii]. Она рассматривает масти Жезлов (Rods), Мечей (Swords), Монет (Coins) и Чаш (Cups) и соотносит их соответственно со стихиями огня, воздуха, воды и земли. Далее все ее внимание переноситься на старшие арканы. Она воздает должное Освальду Вирту как художнику, создавшему комплект старших арканов, которыми снабжена книга. Она воспроизводит его иллюстрации 1926-го года хотя и без границ с «идеограммами»[xxxiv]. В своей работе она отходит от воззоений Вирта еще дальше когда нумерует Шута-Дурака (Fool) как двадцать первую карту а Мир (World) – как двадцать вторую. В примечаниии Элизабет Хэйч заявляет, что нумерация Мира (World) двадцать первой картой было ошибкой художника. Также она утверждает, что франкоязычные имена карт вводят в заблуждение, а название Аркана 14 и вовсе неверно. Сама же Элизабет Хэйч называет карты так:

1. the Magician (Маг)

2. the High Priestess (Верховная Жрица)

3. the Queen (Королева)

4. the King (Король)

5. the High Priest (Верховный Жрец)

6. the Parting of the Ways (Распутье, Перекресток)

7. the Chariot (Колесница)

8. Justice (Справедливость — Правосудие)

9. the Hermit (Отшельник)

10. the Wheel of Fortune (Колесо Фортуны)

11. Power (Сила, Мощь)

12. the Hanged Man (Повешенный)

13. Death (Смерть)

14. Balance (Баланс)

15. the Devil (Дьявол)

16. the Lightning-Struck Tower (Пронзенная молнией Башня)

17. the Stars (Звезды)

18. the Moon (Луна)

19. the Sun (Солнце)

20. Judgement (Суд)

21. the Fool (Шут-Дурак)

22. the World (Мир)

В своих комментариях Элизабет Хэйч поясняет, что 22-а старших Аркана представляют собой 22-а различных уровня сознания. Она идентефицирует персонажей на различных картах: Царица Небесная (Queen of Heaven) в различных облачениях изображенна не только на 2-ом, но и на 8-ом, 11-ом, 14-ом, 17-ом и также 22-ом арканах. И точно также мужчина, в облачении Мага представший перед нами на 1-ом Аркане, изображен на 6-ом и на карте Повешенного (Hanged Man), мальчик и девочка, изображенные под Солнцем (Sun) на карте 19-го Аркана ранее были рабами Дьявола (Devil) на 15-ом. Элизабет Хэйч ассоциирует первые десять арканов с десятью сефиротами. На 6-ом аркане она видит «ангела», не Купидона, несмотря на лук и стрелы в его руках. Она отмечает, что молния на 16-ом аркане, поражающая башню, исходит скорее из солнца, чем из грозовых туч. А также говорит о том, что черные животные с 18-го аркана скорее волки, чем собаки. Она описывает 20-ый аркан как изображающий мужчину и женщину, полупогруженных в могилы и восхищенно взирающих на человека, восстающего из могилы. Сознание Шута-Дурака (Fool) слилось с божественным, он не обращает никакого внимания на кусающее его животное.

Неудивительно, что работа Элизабет Хэйч содержит немало индуистских идей. Ее концепция карт, во многом опирающаяся на Вирта, также многое взяла от оккультистов, но лишь от Леви и его французских последователей. Элизабет Хэйч и Освальд Вирт прожили долгую и наполненную событиями жизнь. Они должны были осознавать растущее многообразие таротизма. В своих публичных выступлениях, однако, они не боролись с противоречащими мнениями о Таро ни в среде оккультистов, ни в среде историков карт.


[i] Полную библиографию работ Вирта Вы найдете у Baylot 1975 и мы очень признательны ему.

[ii] Baylot 1975, p. 71n.

[iii] Decker, Depaulis & Dummett 1996, p. 237, в списке первых членов указывают имена Paul Adam, Francois-Charles Barlet (Albert Faucheux), Marc Haven (Emmanuel Lalande), Papus (Gerard Encausse), Josephin Peladan (styled Sar Peladan after 1890) и аббат Alta (аббат C. Melinge). Baylot 1975, p. 43, не вносит в список t P.Adam или M. Haven, но включает Освальда Вирта и Auguste Chaboseau, изучающего буддизм. Baylot пишет, что де Гуайта хотел, чтобы у его Ордена был управляющий орган из двенадцати членов, остальные, вероятно, не были приглашены: их имена неизвестны. Согласно James Webb (Richard Cavendish, (ed.), Encyclopedia of the Unexplained, London, 1974, p. 216), в Ордене должно было быть двенадцать офицеров, шесть видимых и шесть незримых. Первыми были de Guaita, Peladan, Papus, Adam, Barlet и Alta. Незримых не существовало.

[iv] Decker, Depaulis & Dummett 1996, pp. 24, ошибочно указывают издателем «E. Poirot». «Poirot» был нашим упущением, «Е» происходит от английской транскрипции A.P. Morton-ом «Le Tarot des Bohemiens» Папюса. Согласно Baylot 1975, издателем колоды был Georges Poirel.

[v] Название колоды взято из Decker, Depaulis & Dummett 1996, p. 238; такое же приведенно у S. Kaplan 1986, p. 391, и Thierry Depaulis, Tarot, Jeu et Magie, Paris, 1984, p. 139. «Le Tarot des imagiers du moyen age» Вирта содержит список изданных ранее работ автора, включающий и «Les 22 Arcanes du Tarot Kabbalistique». Также в источниках содержится и другое альтернативное название: «Le Livre de Thot» ( Howe 1972a, p. 29 fnl и запись о нем для кода 2000 в Bibliotheca Esoterica, Paris, n.d. [1940], каталог издан книготорговцем Dorbon Aine). Несколько копий содержаться в частных коллекциях. Один из них в Bibliotheque Nationale. S. Kaplan 1986 (p. 393) содержит 20 карт из 22, в Коллекции Алистера Кроули (Университет Остина) Кроули сделал надписи на числах и буквах Вирта, без сомнения по причине того, что они бросали вызов предпочтениям Кроули, которые в значительной степени соответствовали атрибуции Золотой Зари.

[vi] Отсылка к Меркурию отражает ранние воззрения Леви на астрологическую атрибуцию букв иврита и соответствующих козырей, как это подразумевалось в его «Dogme et rituel de la haute magie» («Догме и ритуале высшей магии», Париж, 1856). В качестве отправной точки он выбрал список Кирхера (Decker, Depaulis & Dummett 1996, p. 16). Он приводит два места для каждой буквы, которая имеет правильную и «финальную» формы. Следовательно, Леви связывает некоторые из них с двумя планетами. Полная планетарная система (которую Леви никогда не публиковал полностью), следовательно, будет выглядеть так:

Ламед

Мем

Мем финальная

Нун

Нун финальная

Самех

Айн

Сатурн

Юпитер

Марс

Солнце

Венера

Меркурий

Луна

Повешенный

Смерть

Смерть

Умеренность

Умеренность

Дьявол

Башня

Однако, Леви, похоже, перешел от этой схемы к другой, которая была опубликована Папюсом. Папюс и Вирт, вероятно, преднамеренно сохранили элементы прежней схемы.

[vii] Легенда кажется весьма правдоподобной, так как приводится обращение сестры Вирта к нему как к «старцу с девятого аркана» (см сноску 22 ниже). Вирт был бородат и носил трость.

[viii] Марсельское Таро упущено в некоторых изданиях в мягком переплете, например в Hollywood, 1970.

[ix] Перевод из Papus, «The Tarot of the Bohemians», A.P. Morton (trans.), London, 1892, p. 246.

[x] Подробнее у Richard Hinckley Allen, Star-Names and Their Meanings, New York, 1899, p. 450.

[xi] Baylot 1975, p. 95 (letter to Marius Lepage: Lepage Collection, No. 29). Разлад между Виртом и Папюсом может объяснить пропуск рисунков и эссе Вирта при переиздании Папюсом его «Le Tarot des Bohemiens» в 1911-ом.

[xii] Папюс цитировал отрывок вышедший в «Lotus», March 1880, pp. 327-8. Де Гуайта планировал серию книг под названием «Essais des sciences maudites» («Essays in the Forbidden Sciences», «Очерки о запрещенных науках»). Название первой было «Au seuil du mystere» («On the Threshold of the Mystery», «На пороге тайны», Париж, 1886). В 1888-ом он анонсировал выход второй «Le Serpent de la Genese» («The Serpent of Genesis», «Змей Книги Бытия»). Книга разрослась на три тома: «Le Temple de Satan» («The Temple of Satan», «Храм Сатаны», Париж, 1891), «La Clef de la magie noire» («The Key to Black Magic», «Ключ к Черной магии», Париж, 1897) и «Le Probleme du mal» («The Problem of Evil, «Проблема зла», ЛевалуаПерре, 1949). Последняя книга вышла уже после его смерти в соавторстве с Освальдом Виртом.

[xiii] Серия статей Вирта «Les Arcanes du Tarot» появилась в периодическом издании «La Lumiere magonnique» где каждый козырь был рассмотрен отдельно, а все они в порядковой последовательности, и статьи выходили ежемесячно или около того. Нам не представилось увидеть всю серию, но лишь малую ее часть. Мы чрезвычайно благодарны Thierry Depaulis за помощь в получении фотографий работ Вирта, иллюстрирующих арканы.

[xiv] Более подробный разбор и анализ Вы найдете у Das Marchen (Fairytale) by Goethe (1749-1832).

[xv] Oswald Wirth, Le Tarot des imagiers du moyen age, Paris, 1927, pp. 228-36.

[xvi] На карты 0, 12 и 19 нанесены надписи римскими буквами на кромке, выходящей за пределы рамки изображения, изображение частично тонировано при помощи точечной техники. На второй карте то же тонирование, но надпись готическая и расположена в такой же зоне, что и между вертикальными границами рамки. У этой карты идентичная с «идеограммами» граница, но отличная от аналога 1926-го. У четырнадцатой карты наименьшая зона для надписи, которая нанесена прописными буквами в стиле ренессанса, аналогично дизайну 1926-го, рисунок не тонирован точками.

[xvii] Вирту случалось соглашаться с Леви относительно карты Солнца: оно соотноситься с Близнецами, созвездием Близнецов. Они могут быть истолкованы как Кастор и Поллукс, и Вирт хотел карту, которая включала бы их атрибут – лиру. Вирт говорит о том, что сожалеет, что ее нет на рисунке, но на самом деле в конечном итоге рисунок включает в себя лиру. Во вступлении к книге он говорит о том, что сожалеет, что первая версия рукописи была потеряна и он был вынужден писать книгу заново. Возможно, этим могут быть объяснены некоторые нестыковки.

[xviii] Содержаться ссылки на «Tarocchi di Mantegna» и «Tarot of Charles VI». Обе колоды названы неверно и до сих пор достоверно не могут быть соотнесены ни с одним из художников или меценатов.

[xix] Catalogue methodique de la Bibliotheque du Ministere des Colonies, 1926, cote Bibliotheque Nationale 9.3202, цитированно по Baylot 1975, p. 231.

[xx] Diogene Gondeau [Oswald Wirth], ‘La credulite occultiste’, Le Symbolisme,1930, p. 161, cited in Baylot 1975, p. 114.

[xxi] В переводе на английский «Introduction to the Study of the Tarot», с предисловием Stuart R. Kaplan, York Beach, Maine, 1983. Иллюстрации из текста перепечатаны в издании Тшу от 1966-го.

[xxii] Цитированно по Baylot 1975, p. 124: «Votre vieux Maitre nous a quitte mardi 9 mars a 11 heures, doucement, sans une crispation, comme il sied au Sage de l’Arcane IX»

[xxiii] Один экземпляр (в коллекции К.Франка Йенсена) имеет монохромную штриховку (S. Kaplan 1990, p. 547). Другой, в Nationaal Museum van de Speelkaart, Turnhout, в Бельгии, окрашен акварелью и штриховкой. Jensen предположительно указывает на 50-ые, S. Kaplan – 1900-1920.

[xxiv] Decker, Depaulis & Dummett 1996, pp. 198-9.

[xxv] Ксерокопии Таро Александра были любезно предоставлены нам Франком Йенсеном. Кроме того, он обратил наше внимание на более точную копию иллюстраций Вирта 1926-го с оригинальными границами и состоящего из 22-ух карт, выпущенного Editions de TAigle, Sherbrooke, Quebec, Canada.

[xxvi] См. сноску 34.

[xxvii] Christina Olsen, «The Art of Tarot», New York, 1995, p. 184, говорит, то это Таро датируется 1926-ым и было выполнено маслом. Но оно появилось только в 1966-ом и художник более вероятно использовал перо и чернила, а не краски и кисть. Его звали Мишель Симеон (Michel Simeon) согласно Franz Braun, Playing Cards before 1850, Koln, 1970, код 1482.

[xxviii] Еще одним оскорблениям намерениям Вирта можно считать изменение в цветовой композиции, полное устранение его монограммы и искажение COAGULA — в COA6 ULA — на Аркане XV.

[xxix] Эта колода, появившаяся в 1976, ошибочно названа «оригинальной» колодой Таро Освальда Вирта. Сопровождение козырей, происходящее из колоды издания Тшу (Tchou), составляют карты четырех мастей, теперь окрашенные аналогично Марсельскому Таро. Карты двора выполнены в стиле псевдо-гравюры, но нарисованы с меньшей компетентностью, чем козыри. Эта колода из 78-ми карт напечатана AG Muller и распространяется US Games Systems.

[xxx] The Tarot of the Magicians, York Beach, Maine, 1989. В предисловии редактора написано: «Впервые публикована в Париже в 1927-ом под оригинальным названием «Le Tarot, des Imagiers du Moyen Age»». Однако, иллюстрации перепечатаны из издательства 1966-го года Тшу (Tchou)

[xxxi] Van Rijnberk 1947, opposite p. 202.

[xxxii] В французском издании «Sagesse du Tarot», Paris & Lausanne, 1972, в британском издании — «The Wisdom of the Tarot» by D.Q. Stephenson (trans.), Лондон, 1975, которое было перепечатано в Америке (Санта Фе, Нью Мехико, 1984). В израильском издании (1989) текст на иврите и надписи и буквы на картах тоже на иврите, Франк Йенсен любезно сообщил нам о нем.

[xxxiii] В игре в Таро повсеместно, за исключением Франции, Туз традиционно занимает наиболее низкое положение в мастях Мечей и Жезлов и пятое место, после карт двора, в мастях Кубков и монет; во Франции он занимает наиболее низкое место у всех мастей.

[xxxiv] Переводные тексты (см сноску 32) содержат карты с различными особенностями. Французское издание (1972) содержит вклейку с 22-мя козырями, перерисованными с Пластин Вирта 1926-го года и обладают причудливой рамкой с идеограммами. Новым издателем, по всей видимости был Drei Eichen Verlag (S. Kaplan 1990, pp. 545-6, говорит, что эта же колода того же издательства была выпущена около 1986-го и не указывает, сопровождала ли эту книгу колода). Британское издание 1975-го использовало колоду Георга Александра, который упустил рамки Вирта. Американское издание (1984) включает только пластины, но не колоду как таковую. Они также используют рисунки Александра, за исключением аркана 17, LES ETOILES, который восстановил утраченные границы авторства Вирта. Израильское издание (1989) включает козыри как иллюстрации и как колоду, сопровождающую книгу, рисунки в точности такие же, как и у американского издания, так же с LES ETOILES, но все карты уменьшены в размерах.