05.02.2011
0

Поделиться

Предисловие и молитвы

Стефан Хеллер + Тау Стефан I

Гностический Катехизис

Предисловие

Почемугностический катехизис?

«ГностическийКатехизис? Что за нелепая идея и противоречие в терминах в придачу?» Такие или подобное протесты, скорее всего,будут получены в ответ на настоящую работу. Слово «катехизис» легко вызываетвоспоминание о догматической вере, закрепленной в жестко сформулированныхпунктах и предназначенных для бездумного повторения детьми и взрослыми сдетскими мозгами. Тем не менее, катехизис есть действительно сборникинструкций, обычно религиозного характера, выраженный в форме вопросов иответов. Это не обязательно подразумевает догматизм, а еще менее бездумное простодушие.

И всеже, когда мы применяем слово «гностический» кслову «катехизис» мы можем столкнуться с другой проблемой. Гностик поопределению является знающим, и поскольку знание заменяется верой, знающий неможет быть хорошим верующим. Есликатехизис – это в основном декларируемые убеждения, это не что-то такое, в чемгностик мог бы нуждаться. Пока все просто, но при дальнейшем размышлении вопросоказывается сложнее.

Напротяжении всей истории существует дваосновных способа рассмотрения гностицизма. Первый основан на враждебной критикеересиологических отцов церкви. Они утверждали, что гностицизм был спекуляцией ифилософствованием, образующими мешанину из отдельных частей то оттуда, тоотсюда. Катехизис, базирующийся на такой системе, будет бесполезен, так какбесполезна сама эта смешанная система. Второй возможный путь рассмотрениягностицизма, который набирает обороты в последнее время, является более честными точным, чем первый. Согласно этой точке зрения, гностицизм базируется наопыте спасительного гнозиса, которыйявляется откровением переживания трансцендентности. Опыт гнозиса, в таком случае,получает выражение в гностических мифах, которые позволяют гностику развить и усвоитьпереживание гнозиса, а также делают возможным дальнейший гностический опыт.

Делаяпоспешные выводы, основанные только на первой части этого определения,некоторые люди приходят к преувеличению значения гнозиса за счет гностическихмифов. Они склоняются к мнению, что нетничего, кроме Гнозиса и что гностик — это просто тот, кто испытал гнозис.

Несомненно,верно, что без гнозиса нет гностицизма, но верно также и то, что вне контекстагностических мифов гнозис отдельных людей теряет свой спасительный характер. Нашмир полон множеством людей, имеющих впечатляющий духовный опыт, который не имееткакого-то существенно значения (конкретное спасительное гностическое значение, вытекающегоиз переживания гнозиса — это искупление, которое освобождает от необходимостиземного существования). Только когдагнозис происходит в особенном, многозначительном контексте, гностик сможетполучить оптимальные результаты от этого опыта. Это не означает, что гностицизмутверждает какие-либо догмы, позволяющие определить подлинность гностическогоопыта. Это означает, что гностические мудрецы и провидцы привносят наружу изсвоих собственных переживаний гнозиса многочисленные и значимые мифы, которыепредставляют теоретическую матрицу для нашего практического опыта. Этамифическая матрица, конечно же, не заперта; скорее она склоняет к изменениям идополнениям соответствующей природы от иных провидцев и путешественников наЭонических путях гнозиса.

Следующийкатехизис является наставлением в гностических мифах. Его цель – дать указанияне только по какой-то одной разновидности гностических мифов, но и по всемугностическому наследию, то есть по учениям различных гностических мудрецов ипровидцев, которые сосредоточены в оригинальных писаниях, включенных в кодексы Наг-Хаммади.Менее надежные упоминания и рецензии этих учений в работах церковных отцов также были принятыво внимание. Также рассматривается нехристианский гнозис герметический писаний.Зачастую охватывается и учение пророка Мани (исследователям становится всеболее очевидным, что манихейский гнозис является органичной частью гностическойтрадиции). В этом катехизисе находит выражение если и не дух, то буква всехизвестных вариаций гностической традиции.

Катехизисыбыли с нами в течение длительного времени. Считается, что первый такой сборникбыл основан на катехизации лекций Кирилла Иерусалимского в четвертом веке н.э.Это название происходит от греческого глагола «katexein», означающего «учить»,и первые катехизисы, похоже, выросли из устных указаний для тех, ктопретендовал на членство в церкви.

Однаконе только основное ортодоксальное направление имело катехизисы. Так называемыееретики, иногда гностической или склонной к гностицизму ориентации, часто имелисвои собственные катехизисы. Ходили слухи, что катары из Лангедока обладалисобственных катехизисом, но ни одной копии этой работы не было найдено до сихпор. Самый известный «еретический»катехизис был издан в 1498 году(хотя существуют и более ранние), когда-то он использовался не одним, а тремянеортодоксальными движениями — вальденсами, Братством Общей Жизни в Германии иUnitas Fratrum в Богемии. Работа «Ключ к теософии» известного эзотерика 20-говека, Е.П.Блаватской, также представлен в форме катехизиса (есть искушениесказать, что если такая недогматическая система как теософия может использоватьэту форму, то, воистину, современный гностицизм имеет право сделать то жесамое). Французская Гностическая Церковь обладает катехизисом, написаннымепископом Жаном Брико и опубликованным в 1907 году (смотрите нашубиблиографию). Казалось бы, существует достаточно прецедентов для наших усилий.

Сформулируемраз и навсегда: этот катехизис не был подготовлен с целью создания гностическойортодоксальности или провозглашения гностических догм. Скорее он предназначендля удовлетворения двойственной потребности, одной общей и другой частной. Существуетобщая потребность в краткой, ясной и достоверной информации о мифах, состоящихв гностической традиции. Настоящая эпоха характеризуется очень поверхностныммышлением и тенденцией к сведению значимых идей к туманной ерунде. Сувеличением гласности, связанной с некоторыми учениями материалов кодексаНаг-Хаммади, гностические идеи и термины были присвоены неосведомленнымиисточниками. Часто под гностическим понимается неправильное. Когда все«гностическое», тогда ничто не гностическое. Несмотря на возвышенность ипоэтичность, гностические мифы обладают четкими особенностями, и следует знать,чем они являются, а чем нет.

Другая потребность – частная. Это, преждевсего, относится к «Ecclesia Gnostica», гностической церкви, с которой связанавтор, хотя другие родственные церкви могут также оказаться заинтересованными. Кандидатына Гностическое Крещение и другие таинства, включая Духовный сан, остронуждаются в подобной информации. Конечноже, они от них не требуется слепой веры в положения Гностического Катехизиса.Напротив, вполне вероятно, что они будут рады прочесть краткое, новсеобъемлющее изложение мифов, с которыми они связаны. И хотя некоторые из них хотят иметь что-товроде лакмусовой бумажки на гностический тест, которому они бы рабскиподчинились, сам сборник идей и идеалов, принятый в качестве точки отсчета,будет полезен всем. Пусть все кто практикуетгностическую традицию, извлекут пользу из плодов настоящего труда и обретутсвященную возможность собственного гнозиса.

+ Стефан Хеллер

ТауСтефан I

Молитвы и вероисповедание

Крестноезнамение

Во имяОтца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Гностическаямолитва

ВсемогущийБог, чье подножие есть наивысшая твердь: великий управитель небес и всех силего, услышь молитвы слуг Твоих, которые уповают на Тебя. Мы просим Тебя, внемлинашим нуждам изо дня в день: отправь свое небесное воинство утешить нас ипомочь нам: ради твоей славы и блага для человека. Прости нам проступки наши,как и мы прощаем братьям и сестрам нашим; будь возле нас, укрепи и поддержи нас,ибо мы лишь орудия в руках Твоих. Не дай же нам впасть в искушение: защити насот всякой опасности и зла; пусть Твоя могучая сила всегда охраняет и защищаетнас. Ты есть Великий Источник знания и мудрости: почти же слуг твоих Своимсвятым присутствием. Руководи нами и поддержи нас, ныне и во веки веков. Аминь.

ПриветствиеСофии

ПриветствиеСофии, светом преисполненной, Христос с Тобою, благословенна Ты между Эонами, иблагословенен Освободитель света Твоего, Иисус.Святая София, матерь всех богов, молись свету за нас, детей Твоих, нынеи в час смерти нашей. Аминь.

СлаваОтцу

СлаваОтцу, и Сыну, и Святому Духу. Как это было в начале, как есть сейчас, и будетвсегда, царство без конца (или «во все Эоны Эонов»). Аминь.

ДеяниеГнозиса

Мызнаем Тебя

Ты –извечная мысль

Недвижимая,неизменная, неограниченная и безусловная

Чтоостается неизменной в своей сущностнойсути

Извечнаямыслящая тайна мироздания

Проявляющаятри сущности космических сил —

творения,сохранения и разрушения

Ты,Господин всего.

Мызнаем Тебя

Отец

Тытайный, верховный и невыразимый Творец

неизменныйв сущности

и всеже всегда изменяющийся в своем виде и проявлении

воспроизводящийкак деяние сознания тайну творения

ипосредством деяния воли воплощаемый в жизни –

Творцом.

Мызнаем Тебя

Сын

Ты -Слово, Ты – Логос

Божественноепроявление Господа

Единственноепорождение величайшего безмолвия

Рожденныйтолько лишь деянием сознания

Обращенныйв плоть дабы уничтожить воплощенные ошибки —

Опора.

Мызнаем Тебя

СвятойДух

Ты –даритель жизни и добра

Принциплюбви, красоты и сострадания

Оставшийсяздесь на земле дабы наставлять нас и заботиться о нас

Ты, сОтцом и Сыном

Искусствополноты, из которой воздвигнута проявленная вселенная —

Иуничтожена.

Мызнаем вас

Посланники

Хранителинеотъемлемой мудрости рода

Проповедникивеликого Закона

Сосредоточившиев себе знание духовного и мужество

Жизни и непростого бескорыстия

Посредникимежду Высшим Источником и его сотворением

Предназначенныедля всеобщего прогресса.

Мынадеемся на объединение себя

СПолнотой

Ипоследующее освобождение

Отбесконечных цепей привязанности.

Аминь.

КраткийСимвол Веры

Мыпризнаем единственного великого невыразимого Бога, Безымянного Отца, ЭонаЭонов, который внешне проявился в Своем провидении: Отце, Матери и Сыне.

Мыпризнаем Христа, само-рожденного Сына, порожденного непорочной и невыразимойМатерью в высших эонах: кто есть Логос Божий снизошедший извне, дабы упразднитьпустоту сей эпохи и восстановить Полноту Эона.

Мыпризнаем Святой Дух, нашу небесную Матерь и утешительницу, которая исходит изСебя Самой, проявляя Себя вне безмолвиятайного Бога.

Мы стремимся собрать искры света из морязабвения, и надеемся на великолепие вечной жизни в Полноте. Аминь.

МолитваНебесным Родителям

ВсесильныйГосподь, Отец наш;

ПремудраяГоспожа, Матерь наша;

НебесныеРодители всего что было, есть и грядет;

Поддержитенас, детей своих, в день сей.

Даруйтенам мудрость узреть свой путь,

И силудействовать в самый темный час.

Мыблагодарим вас за ту радость, что у нас есть,

И завашу милость, дарованную нам

Сегодняи каждый день.

Дасможем же мы процветать и взращивать познание, мудрость и

понимание.Ныне и во веки веков. Аминь.

АктРаскаяния (особенно важен при угрозе смерти)

О, мойБог, я сердечно сожалею о своих проступках против Тебя и ненавижу их, даже непо причине возможного наказания, но главным образом потому, что они отвернулименя от Тебя, мой Всеблагой Господь, всецело заслуживающий моей любви. Я твердорешаю при помощи Твоей благодати более не грешить, и прошу простить меня такжекак и я прощаю тех, кто обижал меня. Аминь.

Утренняямолитва

Пробудившись,Небесный Отец, я воспеваю Тебе хвалу и снова смею обратиться к Тебе с верой и молитвой, так, как божественный Учительнаучил нас:

Отецнаш, сущий в глубине Эонов, да будет Твой Святой Логос и Христос быть понят ипочитаем во Вселенной; да приидет к нам царство Твоего Святого Духа, и да будетволя Твоя на земле, как на небе. Даруй нам нашу духовную пищу в день сей, атакже силу и храбрость заработать на хлеб для плоти нашей. Прости нас заотступление от законов Твоих, как наша община прощает тех, кто покаялся в своихгрехах. Поддержи нас в состоянии бессилия, так чтобы нас не завлек поток нашихстрастей и избавь нас от обманчивых миражей Архонтов. И нет для нас иноговладыки, кроме Сына Твоего возлюбленного, Христа — Спасителя нашего, чье естьЦарство, Торжество и Слава во векивеков. Аминь.

Господь, наш божественный Праотец, услышьмолитву мою, услышь мольбу мою; дай мне услышать голос Твоего милосердия этимутром, ибо все в руках Твоих, в которые я предаю себя. Я преклоняюсь предТобой, я воздаю Тебе утреннюю хвалу.

Я благодарюТебя за то, что ты уберег меня этой ночью от всякой опасности и всех зол,которые могли причинить мне вред и от которых Ты укрыл меня под Своей защитой. Вэтот день будь моей силой, прибежищем, спасением и утешением моим.

О, Отец мой, я благодарю Тебя за все благое,что получил от тебя. Только по доброте твоей я узрел день сей; я использую его, чтобы служить Тебе. Япосвящаю Тебе все мои мысли, слова, деяния и скорби. Благослови их, о мойГосподь, так чтобы не было бы ничего, что не возжигало бы любовь Твою и ничего,что не стремилось бы прославить Тебя. (написаноиз традиции Французской Гностической Церкви)

Вечерняямолитва (с испытанием совести)

Ночьрасстилается над нами, приглашая нас к созерцанию. Я возношу свои мысли к Тебе,о божественный Праотец, и пребываю в Твоем присутствии, дабы исследовать своеповедение этим днем.

Развене скрывал я свои религиозные мысли, когда наоборот должен был бы выражать ихясно? Разве не смешал я имя Господа со словами нетерпения, гнева, лжи инедомыслия? Разве все время я укреплял свою волю и всегда подчинял её светуГнозиса? Разве всегда я оберегал свои духовные достоинства? Разве всегда я былумерен в успехе и терпелив в несчастии? Разве не был я злым? Разве не был ягордым, тщеславным и властолюбивым? Развевсегда я относился к своему ближнему как к брату или сестре и любил их? Разве яне действовал из ненависти или мести? Разве смог я воздержаться от сплетен,клеветы и сыпи суждений? Разве исправлял я зло, причиненное моим ближним?Всегда ли я говорил правду? Разве всегда я держал слово, которое дал? Наконец,прожил ли я правильно этот день?

Всеэто, о, Отец мой, есть мои недостатки; я исповедую их перед Тобой, и даже еслиТы не нуждаешься в моем признании, и Тебе видна глубина моего сердца, тем неменее, я исповедую их Тебе и признаю их пред землею и небом, потому что ясогрешил в словах, мыслях, делах и упущениях, и это есть мои пороки, мои тяжкиепороки. О, мой Бог и мой Отец, я непопал в ту цель, что ты определил для меня; разрушь жесткость моего сердца и спомощью бесконечной силы Своей и благости, привнеси из него наружу слезыраскаяния. Прости меня, Боже мой, за все зло, что я сделал и которому сталпричиной; прости меня за все благое, чтоя не сотворил, но которое должен был сделать, или же сделал неправильно; прости меня за все проступки мои, которые мневедомы и которые не ведомы; я ощущаю искреннее раскаяние за них и намереваюсьисправиться.

Господь,о божественный Праотец, который есть Отец Света и Защитник все тех, кто веруетв Него, удостой меня принятием под твою святую защиту в течение этой ночи исохрани меня от всех земных угроз и духовных опасностей. Во время сна моеготела сделай мою душу взирающей на Тебя. Укроти во мне все ошибочныеустремления; пусть мое сознание наслаждается святым спокойствием; удали от менявсе злые помыслы и все опасные иллюзии Архонтов. Даруй Свою могучую защитувсем, кого я люблю; моим родителям, моим друзьям и всем тем, кто составляет сообщество Гнозиса и всемдухам человеческим, блуждающим в этих местах изгнания, пребывающим в телах или же вне их.

ОтецСветов, когда я засыпаю, я уповаю на Тебя и на двойную и сияющую звездуПлеромы. Аминь. (из традиции ФранцузскойГностической Церкви, несколько модифицировано)

Пер Diofant