Томас Мур
Жизнь на работе
Глава 8
Будь заземлённым, летай высоко
Я всегда говорил, что научился писать прежде, чем говорить.
Вуди Аллен
Икар был одним из тех молодых тебя, которые любят отрываться от земли и летать по воздуху. Однажды ему пришло в голову взлететь высоко как солнце, и поэтому он попросил своего дядю, ремесленника и изобретателя Дедала, чтобы тот создал для этого крылья. Дедал действительно изготовил из воска пару изящных, довольно крупных, крыльев, но предупредил своего племянника, чтобы тот не подлетал слишком близко к солнцу, иначе крылья растают.
Естественно, молодой человек, полный духа и амбиций, не думал об ограничениях, о которых предупредил его дядя. Он взлетел к небу и приблизился слишком близко к жарким лучами солнца. Крылья начали таять и Икар рухнул на землю.
Некоторые люди впадают в синдром Икара в какой-то определённый момент своей жизни; другие постоянно, как он, полны желания, чего-то безрассудного, и теряются в своих идеалах. Слишком часто они терпят крах и впадают в депрессию или терпят неудачу в проекте и разочаровываются. Тогда они колеблются между великими идеями и неудачным опытом.
Личность Икара заполнена воздухом. Он становится раздутым своими великими идеями и ему становится трудно жить в реальном мире, где вызовы и реалистичные проблемы мешают ему. Юнг называет эту фигуру психики или духа в личности - puer aeternus, вечным юношей. Любой мужчина или женщина, может находиться во власти, по крайней мере, на некоторое время, избытком духа - слишком много ветра в парусах, слишком много славы в глазах.
С положительной стороны, дух Вечной Молодости может привести к идеализму, изобретательность, энтузиазму и сильному желанию быть творческим. С негативной стороны, это часто нереально и желаемое. По своей сути здесь часто присутствует тлеющий нарциссизм - чрезмерная уверенность во внимании, крайнее самосознание и раздутая самооценка. При этом молодой дух доминирует над личностью, многие люди высмеивают его за отсутствие ответственности. В отношениях вечный юноша славится невозможностью «совершать». Он не может удерживаться на работе и редко осознает свои идеалы. Он обдумывает один проект за другим, но редко заканчивает какой-либо. Он начинает битву, но не может её завершить.
Писатель такого типа может иметь полный ящик с половиной начатых проектов или списком великих идей, которые никогда не будут доведены до конца. Атлет может быть способен к большим играми, но он не в состоянии постоянно практиковаться. Компьютерный эксперт может проводить часы за клавиатурой, но будет посвящать лишь несколько минут уходу за детьми или уборке своего дома. Человек с такого рода личностью живет в быстром темпе и ему не нравятся затянувшиеся обязательства. Он любит скорость, будь то в машине или компьютере.
Я не говорю только об отрицательных чертах духа пуэра. Из всех этих дальновидных надежд и мечтаний могут прийти гениальные идеи. Жизнь изобретателей и художников наполнена борьбой, благодаря которой их новые идей воплощаются в реальной жизни. Юный дух сохраняет молодость и гибкость. Он также может стать основой религиозной духовности; Вы увидите много людей этого типа в духовных общинах, монастырях и ашрамах. Там дух пуэра превращается в высокочувствительные ценности и соответствующий образ жизни.
Много лет назад я консультировал аспиранта, Бена, который позже стал моим хорошим другом. Он был олицетворением Икара. Он был полон свежих идей и сильных амбиций, но академическое учреждение досадно сопротивлялось. Он пришёл с отличной идеей (как я думал) для магистерской диссертации о глубинном смысле философии, но в университете отказались поддержать и меня, и его.
В конце концов Бен получил степень магистра, а затем, неожиданно для меня, поступил в юридическую школу. Он её закончил и какое-то время занимался юридической практикой, но Икар по-прежнему испытывал свои крылья, и Бен почувствовал себя ограниченным. Какое-то время он боролся, а затем оставил свою практику и стал парусным инструктором на озере Мичиган. Он продолжал интересоваться философией и глубинной психологии, очень эффективно написал об аспектах закона, которыми люди, как правило, пренебрегают. Став мастером парусного спорта, он написал несколько прекрасных книг и завершил крупные проекты в области глубинной психологии.
Глаза и лицо Бена всегда светилось духом пуэра - он может сделать человека привлекательным, интересным и захватывающим, как это было с Беном. Из-за этого он иногда попадал в трудности, как тогда, когда не мог одобрить свою хорошую идея для магистерской диссертации или когда он боролся уже будучи юристом. Но со временем он нашел эффективные способы заземления своего духа, не теряя его: обучение парусному спорту дает ему сложную работу, которая спускает его на землю, которая, тем не менее, подходит для его личности - парусный спорт является классической деятельностью пуэра.
Бен также показывает, как подключить дух пуэра к реальной жизни. Он входит в солидные организации: университет, юриспруденция и бизнес - и принимает от них то, что он может принять, а затем создает свой собственный образ жизни: теперь он писатель и инструктор по парусному спорту, он успешен и удовлетворён. Дух пуэра не требует принуждения к реальность; он может адаптироваться к реальной ситуации. Он может сделать скучную работа интересной и помочь человеку увидеть возможности, которые более заземленное воображение не может воспринимать.
Когда дух мифического мальчика живёт в человеке, он не может мириться с ограничениями сложной рабочей структуры и может бунтовать против власти. Но он также может помочь ему адаптироваться и превратить работу в ту версию, которая будет близка ему по духу. Бен извлёк пользу от работы с законами, но теперь он наслаждается своей работой на Великих Озерах, учит людей быть похожими на него; моряк, который живет меняющимися ветрами.
Слава и признание
Тяга к славе может быть частью синдрома пуэра, сфокусированном на позе и образе, а не на самой работе. Однажды я стоял в очереди в кассе супермаркета. Непосредственно передо мной стоял человек с телевидения, в некоторой степени известный. Кассир заметила его и сразу же с волнением начала таять. Она смотрела на него, пока упаковывала все продукты в разные пакеты. Выражение ее лица было таким, как будто она приняла большую дозу валиума. Её глаза стали влажными, губы стали похожи на желе, а шея вытянулась в театральном экстазе. Она посмотрела на меня и энергично кивнула на звезду, надеясь, что я замечу его и тоже впаду в припадок.
Стремление к славе – это версия пуэра более доступной цели достижения признания работы, которую вы выполняете. Большинство работ - это двусторонний бизнес: вы что-то делаете или предлагаете услугу, а ваша аудитория или клиент использует и оценивает её. Это полезный пример, который нормально функционирующего общества.
Нет ничего плохого в желании признания, но в лучшем сценарии это просто другая сторона исполнения. Вы что-то хорошо делаете, и за это вас узнают. Если вы ничего не делаете, вы все еще жаждете признания. Часто люди, которые так оглушенные славой, не имели возможность почувствовать обычное признание за то, что они делают, и они воображают, что признательность требует крайней славы.
Вы не должны делать ничего экстраординарного, чтобы удовлетворить необходимость признания. Вы можете быть великим продавцом обуви, делать хот-доги или устанавливать посудомоечные машины. Кто-то будет ценить то, что вы делаете, и скажет вам. Это удовлетворение может быть частью той причины, по которой вы идете на работу каждый день, потому что у всех нас есть инстинктивная необходимость в признании и признательности. Всем хочется, чтобы им сказали: «Спасибо. Я ценю то, что вы сделали. Вы проделали большую работу». Признание питает творческую и продуктивную жизнь. Это не дополнение; это основа.
Обратной стороной этого закона взаимодействия является возможность для вас высказать слова признательности, когда они являются оправданными. Они не являются формальностью, они не являются бессмысленными. Они могут помочь человеку, работающему на вас и проводящему долгие часы на работе, мириться с жалобами и критикой. Я бы порекомендовал щедрую признательность, когда она является оправданной вообще, потому что наша потребность настолько велика.
Глубоко под обаянием славы лежит потребность в человеке сверхчеловеческого, и в конечном итоге сверхъестественного. Нам нужна связь с теми, которые больше нас. Знаменитости закладывают в наше воображение то, что может быть в жизни человека: богатство, возможности, и щедрость жизни, то есть то, чем наслаждаются знаменитости.
Но с этим очарование отчасти связаны трудности, которые мы имеем сегодня с чувством собственной значимость. Есть так много людей, борющихся за рабочие места, где недоплачивают и недооценивают, и так много корпораций насколько больших, что они выходят за пределы человеческого масштаба. Любой будет чувствовать себя небольшой в таком мире. И так мы жаждем большей жизни.
Молодой студент однажды рассказал мне сон, в котором он находился в воздушном шаре, медленно путешествующем по сельскому ландшафту. Он мог видеть внизу людей, наблюдающих за ним и удивляющихся красоте его шара. Он был счастлив, что находится так высоко и его почти не видно на ярком воздушном шаре. Но потом он начал подниматься и вышел из-под контроля. Он поднимался всё выше и выше. Люди стали точками на земле. Он старался изо всех сил дышать и проснулся в поту.
Этот сон – сон о части общества, о людях, которые имеют большие надежды в своей работе. Но их мечты испаряются в полной пустоте. Сны о славе и богатстве могут сохранять некоторых людей мотивированными, но другие в них летают так высоко, что они далеки от реальной жизни. Каким-то образом мы должны научиться делать обе вещи: летать высоко в наших амбициях, но всё же оставаться на земле в реальном мире вокруг нас.
Сатурн и работа
На поверхности может показаться, что работа - это просто работа. Каждый знает, что это такое, и всё тут. Но если вы спросите десяток людей о природе работы, вы, вероятно, в конечном итоге получите десяток разных идей. Для одного человека работа - это способ зарабатывать на жизнь, для другого - продуктивная деятельность, для третьего - тяжёлый, мучительный труд.
Эти различия показывают, что работа – это не просто работа. Что она зависит от того, какой её себе представляем и того, как её понимает общество. Наше общество в значительной степени представляет себе работу как напряженные усилия, осуществляемые под бдительным взором властей, и нужные для оплаты счетов.
Мы могли бы представить работу под-другому Мы могли бы тратить время на то, чем мы любим заниматься. Мы могли бы владеть корпорациями совместно. Мы могли бы иметь широкие формы управления. Мы могли бы вознаграждать воображение и творческие способности. Некоторые организации уже сегодня так работают, но большинство этого не делают. Чтобы сделать это, они могли бы включать в себя дух пуэра как часть своего глубинного мифа, то, как они понимают и делают вещи. В такой организации могло бы найтись место для молодого человека в воздушном шаре, который видит новые миры на горизонте.
Сатурн является римской мифологической фигурой, он сыграл важную роль в алхимии и астрологии. Он часто изображается в виде старика, депрессивного, с головой в руках. Он известен тем, что копит деньги и занимается геометрией и абстрактными структурами. Он - это дух позади философии и теологии. Его металл - свинец, и он тяжёл от природы. Он любит правила, нормы и иерархии.
Однажды, когда я преподавал мифологию и архетипическую психологию старшекурсникам, я попросил их выйти, исследовать университет, вернуться и сказать мне, кто наиболее отражён из мифологических фигур. Все они сказали, что это было Сатурн. Они нашли его в университетской иерархии, правилах и власти, в тестировании, в большой и тяжелой традиционной архитектуре, организации классной комнаты с учителем во голове и студентами, сидящими в идеальных рядах парт.
Это Сатурн. Мы считаем, что люди должны работать, несмотря на лишения и боль. Они должны следовать указаниям, власти и традициям. Они должны подняться вверх по иерархии власти, если хотят добиться успеха. Все деньги держат корпорации и обходятся без излишнего великодушия. Мы подобны людям, которые борются и добиваются финансового успеха.
Мифология и алхимия рекомендуют другие альтернативы или сопутствующие духи для рабочего места Сатурна. Я спросил своих студентов как могла бы выглядеть классная комната, если Венера была бы доминирующем духом. Они нарисовали эскизы класса с растениями и цветами, мягкими креслами, хорошей едой, эротическим искусством и зелеными стенами. Дух Венера имеет свои собственные проблемы, но он предлагает значительные преимущества и, конечно, компенсирует элемент Сатурна. Венерианское рабочее место будет замечательной отправной точкой для большинства корпораций и учреждений.
В эпоху Возрождения в Европе Венера почиталась как дух красоты, грации и удовольствия. В знаменитой картине «Весна» Боттичелли, она возвышается над Тремя Грациями, эмблемы которых отсылают к «сладкой жизни». В работе мы могли бы получить, по крайней мере, немного качеств Венеры, которые бы вовлекали и очеловечивали среду и активность.
Мифология представляла лидеров эпохи Возрождения с другими возможными образами для работы и культуры. Меркурий хотел бы подчеркнуть стиль, способ выражения, глубокую признательность торговле и коммерции, уму. Диана представляла личную неприкосновенность, добродетели одинокой жизни, любовь к дикой природе и животным, на работе: уединённость, сфокусированность и внимание к деталям.
Наша идея, что работа - это «кровь, пот и слезы» - лишь один способ её постижения. В настоящее время царит Сатурн, но свободное и гибкое воображение пуэра могли бы привнести более жизнерадостный подход.
Молодость, возраст и чувственность в деле жизни
Если вы представляете своё дело жизни в качестве великого бремени, некоего подвига Геракла, который необходимо совершить, прежде чем вы можете почувствовать, что ваша жизнь является оправданной, то, возможно, сторона Сатурна в эмоциональном уравнении имеет слишком большое влияние. Вы, возможно, усвоили (подсознательно от культуры в целом, от вашей семьи или из опыта работы) то, что работа является необходимым злом, чем-то мучительным, тем, что вы не хотите делать. Вы можете чувствовать вес этого и потребуется большой строк, чтобы от этого освободиться.
Но представьте себе, что дело жизни может быть приятным. Оно может включать задачи, которые вы хотели бы сделать независимо от того заплатят вам или нет. Это может произойти скорее в режиме пуэра, чем Сатурна. Оно могло бы вовлечь ваши идеалы, удовлетворить, по крайней мере, некоторые из ваших амбиций, и поддерживать ваше видение. В книге «Душа новой машины» Трейси Киддер описал молодых мужчин, работающих над новым компьютером. Они были уволены и трудились долгие часы по своему выбору, потому что все они были в таком восторге от своей работы. Он сравнил их с монахами, посвятившими свои жизни труду, который они обожали.
Я встречался пионеров компьютерного бизнеса, теперь уже пожилых мужчин, в которых ещё присутствует вспышка пуэра в их глазах, и у них есть глубокое чувство выполненного долга. Они вошли в работу как верующие, желающие перенести общество в будущее, и они не чувствовали сопротивление традиций и авторитет, сдерживающие их, и не опасались тратить деньги.
Вы можете почувствовать дух пуэра в целях компании «Tom’s of Maine», которые в частности гласят: «Для того, чтобы обеспечить адекватную работу, справедливую компенсацию и безопасную, здоровую рабочую среду, которая поощряет открытость, креативность, самодисциплина, и рост…».
Все эти слова - язык пуэра, упакованные в сатурнианскую форму, известную как «цели компании». Чистый пуэр не будет беспокоиться о том, чтобы придумать официальные цели компании.
Компания “Ben & Jerry’s ice cream”, торгующая мороженым, также известна своим дальновидным подходом к работе. Её миссия имеет аналогичный дух, хотя, возможно, в ней немного больше Сатурна. «Чтобы делать, распространять и продавать натуральное мороженое лучшего качества и эйфорического приготовления с неизменной приверженностью делу, натуральными ингредиентами и продвижением практики бизнеса, которая уважает Землю и окружающую среду...»
Теперь представьте написание целей для вашего дела жизни. Если вы скомбинируете пуэра и Сатурна, то может получиться нечто вроде этого: «Я намерен найти работу, которая подходит моим талантам и устремлениям, в то же время даёт мне достаточно денег, чтобы содержать семью с умеренным уровнем жизни». Подход чистого пуэра может выглядеть так: «Я хочу славу и удачу». Чистый Сатурн мог бы сказать: «Я хочу выполнять работу, которой всегда занималась моя семья – работать тяжело, иметь необходимое и довольствоваться тем, что имеешь».
При всей жизненности и духовном видении, которое оно может предложить, Вечная Молодость - мощным дар. Он может держать вас взволнованным насчёт вашей карьеры, поможет вам поднять себя из несостоятельных ситуациях, и направлять вас в сторону вдохновляющей цели. Недостатком является то, что, когда пуэр раздавлен властью или разочаровался провалом проекта, может последовать тяжелая депрессия. Ребята из мифа летают высоко, но больно падают.
Сатурну тоже есть что предложить. Он может дать вам личный вес и твёрдость, поможет вам вести за собой других, создавать организации и использовать традиции вместо того, чтобы всегда изобретать колесо. Важно чувствовать себя настойчивым в своей работе и в своём образе жизни, и Сатурн сделает это без особых усилий. Но он также может создать проблемы, такие как жесткость, авторитаризм и старомодные ценности и идеи.
Я живу в районе c лесистыми холмами, где находится компания, которая очищает леса и находит особые деревья, используемые для отличных строений. Бывший владелец, Уильям, был пуэром: мальчишеский по внешнему виду, веселый, авантюрный и заботящийся о своих клиентах. Однажды он продал свою компанию крупной корпорации, и вдруг направление компании изменилась. Её качество пошло вниз, и обращение с людьми резко изменилась. Раньше можно было видеть то, как дух Уильяма сформировал компанию и наполнил её жизненной силой, что высоко оценили клиенты. Дух пуэра может быть сильным и эффективным даже в контексте организации, и даже в разгар напряженной работы.
Мечтательный мальчика может посадить свой воздушный шар и наслаждаться жизнью на земле. Ваша задача - любить его амбиции, и в то же время помочь ему спуститься осторожно и постепенно. Вам не нужно его бояться или стыдиться за него, даже если он может втянуть вас в некоторых глупости или неудачи. Вы не должны ждать, пока он вырастет. Но он должен спуститься на землю, чем-то заняться и направить свои творческие порывы к производительности, обществу или обслуживанию, и тогда он даст вам индивидуальность и дело жизни.
И пуэр, и Сатурн могут быть больше, чем типы личности или стили поведения. Они могут быть сильными побуждениями, в основном бессознательными, которые направляют человека в определенное направление. Некоторые люди не могут не быть амбициозными и идеалистическими. Они одержимы таким духом. Другие не могут не быть традиционными – это их «природа». На протяжение веков писатели описывали эти внутренние побуждения как мощные силы, называемые «даймонами». В следующей главе мы взглянем на дух, который доминирует над нами и толкает нас в определенные направления по отношению к конкретной работе.