Святой Грааль

СВЯТОЙ ГРААЛЬ

Он слишком велик, чтобы называться «Богом». Он скрыт,
но везде заметен. Он бестелесен, но воплощен во всем. Нет
ничего, чем бы Он не был. У него нет имени, потому что все
имена—Его. Он—единство всех вещей, поэтому мы должны знать Его по всем именам и называть все «Богом».
Гермес Трисмегист


УЧЕНИЕ

Поиски Святого Грааля долгое время были символом прогрессивного развития на духовном пути. Обретение Грааля представляет собой свободу обладателя Грааля от смерти и возрождения (как,
например, переход Галахада в Высшие миры) и обретение способности исцелять все болезни (как в исцелении раненого Короля-рыбака
Парсифалем и Ланселотом). То и другое относится к завершению
Великого Алхимического Делания, к Философскому Камню, который дарует освобождение от тяжелого Колеса Рождения и Смерти
(в некоторых романах Грааль описывается как камень, а не чаша,
а в буддийской мифологии он упоминается как «Драгоценный камень, исполняющий желания», «драгоценная жемчужина», которую
ищет Дракон), а также относится к производству medicina catholica,
универсального лекарства, которое лечит все болезни. И поиски Грааля, и его завоевание — метафоры «схватывания» Квинтэссенции.
Это реализация изначальной субстанции творения, Prima Materia,
алхимической Первородной Материи, которая на санскрите называется Акаша, что означает «чаша для смешивания элементов».
С тайной Грааля глубоко связаны четыре символа: копье, меч,
чаша и камень. Они представляют, соответственно, Воздух Мудрых,
Огонь Мудрых, Воду Мудрых и Землю Мудрых. Непрерывное
взаимодействие этих символов указывает на присутствие Первоматерии — Квинтэссенции — внутри и между каждым из четырех
элементарных проявлений духа. А Дух — это центр (неподвижная
безразмерная точка) каждого из четырех элементов Мудрости. Последовательность следующая: Акаша, воздух; Акаша, огонь; Акаша, вода; и Акаша, земля. Таким же образом в Таро карта Дурака
(присвоенная Квинтэссенции) предшествует по достоинству и отделяет каждую карту Таро, поскольку математическое значение нуля
(0) предшествует и разделяет каждое число в последовательности
(например, 0, 1, 0, 2, 0, 3, 0, 4, 0 и т.д.). Вот почему те физические
места, где область одного проявленного элемента уступает место
другому,— это «места силы»: морские берега, холмы или вершины
гор, паровые бани и церемониальные костры. Они представляют собой промежуточное состояние между двумя элементами — Квинтэссенцию. В знаке пентаграммы четыре треугольника пятилучевой
звезды также относятся к элементам, а вершина треугольника представляет Квинтэссенцию как правящую силу. Тот факт, что пентаграмму можно нарисовать, не отрывая руки от бумаги, показывает
взаимозависимость четырех элементов и полную зависимость их
существования от Первородной Материи. Только в Квинтэссенции
пребывает истинное «правление» элементов.
Захватывающая сила поисков Грааля вдохновляла прекрасное.
Его тайна прославляется в живописи, скульптуре, на гобеленах,
в литературных романах, поэзии и музыке. Обещание, воплощенное
в символе Грааля и его центральном искупительном мотиве, на протяжении веков вдохновляло писателей, бардов и художников отдавать своим искусством дань уважения Чаше Чаш. Он обращается
к самой глубокой части человеческой натуры—к иррациональному,
но непреходящему желанию того, чтобы добро восторжествовало,
чтобы жизнь была вечной. По мере возникновения каждой новой религии она стремилась представить Грааль в своих собственных рамках. Но Грааль превосходит их все, принадлежит им всем, хранит их
все. Он символизирует реальность того, что Дух питает и сохраняет
все, что вечно создается и поддерживается вселенной.
С позиции макрокосма Грааль—это великая чаша духа, в которой заключено все сущее. Это вселенская чаша в священных руках
Вечного. Это Зеркало Тетраграмматона и магическая чаша творения,
в которой Бог видит Бога. Но поскольку Вечное пронизывает все,
что есть, и есть все, что есть, макрокосмический Грааль — это Не‑
шама, Божественная Душа, приписываемая третьей сефире, Бине,
сфере Великой Матери (отсюда повторяющиеся образы богинь
и девушек, несущих Грааль). Таким образом, Вездесущность Божественного также приписывается Бине. Зритель и видение не разделены, но они есть одно: «Я заявляю о Себе через видение». Здесь
мы касаемся «тайны», одного из тех очевидных парадоксов, которые
пронизывают учение нестареющей мудрости. Их называют тайнами,
потому что они стремятся выразить духовные реальности, выходящие за пределы разума и скованного формами мышления, но ограниченные и подверженные искажению из-за самой нашей потребности
в использовании языка и образов, основанных на чувственном опыте. Грааль и то, что он содержит, одно и то же.
На плане микрокосма, в человеческом существе, Грааль символизирует Руах, Высшее Я или бессмертный дух, называемый
в некоторых традициях Cвятым Ангелом-Хранителем. Этот индивидуализированный аспект Единой Жизни дает начало нашему
чувству «я», нашей индивидуальности, полезной иллюзии обособленности. Пока мы не достигнем осознания этого аспекта самих
себя, он также порождает иллюзию отделенности от Всего. Наш
дух — это Грааль для Божественного Я, Самости, единственное,
что действительно реально, действительно вечно. В Каббале это называется Йехида, что означает «уникальный и неделимый», и приписывается Кетер. На расширенном Древе Лестницы Иакова дух
принадлежит миру Брия и Йехида из Ацилут. Но Ацилут проникает
внутрь или пребывает в верхней части Брия и удерживается в духовной оболочке. Посредством резонанса Дух (Брия) взаимодействует
с Йецирой, царством психики или души. Здесь нам нужно напомнить себе, что если мы имеем дело с мандалами, священными диаграммами, такими как Древо Жизни, то «вверху» равно «внутри».
Поэтому, когда мы говорим о том, что Йехида находится на «высшем уровне», в Ацилут, мы также имеем в виду самый «внутренний»
уровень человеческого существа. Как сказал Джозеф Кэмпбелл,
известный мифограф, «В глубине своей личности вы едины с Трансцендентным».
Для большинства из нас эти высшие аспекты человеческого развития существуют как скрытый потенциал, как семя, которое еще
не начало расти, цвести и плодоносить. Это то, что исследователь
алхимии Фома Аквинский называл latens Deitas, и то, что в западных мистериях называют «Бог внутри» или Adonai Interna. Цель
Великого Делания—одухотворить физическое тело, чтобы Высшее
Я могло полностью проявиться на Земле. Это пробуждение Будды
или Христа. Это внутренний смысл каббалистической молитвы: «Да
будет Святой восстановлен на Своем троне и в Его полноте восстановится для человечества».
Однако мы работаем с вещами, как они есть, и в большинстве
из нас Божественное — это скрытый потенциал. Такое положение
дел изображает 14-й ключ Таро, Умеренность, получивший свое
название от процесса закалки металла в огне. Ангел на карте, Архангел Михаил, относящийся к Тиферет, показан вовлеченным в Великое Делание. Гематрия имени Mikael — 101, та же самая, что
и у «Абен-Гедула», что означает «великий камень». Михаил льет
воду на огненного льва и зажигает водного орла горящим факелом.
Когда работа близится к завершению, лев в 10-м Ключе Таро (Колесо Фортуны) становится Синим Сфинксом, который ведает загадку человеческой судьбы. Орел становится огненным фениксом,
обновляющим свою бессмертную жизнь огнем. Одна нога Архангела
стоит на суше, а другая—в водоеме. Царство, в котором находится
архангел,— это Брия. Об этом свидетельствует золотое небо над
головой, царство бесконечного дня. Водоем символизирует водный
мир Йецира и человеческую психику, в которую Архангел поместил
палец ноги. Это наглядно учит нас тому, что Высшее Я присутствует
в сердце души, как Брия проникает в Йециру и присутствует в ней.
«Палец» Высшего Я — это поэтический образ Имманентности
в наших тонких телах.
В центре тонких тел (Йецира) находится то, что в некоторых
традициях называется «солнечная капля», воспринимаемая одними как капля расплавленного золота, а другими — как «устойчивое
остроконечное Пламя лампы в безветренном месте». В тибетской
йоге это называется «неразрушимой каплей» (Mi gshigs pa’i thigle), и, как «семенной атом» теософической литературы, это то, что
сохраняется от воплощения к воплощению, ядро, которое «выращивает» оболочки, необходимые для воплощения. Это Внутренний
Свет, Божественная Имманентность. Именно зародыш, потенциальное семя, из которого вырастает нетленное солнечное тело,
является целью Великой Работы. В розенкрейцерских преданиях
он упоминается как granium in pectoris Jesu, «семя в груди Иисуса», эзотерическая реальность, стоящая за изображением Святого
Сердца в христианской иконографии. Именно в центральной тишине
этого места, в пещере сердца, слышится Голос Безмолвия (Шабда-Брахман, песня Абсолюта). И именно обращение сознания к этому
пребывающему в нем Богу, составляет истинное мистическое обращение. В символике Розы-Креста этот свет имманентности изображается как единственная капля росы, покоящаяся на сердце розы,
преломляющая свет Белого Солнца Высшего Сознания.
Общепризнанным фактом является то, что, когда продвинутые
йоги и адепты умирают, их покинутые физические тела не проявляют
никаких признаков распада или разложения в течение как минимум
трех дней. Тело сохраняет вертикальное положение, а кожа остается
эластичной. Трупного окоченения нет, в области сердца ощущается
тепло. Когда это тепло утихает, обычно через три дня, освобожденное тело разрушается и появляются обычные признаки смерти.
Это Божественное Присутствие в сердце — истинный Грааль.
Поиски — это реализация и проявление Святого Грааля. Это то,
что подразумевается под завершением Великого Делания Алхимии,
именуемого в Изумрудной Скрижали «Дело Солнца». Гематрия
Shemesh, что на иврите означает «солнце», составляет 640, то же
самое, что и для kos tankhumim, «чаши утешения» (упоминается
в 23-м псалме: «Ты помазываешь мою голову маслом; моя чаша переполняется…»).
В используемой нами каббалистической модели Грааль создается
из различных субстанций в каждой из сефирот Срединного Столпа. Но, как говорится в «Изумрудной скрижали», «все вещи были
из одного», все субстанции созданы из Первоматерии. В Малкут
Грааль образован из железа (а не из свинца—по причинам, которые
станут ясны позже); в Йесод он сделан из серебра, в Тиферет —
из золота. В Даат он вырезан из хрусталя, а в Кетер, короне, это
чистый раскаленный свет, поскольку «чаша» и «содержимое» стали
неотличимы. В Кундалини-йоге самый сложный этап—это поднять
Дух-Огонь Дракона к сердечному центру. Следовательно, в большинстве последующих практик мы сосредотачиваемся на золотом
Граале Тиферет. Тиферет—это понимание образов. Другими словами, это способность к их созданию. Воображение, или способность
создавать и воспринимать образы, не ограничивается существованием на физическом плане. Фактически это способность Высшего
Я, пребывающего в нем духа. Воображение — это наше наследие,
как плод того, что «намечтало» миры в существование. Развитое
до наивысшего потенциала, по мере того как оно развивалось косвенным путем — алхимией и тантрами,— воображение является
инструментом, с помощью которого мы становимся со-творцами
с вечностью.
Грааль появляется в разных формах в разных священных мифах. Все эти мифы объединяет то, что священный сосуд, как бы
его ни называли, является средством, с помощью которого энергия из Высших миров может удерживаться в Асия, мире Формы
и Действия. В кельтских преданиях Грааль—это Бездонный котел, Колодец преобразований, священный для богини Кериддвен.
Это Лунная Чаша затерянной Атлантиды. Это Ковчег Завета,
престол Шехины, хранящийся в скинии Моисеевой и великом
Храме Соломона. Грааль был чашей с вином, принесенной Мелхиседеком, царем и жрецом Всевышнего, который инициировал
Авраама в Каббалу и который, согласно «Сефер Йецира», научил его той самой алхимической практике, которая предлагается
в этой книге. Грааль — это чаша, которую Иисус использовал
во время тайной вечери (одновременно первой Евхаристии). Согласно традиции, эта чаша была вырезана из изумруда короны
Люцифера, которую он потерял, когда был низвергнут с небес
за грех гордыни.
Символика Грааля не ограничивается ближневосточным и европейским мистицизмом. Следующая Джатака (легенда о Татхагате)
описывает происхождение Чаши Будды:

«Затем из четырех стран пришли Четыре Стража Мира, которые предложили чаши из сапфира. Но Будда отказал им. И снова
они предложили четыре чаши из черного камня (muggavanna),
и он, исполненный сострадания к четырем мудрецам, принял четыре чаши. Он поместил их друг в друга и повелел: «Да будут
они одно!» И все чаши стали одним целым. Будда принял пищу
из только что сформированной Чаши и, отведав ее, выразил благодарность.


Затем Благословенный сказал Четырем Хранителям, принесшим
четыре чаши:

Почитайте Будду во имя Чаши, и Чаша будет для вас сосудом
знания. Если вы предложите Чашу равным себе, вы не останетесь ни в памяти, ни в суждении. Но тот, кто предлагает Чашу
Будде, не будет забыт ни в памяти, ни в мудрости».

В тибетской Ваджраяне эквивалентом Грааля является Цебум,
священная ваза, содержащая эликсир жизни, крышка которой
украшена веером из павлиньих перьев. Его держит в руках Будда
Амитаюс (тибетский: Tsepakmé), Владыка Вечной Жизни. Будда
Амитаюс—тантрический аспект более известного Амитахбы, Будды Бесконечного Света (это соотношение между жизнью и светом
жизненно важно в алхимической и йогической практике). Во многих тантрах обоим этим буддам отводится чакра Анахата, сердечный
Николай Рерих, Сердце Азии.
центр. В тантрических инициациях (abisheka) используется копия
Цебума, и фактический акт посвящения происходит, когда гуру-инициатор помещает ее на голову кандидата, на корону с тысячью
лепестков (чакра Сахасрара-­Падма). Размещение Цебум на темени
очень важно, потому что в церемониях Ваджраяны чаша из черепа,
которую держат божества в их «гневных» аспектах, также содержит
животворящий эликсир, являющийся «нектаром богов», буквально
бессмертных. Хрустальные черепа Мезоамерики и других мест также символизируют это учение.
В храме человеческого тела именно в черепе находится алхимический камень, жемчужина йогов. Когда Камень успешно создан (проявлен в физическом теле), он заставляет «амброзию блаженства»
(другое название эликсира или нектара) наполнять и преобразовывать тело. Поскольку при достижении и стабилизации более высоких
состояний сознания в кровотоке практикующих происходят тонкие
изменения. Это явление возникает задолго до завершения Великого
Делания и является одним из признаков мастерства в Кундалини-йоге, «плодом достижения» пробуждения Дракона.
В Новом Завете Кундалини упоминается как Параклет, Святой
Дух, который является «Господом, Подателем жизни». Планетарный резервуар Кундалини называют «Лабораторией Святого Духа»,
а посвящение — «работой Святого Духа». Следовательно, вопрос
Иисуса приобретает более глубокий смысл: «Разве вы не знаете,
что вы храмы Святого Духа и что Сила Всевышнего обитает в вас?»
Человеческое тело — это храм, а сердце — святилище храма (буквально «святое место»). Но Адитум, святая святых храма,— это
шишковидная железа, рудиментарный третий глаз. Камень создается в шишковидной железе Духом-Огнем Хокмы, поэтому древние
алхимики называли себя «философами», «любящими Мудрость».
Гора Меру, венчающая мировую ось как в индуистской, так
и в буддийской космологии, географически является горой Кайлас
в Тибете. Реки Ганг и Брахмапутра берут начало у подножия этой
уединенной вершины. Для индусов гора Кайлас — священное место Господа Шивы, покровителя йоги и бога трансформации. Для
буддистов гора Кайлас (тибетский Kang-­Rimpoché, «Жемчужина
снегов») является центром мандалы божества Демчога (санскрит,
Mahāsukha), медитативного божества высшего блаженства, высшего счастья. Гора Кайлас имеет форму черепа и является святая
святых планетарного микрокосма.
В первом Старшем Аркане Таро, на карте Дурака, изображена
фигура, увенчанная лавровым венцом (лавр является священным
растением Солнца), обозначающим победу духа над всем сущим.
Этот лавровый венец состоит из 22 листьев, по одному для каждого сияющего пути Древа Жизни, листья которого служат для исцеления народов. В последнем Старшем Аркане Таро, на карте Мир,
центральная фигура, символизирующая космическое сознание или
высшее блаженство, танцует внутри эллипса, образованного тем же
лавровым венцом. Просветленный мудрец — это тот, кто достиг
космического сознания, он глуп, согласно суждению мира,—и свободен от иллюзии обособленности, освобожден от всех явлений
и ограничений. Осознав, что Единая Личность уникальна и неделима, мудрец танцует под Shi’r-­Yehouah, бесконечную Песнь Единой
Реальности.

ПРАКТИКА

Всем практикам должно предшествовать выполнение мудры Каббалистического креста и Открытия Завесы. Затем, сидя в позе,
начните расслабление и установите модель дыхания 4x2x4. Постройте Древо Жизни по шкале Королевы (Брия), представляя его
пронизывающим ваше физическое тело и ауру. Затем переходите к упражнениям «Переплетенный свет», кульминацией которых
является фонтанное дыхание, которое следует выполнять не менее
десяти полных циклов. В течение некоторого времени пребывайте
в энергиях, затем переходите к конкретному этапу предпринимаемой практики.
Сосредоточьтесь на своей золотисто-желтой сфере Тиферет,
затем внутри нее визуализируйте Круглый стол диаметром около
шести дюймов. Представьте его в цвете индиго: темным сине-фиолетовым, как цвет ночного неба. Поверхность стола разделена
на двенадцать сегментов, как карта гороскопа. Разделительные линии на столе цвета индиго сделаны из серебра. В каждом сегменте
у края стола сияет символ одного из двенадцати знаков зодиака. Эти
зодиакальные символы — золотые. Знаки следуют своей обычной
последовательности, от Овна до Рыб, и расположены вокруг стола
против часовой стрелки (см. рис. 1). Точно в центре Круглого стола,
где сходятся серебряные линии, сияет объект. Он покрыт прозрачной вуалью из белой парчи (шелка или атласа). Через эту завесу
можно различить чашу из золота. Это Святой Грааль.
Когда вы почувствуете, что готовы, актом определенного, но мягкого намерения, спроецируйте Стол и Грааль из своего субъективного центра Тиферет, пока он не окажется примерно в шести футах
от вашего физического тела. По мере проецирования этого составного изображения оно увеличивается и расширяется, пока не предстанет в натуральную величину. По мере стабилизации изображения
перед каждым сегментом стола появляются двенадцать резных стульев. Это места за Круглым столом. Мысленно подойдите к столу.
Вы обнаружите, что ближайший к вам трон—это место вашего натального солнечного знака, знака вашего духа. Займите трон в этом
сегменте стола, спиной к вашей физической оболочке, примерно
в шести футах позади вас. Положите обе руки — по одной по обе
стороны от золотой зодиакальной эмблемы—на поверхность стола.
Когда вы это сделаете, зодиакальный символ «загорится».



Взгляните на сокрытый за вуалью Грааль, купайтесь в его золотом сиянии и созерцайте его символику в свете переданного учения.
Вспомните, что как символ Тиферет Грааль передает благодать и благословение Свыше. Тиферет — сердце Древа Жизни; он принимает, гармонизирует и передает влияния всех сефирот, кроме Малкут.
Тиферет имеет различные титулы: Бен (Сын), ваше Высшее Я как
луч божественного света Йехиды; и Мелех (Царь), ваш дух — истинный и могущественный правитель над всеми проявлениями, как
в вашей личности, так и в вашем окружении. Присутствие Грааля
подтверждает, что на самом деле вы едины со всем сущим.
Именно это созерцание Грааля как символа Тиферет «магнетизирует» или расширяет возможности для вашей будущей работы. Это
средство, с помощью которого форма символа соединяется с реальностью, которую он представляет.
Когда вы почувствуете необходимость, встаньте со своего места
и вернитесь в свое физическое тело. Затем актом четкого, но мягкого намерения притяните Стол и Грааль к своему телу. По мере того
как вы это делаете, он будет сжиматься, пока не станет около шести
дюймов в диаметре, а затем — точкой света. Верните его обратно
в субъективность, в центр Тиферет вашего сердца. Сделайте мудру
Закрытия Завесы, чтобы сигнализировать своему подсознанию, что
уровни теперь различны. Несколько циклов фонтанного дыхания
в этот момент помогут циркуляции энергии. Затем встаньте и снова
выполните Каббалистический крест, чтобы запечатать свою ауру.
Потопайте ногами, чтобы заявить о своей воплощенной личности,
и как следует потянитесь. Это помогает включить эффект, полученный в медитации, в ваше физическое тело. Затем сделайте запись,
пока из памяти не исчезли более тонкие детали.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В большинстве случаев для этой практики должно быть достаточно
семи дней, но это зависит от ясности мыслеформы, от того, насколько «реальным» вы можете сделать образ Стола и Грааля. Вы можете
использовать часть этого упражнения как «зацепку», чтобы развить
четкость образа. В любой момент вы можете спокойно сосредоточиться
на своем центре Тиферет и увидеть внутри него изображение Круглого стола и Грааля в миниатюре. Вы можете использовать эту общую
схему, помня, что с помощью воображения легко увеличить картинку,
чтобы создать изображение и его детали. Постарайтесь почувствовать
прочность стола и текстуру его поверхности. Чем больше мы можем
использовать наши внутренние чувства, которые приравниваются к нашим пяти физическим чувствам (и фактически являются их причина
ми), тем яснее и мощнее будет наша работа. Это единственный способ
задействовать активное участие подсознания.

СОЗЕРЦАНИЕ

«Посему магические знание и сила… спят с тех пор, как было
съедено яблоко познания; и пока это знание (которое из плоти
и крови, грубое и материальное, принадлежащее внешнему человеку и тьме) процветает, более благородная магическая сила дремлет…
Поэтому мы подчеркиваем этот момент, а именно: душе присуща
некая магическая добродетель [энергия], естественно присущая
и принадлежащая ей [душе], поскольку мы являемся ее образом
и воплощением; и в этом отношении она действует также особым
образом… и еще более мощно, чем с любой материальной помощью… Эту силу человек способен посредством искусства Каббалы
возбуждать в себе по своему собственному желанию, и такие люди,
как мы уже говорили, называются адептами…
Все духи и как бы сущности всех вещей сокрыты в нас и рождаются и порождаются только делом, силой и фантазией [что означает
тренированное воображение] микрокосма.
Но причина того, что экзорцизм, заклинания, чары, слова силы
и т.д. иногда не дают желаемого эффекта, заключается в том, что
невозбужденный разум или дух экзорциста воспроизводит слова
скучно или безрезультатно.
Следовательно, ни один человек не может быть счастливым или
успешным магом, кроме того, кто знает, как пробудить магическую
силу своей души, или может сделать это практически без науки».
Фрэнсис Барретт, Маг.
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину