13.01.2021
0

Поделиться

Свадебные Ночи

Свадебные ночи

Брак также является формой безумия. Люди часто вступают в него, думая, что перед ними открывается яркое, безоблачное будущее, но позднее они чувствуют себя преданными своей страстью и застрявшими в кошмаре. Даже в счастливых браках бывают моменты стресса, когда в сознании могут появиться мысли о завершении отношений. Многие отказываются от сложного брака и выбирают развод только для того, чтобы отыгрывать те же самые сценарии в новых отношениях. Самая большая ошибка, которую совершают люди, заключается в том, что они рассматривают брак как основанную на разуме договоренность, совсем забывая о том, что брак также является своего рода безумным стремлением придать жизни форму и стабильность. Вы можете рассматривать брак как выбор, основанный на чувстве любви к вашему партнеру и желании быть вместе. Но этот образ брака не дает нам понимания его безумия. Однажды вы можете быть шокированы, обнаружив, насколько трудно жить вместе. Возможно, вы прежде не осознавали, как глубоки ваши чувства и к каким радикальным изменениям в вашей жизни приведут взаимные клятвы во время брачной церемонии. Возможно, вы также не осознаете того, насколько ваши прошлые отношения, тянущиеся из детства, играют ключевую роль в вашем текущем браке, окутывая его невидимым слоем воспоминаний и привычек. Брак является ритуалом перехода, который зачастую неправильно воспринимают как рациональный жизненный выбор. Брак включает в себя не только внешние изменения в жилищных условиях, но и фундаментальный сдвиг в образе жизни, в вашей идентичности, в вашем мировоззрении. Брак становится шоком и глубинным изменением каждого партнера, обещанием и болью. Он может сделать вас зрелым, на что способен лишь немногий опыт в жизни, но сам процесс не будет легким и полностью приятным. За годы моего опыта консультирования пар я обнаружил, что люди часто связывают свою жизнь не с теми партнерами. Большинство браков кажутся случайными и непонятными, поскольку два не очень подходящих человека привязывают себя друг к другу. Люди также вступают в брак по самым разным странным причинам. Люди очарованы единственным качеством в человеке и никогда не думают о том, чего им будет стоить прожить всю жизнь друг с другом. Они представляют себе вечный период взаимных ухаживаний и путают слияние своих фантазий с творческой связью жизней. Свадьба является частью, а зачастую и окончанием романтического периода, в котором главным фактором является плотная и мечтательная бессознательность. Альтернатива обязательствам Я никогда не выступаю против романтической любви, потому что она является одной из тех иллюзий, которая вытесняет практическое мышление и позволяет душе выйти на первый план. Проблемой становится жизненное решение, принятое из этой точки. Брак представляется усилением романтических чувств. Или он может предлагать безопасность договоренностей и социального одобрения. Вы можете вступить в брак из ревности или желания обладать и ограничивать. Базовый вопрос, который следует себе задать при вступлении в брак, касается глубинной мотивации: является ли это утверждением жизни или попыткой ограничить ее? Я часто подвергаю сомнению слово «обязательство». Я знаю, что некоторые люди считают его священным и значительным, но я воспринимаю его во многом как сентиментальный эвфемизм. Зачастую он содержит в себе моралистический тон: «Что с тобой не так, что ты не способен выполнить свои обязательства?». Так, мужчины и женщины чувствуют себя связанными своими обязательствами и виноватыми, если им не удается их выполнять. Я не чувствую души в таком отношении. Фактически, я не уверен, что можно чувствовать себя обязанным и, в то же самое время, действительно любить кого-то. Альтернатива этому – дарить другому вашу любовь и партнерство свободно, обновляя вашу привязанность каждый день. Вы можете любить многочисленными разнообразными способами без ощущения «обязательств». Многие люди проходят через глубокие и темные мучения либо потому, что они не могут выполнить обязательств перед другим, либо потому, что тот, кого они любят, не «выполняет обязательств». Возможно, уроком из этой боли может стать решение оставить саму идею обязательств. В ней нет достаточного богатства, свободы и подлинности для того, чтобы быть стоящей внимания. Без моралистических обязательств вы сможете любить намного глубже. Любовь как сама жизнь: вы не можете слишком ее ограничивать или контролировать, не потеряв при этом ее живости. Вы должны доверять ей и наслаждаться ее даром здесь и сейчас. Это не означает, что ваша любовь не продлится долго, но какой смысл в любви долговечной, но горькой и насильственной? Мне кажется, что многие темные ночи, связанные с браком, дают нам возможность сделать наше понимание любви более зрелым. Благодаря вашим темным ночам, ваш брак может стать более тонким, более глубоко укорененным и по-настоящему безопасным. Насильственная и контролируемая безопасность является, на самом деле, совсем не укорененной и очень легко теряемой. Подлинный источник настоящей безопасности – любовь, идущая из открытого сердца, а не договоренности и обещания. Душа брака нуждается в продуманных ритуалах, вечерах, еде, музыке, одежде и семейных встречах, которые помогают людям сплести свои жизни в одну. Обещания и клятвы могут идти от души, но также они могут быть основаны на страхе и пустых принципах. Необычайно высокие свадебные затраты являются своего рода платой духам, отвечающим за великие тайны любовных отношений, брака и домашнего очага. Вам не нужна богатая свадьба, если вы просто живете вместе, но вам необходимо полное осознание той глубины, в которую брак вовлекает возлюбленных и их семьи. Брак является творческим, волнующим, длительным, наполненным удовольствием и иногда мучительным переворотом души. Вам необходима вся помощь, которую вы можете получить, включая мощный ритуал. Подземный мир брака Конечно, ни один человек полностью не знает того, с кем он вступает в брак. Все возлюбленные являются таинственными партнерами. Человек, с которым вы состоите в браке сейчас, может довольно сильно отличаться от того человека, с которым вы вступили в брак годы назад. Неужели это тот человек, с которым я встречался? Были ли вы слепы, когда приняли решение вступить в брак? Купидон заставляет людей влюбляться, но его глаза завязаны. Дело не столько в том, что вы были слепы, когда вступали в брак, просто любовь сама по себе ослепляет. Возможно, будет лучше не подходить к выбору партнера рационально. С другой стороны, ваш разум также должен участвовать в процессе выстраивания вашей жизни. Вам нужно серьезно обдумать, насколько этот человек, который наполняет вас сильными эмоциями, подходит вам как партнер по жизни. Когда вы вступаете в брак, ваши семьи также вступают в брак. Брак в той же степени является ритуалом перехода для семей, как и для брачной пары. Родители теряют ребенка, которого они растили в течение многих лет, а братья, сестры и другие родственники ощущают изменение в том едином органическом целом, которым была прежде их семья. Брак является ритуалом перехода для всех вовлеченных в него. Часть его темноты приходит из ограниченного понимания того, что брак сам по себе влечет за собой. Юнг говорит о том, что многие конфликты в браке по природе своей являются духовными и только прикрываются вопросами любви. Почему еще религии всего мира придавали такое значение браку и использовали сильные и ценные символы – кольца, кубки, рис, балдахины, алмазы, золото? Это не только про то, что «я собираюсь любить и жить с этим человеком всю свою жизнь». Это посвящение в образ жизни, основанный больше на совместности, нежели на собственном интересе, возможно на воспитании детей, которое является призванием, а не просто следствием брака. Возможно, нам не следует слишком много думать об этом, когда мы вступаем в брак, так как это довольно тяжело, но, в конце концов, нам придется иметь дело с духовным вызовом в той же степени, что и с личными отношениями. Брак может означать разные вещи для разных людей, даже для той пары, которая состоит в браке. Для некоторых людей брак является смыслом жизни, в то время как другие видят в нем возможность чувствовать себя в безопасности с тем, кого они любят и в ком нуждаются. Вы можете во многом повторить вашу детскую жизнь в вашем браке, даже если вы будете изо всех сил стараться быть непохожими на ваших родителей. Скорее всего вы одновременно будете и такими же, и другими. Брак семей конкретный и обстоятельный, имеющий отношение к дому, в котором вы живете, к еде, которую вы едите, к тому, как вы проводите свое время, и к вашему уровню опрятности. Нелегко соединить через брак две семьи, особенно если пара думает, что они начинают все с чистого листа. Юнг отмечает, что один из партнеров может ощущать себя полностью вовлеченным в брак, тогда как другой больше фокусируется на жизни вне брака. Одно только это может вызывать боль у того, кто чувствует себя слишком привязанным, или созависимым, как бы мы сказали сегодня. Роли могут меняться. В какой-то период вы чувствуете напряжение от брака, а в другое время эти чувства могут появиться у вашего партнера. Сначала вы можете страстно желать тесной близости, а позднее ощущать эту интимность как удушающую. Брак состоит из множества противоположных чувств, запутанных поворотов в отношениях и постоянных вызовов в личностном развитии и продолжении жизни. Так, Чарльз Диккенс является примером очень творческого человека, который ощущал брак как болезненное ограничение. «Домашнее несчастье так сильно давит на меня, что я не могу писать, и не могу отдохнуть, даже минуту… Я должен сделать что-то, или мое сердце износится». Его жена Кэтрин родила ему десятерых детей, но он не чувствовал любви к ней и годами ощущал, что брак стал для него ловушкой. Кэтрин была дружелюбной, любящей и вовлеченной в отношения женщиной, и Чарльз был привязан к детям, но очевидно, что брак был для него слишком ограничивающим. У его друга, философа Томаса Карлайла, был еще более опустошающий брак с Джейн Уэлш Карлайл. Джейн поддерживала мужа в течение их долгой совместной жизни и в то же самое время старалась быть независимой. Она была оригинальным мыслителем и талантливым писателем, но ей было тяжело иметь дело с одержимостью работой ее мужа и его мрачным взглядом на жизнь. В поздние годы она проводила много времени в постели, мучаясь от головных болей и депрессии. Письма супругов Карлайл раскрывают перед нами две глубокие, мыслящие, но страдающие души, и в то же самое время показывают, как их брачные конфликты порождали идеи и открытия, ставшие одними из самых выдающихся достижений того времени. В этой истории можно ощутить трагедию Джейн – она не давала себе шанса полностью реализовать свой огромный талант – и трагедию Томаса – он никогда не позволял себе испытать счастье близости. Биограф Карлайла описывает сорокалетний брак Карлайла с Джейн как болезненное, депрессивное, бесполое сочетание невинности и подавления. В этом браке муж производит впечатление по большей части слабого и безрадостного, в то время как его жена предстает страдающей от своей собственной невинности и чувства долга. Это пример индивидуальных жизней, достигших успеха, и брака, обреченного на постоянные страдания. И Диккенс, и Карлайл представляют собой пример неудачи воображения. Ни один из них не смог представить брак в позитивном свете, равноценным по чувству удовлетворенности уединенной жизни писателя. Супружество привело их в отчаяние и превратило их браки в длинные темные ночи души, для них и для их супруг. Из этих примеров жизни таких ярких и мыслящих людей мы можем осознать важность так называемого «внутреннего разнообразия», способности удерживать противоположные желания в творческом напряжении. Возможно ли быть одновременно в уединении и в браке, трудящимся и расслабленным в отношениях? Я думаю, что глубинная проблема Карлайла скорее всего заключена в его негативном религиозном восприятии сексуальности в целом, а у Диккенса она была связана с его высоким уровнем осознанности в отношении социальных проблем и таким же высоким уровнем бессознательности в отношении потребностей брака и домашней жизни. Даже сегодня синдромы Карлайла и Диккенса продолжают делать браки очень сложными и тяжелыми. Люди все еще не знают, как одновременно делать несколько вещей, или не понимают важности воображения в отношениях. Они страдают в своих союзах, потому что они воспринимают их лишь как нечто внешнее, не связанное с развитием души. Многие люди нацелены на поверхностную совместимость вместо глубинной, иррациональной связи. На алхимических изображениях мы видим короля и королеву, обнимающих друг друга в реторте или грушевидном сосуде. Это и есть брак, запечатанное место, где душа созревает, и водное пространство, где две главные фигуры могут соединиться, разрежаясь и сгущаясь подобно химическим веществам. Поскольку вы пребываете в темноте, то не знаете, что происходит, и часто путаете глубинный алхимический процесс с поверхностными личностными проблемами. Мы возвращаемся к Иоанну Кресте и его восхвалениям темноты. Вы преуспеете в браке, если не будете избегать боли и трудностей, а будете учиться фокусироваться на наиболее значимых проблемах. Если вы удовлетворены своей работой, у ваших детей все благополучно, вы вносите важный вклад в общество, тогда ваш брак может занять свое центральное место в вашей жизни. Его цель – дать вам сосуд, в котором вы и ваш партнер будете распадаться на части и заново соединяться, развиваясь вместе в свойственном человеческому ритме. В терапии я часто был вынужден создать сосуд в моей консультационной комнате. Брак растекался и распадался. Он нуждался в удерживающем контейнере, потому что это и есть брак – сосуд трансформации. Это маленькая версия – реторта, а не океан – путешествия по ночному морю. Все это происходит между двумя людьми и в одном доме. Проблемы похожи. Используете ли вы возможность и станете настоящим партнером? Или вы будете пытаться сбежать, выскальзывая через дыры в вашем сосуде? Таинство Персефоны В мифологии, как мы уже видели, мы встречаем Персефону сначала как молодую женщину, очарованную цветами и близкую к своей матери, Деметре. Но затем она теряет свою невинность, когда Гадес, Бог Подземного мира, похищает ее и делает своей невестой в темном месте, невидимом для обычных глаз. Как королева того места смерти, Персефона очень отличается от себя прежней, теперь она полна силы и, в некоторых историях, обладает более глубокой красотой. Она состоит в браке с самыми глубинными и темными сторонами души, зачастую смущающими, иногда болезненными и всегда таинственными. История говорит о том, что существует вечный, архетипический и подземный брак, тот, в котором пытки и борьба, подъемы и спады, желания и зависимость свойственны браку, являются элементами его подземного мира, а не просто заблуждениями и неудачами. Греки почитали иногда приносящий раздражение, но в целом полный любви брак Зевса и Геры, но они также признавали эту странную подземную свадьбу. Мы принимаем внешний союз, который называем браком, но, как правило, избегаем подземного партнерства, пока нам не приходится пойти в психотерапию, чтобы работать с ревностью и конфликтами. Я думаю, что гораздо лучше иметь полное понимание брака с самого начала. Швейцарский психоаналитик Адольф Гюггенбюль-Крейг говорит о том, что целью брака является индивидуация, юнгианский термин, обозначающий работу превращения сырых материалов вашей общей человечности в творческую, индивидуальную личность. Он отмечает, что многие люди подходят к браку нарциссично, ожидая, что он даст им все, что они хотят, не прося многого взамен. С другой стороны, Гюггенбюль-Крейг говорит о том, что брак является формой жертвоприношения, в котором мы отдаем свое индивидуальное Я более великой жизни и воле. Жертвоприношение – это духовный акт. Вы понимаете его неправильно, если приносите себя в жертву партнеру. Брак – это не только что-то для данной пары, но для всех пар. Вспомните о Ноевом Ковчеге, в котором каждый вид животных нашел себе прибежище в паре. Когда вы вступаете в брак, вы входите в ковчег, воплощающий собой все человечество. Подумайте о всех мужских и женских особях животного и растительного мира, обо всех противоположностях в каждом аспекте жизни. Они все должны в каком-то смысле «состоять в браке» для того, чтобы жизнь могла продолжаться. Ваш брак участвует в общем космическом порядке и обладает настолько богатыми смыслами, что вы вряд ли сможете их полностью охватить. Когда вы приносите жертву, вы не просто отдаете что-то ценное, вы признаете существование чего-то более великого, чем вы сами. Жертвоприношение означает, что вы что-то делаете святым. Вы выходите за пределы себя. Вы оставляете пространство для великой тайны. Вы можете ощутить этот более глубокий смысл жертвоприношения в повседневных лишениях, когда вы отказываетесь от своей свободы и смягчаете свое своенравие. Вы прислушиваетесь к мнениям и планам своего партнера. Вся ваша жизнь может принять совершенно иное направление, потому что вы готовы разделить ваше видение. Такие жертвы служат браку. Они символизируют собой более глубокий и более существенный отказ от себя в пользу духовного процесса, который привел вас к тому, чтобы полюбить этого конкретного человека и разделить с ним жизнь. Вместе вы становитесь «смешанными душами». Нет ничего более важного в жизни человека, чем сделать душу более сильной, расширив понимание того, кем человек себя считает. Это выход за пределы себя, и это существенная часть любой религии. В истории Персефоны центральное место занимает печаль матери, потерявшей свою дочь, и брак несет в себе ту же печаль. Родители и семьи также отдают что-то ценное, когда их сын или дочь вступают в брак. Поэтому есть веская причина для слез на свадьбе и смешанных чувств всех вовлеченных в этот процесс. Иногда у вас возникает впечатление, что слишком хорошее настроение немного искусственно, возможно, оно скрывает более глубокие чувства потери и перемен. Если бы брак был только вопросом образа жизни двух людей, все было бы относительно просто. Но, согласно греческой истории о Персефоне, свадьба происходит в аду. Это не означает, что брак невозможен или нежелателен, скорее речь идет о том, что подлинность этого таинства часто заслоняется сентиментальными защитами против темноты. Брак – это суровое испытание, в котором, по крайней мере, две души созревают и расцветают. Я говорю «по крайней мере», поскольку на детей и родственников также оказывает сильное влияние то, что происходит в браке. Иногда брак становится своего рода алхимической кислотой, выливаемой на вашу жизнь и личность, придавая ей иную форму и углубляя ее. Она делает вас лучше, хотя и необязательно счастливее. Кто-то надеется, что брак принесет ему моменты счастья, но вы также можете быть уверены, что за ними последуют и моменты тяжелых испытаний. Вместе моменты счастья и периоды борьбы создают очеловечивающую силу, путь к самореализации, который парадоксальным образом включает в себя непосредственный, конкретный и ощущаемый выход за пределы себя. Вы вынуждены двигаться за пределы эгоизма и серьезно считаться с другим человеком. Разъедающие эмоции брака создают новое лицо. Теперь вы смотрите на жизнь не как на право для себя, но как на ценный дар, которым вы делитесь. Вы не становитесь едины с другим человеком, но вы растворяетесь в браке, что означает слияние жизней и связь личностей. Ваши внутренние части «пребывают в браке», вы глубоко соединены со своим супругом/супругой, и вы обретаете новые отношения с миром. Ориентир в море брачных ночей Когда вы вступаете в брак, вы хотите обрести радость партнерства и любви, но взамен от вас требуется отказаться от части вашей индивидуальности, уровня прежней свободы и любого желания, которое у вас может появиться в отношении какого-либо другого человека. Неудивительно, что некоторые люди, как Диккенс, чувствуют себя в западне. Как вы можете сохранить радость, необходимый уровень свободы и вашу индивидуальность и в то же время оставаться в браке? Один из способов – обратить внимание на все ваши ощущаемые потребности. Может быть невозможно удовлетворить их все, но часто даже какая-то небольшая уступка может освободить вас от ощущения подавленности и заточения. В Ирландии мужчины ходят в местные пабы, а женщины – в разнообразные социальные группы. Паб признает необходимость социализации в кругу своего пола и санкционированный отдых от брака. В Америке для мужчин подобную роль играет, пожалуй, гольф. Женщины сегодня часто собираются в разных формальных или неформальных группах. В течение многих лет группа женщин собиралась у моей жены в нашем доме для того, чтобы потанцевать, поговорить и поддержать друг друга. Возможно, это не совсем идеальные решения, но они направлены на то, чтобы брак полностью не поглощал жизнь человека. Также важно подчинить себя браку, а не другому человеку. Важно помнить, что именно брак, а не ваш партнер, является истинным сосудом. Если вы отдаете себя полностью другому человеку, то рискуете увязнуть в мазохистических отношениях, от которых вы будете только страдать, ничего не получая взамен. Но если оба партнера сдаются браку, они могут избежать мазохистических чувств и даже наслаждаться ограничением быть только с одним человеком. Построение брака может быть радостным опытом, а полная отдача себя другому человеку вряд ли сможет принести счастье. Для многих брак означает жить с безумием своего партнера. Поэт Дональд Холл пишет открыто и откровенно о его взаимоотношениях со своей женой Джейн Кэньон во время ее приступов депрессии. Он упоминает особенно важное откровение, пришедшее к нему во время маниакального эпизода, редкого перерыва между депрессиями жены, во время которого Джейн была властной, энергичной и полной желания. «Затем я понял, со стыдом, что в течение многих лет я использовал ее депрессию как возможность думать о себе хорошо: я был скалой, неизменной в любую погоду; я был защитником. Теперь же ее маниакальный восторг и ее уверенность повергли меня в уныние». Это очень важное наблюдение, его энергия была ответом на летаргию его жены. Даже после ее смерти, он говорит о том, что все еще отыгрывал ее сильные эмоции, переходя от маниакального возбуждения к депрессивной подавленности так, как это делала она. «Может быть, я увековечивал Джейн, подражая ей», – говорит он. Холл был в высшей степени глубоко мыслящим и наблюдательным человеком. Он не оправдывает свой трудный брак, а вместо этого пытается дать разные возможные интерпретации взаимодействиям пары. Когда он пишет о своем браке, то пытается найти смысл, но при этом никогда не отказывается от любви и удивления. Брак является источником его борьбы, его самораскрытия и его поэзии. Его боль и смятение не исчезают, но они находят прекрасное воплощение в его размышлениях и поэзии. Дональд Холл может быть хорошим примером темной ночи, очищающей душу и открывающей новое видение. В качестве первого шага, позволяющего ориентироваться в брачной темной ночи, я предлагаю воспринимать брак менее упрощенно и признать его тайну. Я также призываю вас воспринимать вашего партнера как мистическое сочетание памяти, эмоций и истории, как человека, который не знает хорошо себя самого, но который, в то же время, очень значительно меняется на протяжении жизни. Бесполезно пытаться упростить вашего партнера и заставить его вписываться в ваши ожидания. Без реальных, сложных людей как партнеров нет и настоящего брака. Брак означает, что различия собираются вместе. Мы часто сами себя сбиваем с толку, думая о браке как о рационально созданном институте, в котором мы живем без усилий с людьми, которые очень похожи на нас. Как говорит Юнг: «Каждый человек предполагает в другом психологическую структуру, похожу на его собственную». Чтобы почтить подземный мир брака, вам необходимо ценить иррациональность и тайну как в вас самих, так и в вашем партнере. Это простое правило, но оно может помочь вам по мере того, как вы будете погружаться глубже в болотистые места брачной жизни. С самого начала вы находитесь в подземном мире, частично сознавая это и может быть даже частично желая этого. Священник или раввин, как представитель таинства, возможно, должен сказать вам во время бракосочетания, что вы говорите «да» Гадесу и Персефоне, реальным примерам счастливого человеческого брака. Вам необходимо видеть обещание счастья, но вам также нужно быть готовым к темноте. Верхний мир брака обещает вам счастье и наполненность, здесь необыкновенно помогают спокойствие и чуткость. Но подземный мир не является местом мира и гармонии. Там вы должны быть готовы к конфликтам и смятению. Не очень верным было бы пытаться создать идеальную модель брачной жизни как союз, благословленный на небесах и в аду. Не стоит ожидать того, что все ваши проблемы уйдут. Не стоит также представлять, что однажды все разрешится и вы обретете гармонию. Не стоит ожидать вечного солнечного света. Необходимо помнить о том, что брак, несмотря на всю свою красоту и удовольствие, также является темной ночью души. Священный брак На поверхности брак – это союз двух людей в стремлении разделить жизнь друг с другом. Но для души это соглашение имеет настолько глубокие последствия, что затрагивает самое духовное и священное. Когда два индивида решают разделить друг с другом свою судьбу, все противоположности в жизни становятся ближе друг к другу. Человеческий брак является частью всеобъемлющего процесса примирения противоположностей и различий. Он оказывает социальное и космическое влияние, и когда в него входят глубоко, то тем самым вносят вклад в гармонию мира. Брак – это долгий процесс примирения различий в семье, происхождении, опыте и ценностях. Два человека чувствуют взаимное притяжение и сразу начинают рассказывать друг другу истории о своем детстве, об их семьях и опыте. Эти истории не являются ни в коей мере ни искусственными, ни незначительными, поскольку они дают предвкушение сложного союза, который должен вскоре появиться. Пара может не осознавать всю значимость их притяжения, но им необходимо исследовать базовый вопрос, можем ли мы и должны ли мы соединить наши различия? Но это также и фундаментальный социальный вопрос. Можно ли смешать католиков и не католиков, иудеев и не иудеев, черных и белых, либералов и консерваторов, чувствительных и дерзких? Кажется, что любовь двух людей друг к другу не связана с этими вещами. Их любовь кажется более личной, но образы, окружающие свадебные церемонии, указывают на то, что празднуемый союз выходит далеко за рамки соединения двух людей. Наиболее священная литература говорит о том, что противоположности, которые делают жизнь такой интересной и такой болезненной, не могут быть разрешены интеллектуально. Необходимо найти какие-то другие способы собрать различия в одном месте и позволить им смешаться или сосуществовать вместе. Алхимия указывает на то, что это длинный и болезненный процесс, включающий в себя страдания, разделение на части и смерть. В нем есть свои моменты восторга и свои ночи удовольствия, но они пусты без других процессов, в которых различия связаны и сосуществуют друг с другом. Даже мистическая история в Евангелии от Иоанна о свадебном праздновании в Кане рассказывает о том, что в браке, и, следовательно, в обществе вода, в результате алхимического процесса во время темной ночи, должна будет превратиться в вино. Должно произойти какое-то надприродное и сверхъестественное изменение. В истории Каны превращение воды в вино лежит в основе брака или, как говорит Юнг, жизни обыденной в жизнь духовную. Когда два человека по-настоящему вступают в брак, их простая жизнь проходит через трансформацию, которая делает их более сложными, тонко чувствующими людьми. Красота этой алхимии лежит в позитивном использовании затемнения, разделения, расчленения и растворения. Эти процессы, обычно воспринимаемые как негативные, здесь становятся творческими. Существенной составляющей темной ночи брака является ее работа по превращению обычного существования в наполненный жизнью процесс, поддерживаемый любовью. Брак, несовершенный, трудный и, возможно, неудавшийся, образовывает душу, извлекает ее из укрытия и дает жизни ее основу. Для меня сорокачетырехлетний брак моих родителей стоит в ряд с трехсотлетним медовым месяцем Зевса и Геры, и я вижу в них чудо отношений. В браке моих родителей двое обыкновенных людей превратились в двоих чувствительных и честных сыновей, трех выдающихся внуков, счастливый дом, теплые воспоминания о хороших временах и близких друзьях, и даже в небольшой счет в банке. Это Кана снова и снова. Вода стала вином. Простая практичность превратилась в самые ценные качества человеческой жизни. Сегодня многие люди думают, что цель их работы над собой, независимо от того, в чем это воплощено – в терапии, религии, фитнесе, образовании, – это здоровье и успех. Но Кана говорит нам о том, что результат такого волшебства даже более ценный – это семья, дружба и мир в сердце. С точки зрения культуры мы можем получить выгоду от изменения ценностей, от фокуса на здоровье и успехе к стремлению образовывать сердце, что может стать основой для настоящей общности, интимности и социального согласия. Виноград должен быть собран и раздавлен. Затем он начинает бродить, по мере того, как происходит дальнейшая дезинтеграция. На пути превращения в вино, виноград проходит свою темную ночь. Его горчинка и аромат напоминают о его путешествии от виноградной лозы к бочке и затем к графину. Вы можете ощутить вкус его трагической истории. Вы можете восхититься его зрелостью. Образ Каны показывает, что брак является похожим процессом. Не каждый брак в итоге превращается в винный погреб – бывают неудачные начала и тупики, но брак несет в себе потенциал помочь вам стать человеком интеллектуальной, моральной и эмоциональной утонченности. Но вам необходимо принять участие в процессе ферментации, который иногда может проявиться в темной ночи души. Брак Томаса Карлайла и Джейн Уэлш Карлайл внешне кажется трагическим, но в то же время история этого удивительного союза показывает, что любовь пережила и выдержала все испытания. Чарльз Диккенс оставил Кэтрин, вступив в более удовлетворяющие его, хотя менее социально приемлемые, отношения. Он справился со своими внешними трудностями и реализовал некоторые из своих раненых желаний, но в глубине его души мистический брак продолжался. Размышления Дональда Холла о своей жене Джейн Кэньон невероятно остры и более проницательны, чем многие рассуждения психологов об отношениях. В каком-то роде темные ночи определяют брак, и то, как вы справляетесь с ними, определяет, есть ли у вашего брака душа или нет. Если вы настаиваете на счастье, хорошем общении, гармонии, совместимости и постоянной любви, вы, в конечном итоге, скорее всего разочаруетесь, не потому, что партнер вам не подходит, а потому, что вы фокусировались не на тех вещах. Сырой материал отношений может быть очень неприятным. Юнг описывает его в алхимических образах уксуса, мочи, экскрементов и хаоса. Вы вступаете в брак с приятным ощущением, наивными идеями и неразвитыми эмоциями, а также, возможно, с инфантильными и подростковыми способами взаимодействия, а затем вы замечаете различия во взглядах и образе жизни. Этот неприятный первичный материал может быть трансформирован в процессе брака во что-то прекрасное, необычайно сложное и тонкое. Окончания определяют брак Браки и значимые отношения могут завершиться совершенно по-разному. Вы можете расстаться и развестись. Ваш партнер может умереть. Вы можете пройти через существенное изменение, которое станет концом ваших отношений. То, как вы справляетесь с окончанием отношений, чрезвычайно важно. Вы можете остаться со сложностью ваших чувств и сопротивляться соблазну заморозить их, уйдя в объяснения и умозаключения. Если вы будете следовать житейской мудрости начать все с чистого листа, оставив прошлое позади, возможно, вас не будет мучить сожаление и воспоминания, но вы не сможете пройти дальше. Затем вы скорее всего повторите те же самые ошибки. Распространенная мудрость о продолжении жизни без прошлого может привести к неудаче, потому как единственный способ двигаться дальше заключается в том, чтобы не отрицать и не подавлять свое прошлое. Избегание прошлого делает вас его рабом, вы не можете свободно находиться в настоящем. В сравнении с поверхностью жизни, тайны сердца открываются в совсем другом временном пространстве. Душа раскрывает себя в циклах и бесконечных круговоротах опыта. В период вашей темной ночи время может замедлиться и начать ползти или даже остановиться, давая вам возможность иначе соединиться со своим прошлым. Вы можете пересмотреть свои прошлые отношения, которые меняются в памяти по мере изменений в вашей жизни и в характере. Вы можете переоценить то, как вы вели себя и думали, и, возможно, впервые в жизни ощутить подлинное раскаяние. Вы можете даже освободиться от вины, которая мешала вам долгие годы. Конечно, есть и такой вариант, что вы бесплодно застрянете в прошлом, но это может быть просто сигналом к тому, что вам пока не удалось создать важные глубинные связи. Кто-то, кто продолжает повторять те же самые ошибки, еще не смог полностью прочувствовать сердцем свой прошлый опыт. Человек, который не может двигаться дальше по жизни, может нуждаться в заземлении, которое дает прошлый опыт. Продвижение вперед слишком быстро может быть разумным, но не мудрым, поскольку является лишь усилием личной воли без мудрости полностью прожитого прошлого. Тайна брака вечна, и если вы были в браке несколько раз, то каждый из этих браков вечен. Если у вас было много отношений, необязательно в браке, они также обладают качеством вечности и вносят вклад, позитивный и негативный, в вашу сегодняшнюю борьбу за отношения. Те темные ночи прошлого продолжают питать душу, при условии, что они не опустошены суждениями и оценкой. Люди часто говорят: «Теперь я знаю лучше. Я научился на своих ошибках. Я их больше не совершу. Я вырос и стал мудрее». Но такое отношение оставляет прошлое в тупике, поскольку человек пытается очистить прошлые ночи от их темноты. Это хорошо продуманное отрицание прошлого не работает, потому что душа питается темнотой в той же мере, что и светом. Время от времени все мы встречаем людей, которые годами остаются в сложных браках. Их друзья пытаются их убедить расстаться или развестись, но они остаются там, где находятся. Очень трудно выносить какие-либо суждения в таких ситуациях. Иногда оказывается, что любовь очень глубока и каким-то образом поддерживает жизнь, несмотря на внешние проблемы. Иногда человек оказывается в опасности и кажется до безумия застрявшим в угрожающих ему отношениях. Я также видел случаи, когда человек обладал настолько сильным унаследованным чувством добродетели, что считал неправильным или слабым сдаваться. Я консультровал людей, которые, в конце концов, смогли выйти за пределы своих запретов и были необычайно благодарны за то, что в итоге смогли завершить брачные отношения, которые хоть и не были угрожающими, но сильно подавляли. Есть бесчисленные способы завершить отношения. Они во многом зависят от темперамента человека и периода жизни, в котором он находится. Если вы знаете себя, это может помочь вам в глубине сердца обрести уверенность в своем решении. Вы не будете сомневаться в своей позиции, даже если ситуация не черная или белая. Вам также необходимо исходить из ваших ценностей, из доверия себе и знания того, что вы сможете справиться с любыми последствиями. Человек, который постоянно игнорирует свою интуицию и внутренние советы, с большой вероятностью столкнется с проблемой в завершении важных отношений. Даже самые сильные люди могут нуждаться во времени, чтобы разобраться в себе, и это время может ощущаться как еще один вид темной ночи. Брачная темная ночь, другими словами, может сильно отличаться от пустого, темного настроения и отчаяния, которое часто воспринимается как единственное определение темноты души. Напротив, она может быть полна решений, анализа и неудачных начинаний. Глубокое несчастье может лежать на самом дне души, прикрытое сверху объяснениями, личными историями и идеями. Ваша задача – жить из самого глубокого места, где созревают подлинные решения. Брак внутри вас Мистическая сторона брака происходит полностью внутри самого индивида. Древние греки называли ее hieros gamos, священный брак. Это примирение многих противоположностей, которые существуют в вас и которые, заново соединенные, могут подарить вам свободу быть творческими и резонирующими со Вселенной. Греческие боги Зевс и Гера, почитаемые за их вечную, необычайно переменчивую любовь, воплощают собой священный брак души. Говорят, что когда они наслаждаются своей любовью на мягком облаке света, семя великого бога наполняет вселенную во время выплеска творческой энергии. Священные истории из Индии утверждают, что из любовного соития Шивы и Шакти появляется мир. В Упанишадах рассказывается похожая история, в которой Атман создает партнершу, из совместной любви с которой мир принимает свою форму. В христианстве Иосиф и Мария символизируют особый священный союз, из которого возникает новое царство. Эти истории из мифологии и религии можно связывать с космосом, человеческой культурой или индивидом. На индивидуальном уровне они говорят про внутреннее партнерство, глубокое соединение между различными частями человека, которые зачастую воспринимаются как противоположности: эмоциональное/рациональное, теплое/холодное, молодое/старое, радостное/грустное, близкое/далекое. Идеалом является не целостность или интеграция, но брак и любовь, не преодоление различий, но их творческое сосуществование и взаимное влияние. Очень сложно увидеть эти тайные процессы в другом человеке, поэтому я попытаюсь описать их так, как я их сам в себе ощущаю. Всю свою жизнь я чувствовал призвание преподавать и вести публичную жизнь, и в то же самое время я был необычайно застенчив и неуклюж, особенно в определенных социальных условиях. Большинство людей выглядели довольно свободными и раскрепощенными, общаясь в малых группах, но я очень легко смущался. Я чувствую, что это очень невротичная сторона моего характера, и, хотя я очень много сделал, чтобы справиться с этим, эта особенность до сих живет во мне. Поэтому я пытаюсь «поженить» свое чувство общественного призвания с моей крайней чувствительностью. Эти противоположности могут что-то взять друг от друга без взаимного подавления. Хотя чувствительность все еще дискомфортна, я пытаюсь любить ее, даже когда хочу, чтобы она исчезла. Я позволяю ей влиять на то, что я пишу, на мои идеи и даже на мою общественную работу. Я не могу сказать, что этот брак совершенен, как и любой брак в жизни. В этом свете богиня Гера представляет собой утешающий образ. Ее роль заключалась в том, чтобы привносить творческую силу ее партнера в человеческую жизнь. Она была страстной – ревнивой, сердитой и любящей – но она была также олицетворением длительного, поддерживающего партнерства. Древний Орфический Гимн Гере, как хвалебная песнь, повествует о том, что без нее не было бы ни жизни, ни роста. Греки верили в то, что каждый человеческий брак похож на творческий союз Зевса и Геры. Они также воплощают человеческое стремление примириться с самим собой. Идеалом становится не интеграция тех вещей в нас, которые пребывают в конфликте, но их эффективная связь. В браке различия продолжают существовать, но они становятся плодотворным союзом благодаря любви. Мы должны любить нашу собственную сложность и противоречивость, поддерживая внутренний брак и чувственность души. Вы проживаете это таинство не за счет того, что буквально разделяете душевные заботы между мужчиной и женщиной, но пребывая каждый сам в себе. Вы можете предложить поддержку вашему супругу/супруге, позволяя Гере проявиться в вас. Независимо от того, мужчина вы или женщина, вы временно можете стать Зевсом, беря на себя ответственность и чувствуя ваш глубокий авторитет. Вы можете быть одновременно и тем, и другим, для себя, для вашего партнера и для вашего брака. На алхимических изображениях король и королева обнимаются в ванне или сосуде. Результатом этой алхимической свадьбы, говорит Юнг, становится unus mundus, единый мир, в котором, говоря его словами, примиряются сознательное и бессознательное. Для меня этот союз представляет собой творческий контакт между духовным и мирским или священным и светским. Идеи, ценности, стремления, трансцендентное Я (Зевс) вступают в брак с повседневным, материальной жизнью, телом и человеческими эмоциями (Гера). Когда наши идеи укоренены, наши ценности прожиты и наши высшие Я находятся на службе у обычной жизни, святой брак индивидуальности достигнут, и это стоит отпраздновать. Мы возвращаемся в Кану, на свадьбу. Мать Иисуса, согласно истории, указывает на то, что вино, существенный элемент в свадебном торжестве, закончилось. Иисус реагирует моментально, не столько тем, что совершает чудесный подвиг, поразительное чудо, сколько тем, что демонстрирует глубокое таинство, дионисийскую мистерию священного опьянения. Божественный и человеческий посредник, он позволяет этой свадьбе души продолжаться, обеспечив присутствие вина. Он адепт, маг и святой учитель, который соединяет духовное с мирским, так же, как они соединены в его собственной человеческой/божественной природе. Эта брачная темная ночь души представляет собой процесс ферментации, который Иисус завершил за несколько минут, но который обычно занимает годы в человеческих отношениях. Противоположности смешиваются, чтобы появилось брожение, в результате которого возникнет третье – пара. Иногда это очень болезненная алхимия, но результат стоит того, чтобы ждать, как хорошее вино, которое не может появиться в спешке, ему нужен отдых в прохладном, темном погребе, прежде чем оно станет зрелым. Настоящее благословение – иметь долгий и сложный брак. Состояние брака создает особый инкубационный период, сосуд, который позволяет происходить процессам ферментации, в результате которого индивиды становятся парой. Внешне это может выглядеть простым и обычным, но сок всегда обретает свой собственный привкус. В браке простая личная любовь становится космической. Как день и ночь в природе, долгий брак обретает счастье и в плодоносных днях блаженства, и в темных ночах души.