Главы 1-2

  ГНОСТИЧЕСКИЕ КОРНИ АЛХИМИИ

Часть первая – от ее появления в Александрии до Черной Смерти.

Глава первая.

Согласно Зосиму Панополийскому, алхимическому апологету четвертого столетия, «сыны Бога» кратко упоминались в книге Бытия, и там говорилось о том, что они обучают искусству алхимии своих любовников среди земных людей в благодарность за секс с ними. Тертулиан, отец ранней Церкви, соглашался с этим и полагал, что эти «падшие ангелы», или Нифелимы, имеют злое намерение обольстить земных женщин радостями «мирских удовольствий».

Зосимус просто повторял устоявшееся мнение евреев и христианских мудрецов того времени. Судя по всему, Зосимус имел в виду историю про первого алхимика,Хемеса (Chemes), который записал учение падших ангелов в книге, названной «хема» (Chema). Нефелимы использовали эту книгучтобы обучать дочерей людских в искусстве зельеварения, и поэтому это искусство начали называть Химией (Chemia). Это действительно греческое слово для обозначения алхимии,к которому арабы присоединили артикль al из их родного языка. Так же спокойно, как в данном случае, мы должны относиться и ко всем остальным положениям в изучении алхимии, и не принимать их слишком буквально. Потому что если мы будем относиться к ним как к притчам,замаскированным в басни и аллегории, мы будем ближе к истине.

"Al Chemia," как название тайных веществ, одновременно разоблачает и скрывает истинную природу работы. "Al-khemi," другое арабское название, произошедшее от древнеегипетского слова «черный», обозначает одновременно темноту бессознательного, первоначальную материю и «черную землю» Египта. В этом смысле мы можем перевести "Khemes" Зосимуса просто как «черный», Осирис. (Возможно, это слово идет от первоначального титула Осириса «Khenti-Amenti», «Бог Западной Тьмы».) Его «Khema» - это не просто книга, это вся цивилизация Египта как она есть, с ее монументами, историей и литературой.

Басня Зосимуса сообщает нам следующее: в далекой предыстории человечества богоподобная раса существ скрещивалась с человечеством и обучала их творческим и плодоносным формам культурной мудрости. Первый мастер среди людей, овладевший этой наукой, зашифровал канон этого знания (написал книгу, мы можем сказать), по которому дети богов и людей построили продвинутую цивилизацию. Как мы знаем из Библии, эта цивилизация была уничтожена во время большого потопа. Но ее мудрость сохранилась и положила начало цивилизации Египта, Черной Земле мудрого Осириса.

Исходя из этого, Зосимус предположил, что алхимия была ядром древней допотопной науки, которая была передана человечеству через сексуальный контакт с полубожественными посланниками. Прежде, чем мы отмахнемся от этой мысли как от своего рода религиозной паронойи, давайте взглянем на то, что, возможно, является самым ранним из сохранившихся алхимическим манускриптом,«Исида – предсказательница ее сыну Хору», найденному в Кодексе Марсианус (Codex Marcianus), средневековом (XI века) сборнике греческих фрагментов. Эта работа является уникальной смесью еврейской мистики и египетской мифологии, которая могла появиться только в Александрии в начале первого века Нашей Эры.

Исида говорит Хору, что в то время, пока он был далеко, сражаясь и побеждая Сета, она изучала ангельскую магию и алхимию в Гермополисе. Она занялась этим «после прохождения каирои (kairoi) и необходимого движения небесной сферы, «когда один из ангелов, живший в первом небесном своде, увидел меня сверху..» Ангел, существо нижнего царства между Землей и Луной, был охвачен страстью, но не смог ответить на ее вопросы об алхимии. Он рассчитывал на другую встречу и предложил представить ее более высокому ангелу, который расскажет ей все, что она захочет знать. Первый ангел показал Исиде магический знак высшего ангела, шар с сияющей водой и лунный знак, который напоминает эмблему лунного бога Хонсу Фив.

На следующий день в полдень ангел вернулся вместе с более высоким ангелом, называемом Амнаэлем, который также нашел Исиду желанной и захотел обменять информацию на секс с ней. Он раскрывает ей тайну своего знака и затем дает ей великую клятву. В этой клятве мы находим намек на большую тайну и определенные ключи «Я заклинаю Тебя именем Огня, Воды, Воздуха и Земли; я заклинаю Тебя именем Высоты Небес и Глубины Подземного мира; я заклинаю тебя именем Гермеса и Анубиса, воем Цербера (Kerkoros) и стража Дракона; я заклинаю Тебя именем лодки и ее перевозчика, Харона; и я заклинаю тебя именем трех потребностей, кнута и меча.»

После этой клятвы Исида никому не должна была открывать тайну, кроме Хора, ее сына и самого близкого друга. Знание сделает их единым, как это знание сделало единым ее и ангела.

После этого произошла любопытная вещь.Когда тайна открылась, она оказалась странно плоской, как если бы что-то было недосказано. Хору было сказано наблюдать за крестьянином, который мог или не мог оказаться лодочником Хароном, и затем прочитали лекцию о том, что «что посеешь, то и пожнешь». Хору дали понять, что «это целое создание и целый процесс становления, и человек способен воспроизводить только человека, и лев – льва, и собака – собаку, и если что-либо происходит вопреки природе, оно не может продолжать существовать, потому что природа обладает природой и только природа преодолевает природу.»

Исида продолжает пытаться узнать тайну, она предлагает раскрыть тайну приготовления особого «песка». Она говорит, что «необходимо остаться с существующей природой и вопросом, чтобы подготовить вещи. Как я сказала ранее, пшеница порождает пшеницу, человек порождает человека и таким же образом золото соберет золото. Теперь я раскрыла тайнувам». Эта инструкция становится основной в практической работе в лаборатории, где таят и подготавливаются металлы, такие как ртуть и медь, ведущие в конце концов к золоту. В конце этих длинных превращений, Исида восклицает: «поймите теперь тайну, сын мой, препарат, эликсир вдовы.»

Глава вторая.

Что мы должны вынести из этой странной истории с ее любопытными откровениями? Наш самый ранний алхимический текст знакомит нас с теми проблемами и двусмысленностями, которые мы будем находить всюду в алхимии в дальнейшем. Судя по всему, существует нечто, что посылает образы через сюрреалистичные и патологические метафоры. Является ли это просто проявлением больного воображения или у этих фантазий есть значение?

Мария-Луиза фон Франц, одна из последователей и учеников Карла Юнга, полагала, что эта история в частности представляет появление Анимы в индивидуальном и общем бессознательном. В своей лекции по алхимии в 1959 г. в институте Юнга Мария отмечает, что «мы можем узнать символизм Анимы, потому что история Евы более верна для Анимы чем для женщин, и здесь есть аналогичная идея, выраженная символически через подсознательное. Знак богини Исиды, помимо прочих, - это луна. В эти поздние времена Исида была идентифицирована с Хатхор, богиней-коровой, а так же лунной богиней, и богиней ночного неба Нюит.»

Далее госпожа фон Франц продолжает в том же духе и объясняет жизнетворящую силы божественной женственности, находя связь между инстинктом и архетипом. В ее словах сложно было не заметить базовую алхимию психологического процесса, внутреннюю тьму «нигредо», как чего-то психо-сексуального. Возможно, это порождает двусмысленную метафору, настаивающую на перевоплощении рядового в сакральное. Мария Луиза фон Франц показывает местами непонятную осторожность, как если бы она не осмеливалась говорить об этом слишком открыто.

Учитывая все вышесказанное, мы можем видеть, что Алхимия основывается на древней науке, восстановленной египтянами, и на тьме бессознательного, в котором мощные психосексуальные силы сталкиваются и используются в процессе преобразования. Египетская мудрость, с ее вниманием к движению звезд как к фону мифических драм, помогает нам приблизиться к решению загадки. Вернемся к истории Исиды и ангела, изначально «алхимической» по многим пунктам. Но сперва мы должны кратко проследить за теми, кто несет эту информацию, за Хру Шемсу, последователями Хора, сына вдовы.

Согласно Мантео, египетскому историку второго столетия, Хру Шемсу были додинастическими правителями Египта. Тексты Строителя Храма Хора в Эдфу называют их «кузнецы», буквально – «металлическими производителями», и утверждают, что все знание люди получили благодаря их усилиям. Они создали институт королевской власти, и каждый фараон от Менеса до императора Траяна управлял Египтом под их именем. Крылатый диск был их символом, а специальная церемония, «Соединение Диска», проводимая раз в году в каждом храме в стране, символизировала единство государства с источником египетской цивилизации. Потребовался бы многотомный труд, чтобы рассказать о Хру Шемсу в египетской истории. Главные ее моменты включают в себя ранние династические конфликты между королями, правившими под именем Хора и королями, правившими под эгидой Сета;роль Эдфу в возвышении Срединного Королевства Фив; поражение Хиксоса и начало Нового Царства; Сфинкс и Тутмос IV; правление Хенрихора, верховного священника Фив и Эдфу; возрождение 26ой династии и открытие Египта Греции и позднему Риму Птолемеями. В течении трех тысяч лет истории нити Хру Шемсу тесно переплетались с темами египетской культуры и ее потерянной наукой. С пришествием Римской Империи, а затем и Имперской Христианской Церкви, старая религия и культура начали угасать. Однако, они не просто исчезли, но были включены в духовный фон новых, появляющихся мистических религий. Христианству в его становлении особенно помогло его подобие с культом Исиды, который ему предшествовал.Александрия, один из новых городов Александра, воплощала весь этот новый Египет и стала центром образования в позднем классическом мире. Алхимия, в узнаваемой современной форме, судя по всему, берет свое начало на ее семинарах и лекциях, как показывает история Исиды в Кодексе Марсианус.

Автор «Предсказательницы Исиды» был, вероятно, александрийским греком, жившим где-то между 50 г. до н.э. и 50 г. н. э. Он был знаком с еврейским учением об ангелах; видимо, он понималважность своего материала, и, более того, он пытался связать это очень определенно, составить рецепт. Несомененно, он считал себя одним из Последователей Сына Вдовы, Хора.

Уже в следующем столетии это стало бы христианской метафорой, с Иисусом в роли Хора. Христианские гностики Египта были мощной силой в раннем христианском движении. Так продолжалось до четвертого столетия, когда церковь стала органом государства, и гностики были вынуждены уйти в подполье. За это время гностические идеи проникли всюду в Римской Империи, достигли южной Франции и западного побережья Англии. Как только Христианство стало организованной ортодоксией, эти ранние формы стали преследоваться.

Коптское, или гностическое христианство Египта пыталось сохранить внутреннее ядро древней египетской мудрости, отказываясь при этом от всего, что не вписывалось в новую христианскую концепцию. Получилось очень удачно, и образом самой сокровенной мистерии стал символ Розы-Креста.

На стенах коптского Музея в Каире можно проследить эволюцию этого символа в течение первого и второго столетий. Начиная с могильного камня первого столетия из Луксора, на котором есть смешанный знак из эмблемы Хи-Ро (Chi-Rho), анкха и солнечной ладьи, мы медленно приближаемся к кресту анкху, который превратился в анкх с розой на петле. Ко второму столетию этот анкх стал принятым представлением креста как мистического символа. Здесь у нас есть связь с эзотерической стороной коптской традицией, которая смогла сохраниться, не смотря на царившую ортодоксию. Эта Роза-Крест вместе с гностическими идеями распространилась по всей Империи.

Поскольку Империя развалилась в пятом и шестом столетиях, отдельные группы христианских гностиков остались без средств. Как ветви, увядающие далеко от умирающего дерева, гностические центры Александрии и восток в целом потеряли связь с западом. В качестве попытки подвести итоги на западе была предпринята попытка восстановить Империю, - например, историческим «королем Артуром», Хиотамусом, королем бритонцев, - но, тем не менее, повсюду уже начали властвовать Темные Века. В седьмом веке ветер принес из Арабии новые силы Ислама, которые смели все старые культуры и завоевали половину мира.

С пришествием Ислама темнота немного рассеивается, и мы видим, что арабские ученые смогли заново открыть греков, давно забытых на западе. В восьмом веке Ябир собрал всю древнюю алхимическую мудрость, и ее объем стал краеугольным камнем всей будущей Алхимии. Суфийские алхимики десятого и одиннадцатого веков сотрудничали с каббалистами Испании, и изучали вновь открытую медицину и философию.

Ко времени Крестовых походов арабы были достаточно далеко от Запада. Несколько крестоносцев, которые являлись Рыцарями Храма, были достаточно умны, чтобы понимать это, и они изучили все, что могли в арабском мире. Частью этих новоприобретенных познаний были секретные знания. Это знание стало центром в духовной революции в Европе. Стали строиться огромные церкви в новом стиле, готические соборы, и зачастую эти стройки финансировались Тамплиерами.

Когда Рыцари Храма были уничтожены в начале четырнадцатого века, множество их тайных рукописей оказалось на эзотерическом рынке, и спровоцировали интерес к герметическим предметам. И так началась эпоха алхимиков-одиночек,начатая Николасом Флемелом и его женой. К началу семнадцатого века, когда появились Розенкрейцеры, алхимия была принята, и следующую сотню лет она превратилась в химию, а внутреннее ее тайное знание стало собственностью Вольных Каменщиков и оккультистов.

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину