Каталог

Главы 3-4

ГНОСТИЧЕСКИЕ КОРНИ АЛХИМИИ

Часть первая – от ее появления в Александрии до Черной Смерти.

Глава третья.

Но что такое алхимия? До сих пор мы рассматривали процесс передачи от последователей Сына Вдовы до Вольных Каменщиков XVIII и XIX веков. Возникает вопрос: что именно они передавали?

В современном представлении «алхимия» вызывает в воображении образ растерянного протохимика вместе со всеми его колбами и ретортами, обреченного на бесконечные попыткисоздать золото из свинца, кипятящего ртуть, от которой он получает галлюциногенные видения. С этой точки зрения, секретное знание – это чистой воды суеверие, а алхимик – введенный в заблуждение дурак. Могло ли простое суеверие вызывать интерес у такого большого количества блестящих умов на протяжении стольких веков? Это кажется сомнительным. Судя по всему, должна была быть какая-то определенная цель, объясняющая всю эту работу. Как мы уже отмечали, «Предсказательница Исида» - это фрагмент, в некоторых местах ответственный за происхождение алхимии в ее современном смысле. Это первый текст, в котором мистицизм переплетается с лабораторными работами. Из текста понятно, что Исида сначала объясняет все с точки зрения философии,а затем проводит физическую операцию, возможно с участием Хора, для того, чтобы продемонстрировать принципы и проиллюстрировать свое мастерство в процессах превращения. Мы можем здесь вспомнить об Алхимическом Методе: открытие, демонстрация и трансмутация. Ключ в этом случае становится источником открытия. Но откуда пришла вся эта информация?

По фрагменту, знание приходит к Изиде от ангела более высокого чина (подразумевается по крайней мере планетарный уровень бытия), который раскрывает знаки Нюит и Хонсу и зовется Амнаэлем. Этот ангел безусловно уникален, потому что не встречается ни разу в еврейской системе ангелов. Есть слабое подобие по звучанию венерианским ангелам Ханаэлю и Анаэлю. Однако эта линия догадок скоро отпадает, потому что Исида – Утренняя Звезда, стало быть, она учится у самой себя?

Легче всего не напрягаться в ангельском правописании и оставить название так, как оно есть: Amn-el, ангел Амона. Это имеет смысл до тех пор, пока во фрагменте присутствуют исключительно египетские мотивы, и дает нам образ Троицы древних Фив. Исида получала знания алхимии от совершенного ангельского существа, которое совмещало в себе аспекты Звезды, Нюит, Луны, Хонсу и Солнца, Амона-Ра. Еврейское правописание дает нам подсказку, позволяющую понять природу этого составного существа. Полностью написанное имя составляет 123, число трех частей имени Бога AHH YHVH ALHYS, а так же отсылает нас к верхним трем сефирот Древа Жизни, Бина, Хокма и Кетер. Если мы поделим имя на Amn и аel, мы получим 91 и 32; оба числа относятся к Древу Жизни в целом.

Это составное существо может рассматриваться как сумма всех каббалистических знаний, дух трансцендентности. Но до того, как передать Исиде знания, существо дает ей великую присягу. Первая часть клятвы создает четвертичное пространство, своего роду матрицу действительности. Далее ангел продолжает: «я заклинаю Тебя именем Высоты Небес и Глубины Подземного мира; я заклинаю тебя именем Гермеса и Анубиса, воем Цербера (Kerkoros) и стража Дракона; я заклинаю Тебя именем лодки и ее перевозчика, Харона; и я заклинаю тебя именем трех потребностей, кнута и меча.»

Гермес и Анубис достаточно понятны; они – Тот, или Тахути, и Анубис, два египетских божества, участвующие на Суде Осириса.«Вой Kerkoros (прошу прощения, имелся в виду конечно не Цербер, ошибка в первой главе. – прим. переводчика.)предполагает Keres, собакообразный вариант греческой валькирии.Ker – это страх или преступное намерение, а koros может быть представлено как крест. Это объясняет клятву, как заклинаемую «злым крестом» и стражем-драконом, очень интересная комбинация. Лодка и перевозчик – транспортное средство и гид, мотив, который позднее станет одной из фундаментальных концепций некоторых суфийских Орденов. Три потребности, кнут и меч намекают на масонские посвящения. После этой клятвы, которая действительно являлась инициацией, великое Существо рассказывает Исиде секрет: «Только Природа может преодолеть Природу». Она демонстрирует это Хору физическим процессом трансмутации. Превращение прошло успешно и она получает «препарат, эликсир Вдовы».

Исходя из этого, мы можем полагать, что алхимическая тайна является троичной, или, скорее, совмещающей три преобразования в одном. Внутренняя трансмутация включает сознательную очистку психо-сексуальных энергий и жидкостей. Внешняя – это достижение способности использоватьэти энергии для произведения превращений на физическом плане,включая элементы. Третья занимается непосредственно проблемой времени, от темноты железного века к блеску Золотого. Помните, Исида не могла начать операцию, пока звезды не были в нужном положении. Сейчас мы можем рассмотреть природу трансмутации через призму алхимии. Это не только превращение, некое действие, совершенное индивидуально или совместно, влияющее на окружающую обстановку. Это глобальный универсальный процесс, затрагивающий природу времени, времен, совершенно уникальный образом. Наш самый ранний алхимический текст подтверждает эту гипотезу. Большую часть секрета составляла проблема времени: «после прохождения каирои (kairoi) и необходимого движения небесной сферы..»

Поскольку тайна была передана через разных адептов Братства ВдовьегоСына, информация дошла лишь фрагментами. Из-за этого некоторые посвященные получили обрывочные сведения без полного понимания того, как эти части связаны со всей древней наукой. Самая сокровенная тайна была о природе времени, и секрет всех секретов, согласно Текстам Строителей в Эдфу, касался начала и конца времени.

Глава четвертая.

Наши древнейшие алхимические трактаты указывают нам на проблески древней науки, в ядре которой мы можем узнать алхимию, как самую сокровенную ее часть. Алхимия, как отдельная наука, появилась из интеллектуальных и духовных дисциплин Александрии в первых трех веках нашей эры. В тоже самое время она стала частью духовной традиции Гностиков, как оппозиция ортодоксальному и апостольскому христианству.

«Гнозис», греческое слово «знание», подразумевает прямой мистический опыт, схожий с тем, который испытывали адепты тайных языческих школ.Действительно, раннее Христианство появилось как разновидность еврейских мистических учений, у которых в классическом мире была репутация магических, что помогло быстрому его распространению и расширению. В Египте Христианство было принято как другая форма почитания культа Исиды и Гора, который пронизывал собой весь древний мир веками до нашей эры.

Так же, как и мистерии Исиды, раннее Христианнство и алхимия были во власти женщин. Нужно только почитать Новый Завет, чтобы увидеть, насколько влиятельны были женщины во время основания Христианства. Ключевой фигурой в алхимии и гностическом Христианстве была таинственная Мария, прозванная Еврейкой.

Новый Завет полон Мариями, что вызывает значительное замешательство. Есть Мария – мать Иисуса и Мария Магдалена – проститутка, и так далее. Гностики убирают напряжение, представляя Марию Магдалену женой и ближайшим другом Иисуса. Согласно Евангелию от Марии, одному из текстов, обнаруженных Нагом Хаммади в 1947 г., Иисус рассказал ей секреты, которые не смог передать своим апостолам. Достаточно интересно, что в некоторых гностических сектах, таких как, например, секта Офитов, считается, что Мария Магдалина и самый ранний из засвидетельствованных документально алхимических авторов, Мария Еврейка, являются одним и тем же лицом.

Кем бы она ни была на самом деле, Мария Еврейка была виртуозным алхимиком-практиком и изобретателем серий технических устройств, до сих пор используемых сегодня, таких как горячая ясеневая коробка для сохранения тепла, коробка удобрений для длительного сохранения тепла и двойной паровой котел, до сих пор называющийся «пароваркой» во Франции. Ничего из ее записей не сохранилось, но она с большим уважением цитируется Зосимусом и другими ранними компиляторами алхимических текстов. (Зосимус полагал, что она является Мириам, сестрой Моисея. )

Родная сестра Зосимуса, Тэосебия, обладала значительной репутацией алхимика по праву. Но самой главной из ранних алхимиков-женщин была Клеопатра, автор классической Хрисофии, труду по Золотому Деланию. В этой работе, совмещенной с «Исидой – Предсказательницей», части Кодекса Марсианус XI века, мы находим древнейшее изображение змея – Уробороса, поедающего собственный хвост. Этот могущественный символ космического цикла наполовину черный и наполовину белый,и соответствует древнегреческой мысли о «сумме всей философии». На той же рукописной странице, под подобной змее двурогой луной, мы видим ряд восьмилучевых звезд. Это напоминает гностический Огдоас, совокупность небесных сил, древнеегипетский нетер в восьмеричном виде.

Напоминающая обоих Огоад Гермополиса, города бога Тота или Тахути, и гностические системы Василида и Валентинуса, восьмилучевая звезда стала так же особым символом Марии, матери Иисуса. У пифагорейцев она символизировала, как вывел Эратостен, «двойную полярность элементов, производящую стабильность». Алхимик семнадцатого века Бэзил Валентин (обратите внимание на совпадение с Василидом и Валентином) провозгласил, что восьмилучевая звезда символизирует философскую ртуть и завершение первой стадии Великой Работы.

Наиболее известный из всех ранних алхимических текстов, Изумрудная Скрижаль Гермеса Трисмегиста, стал через столетия настольной книгой любого алхимика. Традиционно считается, что Скрижаль была найдена в мумифицированных руках самого Гермеса, «в малоизвестном захоронении, где лежалоего погребенное тело», как утверждает Ябир, где-то в пределах Великих Пирамид Гизы. Текст, как его передал Ябир, очень короткий и малопонятный. Это важно, как в историческом, так и в символическом смысле, что полный текст требует экспертизы. ( эта версия получилась благодаря сопоставлению трех древнейших латинских переводов с арабских оригиналов, и их последующих переводов на английский. Цель заключалась в том, чтобы дать настолько ясную и простую версию, насколько возможно с этим малопонятным текстом.)

«Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно. То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи. И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной сущности через приспособление. Отец ее есть Солнце, мать ее есть Луна. (5) Ветер ее в своем чреве носил. Кормилица ее есть Земля. Сущность сия есть отец всяческого совершенства во всей Вселенной. Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю. Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого нежно, с большим искусством. Эта сущность восходит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу высших и низших (областей мира). Так ты обретаешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая тьма. Эта сущность есть сила всех сил: ибо она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую твердую вещь. Так сотворен мир. Отсюда возникнут всякие приспособления, способ которых таков (как изложено выше). Поэтому я назван Триждывеличайшим, ибо владею тремя частями вселенской Философии. Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца.»

Каким бы ни было настоящее происхождение этого текста (мы привели версию из божественной инвокации Амона-Ра, записанной на Лейденском папирусе, строки 5-20, колонка 29; это магический греко-египетский текст 2ого века, похороненный с его неизвестным владельцем в благородном некрополе на западной стороне Фив), он ценен,как алхимический, что очевидно в свете нашего рассмотрения фрагмента «Исиды – Пророчицы».

На шестой строчке инвокации Амона Ра мы читаем: « Звездный Лотос, небеса, в их высоте и ширине, открыты; я становлюсь чистым светом… истинно, безо всякой лжи.» в арабской версии Ябира это выглядит так: «благодаря этому тьма покинет вас». «Слава мира» -это воодушевленный накал живого золота, производящий излучения «чистого света», увиденного алхимиками, когда их Великая Работа подошла к концу и золото появилось в их печи.Однажды они познали правду, о которой говорит нам Изумрудная Скрижаль, и тьма покинула их, фигурально и буквально.

Один неизвестный маг из Фив, живший в начале 2ого века и бывший современником псевдо-Клеопатры, является автором папируса, мудрость которого дала много важного практического материала для поздник алхимических теоретиков, таких как Олимпиодорус и Стефанус из Александрии. Стефанус, живший в 7ом веке, который посвятил свои «девять уроков по Химии» западному императору Гераклу, является пограничным автором между классическим периодом, из которого появилась алхимия, и новым миром христианской ортодоксальности. В то время как обращенный в христианство греческий Герметизм развивался на востоке как духовная индульгенция для мистиков и академический монахов,на западе традиция безжалостно преследовалась. Церковь рассматривала герметизм, как языческую заразу.

Западное Христианство, и даже некоторые из алхимиков, полагали, что исследование скрытой работы природы является святотатством. Это пахнет запретным плодом Древа Познания в эдемском саду и является, в конце концов, частью запретных знаний и искусств, данных человечеству падшими ангелами. Приобретение знания подобно вкушению плода, позволяет человеку стать выше Бога. Если мы доверяем Изумрудной скрижали, алхимия содержит в себе тайну независимого создания.

Исходя из этого нетрудно видеть,что поздние алхимики, начиная с Олимпиодора в начале пятнадцатого века, были преследуемы символикой Древа Познания и змея, его хранителя и искусителя. Частично этому способствовало влияние гностических сект типа Офитов, которые поклонялись змею, как мудрецу, знавшему истину, данную человечеству для того, чтобы освободиться от власти иллюзий демиурга Иалдабаофа. Через некоторое время эти символы станут наиболее сакральными во всей алхимической традиции.

Однако, ничто не помогло им выдержать удар ортодоксии в четвертом и пятом веках. В конце четвертого века император Теодор приказал уничтожить все языческие храмы. Серафим александрийскийи все его библиотеки были сожжены. Гипатия, последний философ-алхимик среди женщин, могла сохранить часть библиотеки и продолжать занятия. Но ее убийство в 425 г. нашей эры положило конец всем языческим знаниям Египта. Остатки учения перебрались в Афины, где были окончательно уничтожены Юстинианом в 529 году.

Пока тьма накрыла Европу на западе, небольшой герметический ренессанс вспыхнул в Константинопле. Некоторые из языческих греческих компиляций попали во Францию, будучи купленными загадочным королем позднего средневековья Франциском Первым. Несколько столетий позднее один молодой студент искусств найдет эти манускрипты чрезвычайно ценными. В них, как мы можем предположить, он нашел несколько похожих символических ключей, о которых мы только что упомянули. Если бы не арабы, многие из них были бы потеряны в пятом и шестом веках.

Перевод Sorceress

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину