MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Вторник, 05 июня 2012 19:43

Эранос 1943 Луи Массиньон. Проникновение астрологии в исламскую религиозную мысль.

Луи Массиньон.

Проникновение астрологии в исламскую религиозную мысль.

По определению ислам — это ответ трансцендентного монотеизма на издревле характерное для Аравии поклонение небесным светилам; и со всей строгостью осуждает мусульманская традиция любые течения, приписывающие звёздам влияние на человеческую судьбу.

Тем не менее в исламе их можно найти: поначалу это следы пережитков, сохранившиеся в некоторых суевериях, связанных со звёздами; затем явное просачивание ритуалов астрологических культов, как под влиянием эллинистической философии (герметизм сабиев Харрана, изготовлявших астролябии, необходимые для определения времени пяти канонических мусульманских молитв[1]), так и в связи с развитием гностического символизма в крайних шиитских сектах.

В самом Коране есть два известных фрагмента, в которых некоторые комментаторы видят формулировку временного компромисса между строгим монотеизмом и старыми звёздными культами: Кор. VI76-78, в котором Авраам полагает, что увидел своего Бога сначала в созвездии (Наджм (Najm) — Плеяды), потом в Луне, потом в Солнце, прежде чем отверг их как идолов, ибо все эти светила знают закат (?fil?n); Кор. LIII19-20, в котором Пророк Мухаммад говорит так: «что думаете вы об ал-Лат (al-L?t), об ал-Уззе (al-'Uzz?) и о Манат (Man?t), третьей, иной» (речь идёт о трёх женских звёздных идолах): мусульманские историки сообщают, что за 20-м стихом изначально шли другие два: «tilka'l-Ghar?n?q al-'ul? / minh?'l-shaf?'a turtaj?» = «поистине это возвышенные лебеди, о чьём заступничестве можно взывать» — странные слова, которые язык Пророка произнёс под влиянием Сатаны, пытающегося его скомпрометировать; и поэтому они были исключены из окончательного текста Корана. Этот своеобразный анекдот вызывает, впрочем, недоверие у большинства комментаторов[2].

В Хадисах появление Лика Божьего в день суда сравнивается с явлением полной Луны «в её XIVй день»[3]. Луна (Qamar) имеет мужской род в арабском языке; Д. Нильсен (D. Nielsen) на протяжении длительного времени изучал семитские лунные культы Аравии. И весьма примечательно, что Коран, упраздняя эмболисмический год[4] и вставной месяц (n?s?, нас?’) кинанитов[5], установливает мусульманский год исключительно лунным (Кор. IX 36: «число месяцев перед Богом равно двеннадцати лунным»), не обращая внимания на смену сезонов (что заставило мусульманские государства ввести отдельный фискальный солнечный год для взимания податей)[6], год лунной хиджры ставит всю каноническую мусульманскую жизнь в зависимость от наблюдения за «первым серпом луны» (iltim?s ru'yat al-hil?l); пост в месяц Рамадан, паломничество в Мекку, клятва супружеского воздержания[7] ('?l?) — всё зависит от него, как с жаром подчёркивал Ибн Таймия (только лишь пять молитв определяются по Солнцу)[8]. Канонисты впрочем почувствовали опасность идолопоклонничества, которой подвергались верующие, привыкая выстраивать свою религиозную жизнь согласно движению Солнца и Луны. Они, например, запретили совершать молитву на утренней заре в момент, совпадающий по времени с минутой, когда Солнце появляется над горизонтом, повернувшись лицом к светилу[9]. Они утверждают, что Солнце не описывает свою видимую орбиту непрерывно, но останавливается каждый вечер и пускается в путь каждое утро по чёткому приказу Бога: так согласно Ибн аль-Кассу (Ibn al-Q?ss) (над которым не без основания смеялся астроном Беруни (B?r?n?)) на всём протяжении года существует 177 стартовых площадок[10] и 177 площадок прибытия[11] (Ибн аль-Касс верил, что Солнце следует лунному году в 354 дня)[12]; можно установить их наличие, но определить их по астрономическим законам нельзя. То же и для Луны: не разрешается (в том числе и сегодня) составлять лунные астрономические таблицы для определения точных дат канонических праздников: первым днём мусульманского лунного месяца является тот, в который два профессиональных свидетеля, одобренных каноническим трибуналом, поручатся, что на закате Солнца увидели первый серп молодой Луны; поэтому месяц неизбежно не начинается в Тунисе в тот же день, что в Каире.

Все эти меры предосторожности не помешали пышному цветению мусульманского гностического символизма, который в ряде крайних шиитских сект (прежде всего у нусайритов (Nuse?ris)[13]) пришёл к некоторому подобию культа звёзд. Поскольку Сообщество в его канонической жизни направляет непогрешимый и вдохновенный глава, этот Глава, имам, вынужденно отождествляется с Луной (Qamar, Hil?l)[14]. Так же, как евреи в период византийских гонений каждое новолуние[15] приветствовали во время литургии Мессию Спасителя (формулировка звучит как «Давид, мелех Исраэль, хай ве-каям!»)[16], шииты ранних времён видели в первом появлении серпа Луны ('awdat al-'Urj?n согласно Кор. XXXVI39)[17] столь желанное возвращение (raj'a bayd?) их имама Али ('Al?), являющегося в час алого заката ('ayn al-shams = Фатима (F?tima)), символизирующего род его тестя Мухаммада[18], отождествляемого с Солнцем (Шамс (Shams) — женского рода в арабском языке — здесь речь идёт о его дочери Фатиме, это закат и сумерки последней ночи месяца — laylat[19] al-shayb? — когда ещё есть Луна). И сегодня ещё нусайриты убеждены (по крайней мере представители секты келазитов (Kel?zis)), что боготворимый образ Али проявляется на диске Луны; представители секты шамалитов (Sham?lis) мыслят Луну олицетворением Салмана (Salm?n) и отождествляют Али со звёздным небом (с которым келазиты соотносят Салмана; две секты соглашаются в том, чтобы отождествлять Солнце с Мухаммадом)[20]. Гностическое отождествление боготворимой пары Али-Мухаммад с Луной-Солнцем впервые обнаруживается в Куфе (K?fa) у еретика Мугхиры (Mugh?ra), казнённого в 119/737[21]. Эта обожествляемая триада, «звёздное небо-Луна-Солнце», упоминается судя по всему в стихах Кор. VI 76-78, процитированных выше. Триада материальных Железа-Серебра-Золота, представляющая троих проклятых, халифов Усмана ('Uthm?n)-Умара ('Umar)-Абу Бакра (Ab? Bakr)[22], противопоставляется той боготворимой небесной триаде, как звёзды светлого мира Избранников противопоставляются минералам и металлам, последней стадии всех превращений в мрачном мире проклятых. Некоторые нусайритские манускрипты[23] представляют обожествляемого Али в виде диска, окружённого лучами и несущего на себе образ его лица; согласно им «Льва-победителя 'Али Ибн Аби Талиба ('Al?-b-Ab? T?lib)» видим мы изображённым на персидском флаге с саблей Дху'ль-фикар (Dh?'l-fiq?r)[24] в лапе.

Из приведённых в книге Бакуры[25] бесед Сулеймана Адани (Sulaym?n Adhan?), нусайрита, обратившегося в христианство, с шейхом, которому он излагает основные принципы своей веры, можно сделать очевидный вывод, что ортодоксальные мусульманские полемисты, такие как Ибн Таймия, не были неправы[26], когда укоряли нусайритов за звёздный символизм их божественной триады Али-Мухаммад-Салман (= Луна-Солнце-Небесный свод); любопытное название, «мадинат Харран»[27], которое они дали Млечному Пути, могло бы заставить нас посчитать, что они заимствовали этот символизм у эллинизированных язычников Харрана, у сабиев; но я полагаю, что скорее они выработали его в ходе спонтанной гностической эволюции их крайнего шиизма.

Аналогичная спонтанная эволюция к звёздному символизму встречается у некоторых суннитских мистиков: Халладж (Hall?j), сравнивающий присутствие Бога с лунным светом, замечает, что мистическое единение [с Богом] заставляет нас «стать» этой Луной, более не «Той, на которую смотрят», но «Той, которая смотрит» (N?zir); и даёт нам отведать своей полноты как в день 14й, так и в 8й, 4й или 2й дни лунного месяца[28]. Сухраварди (Suhraward?) из Алепа (Alep), философ ишраки[29], выражает суть теопатических речений Бистами (Bist?m?) и Халладжа в одном восклицании: «Я есть Луна; я есть Солнце»[30].

Не исключено однако, что эти представители мусульманского мира приняли символизм звёздных культов под влиянием эллинистической культуры; ибо, как мы указывали в начале, наряду с гностическими шиитскими текстами, которые мы только что анализировали, встречаются тексты мусульманских философов, выступающих против ортодоксальных теологов, которые отвергают астрологию, отрицая не только воздействие звёздных флюидов на наши человеческие судьбы, но и действенность молитв, адресованных ангелам звёздных сфер. В просачивании герметических и неоплатонических влияний, проистекающих от сабиев из Харрана, сомневаться не приходится. Свидетельства тому есть в Энциклопедии Братьев Чистоты (=ras??l Ikhw?n al-Saf?)[31], воззвания к звёздам содержат в себе и потрясающие исламо-языческие компиляции Ибн Вашийи, такие как его «Набатейское земледелие». Обличая на государственном уровне мусульман, заподозренных в «философии» (таких как сын Абдалкадира Килани (Abdalq?dir K?l?n?), Абдалсалам ('Abdalsal?m), в 583/1187 в Багдаде)[32], ортодоксальные сунниты не забывают добавить, что те «обожают звёзды». Великий неоашаритский теолог Фахр Рази (+606/1209) выражал даже сочувствие к этой тенденции в своей книге «Kit?b al-sirr al-makt?m» («Книга сокрытой тайны»)[33].

Это параллельное движение гностицизма и философии к астрологии (и даже поклонению звёздам) сливается в конце концов воедино в сюжете, общем для всей мусульманской литературы (но особое развитие получившем у персидских поэтов, возможно, в память о маздеистской ангелологии): сюжете о Фалак с Небесного Колеса, что определяет наши судьбы, о звёздной чете, которая властвует над гороскопом каждого из нас и определяет число наших лет и срок нашему счастью.

Эта идея выражена уже во всей полноте своего развития в известных стихах арабского поэта Ибн аль-Руми[34] (al-R?m?; +284/897), наслаждающегося весенними сумерками в саду в обществе прекрасной Шаджи (Sh?j?):

«Небесный свод как очень тёмный шёлковый покров сгустился,

И земля зазеленела как самая зелёная парча;

И вот все наши желания озаряются светом высот,

Подчинённым двойному созвездию нашей судьбы (= kadkhud?h wa hayl?j).»


[1] См. исследование об «арабском герметизме» в Эраносском Ежегоднике за 1942 г.

[2] См. у Вакиди (W?qid?); этот хадис, ал-Гараник (al-Ghar?n?q), отрицают Байхаки (Bayhaq?), Ийад (Ияд; 'Iy?d), Фахр Рази (Fakhr R?z?); признаёт Ибн Хаджар (Ibn Hajar; сравн.: Н. Халаби (N. Halab?), s?ra halab?ya, I 353).

[3] Хадис Джарира б. 'Абдуллаха аль-Баджали (Jar?r-b- 'A. A. Bajal?); по ибн Ханбалу (Ibn Hanbal), «Муснад», s.v.

[4] Эмболисмический год — лунный аналог високосного года солнечных календарей, лунный год со вставным месяцем. (Прим. перев.)

[5] В оригинальном тексте используется слово muqalammis. Слово является производным от родового имени рода Qal?mis (ед. ч.: Qalammas) из племени Kin?nah, чьи последователи действительно использовали лунно-солнечный календарь, в котором каждые 2-3 года к текущему году добавлялся вставной месяц нас?’ («запаздывание»). (Прим. перев.)

[6] Подробный список этих календарей см. в Ежегоднике Мусульманского Мира (Ann. Monde Mus.), 3-е издание, 1929, 11-14.

[7] Также переводят как просто «клятва воздержания» или «клятва воздержания от интимных связей». (Прим. перев.)

[8] Ibn Taym?ya (Ибн Таймия), Majmu'at al-Rasa'il al-Kubra (Великое Собрание Посланий), II, 157.

[9] Ибн Таймия, Зияра (по Собранию Посланий (majm. ras.), 1323, 117); сравн.: Адани (Adhani), b?q?ra, 17 (каталог Вольфа (Wolf) № 96).

[10] mat?li': сравн. Кор. XVIII, 89. (90 — прим. перев.)

[11] magh?rib: сравн. Кор. XVIII, 84. (86 — прим. перев.)

[12] Беруни, Хронология, 239 (сравн. 385); Х. Джиср (Hy. Jisr), Hus?n Ham?d?ya, 1323, 182 sq.

[13] Также известны как ансарии, алавиты. (Прим. перев.)

[14] Как следствие перенесённого на имама языческого приветствия Полумесяцу (см. с календарь 28 лунных домов), к нему обращаются: «лаббайка (labbayka)» («вот я перед тобой» — прим. перев.).

[15] В оригинальном тексте в этом преложении употребляется слово неомения, обозначающее праздник новолуния в Древней Греции; позднее — просто первое появление серпа Луны на небе после новолуния. (Прим. перев.)

[16] А. Данон (A. Danon), ?tudes sabbatiennes (Исследования о саббатийцах), 1910, стр. 12.

* Sabbatien — (фр.) член религиозной секты, празднующей христианскую пасху одновременно с иудейской (Прим. перев.).

[17] См.: Бакура, 68, 77.

[18] См.: Бакура, 21, 27-28, 77.

[19] laylat – (араб.) темнота, ночь (Прим. перев.)

[20] См.: Бакура, 12, 31.

[21] Шахрастани (Shahrast?ni), «Китаб аль-Милал ва'н-Нихал» («Книга о религиях и сектах»), II, 13-14 (сравн.: Ибн аль-Асир (Ibn al-Ath?r) s. a. 110); Макдиси (Maqdisi), «Китаб ал-бад' ва-т-та'рих» («Книга творения и истории»), V, 148; Наубахти (Nawbakht?), «Фирак аш-ши‘а» («Шиитские секты»), 31-32; Ашари (Ash'ar?), «Макалат аль-Исламийин» («Трактаты об исламе»), I, 7-10.

* Maq?l?t al-isl?m?y?n переводят на русский язык по-разному: Трактаты об исламе, Беседы об исламе, Суждения мусульман, Высказывания мусульман. (Прим. перев.)

** 119/737 — годы лунной хиджры и от Рождества Христова соответственно. (Прим. перев.)

[22] Сравн.: Джафар аль-Садик (Ja?far al-S?diq), Kit?b al-sir?t (Книга пути), Париж, Национальная библиотека, арабский фонд, манускрипт 1449, лист 175 b.

* al-sir?t – (араб.) путь, мост (Прим. перев.)

[23] Манускрипт Ахмада Таймура (Ms. Ahmad Taym?r), Каир, 'Aq. 564, стр. 55; компиляция Бакура, 21.

[24] Также известна как Зу'ль-фикар (Zulfikar); примерный перевод с арабского: «то, что имеет отросток». Остриё сабли (по некоторым версиям — ятагана) было двойным (образовывалась вилка, в которой один зуб располагался над другим). (Прим. перев.)

[25] Бакура, 91-93.

[26] Ибн Таймия, «Опровержение логиков» — «Ар-радд аля-ль-мантикийин» (по Собранию Посланий (majm. ras.), 1323, 95).

[27] mad?nat Harr?n – (араб.) город Харран. (Прим. перев.)

[28] Сулами (Sulam?), тафсир Корана II, 109 (по Эссе*, приложение, стр. 24); и Халладж, Диван (D?w?n), стр. 97; сравн.: Ибн ал-'Ариф, л. 157 a (= традиционное издание Асина Паласиоса (Asin), стр. 44).

* Essai sur le origines du lexique technique de la mystique musulmane — Эссе о происхождении специальной лексики мусульманского мистицизма. Авт. Луи Массиньон, 1922. (Прим. перев.)

[29] ishr?q – (араб.) сияние, блеск. (Прим. перев.)

[30] Анри Корбен (H. Corbin), Kalim?t dhawk?ya.

[31] См. литургия «философских праздников» по Ras??l Ikhw?n al-Saf?, IV, 275 и далее.

[32] По Al-K?mil f? al-t?r?kh (Полный свод всеобщей истории) Ибн аль-Асира, s. a. 583/1187.

[33] По Kit?b al-sirr al-makt?m, см. Брокельманн (Brockelmann), История арабской литературы (Geschichte der arabischen Litteratur), 2е издание, 1943, I, 669.

[34] Ибн аль-Руми, Диван (D?w?n), Каирский манускрипт (adab 1965), лист 51 a, стих 16-17.

Пер. Илья Филоненко.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики