Глава 9. Герметическая и Пуританская Америка

Стефан Хёллер

Алхимия Свободыдля современного общества

Глава 9

Герметическая и Пуританская Америка:

Противоположности нашего общества

Современнаяобщественная арена Соединенных Штатов характеризуется нестройным многозвучиемперекрикивающих друг друга голосов, причем каждый из них желает статьподлинным, истинным голосом этой страны. С левой стороны социополитическогоспектра большинство голосов находится под влиянием европейских идей концадевятнадцатого и двадцатого веков. Я подразумеваю под этим прежде всегодиалектический материализм Маркса и Энгельса в нескольких его вариациях, в томчисле переосмысленный Лениным. Появившаяся на свет в Западной Европе иприплывшая вместе с обедневшими и беспокойными интеллектуалами-иммигрантами вСоединенные Штаты, марксисткая мысль стала почти нормативом для американскихлевых. Хотя коммунистическое движение в США никогда не приобретало статус какойбы то ни было значимости, а различные явно социалистические группы оставалисьза бортом общества, марксизм и криптомарксизм все еще пребывает среди нас, иему не угрожает опасность исчезновения. Возникает искушение повторитьтрагикомическую шутку, что в скором времени коммунизм и его союзники полностьюисчезнут с лица земли, и его следы уцелеют лишь в определенных американскихуниверситетах и в некоторых кругах нью-йоркских интеллектуалов.

Напротивоположном конце спектра часто затейливо смешиваются протестантизмдевятнадцатого века или фундаменталистское христианство с одной стороны иэкономическая перспектива Промышленной революции с другой. Поскольку левыеприкрываются избитыми лозунгами о защитебедных и другими человеческими ценностями, это приводит к установке традиций,обычаев и семейных ценностей, взятых из трудовой этики прошлого столетия,половой дискриминации и угнетению почти любого кто не согласен с подобнымитезисами.

Между этимиполюсами образуется много оттенков мнений и различных последователей,склоняющихся к той или иной крайности. Соединение этих противоположностей всвою очередь поощряется, развивается и до некоторой степени сдерживаетсягосударственной системой, которая старше и умнее, чем любой из цветов социополитическогоспектра. Однако, эта правительственная система, основанная на независимоститрех ветвей власти, - исполнительной, законодательной и судебной, функционируетна основе конституции, принятой в восемнадцатом столетии, - в эпоху, когдаидеологии, а также достоинства и недостатки нынешнего общества еще не былиявлены.

Так какова жетогда истинная Америка? Кто скажет об этом? Есть ли у свободной страны, обителисмелых, земли возможностей, у нации Статуи Свободы истинный голос? Услышим ли мы сквозь многочисленные крикиединственный голос этой земли и этой культуры? Поняв всю важность этихвопросов, и используя все доступные и полезные источники информации, эта главапытается на них ответить.

На мой взгляд,есть три Америки. Первой является Древняя, или Шаманская Америка, описанная вглаве 8. Второй является Герметическая Америка, к которой обращается эта глава.Третьей является Пуританская Америка, которая в большинстве своем действовалакак противостоящая сила Герметической Америке, и она также будет рассмотрена вэтой главе.

Чтобы получитьпонятие Герметической Америки, мы должны вернуться далеко назад в историю, калександрийскому периоду поздней античности. Тогда греческий бог Гермес, сынЗевса, посланник богов и покровитель знания и торговли, был архетипическиобъединен с египетским богом Тотом, покровителем мудрости, писцом богов иуправителем преобразования. Результатом этого объединения стала великолепнаясистема мистического Гнозиса, духовно близко связанного со школой христианскогогностицизма. Появился обширный и глубоко вдохновляющий блок мистическойлитературы, поэтически обращенной к Гермесу-Тоту, и предназначенной облегчитьдуховный поиск, преобразование и способствовать освобождению человеческой души.

Влияниегерметического наследия утвердилось и несколько раз вновь заявляло о себе вистории Западной культуры. После глубокого влияния на раннюю христианскуюмистическую мысль в первые четыре века Нашей эры, герметизм вернулся вновь впятнадцатом веке и согласно историкам, таким как покойная Фрэнсис Йейтс, был ответственен задуховный аспект такого выдающегося культурного явления, как Ренессанс.Герметические письмена, привезенные в Италию из Византии, были переведены подпатронажем принцев Медичи и их содержание было распространено средиинтеллигенции Европы такими людьми как Фицино, Пико делла Мирандола и ДжорданоБруно. Таким образом, Средневековье завершилось шумом начавшегосяГерметического Ренессанса. (Был и другой, намного менее духовный "гуманистический Ренессанс". Он былознаменован, главным образом, возрождением классических наук.)

ГерметическийРенессанс был в самом расцвете, когда Колумб прибыл в Америку. Он процветал вАнглии во время Елизаветы I, а следовательно непосредственная этническая икультурная родина Северной Америки была полностью "герметической",когда начала свое колониальную экспансию в мире. Герметические инеогерметические потоки были быстро перенесены из Англии в Америку иподкреплялись эмиграцией в Новый Мир европейских эзотериков герметическогонаправления, таких как немецкие розенкрейцеры Центральной Европы. Начиная слорда Бэкона, ученого времен Елизаветы и герметического философа, и ЙоханесаКелпиуса, немецкого оккультиста, мистическое влияние главным образом герметическогопроисхождения утвердились в недавно основанных колониях Северной Америки.

Ко времени аАмериканскойРеволюции Герметический Ренессанс в значительной степени сросся с изначальнофранцузским движением Просвещения. Королевские дворы Франции, Австрии, России,и немецкие принцы были посвящены в герметическое искусство и учение. Поэтомуглавы Американской Революции, особенно ее интеллектуальное крыло, ведомоеБенджамином Франклином, были преисполнены духом Герметического Просвещения.

Основателиамериканской республики создавали образцово-показательное правительство, донастоящего времени невиданное в истории, республику, основанную на философииГерметического Просвещения с определенными изменениями, необходимыми тойисторической эпохе, мудрости Corpus Hermeticum идругих герметических трактатов. Так Гермес попал в Америку. Возможно, кнеудовольствию некоторых, эта глава настаивает на том, что главнымвдохновителем американской республики был не Моисей или Иисус, и даже не св.Августин или св. Фома Аквинский, а скорее древний Гермес Трисмегист. Гермес,который выжил среди алхимиков, магов, розенкрейцеров, масонов и французскихфилософов-просветителей, пересек Aтлантику на своих крылатых сандалиях и присутствовална первых собраниях Континентального Конгресса, возвысив в своих руках кадуцей.

Нет сомнения,что мистическое герметическое масонство сыграло огромную роль в созданииреспублики на противоположной стороне Атлантики в 18 веке. Эмиссар французскихколонистов-революционеров Бенджамин Франклин был ярым масоном, который имелтесную связь с ведущими представителями этого братства в Ложе Девяти Сестер воФранции. Там он встретил уже пожилого Вольтера, а позже присутствовал намасонской поминальной службе в его честь. Ложа Девяти Сестер почитала не толькоВольтера, но и Лафайета, принца Шарля де Рохана и философа Гельвеция. Она былаизвестна своей мистической и герметической направленностью, возглавляемаякогда-то Куртом де Жобеленом, одним из самых ранних толкователей тайногозначения карт Таро. В то время как многие вели себя дипломатично иосторожно, не высказывая открыто своих убеждений, Франклин свободнописал в письмах о своей связи и преданности герметической традиции.

Наименееисторически уместны, но представляют наиболее символический и архетипический интересдва таинственных случая, связанные с основанием республики. Оба относятся кпринятию национального флага. Таинственный человек, никогда не упоминавшийся поимени, но часто называемый"Профессором", как говорят, внезапно оказался в комитете рассмотренияпроекта национального флага в 1775 году. К нему относились с большим уважениемВашингтон и другие высокопоставленные члены комитета, он имел признакизнакомства с Франклином. Этот человек остановился на некоторое время уФранклина, и по слухам сделал предсказание относительно предстоящего признанияновой американской нации различными правительствами мира. Эта история,основанная на сообщениях свидетелей, рассказана Робертом Алленом Кемпбеллом вкниге «Наш флаг». Еще больше известен случай о появлении таинственногонезнакомца во время подписания Декларации Независимости, который выступил своодушевляющей речью, побудив тем самым подписать этот документ даже тех, ктоизначально выступал против. В заключение, как говорят, он произнес: "Богсоздал Америку для свободы!" Легко посчитать эту фразу красивой метафорой.Однако, архетипические образы часто появляются в неожиданных и схожихситуациях, и эффект их появления обычно внушителен и долговечен.

Передоваястатья в журнале «Теософ» (Мадрас, Индия, 1883) подписанная Е. П. Блаватскойсодержит следующие строчки: "все же бесспорно, хотя это и личное суждение,что несколько Братьев Розового Креста... действительно принимали видное участиев американской борьбе за независимость. У нас есть документы на этот счет, идоказательства эти находятся в нашем распоряжении". Эти слова одной из основных фигурэзотерического возрождения конца девятнадцатого века, имеющей отношение иосведомленной о деятельности многочисленных тайных обществ герметичногопроисхождения, не должны быть так легко отвергнуты.

Герметическая Америка

Теперьвозникает вопрос: Каково содержание этого герметического учения, переданногооснователям американской республики в различных кругах герметического,розенкрейцерского и масонского Просвещения? Чтобы ответить на этот вопрос, мыкратко обозначим те герметические принципы, которые имеют непосредственноеотношение к основанию американской республики.

Первым из них,привнесенных в ткань нового Содружества наций от Герметического Просвещения,было разделение церкви и государства. Этот принцип был неслыхан в любой частимира или в любом правительстве во время основания Соединенных Штатов. СогласноКонституции, ни одна религия не признавалась государственной. Согласно законуправительство полностью освобождало себя от вмешательства религии. Самымбольшим из того, что религиозные меньшинства могли ожидать от других государствдо этого момента, была "толерантность". Это значило, что приофициальной поддержке установленной ими государственной религии, власти будутснисходительно переносить (tolerare значит "переносить" на латыни)причастность некоторых лиц к религии иной. Опытным образцом толерантныхмонархов был без сомнения Фридрих Великий. Он произнес известные слова: «Позвольтекаждому спасаться на свой собственный манер», хоть и поддерживал ЛютеранскуюЦерковь Пруссии. Основатели американской республики явно выходят за эти рамки.

Обычноеоправдание теории о разделении церкви и государства в Америке состоит в том,что в те времена несколько религий процветали в различных колониях, и не былоничего лучше, кроме как сделать религиючастным вопросом и тем самым предотвратить потенциальные разногласия. Однако,учитывая герметическое влияние, привнесенное основателями, можно предположить,что это не было единственной причиной такого решения. ГерметическомуПросвещению в целом было необходимо не просто отсутствие религиозной борьбы;скорее оно чувствовало, что что-то глубоко неправильно в богословиисуществующих религий нашей культуры, и поэтому ни одна из этих религий недолжна быть поддержана. Проблема была не в том, что никто не знал, какая именноиз религий была правильной, а скорее в том, что многие знал, или по крайнеймере подозревали, что все они были неправы.

Одним изглавных разногласий между Герметическим Просвещением с одной стороны иразличными ветвями христианства и иудаизма с другой было понятие Бога. Весьхристианский и мир тогда вместе с иудеями был сторонником теизма, веры вединого Бога-создателя, мирового судью, который лично управляет своим творениемв каждый момент времени. В глазах герметических философов Просвещения этопонятие имело не только теоретические недостатки, но также и повлекло за собойопределенные практические беды, такие как божественное право правителей,присутствие религиозных стереотипов в обществе и многие другие. Если Бог активновмешивается во все дела мира и людей, можно легко предположить, что этот самыйБог воздействует на существующую правительственную и социальную структуру, игосударство должно провести в жизнь законы Бога, чтобы Ему угодить. Исходя изразделения церкви и государства, мы можем предположить, что основатели СоединенныхШтатов не поддерживали такого Бога.

Мужчины иженщины Просвещения были в основном не теисты, а скорее деисты. Деистыпризнавали Высшее Существо как источниктворения и вершителя судеб всех существ и Вселенной, но они были убеждены, чтоэтот Высший Разум активно не управлял Вселенной и не вмешивался в делачеловечества. Это был внешний Бог, герметикам и гностикам также известный времяот времени как Deus Absconditus,"Бог ушедший". (Эзотерики различных школ и исторических периодоврасходятся между собой в этом вопросе. Вышеупомянутая Е.П. Блаватскаярешительно опровергала теистическое понятие Бога.) Неортодоксальные религиозныепредставления многих отцов-основателей не были только вопросом личного мнения:Бенджамин Франклин даже написал литургию для новой религии, основанной надеистических, герметических принципах, и послал копию этой литургии Жану ЖакуРуссо, который в свою очередь принял ее с удовольствием и, по-видимому, содобрением.

Второйотчетливо герметической особенностью американской республики была теория о трехветвях власти. Хотя это не очень хорошо известно, Соединенные Штаты были иостаются действующей конституционной избирательной монархией, в которой монарх(называемый "президентом") имеет намного более широкие полномочия,нежели существующие конституционные монархи Европы. В то время, когдасоздавалась Конституция, были даже серьезные дебаты, что президент долженназываться "Недостижимая Высота", указывая на монархический характердолжности. (Избираемый монарх республики ранее не встречался в истории; дажереспублики Венеции - выдающийся пример.) Герметическое учение никогда не былопреобладающе республиканским, хотя оно и было настроено против абсолютныхмонархий. Фактически, абсолютные монархии были отжившим явлением в Европе;Священная Римская Империя, восходящая ко временам Шарлеманя, не была абсолютноймонархией, а скорее представительским мистическим и мифическим объектом. Монархив герметической системе понимались как олицетворение абстрактной бесконечнойвласти, в противовес конечной власти деистического Бога. Вероятно, что люди,поклоняющиеся традиционному образу Бога Иеговы, вряд ли создали бы такую схемугерметического правления. Тем не менее, сторонники герметизма знают, что людисклонны присвоить себе полномочия и привилегии, которые должным образомпринадлежат только истинному, конечному Богу. Такое поведение делает людейархонтами, что означает "переходный, или вторичный правитель" сподтекстом узурпации. Абсолютные монархи, против которых ГерметическоеПросвещение боролось во время американской Революции, воспринимались какархонты, а не как истинные представители духовной власти.

Теория оразделении властей на три ветви - исполнительную, законодательную и судебнуюпредотвращает концентрацию безграничной власти в руках одного человека илигруппы людей. Такое правительство напоминает не что иное, как структурууправления Масонской Ложи, с ее тремя правящими офицерами, где Мастер Ложизанимает свой пост посредством выборов. Другая важная герметическая идея,отраженная в основании Америки - это источник легитимности правительства. ВЕвропе тех времен подразумевалось, что источник законности - это воля, или«каприз Бога». Однако, основатели Америки решили, что воля людей, или"справедливое согласие управляемого" - исток законностиправительства.

Здесь мы вновьнаходим важный герметический принцип. Начиная с александрийского Египта,герметическое учение всегда давало высшую богоподобную власть и достоинствачеловеческой души. Человеческая душа - особое творение Бога, она имеетбожественное происхождение и несет в себе его частицу, поэтому как таковаяникогда не может быть подвергнута внешней власти. Человек был создан как некто,заставляющий события происходить определенным образом, а не как пассивныйисполнитель божественной воли. Как независимые люди, граждане могут заключитьконтракт друг с другом, чтобы создать сообщества, такие как государство и нация,а не обязаны оставаться игрушками навязанных им правителей. (ТеорияОбщественного договора Руссо также послужила источником вдохновения для этойособенности американского правления.)

Наконец, нужнорассмотреть герметический принцип алхимического взаимодействия и объединения противоположностей. Этот принцип,в большей мере, чем любой другой, нашел свое отражение не только в американскомправительстве, но и во всей истории Соединенных Штатов. Герметическоемировоззрение объявляет, что жизнь – процесс трансформации. Поэтому жизнь неможет быть управляема, а скорее должна регулироваться. С этой точки зренияправительство походит на мастера алхимического искусства, который отслеживает ходпроцесса, но не вмешивается в него. Чем меньше вмешательства правительства впроцесс жизни государства, тем лучше. Если граждане могут получить собственныйисточник дохода, развивать отрасли, профессии и участвовать в бизнесе так, какони того пожелают, то процесс идет правильно. Следовательно, политические,социальные и экономические силы, словно алхимическая Соль, Сера и Ртуть,свободно взаимодействуют друг с другом. Результат - рост, преобразование ираскрытие бесчисленных скрытых потенциалов благотворной природы. Руководящийпринцип этого процесса – отнюдь не мелочный, одержимый и тиранический БогВетхого Завета, а скорее Гермес, как управитель бытия, помощник и мудрыйалхимик, преобразовывающий мир.

Пуританская Америка

В отличие отгерметического духа, есть и другой элемент американской жизни, которой в корнеотличался и действительно был противопоставлен герметическому Просвещению. Этойпротивостоящей идеей стал пуританизм,или кальвинистская протестантская форма христианства. Различными способамипуританизм стал образом жизни, значимой силой, влияющей на общественную жизньна протяжении всей американской истории.

Пуританскаясоставляющая американского общества берет свое начало в Англии. Она идет постопам Жана Кальвина, теократического тиранаЖеневы, который, как известно, бросал людей в тюрьмы за такие преступления кактанец, и по стопам вдохновленного ученика Кальвина Джона Нокса в Шотландии.Английские пуритане стали причиной многих бед в их родной стране. ОливерКромвель, сторонники которогобезжалостно казнили Короля Чарльза I, установил теократическую диктатуру,запретил праздновать Рождество, когда старая добрая Англия озарялась всемицветами и оттенками красоты. Этот жестокий и скучный режим был в конце концовсвержен восстановленной монархией палаты Стюарта, и пуританские друзья Кромвелявсе больше осуждались обществом. Многие из них решили переплыть Атлантику, гдестали известны как пилигримы [Pilgrims] и вошли в народную легенду посредствомпервого Дня благодарения и других историй.

Пуритан помнятв идеализированной литературе и искусстве как несчастных иммигрантов, ищущихрелигиозной свободы, отсутствующей на их родине. Но на самом деле они сами отказывали в этойсвободе столь часто и столь долго, что были изгнаны со своей родины в наказаниеза реальные преступления. Они вскоре отличились и в Новом Свете, убиваяпредполагаемых ведьм, и это в то время, когда практика сжигания ведьм ужеповсеместно исчезла! Интересно отметить, что в более поздние временаголландские пуритане, обосновавшиеся в Южной Африке, стали изобретателями иприменителями апартеида. Очень неприятное достижение, надо сказать!

К сожалению,этим не кончилось. Пуританская идеология оказала странное влияние на фактическивсе американское протестантство (и нужно признать на большую частьамериканского католицизма тоже). Не только прямые ветки кальвинистскойтрадиции, такие как пресвитерианские и преобразованные церкви, но неисчислимыедругие духовные школы были разбавлены кальвинистскими идеями, пуританскимиценностями и образом жизни. Непредсказуемым образом Соединенные Штаты сталиочень кальвинистской страной, больше так чем Швейцария, Шотландия и Голландия, -изначальные цитадели этой веры. Деизм и герметичное мировоззрение обратились ккультурной элите, в то время как пуританизм, первоначально зародившийся в НовойАнглии, распространял свои принципы (видоизменяя их время от времени) повсюду средишироких масс.

Поддерживает лион демократов Джексона или республиканцев Линкольна, для "обыкновенногочеловека" истории Америки всегда, по крайней мере частично, характерноналичие кальвинистской составляющей.

Следуетобозначить четыре особенности кальвинизма (или пуританизма)

1. Прежде всего, образ богакальвинистов – радикальный вариант бога Ветхого Завета. Лютер был реформатором,представляющим Христа. Кальвин представлял Иегову. Было мудро отмечено К. Г.Юнгом и другими, что местом поклонения Богу является психэ. Образ богакальвинистов радикально противоречит деизму Отцов-основателей, и его влияниехарактеризуется резкостью, мстительностью и варварской жестокостью. (Нужнопомнить, что Кальвин и его сотоварищи не пользовались усовершенствованным исмягченным богословием более позднего раввинского иудаизма, в котором этотобраз Бога подвергся благотворному переосмыслению. Бог Кальвина прибыл прямо изВетхого Завета, и место его поклонения соответствует его образу.)

2. Кальвинизм по своей природе иистории ориентирован на теократию. Набожная диктатура была частью истории этойрелигии. Мелочный, жестокий и одержимый образ Бога было отражен в общественномповедении и политике его почитателей. Ранняя американская история свидетельствуето желании кальвинистов управлять не только общественной, но и личной жизнью.Ведьмы должны быть убиты, грешники должны быть пригвождены к позорному столбуили заклеймены алой печатью – вот проявление этого синдрома. Довольно прямаясвязь проходит между Великой Матерью вместе с ее конторскими судьями и такимисовременными движениями как «Моральное Большинство». Очевидно, чтогерметический принцип разделения церкви и государства никогда не воспринималсявсерьез кальвинистским менталитетом.

3. Знаменательная особенностькальвинистской веры - доктрина предопределения. Изначально возникшая какабстрактная теологическая теория, эта доктрина приобрела новую универсальнуюинтерпретацию, позволяющую признать, что представители кальвинистской моралибыли новыми "избранными людьми". Материальное благополучие и успехпонимались как божественная благодать, данная избранным для спасения. Поэтомукальвинисты были амбициозными, алчными и весьма часто безжалостными людьми. Сточки зрения эвфемизма такое отношение было включено в безвредный термин"трудовая этика", якобы достойной, здоровой и мужественной веры,которая в то же самое время несла огромную тень. Эта особенность кальвинизмавскоре образовала безобразный союз с капитализмом, рожденным промышленной революцией.Бароны-разбойники, или не выбирающие средств бизнесмены и женщины нашейкультуры являются не герметическими, а кальвинистскими фигурами. Следовательно,еще с тех времен кальвинистский или пуританский дух отменял и приуменьшалмногие из огромных преимуществ, дарованных Америке духом герметическим. Этатенденция не прекращается даже сегодня.

4. Наконец, пуританизм фактически сталразговорным термином. Он часто подразумевает чрезвычайное морализаторствоотносительно личной жизни и поведения, а также применение моральных принципов кполитике или бизнесу. Он характеризует также внешне безрадостное, строгоеотношение к радостной стороне человеческой жизни, компенсирующееся внутреннейжестокой жадностью и жаждой власти. (Есть острая шутка на этот счет, чтокальвинистский проповедник объявил, что мороженое, должно быть, было изобретенодьяволом, потому что оно имеет так приятный вкус.) Глубинная психологияпоказывает, что такая одержимость и подавление образа жизни представляетбольшие опасности для психэ тех, кто ей подвержен. Во время своего первогопосещения Соединенных Штатов Юнг говорил об этом вопросе в интервью,напечатанном в Нью-Йорк Таймс 29 сентября 1912:

Когда я вижу столько тонкости и столькочувственности, сколько я вижу в Америке, я ищу равное этому количествожестокости. Пары противоположностей — вы найдете их повсюду. Я нахожу большевсего самоконтроля в мире среди американцев — и я ищу его причину... Я нахожумного ханжества. Я спрашиваю, что является его причиной, и я обнаруживаюжестокость. Ханжество - всегда прикрытие для жестокости. Это делает жизньвозможной, пока вы не увидите в себе зверя и невозьмете на себя реальный контроль над ним. Если вы сделаете это вАмерике, тогда вы станете самым чутким, самым темпераментным и наиболеепрогрессивным народом в мире.

Естественныйрезультат недостатка самопознания – жесткий контроль над сиюминутнымижеланиями. Те, кто сами себя не знают, не должны пытаться управлять собой, непонимая, кем или чем они собираются управлять. Кальвинистская мораль - прямаяантитеза Гнозису, представленному Юнгом. Ханжество, угнетение и искусственныеправила морали служат только для того, чтобы скрыть (время от времени, чтобызакрепить) опасные инстинктивные силы и психологические комплексы в бессознательном.Поэтому Юнг предвидел многие из будущих проблем американской культуры.

Защита нашего герметического наследия

С этой точкизрения ясно, что основные особенности Герметической Америки и ПуританскойАмерики противоречат друг другу, и эта борьба продолжается по сей день. Глубинный,и видимо непримиримый конфликт разрывает душу Америки напополам. Хотя снекоторыми тонкостями этот конфликт может быть понят как составляющаяалхимического процесса, ответственность за его проведение все еще возложена натех, кто пытается защитить герметическое наследие этой страны и спасти его от захвата противника. Только с учетомпамяти и соблюдения герметических условий изначального американского виденияэта задуманная основателями алхимическая операция пройдет успешно.

Каков же тогдадолжен быть план действий тех из нас, кто приобрел некоторую информацию оГерметическом компоненте ранней Америки и почувствовал его ценность? Ответ наэтот вопрос может быть дан в трех пунктах.

Во-первых,давайте признаем существование конфликта, осознаем и ясно сформулируем егохарактер и значение. В легенде о чаше Грааля Парсифаль сталкивается с раненнымкоролем-рыбаком Амфортасом и задает этому больному простой архетипическийвопрос: "Что Вас беспокоит?" Если, как Парсифаль, мы зададимправильный вопрос, мы сможем вылечить царство. То, что беспокоит нашу культурубольше, чем что-либо иное — это продолжающийся, коварный и рискованный конфликтмежду герметической архетипической матрицей республики с одной стороны, ипуританским комплексом с другой. Рост преступлений, экономические трудности,промахи во внешней политике, человеческие недостатки государственных деятелей:все это - признаки глобального основного конфликта. Герметическое мировоззрениебудет преобладать? Или вмешательство архаичной, бессознательной религиозности,навязывание мировоззрения и образа жизни, основанного на ней, будет уводитьамериканский народ и культуру все дальше и дальше от целей, поставленных теми,кто вдохновившись прекраснейшим, старым как мир видением, обещающим вечность, основал Герметическую республику наземле Дикого Запада?

Во-вторых, мы такжедолжны узнать о философских и мистических корнях Герметической Америки иизучить эти знания в этом свете. Сегодня эта задача легче, нежели чем когда быто ни было. Некоторые документы, относящиеся ко времени раннего расцветагностической и герметической мудрости стали доступны только в последниедесятилетия. Развитая субкультура, часто называемая Нью Эйдж, в то времякак полностью не осведомлена о своихсобственных глубоких корнях и возможностях,находится в гармонии с Герметическим духом древних и можетспособствовать его возрождению.

Наконец, мыдолжны принять нашу точку зрения и начать действовать, чтобы отделитьгерметические зерна от пуританских плевел в современной общественной жизни. Консерваторыне должны позволить себе поддаться лозунгам и идеям, которые на самом-то деленисколько не консервативны. Лозунги наподобие «иудо-христианских семейныхценностей", придуманные с целью государственно навязать ценности и образжизни кальвинистской религиозности, имеют мало общего с духом Декларации Независимостии Конституции, принятой на ее основе Мы должны сохранить на этой земле немрачное наследие Жана Кальвина, а дух, завещанный нам Вашингтоном, Франклином иих единомышленниками. Какой нормальный человек во времена Франклина могпредположить штурм клиники, где могли проводиться аборты? Томас Джефферсонразве мог позволить правительству вмешиваться в частную жизнь граждан инарушать неприкосновенность их домов?Эти люди, как и прочие разумные люди повсюду, знали, что свобода едина инеделима; они знали, что люди либо свободны и лично и публично, либо они несвободны вовсе.

В свою очередьлибералы должны прекратить искать средство от всех бед в сильном правительстве,его вмешательстве и контроле. Принятие многих законов, как признал Лао Цзы,приводит к еще большему беззаконию; множество указаний лишь увеличивает беспорядок и непослушание.Правительства не созданы для того, чтобы управлять и контролировать жизньграждан, а чтобы обеспечить условия, в которых неотъемлемые права и талантылюдей могут развиваться и процветать. Каждое хорошее правительство в историибыло небольшим, ограниченным в своей власти и держалось на расстоянии, когдадело касалось личных, экономических и политических свобод и частной жизниграждан. Наведение порядка не должно использоваться в качестве оправдания длярасширения правительства и посягательства на свободу и инициативу людей.

ГерметическаяАмерика содержит средство от бед, случившихся с нами в эту эпоху. Это средство -свобода. Свобода, духовная алхимия, исправит недостатки культуры и устранит излишки цивилизации.

В течениеприблизительно ста лет некоторые люди в Соединенных Штатах обращались к низшимдоктринам, взятым непонятно откуда, считая их панацеей, избавлением от всехпроблем на этой земле. Фашизм, марксизм, анархизм и другие схемы, которыхслишком много для того, чтобы перечислять, плавали по морям и принималисьлюдьми, которые, казалось, не знали или не заботились о Герметической Америке.Возможно теперь, когда многие из вредоносных схем, рожденных лихорадкамидевятнадцатого и начала двадцатого века, потерпели неудачу, больше вниманияможно уделить сокровищу, все это время находившемуся в поле зрения. Спониманием и осознанием мы можем открыть вновь Герметическую Америку и помочьей стать реальностью.

англ.Frances Amelia Yates, 1899- 1981 – английский историк культуры Ренессанса.Основная тема ее исследований - способы поддержания и передачи традиций вкультуре, механизмы их синтеза и переработки в переходную эпоху Возрождения.Отсюда её интерес к проблематике «искусства памяти» и тайным наукам —эзотерическим, оккультным, герметическим, к таким фигурам, как Раймунд Луллий,Джоржано Бруно, Джон Ди и Шекспир.

См. ссылки в библиографииМ. Холла- прим.автора

См. Manly P. Hall, America'sAssignment with Destiny.

Пуританизм - (purus, лат.,pure, англ. - чистый, истинный). Пуритане были сторонниками очищения английскойцеркви от либеральных тенденций и наследия католицизма, причем порой любыми ивесьма радикальными средствами.

(фр.JeanCalvin (также Cauvin), лат.Ioannes Calvinus; 1509-1564 -французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

1599-1658,английский государственный деятель и полководец, вождь Английской революции,руководитель индепендентов, в 1653-1658 лорд-протектор Англии. В 1640 годуОливер Кромвель был избран в Долгий парламент. Один из главных организаторовпарламентской армии, одержавшей победы над королевской армией в ходегражданских войн (1642-1646, 1648). Опираясь на армию, изгнал из парламентапресвитериан (1648), содействовал казни короля и провозглашению республики(1649), власть в которой была сосредоточена в руках сторонников Кромвеля. С1650 лорд-генерал (главнокомандующий всеми вооруженными силами). Кромвельподавил движения левеллеров и диггеров, освободительные движения в Ирландии иШотландии. В 1653 установил режим единоличной военной диктатуры — протекторат.

К лету 1620 года через подставных лиц пуритане зафрахтовали вАнглии старый парусник "Мэйфлауэр" и еще более древнее парусное судно"Спидуэлл", которое не выдержало долгого путешествия и развалилосьеще у европейского берега. 6 сентября в условиях глубокой секретности"Мэйфлауэр" вышел из Плимута, направляясь к неизведанным берегамНового Света. Этих искателей религиозной свободы и стали называть"пилигримами". Они основали колонию Новый Плимут.

В четвертый четверг ноября в США отмечают День благодарения(Thanksgiving Day). Это один из самых популярных праздников в стране.
День благодарения впервые был отпразднован в 1621 году английскими колонистами,жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной,новая зима также сулила колонистам мало хорошего. Тогда губернатор УильямБрэдфорд решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый Деньблагодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и ихсоседи-индейцы, благодаря помощи которых Плимутская колония выжила в первуюголодную зиму.
Пуритане привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл - они видели внем способ поблагодарить Всевышнего за милости.

Пер. Юлия Трусова (Kseona)

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину