IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Воскресенье, 05 июня 2011 16:28

Стефан Хёллер Гностицизм Эпилог. От рассвета к полуночному солнцу.

Стефан Хёллер

Гностицизм

Эпилог. От рассвета к полуночному солнцу.

В начале этой книги ночное небо использовалось в качестве метафоры для света гнозиса в противоположность тьме земной. Может быть полезно здесь, в заключение нашего исследования, расширить метафору, включив в неё контраст дневных и ночных небес. В свете дня физические объекты освещены с большой ясностью. Мирская деятельность требует именно такой ясности видения. С другой стороны, наше утонченное и более дальновидное ночное зрение подавлено этой излишней ясностью. Небесные светила в настоящее время сокрыты ярким дневным светом; достаточно редко мы можем увидеть контуры луны в дневное время, тогда как свет звезд полностью скрыт. Когда ослепительный блеск солнца исчезает и ночное небо снова появляется, объекты, находящиеся рядом, становятся смутными, а свет звезд, удаленных от нас на множество световых лет, снова доступен нашему взору.

Представьте себе мир, реальность, которая отрицает само видение ночного неба и подтверждает только солнечный свет. Отрезая от видения звезды, обитатели будут переживать только резкие контрасты мира дневного света и, таким образом, только мирское, которое означает, прежде всего, физическое. Еще более катастрофично то, что стимул для воображения, выражаемый звездным светом, исчезнет. Никто больше не сможет представить себе мир безграничного света, свидетельство которому эти видимые разрывы темной вуали.

Мы живем в мире такого отрицания. Начиная с Эпохи Возрождения, наша цивилизация все больше и больше отдает себя во власть мировоззрения, основанного на мире дневного света физических данных и рациональных теориях, которые могут быть выведены из них. Мы попали в суровый, залитый солнцем мир дневного сознания, где собираем все больше и больше фактов, что, как это ни парадоксально, до сих пор не прибавило нам больше счастья. Мы узнаем все больше и больше о все меньшем и меньшем. Утеряв гностическое видение ночного неба с его загадочным светом, мы обладаем тревожно неполным пониманием нематериального аспекта нашего восприятия. Мы, кажется, застряли в пространстве и времени рядом с нами, будучи пойманными в сети духовной близорукости невероятных пропорций и последствий.

Боги, которые пали

В культуре, отрицающей свет, который светит из-за пределов этого мира, люди разрабатывают средства спасения в мирских рамках. В девятнадцатом веке и начале двадцатого мы были вынуждены верить, что социально-экономические доктрины изменения мира могут привести к великолепному исходу человеческой истории. Карл Маркс изложил спасение мира путем соединения политики и экономики; его последующие ученики – Сталин, Мао Цзэдун и Пол Пот стали наиболее эффектными истребителями своих собратьев, известных в истории. Гитлер разработал спасение через расы и территориальные экспансии и принес страдания и смерть около пятидесяти миллионам человек, включая своих собственных соотечественников. Сегодня, в начале двадцать первого века, мы постепенно убеждаемся, что, по меньшей мере, в течение двух сотен лет мы были обмануты и введены в заблуждение политическими теоретиками, деятельность которых принесла страдания вместо обещанного земного рая. Бог политического спасения был разоблачен как бог, который пал.

Другое средство светского спасения, являющееся в определенном смысле богом, который обманул наши ожидания – это наука. Хотя наука умножила наши знания о физическом мире и дала инструменты к господству над ним, она отнюдь не искупила нас от нашей экзистенциальной ситуации. Слово наука является производным от латинского scientia, означающего «знание». Это не то знание, которое передается словом гнозис. Гнозис не является главным образом научным или рациональным по своей природе. Греки в своей довольно ясной манере, проводили различие между научным знанием (например, «он знает химию») и гнозисом, который является знанием, постигаемым через опыт (а-ля «она знает меня»).

Другим богом, потерпевшим крах, является бог охраны окружающей среды. Мы обеспокоены продолжающимся ростом технологий и превратились во встревоженных защитников природного мира – или, как мы парадоксально называем его, окружающей среды. «Окружающая среда» является антропоцентрическим термином, поскольку он определяет природный мир как нечто окружающее человека. Тем не менее, допускаемый неясный пантеистический смысл сохранения природы или планеты не является тождественным спасению наших душ или духов. Если наша внутренняя сущность остается загрязненной, а наше сознание неадекватным, то сможет ли чистая окружающая среда спасти нас от нашей собственной бестолковости и экзистенциального недомогания? Поможет ли решение грядущего экологического кризиса разрешить кризис в наших умах и сердцах?

Западные цивилизации, особенно с восемнадцатого и девятнадцатого веков, обнаружили огромное количество информации о мире вокруг нас. В то же время, мы остаемся в совершенной тьме относительно мирах внутри нас и за пределами нас. Эти миры временами подытоживаются в термине сознание. Можно сказать (и это в самом деле справедливо), что сознание не является сильным местом науки. Даже психология, отчасти глубинная психология, которая достигла такой известности в двадцатом веке, не способна построить действительно эффективную связь с наукой. Фрейд ничего не желал так сильно, как того, чтобы психоанализ признали как «новую науку», но по проистечению века его желание так и осталось неисполненным.

Хотя предмет исследования носит название «изучение сознания», науки о сознании не существует. Сознание трудно исследовать научными процедурами и методами, прежде всего потому, что оно плохо поддается научному принципу повторяемых экспериментов. Близкие неудачи предмета парапсихологии, пожалуй, лучший тому пример. Результаты экспериментов с телепатией и другими паранормальными силами становятся все менее и менее убедительными по мере их повторения.

Как мы узнаем, что сознание существует? Мы знаем его только как вид персонального опыта, который мало зависит от повторяемых экспериментов и больше от усиления определенного способа восприятия, который может получить доступ к сознанию. Короче говоря, когда мы имеем дело с сознанием, мы имеем дело с реальностью гнозиса. Это, безусловно, понимал Юнг, что привело его к гениальному соединению психологии с гнозисом и гностицизмом. Древние гностики, как осознавал Юнг, сделали особые открытия в сфере сознания именно потому, что они использовали режимы восприятия, которые не были связаны стандартами эго и его рациональными, экстровертированными наклонностями.

Можно справедливо заметить, что наука постепенно приобрела черты, которые указывают за пределы её самой, даже по отношению к сознанию. В частности, теоретическая физика проникла в сферы, которые по своей природе являются скорее метафизическими, нежели физическими. Тем не менее, только малое число квалифицированных ученых принимают метафизические аспекты своих дисциплин серьёзно. Авторы, которые провозглашают наличие определенного вида Дао в физике, или других ветвях науки, являются по большей части популяризаторами, чьи позиции в научном сообществе в лучше случае незначительны. Обычная публика, даже её образованная часть, все время живет в ньютоновском и дарвинском мире, где Эйнштейн, Планк и другие их сотоварищи могли бы никогда не существовать. Прикладная наука, безусловно, базируется на теориях, которые приводят к метафизическим выводам, но эти выводы представляют мало интереса для человека, наслаждающегося благословлением все более изощренной технологии. Хотя и больно признавать это, в терминах сознания и, следовательно, гнозиса, наука оказалась еще одним богом, который потерпел неудачу.

Перечисленные здесь павшие боги лишь некоторые из гораздо большего числа претендующих на спасительную силу. Все они обречены на провал, так как само понятие мирского спасения является ущербным. Ведь в действительности виноваты не отдельные недостатки условий и средств. Нам нужно признать, что наши сущностные и неизменные потребности не могут быть удовлетворены чисто земными и человеческими ресурсами. Дневной свет ограниченного земного мышления просто не соответствует этой задаче; нам нужен другой свет, льющийся из-за пределов этого мира.

Встреча с гностиком

Гностики всегда были осведомлены о фундаментальном затруднительном положении, которое окружает нас в этом мире, и определили его как отсутствие гнозиса. Пророк Осия, одна из наиболее гностических фигур Ветхого Завета, винит отсутствие божественного гнозиса (знания Бога) не только в людских страданиях, но и несчастьях всего творения:

1.… нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле.

3. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут

(Осия, 4 глава, 1-3, выделено автором).

Эта гностическая точка зрения в корне противоречит двум другим способам видения связи между Божественностью, людьми и природным миром. Первый предполагает, что человек является источником всех ценностей, что природный мир является всего лишь инструментом человеческих устремлений, и что Бог, если он вообще существует, не имеет никакого значения (эта позиция, пожалуй, в её современной форме была впервые сформулирована Френсисом Бэконом и стала известна в эпоху Просвещения). Вторая (и последняя) позиция предполагает, что природный мир является источником всех ценностей, что человеческое существо стало нарушителем универсальной экосистемы, и что Бог, если он есть, имманентно присутствует в природе, и, по сути, неотличим от неё. С гностической точки зрения, ни человеческое существо, ни природный порядок не могут быть источником всех ценностей, потому как они радикально отчуждены от Божественности, где пребывают подлинные ценности. Только когда человеческое сознание перебирается через пропасть разделения и соприкасается с Божественностью, становится возможным постижением истинных ценностей.

Гностик, в своей душе или духе преодолевающий это отчуждение от Божественности, является чужеземцем по отношению к этому миру и другим людям. Встреча с подлинным Гностиком означает встречу с чужаком. Мы можем встретиться с таким человеком опосредованно, путем чтения Гностических писаний или напрямую, путем столкновения с современным Гностиком. В обоих случаях имеет место встреча незнакомца, высказывающего странные идеи. Но если мы вовлекаемся в творческое взаимодействие с этим незнакомцем, он может стать нашим другом, на чью проницательность мы можем рассчитывать, когда приходим к духовным вопросам, ускользающим от нашего понимания. Те, кто путешествовал по дороге впереди нас к дальней стране, обычно достаточно квалифицированны, чтобы указать нам наши собственные направления. Встреча, таким образом, может оказаться многообещающей для человека.

И снова – заимствуя образы у Мани и Будды – гностик подобен лодочнику, который гребет, встречая нас и помогая нам переправиться на другой берег. Гностик рассказывает нам, что он знаком с территорией дальнего берега и уверяет, что нас там поджидают великие чудеса. Он также напоминает нам, что садясь на борт его парома, мы будем вынуждены оставить «Terra Firma» нашего нынешнего обитания. Это местожительство различно для каждого человека. Мирским скептикам придется оставить приятное отсутствие духовных обязательств; преданно религиозным, может быть, придется переоценить свои религиозные идеалы, в частности, концепции о Боге; малодушным, возможно, предстоит собрать определенное экзистенциальное мужество для совершения великого путешествия. И, пожалуй, самое главное, завсегдатаям духовного супермаркета New Age придется оставить свою поверхностность в этих вопросах и подвергнуться требовательному процессу сознательного саморазвития, связанного с совершенно иным мировоззрением.

Гностические писания описывают затруднительное человеческое положения как невежество, сон, опьянение или забывчивость. Эти составляющие нашего плачевного состояния проявляются во многих формах. Мы словно животные, которых так приручили к своей клетке, что даже когда её двери открыты, мы отказываемся покидать её пределы. Сон и оцепенение нашего нынешнего существования оказываются более предпочтительны, чем вид свободы, привносимой гнозисом. Мы редко ставим под вопрос общепринятое мировоззрение, принятое в нашей культуре или догмы нашей религии, но сейчас, кажется, готовы усомниться в учениях, принесенных гностическими озарениями. Некоторые из этих сомнений, конечно, полезны. Но нам необходимо подвергать сомнение не только Гностиков и их учения, но также и самого вопрошающего. Разве мы отвергаем рассмотрение гностических постулатов не потому, что они противоречат тому, что думает большинство? Сколько из заветных убеждений, которые стоят на пути нашей готовности к принятию гностических идей, на самом деле являются не более чем непроверенными предположениями, навязанными нашим обществом?

Это было верно две тысячи лет назад и остается таковым по сей день - у большинства людей гностицизм вызывает беспокойство, а временами даже бешенство; он представляет собой вызов тому, во что многие из них верили и практиковали. Тот, кто полон решимости сделать из этого мира большее, чем он есть, шокированы гностицизмом и его трезвым признание того, что мирское спасение невозможно. Мир не может быть вознесен своими собственными силами, являются ли они политическими, экономическими, научными или экологическими по своей природе. Мир нуждается в чем-то, что находится за пределами его самого – в мудрости, внутреннем знании, которое переступает пределы планеты и космоса. Такая позиция представляется оторванной и потусторонней современному и постмодернистскому уму, одержимому добродетелями социальных изменений. Сторонники статус-кво в обществе также склонны смотреть на гностиков недоброжелательным взглядом. Как может кто-то, кто называет Творца грязными именами, кто усматривает недостатки во всех вещах, которые составляют творение, и кто не считает заповеди какой-либо религии или общества спасительными, быть чем-то иным, кроме разрушительной силы в обществе?

Однако, те, кто пришли к пониманию жизни как трагедии, кто ощутил осиротелость и отчужденность своего сознания среди своего собственного бессилия, гораздо более вероятно откликнутся на гностическую весть. Те, кто достаточно настрадался в своей земной жизни и кто сумел максимально осознать эти страдания так, что теперь обладают необходимым правильным намерением и искренностью, являются подходящими слушателями странного и древнего голоса Гностика, который зовет их – в настоящее время с новой силой. Это души и умы, которые, вероятно, обратили свой взор от резкого дневного света рациональности и экстраверсии к таинственному свечению ночного неба, где может быть воспринят свет гнозиса. Для них встреча с гностическими учениями является полезной. Свет звезд, так долго вытесняемый дневным светом, появляется вновь и темные тени, отбрасываемые дневным светом, отступают. И посреди звезд мы приветствуем таинственное полуночное солнце, видимое посвященным.

Приложение А. Список чтения для гностика

Это не всесторонняя библиография работ по гностицизму; этот список призван служить простым руководством для читателей, которые ищут заслуживающие внимания книги. Большинство из этих книг изданы и доступны в университетской библиотеке; однако, несколько важных книг перечисленных здесь не попадали в печать, и некоторые из них трудно будет отыскать даже в хорошей библиотеке.

ВВОДНОЕ ЧТЕНИЕ

Holroyd, Stuart. The Elements of Gnosticism. Shaftesbury, Dorset, Eng., and Rockport, Mass.: Element Books, 1994.

Отличное и краткое введение в учения, историю и литературу Гностицизма. Подход с пониманием, с акцентом на нынешнюю актуальность Гностицизма.

Pagels, Elaine. The Gnostic Gospels. New York: Random House, 1978.

Популярно-классическое введение в писания Наг-Хаммади и Гностицизм в рамках полезного исторического контекста. Возможно первая из крупных книг, которая свободна от анти-гностического ересиологического уклона.

Seymour-Smith, Martin. Gnosticism: The Path of Inner Knowledge. San Francisco: Harper San Francisco, 1996.

Небольшая настольная книжка, привлекательно иллюстрированная в цвете, с симпатизирующим отношением к предмету. Краткая, но информативная.

Singer, June. Knowledge of the Heart: Gnostic Secrets of Inner Wisdom. Rockport, Mass.: Element, 1999.

Великолепный труд любви к гнозису известного юнгианца. Состоит из священных гностических текстов, расположенных для чтения в соответствии с монашескими часами и днями недели. К текстам прилагаются комментарии юнгианской и гностической направленности. Подходит для углубленного постижения гнозиса. (Эта книга была ранее издана как A Gnostic Book of Hours: Keys to Inner Wisdom. San Francisco: Harper San Francisco, 1992).

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Churton, Tobias. The Gnostics. London: Weidenfeld and Nicolson, 1987.

Всеобъемлющее, хорошо проработанное и объективное исследование, охватывающее Гностические учения и литературу. Включает в себя полезные хронологические таблицы (Эта книга была написана для сопровождения документального фильма «Гностики», поставленного в Британии Boarder Television в 1987).

Dart, John. The Taughing Savior: The Discovery and Significance of the NagHammadi Gnostic library. New York: Harper & Row, 1976.

Журналистское, немного поверхностное опробование писаний Наг-Хаммади, с мягко-информативной контекстуальной информацией.

Doresse, Jean. The Secret Books of the Egyptian Gnostic: An Introduction to the Gnostic Coptic Manuscripts Discovered at Chenoboskion. New York: Viking, I960.

Личная оценка одного из исследователей писаний Наг-Хаммади. Включает ранний перевод текстов Евангелия от Фомы. Автор демонстрирует анти-гностические предубеждения.

Grant, Robert M. Gnosticism and Early Christianity. New York: Harper Torchbooks, 1966.

Умеренно-полезное рассмотрение предмета, омраченное негативным отношением автора, коренящемся в ересиологическом уклоне.

Guirdham, Arthur. The Great Heresy. Jersey, Eng.: Neville Spearman, 1977.

Исследование учений средневековых гностиков, известных как катары. Первая часть книги является высокоинформативной и проницательной. Вторая часть базируется на предполагаемой коммуникации с развоплощенными сущностями, и следовательно имеет сомнительную ценность.

Hoeller, Stephan A. Jung and the Lost Gospels. Wheaton, IL: Theo-sophical Publishing House, Quest Books, 1989.

Исследование, иллюстрирующее связь между юнгианской психологией с основными гностическими мифами и четырьмя евангелиями Наг-Хаммади.

Jonas, Hans. The Gnostic Religion. Boston: Beacon, 1958, 2001.

Классическая работа, применяющая экзистенциальные принципы к анализу Гностических учений (автор был студентом Хайдеггера). Содержит множество ценных цитат, включая мандейские и манихейские источники. Будучи написанной до публикации писаний Наг-Хаммади, эта работа содержит только ограниченные ссылки на эти источники.

Lacarriere, Jacques. The Gnostics. New York: Dutton, 1977. Reprint, San Francisco: City Lights, 1989.

Поэтические размышления о Гностицизме и Гностических учениях. Авторская оппозиционная, левая ориентация могла бы обесценить этот труд, но он содержит полезную информацию и с пониманием относится к Гностицизму. Включает ценное предисловие Лоренса Даррела.

Merkur, Dan. Gnosis: An Esoteric Tradition of Mystical Visions and Unions. Albany: State University of New York Press, 1993.

Поразительно творческая и глубокая работа, которая рассматривает истоки гностицизма в духовном опыте, подобном «активному воображению» Юнга. Включает родственный материал христианского, еврейского и исламского мистицизма. Хорошо документирована и читаема.

Oldenbourg, Zoe. Massacre at Montsegur: A History of the Albigensian Crusade. New York: Minerva, 1968.

Классическая работа на тему кровавой бойни и преследования средневековых Гностической (Катарской) религии в Лангедоке, Франция. Первая историческая работа, разоблачающая это преследование в полном ужасе. Написана известным медиевистом и историческим новеллистом.

О'Shea, Stephen. The Perfect Heresy: The Revolutionary Life and Death of the Medieval Cathars. New York: Walker, 2000.

Читабельное, популярное мнение о катарском феномене и Альбигойском крестовом походе. Автор с пониманием относится к делу катаров.

Perkins, Pheme. The Gnostic Dialogue: The Early Church and the Crisis of Gnosticism. New York: Paulist Press, 1980.

Информативное исследование, испорченное авторским уклоном в римское католичество и очевидные попытки противодействовать про-гностическому эффекту работы Elaine Pagels Gnostic Gospels.

Rudolph, Kurt. Gnosis: The Nature and History of Gnosticism. San Francisco: Harper & Row, 1983.

Подробное и научное описание, одинаково ценное и для ученого, и для мирянина. Авторская точка зрения объективна и не находится под влиянием ересиологических настроений. Включает отличную документацию, а также Мандейские материалы, полученные автором в его собственном исследовании.

Spierenburg, H. J., ed. H. P. Blavatsky: On the Gnostics. San Diego, Calif.: Point Loma Publications, 1994.

Сборник документов различной длины относительно гностиков, созданный плодотворной личностью, принадлежащей к оккультному возрождения девятнадцатого века. Он доказывает отличное понимание Блаватской гностических вопросов, а также близкую совместимость гностицизма и современной теософии.

РАСШИРЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Blackman, E. C. Marcion and His Influence. London: SPCK, 1948. Reprint, New York: Ames, 1978.

Классическое исследование учений Маркиона и их влияния на различные дисциплины, включая библейский критицизм. Вероятно, наиболее полная работа о Маркионе из написанных до сих пор.

Culianu, loan P. The Tree of Gnosis: Gnostic Mythology from Early Christianity to Modern Nihilism. San Francisco: Harper, 1992.

Богатое поэтическими образами, но несколько незрелое исследование гностической традиции, с сильным историческим акцентом. Творчески, но напыщенно.

Filoramo, Giovanni. A History of Gnosticism. Cambridge, Mass.: Blackwell, 1990.

Отличное и сочувственное исследование Гностицизма, включающее проницательные толкования Гностических писаний. Одна из лучших доступных работ.

Hedrick, Charles W., and Robert Hodgson, eds. Nag Hammadi Gnosticism and Early Christianity. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1986.

Ряд ценных исследований, в первую очередь касающихся коллекции гностических писаний Наг-Хаммади, выполненных четырнадцатью известными учеными в этой области.

King, C. W. The Gnostics and Their Remains, Ancient and Medieval. 1887. Reprint, San Diego, Calif..: Wizards Bookshelf, 1982.

Классическая работа девятнадцатого века, преимущественно изображающая и поясняющая предметы талисманного искусства Гностической традиции.

King, Karen L., ed. Images of the Feminine in Gnosticism. Philadelphia: Fortress, 1988.

Сообщения конференция с тем же названием, проходившей в 1985 году в Институте Античности и Христианства в Клермонте, штат Калифорния. Содержит тридцать два эссе и ответы ученых. Содержания различной ценности.

Klimkeit, Hans-Joachim. Gnosis on the Silk Road: Gnostic Texts from Central Asia. San Francisco: Harper, 1993.

Полезное краткое введение в манихейство, а также большую часть коллекции прекрасных манихейских текстов из материалов, открытых в Центральной Азии в течение прошлого столетия.

Lieu, Samuel N. C. Manichaeism in the Late Roman Empire and Medieval China. 2nd rev. ed. Tubingen: Mohr, 1992.

Очень подробное обсуждение Манихейства, и, возможно, лучшая из современных существующих работ. Особенно важно, что данная работа включает в себя всеобъемлющие примечания и библиографический список существенных и ныне сохранившихся работ по Манихейству.

--------- Manichaeism in Mesopotamia and the Roman East. Leiden: Brill, 1994.

Собрание эссе того же автора, более специальных по своей сути, дополняющее его предыдущую работу Manichaeism in the Late Roman Empire and Medieval China.

--------- Manichaeism in Central Asia and China. Leiden: Brill, 1998.

Собрание эссе, также по сути узкоспециализированных, дополняющих его предыдущие работы.

Lupieri, Edmondo. The Mandaeans: The Last Gnostics. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 2002.

Одна из немногих доступных работ по мандейской религии. Хорошо исследованная и читабельная. Содержит многочисленные переводы мандейских писаний. Очень рекомендуется.

Mead, G. R. S. Simon Magus: An Essay. London: Theosophical Publishing Society, 1892.

Pagels, Elaine. H. The Johannine Gospel in Gnostic Exegesis: Heracleon's Commentary on John. Nashville and New York: Abingdon, 1973.

Полезное разъяснение валентинианских толкований Евангелия от Иоанна, включая материал об Иоанне Крестителе.

.The Gnostic Paul: Gnostic Exegesis of the Pauline Letters. Philadelphia: Trinity Press International, 1975.

Рассмотрение понимания валентинианского гнозиса в посланиях Павла, предлагая новый взгляд на Паулинские исследования.

Adam, Eve, and the Serpent. New York: Random House, 1988.

Воздействие первых трех глав Книги Бытия на политическую мысль Христианства. Третья глава представляет особый интерес для Гностических исследований.

Perkins, Pheme. Gnosticism and the New Testament. Minneapolis: Fortress, 1993.

Научное мнение о взаимосвязи гностицизма и христианства Нового Завета. В первую очередь полезно читателям, заинтересованным в библейском точке зрения относительно гностицизма.

Petrement, Simone. A Separate God: The Christian Origins of Gnosticism. San Francisco: Harper, 1990

Важное исследование, рассматривающее Гностицизм как чисто Христианский феномен. Несколько неясный стиль автора немного затрудняет чтение.

Roukema, Reimer. Gnosis and Faith in Early Christianity. Harrisburg, Pa.: Trinity Press International, 1999.

Базовое введение в взаимосвязь между гностицизмом и ранним христианством. Автор представляет позицию протестантского кальвинизма и опирается на ересиологические святоотеческие источники. Работа содержит редкие описания сходств между гностицизмом и Платоном, Филоном и другими учениками Платона.

Stoyanov, Yuri. The Other God: Dualist Religions from Antiquity to the Cathar Heresy. New Haven: Yale University Press, 2000.

Отличное историческое исследование, отслеживающее возможные возникновения гностицизма в египетских и зороастрийских источниках и показывающее необычайно тонкое понимание религии Катаров и Богомилов.

Welburn, Andrew. Mani, the Angel and the Column of Glory. Edinburgh: Floris, 1998.

Полезная аннотированная антология Манихейских текстов, отредактированная и представленная выдающимся ученым. Содержит несколько зачастую недоступных текстов. На точку зрения автора значительное влияет учение Рудольфа Штайнера.

РЕДАКЦИИ ГНОСТИЧЕСКИХ ПИСАНИЙ

Foerster, Werner, ed. Gnosis, A Selection of Gnostic Texts. Vol. 2. Coptic andMandean Sources. Oxford: Clarendon, 1974.

Вторая часть содержит ценные выборки из Мандейских писаний Ирака. Эту книгу проще достать, чем другие работы по этой традиции.

Gardner, Iain. The Kephalaia of the Teacher: The Edited Coptic Manichaean Texts in Translation with Commentary. Leiden: Brill, 1995.

Содержит одни из лучших доступных детальных дискуссионных введений в Манихейство, наряду с отличным переводом Кефалайи, а также коллекцией «устных учений Мани для его учеников».

The Gospel according to Thomas: With Complementary Texts. Santa Barbara, Calif.: Concord Grove, 1983.

Элегантный перевод Евангелия от Фомы, а также Апокалипсиса Иоанна, Евангелия Истины и «Гимна Жемчужине», вместе с полезным введением, представляющим современные Теософские перспективы.

Greenlees, Duncan. The Gospel of the Gnostics. Adyar, Madras: Theosophical Publishing House, 1958.

Эта работа появилась как 13 том Серий Всемирных Евангелий и включает превосходный отбор Гностических писаний, хотя она была опубликована до открытия писаний Наг-Хаммади, и, соответственно, не включает их. Также имеется изящное введение и расширенные комментарии по писаниям. К сожалению, эта работа давно не издается и её крайне трудно найти.

The Gospel of the Prophet Mani. Adyar, Madras: Theosophical Publishing House, 1958.

Эта работа появилась как 12 том Серий Всемирных Евангелий и включает, возможно, самый полезный отбор Манихейских текстов, который когда-либо издавался. Превосходное введение и комментарии. К сожалению, эта работа давно не издается и её крайне трудно найти.

Layton, Bentley. The Gnostic Scriptures. Garden City, N.Y.: Doubleday, & Co., 1987.

Выдающиеся переводы с комментариями некоторых писаний из коллекции Наг-Хаммади, наряду с большим количеством цитат ересиологических отцов церкви и ссылок на Гностические источники. Великолепное, научное введение в исследование Гностических писаний.

Mead, G. R. S. Fragments of a Faith Forgotten: A Contribution to the Study of the Origins of Christianity. 1900. Reprint, Kila, Mont.: Kessinger, 1991.

Замечательное описание Мидом практически всех гностических материалов, сохранившихся до открытия Наг-Хаммади.

The Hymn of Jesus. 1907. Reprint, Wheaton, 111.: Theosophical Publishing House, 1973.

Pistis Sophia: A Gnostic Miscellany. 1896. Reprint, Blautvelt, N.Y.: Garber, 1973.

Наиболее читабельный перевод большинства отрывком Книг Спасителя (Аскью Кодекс), с выдержками из соответствующей литературы и ценными комментариями. Основной источник валентинианский Софиологии.

Meyer, Marvin. The Gospel of Thomas: The Hidden Sayings of Jesus. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1992.

Последний перевод самого доступного Гностического писания. Введение переводчика и пояснительное эссе Гарольда Блума служит полезной исходной точки и для изучения этого евангелия, и для Гностицизма в целом.

The Secret Teachings of Jesus: Four Gnostic Gospels. New York: Random House, 1984.

Хорошгий перевод четырех тестов из коллекции Наг-Хаммади: Апокриф Иакова, Евангелие от Фомы, Книга Фомы Атлета и Тайной книги Иоанна. Включает полезное введение.

Miller, Robert J., ed. The Complete Gospels. San Francisco: Harper, 1994.

Хорошая коллекция всех «евангельских» текстов – канонических, Гностических и других неканонических писаний – в новом переводе. Введения и примечания зачастую ясные и полезные.

Robinson, James M., ed. The Nag Hammadi Library in English. 3rd rev. ed. San Francisco: Harper, 1988.

Эпохальный перевод всей библиотеки Наг-Хаммади, открытой в 1945 году. Пересмотренное издание 1988 года не имеет индекс предыдущего издания и содержит равнодушное послесловие.

Schmidt, Carl, ed. Pistis Sophia. Leiden: Brill, 1978.

Полезная альтернатива Миду в более читабельном переводе. Точно и научно.

The Books ofjeu and the Untitled Text in the Bruce Codex. Leiden: Brill, 1978.

Только доступный перевод содержания Кодекса Брюса. Книга Иеу имеет бесценное значение как источник Гностической теургии. К сожалению, перевод слов пояснительных диаграмм Книги Иеу является неполноценным.

Приложение В. Краткий Гностический Глоссарий.

Ниже приводится краткий список гностических терминов. Он содержит имена мифических сущностей, проявляющихся в Гностических Писаниях, а также понятия, используемые в гностическом контексте. Список далеко не полон и предназначен для основной помощи в чтении и понимании гностической литературы.

Абраксас (варварское слово) – имя, данное гностиками искупленному архонту, сыну Софии, который занял позицию правителя на седьмом небе. Он изображается как существо с головой петуха, туловищем человека и ногами, стилизованными змеями. ABRAXAS изображен на множестве гностических амулетов, обнаруженных после исчезновения гностических движений в Александрии и Сирии.

Ахамот (иврит) – анаграмма Хокма, что означает мудрость; обычно ассоциируется с низшим аспектом Софии.

Эон (греч.) – эманирующий аспект Божественной Реальности. Эоны часто представляются как соединенная пара (мужское и женское), уравновешивающая друг друга.

Антропос (греч.) – человек. Небесный прототип человечества, исходящий из Конечной Реальности.

Архон (греч.) – правитель. Низшее космическое существо, которое правит и накладывает ограничения на творение.

Варварские слова – слова, не происходящие ни из одного известного языка, обычно состоящие из гласных и зачастую используемые в Гностических писания и ритуалах как слова силы.

Пер Диофант

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики