ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Старшие арканы Таро, используемыекак иллюстрации в этой работе, разработаны известным оккультистом и магом А. Э.Уэйтом, и выполнены художником Памелой Коулмэн Смит. В дальнейшем широкое употреблениеполучила универсальная колода Таро Уэйта, вышедшая в подарочном исправленном издании с новой окраской Мэри Хэнсон-Робертс,задуманная Стюартом Р. Кэплэном, но сохранившая оригинальный дизайн колоды Уэйта,или Райдера. У этих карт есть дополнительное преимущество в том, что они были разработаныопределенным образом, с учетом символических каббалистических соответствий, связанныхс Древом Жизни. Единственное и главное различие между этой колодой и некоторымипоследующими изданиями – это то, что Сила - аркан VIII (ранее XI), а Правосудие- аркан Xl (ранее VIII). Соответствие арканов путям Древа Жизни взято из системыЗолотой Зари, которой придерживаются большинство современных магов, включая А. Э.Уэйта и Пола Фостера Кейса.
Тот, кому нужно начать путешествиеочень рано, должен подняться на рассвете и внимательно взглянуть на восток. Тогдаон почувствует определенные знаки, напоминающие послания, которые проникают сквозьнебо и появляются над горизонтом. Эти яркие образы подобны буквам, с помощью которых Бог создал небеса и землю.
Зогар
Таро является настоящей философскоймашиной, которая удерживает ум от блуждания, в то же время оставляя ему свободу;это математика, приложенная к Абсолюту, союз позитивного с идеальным, лотерея мыслей,столь же точных, как числа, возможно простейшая и величайшая концепция человеческогогения. … Одинокий узник, лишенный всех книг, кроме Таро, мог бы за несколько лет,если он знает, как им пользоваться, приобрести всеобщее знание, мог бы говоритьобо всякой проблеме с несравнимой эрудицией и неиссякаемым красноречием.
Элифас Леви
ВВЕДЕНИЕ
Даже самый случайный наблюдатель, вероятно, отметит, что двадцатьдва изображения старших арканов Таро несут образность уникальной психологическойсилы, которая странным образом пробуждает неожиданные прозрения и проблески сверхчувственногомира. Многие люди после покупки колоды карт Таро оказались необъяснимо привлеченык этим образам; и после того, как позволили им проникнуть в свое сознание, пережилиподлинное наводнение ума и эмоций прозрениями, чувствами и идеями необычного и захватывающегохарактера. Те, кто впоследствии пользовался одним из теперь уже весьма многочисленныхпопулярных руководств по Таро, узнали, что у этих двадцати двух карт Козырей естьсвязь с таинственной и уважаемой системой мистических знаний, известной как Каббала,и что карты получают большую часть своих символических значений и пробуждающих качествв соответствии с положением на каббалистической модели, известной как Древо Жизни.
Тайны Каббалы, намного более чем таковые из Таро, хранились в трепетеи почтении большим количеством людей в течение очень долгого промежутка времени.Авторитетная литература, имеющая дело с Каббалой, до весьма недавнего времени, быласлишком глубокомысленной, слишком технической, и слишком дорогой для обычного читателя;следовательно, некоторые изучающие оккультизм имели тенденцию уклоняться от этогов целом. В дополнение к этим очень практическим препятствиям исследованию Каббалыбыли и многочисленные другие причины для нежелания многих погрузиться в эти знания.Больше чем любая другая мистическая система, Каббала, кажется, освобождает с чрезвычайнойскоростью и властью различные психологические силы из бессознательного изучающихее, и этот факт заработал ей не полностью незаслуженную репутацию быть несколькоопасной наукой. Далее, рассматривая бесспорный факт, что многочисленные маги-практики,некоторые из сомнительных намерений и эксцентричного поведения, пытались использоватькаббалистические учения для своих целей, легко понять, почему многие благонамеренныелюди из страха быть связанными с колдовством, посвятили свои усилия другим, предположительноменее испорченным, мистическим дисциплинам.
В течение прошлых трех десятилетий двадцатого века западный мир испыталфеноменальный интерес ко всему мистическому, волшебному и тайному. Одним из удачныхпобочных продуктов этой приливной волны было ослабевание проницательности со стороныстудентов относительно так называемых опасностей практического оккультизма и прикладноймистики. Возможно, в эру мировых войн, водородных бомб, все более и более реальныхопасностей загрязнения среды, и прочих дополнительных фактов, являющихся свидетельствомбесчеловечности века науки и разума, интеллектуалам всех возрастов стало легче отступитьот научного рационализма и, в ходе этого отступления, менее бояться магии с ее частонепонятыми, но очень широко разрекламированными ужасами. Действительно, отношениек магии подверглось значительной либерализации; наиболее известные маги-практикитеперь вообще расцениваются не более, чем безвредные энтузиасты или, в худшем случае,яркие дилетанты. В то время, как у нас нет намерения обсуждать достоинства и опасноститайных искусств, нет никакой причины в эти дни для того, чтобы избегать Каббалыкак своего рода оккультной чумы.
Среди людей, обладающих в должной мере каббалистическими познаниями,часто можно встретить тех, кто кажется скорее наслаждаются глубокомысленностью итак называемым эзотеризмом соответствующей литературы; они продолжают указывать,что Каббала была и есть не для масс и должна быть сохранена для немногих избранных.В рядах этих эзотериков мы находим и набожных евреев, и нееврейских каббалистов,все они находятся в согласии, предполагая, что прежде, чем студент сможет воспользоватьсякаббалистической системой, необходима большая предшествующая подготовка характера,интеллекта, и духа. Независимо от достоинств такого подхода, теперь он может бытьне оправданным. Кто предположил бы со всей серьезностью в настоящее время, что любоймужчина (и, конечно, женщина!) может изучать Каббалу, ведь он должен быть женатым,сорока лет, и иметь полный живот? Такие запреты, возможно, были подходящими дляобраза жизни стесненного семнадцатого столетия, но они являются совершенно неподходящимик условиям жителей мегалополисов Америки или Европы двадцать первого столетия. Речьне о том, что утверждение о необходимости определенного уровня подготовки в ходетаких исследований и практики само по себе безосновательно! Отнюдь нет. Дураки иворы всегда найдут дорожку поближе к священным тайнам, и многие новички испытываютпобуждения выгнать их, мало чем отличаясь от Иисуса, как сказано, изгнавшего торговцевиз храма. После более глубокого анализа каждый находит немногих из тех, кто участвуетв преднамеренном искажении и сокрытии мистического знания. Система подлинного мистицизманеизбежно обладает своей собственной действенной защитой против любого реальноговторжения в его тайны дилетантов или людей со злыми намерениями. Эта защиты илиограждения основаны на всеобщей основной тенденции каждой подлинной системы тайнк умалению человеческого эго и последовательному возвышению более высокого Я, котороеявляется более безличным, альтруистическим, и всеблагим по своей природе и деятельности.Таким образом, мы не должны бояться, что эгоистичные, жадные, и те, кто жаждут удовлетворениябесчисленных желаний человеческого эго, найдут в Каббале источник силы для достижениясвоих целей. Если они, возможно, рискнут зайти во внешний двор тайного храма ДреваЖизни, ограниченность их собственной личности заставит их уйти в спешке и разочаровании.Следуя древнему наставлению не метать бисер перед свиньями, мы могли бы ответить,что свинья всегда предпочитала кукурузныезерна жемчужинам! Никто из тех, кому известно об изобилии предположительно духовныхи тайных систем, не может отрицать, что сегодня выбор является действительно большим,и таким образом у метафизической свиньи появятся небольшие трудности в выборе подаваемогоблюда в соответствии с её вкусами.
Каббала не только для знающего и набожного; она для всех нас. Какбольшинство других систем подлинной мистики, она походит на океан, в котором маленькийребенок может охладить свои ноги на мелководье, тогда как в то же самое время глубоководныйныряльщик сможет проникнуть вглубь на много морских саженей в поисках затонувшегосокровища. Без сомнения верно и то, что в былые дни ученые раввины, которые охранялиКаббалу как величайшую драгоценность их веры, настаивали, что только лишь специалиств Торе, или Законе, мог бы быть сочтен достойным коснуться Каббалы. Может быть полезнопонять, что божественный закон должен, по необходимости, носить универсальный характер.Приверженцы любой веры порой не могут овладеть им и жить в соответствии с его предписаниями,приобретя квалификацию каббалиста. Обучение само по себе редко приводит к мудрости,которая является основой внутренних поисков мистика. Точно так же обычная религиозность,с ее частой уверенностью относительно слепой веры и твердых моральных кодексов,не может быть должным образом расценена как правильное предварительное обучениепоследователями мистицизма. Чаще всего, такие религиозные убеждения и практика становятсясамоцелью, вместо того, чтобы привести приверженца к обретению более глубокой способностипроникновения в суть и высшей мудрости, не говоря уже о мистическом союзе с БожественнойСилой.
Есть и другие причины, почему Каббалу нужно рассматривать уникальноподходящей потребностям не только решительных искателей божественного света, нотакже и занятых мужчин и женщин обыденного мира и оккультистов, уверенно увлеченныхистинным мистическим путем. Многое из того, с чем мы соприкасаемся посредством метафизическихи оккультных исследований, пока удалено от событий и интересов повседневной жизни,поэтому увлеченность ими уводит кандидата дальше и дальше от практических и должныхзабот существования. Хотя мы и чувствуем в себе все большее влечение к таким оккультнымтеориям, растущее в геометрической прогрессии с увеличением знания, мы все же ощущаемнекоторую нереальность, или по крайней мере непрактичность такого рода науки. Когдав очень многих книгах подобного рода мы читаем о формировании солнечной системы,циклах и связи движения планет и галактик, одухотворенных Логосом и населенных разнообразными сущностями, или когдапогружаемся в сообщения таинственных Тайных Вождей, направляющих развитие мира изГималаев или пустыни Гоби, мы чувствуем, что нас это захватывает, хотя подобныеутверждения и абстрактные исследования, как и упражнения в фантазии в лучшем случаетолько косвенно связаны с жизнью, которой мы живем сегодня.
Это возражение, однако, не может быть применено к нашей нынешней теме:система Каббалы практически проявляется в старших арканах Таро. Эта система, особеннокогда она понимается и практикуется как наука внутренней реализации, имеет самуюбольшую и самую очевидную пользу и практичность, которую только можно вообразить.Универсальный глиф Древа Жизни - символ такого общего применения, что каждый мыслимыйфакт, идея, и жизненные действия могут быть легко связаны с ним и таким образомполучить такой уровень сакрального смысла, который обычно недоступен для человеческоймысли. Кроме того, Древо Жизни, как показано арканами Таро, позволяет индивидуальномусознанию испытать ряд духовных переживаний, и все это на основе столь великолепноразработанного плана, что он постепенно ведет душу от поверхностности в глубины,от путаницы к пониманию; более того, даже от человеческого к божественному. У наснет намерения здесь обсуждать объединение двух внешне независимых друг от другадисциплин Каббалы и Таро с целью расширения и углубления понимания души посредствоммедитации: этого предмет мы коснемся в основном тексте. Однако, можно привести некоторыеобщие замечания:
Одно из многих объяснений таинственного слова Таро - то, что оно взятоот египетских слов Тар, что означает "Путь", и Ро, Рос, и Рoг, что вместеозначает "Королевский Путь Жизни" или "Королевскую Дорогу".Легенда говорит нам, что спустя некоторое время после уничтожения мистерий античностии до начала Темных веков, некоторые мудрецы собрались в Фесе, в Марокко, и там придумалиили создали то, что можно было бы назвать учебником в картинках, в который они собралив символической форме оккультное учение и мистический опыт, содержащий в себе сокрытыетайны. Вероятнее всего, у этой легенды нет никакой фактической основы. Тем не менее,она говорит о многом. Рисунок стоит тысячи слов; и если изображение влияет архетипическимии изначальными образами на бессознательное человека, исследование и созерцание такойкартинки действительно может привести к серьезным переживаниям в преобразованиипсихики. Это фактически имеет место с арканами Таро. Понятно, почему во все временаони связывали людей, имеющих с ними дело, своими чарами и тайнами. Каббала, с еебольшой символической схемой Древа Жизни, служит той же, хотя более всеобъемлющейцели. Может быть поэтому эти две дисциплины, Таро и Каббала, были объединены, чтобыдостигнуть, или по крайней мере продвинуться к цели, которой они обе посвящены?
Таро и Каббала удовлетворяют двум главным целям. Во-первых, они сохраняюти передают тайную философию, учение особой природы. Во-вторых, они обе вызываютопределенные сознательные и бессознательные отклики в душе студента, который научилсянаблюдать и размышлять о символах. Именно эта вторая общая цель привела к объединенномуиспользованию Таро и Каббалы для занятий медитацией.
На последующих страницах мы в основном сосредоточимся на том, чтов каббалистической терминологии называют "Путем Делания" или путешествиеминдивидуального сознания вверх по Древу Жизни, таким образом углубляя свою собственнуюсвязь с его истинными корнями в божественности, или в мире психологических архетипов,если использовать терминологию К. Г. Юнга. Пути, число которых двадцать два, символизируютсядвадцатью двумя старшими арканами, которые могут служить иллюстрациями или красочнымипредставлениями духовного опыта, представленного путями. Медитируя над определеннымарканами Таро, мы, таким образом, можем призвать в нашу индивидуальность, или принестив наше сознание опыт, который в свою очередьсхож с опытом соответствующего пути на Дереве Жизни. Так как цель этой работы состоитв том, чтобы помочь кандидату в его медитации по картам и в выявлении наиболее глубокихаспектов такой медитации, все описания Древа Жизни, или колоды Таро, непосредственноне связанные с этой целью, были опущены. Поэтому десять сефирот описаны только кратко,но пути, соединяющие сефирот, рассматриваются детально. Много других аспектов, связанныхс Древом Жизни, таких как четыре мира, путь Молнии, Бездна, Клипот, и многие другие,или не упомянуты вообще или упомянуты только в контексте размышлений о духовныхсвойствах путей. В то время как эти упущения были бы непростительны в любой другойработе, независимо от того в какой степени ученик имел дело или с Таро или с Каббалой,на подобное возможное осуждение автор ответит тем, что в коротком руководстве каббалистическоймедитации по арканам Таро большая часть опущенного материала была бы сбивающей столку новичка и, в то же самое время, избыточной для закаленного студента Каббалыи Таро.
Возможно среди тех, кто в этой маленькой книге мельком увидел великолепиеКаббалы, могут быть некоторые, кто захочет проникнуть более глубоко в ее философию,космологию, психологию, и мистику, подойдя к ее более глубоким проблемам с рвениемстудента и страстью новичка. Случайно может даже получиться, что некоторые уже искушенныев глубоких тайнах Каббалы и хорошо познакомившиеся с захватывающим миром Таро найдутнекоторое вдохновение или пробуждение на тех страницах, которые последуют дальше.Прежде всего, однако, можно надеяться, что людям всех слоев общества и каждой возрастнойгруппы, религиозного убеждения, и философской ориентации, обладающим степенью рвения,с которой они могут приблизиться к бездонной тайне своего собственного внутреннегосущества, могла бы существенно помочь практика управляемой медитации, которую здесьпредставляет автор. До недавнего времени тайные и духовные движения, так же каки отдельные изуающие, очень страдали из-за нехватки практической работы в интересующейих области. К счастью Новый Эон, Эра Водолея, многое меняет. Оккультизм, реальнаямагия и практическая мистика заменяют своеобразные учебники тайн, которые приводилив восторг искателей девятнадцатого и началадвадцатого века. Оккультизм изменяется в характере, приобретая качество открытости.Магия становится скрытой, но все скрытые вещи, могут стать простыми и открытьсятем, кто идет Королевской Дорогой во дворец и храм королевской мудрости души. Можетбыть, эта книга окажет помощь тем, кто совершает это паломничество!
Перевод ЮлияТрусова (Kseona)