IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Среда, 04 мая 2011 13:30

Стефан Хеллер Гностицизм Глава 13. Гностическая литература: миф, истина и повествование

Стефан Хеллер

Гностицизм

Глава 13.

Гностическая литература: миф, истина и повествование

Религия всегда была источником творчества и воображения. Психологические и/или метафизические силы, которым приписывается религиозный опыт и откровения, тесно взаимосвязаны с источником поэзии, драмы и других форм светской литературы. Христианская Библия часто вдохновляла искусство, но в то же время христианская ортодоксия с её настойчивостью на буквальности и фактичности священных писаний, служит помехой религиозным связям и художественному творчеству.

События, во многом сдерживающие поэтическое творчество внутри Христианства были в значительной степени связаны с подавлением гностицизма. Гностики в своих литературных произведениях были практиками символизма, аллегории, метафоры, мифа и творческой многозначительности par excellence. Как отмечалось ранее, эти работы чаще всего появлялись в результате необычных состояний сознания, переживаемых гностическими мудрецами. Многие исследователи отмечали, что опыт, накопленный в этих состояниях, сходен с мифом, поэзией и символом. Напротив, с точки зрения ортодоксального христианства, которая более прозаична, хороший христианин должен доверять догматам, а также соблюдать заповеди, и не более того. Сложные литературные приемы, используемые гностиками, не подходили ортодоксальным целям - никакой художественной литературы. Примечательно, что протестантские реформаторы превзошли ранних ортодоксальных церковных отцов в этой связи. Они вырезали наиболее поэтичные отрывки из Библии и объявляли их апокрифическими (Лютер даже хотел удалить Книгу Откровения из Библии из-за её символичного и фантастического характера).

Мифы и метафоры, конечно, присутствовали в языческой литературе Греции и Рима (соответственно, враждебное отношение многих ортодоксальных христиан к мифам по большей части происходит из-за их неприятия языческого мышления). Тем не менее, несмотря на их великолепие, мифологической литературе Гомера чего-то не достает из того, что присутствует в гностических писаниях. Джулиан Джеймс отмечает, что многочисленной мифологической литературе древних греков не хватает субъективного сознания и саморефлексии. Карл Кереньи - пожалуй, один из самых проницательных современных ученых-мифологов, утверждал, что мифы неоплатоников и гностиков гораздо ближе к мистическому опыту (из которого они и проистекают), чем мифы Гомера («Essays on a Science of Mythology»). Эти утверждения показывают нам, что не все мифы эквивалентны: некоторые несут большее откровение, нежели другие.

Кроме того, в своей мистической подлинности гностическая литература привносит определенные темы в западную мысль. Некоторыми из них являются человеческая осиротелость, тоска по дому, отчужденность, заточение внутри тиранической космической системы, и возможность полной свободы – не только от политического, экономического или идеологического угнетения, но и от человеческого экзистенциального состояния вообще. Как только эти темы появились в Западной мысли и литературе, они стали неотъемлемой часть её наследия, чтобы никогда более не быть преданными забвению.

Крохи с гностического стола

«Гнозис, согласно его врагам» - такое заглавие Д.Р.С.Мид дал писаниям церковных отцов-ересиологов о Гностицизме (во «Fragments of the Faith Forgotten»). Эти сочинения бросают читателю множество вызовов, главным образом раздражающих. Тем не менее, многие века это была единственная литература, связанная с гностицизмом. Трое писателей были особо известны своими яростными анти-гностическими взглядами: Ириней Лионский, Ипполит Римский и Епифаний из Саламиса. Все они были возведены в ранг святых, а их работы никогда не были свободны ото лжи и богословского гнева. Их сочинения следует читать со скептической осторожностью, особенно когда их полемическое намерение становится очевидным.

С другой стороны, эти работы являются ценными из-за цитат и краткого изложения гностических учений. Существует относительно мало сомнений по поводу точности этих цитат и краткого изложения. В тоже время, нам следует помнить, что это записано общепризнанными противниками гностицизма. Трудно доверять честности писателей, которые открыто считают предмет рассмотрения неправильным и лживым, порожденным Сатаной. Двое других писателей гораздо более благородны, и, по сути, довольно близки к гностикам в некоторых мыслях – это Климент Александрийский и Ориген Александрийский. Климент, например, часто использовал слово «гнозис» и рассматривал его как подход к религии, который превосходит простую веру.

К другой категории литературы принадлежат так называемые Деяния Апостолов, большинство из которых, вероятно, написаны гностическими авторами, особенно Левкием Харием, о чем шла речь в восьмой главе. Эти книги пользовались большой популярностью на всем протяжении ранних Христианских веков и вряд ли могли рассматриваться как совершенная ересь. Наиболее важными с гностической точки зрения являются «Деяния Иоанна» и «Деяния Фомы», так как гностический элемент в них все-таки весьма очевиден.

Одним из лучших примеров гностической символической аллегории является отрывок из «Деяния Фомы», называемый «Гимн Жемчужине» (или «Гимн Одеяния Славы»). Это поэтическое повествование от первого лица, говорят, было сочинено апостолом Фомой. Поэма была мастерски переведена Мидом, а также доступна в других переводах. Эта поэма описывает в аллегорической форме мономиф Гностицизма: путешествие человеческого духа из Полноты в воплощение на земле и обратное возвращение в Полноту. Произведение в некотором смысле напоминает историю блудного сына, хотя его стиль более поэтичный, а содержание более архетипическое. Смысли кажутся многоуровненными, что позволяет людям с различным уровнем постижения гнозиса получать пользу от чтения. Главный герой подходит под категорию, которую некоторые современные мифологи называют «искупленный искупитель», ибо он приходит на эту землю для освобождения и извлечения жемчужины (очевидный символ Сокровища Гностического Света – возможно, божественной искры в земном заточении), и в своей попытке он становится жертвой забвения и отчуждения от себя. Пробужденный посланием Полноты, он приступает к своей искупительной работе и, в конечном итоге, возвращается в обитель своих небесных родителей.

«Деяния Иоанна» содержит несколько замечательных глав, посвященных деяниям Иисуса незадолго до его распятия, а также самому распятию. Часть, часто переводимая как «Гимн Иисусу», особенно увлекательна. Этот гимн, несомненно, является поэмой гностического характера, и, как это уже отмечалось в седьмой главе, он поется Иисусом и апостолами, когда они исполняли мистический танец в Чистый Четверг. Священные танцы очевидно не являются христианским ритуалом, и ортодоксальному уму идея танца Иисуса может показаться кощунственной даже сегодня. Эфиопская Коптская Церковь, однако, включила священный танец в свою Евхаристию. Как знать, не остаток ли это гностической коптской практики, похожей на описанную в «Гимне Иисусу»?

Начиная с конца восемнадцатого века, три коллекции оригинальных гностических писаний появились в различных учреждениях Англии и Европы. Как им удавалась оставаться скрытыми в течение приблизительно шестнадцати столетий, а затем вдруг проявиться - это одна из исторических загадок. В 1784 году среди владений британского врача Аскью была обнаружена архаичная книга из 346-ти страниц. Она была приобретена Британским Музеем и именовалась Кодексом Аскью. Его содержание было написано на сахидском диалекте коптского, что могло указывать на то, что оно пришло из Верхнего Египта, где в двадцатом веке были обнаружены важнейшие писания Наг-Хаммади. Главный текст Кодекса Аскью, «Пистис София», рассказывает историю гностического женского персонажа. Рассказчиком является сам Иисус. На сегодняшний день эта история является нашим главным источником истории падения и искупления Софии (смотрите четвертую главу).

Кодекс медленно переводился или комментировался, но в конце девятнадцатого века он привлек внимание Мида, который подготовил первый перевод «Пистис София» в изящной английской прозе. Доблестная мадам Блаватская, наставница Мида, предложила ему эту задачу, и незадолго до смерти написала некоторые комментарии к этому тексту, включая поясняющие диаграммы, которые иллюстрировали содержание. Перевод Мида остается наиболее общедоступной и проницательно выполненной работой, которую с восхищением комментировали многие, в том числе и Юнг.

Также большой интерес представляет Кодекс Брюса, обладающий более сложным содержанием, который был обнаружен на Ближнем Востоке шотландским путешественником Джеймсом Брюсом и сдан на хранение в Бодлеанскую библиотеку в Оксфорде. Эта книга состоит из двух частей: первой и большой – «Гнозис Незримого Бога или Книги Иеу», и второй меньшей – «Безымянный Апокалипсис». Как отмечалось в седьмой главе, составитель рассказывает о фантастических путешествиях, в которых Иисус берет с собой учеников в духовные миры и дарует им духовные посвящения. Текст наполнен схемами и магическими сигилами, сопровождаемыми словесными формулами, которые либо представлены на незнакомом языке, либо являют собой примеры «глоссолалии» (говорение на языках). Трактат оказался загадочным для ранних ученых и временами насмешливо назывался магическим. К счастью, последнее время ему уделяется более позитивное внимание. Однако, к сожалению, ни в одной из английских редакций перевода репродукция изначальных изображений не является точной.

«Безымянный Апокалипсис» переводился и комментировался учеными чаще, чем «Книги Иеу». Этот трактат, который также называют «Гнозисом Света», является мистическим произведением возвышенного величия и красоты, описывающий поэтапное раскрытие проявления Божественности, а также миссию искры божественного Света в мире.

Третьим из тройки гностических Кодексов, которые всплыли на поверхность в девятнадцатом веке, является Берлинский Кодекс, также известный, из-за своего первоначального местонахождения в Египте как Ахмимский Кодекс. Хотя знаменитый немецкий ученый Карл Шмидт подготовил перевод отрывков из этого кодекса, их содержимое не было опубликовано в течение длительного времени. Кодекс состоит из трех трактатов, наиболее известным из которых является «Евангелие от Марии», касающийся описания мистический действий и учений Иисуса в пересказе Марии Магдалины. Этот трактат был опубликован на английском языке в последней части «The Nag Hammadi Library in English» и, таким образом, стал широкодоступным. Это одно из главных гностических произведений, связанных с Марией Магдалиной; его мистический тон и любопытный, местами сексуальный символизм должен был сделать эту работу интересной для современных исследований и комментариев. Другие трактаты, «Деяния Петра» и «Мудрость Иисуса Христа» (как его когда-то называли) также нуждаются в дальнейшем изучении.

Появление оригинальных гностических писаний преобразовало и академические гностические исследования, и популярный интерес к uностицизму в конце девятнадцатого века и первой половине двадцатого. «Пистис София», в частности, произвела сенсацию в кругах эзотерической духовности. Возникающее гностическое возрождение того периода было бы немыслимо, если бы не эти открытия. С начала двадцатого века, гностицизм был, по крайней мере, время от времени, объектом умеренных общественных интересов. Новеллы, поэмы, а также, в частности теософическая и другая эзотерическая литература, содержали все больше и больше ссылок на гностицизм. Эзотерические учителя, такие как Рудольф Штайнер, Георгий Гурджиев и П.Д. Успенский, находили полезной гностическую мысль. Мир стал готов к основному вторжению гностической мудрости, которое произошло на переломе века в форме важнейшего за все время открытия гностических писаний: библиотеки Наг-Хаммади.

Новый свет из древней пещеры: писания Наг-Хаммади

До конца Второй Мировой Войны все доступные гностические тексты были ограничены обзорами и рецензиями отцов церкви, упомянутых ранее, и тремя оригинальными гностическими текстами, о которых мы только что говорили. Только благодаря им многие проницательные исследователи гностической традиции, включая Мида и Юнга, смогли сформировать достаточно точную картину гностицизма на основе столь скудных свидетельств. Дополняя это чтение своим собственным гнозисом, многих их этих современных гностиков поняли значение таких запутанных текстов очень хорошо. Это доказывает, что для понимания гностического текста читатель должен быть гностиком. Как бы то ни было, писатели подобные Миду и Юнгу, писали о Гностицизме изнутри себя, и это объясняет их замечательное понимание этого предмета.

1945-й год принес поразительные события, которые изменили взгляд на гностические исследования навсегда. В декабре этого года арабский крестьянин обнаружил глиняный сосуд с писаниями во время земляных удобрительных работ в долине Верхнего Египта. Точное место находки остается предметом спекуляций. Некоторые подозревают, что в действительности открытие было сделано в одной из множества пещер, обнаруженных в горной цепи, которая смотрит сверху на долину Наг-Хаммади, ибо в этой местности основатель христианского монашества, преподобный Пахомий Коптский, учредил свою большую монашескую общину. Весьма вероятно, что тринадцать папирусных кодексов, которые составляют то, что было названо библиотекой Наг-Хаммади, являлись немного неортодоксальным материалом для чтения монахов этого монастыря. Когда в четвертом веке волна религиозных преследований прокатилась по Египту, встревоженные монахи, возможно, решили захоронить свои еретические книги. Вряд ли они могли догадываться, что их библиотека не будет обнаружена в течение шестнадцати сотен лет.

Спустя годы после открытия, обнаружитель заявил, что некоторое время он опасался открывать большой глиняный сосуд, опасаясь, что там содержится zjinn (дух). Когда он в конце концов разбил красную банку молотком, облако золотой пыли поднялось и рассеялось в пустынном воздухе. Возможно, некий «джинн» и в самом деле вышел из бутылки и в грядущие годы вызовет странные события.

Многие академические и политические споры сопровождали перевод и публикацию библиотеки Наг-Хаммади. Политические потрясения в Египте привели к высылке западных ученых, и находка томилась во мраке неизвестности. Один кодекс – содержащий среди других трактатов «Евангелие Истины», автором которого, возможно, был Валентин – был тайно вывезен из Египта и обнаружен в книжной лавке юнгианским специалистом по гностицизму, Киспелем. Друзья Юнга добились доступной цены и подарили его Юнгу на восьмидесятилетие. Пожилой гностический мастер Цюриха, весьма тронутый подарком, был очень заинтересован в переводе и публикации оставшейся части библиотеки.

(Настоящий автор был обвинен в преувеличении роли Юнга в публикации библиотеки Наг-Хаммади. Дело в том, что в то время как практический проект по спасению находки и перевода её текстов был в основном работой доктора Джеймса Робинсона из Института Античности и Христианства в Клермонте, штат Калифорния, энергичный интерес Юнга к гностическим документам способствовал публикации психологически. Подтверждение Юнгом важности этих писаний способствовало широко распространенному положительному ответу по поводу публикации проекта. Влияние кого-либо, подобного фигуре Юнга, который знал Гностицизм изнутри, не может быть преувеличено.

Библиотека Наг-Хаммади являет собой именно то, что заявляет её название: библиотеку. Это не каноническая коллекция священных текстов, но библиотека, содержащая разнообразные материалы гностического характера. Некоторые трактаты содержат писания, которые, строго говоря, не являются гностическими – к примеру, Зостриа, отрывок из «Республики» Платона, и замечательное герметическое повествование – «Рассуждения о восьмерке и девятке». Остальной немаловажный материал может быть классифицирован по шести разделам. Первый из них касается творческой и искупительной мифологии, объясняя сотворение мира, Адама и Евы, и снисхождение искупительного Логоса как Иисуса. Многие из отрывков, процитированных в третьей главе, предоставлены из этого источника. Второй раздел содержит комментарии и замечания на различные гностические темы, такие как природа души, духовное спасение, и взаимоотношение души с миром. Наиболее примечательным из этих трактатов является «Евангелие Истины», содержащееся в Кодексе Юнга, который состоит из красивых рассуждений о миссии спасителя и его духовного послания. Третий раздел содержит литургические и посвятительные тексты, из которых «Рассуждения о восьмерке и девятке» является самым пленительным. Четвертый раздел содержит писания о божественной женственности, в частности, Софии. Пятый раздел включает в себя тексты о некоторых апостолах. И шестой содержит высказывания Иисуса, а также различные эпизоды из его жизни.

Есть только четыре писания в Библиотеке Наг-Хаммади, которые озаглавлены как «евангелия»: Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа, Евангелие Истины и Евангелие Египтян. Из них, конечно же, «Евангелие от Фомы» является самый доступным и, следовательно, самым популярным. В отличие от четырех канонических Евангелий, это не есть описание жизни Иисуса. Скорее, это сборник высказываний Иисуса. Некоторые из них практически идентичны тем, которые можно обнаружить в четырех канонических источниках, тогда как многие другие отчетливо гностического характера. Непременно гностическое замечание поражает во вступительных высказываниях:

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.

1.Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.

Обратите внимание, что здесь нет ни призыва к вере, ни утверждения о том, что человек будет спасен через веру. Вместо этого, читателю предписывается толковать, понимать, искать и стать господином всего. Эти рецепты гностического, а не ортодоксального спасения. Четко делается ударение на Гнозисе, как самопознании:

3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы - бедность.

Кто из современных глубинных психологов не согласится со следующим?

74. Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас.

Некоторые из писаний Наг-Хаммади имеют четкие указания на широко критикуемую «элитарность» гностиков. Трактат «Апокалипсис Петра» содержит интересный отрывок, в котором Иисус смеется и радуется (как и в Деяниях Иоанна), будучи распятым. Петр встревожен тем, что толпа не может видеть истинной природы распятия Иисуса и говорит Христу: «Господи, никто не смотрит на тебя», на что Иисус ему отвечает: «Я сказал тебе: "Оставь слепых!"». То есть, большинство всегда слепо. Пытаться объяснить слепому, который по своей сути неспособен видеть – это пустая трата времени и усилий. Скрытый смысл событий, учений и действительной жизни известен только немногим. Хенрик Ибсен в своей замечательной драме «Враг народа» заставляет своего героя воскликнуть: «Большинство? Большинство никогда не бывает право!». Гностики бы согласились с этим.

Один профессор религиоведения сообщал в 1970-е годы, что после того, как порекомендовал одному из студентов прочитать «Евангелие от Фомы», этот студент радостно сообщил своему классу: «Иисус был дзен-буддистом». Действительно, цель многих высказываний Иисуса в гностических писаниях кажется аналогичной цели дзенских коанов. Они предназначены не столько для передачи информации, сколько рассчитаны на духовную трансформацию учеников.

Иногда утверждается, что в Гностических Евангелиях отсутствует тот акцент на любовь, который может быть обнаружен в канонических посланиях. Критики полагают, что Иисус из этих евангелий не заинтересован в чудотворных делах, таких как сострадание к людям, воскрешение из мертвых, исцеление больных и дарование зрения слепому. Но такие предположения неверны. Иисус, который описан в «Евангелии от Фомы» и аналогичных писаниях, является духовным учителем, проводником душ, который посвящает подходящих избранников в Гнозис. Подобно Гаутаме Будде, который жил до него, Иисус признает, что физического облегчения страдания недостаточно, ибо конечные корни страдания прорастают в уме и сердце. Как в канонических евангелиях, так и в Гностических, он советует своим ученикам любить друг друга:

30. Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.

Но как для каждого Гностика, так и для Иисуса верно следующее: наиболее эффективным актом любви является духовное освобождение, которое приводит к прекращению всех физических и психических страданий. По этой причине, Иисус этих евангелий никогда не будет подходящей фигурой для освобождения теологов. Освобождение, привносимое им, не является политическим или экономическим, но духовным. Однако – и нам определенно стоит помнить об этом – так как это освобождение от мира, а не в мире, это также и окончательное освобождение. И это, безусловно, многого стоит.

Всегда и везде в коллекции писаний Наг-Хаммади мы находим типичную гностическую связь между собственным «Я» и трансцендентной безликостью – пребывающим духом и Божественностью за пределами эонов. Путь к Божественности лежит через нас. Трактат из коллекции Наг-Хаммади под названием «Поучение Силуана» ясно выражает это:

«Просвети свой ум светом неба, чтобы ты смог отправиться к свету неба. Не уставай стучать в дверь разума и не прекращай ходить по пути Христа. Ходи по нему для того, чтобы ты смог получить отдых от своих мучений».

Кодексы Наг-Хаммади являются величайшим хранилищем гностической мудрости. Это не только самая большая коллекция гностических писаний из когда-либо обнаруженных, но будучи открытой, она заметно умножила объем имеющихся гностических знаний. Впервые за две тысячи лет имеется достаточно гностического материала, чтобы убедить растущее множество достойных людей нашей культуры в том, что вполне возможна переоценка христианских суждений о гностиках. Мы можем увидеть, что картина о ранних истоках христианства, нарисованная для нас очень давно, оказалась небезупречной. Не существовало ни единой «великой церкви», ни первоначального ортодоксального религиозного учреждения, от которого «гностическая ересь» преднамеренно и своенравно откололась. Напротив, христианский мир был расщеплен с самого начала; он был собранием множественных видов веры и интерпретаций, а также различных видов гнозиса. Сегодня, когда не-Гностическое Христианство снова разделено на сотни ветвей, снова возникает возможность для появления ложно обвиненных и осужденных «еретиков», гностиков. Картина изменяется, и средство ее изменения пришло к нам из песков пустыни, из красного керамического сосуд, которые выпустил в свет нечто большее, чем маленькое облачко золотой пыли в 1945 году.

Благодаря усердной и преданной работе многих ученых, вся библиотека Наг-Хаммади стала доступна в простом английском переводе по доступным ценам с 1977 года. В истории еще не было такой замечательной возможности для знакомства с этими учениями. В нашем запутанном и болезненно разделенном мире это действительно хорошие знамения.

Мид, один из величайших ранних работников в винограднике Гностических писаний, писал всего около ста лет назад, но с ясным ощущением вневременности:

«Это верно, что сегодня мы можем открыто говорить о многих вещах, которые гностик облачил в символ и миф; в любом случае,, наши реальные знания об этих вещах не так уж далеки от знаний великих учителей гнозиса, как нам хочется думать; сейчас, как и тогда, существуют лишь немногие, кто реально знает, о чем они пишут, тогда как остальные копируют, сравнивают, адаптируют и спекулируют…

Кто знает достаточно, чтобы решать за других в столь возвышенных вопросах? Пусть каждый следует за Светом так, как он его видит – его достаточно для всех; чтобы в конце «все стало Светом, мягким и приятным» («Fragments of a Faith Forgotten» 592, 606-7)

Пер. Diofant (Сергей Коваленко) ред Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики