Видение и Голос

Видение и Голос

Сие — тайна Святого Грааля, он же —
священный сосуд Владычицы Нашей, Багряной
Жены, Бабалон, Матери Мерзостям, невесты
Хаоса, той, что едет верхом на нашем Владыке,
Звере.

— «Liber Cheth vel Vallum Abiegni sub figura CLVI», 1

Теперь нам следует уделить некоторое внимание одной не-
отъемлемой составляющей «Таро Тота», которая, с точки зре-
ния многих людей, требует не только открытости восприятия,
но и немалой духовной отваги. При жизни Кроули лишь гор-
стка его учеников понимала и ценила по достоинству этот наи-
важнейший аспект его работы. И, как ни обидно, он до сих пор
очень часто вызывает разногласия и недопонимание.

Для нас эта тема интересна в первую очередь ввиду того, что
некоторые из Старших арканов «Таро Тота» представляют собой
художественные интерпретации целого ряда сложных и весьма
необычных видений. Видения эти выражают в символах и сло-
вах то перераспределение ролей между титаническими силами
вселенной, которое повлекло за собой завершение предыдущей
духовной эры и начало нынешней. Иные из этих видений упо-
ительно прекрасны, иные — мрачны и устрашающи, иные ка-
жутся кощунственными. И все они, подобно видениям древних
пророков, остаются непонятными до тех пор, пока мы не подбе-
рем верный ключ к их истолкованию.

Когда Кроули был маленьким и не слушался маму, та серди-
лась и называла его «Зверем 666». Потом он вырос и обнаружил,
что в этом наименовании (равно как и в этом числе) скрыт бога-
тейший каббалистический смысл. И с тех пор он посвятил всю
свою жизнь и свои труды постижению эзотерических значений
этого понятия. Многих людей это пугает и возмущает.


Любой человек, воспитанный в христианской вере, конечно
же, поначалу отшатнется в ужасе при виде таких шокирующих
имен и образов, как «Зверь 666», «Багряная Жена», «Всеотец
Хаос», «Блудница Вавилонская» или «кровь святых». Но все эти
чудовищные «богохульства» очень успешно выполняют отве-
денную им роль: отсеивая малодушных дилетантов (и всех, кто
предпочитает оставаться в темноте суеверий), они в то же время
открывают сияющие и безусловно благие сокровища духа каж-
дому, у кого достанет храбрости и упорства хоть немного изу-
чить эту систему (и немного над ней поразмыслить).

Как говорилось в предыдущей главе, Кроули утверждал, что
мы стоим на пороге нового эона — периода, который ознаме-
нуется значительным интеллектуальным и духовным ростом
и самореализацией человечества. Чтобы наглядно представить
духовные силы, действующие в этот поворотный момент, он
прибег к весьма почтенному (хотя и грозящему ошибочны-
ми интерпретациями) литературному приему. Он заимство-
вал множество узнаваемых терминов, образов и персонажей
из египетской, индийской, греческой, еврейской и христиан-
ской мифологии. А затем он вложил в них новую суть и значе-
ние, выражающие новую идею — идею, обращенную к людям
современности, чье стремительно расширяющееся сознание
теперь готово к восприятию таких объективных и духовных
реалий, которые еще несколько поколений назад казались
бы непостижимыми.

Иначе говоря, Кроули взял старые устрашающие образы, та-
кие как «Блудница Вавилонская» и «Зверь 666», и по-своему
очистил их, превратив в обозначения возвышенных понятий —
столь же священных, сколь в эпоху Осириса было священ-
ным понятие Мадонны с младенцем. И сделал он это не в ка-
честве хладнокровного интеллектуального упражнения, а в ка-
честве итогов личного опыта, обретенного в серии видений.
В этих видениях, вызывавшихся церемониальным способом,
Кроули открылись некие истины, облеченные в библейскую об-
разность, с которой он был очень хорошо знаком (и которую,
по стечению обстоятельств, без труда узнают большинство но-
сителей западной культуры)'.

Главные видения из этой серии Кроули испытал в ноябре
1900 года в Мексике, во время альпинистского похода, и между
23 ноября и 19 декабря 1909 года в пешем переходе через пусты-
ню Сахара в Северной Африке. Отчет об этих тридцати виде-
ниях был впервые опубликован в качестве приложения к журна-
лу «Эквинокс» под названием «Liber 418: Видение и Голос» [1] [2]. Это
источник и ключ духовного учения Телемы и, в том числе, тео-
гонии богини Бабалон и Всеотца-Хаоса, верное понимание ко-
торой встречается крайне редко [3].

Разумеется, эти видения были глубоко личными и на каком-
то уровне имели непосредственное отношение к индивидуаль-
ному продвижению Кроули по лестнице посвящений. Однако
на другом уровне (который и представляет для нас особый инте-
рес) они содержали в себе откровения, касающиеся не чьего-ли-
бо частного, а всеобщего посвящения, которое проходят челове-
чество и мир на этом ключевом этапе человеческой эволюции.

Кроули расположил эти инициатические события в той же
последовательности, в какой располагаются десять степеней
Герметического ордена Золотой Зари, символизирующие ду-
ховное восхождение по Древу Жизни. Каждая из этих ступеней
по-своему важна и представляет один из уровней человеческо-
го сознания, однако основными вехами на этом духовном пути
к первоисточнику являются пятая и восьмая ступени, на кото-
рые Кроули ссылается в «Книге Тота» очень часто.

На пятой ступени (AdeptusMinor, или Младший Адепт) со-
искатель обретает единение со своим Священным Ангелом-
Хранителем — духовной сущностью, единственной в своем
роде для каждого из нас, которая по достижении этой ступе-
ни становится нашим божественным спутником, наставником
и провожатым. Подробнее о Священном Ангеле-Хранителе
речь пойдет в главе 11.

Восьмая ступень (MagisterTempli, или Мастер Храма) — са-
мая страшная и

... представляет собой наиважнейший момент всей
нашей инкарнации. Она достигается лишь тогда, ког-
да посвященный поднимается на уровень сознания столь
высокий, что для дальнейшего продвижения становит-
ся необходимо отказаться от всех старых механизмов са-
моидентификации и восприятия. Эта ступень в букваль-
ном смысле означает окончательную гибель 1 всего того,
что человек до сих пор считал слагаемыми своей лично-
сти и своего «я» [4] [5].

Иными словами, ничего из того, что не является самой сущ-
ностью вашего «я», перенести с собой через Бездну невозможно.

А теперь, прежде чем махнуть рукой и плюнуть на все эти
запутанные и нелепые измышления чудаков позапрошлого
века, подождите секундочку, пожалуйста, и примите к сведе-
нию, что такие выражения, как «Священный Ангел-Хранитель»
или «Бездна», — это не более чем удобные термины для универ-
сальных духовных состояний, известных другим эпохам и куль-
турам под другими названиями. Как только мы уловим смысл
этих базовых понятий, мы обнаружим, что Ангел и Бездна име-
ются и в Ведах, и в упанишадах, и в «Халдейских оракулах», и в
«Изумрудной скрижали» Гермеса, и у Платона, и у Сократа,
и даже в Ветхом и Новом заветах. В какой бы форме ни совер-
шались эти посвящения и какими бы именами мы ни предпо-
читали их называть, каждый человек (и вообще каждый носи-
тель эволюционирующего сознания) рано или поздно сочетает-
ся со своим Ангелом и предстанет перед испытанием Бездны.

Но даже если так, вы вправе задать резонный вопрос: какое
нам дело до фантастических видений одного-единственного че-
ловека, да еще и такого, чей нравственный облик многим кажет-
ся отвратительным, чья терминология оскорбительна с точки
зрения большинства мировых религий и чье психическое здо-
ровье по сей день вызывает у некоторых серьезные сомнения?
Должен признаться, прошло немало лет, прежде чем я смог оце-
нить по достоинству архетипические смыслы, заключенные в
«Видении и Голосе», и осознать, как мне повезло, что у меня есть
такая книга. Когда я отбросил кое-какие страхи и предрассудки
и тщательно проанализировал символические образы и терми-
ны Кроули, я понял, что этот текст — не только красноречивый
и красочный образчик инициатических приключений одного-
единственного человека, но и бесценный путеводитель в моих
собственных духовных странствиях.

Жаль, что для подробного обсуждения «Видения и Голоса»
здесь не место, но можно утешиться тем, что прекрасный анализ
этой книги уже проведен в издании «“Видение и Голос” с ком-
ментариями и другие статьи» '. Авторы его глубоко проникли
в тайны этих удивительных видений и выявили духовную реаль-
ность многих образов Таро.

Мне же остается надеяться, что эта глава развеяла все воз-
можные опасения по поводу подлинно духовной природы «ко-
щунств», которыми битком набиты книги Кроули, и что теперь
вы готовы узнать о «Таро Тота» много нового, не дрожа от стра-
ха и не падая в обморок при таких словах, как «Вавилонская
Блудница», «Зверь» или «Кровь Святых», «Багряная Жена»,
«Хаос» или «Матерь Мерзостям».



[1] Чтобы вызвать видения, описанные в книге «Видение и Голос», Кроули
использовал енохианскую магию — особую методику церемониального духо-
видения (или «путешествий при помощи духовного зрения»), к которой первы-
ми прибегли Эдвард Келли и доктор Джон Ди, знаменитый английский матема-
тик и советник королевы Елизаветы I. Произнося так называемые Ангельские
Ключи, или Зовы, Кроули переносился в своих видениях в тот или иной
из тридцати «Эфиров» — небесных сфер енохианской духовной вселенной.[2] The Equinox I (5), London; (reprint, York Beach, ME: Weiser Books, 1992).
См. также: Aleister Crowley, The Vision and the Voice with Commentary and Other
Papers
. York Beach, ME: Weiser Books, 1998, p. 67. — Примеч. автора.В рус. пер. см.: Алистер Кроули, Видение и Голос. Книга Еноха. М.: Ганга,
Телема, 2011.[3] Объективному исследователю хватит пары часов, чтобы удостовериться,
что эти термины (как и многие другие в произведениях Кроули) — всего лишь
очень страшные названия сугубо священных понятий. — Примеч. автора.[4] «Окончательной гибелью ему покажется то, в чем просветленный обре-
тает бессмертие» (Будда). — Примеч. автора.[5] Lon Milo Duquette. Angels, Demons and Gods of the New Millennium, York
Beach, ME: Weiser Books, p. 24. — Примеч. автора.1 The Equinox IV (2) (reprint). York Beach, ME: Red Wheel / Weiser, 1999. —
Примеч. автора.
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину