06.03.2012
0

Поделиться

3.3. Формальные Аспекты

Теодор Абт

Введение в интерпретацию изображений

3.3. Формальные Аспекты

a. Организация

Организация или упорядочивание — это противоположный полюс к хаосу. В основном существуют два метода упорядочивания вещей. Первый — в соответствии с констеляцией в бессознательном, а другой без соответствия с ним. Различные элементы могут упорядочить рисунок, например, симметрии, главная перспектива и структура. В зависимости от взаимосвязи упорядочивающих элементов рисунка, мы можем определить, согласуется ли данный порядок с бессознательным или нет.

Упорядочивание в соответствии с бессознательным

Такое упорядочивание производит впечатление в последовательности и адекватности, так как, по сути, все различные элементы связаны друг с другом. Оно отражает эго, которому не надо защищаться, исключив нечто недопустимое из внутреннего мира. Но такая структура рисунка может также быть компенсацией хаотичному состоянию из бессознательного, существующей на сознательном уровне. Это может быть хорошо видно особенно в появлении так называемой мандалы (санскрит: круг), которая защищает человеческую личность. Мандала подобна магической формуле, в которой бессознательное выдвигает новое сознательное отношение, в точности соответствующее цельности психического фона (см. Рис. 127 на стp. 148). Первые формы мандал уже появляются на детских рисунках в связи с рождением индивидуального сознания.[1]

Упорядочивание, не соответствующее бессознательному

Под такой упорядоченностью мы понимаем структуру рисунка, которая производит впечатление необходимости сохранять твердый порядок в результате страха, навязчивой идеи или принуждения. Такой вид порядка выглядит жестким, прочным, твердым, и контролирующим. Заборы, сети, решетки могут указывать на такой страх, появляющийся из автономного содержания. По существу, выражение твердого порядка отражает эго-сознание, которое только представляет часть души: такой порядок указывает на потребность в обновлении основного отношения эго. (см. Рис. 45).

Но, с другой стороны, этот вид порядка может также отразить разумную, спасательную борьбу против неких губительных содержаний из бессознательного. (см. также Рис. 45).

Слабая или отсутствующая организация

Это может указывать на выход из-под контроля эго в тот момент, когда происходит вход в глубины бессознательного. Или это может указывать на отсутствие чистого эго, где господствует смешение противоположностей.

Это может привести к переполнению бессознательным и к опасности диссоциации — как хаос, так и порядок, оба могут появиться из бессознательного.(см. Рис.44)

Рис.44 Едва ли здесь присутствует хоть какая-то организация, что указывает на довольно слабую структуру эго, которое не может защититься от переполнения из бессознательного.(см. также Рис. 38)

Рис.45 Крайне строгая организация, необходимая для управления первой попыткой проявления цвета (см. также Рис. 37)

Рис.46:Порядок, явствующий о соответствии с содержанием черной депрессии.(см. также Рис.139).

б. Пропорция

Пропорция говорит нам о том, как располагается энергия и как соотносятся предметы друг с другом.Мы замечаем это простым и понятным способом – глядя на архитектуру.В старину церковь, храм или мечеть были самыми высокими зданиями в поселении. Это теперь изменилось, отражая всеобщую секулляризацию нашего времени.(см.Рис.47) Мы можем проследить за отношением или пропорцией листа рисунка к средству, технического приема к средству, фрагмента к формату (пейзаж или портрет и размер), фрагментов к другим фрагментам, цвета к пространственному символизму и т.д.

Рис. 47: Мечеть в Каире

Пропорция говорит нам о том, как располагается энергия и как соотносятся предметы друг с другом. Текст на минарете гласит: “Аллах велик.” В общем, мы можем сказать, что то, что большое – то и важно для меня или, то, что раздражает или пугает меня. Пропорция — это действительно важный и чрезвычайно полезный критерий, широко используемый в графологии и в различных тестах, в таких, как тест Дерево.[2]

Рис. 48. Нарисовано 42-летней женщиной.

Рис. 49. Нарисовано 26-летней женщиной.

Пропорция формата и фрагмента: Мы смотрим теперь на пример одиночного большого дерева (Рис. 48), сжатый в пейзажный формат. Духовная жизнь этого человека нуждается в формате, соответствующем вертикальному росту дерева. Дерево на рисунке 49 скреплено с соответствующим портретным форматом. В психологическом отношении рисунок 48 указывает на ограниченную силовую структуру эго из бессознательного, которое может затормозить его надлежащий рост.

Рис.50 Пропорция фрагмента к пространственному символизму

Тем самым дальнейшее развитие духовной стороны жизни, которое здесь символизируется короной дерева, будет ограничено. Но тот же самый рисунок может также отразить конфликт между трудной действительностью жизненных требований, которые ограничивают рост дерева в высоту и в глубину.

Рисунок 50 видоизменен на компьютере. Он показывает, как можно выяснить по рисунку, что он выражает, если это дерево было бы в левом верхнем углу, использовав (в размере) только половину высоты бумаги. Позже мы рассмотрим символику пространства подробно. По этому измененному примеру, мы можем сказать, что, очевидно, верхний левый сектор данного места притягивает всю энергию этого человека, оставляя остальную часть пустого места неиспользованной. Но, с другой стороны, это может указывать на необходимость сконцентрировать всю энергию дерева на этом участке, потому что это единственная “почва”, где дерево может расти в данный момент.

Рис. 51: «Две Женщины», нарисовано 35-летним инженером. Рисунок отражает раздвоение личности в женском образе: На верхней половине рисунка мы видим большую демоническую голову с бесполым крошечным телом и геометрические фигуры вокруг него. На нижней половине, под водой — в бессознательном — мы видим женщину с огромными бедрами и крошечной головой. Она окружена густыми зелеными морскими растениями. Этот рисунок показывает, кратко, что вещи, относящиеся к женскому, действительно несоразмерны: несколько рациональный, пожирающий, интеллектуальный взгляд на женское на “верхнем этаже” и сосредоточение именно на тело в бессознательном. (Рисунок из J. Jacobi, Worn Bilderreichtum der Seele p. 72, см. также рис. 77 на стр. 97).

с. Движение

На рисунке мы ищем движение, так как оно дает нам подсказку — где и как сильно фонтанирует энергия автора в данное время. Движение — это выражение эмоций, которое происходит от латинского слова movere = двигаться. Линии,формы, фрагменты и цвета могут указывать на движение.Движение всегда указывает на будущее.Движение к левой стороне рисунка указывает на развитие, которое или идет в сторону интроверсии для восстановления вещей, потерянных в прошлом или к регрессии, которая может привести к негодованию.

Движение, которое стремится к правой стороне рисунка, может указывать или на поток и на развитие во внешнем мире (см. Рис. 53), или на безрассудную, бессмысленную экстраверсию.

Движение на рисунке дает нам прогностические подсказки: В каком направлении движется энергия? Или: Какой может быть следующий шаг в процессе?

Все движение (на рисунке 59 на стр. 80), например, направлено к центру рисунка, к “спящей красавице” в прозрачной волшебной палочке.

Движение по часовой стрелке.

Это может указывать на консолидацию центра или на прогрессию в сознании. Как мы видим во всем мире, круговой обход святых мест — таких, как места для поклонения, храмы или горы- фактически всегда идет по часовой стрелке. Это также связано с правой рукой, то есть, тем самым, всегда со стороной священного центра. Во всех обществах правая рука известна, как «чистая» рука, используемая для еды. Это движение по часовой стрелке может считаться также началом того факта, что все часы в мире вращаются по часовой стрелке. Но движение по часовой стрелке может также указывать и на механическую операцию, таким образом, на окаменение того, что находится в центре.

Движение против часовой стрелки :

В движении против часовой стрелки вокруг центра к нему направлена левая рука, «грязная» рука. Цель этого движения против часовой стрелки — регенерация главного божественного образа, который больше не видим или не существует.[3] Это движение против часовой стрелки, таким образом, вращается по направлению к бессознательному, к смерти и восстановлению и к созданию нового символа. Но это движение может также указывать на опасность быть потерянным в хаосе бессознательного, будучи не в состоянии найти спасительный центрирующий символ.

Рис. 52. Автор этого рисунка и рис. 45 один тот же. Порядок менее строгий, а цвета больше не находятся в четко разделенных частях. Не видно никакого движения.

Рис. 53. Автор этого рисунка и рисунка 52 один тот же. Здесь мы видим отчетливое движение слева направо. Желтый кружок превращается в синий, который потом проникает в черный, в темноту ночи — для необходимого изменения старого света или «ясно-очерченного» мировоззрения этого успешного 38-летнего бизнесмена. Эта трансформация развивается, чтобы привести к восстановлению сознания (см. также Рис. 105).


[1] Рода Келлог показала это в ее коллекции рисунков, сделанных 3-4-летними детьми. См. R. Kellog, Finger Painting in the Golden Gate Nursery School.

[2] См. K. Koch, Der Baumtest. Der Baumzeichenversuch als psychodiagnostisches Hilfsmittel.

[3] Тантрическая йога, например, называется путем левой руки. См. также алхимическую серию рисунков Розария, изученного К.Г. Юнгом в: Psychology of Transference [Coll. Works 16], § 410.

Пер. Марина Мкртчян ред. Sedric