IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Воскресенье, 28 июня 2009 00:44

Стефан Хёллер Что значит "гностик"?

Стефан Хёллер

Что значит "гностик"?

Говорят, гностицизм "на подъеме"… Но что это такое?

Являемся ли мы свидетелями повторного открытия гностицизма? Если судить по появляющейся литературе и частому использованию терминов "гнозис" и "гностицизм" в популярных публикациях, ответ, по-видимому, будет "да". Всего двадцать пять лет использованный термин "гностик" чаще всего неправильно понимался как "агностик", и потому попросту превращался в свою противоположность. Подобная путаница ныне уменьшается. Тем не менее, увеличивающееся академическое внимание (начиная с открытия рукописей Наг-Хаммади в 1945 г.) и последовавший общественный интерес вызвали смешение языков, которое принесло что угодно, но только не пользу для того, кто хочет подойти к изучению гностицизма с непредвзятым интересом. Часто даже трудно понять, что имеют в виду под этими словами.

Трудность в определении гностицизма не нова. Примерно в 1910 году в Лондоне появилась книга, которая предзнаменовала все текущие трудности, включая трудности в определении. Она называлась "Гностицизм: грядущая апостасия", автор ее, некий Д.М. Пэнтон, был страстным защитником христианской ортодоксии, которой, как он считал, угрожало возрождение гностицизма. Гностицизм, писал Пэнтон, в двадцатом веке скрывается под маской теософии, христианской науки, некоторых форм спиритуализма и того, что он называл "новой теологией", представленной большей частью немецкими авторами. Биография Маркиона, созданная теологом Адольфом фон Гарнаком, что интересно, появилась как раз в это время. Тогда как ранние крипто-гностики, такие как Эммануэль Сведенборг, Уильям Блейк, Джордж Фокс и Элиас Хикс скрывали свои еретические убеждения, пишет Пэнтон, современные гностики этим больше не озабочены. Течения двадцатого века, писал Пэнтон, были "неприкрыто и ликующе гностическими"; их мысли и устремления несли в себе "пульсирующее сердце гностицизма, возможно, самого ужасного врага, с которым сталкивалась христианская вера".

В некотором смысле антигностические тирады Пэнтона во многом выигрывают у современной литературы, ведь Пэнтон имел достаточно ясное понимание того, что составляет гностицизм. Ныне это утрачено. Если мы сравним литературу начала двадцатого века и современной, мы обнаружим, насколько наше смутным стало наше понимание. В европейских публикациях о современных аспектах гностицизма Иоан Цилиани писал:

Некогда я считал, что гностицизм был точно определенным явлением, принадлежавшим религиозной истории поздней античности. Конечно, я был готов принять идею о различных продолжениях древнего Гнозиса и даже поверить в спонтанное появление мировоззрений, в которых вновь проявлялись некоторые аспекты гностицизма.

Вскоре я понял, насколько был наивен. Не только Гнозис был гностическим, но и католические авторы были гностическими, как и неоплатоники, Реформация, и даже коммунизм, нацизм, либерализм, экзистенциализм и психоанализ, современная биология, Блейк, Йейтс, Кафка… Я обнаружил, что и наука гностична, и суеверия… Гегель гностичен, гностичен и Маркс; все вещи и их противоположности равно гностичны.

По меньшей мере одно обстоятельство, следующее их этого утверждения часто упускают в Америке. В Европе "гнозис" и "гностицизм" чаще всего используют как взаимозаменяемые слова. Предположение, что "гнозис" должен использоваться для описания состояния сознания, тогда как "гностицизм" должен означать гностическую систему, никому не приходит в голову. Использование классического гностицизма Валентина, Василида и других присутствует в европейской литературе, включая сочинения таких исследователей, как Жиль Куспель, Курт Рудольф и Джованни Филорамо (считая только современных).

Ясно, что слово, которое используют таким противоречивым образом, потеряло свой смысл. Неудивительно, что автор журнала "GNOSIS" Шарль Куломб сетует на эту ситуацию в своей недавней католической публикации:

В действительности "гностицизм", как и "протестантизм" – это слово, потерявшее практически весь смысл. Точно таким же образом, как нам необходимо знать, какой именно "протестантский" автор перед нами – кальвинистский, лютеранский, анабаптистский и т.д., – нам необходимо выяснить смысл слова "гностический".

Политическая путаница

Наибольшая путаница возникает в области политологии. В своих Уолгринских лекциях в университете Чикаго в 1951 г. видный ученый Эрик Вожелин встал на защиту того, что он назвал "классической и христианской традицией" от того, что он считал "ростом гностицизма". За этим залпом последовало появление таких книг как "Новая наука политики", многотомной книги "Порядок и история" и "Наука, политика и гностицизм". Вожелин стал пророком новой теории истории, в которой гностицизм играл одну из самых низменных ролей. Все современные тоталитарные идеологии духовно родственны гностицизму, говорил Вожелин. Марксисты, нацисты и все, кого добрый профессор нашел достойными порицания, были в действительности гностиками, вовлеченными в "воплощение эсхатона", который должен был преобразить общество в рай на земле. Поскольку гностики не принимали традиционный христианский эсхатон небес и земли, Вожелин пришел к выводу, что они должны быть вовлечены в милленаристское преображение земного существования. В то же время ему пришлось признать, что гностики считали земной мир совершенно безнадежным и обреченным. Непонятно, как обреченное земное царство может быть обращено в "воплощенный эсхатон" земной утопии. Эти новые гностики Вожелина никак не были связаны с историческим гностицизмом, который его совершенно не заботил. Они были гностики, и точка.

Путаница эта была усугублена многими консервативными политическими мыслителями, большей частью связанными с католической церковью. Томас Молнар, Тило Шаберт и Стивен МакНайт приняли теорию Вожелина, несмотря на ее очевидную несостоятельность. С точки зрения Молнара, гностики были ответственны не только за современный утопизм, но и за чрезмерное пристрастие людей к науке и технологии. Научный взгляд на мир, говорили они в один голос, - это гностический взгляд, и это гностики в ответе за превращение людей в машины и превращение общества в машиноподобные коллективы.

Политизированный взгляд на гностицизм все еще имеет своих сторонников, большей частью из числа помешанных. Гностики все еще представляются опасными подпольщиками в бульварных журналах и бредовых конспирологических памфлетах, "разоблачающих" масонов, сатанистов и прочие бедствия. Однако уважаемые консервативные мыслители отбросили вопрос гностиков. Некоторые, подобно ученому и бывшему сенатору США Хаякаве, подвергли теории Вожелина жесточайшей критике.

Трудности традиционалистов

Другой сбивающий с толку голос доносится от авторов, которые считают, что в существующих крупных религиях можно найти тайную доктрину гнозиса, которая не родственна "еретическому" гностицизму начала первого тысячелетия. В книге "Вечная философия", вышедшей в 1947 году, Олдос Хаксли обнародовал нечто вроде гнозиса, который в действительности был тайной, скрытой для элиты, тайной, обнаруженной на заре истории и передававшейся из рук в руки различными традициями, в которых он до сих пор сохраняется, несмотря на явную несовместимость с официальными догмами. С этой точки зрения Хаксли приближается к радикальной позиции таких традиционалистов, как Рене Генон и Фритьоф Шюон.

Хаксли, с другой стороны, никогда не осуждал тех, кто называл его гностиком. Хотелось бы мне сказать то же о других традиционалистах. Последователи Генона (который, будучи рожден в католицизме, обратился в ислам) часто критиковали ранних гностических учителей в манере, напоминающей нам об Иринее и Тертуллиане. Традиционалистское разделение гностических учителей на "ложных гностиков" и "аутентичных гностиков" оказывается совершенно несостоятельным; современные исследования доказывают, что в первые три или четыре столетия новой эры вообще не было истинной ортодоксии, и, следовательно, не могло существовать ереси. Вместо этого повсюду расцветали разные религиозные воззрения, включая гностические. Разумеется, между ними были разногласия, но нет никаких оснований для разделения их на ложные и истинные.

Академические сложности

Издание "Библиотеки Наг-Хаммади" 1988 года содержит длинное послесловие, названное "Современное значение гностицизма". Его автор, Ричард Смит, поверхностно рассматривает различные течения в культуре, которые могут быть соотнесены с гностицизмом. Казалось бы, можно надеяться найти здесь определение гностицизма и список современных авторов и мыслителей, которые могут считаться его преемниками. К сожалению, это не так.

Смит приводит список тех, кто, начиная с XVIII столетия, испытывал симпатию к гностицизму. Читая послесловие, получаешь впечатление, что мало кто из них может предложить адекватное определение гностицизма, и что чаще всего они неправильно понимали и использовали этот термин. Эдвард Гиббон, историк XVIII века, обвинялся во "вредоносной лжи" за то, что ссылался на гностиков в лестных выражениях. Следует признать, что Гиббон не придерживался того же осуждения гностиков, что и отцы церкви, но делает ли это его лжецом? А гностические и манихейские симпатии Вольтера, по-видимому, определялись его противостоянием церковной власти. Но мог ли видный философ иметь другие причины для таких взглядов? Известно, что Вольтер был страстным масоном и, вероятно, получал достойную информацию о гностиках через эзотерические течения, распространенные в братстве в то время. Возможно, он был посвящен в то, что неведомо Смиту...

Таким же образом Смит заявляет, что К. Г. Юнг присвоил гностицизм, превратив его в психологическую теорию. "Юнг берет полностью дуалистичный миф и помещает его в человеческую душу", - пишет Смит. Лично я посвятил большую часть своей жизни исследованию связи философии Юнга с гностицизмом, так что это меня сильно задевает.

Юнг не просто интересовался гностиками, но считал их первооткрывателями и наиважнейшими предвестниками глубинной психологии. Связь между психологией Юнга и гностицизмом глубочайшая, и она только углубилась с течением времени и опубликованием рукописей из Наг-Хаммади. Мои исследования привели меня к выводу, что Юнг не стремился в буквальном смысле обнаружить в душе содержание гностических учений. Мнение, что гностицизм есть "ничто, кроме" психологии, думаю, не могло быть принято Юнгом, поскольку он всегда восставал против слов "ничто, кроме". Юнга от его предшественников отличало следующее: он верил, что гностические учения и мифы порождены личным психодуховным опытом гностических мудрецов. То, что рождается в душе, несет в себе ее печать. Отсюда родство между глубинной психологией и гностицизмом. Так что взгляды Юнга можно назвать интерполяцией, но не присвоением. Необходимость в определении в свете всех этих противоречий оказывается тем острее.

Психологические и экзистенциалистские модели

Итальянский исследователь Джованни Филорамо обращает внимание на тот факт, что рукописи Наг-Хаммади были благосклонно приняты широкой публикой в том числе и потому, что "определенные культурные круги выказали предрасположенность, особенную чувствительность к текстам, которые обращались к явлениям, жизнь которых эти круги стремились некоторым образом поддержать".

Одним из людей, которые стремились поддержать гностический феномен, был близкий сотрудник К.Г. Юнга Жиль Куспель, который долго и упорно трудился над связями учений Валентина и других учителей с аналитической психологией. Он видел гностические попытки обратиться к глубокому постижению онтологической самости, и то же самое мы обнаруживаем в глубинной психологии. Основная работа Куспеля "Гнозис как мировая религия" (опубликована в 1972 г.) в деталях раскрывает отношение модели Юнга к гностическим учениям. Куспель, подобно Юнгу, вовсе не сводил гностицизм к глубинной психологии, но указывал на то, что она может послужить ключом к пониманию гностицизма.

Другой важной фигурой в восстановлении древнего гностицизма оказался Ханс Йонас. Будучи в 30-х годах учеником философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, Йонас обратил свое внимание на мудрость гностиков и обнаружил, что в ней есть много сходства с философией экзистенциализма. Экзистенциалистский пессимизм относительно земного существования и стремление к опыту в противовес теории здесь находят подобие и свое предвестие. Хотя и относясь критически к видимому "нигилизму" гностиков, Йонас наравне с Юнгом был одним из важнейших проводников гностицизма в современном мире.

Связь между гностицизмом в древности и современными философиями, найденная Юнгом и Йонасом, имеет важнейшее значение и близка к нахождению адекватных, живых определений гностицизма и гнозиса. Вопросы, которыми задавались (и на которые отвечали) гностики вновь являют себя миру, но уже не как отверженные и странные вопросы, а как серьезные обсуждения, предпринятые ныне Фрейдом, Юнгом, Кьеркегором, Хайдеггером и многими другими.

Вперед, к определению

Поиск определений никогда не был легкой задачей, особенно в социальных науках. В этих науках особое внимание следует обратить внимание на исторический контекст, в котором появляются те или иные верования. Тончайшие различия и сходства в нюансах, тоне, тонкостях настроений более важны здесь, чем скоропалительные жесткие определения. Споры о гностицизме обращаются как раз к таким нюансам, и вполне может оказаться так, что они не будут разрешены определениями. Но в любом случае нынешнее хаотическое положение требует такой попытки.

В 1966 г. состоялась конференция исследователей в Мессине, Италия, с целью придти к каким-либо достойным определениям гностицизма. Результаты ее оказались не особенно вдохновляющими. Исследователи предложили ограничить использование термина "гностицизм" определенными "еретическими" движениями второго века, тогда как более широкий термин "гнозис" было решено использовать для указания на "божественные тайны, доступные для элиты". Несмотря на то, что попытка была стоящая, порядка в эту путаницу она не принесла.

Трудность в определении гностицизма глубоко связана с противоречивыми сведениями о его происхождении. Был ли он лишь еретическим ответвлением, эксцентричной и сбившейся в пути ветвью христианства или поздним проявлением долгой, большей частью тайной традиции, существовавшей за столетия до христианской эры? Никто не может однозначно ответить на этот вопрос.

Чтобы понять гностицизм, считает Йонас, необходимо нечто вроде музыкального слуха. Этот гностический "музыкальный слух" получить не просто. Одним из людей, которые им, по-видимому, обладали, был профессор Кларк Эмери из Университета Майами. В своей работе о Уильяме Блейке Эмери приводит двенадцать пунктов, в которых гностики соглашались. Нигде в современной литературе я не находил столь же краткого и точного описания нормативных характеристик гностических мифов. Эти характеристики можно считать общими для всех гностических учителей и течений эпохи классического гностицизма; так что каждый, кто ныне следует им, может называться гностиком:

Гностики утверждали существование изначального духовного единства, которое впоследствии пришло к разделению в множественности.

В результате докосмического деления была создана вселенная. Она была создана главой инфернальных духовных сил, часто описываемым как ветхозаветный Иегова.

В сотворение вселенной была вовлечена женская ипостась Бога (игравшая гораздо более позитивную роль, чем создатель).

Космос, пространство и время населены злобными существами, которые могут быть персонифицированы в виде демонических существ, отделяющих человека от Бога.

Для человека вселенная является безграничной тюрьмой. Он порабощен физическими законами природы и моральными законами Моисея.

Человечество можно представить в виде Адама, который спит в неведении, его силы духовного само-осознания притуплены материальностью.

В каждом человеке есть "внутренний человек", павшая искра божественной сущности. Поскольку она есть в каждом человеке, мы можем пробудиться от своего оцепенения.

Результатом пробуждения являются не послушание, вера и благие дела, но знание.

Перед пробуждением человек должен превзойти мучающие его сновидения.

Человек обретает знание, которое пробуждает его от сновидений, не путем размышления, а через опыт откровения, и это знание не есть информация, но изменения всего чувствующего существа.

Пробуждение (т.е. спасение) любого человека есть космическое событие.

Поскольку целью всех устремлений является восстановление единства божественности, на каждого возлагается восстание против морального закона ветхого завета.

Известный социолог Макс Вебер в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма", что "совершенные концептуальные определения нельзя дать в самом начале и следует оставить эти попытки до конца исследования". Именно так мы поступили в этом исследовании. Двенадцать пунктов Эмери вполне согласуются с предположениями, высказанными на коллоквиуме в Мессине. Изначальной моделью для этих определений был взят гностицизм второго столетия новой эры. Кроме того, здесь нет места так называемому "ортодоксальному гнозису", который был скорее фигурой речи ранних отцов церкви, бывших современниками гностиков.

Несмотря ни на что, это исследование обращает внимание на важность исторически безупречных и терминологически точных определений. Это больше, чем то, что предлагает современная в основном популистская литература. Категории "истинных" и "ложных" гностиков, созданные на базе ортодоксии, которые не имеют никакого отношения к историческому гностицизму и гностикам, следует отбросить в свете таких определений. Случайные проекции современных фантазеров и энтузиастов (из лагеря феминистов и поклонников Гайи) на гностицизм также следует держать под контролем. Но все это малая цена, которую нужно заплатить за то, чтобы сохранить это поле в чистоте. Нам никогда не следует забывать об ироничном предупреждении из "Алисы в Стране Чудес":

- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно.

- Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса.

Ioan P. Culianu, "The Gnostic Revenge: Gnosticism and Romantic Literature,"

Charles A. Coulombe, "Solovyev: Gnostic or Orthodox?"

Здесь – финальный момент христианской эсхатологии, конец истории, Страшный Суд – прим. перев.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики