Глава 8. Шаманская Америка

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества

Глава 8

ШаманскаяАмерика:

Древнийфундамент американской культуры

Былопоэтически сказано, что никакой человек не остров. Самопознание, индивидуация —эти современные выражения Гнозиса не достигаются в вакууме, а в культурном исоциальном контексте. Такой контекст неизбежно обладает своими собственнымигеографическими, этническими и историческими корнями, без которых и сам процессиндивидуации, и ее психологические свойства становятся размытыми. Несмотря насегодняшние разговоры о глобальной или всеобщей духовности, важно признать, чтони духовность, ни самопознание не могут начаться в общем масштабе, а скореедолжны брать свое начало и расти в определенном культурном контексте. Мы должнытакже признать, что лучшая гарантия от вторжения в наши жизни пагубных аспектовбессознательного – выявление и установление определенной причины наших проблем.Бессознательное подобно океану, как и океан, оно обладает колоссальнойэнергией, но для того, чтобы его силы действовали в конструктивной манере, онодолжно находиться в определенных условиях.

Необходимознать, что контекст нашей культуры важен для нас, и что на него существенноопираются наши психические процессы. Мы не живем и действием исключительно всвоем личном изолированном пространстве эго, но при этом мы не обитаем внеобъятности всей планеты. У каждого из нас есть культура, история, среда инеобходимый фон, на которомразворачивается наша собственная алхимия. На языке алхимии мы могли бы сказать,что наша культура – реторта, где происходит наше преобразование. Поэтому мыобязаны вникнуть в природу и характер этой реторты, и тем самым поспособствоватьпродвижению нашей трансформации.

Американскаякультура не началась с того момента, как Колумб шагнул на континент. Посколькукаждый ребенок имеет наследственность, древняя Америка с ее коренными жителями– это наследственность культуры, установленной в более поздние времена. Однимиз самых замечательных событий последних десятилетий стал растущий интерес многихлюдей к культуре коренных американцев, часто называемых индейцами. Применяяпсихологические термины к культурному контексту, можно было бы сказать, чтокоренные американцы были в течение долгого времени основными носителями тенибелой цивилизации во многих странах американского континента. Концепция тени кнастоящему моменту так хорошо известна, что нет необходимости объяснять ееподробно. Достаточно обозначить, что с точки зрения психологии тень -отверженная часть индивидуального психэ, которая, тем не менее, остаетсяприложенной к эго, точно так же как и тень остается приложенной к физическомуобъекту. Тень содержит двойственные или нежелательные элементы психэ, которымразрешили уйти в царство теней бессознательного. Пока она не поднята на поверхностьсознания, она преследует индивидуальное психе и пагубно влияет на него.

Вполневероятно, что по крайней мере в Соединенных Штатах, тень коренного жителяАмерики сейчас интегрируется в сознание, что способствует индивидуацииколлективного психэ. Полезно отметить, что в Европе, которая не была затронутаиндейской культурой, и где люди увлекались чтением романтической литературы о"благородных дикарях" древнего Запада, вымышленных племенах Апаче имогиканских воинах, это был предмет исключительно положительного проецирования.Сам К. Г. Юнг любил эти элементы древней Америки, с которыми у него былавозможность соприкоснуться. Хорошо известно о его встрече и длительной дружбе сруководителем индейцев штата Нью-Мексико. Другой интересный случай рассказанученицей Юнга Марией Луизой фон Франц. В своем дневнике она сделала записьследующей беседы:

Некогда я призналась Юнгу, что егопсихологические открытия и его отношение к бессознательному казались мне вомногих отношениях сходными с самыми архаичными религиями, например шаманством,или религией индейцев Наскапи, у которых нет ни священнослужителей, ниритуалов, они просто идут к своей мечте, в которую верят, следуя за"бессмертным великим человеком в сердце". Юнг ответил со смехом:"Прекрасно, тут нечему стыдиться. Это - честь!"

К. Г. Юнг, каки другие европейцы и большинство нынешних жителей Соединенных Штатов не имелиникаких отношений с людьми, участвовавшими в прошлом серьезном конфликте междукоренными и белыми американцами. Онимогли бы услышать от своих прабабушек и прадедушек несколько неприятныхрассказов о нападениях на обозы, идущие на запад, убийствах мужчин, женщин идетей, сожжении ферм, изнасиловании женщин и похищении детей. Еще несколькодесятилетий назад много пожилых людей могли перечислить такие события. Проекциятени в эту область не происходит без причины. Не так уж и давно конфликт междуамериканскими культурами был жестким, грубым и стоил многой боли и гнева обеимсторонам. Полезно учитывать, что эти воспоминания о злодеяния белых, наряду с событиямиу ручья «Раненое колено»,оставили свой психический отпечаток печального и сильного курса американскойистории. Это было не только кровавым конфликтом коренных американцев и белыхпоселенцев, но также столкновением обычаев и религий их родных культур. Коренные традиции ужаснули европейцев исоздали могущественную тень в коллективном американском психэ. Когда испанецБернардо Диас написал о своем первом столкновении с жертвенными алтарямиацтекской империи Монтесумы в его работе «Завоевание Новой Испании», европейцыне могли не быть шокированы описанием храма, покрытого с пола до потолка кровьючеловеческих жертв, где всюду стоял сильный неприятный запах человеческойкрови. Как говорят, история всегда пишется победителями и представляет их точкузрения, нет никакого опровержения сведений о тысячах человеческих жертв,приносимых ацтеками и некоторыми другими коренными культурами во временаИспанского Похода. С тех пор, как стало известно, что многие подобные жертвыбыли принесены и другими странами, легко увидеть, что эти методы носили подтекстгеноцида. В одно и то же время празднуются юбилеи Христофора Колумба ивысказываются обвинения в геноциде в сторону испанских генуэзских адмиралов.Подобные сравнения могут помочь установитьобъективную картину.

Сознание неувеличивается с односторонним видением. Даже с точки зрения американскихпоселенцев девятнадцатого века был нанесен незаконный ущерб коренномунаселению, поэтому безосновательные оправдания существующей эры свидетельствуютоб этой односторонности. Несмотря на необузданный оптимизм в душах многихжителей Соединенных Штатов, относительно краткая история этой страны, как и любаядругая национальная история, наполнена горем, жестокостью и конфликтами.Глубокие раны коллективного психэ неизлечимы, как бы старательно их не пыталисьлечить. (Например, можно также вспомнить серьезную травму гражданской войны,братоубийственное эхо которой все еще часто посещает нацию.) Цель существующегоанализа не состоит в том, чтобы принять одностороннюю позицию защиты ценностидревней Америки, а скорее сознательно понять те пути, которыми шаманскаякультура коренных жителей пришла в психический фон существующей культуры и какэто может в дальнейшем повлиять на ее развитие.

Коренныеамериканцы стали символом архаичного, теневого я, древней и, главным образом,амбивалентной составляющей нашего культурного наследия. Угнетение духа коренногоамериканца было сильным; на самом деле даже большим, нежели угнетение духатемнокожих африканцев, насильственно привезенных из их родной Африки в Америку.Последствия этого подавления на коллективном психологическом уровне значительны.После выхода фильма «Похороните мое сердце в Вундед Ни» и растущего интереса киндейской духовности и шаманству, есть опасность появления печального чувства вины за прошлуюнесправедливость и юношеской ностальгии по событиям, пережитым только ввоображении. Эго иногда реагирует на давления неудобной ему бессознательнойтени враждебностью и в других случаях печальной сентиментальностью. Перваяреакция также бессмысленна, как и вторая.

Все женынешняя симпатия к коренным американцам важна прежде всего потому, что онауказывает на появление, или по крайней мере на предпосылки подавления теневойстороны бессознательного нашей культуры. Во тьму должен быть принесен в свет, итайное должно стать явным; только тогда душа может обрести целостность. УроженцыАмерики не незнакомцы, с которыми плохо обращались и которыми пренебрегали ихродственники в доме американской культуры. Они не дикие иностранцы, а благородныестарые соседи, с которыми мы сначала боролись, затем преследовали, и наконец забыли.Несмотря на их внешнюю неприметность и числовое меньшинство, эти благородныестарые соседи могут внести большой вклад в культуру и коллективный разум и дух.Архетипы, которым несколько сотен лет, старые символы архаичного бессознательногона самом деле сильны и устойчивы.

Символическаядействительность - странная и дикая земля, где древние образы порой обладаютсильнейшей выживаемостью, в то время как более поздние символы и знакирассеиваются в пустоте. Возможно, тотемы из перьев и ритуальные трубки мира окажутсяболее живучими, нежели звездно-полосатый флаг? И в то время, когда гордыйамериканский геральдический орел утомится в своем полете, он может передатьэстафету величественному крылатому змею Кетцалькоатлю, который обретет новуюформу и смысл, представ на архетипических крыльях? Архетипы древней Америки немертвы, они снова могут пробудиться от векового сна и привнести своюсимволическую мудрость и живучесть в хрупкую структуру нашей культуры. Еслинаше отношение к ним лишено агрессии с одной стороны, и чувственнойромантизации с другой, то эти архетипы могут все еще действовать на нас какносители целостности, проводники духовных истин того времени.

Архетип Кетцалькоатля

Несколькопримеров архетипических мотивов могут проиллюстрировать природу этой задачипсихо-духовной ассимиляции. (Читатель направлен за дополнительной информацией куважаемым источникам архаичных американских рассказов, таких как «Примитивная мифология»Джозефа Кемпбела, и работе «Маски Бога». Я бы советовал читателямконсультироваться с достоверными источниками, работами по культурологии,мифологии и религии, а не черпать информацию в модной, но поверхностнойлитературе, имеющейся в большом количестве в настоящее время.)

У культуры доколумбовскойЦентральной и Южной Америки есть много важных мифов, которые хранят полезные и спасительныетайны для современных людей. Во многих отношениях эти культуры были удивительносложны и своеобразны, хотя и нуждались в технологических и психологическихмеханизмах. (Например, у Инков не было колеса и никакого письменного языка, заисключением вязания узлов) Из этих культур прибыл один из самых великих местныхархетипов, бог-герой Кетцалькоатль, который впервые появился где-то вЦентральной Мексике, но позже стал почти универсальным божеством Центральной ичастично Южной Америки. Имена этого бога-героя менялись, но на различных языкахони означали "пернатый змей".

Большинстволегенд, документов и памятников изображают Кетцалькоатля в человеческом облике.Таким образом, он был человеком, змеей и птицей одновременно. Студентумифологии эта комбинация скажет о многом.

Люди частопытаются объединить принципы земли и огня (тело является земным, в то время какжизненная сила или душа представляется как огонь). Змея, будучи земноводным,выступает как водный символ, а птица как символ воздуха. Эти четыре элементавместе в одном существе составляют в целом полный тетраморфный четырехкратныйобраз целостности. Этот символ сразу идентифицирует Кетцалькоатля какпредставителя парадигмы индивидуализированного эго, богочеловека, подобногоархетипу Христа, которого Юнг связал с центральным архетипом психэ, Самостью.Юнг часто говорил, что образ спасителя в различных религиях, включая христианство,символически соотносился с образом целостности, известным как Самость.

Как и Иисус,Кетцалькоатль был сыном небесного отца и непорочной женщины, а один из егосамых торжественных титулов звучал так: "рожденный от Девы".Испанские священники, которые стали главными летописцами этих древних религий,записали много странных историй о Кетцалькоатле. Каждый писал, что он былбелым, пришедшим с севера, обладал сильным лбом, длинным носом, большими глазамии ниспадающей бородой. Он носил митру на голове, длинную белую одежду,украшенную маленькими крестами держал серп в руке. Другие писали, чтоКетцалькоатль способствовал внедрению плавки металла, резки драгоценных камнейи ковки металлических предметов. Эти странные описания свидетельствуют о том, чтоКетцалькоаль может быть представлен как епископ, жрец и алхимик, который,властью священного огня может сломать грубую руду физической природы и яснопоказать ее красивые и полезные свойства. (Mирча Элиаде в своей работе поалхимии определяет кузнецов как первых алхимиков.) Как иерофант, носящий митруна голове, Кетцалькоатль был священнослужителем и алхимиком, который превращаетхлеб и вино в божественную плоть и кровь.

ОКетцалькоатле также говорят, что он учил людей, что все плоды, окропленные егокровью, были съедобными. Согласно древнему календарю он родился в день СемиТростников, а умер в день Одного Тростника. Этот любопытный факт можетсимволизировать сведение семи к единице, или восстановление воедино семичастей. Тайное учение часто делит человека на семь элементов, которые нуждаютсяв интеграции. (Более детально миф о Кетцалькоатле см. у Джозефа Кемпбелла, также у Джеймса М. Прайса и Менли Холла в «Тайные учения всех времен» [Secret Teachings of All Ages])

Как змея,Кетцалькоатль купался по весне и строил могущественные подземные лабиринты игроты, где жил в течение долгого времени. В память об этом во многих храмах,посвященных его культу, были сложные подземные ходы и помещения, в соответствиис записями служившие залами инициации. Он был также великим магом, великимнекромантом. Он творил чудеса и даровал удивительные способности своимпреемникам. (Посвященные обычно устанавливают "апостольскую"преемственность некоторого рода, как показывает опыт многих культур.)Кетцалькоатлю также приписывают изобретение иероглифического метода письма, атакже владение языками. Качества архетипического жреца весьма очевидны. Учитьговорить и писать – значит дать средства ясно сформулировать бессознательное,принести содержание из темных областей ума в сознание. Тот, кто не можетговорить, тот меньше, чем человек, в то время как тот, кто говорит красиво изначительно - больше чем человек. Следовательно, словесное выражение –божественный акт.

Как вбольшинстве героических мифов, у Кетцалькоатля также был соперник, известныйкак Тецкатлипока, лорд темноты и ночного колдовства. Тецкатлипока решил,отравить Кетцалькоатля, чтобы избавить себя от него. Обманным путем ему дали яд замедленного действия.Когда он понял, что умирает, Кетцалькоатль ушел из своего храма в Туле [Tulla],приказав, чтобы его дом был сожжен, и направился к морю, чтобы отбыть. Деталиего смерти - наиболее очаровательные фрагменты всего мифа. Сопровождаемый музыкантами,юношами и девушками, все из которых несли вруках цветы, Кетцалькоатль направилсяк Холуле [Cholula], где остался в течение некоторого времени, пока яддействовал и он медленно умирал. За час до своей смерти, он благословляетчетырех молодых людей, сопровождающих его, и отсылает их домой, передав им своитайны, и надежды ожидать его возвращения в будущем.

У легенды оКетцалькоатле есть определенные общие черты с историей Диониса, который такжеотправился к морю в окружении восторженных дев и юношей, а затем исчез. Что всеэто означает? Кто этот таинственный жрец, который является сразу человеком,змеей и птицей? Откуда он явился; что сделал по пришествии; когда и как онвернется? Предположений и теорий множество, но они мало применимы. Некоторыеговорят, что Кетцалькоатль был рожден звездой в пространстве, искуснопутешествующей среди галактик, которая может вновь когда-нибудь сойти с небесна пламенной колеснице. Другие говорят, что он явился из таинственной иобреченной Атлантиды, с земли, погребенной в волнах, и что он принес магию ибожественный свет с затонувшего континента на Запад. Но разве звезды внутри нассамих, и небеса души не велики в той мере, чтобы объяснить тайну Кетцалькоатля?Кроме того, разве не в нас самих великий архетипический континент, погруженныйв воды бессознательного, на глубину, где живет царь Нептун и морские нимфы? Табольшая, внутренняя, сакральная Атлантида является великой в той мере, чтобы послужитьродиной великого Кетцалькоатля и принять его снова, когда он отойдет отсмертных берегов. Бесспорно одно: в истории Кетцалькоатля великий миф обучителе и мессии был явлен нам опять. В нем мы можем разглядеть сходства сХристом, Гермесом, Дионисом, Oсирисом и другими героями-богами. Глубина этогомифа велика, и его архетипическая власть сильна. Многие черпают вдохновение вэтой истории божественного изгнания, и многие пленены этим мифом до сих пор.Древняя Америка дала нам миф такой возвышенной архетипической природы, которыйможно сравнить только с самыми великими мифами Греции, Египта и кельтов.

Трикстер, архетип народа Равнин

В то время какмогущественные империи майя, ацтеков, инков и другие культуры Мексики,Центральной и Южной Америки оставили нам весьма немало мифологических ирелигиозных источников, то же самое не может быть сказано относительно племен,населяющих Великие равнины Северной Америки. В течение многих столетий эти людибыли кочевниками. Бедные и технологически отсталые, они часто изо всех сил пыталисьвыжить. В второй части восемнадцатого столетия они достигли в некоторой мерематериального и культурного богатства и власти, благодаря новому сильномусоюзнику - лошади. Испанские завоеватели Мексики импортировали европейскуюлошадь в Новый Мир. Некоторые из этих лошадей одичали, и их потомствособиралось в большие стада мустангов, которые тогда мигрировали к северу.Народы Равнин приручали этих мустангов и делали из них верховых лошадей.Обзаведясь лошадьми, уроженцы равнин стали жестокими воинами и умелымиохотниками на буйволов, хозяевами прерии. Подвижность, священное векамигерметическое качество сознания стала великим источником психологических икультурных сил среди этих людей. Поэтому недолгая слава охотников и воиновможет быть приписана подвижности их лошадей, в то время как большая частьвласти и славы нашей текущей цивилизации относится скорее к лошадиным силамдвигателя внутреннего сгорания. (Каждый задается вопросом, будет ли эта славатакже недолгой?)

В то время каклегенды ацтеков и майя поднимают много любопытных вопросов, и многонеправдоподобных и спекулятивных теорий, никто не может всерьез связать легендыплемени команчей, и индейского племени "черноногих" с мистическойАтлантидой, или с видоизмененным учением буддистских миссионеров из Азии. Этинароды по рождению были почти без исключения истинными представителямиархаичного, первобытного человеческого психе, ближе к таинственномубессознательному источнику человеческой жизни, поскольку они были ближе к землеи солнцу.

Боги народовРавнин редко собирались в структурированный пантеон. Боги и духи были скореенеопределенными силами, редко оцениваемыми как сильные или слабые, и не всегдаобладающими определенными признаками или ролями. Поскольку архетипыколлективного бессознательного могут определенно сказываться на росте иразвитии человеческого эго, также и боги архаичного человечества все еще взначительной степени вне иерархии, без особых полномочий и областей влияния.Может быть полезно напомнить, что это описание архетипических духовныхверований древних народов не предназначено стать клеветой на их культуру.Излишняя разрозненность духовных систем приносит с этим соответствующую потерюистинной нуминозности. Определенная категория богов не делает их более илименее божественными. Чем больше люди узнают о Боге, тем меньше они познают его.Архаичная духовность ближе к источнику, ближе к изначальной божественной основебытия, нежели ее более дифференцированные преемники. Как только появилась высокаястепень психологического разделения, почти невозможно возвратить основы,доступные менее дифференцированному сознанию. Поэтому для сегодняшней культурыможет быть чрезвычайно трудно понять отчасти простую, неструктурированнуюдуховность, найденную среди местами выживших ранних культур, таких каксибирские племена, аборигены Австралии и некоторые индейские народы. В то времякак эти два пути отклоняются в разные стороны, современные американцы все еще могутпонять особенности архаичной американской духовности и приспособить ее кнынешним культурным и психологическим потребностям. Такая адаптация иассимиляция требует твердой почвы в современной архетипической культуре, такойкак устойчивая надежная структура эго.

Одна из наиболееважных и потенциально полезных архетипических фигур коренных народов СевернойАмерики – трикстер (плут). Дух обманщика, особенно популярный в индейских мифахплемени "черноногих", является божественным духом, обычноскрывающимся в теле животных. Боги животных часто появляются в индейских мифах,и они обычно символизируют архетипическую власть, направленную к определеннойцели. Трикстер - странный образ героя, защитника слабых, борца со злом ипрактикующего фарс, вредительство и странные шутки. Обманщик имеет много имен вразличных странах и племенах: на Тихоокеанском Северо-западе он - Ворон; народыРавнин определяют его как Койота; в то время как среди индейцев племени"черноногих" он известен как Паук. Мифы изображают его время отвремени как создателя мира и человечества. В этих примерах он вызываетсотворение мира путем некоторого естественного феномена посредством озорстваили нечаянной шалости. Даже сам мир создан как побочный продукт некоеговредительства. Трикстер часто появляется в творчестве разных народовнепосредственно в образе шутника. Фигура плута в разных обличьях присутствует врассказах африканцев (например кролика, как в историй Кролика Брю, рассказаннойафриканскими рабами в Америке), в то время как в Европе плут появляется какРейнард Лис, а также как Синяя птица. Тем не менее, архетип трикстера былнаиболее ясно и впечатляюще выражен именно народами Северной Америки. В своейработе, посвященной этому архетипу, К. Г. Юнг объединяет трикстер с тенью. Итрикстер и тень помогают росту и развитию психэ. В конце концов, и тень и плутизменяются до уровня своей противоположности; и вместо того, чтобы бытьтревожными и пугающими элементами, угрожающими сознанию, они становятся помощникамии избавителями эго. Юнг подкреплял эту позицию тем фактом, что впсихологической природе многих мудрых людей присутствовал элемент трикстера; ив самом деле, они часто сами действовали как плуты. Е. П. Блаватсткая,Гурджиев, и ранние святые Альбертус Магнус и Тереза Aвила - все они проявляликачества, подобные трикстеру. Алан Уоттс, упоминая древнюю веру, часто говорил,что сам бог - шут, вечно играющий в прятки с самим собой. Всемогущество,говорил Уоттс, подразумевает самоограничение власти, а самоограничение в своюочередь включает самообман. Мудрость архаичной протопсихологии древних народовможет вернуть в наше сознание эту древнюю истину еще раз. В представлениинарода Равнин, плут имеет чрезвычайно важное значение. Как символ анархии,беспорядка, беззакония и вызова власти, он может стать проблемной илиугрожающей фигурой цивилизованному обществу.

В своей работе,«Архетипы коллективного бессознательного», Юнг говорит: Любой, кто принадлежит сфере культуры, которая ищет совершенную странугде-нибудь в прошлом, должен чувствовать и противостоять очень необычной фигуретрикстера. Он - предшественник спасителя, и подобно Богу, он и человек иживотное одновременно. Он является и глупцом, и сверхчеловеком, животным ибожественным существом, главная и самая тревожная особенность которого - егобессознательное состояние.

Американская культура нуждается в интеграцииподавленного архетипа трикстера. Строгий и торжественный тон кальвинизма ирелигиозная ориентация слишком сильно повлияли на формирование и поддержаниеамериканской культуры (См. Главу 9), не уделившей внимание фигуре плута. Но всеже, как свобода может быть эффективной без этого архетипа? Свобода влечет засобой способность быть игривой, смешной и даже безответственной. Художники,пророки и творческие люди часто живут за пределами твердых параметров и душногосоответствия социальных ролей и правил, произвольно определяя необходимые имнормы и этику работы, основываясь все на том же архетипе. Открытие вновь духатрикстера может помочь нам восстановить нашу культуру мастерски и творчески, неговоря уже о стимулировании ее духовной стороны. Архетип трикстера, взятый измифов коренных американцев, конечно же всерьез достоин нашего внимания.

Вызывание экстаза

Другой элементиндейского духовного наследия, которому уделялось немного внимание донастоящего времени – это изменение сознания посредством методов стимулированияэкстаза. Община шаманов общалась с духовным миром наиболее часто путем транса,экстаза, ударов барабана, танцев и употребления психотропных веществ, которыевводили шамана в мир духов или богов. Белым американцам, считавшим посещениецеркви и высушивание длинных проповедей сущностью истинной религии, идея изначальнойдуховности, основанной на измененном сознании сознания, вероятнее всегоказалась пугающей и чуждой. Однако, согласно гностическим евангелиям, самахристианская религия была когда-то тайным учением, в котором изначально употреблялисьразличные средства изменения сознания. (То же самое относительно Индуизма иЗороастризма, с их Сомой и напитком Хаомы.) Просветление и изменение сознанияпутем употребления различных веществ, упражнений йоги, холотропного дыхание, ит.п., были универсальной практикой эффективной религиозной жизни в определенныепериоды истории. По крайней мере, одной из особенностей этих методов было то,что они очень обогатили религию, и их потеря представляет потерю для всейкультуры, причем это было признано многими учеными. Mирча Элиаде, например,сказал, что одна из особенностей современного мира - исчезновение любыхзначимых обрядов инициации. Много эффективных инструментов инициации в своюочередь также исчезли.

Различныерастительные вещества традиционно использовались коренными американцами, чтобывызвать высшее или восприимчивое состояние, в котором тайны духовных миров моглибыть получены и оценены. Одним из самых употребляемых растений, котороесветским путем нашло применение в белом обществе, являлся, безусловно, табак.Племена, жившие к югу от Великих озер выращивали табак, и считали это растениесредством вступления в контакт Великим Духом. Курение табака, как дым древнегосвященного жертвенного алтаря возносил молитвы, просьбы и пожелания людей кнебу. То же самое вещество использовалось при важных встречах, чтобы продемонстрироватьсерьезность намерений, и для того, чтобы обсуждения могли идти без гнева ибеспокойства. Красивые мифы описывают божественно-человеческое происхождение табакаи его использования.

Табак обладалмногими мистическими свойствами, одним изкоторых была возможность открыть двери в страну сновидений. Считалось, что есличеловек курил перед сном, сновидения, полученные под воздействием табака, былияркими и легко вспоминались. Интересно отметить, что два основоположникасовременной интерпретации снов, Фрейд и Юнг, были посвящены курению табака, ичто их сны способствовали открытию новой области психологии. Возможно, сейлюбопытный факт доказывает, что священное использование веществ изменениясознания может все еще сохранить свой магический эффект, в то время как те жесамые вещества, введенные в тривиальное или светское использование, не толькопотеряют свой священный эффект, но и могут оказать разрушительное действие. Этотпринцип может быть отнесен к использованию многих веществ. Например, вино, каксвященный напиток в Иудаизме и Христианстве, принесло много вреда, когда сталоупотребляться вне священного контекста.

Другие методыизменения сознания также использовались среди коренных народов американскогоконтинента. Танцы, барабаны, вдыхание не только табака, но и древесного дыма,наряду с употреблением многих трав и грибов все использовались в священныхцелях. Наиболее заметный и трагический пример этого - известный танецпризраков, введенный пророком Уовокой, который получил в божественномоткровении особый танец для того, чтобы дать его людям. Форма и ритм этого танцабыли уникальны. Как говорит его название, у этого танца был духовный подтекст;считалось, что танец возвратит индейцев из царства мертвых и восстановит былоевеликолепие индейской жизни, в то время как "белые" исчезнут с земли.Знаменитый вождь, бывший восторженным призрачным танцором, был убит армиейтрупов прямо после завершения танца.

Значениемспиритуализма очевидно пренебрегают в современном американском обществе.Возрождение психоделических веществ и их частое использование в духовных целяхс 1960-ых и в 1970-ых выдвигают на первый план именно эту потребность. Еслитакие потребности не будут удовлетворяться мудро и проницательно в свете дня,то они будут процветать в темноте ночи среди мятежных контркультур инарушителей закона.

Влияние Шаманской Америки

Все это яснодает понять, что многие отличительные особенности древней или шаманской Америкиглубоко затронули белую культуру большинства, которая вытеснила ее в тень. В своемпутешествии по Соединенным Штатам Юнг пришел к выводу, что психическое влияниекоренной культуры все еще велико. Хотя внешних доказательств присутствиякоренных народов почти не осталось, тайным, сокровенным путем древние образы ипсихологические архетипы продолжают влиять на нашу культуру.

Пример этоговлияния – тот факт, что американские демократические институты в большей мере обязаныкоренному населению, нежели любым европейским нововведениям. В то время какгерметическая духовность и идеология Просвещения, как мы говорили, былафактором психологической мотивации основателей американской республики,организационная структура индейцев послужила моделью для того, чтобы провести вжизнь эти идеалы. Федерация Ирокезов, объединяющая племена севера, дала основателямАмерики структуру колоний, объединенных в национальную систему. ТомасДжефферсон, Бенджамин Франклин и Джордж Вашингтон оказывали поддержку индейцами внимательно изучали их идеи. Отсюда может быть сделано превосходное предположение о том, что покатаинственный и герметический дух основателей республики не потеряет своей силы,влияние коренных народов будетпродолжаться. Варварское и жестокое отношение к ним в более поздние времена выросло изкультурного потока, очень отличающегося от идей отцов-основателей. (Читательнаправлен к превосходному исследованию этого предмета антропологом ДжекомВитерфордом под названием: «Дары индейцев: Как американские индейцыпреобразовали мир».)

Продолжениевлияния шаманского потока в американском психэ также подтвержденомногочисленными историческими событиями в нашей истории. Один из примеров -сильный индивидуализм, который засел в нашем коллективном психэ. Народы СевернойАмерики, хоть и жили племенами, ориентировались к своего рода индивидуализму.Более того, у них процветал шаманизм. Согласно авторитетному мнению MирчеЭлиаде, шаманы - герои индивидуации сознания и проводники экстаза. Глубиныамериканского психэ по крайней мере предоставляют кров большинству шаманов иохотников, воинов и торговцев. Великие коллективистские идеологии этогостолетия, включая анархизм, марксистский социализм и коммунизм, были всегдачужды душе американского народа. Такие потоки в основном шли из Европы ипроцветали прежде всего среди недавних иммигрантов. Ценность и сила личностивсегда были основой мышления людей этой земли, и это может быть близко связанос забытой, но все еще имеющей мощное влияние, архаичной психикой.

Другую сильнуюшаманскую тенденцию, неоднократно выраженную в нашей культуре, можно было бы назватьявлением спиритуализма. Первоначально возникнув среди религиозных групп, такихкак шейкеры и спикеры, крупное движение спиритуалистов середины девятнадцатоговека стало основным воплощением шаманизма в современной культуре. Разговор сдухами невидимого мира, часто с употреблением различных средств, - явление классическогошаманизма во всех частях света. Это явление продолжало проявляться в формемножества сообщений о связи с пришельцами в течение 1950-ых, продолжившихся в1970-ых и 1980-ых. Как отмечалось, психоделическая революция 1960-ых также былавдохновлена древним шаманством. Несмотря на свои злоупотребления, эта эра разожглабольшой творческий, психический и духовный пыл в культуре, который еще не угас.

Все эти потокиобъединяет одно: хотя они искренне связаны с шаманством, они испытываютнедостаток в защите и контроле той традиции, в которой они пребывали в древнемобществе. Ответственность за успех или неудачу таких действий строгонакладывается на конкретного практика. Это обстоятельство приносит опасности,когда практик обладает небольшим психическим развитием.

Наконец, нашешаманское наследие также нашло отражение в земной духовности последних лет. Каки приверженцы богини Геи, защитникиэкологии охраняют требования коренных американцев как свою собственную модель.Как это имеет место быть с очень многими популярными веяниями, это движениетакже нуждается в осторожном исследовании и оценке. Нет сомнения в том, чтокоренные американцы уважали землю и обладали мифологической основой для этого.К тому же, нужно помнить, что это уважение никогда не принимало яростную форму,как это часто происходит среди современных энтузиастов. Имя, преимущественноиспользуемое среди коренных американцев для обозначения земли, - это "мать",но этот термин не несет в полной мере значения "мать-земля",используемого поселенцами и несущего в себе темные хтонические тенденции. Крометого, нужно помнить, что Солнце всегда представляется в древних учениях как"отец" и рассматривается как равное земле. (Друг Юнга вместе со своимнародом считал своей обязанностью делать поклонение «отцу нашему Солнцу» каждоеутро.) В целом, мало оснований для того, чтобы считать коренного американцапоследователем матриархального земного вероисповедания с эклектичнымподтекстом.

Что же тогдаотносительно почтения земли вне индейских ассоциаций? Как красива фраза"наше родство с матерью-землей"! Они заставляют нас думать оплодородных полях, пышных лесах и текущих реках. Тем не менее, есть и опасноститакого отношения к земле. Мы - культура, в значительной степени отчужденная отземли. В результате нашего господства над этим элементом, мы потеряли связь сним. Из-за нашей самоизоляции от земли и природы, мы склонны идеализировать ее,переносить психологические проекции, которыечасто являются неуместными. Поэтому мы не в состоянии видеть темную сторонуприроды, ужасающие аспекты земли, бескомпромиссные, жестокие и порабощающиеаспекты красивой, но все-таки опасной стихии на планете. Да, мы живем на этойземле; да, мы должны ответственно относиться к естественной матрице, в рамкахкоторой мы существуем. Иначе мы будем неблагоразумными птицами, оскверняющимисвое собственное гнездо. Но мы не должны забывать, что гнездо не то же самое,что и птица. Эзотерические и экзотерические традиции объявляют, что земля неединственный дом для людей, и что мы не росли как сорняки из почвы. В то времякак наша материальная оболочка действительно скорее всего возникла на этойземле, наша внутренняя сущность не отсюда. Иной взгляд помещает нас за пределывсех известных духовных традиций и отделяет нас от знаний провидцев и мудрецов всехвремен. Будучи по своему мудрыми, коренные американцы имели пусть и небольшуюсвязь с этим богатым духовным наследием.

ДревняяАмерика, шаманская Америка, еще с нами, и она может многому научить нас, хотяэти знания могут отличаться от наших представлений о них. Теперь, когда это учениевышло из тени, мы должны понять его сознательно. Это необходимо нам и духамнаших культурных предков.

Зимой 1973 года в США произошло настоящее вооружённоевосстание: индейцы захватили городок wounded knee (раненое колено) и два споловиной месяца отражали осаду властей. Против индейцев бросили хорошообученные отряды спецназа, но те ночью вырезали значительную часть солдат, иоставшиеся в живых наотрез отказались продолжать осаду — неслыханный факт всовременной истории! С индейцами установил контакт лидер американскихкоммунистов Гэс Холл. Ему удалось вывезти из осаждённого городка списоктребований индейцев к государственным лидерам. Главными требованиями восставшихбыли проведение ревизии соглашений между американским правительством и индейцами,а также внесение изменений в законодательство, в части, касающейся выхода изсостава США.

англ.trickster— обманщик,ловкач, в мифологии, фольклоре и религии— божество, дух, человек или антропоморфноеживотное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, неподчиняющееся общим правилам поведения. Образ трикстера взят Юнгом из мифологииамериканских индейцев племени Виннебагос, в котором этот образ ярко выведен вотдельного персонажа.

Jack Weatherford, IndianGivers: How the Indians of the Americas Transformed the World

Пер. Юлия Трусова

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину