Стефан Хеллер
Медитации наТаро
Глава первая
Мудрость Таро
Истинное происхождение карт Таро покрыто, по-видимому, непроницаемойтайной. Одно из самых ранних упоминаний относится ко времени древнего Египта, где,согласно легенде, на алтаре храма Пта в Мемфисе были найдены выгравированные назолотых пластинах изображения, которые относительно напоминали Козыри, или старшиеарканы Таро. Французский ученый, Курт де Жебелен, написавший об этом в своей работеLe Monde Primitif, в 1781 г., утверждал, что Тарофактически единственная книга древних Египтян, которая сохранилась после сожженияалександрийской библиотеки и что, кроме того, она содержит "самое чистое знаниеглубокого материала", охваченного мудрецами Египта. Многочисленные более поздниестуденты Таро имеют тенденцию расценивать вышеупомянутую версию как неверную и кроткопризнаваться в своем невежестве касательно происхождения карт. Однако, у египетскойгипотезы есть многочисленные прославленные последователи, включая Элифаса Леви,Пола Кристиана, Папюса и других. В представлении многих Таро воплотилось в таинственной,давно потерянной Книге Тота, приписанной богу сокрытой мудрости Тоту, более известномупод своим греческим именем Гермес.
К четырнадцатому столетию изображения Таро достигли Испании, Италии,и Франции и распространились в другие страны цыганами, которые, кажется, использоваликарты главным образом в целях гадания. Это сомнительно, однако, в том смысле, чтоизображения, напоминающие арканы Таро, возникали вокруг в различных формах еще дочетырнадцатого столетия.
В то время как историческое расследование происхождения Таро приводитнас в лучшем случае к цыганским повозкам, а в худшем случае никуда, мифы и легендыприводят к намного более многообещающим результатам. Было справедливо сказано, чтомиф несет в себе больше правды, чем история, потому что он имеет дело с бесконечнымиистинами души, вместо бледных размышлений над этими истинами сквозь призму времении факта. Таким образом, мы находим, что миф происхождения Таро является, действительно,гораздо более значащим, чем его история. Мистическая традиция говорит нам, что послеокончательного разгрома великой библиотеки Александрии и в начале Темных веков,мудрецы, которые встретились в городе Фесе (Марокко), решили создать вместилищезнания, посредством которого священная древняя мудрость могла бы быть сохраненадля будущих поколений. Благодаря пророческому предвидению эти мудрецы знали, чтотираническая средневековая церковь разрушила бы любое такое учение, если бы былоочевидно, что в нем содержатся идеи и символы, враждебные тому, что рассматриваетсяв качестве христианской ортодоксальности. Эти мудрецы также знали, что неграмотностьбудет царить в течение многих столетий, и поэтому устная и письменная передача знаниябыла бы бесполезна. Поэтому древние мудрецы, как говорит нам легенда, решили вложитьуниверсальное знание в картинки, которые избегут внимания исследователей и продолжатв течение бесчисленных лет напоминать мужчинам и женщинам о более глубоких жизненныхистинах, и истинную природу их собственного существа.
Хоть этот рассказ и не имеет никакого фактического обоснования, онуказывает на то, что рассматриваемые мудрецы обладали психологическим знанием. Картинкастоит тысячи слов, и если она соответствует архетипическим образам в глубинах бессознательного,изучение и созерцание таких образов может привести к выдающимся открытиям и изменениямв психике. Аналитический психолог К. Г. Юнг точно сказал, что "тот, кто говоритпри помощи глубинных изображений, говорит с нами будто тысячи труб, он захватываети пересиливает, и в то же самое время он возвышает то, о чем он говорит из индивидуального и преходящего в сферу вечного". Если карты Таро действительно результат усилийнекоторых неизвестных людей, их создавших, чтобы направить в бессознательное, тоследует с благодарностью и почтением поздравить этих авторов-художников. Если бы,с другой стороны, Таро не были разработаны, но развились согласно некоторому таинственномувнутреннему собственному плану, то эта возможность только углубила бы их тайну изаставила бы наши сердца биться еще быстрее, приближаясь к ней. Был ли маленькийжелудь колоды карт посажен давным-давно духовными гигантами, или упал ли он случайнос неизвестной высоты в почву души западной цивилизации, он превратился в могучий,священный дуб, давая тень, комфорт, и восхищение бесчисленным мужчинам и женщинамв течение многих поколений. Как дерево, Таро живут и растут; углубляясь в землю,которая питает их водой, согреваясь в солнечном свете, это дерево достигает с егокроной высоты безграничной вечности. Как инструмент познания, они почти не имеютравных. Знание, полученное с их помощью, простирается от космологии и космогонии,через философию, астрологию, алхимию, и магию к психологическому анализу и самопознанию.В нем начало всего, в очень верном смысле оно все еще для нас Книга Tота, свитокс изображениями, принесенный с высоты небес мудрым Гермесом, посланцем богов и учителемчеловечества.
Только мудрые знают, как использовать недостаток как достоинство дляхорошего дела. На первый взгляд, мудрость и азартные игры имеют мало общего, онипротивоположны по своей природе. Тем не менее, если бы не было азартной игры, мудрость,известная как Таро, могла быть потеряна. Карты, которые вероятно первоначально былисделаны из кожи или металла, использовались как средство для азартной игры и развлечения,и таким образом хранились многими, кто не оценивал их философию или мистику. КартыТаро стали игрой в карты. Таинственные изображения бессознательно использовали незнаниеи фривольность как средство передачи мудрости поколений.
Полная колода Таро состоит из семидесяти восьми отдельных карт, которыеразделены на две группы: пятьдесят шесть карт так называемых младших арканов и двадцатьдве карты старших арканов, последние также были известны как Козыри. Пятьдесят шестькарт младших арканов породили нашу современную игру в карты. Они разделены на четыремасти, а именно Пентакли, Чаши, Мечи, и Жезлы, каждая из которых состоит из десятикарт, пронумерованных 1-10 и четырех карт двора, которые называются Королем, Королевой,Рыцарем, и Пажом. Старшие арканы состоят из двадцати двух ключей и пронумерованыот ноля до двадцати одного.
Мнения расходятся, относительно того, каким мастям Таро соответствуютмасти игральных карт и в какой последовательности, но наиболее вероятная классификацияидет следующим образом:
Пентакли (бубны) указывают на материальные денежные интересы, Чаши(червы) указывают на любовь, счастье, Мечи (пики) указывают на борьбу, неудачу,Жезлы (трефы) указывают на славу, предприятия.
Со временем, игорная изобретательность человечества упростила Тарои уменьшила его до различных более ограниченных колод, состоящих по-разному из пятидесятичетырех, тридцати двух, и даже двадцати четырех карт, которые используются для такихигр как Вист, Мост, Скат, Покер, Реми, Пикет, и другие. Двадцать две карты СтаршихАрканов были полностью устранены из большинства игральных колод, за исключениемДжокера, искаженной формы Дурака Старших Арканов. Козырные карты, весьма напоминающиеБольшие Козыри Таро, могут быть найдены, однако, в игральной колоде популярной вЦентральной Европе, названной Тарок (Tarock).
Рука об руку с расширением использования младших арканов Таро в игральныхцелях пошло и пренебрежение этими самыми пятьюдесятью шестью картами студентамиоккультизма, которые, начиная с Элифаса Леви в девятнадцатом веке, начали концентрироватьсвое внимание почти исключительно на двадцати двух символических картах старшихарканов. Автор расценивает эту тенденцию как понятную, но неудачную ошибку. Вселеннаяи человек (который является Вселенной в миниатюре) состоит из двух главных измерений.Первым из них является внешнее, или меньшее измерение, состоящее из аспектов, явленныхнам нашими ощущениями, отраженных нашими чувствами, оцененными нашим мышлением ипредугаданных нашей интуицией. Наряду с этим внешним, постижимым, действительныммиром мы можем также признать существование другой, намного более таинственной,но бесконечно более богатой сферы бытия, которую с точки зрения психологии Юнгамы могли бы назвать обителью архетипов коллективного бессознательного. Первое иливнешнее царство - то, изображенное пятьюдесятью шестью картами младших арканов,в то время как второе или внутреннее царство обозначено двадцатью двумя символическимикартами старших арканов. Вместе они составляют полное, свободное, и неразделенноесимволическое представление из макрокосмической и микрокосмической действительности.Попытка со стороны некоторых оккультистов и мистиков проигнорировать эти пятьдесятшесть карт по большей части происходит из их склонности уйти в таинственный внутренниймир этой тайны и, в то же самое время, пренебречь видимой, понятной стороной внешнегомира и их личного космоса. Это и есть наше намерение - показать природу и отношенияэтих двух областей существования так, как демонстрирует нам Таро.
Как правило, мы можем сказать, что пятьдесят шесть карт младших аркановпредставляют внешнее я или индивидуальность человека, в то время как двадцать двекарты старших символизируют тайное королевство внутреннего я или индивидуальность.Эти два следуют за отдельными, но связанными законами операции, символизирующимисяв Таро несколькими способами, из которых система чисел может быть упомянута здеськак особенно интересный пример. Младшие арканы - строящиеся на основе чисел четыреи десять, так как есть четыре масти с десятью пронумерованными картами и четырьмякартами двора в каждой. Старшие арканы основаны на числах три и семь, посколькуэти двадцать две карты могут наиболее полезно быть разделены на три септенера плюснулевая карта, которая бросает вызов классификации, или 3x7 = 21 +0. Можно такжеотметить, что у каждой масти младших арканов есть четырнадцать карт, и что четырнадцатьчисло, данное Е.П. Блаватской в Секретной Доктрине как количество манифестации:"дважды семь, общая сумма." С другой стороны, числа три и семь, когдасложены вместо умножения дают нам число десять, которое является числом сефиротна каббалистическом Древе Жизни. Это можно взять как указание на то, что принципчисел три и семь, проявленных в Старших Арканах, описывает структуру божественныхсил в вещах, тогда как принцип чисел четыре и десять, представленных в Младших Арканах,символизирует естественный, или созданный, аспект бытия; первый относится к жизни,последний указывает на форму.
Так как главной целью Таро является помощь в самопознании, нам необходимосмотреть на карты прежде всего с точки зрения их связей с психическими функциямии принципами в человеческой душе. Таким образом, десять пронумерованных карт и четырекарты двора четырех мастей младших арканов вместе соответствуют четырем основнымфункциям сознания как описано Юнгом; а именно ощущению, чувству, мышлению и интуиции.В то же самое время, мы должны иметь в виду, что двадцать две символических картыСтарших Арканов – это представление глубинных изображений, или архетипов, в коллективномбессознательном.
Одним из самых древних, и также самым полезным символическим представлениемличности человека является круг, пересеченный ровно начерченным крестом. Эта жемодель используется также для зодиакального круга и для ежегодного календаря, разделенногона эти четыре сезона равноденствиями и солнцестояниями, которые, будучи соединеныпрямыми линиями, формируют крест внутри круга. Алхимики и маги древних использовалиэту четверичную классификацию, говоря о четырех магических "элементах"Земли, Воды, Огня и Воздуха и обращаясь к четырем алхимическим веществам Ртути,Сере, Соли, и Воде. Эта вечно возвращающаяся структура четверки также использоваласьЮнгом в его классификации психологических типов и, что еще более важно, функцийчеловеческого сознания.
В юнгианских терминах требуется немного воображения для того, чтобыпризнать, что древний "элемент" земли, когда понимается в психологическомотношении, походит на функцию ощущения, в то время как вода означает эмоции, огонь- мышление, а воздух - интуицию. Аналогия может далее быть расширена, чтобы включитьчетыре масти Таро, таким образом связываем пентакли с функцией ощущения, чаши счувством, Мечи с мышлением, и жезлы с интуицией. Точно так же четыре карты дворакаждой масти могут в свою очередь быть приравнены к вышеупомянутым психологическимфункциям. Таким образом, мы можем рассмотреть следующие аналогии:
Масть Таро | Функция сознания | Элемент | Алхимия | Карта двора |
Пентакли | Ощущение | Земля | Соль | Паж |
Чаши | Чувство | Вода | Вода | Королева |
Мечи | Мышление | Огонь | Сера | Рыцарь |
Жезлы | Интуиция | Воздух | Ртуть | Король |
Только справедливо указать, что когда дело доходит до соотношениячетырех древних элементов к четырем мастям Таро, многие ученые часто находятся вразногласии друг с другом. Папюс и Кейс сопоставляют масть жезлов огню, а чаши воде, но Кейс отождествляет пентакли с землейи мечи с воздухом, тогда как Папюс связывает мечи с землей и пентакли с воздухом.Разногласие, существующее между этими двумя выдающимися оккультистами, может бытьвзято как пример разных мнений среди студентов Таро относительно соответствий. Затопочти всеми признано, тем не менее, что независимо от того, связана ли масть жезлов с воздухом или огнем, она воплощаетболее тонкую — и поэтому более мягкую, так же как и более призрачную функцию сознания,чем масть мечей. И также почти несомненно, что масть пентаклей связана с физическойжизнью и с материальными проблемами, по сравнению с эмоциональными особенностямимасти чаш. С помощью пентаклей мы имеем дело с вопросами, касающимися восприятиячерез ощущения; с чашами мы вовлечены во взвешивание и реактивную функцию чувства;с мечами мы оказываемся в царстве анализа через мышление; и с жезлами мы двигаемсяв мир интуиции, которая является внутренним предчувствием вещей во всем их количестве.Полезность системы соответствий, использующей четыре юнговских функции сознания,чтобы описать качества четырех мастей Таро, таким образом, очевидна.
Если мы визуализируем четыре масти младших арканов как четыре секторакруга, мы могли бы в свою очередь предположить, что двадцать две символических Козырныхкарты старших арканов - это связи, соединяющие центр круга с его периферией, малочем отличаясь от спиц, соединяющих обод колеса с его центром. Колесо - больше чемслучайное изображение, когда используется в связи с Таро. Многочисленные студентысчитают, что слово Таро представляет анаграмму латинского слова «Rota», что значит колесо. Используяэту аналогию, мы могли уподобить центр колеса нулевой карте (Дурак) старших арканови соотнести двадцать одну Козырную карту со спицам, или частями спиц колеса. Картыстарших арканов - фактически, переносчики или транспортеры изначальной психическойэнергии, исходящей из центра нашего существа к его периферии, где она становитсярассеянной и ей дозволяется свободно перемещаться между четырьмя функциями. Онисимволизируют психологические потенции, которые несут впечатления от внешнего нашейличности в бессознательное, и наоборот, проведение модификаций внутренней силы коллективногобессознательного к сознательному уровню нашего бытия. Таким образом, совокупностьсамости, с центром везде, а окружностью нигде, представляется нам по структуре какбольшое колесо, или Rota,также известное как Таро.
Как указывалось, старшие арканы состоят из двадцати двух карт, пронумерованныхот одного до двадцати одного и, кроме того, включая самую таинственную карту безчисла, обладающую потенцией ноля и именем "Дурак". Эта карта была причинойбольшого разногласия среди студентов Таро. Некоторые поместили её в самый конецряда под номером двадцать два, в то время как другие вставили её между двадцатыми двадцать первым арканами. По-видимому, намного более логичное положение было назначеноДураку учеными Таро некогда знаменитого ГерметическогоОрдена Золотой Зари, которые поместили эту карту в самом начале ряда из двадцатидвух карт, подтвердив бесспорный математический факт, что ноль прибывает преждеединицы.
Дурак, или нулевая карта во многих отношениях является наиболее важнойи самой мощной из карт колоды Таро, поскольку он символизирует первозданный источникдуховного и конечную судьбу всех возможностей и проявлений человечества. Она обозначаетАльфу и Омегу проявления, Ничто, из которого появляются все вещи и в которое ониобращаются в конце времен. Будучи символом этой основной беспричинной причины, итаким образом совершенно абстрактной и несуществующей в природе, эта карта обозначаетглупость мирского. С точки зрения духа все земные приобретения не имеют смысла;дорога к земным достижениям ведет в никуда, ничего не значит, и заканчивается ничем.Мудрость мира – глупость для богов, и, наоборот, Божественная Мудрость появляетсякак глупость для людей, которые, забыв их собственное божественное наследие сталипростыми людьми вместо сыновей богов. Весьма легко понять, почему непосвященномуДурак, или оригинальная духовная потенция, показалась бы воплощением бесполезностии глупости. Все внешнее - обман, и только в центре большого кругового танца создания,где Дурак еще стоит в неподвижном покое, мы находим то, что он не обманывает проявлениями,потому что он более не проявляется, но он есть. Чарльз Вильямс, в его восхитительномэзотерическом романе «Большие Козыри», наиболее проницательно описывает числа колодыТаро как выполнение постоянного кругового танца большой запутанности, в пределахкоторого Дурак занимает неподвижное положение центра, вокруг которого вращаетсявесь танец.
Из таинственной точки оригинального и окончательного единства, символизируемогонулевой картой, или Дураком, исходят три потока, или спицы, каждая из которых состоитиз семи карт старших арканов, вместе составляя двадцать один. Первая из них (I-VII, или от Мага к Колеснице) обозначаетобласть творческих полномочий, или причин в пределах коллективного безсознательного,второй септенер (IIX-XIV, или от Силы к Умеренности)состоит из представлений законов, согласно которым исконные полномочия первого септенеранаправлены к проявлению. В-третьих, последний септенер (XV-XXI, от Дьявола к Миру) символизирует результаты или завершения конкретныхпроявлений первых семи полномочий, поскольку они появляются в своем реализованномили дифференцированном состоянии.
Перевод Юлия Трусова (Kseona)