IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 06 августа 2009 22:48

Кристин Пэйн-Таулер Гностическое Таро

Кристин Пэйн-Таулер

Гностическое Таро

Предмет изучения гностицизма в целом слишком обширен, чтобы всесторонне осветить его в такой небольшой работе, как эта. История этого духовного пути намного древнее христианства и охватывает территорию, включающую в себя большую часть Западной и Восточной Европы, Ближний Восток, Северную Африку, Индию, Китай и Россию.

Учитывая вовлечение в гностицизм такого количества культур и языков, его широкое распространение, богатое наследие и периодическое возрождение его различных направлений и версий на протяжении более двух тысяч лет, единого понятия гностицизма не существует. Мы должны довольствоваться тем, что гностицизм является кроной дерева, которая скрывает множество боковых отростков, а именно, конкурирующих идей и экзотических форм практики.

На основе поразительной истории этого направления веры, в особенности той ее части, которая касается взаимодействия с Римской Католической Церковью, можно написать целую книгу. Основание римской церкви в IV в. н. э. знаменовало начало трех веков стремительного развития христианства. Но это продолжалось недолго. Регулирующий орган Рима окончательно установил «основную линию партии». Изначально каждый епископ мог изучать, преподавать и писать все, во что он верил, и многие из них находились под влиянием гностической мысли. Но как только был установлен канонический «стандарт» христианства, отцы церкви почувствовали необходимость посмертно отлучить нескольких своих наиболее уважаемых и влиятельных ранних епископов за то, что они впали в ересь гностицизма! Неудивительно, что этот личностный кризис, сопровождавший рождение церкви, привел к тому, что в дальнейшем церковь всегда оставалась на страже борьбы и активного противостояния с любыми проявлениями гностической мысли во все последующие годы истории христианской Европы.

Тем гностикам, которые считали себя последователями Мастера Иисуса, данная внутрицерковная цензура открыла истинный характер нового религиозного института, называемого Римским Католичеством. Полувоенный подход всей церкви к своим «нерегулярным» членам так никогда и не был смягчен, несмотря на то, что гностики и христиане зачастую использовали одни и те же писания, и служили как бы перед одним и тем же алтарем.

Разница между христианами-гностиками (которые составляют лишь малую часть ото всех гностиков) и христианами-католиками заключалась в интерпретации смысла человеческой жизни и расхождении в вопросах проявления Высших Сил. Также различалось место женского образа в пантеоне Высших Сил.

Необходимо предупредить, что данное эссе лишь поверхностно касается обширной мозаики, которой является гностицизм.

Гностицизм и Таро

Для того чтобы прояснить отношение Таро к гностицизму, важно уточнить, что «Гностического Таро», как такового, не существует. Однако также верно, что всякая колода Таро – гностическая. Причина такого парадокса заключается в различном прочтении и интерпретации одних и тех же персонажей книги Бытия гностиками и христианами-католиками. Художники, рисовавшие ранние колоды, взяли эту двусмысленность на вооружение. Так, например, карта Верховная Жрица может быть интерпретирована верующими христианами как аллегория для Матери-церкви, в то время как гностики увидят в ней женскую ипостась Папы Римского, Папессу, что для первых является еретической идеей.

Таким образом, гностицизм скрыт в Таро между строк, как и различные другие эзотерические прочтения с изображений ранних колод, создаваемых вручную. В современных колодах правильные интерпретации узнать гораздо легче, так как авторы сами с удовольствием им делятся в большинстве случаев. Трения между церковью и еретиками зашли в тупик: церковь пришла к пониманию, что она не сможет убить всех еретиков в Европе и наоборот, что велик риск создать собственных еретиков, таких, например, как Мартин Лютер и все последующие. Благодаря послаблению власти церкви в эпоху Ренессанса, гностики стали вести себя более открыто. Поэтому стало возможным, что из философии и искусства, окружающего Таро, пропала былая анонимность, так что мы имеем возможность узнать больше о членах Тайного Общества, благодаря которым оно развивалось.

В силу вышеперечисленных аргументов, цели нашей работы требуют, чтобы мы усмотрели гностический подтекст в каждой карте Таро, которую мы анализируем. Разумеется, со времен Эттейлы, жившего в середине XVII в. практически каждое новшество в сфере Таро было привнесено розенкрейцерами, масонами, мартинистами или некоторыми другими Тайным Обществам. Среди старых колод лучшим идентификатором участия гностиков в процессе создания карт, за исключением, разумеется, тонких намеков, сокрытых в самом произведении искусства, является реакция церкви на колоду, а также ее отношение к самому художнику, распространителю или к региону, в котором была создана данная колода. Необходимо помнить, что в гностической мысли наблюдалось значительное разнообразие. Например, существовала доисламская гностическая школа, а также гностики, культурно остававшиеся иудеями, египетский (коптский) гностицизм, зороастрийский и герметический гностицизм. Они верили в разные вещи, хотя все эти древние культуры основывали свое коллективное творчество на Пятикнижии Моисея. Это не просто иудейский святой текст. Многие истории, которые Моисей рассказал в своих книгах, относятся к вавилонской, аккадской и шумерской устной традиции.

Далеко не каждый искатель духовности соглашался с Моисеем в вопросах истории. Так, со времен Александра Македонского и вплоть до Французской революции, в подполье гностицизма хранились истории, отрицающие ортодоксальный иудаизм, ислам и христианство, сохраняя жизнь альтернативному видению природы человека и его судьбы.

Возможно, изгнание цыган-мусульман и евреев из Испании помогло распространению Таро в виде колоды карт по всем остальным частям Европы. Эти изгнанные меньшинства подарили Европе глубоко духовно настроенных искателей. Европейские Тайные Общества предоставили место для встречи умов, в целом представляющих собой обособленную и сильную оппозицию, не согласную с противоречиями того времени. Я уверена, да и доказательства тому имеются, что Тайные Общества участвовали в еврейско-герметическом гностическом синтезе. Их целью было увидеть яркий свет и осветить им свою жизнь. Для этого они использовали карты.

Гностицизм и Богиня

Одна из важных особенностей гностицизма – это мятеж против ветхозаветных религий (основанных на Пятикнижии Моисея) и тех, кто для абсолютизации книги Бытия топтал древние мистерии, зиждущихся на поклонении Богине. Даже в ранние времена, в частности во II в до н.э. были те, кто понимал, что Моисей исказил античные истории сотворения мира, чтобы исключить женскую сторону Божества из числа участников этого процесса. В прошлом семитские народы поклонялись Богине как полноценному партнеру создателя, и о ней никогда не забывали, даже когда иудеи полностью посвятили свой культ Иегове (JHVH) как единственному истинному Богу.

Вспомним хотя бы каббалистический миф о «дочери Бога» по имени Матронит. Первые упоминания о ней относятся ко временам составления Талмуда, а именно, I-V вв. н.э. В мистической литературе каббалисты называли ее несколькими именам: Шехина, Малкут, Божественная Женщина, угловой камень, отброшенный строителями и др. Согласно этой древней концепции Бог-Отец и его Супруга существуют в более летучем состоянии, нежели человечество, и человеческое сознание не может достичь их и ощутить ту реальность, в которой они пребывают. Тем не менее, Сын и Дочь Божественной Пары являются, своего рода, тенью своих родителей, и эта тень достигает нашего падшего мира, соединяя человечество и «падшее» создание с высшей реальностью. Со временем, когда миф существовал уже достаточно долго, он перестал быть сугубо иудейским, и стал гностическим, а позже и христианским, эту пару начали называть Христос и София).

В своей книге «Иудейская богиня» Рафаэль Патай утверждает, что «существует определенное сходство между историей жизни, характером, поступками и чувствами, которыми в иудейском мистицизме наделяли Матронит и мифологическими персонажами Ближнего Востока, и это те черты, которыми ближневосточные философы наделяли свою богиню, постоянно присутствовавшую в их пантеонах.

Среди них Соломонова Ашера или Асторет, Иштар из Аддада и еще более древние богини, такие, как Астарта из Библа. Согласно Патаю, ее основные атрибуты – это девственность, и при этом развратность, материнские черты и кровожадность. Она является архетипом четырех древнейших женских ролей в традиционных отношениях с мужчиной: сестра, любовница, мать и убийца. Патай старается сравнить темную и горькую сторону Матронит, ее темный лик, с индийской богиней Кали, которая также черна и также является собирательницей мертвых.

В богине, изображенной на картах Таро, можно найти образы, демонстрирующие качества Матронит. Чтобы составить список ее атрибутов, можно рассмотреть четырех Королев, каждая из которых является девственницей. При этом Королева Жезлов также содержит в себе черты сестры, Королева Монет, демонстрирующая распущенность – любовницы, Королева Чаш, обладающая материнскими качествами и милосердием – мать, а кровожадная Королева Мечей – убийцу.

В Старших Арканах Таро также можно найти темную сторону Богини. Впервые данный образ появляется на Александрийском Герметическом Таро Ибиса, а другие художники просто перерисовывают его со старинной копии Фалконьера в документе Фратера Люциса («Континентальное Таро»). В этой колоде Королева Чаш держит в руках чашу, наполненную гранатовыми зернами, что является еще одной параллелью между иудейскими собирательными мистериями богини и египетским культом Исиды.

На этом же Таро появляется коронованная монета на карте Туз Монет, деталь, присутствующая также на Таро Аугустуса Наппа и Мэнли П. Холла. Эта коронованная монета представляет Малкут, один из титулов Шехины и Матронит. Также это символ Богини в мире у мистиков Меркабы, практиковавших еврейский гностицизм еще до каббалистов. По этой же причине карта Мир сама по себе представляет собой Богиню, восседающую на троне материи. Четыре элемента подчиняются ей, а Земля вращается под ее стопами. Я могу добавить, что колода Наппа-Холла особенно интересна в этом контексте. Мэнли П. Холл оккультист, работавший в 20-30 гг. XX в., в процессе систематизации знаний величайших мировых Мистических Школ и их учений собрал прекрасную библиотеку иллюстраций, с которых можно было срисовывать образы во время составления своей собственной колоды.

Под ближайшим рассмотрением становится очевидным, что как и в Таро Ибиса и всех других, относящихся к этому течению, Холл перерисовал с копии Фалконьера или Брата Люциса. Карта является практически точной ее копией, за исключением того, что в отличие от египетского стиля колоды Фалконьера, у Наппа/Холла персонажи помещены в европейское окружение и одеты по-европейски.

В колоде Наппа/Холла карты, относящиеся к масти Чаш, подчеркивается царственность магической чаши, Святого Грааля. Королева Чаш уже не черная и чаша представлена здесь так, как ее знали в Европе, но обе они кипят и бурлят от потенциальной энергии в руках Короля и Королевы, что, с уверенностью могу сказать, взято из книги «Святая Кровь. Святой Грааль». Эта популярная книга детализирует гностическую «ересь» о том, что Иисус из Назарета был женат на Марии Магдалине, и в этом союзе были дети (об этом также можно прочесть в книге «Эзотерические истоки Таро»). После распятия Иисуса, она бежала с семьей через Средиземное море в Марсель и жила всю оставшуюся жизнь, тридцать лет, в Европе.

Энциклопедичное исследование Сьюзан Хэскинс «Мария Магдалина» описывает детали из писания, мифов и легенд об этой исторической героине. Но определенно, это традиционная версия, в противном случае, Холл не стал бы так часто возвращаться к этой гностической ереси в своей колоде Таро.

Также он не склонен использовать в своей колоде современное прочтение истории Таро. Его колода была опубликована в 1929 году, тогда как все вышеперечисленные схоластические исследования появились только в течение последних 30 лет.

Так как художники-гностики и мистики возвратили и возродили женский аспект Божества в образах Таро, через века до нас дошло множество его вариаций. Было бы неправильно сказать, что любое старинное Таро, среди Старших Арканов которого преобладают женские символы даже в тех местах, где другой художник использовал бы мужской, отображает гностический уклон колоды. В дальнейшем в этой работе я еще приведу очевидные примеры среди множества различных колод.

Гнозис – прямое знание

Согласно ветхозаветным религиям, прямой мистический или духовный опыт не был доступен обычным людям. Целью же гностиков было достижение глубокого соприкосновения с Таинством при любой возможности. Каждая гностическая община

стремилась к личному близкому соприкосновению с божественным, почти так же, как те, что были доступны последователям традиционных древних Мистических Школ.

Гностики читали древние герметические и иудейские евангелия, не канонизированные в иудео-христианских Ветхом и Новом Заветах и возражали против иудео-христианского объяснения монотеистического Бога-Отца, происхождения человека и судьбы души. Они чувствовали, что может быть найден простой способ объединить человечество и божественное без вмешательства священнослужителей и без создания церковной иерархии. В частности, они поклонялись Софии и защищали ее, Мудрость Господню (как она упоминается в книге Бытия), которая в самом начале участвовала в сотворении мира вместе с Отцом. В обществе гностиков, глубокое уважение к женскому аспекту отражалось и на отношении к женщинам.

Доктор Льюис Кайцер и Стюарт Каплан напоминают нам о том, что в самых ранних колодах Таро представлена женщина, одетая в церковную одежду. Эта карта называется «Папесса». В Таро Мантегна этот образ помещен на вершину человеческой иерархии и является наиболее приближенным к Богу, представителем человечества в мире Бога, женщина, достигшая наивысшего развития. Учитывая тот факт, что это толкование было написано в 1400-х годах, это очень серьезное заявление.

Гностики: пессимисты и оптимисты

Одна из основных позиций гностицизма является предметом философских споров уже множество веков и обсуждается по сей день. Особенно хорошее определение данной концепции дано в следующей цитате из книги «В поисках изначальной традиции и космического Христа», написанной Отцом Джоном Россером, доктором философии: «Между так называемыми «оптимистическими» и «пессимистическими» формами дохристианского эзотеризма должна быть проведена четкая грань. Оптимистический гностицизм смотрит на мир как на нечто благое, как на божественный живой мир, так как он был оживлен божественным фимиамом и может быть активирован каждым человеком, который является участником процесса создания совместно с Богом и жрецом Природы. В этом случае задачей человека является не «побег из мира», но пробуждение и одухотворение людей, мест и природы для того, чтобы они стали «Храмом Святого Духа». Человек сам развивает гнозис для того, чтобы стать Богом или вернуться к состоянию Бога, чтобы знать Бога и постоянно чувствовать его существование. Как маги и теурги в иконографии египетских карт Таро, человек проводит на землю божественную энергию и свет, с тем, чтобы наделить объекты физического мира определенной формой божественности, осеменить их Духом».

По мнению Френсис Йетс, автора книги «Джордано Бруно и герметическая традиция», оптимистическую форму гностицизма можно найти в древнеегипетской «религии мира». Существовала позитивная герметическая концепция «богоданного создания», которое должно быть спасено и обожествлено, а не наоборот, уничтожено (как это подразумевается в пессимистической версии гностицизма). Данную позитивную концепцию добра действительно можно найти в египетских источниках древнееврейских Моисеевых концепций книги Бытия, и она являлась источником классических греческих трудов по метафизике Пифагора и Платона. Эта раннее египетское понимание гнозиса, позднее было заменено эллинистическим отрицанием в религии гностицизма в начале христианской эры.

Несколькими абзацами ниже Росснер пишет, что во времена Возрождения, Фичино и Джордано Бруно верили, что оптимистическое разнообразие раннего египетского протогностицизма позднее было привнесено в Моисееву традицию и в книги Нового Завета в позитивной философии Иисуса и Иоанна (автора четвертого Евангелия) и Павла. Оно также может быть найдено в идеях герметического неоплатонизма ранних веков христианства.

Если мы вспомним, что Таро Эттелии было составлено и создано на той же волне оптимистического герметического гностицизма, переданного в тексте «Божественной скрижали» Гермеса Трисмегиста, мы также отдаем дань, где необходимо, и возвращаемся к изучение этой удивительной колоды Таро, понимая ее в новом свете и более глубоком ключе.

В отличие от гностиков оптимистического направления различного толка, огромное количество негативно настроенных мыслителей, считали, что мир материи и пространства-времени скорее является тюрьмой, нежели раем. Гностики смотрели на земное воплощение как на «падение», веруя, что это и есть наказание. Другие видели в погружении в материю результат борьбы добра и зла на небесах.

Некоторые представители данных групп отказались от права иметь потомство, веря, что будучи плодовитыми, они будут лишь игрушкой в руках падших ангелов. Секс в их понимании имел эффект извлечения душ с небес и привнесение их в этот плен внизу, что являлось нежелательным, с точки зрения отрицающих материальный мир гностиков. В рядах гностиков-пессимистов были такие, которые исповедовали полный аскетизм, предпочитая свести свои отношения падшим миром и падшими к минимуму и полностью отказывались от всех мирских удовольствий. В других линиях гностицизма верили, что душе будет не позволено уйти с этой плоскости существования до тех пор, пока она не переживет все опыты, доступные человеку. Это поверье подразумевало любые формы вседозволенности и неумеренности, чей нездоровый эффект и заставил исследователей причислить эти направления к пессимистическому, а не оптимистическому гностицизму. Девизом таких гностиков было следующее: «Ешь, пей, женись, так как завтра ты можешь умереть».

Отражение гностических концепций в европейской культуре

Перед тем как мы приступим к изучению визуального доказательства существования трех основных гностических концепций, проявивших себя в европейском изобразительном искусстве и Таро, давайте сначала проследим, как эти идеи вмешались, и со временем, действительно, пропитали языческую Европу, став настолько популярными, что сумели выжить даже в неспокойные времена перехода к римскому христианству, времена крестоносцев и костров инквизиции.

Астрологические и магические техники были впервые принесены на запад евреями, освобожденными из рабства после падения Вавилона. Благодаря иудеям большую часть этого древнего знания была сохранена, так как они были одной из первых древних наций, где каждый взрослый мужчина в племени должен был уметь читать и писать. Евреи принесли свое знание в Европу примерно в 900-х гг. н.э. Мавры, в 650 г. н.э. переселившиеся в Испанию и Францию способствовали дальнейшему распространению александрийской философии в Европе, что привело к строительству библиотек и университетов в Мадриде, Толедо, Севилье и Арагоне. Они принесли с собой тысячи манускриптов, содержащих философские идеи, накопленные за тысячелетия существования Египта на Европейский континент.

Массовые сожжения рукописей, запрет на чтение и написание любых книг, всем, кроме самого духовенства Римской Церкви в течение темных веков Средневековья, привели к тому, что большая часть европейского культурного наследия была либо уничтожена, либо собрана в тайных библиотеках церковных застенков. Языческие, египетские, еврейские, арабские семьи, которые сумели найти для себя ниши в христианской Европе, переживали одну трудность за другой в течение всего времени, пока христиане уничтожали мистерии и места для духовных практик. Евреи, а позже и арабы, переводили и изучали манускрипты, диаграммы и технологии, которые достались им по наследству от древних предков. В них они заново открывали собственные эзотерические корни. Искусство алхимии, вначале появившееся в Египте для удовлетворения потребность человечества в лекарствах физической, эмоциональной и духовной природы, стало основой для донаучных экспериментов. Все это помогло созданию словаря и графической энциклопедии алхимических наблюдений. Арабские исследователи жадно впитывали египетские, иудейские, герметические, гностические и доникейские христианские евангелия, включая все это в свои теории эксперименты и проводя эксперименты.

История позволяет объяснить энтузиазм, охвативший Римскую Церковь в организации крестовых походов и желание вернуть себе Святую Землю христианства. Образованное духовенство неустанно и беспощадно изолировало или уничтожало все лучшее в Европейской Классической цивилизации. На фоне этого арабы прославились своей способностью дать новую жизнь тайным знаниям, а евреи никогда не забывали своих тайн. Оба этих народа заняли Святую Землю. Конечно же, Римский Папа мечтал захватить и присвоить их владения. И, разумеется, церковь не достигла в этом успеха. Не только крестоносцы стали опасностью, но само время, казалось, было против Европы, когда римское духовенство постаралось добраться до исконно гностических, каббалистических и герметических направлений мысли, которые Рим пытался искоренить все предыдущее тысячелетия. В результате же, крестоносцы наоборот, донесли до христиан альтернативные писания, новые евангелия и стимулировали их к возвращению к почти исчезнувшим концепциям жизни, семьи, путешествиям Иисуса и природы Мистерий Грааля и стали движущей силой для возрождения гнозиса в андерграунде Тайных Обществ.

Гностические концепции в Европейском изобразительном искусстве и Таро: три основных концепции

1. Эволюция: Путешествие в Мир Души

Сильно обобщая, можно сказать, что гностические евангелия предполагают, что Создатель придал форму материальному плану, Солнечной системе и семи планетам. В то время люди считали, что планеты вращаются вокруг Земли и что Земля окружена и защищена кольцом орбит семи планет. Как можно увидеть на иллюстрации, представленной здесь, Земля и Мировая Душа окружена кольцами четырех элементов (земли, воды, воздуха и огня), которые, в свою очередь, окружены планетарными кольцами, а те – сонмом ангелов, которые и заставляют все двигаться по кругу. Это та же концепция, как и представленная на астрологической карте №50 под названием «Первопричина» (Prima Causa), созданной Мантегной. Две карты, которые предшествуют карте №50, называются соответственно Восьмой и Девятой Сферой и изображают Млечный путь (№48) и Свод Небес (№49). Все эти невидимые силы приводят в движение внутренние колеса как космический вечный двигатель. Все эти окружности в окружностях составляют Тело Бога. Данная концепция – это не сугубо гностическая идея. Наиболее ранние каббалистические источники также изображали творения в виде круга до того, как они создали концепцию Троицы. Те, кто соглашается с тем, что человечество создано «по образу и подобию» Бога может согласиться с тем, что эта карта космоса является гностической моделью роста души вовнутрь, где находится полный потенциал искры божьей.

Реинкарнация была частью системы верований древнего мира. Душа, которая ищет воплощения в этом мире, должна пересечь орбиты каждой из планет и достичь согласия с «душой» или интеллектуальным принципом (гением) планет. Каждая человеческая душа берет себе часть качеств, относимых к планете, включая «планетарные металлы» в их сырой форме, формируя личность для этой инкарнации. И задачей души на жизненном пути становится добыча чистого металлов из сырого планетарного материла, очищение этих элементов таким образом, чтобы отчеканить «чистую монету» каждого планетарного влияния. Когда приходит время покинуть тело и пересечь орбиты планет снова на пути из этого бренного мира, человек, сумевший добыть чистый метал, отдает его планете и таким образом, освобождается от последующих инкарнаций.

Данная концепция является источником первоначальной идеи, заложенной в понятии алхимических металлов. Каждая планета предоставляет определенное количество основной субстанции, из которой и строится личность. Работа человечества заключается в эволюции и очищении этих качеств в течение жизни.

Карта Мантегны № 39, Астрология, изображает управляющие разумы духовной карты космоса. Она учит нас математике и науке времени и орбитальному движению, которое приводит к пониманию наших «космических часов» и процесса подготовки души к жизни в этом мире и последующим жизням. Помните, что основной задачей души на этом пути вверх по «Лестнице Света» является взращивание своего сознания и понимания до такого состояния, когда вы сможете стать полностью идентичными Мировой Душе, Софии или Шехине, которая является мостом между пропастью, разделяющей человечество и божественный мир (так прекрасно изображенный на картинах Фабрикуса), и соединиться с ней. Мы должны стать сознательными, индивидуальными клеточками тела изначальной Богини, супруги Бога и матери этого мира.

2. Женщина и человечество, которое не является падшим.

Гностики внесли древнюю до-монотеистическую идею Шехины евреев, женской составляющей Бога в словарь не-евреев. Среди гностиков ее называли Софией, принципом Мудрости. Среди гностиков идея о том, что София, Мудрость Господа, является сущностью женского рода и представляет собой ум в том смысле, в котором Создатель вложил сознание в свое творение. Именно София создает материальный мир и природу жизни из субстанций и элементов Бога. Она создает нечто из бесконечности возможностей, сотворенных Богом. Это недифференцированная Сила. Из-за столь пристального внимания к роли Шехины в гностицизме, гностические колоды Таро делают особенно сильный упор на женские фигуры, используя изображения богинь там, где в христианском Таро обычно изображаются мужские персонажи. Наилучшим примером послужит здесь относительно современная колода Таро Эттейлы, которая была издана всего за несколько лет до Французской Революции. Как уже было сказано выше, новейшие исследования выявили, что Эттейла использовал для изображения сотворения мира герметический документ, известный под названием Божественных Скрижалей, одного из герметических священных текстов, чье содержание было навеяно идеями из Пятикнижия. Скрижали сохранились благодаря арабам, которые хранили их в Средние века и вынесли на всеобщее обозрение в середине XV в. В том, как Эттейла проиллюстрировал Старшие Арканы, становится очевидно, что его колода является своего рода, гностическим откровением, запечатленным в картах Таро. Верховная Жрица Эттейлы (которая в колоде называется Госпожой Советчицей и идет под номером восемь), Богиня змей и птиц, Великая Мать всех богинь в традициях Ближнего Востока, включая еврейско-гностическую Шехину-Софию. Богиня изображена как Ева в Эдемском саду, окруженной кольцами энергии или ауры, которая на самом деле подразумевает змея. Дерево, рядом с которым она находится символизирует соединение Земли и Неба для того, чтобы привнести сознание созданному миру. Эта богиня психологически и духовно созвучна с каждой молекулой творения, а все существами, которые населяют природу, являются ее детьми.

Несмотря на то, что несколько изображений Жрицы как Евы сохранились в описаниях Старших Арканов в древних документах, посвященных первым европейским колодам, Эзотерическое Таро Эля Грана использует тот же образ Евы, на этот раз держащей гранат и вознесенной на небо Луной. Также существует игра времен Ренессанса, которая существовала уже в 1616 году и называемая «Лабиринт». Игра описана Андреа Гизи. В ней используются таблички с изображением Адама и Евы в Эдемском саду и змей, обвивающий Древо Жизни, которое находится между ними. Только в гностических концепциях мы находим положительную интерпретацию Змея из Эдемского сада.

Карта, заменяющая Повешенного в колоде Эттейлы, оставила далеко позади иудео-христианскую идею вины человека и его падения, а также необходимости жертвы. Карта, которую мы видим на месте Повешенного под номером 12 называется Благоразумие. На ней снова изображена богиня, которая держит меч в виде буквы «Т». У ее ног находится змея. На этой карте она поднимает юбку для змея, будто бы приглашая его. На ее губах загадочная улыбка. Крест буквы «Т» намекает на последнюю букву греческого или еврейского алфавита и соотносится с путем, ведущим к Малкут – последней станции Каббалистического Древа, другое название которой «Земная Богиня».

Мэнли П. Холл в своем труде «Тайные практики» объединяет Тау, Тетрактис, Кадуцей и саму Каббалу. Из истории нам известен символизм змея как древний символ жизненной силы, долголетия или того, что китайцы называют «Ци». Не всегда этот символ интерпретировался как зло и ложь. Гностики утверждали, что змей из Эдемского сада был учителем для человечества, обучив Еву и открыв ее глаза на мистерии сексуальности. Эта же тема была отображена в более позднем Таро Мантегны, которая также содержала карту Благоразумие, но в этот раз змей обвивает зеркало, куда смотрит Благоразумие. Зеркало – это еще один символ Мудрости, как и два лица, одно из которых смотрит вперед, а другое назад. Таким образом, мы снова возвращаемся к гностической идее Евы/Шехины/Софии, как посвятительницы человечества в Мистерии, в традицию Мудрости с помощью любознательности, размышления и естественной притягательности.

Еще одним ключом к пониманию гностических влияний в Таро является женский образ на карте, относимой к Папе Римскому. Это рассматривалось бы ужасной ересью в любом христианском контексте, однако мы видим данный образ как в самых ранних колодах, Таро Мантегны и Висконти-Сфорца, так и в современных, таких, как Таро Мэнли П. Холла. В более современном Таро название этой карты заменено на более нейтральное «Верховная Жрица», но ее первоначальный титул и образ – Папесса. Весьма правильно было бы сказать, что Женщина-Иерофант или Папесса – это доказательство духовных воззрений создателей колод Таро эпохи Возрождения.

Также мы находим женский образ на карте Колесница, в трех или четырех глубоко гностических колодах, где подразумевается, что это древняя «Торжествующая Колесница Венеры», старинная мифологическая и алхимическая концепция, поднятая вновь в творчестве поэта четырнадцатого столетия, Петрарки в его «I Triumphi». Сила Венеры в гармонии, магнетизме и искусстве возвышать сознания благодаря силе привлекательности и удовольствия. Природа вознаграждает правильные действия радостью и осуществлением, внушая веру в инстинкт и интуицию, которые отвергла иудео-христианская традиция.

Гностики-оптимисты верили, что Ева должна была вкусить от яблока. Представители нескольких линий гностицизма настаивали (хотя многие не соглашались с ними) на том, что без плода с Древа Познания, пространство и время не отделились бы от первоначальной вечности. Отсюда и на Арканах Эттейлы мы видим Великую Мать на карте с изображением Евы, а также все творение на карте Императрица, которая относится ко всей жизни и множеству возможностей, открывающихся через нее. Также в этих иллюстрациях нет никакого намека на то, что творение вышло дефектным или где-то нарушило Божью Волю. При этом, как в христианстве, так и в иудаизме, все творение оказывается падшим и нуждается в спасении, что является проблемой, которую можно решить только посредством высочайшего позволения Всевышнего. Однако лишь гностики-оптимисты чувствовали, что само творение имеет собственную добродетель, так как является выражением силы Софии.

3. Место сексуальности в творении.

Вокруг темы андрогинности или двуполой магической сущности гностики выстроили несколько концепций, которые восходят к древнегреческой идее о том, что до того, как «душа пала» в физическое тело, она распалась на две половинки: одна женская, другая мужская, чтобы приспособиться к дуализму материального мира. Эти две половинки одной и той же души теперь вынуждены постоянно искать друг друга, чтобы достичь божественных чертогов как одно целое. В этой истории сокрыто учение о силе сексуальности, о внутренней женщине сокрытой в мужчине и о мужчине, сокрытом внутри женщины и о состоянии божественного единения, с помощью которого можно превратить животную сексуальность в источник магической и духовной энергии. Учитывая, что древние народы Ближнего Востока рассматривали человеческие отношения как земное выражение Великого Единства между Богом и его Супругой в высших сферах, в гностическом Таро обязательно должна была появиться хотя бы одна карта, в которой была бы представлено таинство сексуальности. Различные школы гностицизма придерживались совершенно разных воззрений относительно объединения противоположностей. Некоторые считали, что сексуальные желания специально навязываются людям стихиями для того, чтобы привязать человеческую душу к земле, а всяческих ограничений плоти следует избегать. Другие чувствовали, что пока круг перерождений продолжается, бросая многие человеческие души на эту планету для реинкарнации, разбивая их на две половины и удерживая в границах половой принадлежности, творение никогда не вернется к изначальной невинности и божественному порядку. При этом существовали школы, в которых считалось, что через половой акт можно достичь объединения противоположностей и подготовить душу к развитию и эволюции. Узнать, какой именно позиции в этом вопросе придерживался тот или иной автор колоды Таро, можно, взглянув на карту Дьявол. Из изображения на ней видно, рассматривал ли художник «секс как проблему» или «секс как решение».

В любом случае, Эзотерический Дьявол (называемый Тифоном до XVIII в. и Бафометом во времена Элифаса Леви в конце XIX в.) имел женское тело от плеч до бедер, тогда как его голова и ноги были козлиными. Черты козла относятся к гностическому Демиургу, персонажу, которого некоторые гностики рассматривали как силу противостоящую вознесению человечества, чье влияние на концепцию мира разрушило изначальное совершенство творения и усилило дуализм, разделяющий этот мир на непримиримые принципы – добра и зла, богатства и бедности, руководителей и подчиненных и т.д. В том случае, если автор Таро видит Дьявола именно как демиурга, делается акцент на мужских чертах Дьявола, что подчеркивает, как было потеряно объединяющее женское начало, как посредством вмешательства Демиурга (которого также называли Сатаной или искусителем у евреев) одно стало двумя. Работа Демиурга – искушать души, склонять их к греху и беспорядку, и, в свою очередь, просто наблюдать за нашим поведением в стрессовых ситуациях. При этом женская грудь Тифона и Бафомета обозначает Шехину, чьи чары затягивают нас на эту землю для воплощения и создают сложности для освобождения. Жестокая Невеста Подземного Мира, затянутая в нижние слои элементальными силами, показана в полном соединении с Демиургом, зверем и божеством. Венера Торжестующая, идеал с гностической карты Колесница теперь демонстрирует свою темную сторону, свою опасную чувственность, которая забирает бессмертие даже в том случае, если душа жаждет священного единения. Это идея пессимистического гнозиса, воспринимающего сексуальность негативно, которая просочилась в иудаизм и христианство во времена Александрии, и заставляет всех, кто верит в учения Ветхого Завета отказываться от удовольствий и всех духовных практик, где используется чувственность. Из-за данной демонизации чувственности, которая ассоциируется с Богиней, которая является одной из сил, что приводит людей от бессознательности к сознанию, весь материальный мир также приобретает демоничекую природу. Колоды Таро, которые имеет более оптимистический гностический смысл, подчеркивает чувственные груди и осиную талию Бафомета и часто изображает его с ангельскими крыльями, а не с крыльями летучей мыши, как в других колодах, демонстрируя символическую связь между частями его тела и природными стихиями (голова оказывается связанной с огнем, грудь – с воздухом, вода – с внутренними органами, и земля – с ногами). В каждой колоде Таро, в которой на карте Дьявол помещен кадуцей внизу живота всегда означает женскую природу центрального персонажа карты, и не важно, при этом, направлен ли кадуцей вниз или вверх. Колоды с кадуцеем на карте Дьявол чаще всего означают, что художник относится к положительно-мыслящим гностикам (как, например, Эзотерико, Папюс и Таваглион). На карте Дьявол Алхимического Таро, противоположности объединены новым способом. Для этого используется образ двухголового андрогина, который балансирует на крылатом шаре или глазе Мистерии. Этот образ является адаптированной копией немецкого алхимического манускрипта, созданного Базилем Валентином и опубликованном в 1604 году. Эта карта полностью лишена каких бы то ни было негативных тенденций, перенятых у христианства или иудаизма. Данное изображение не было замечено церковными цензорами только потому, что было похоронено в эзотерической книге и никогда не попало на глаза толпе.

Символический ряд колод Таро, выпущенных массовыми тиражами в XV в., должен был быть еще аккуратнее зашифрован, чтобы они смогли выжить во времена костров инквизиции. Художники стали мастерски создавать двусмысленные образы, которые на первый взгляд, выражали осуждение удовольствий плоти, в то время как для посвященных во внутренние учения Перворожденной Богини, не жертвовали и не устраняли, но лишь слегка прикрывали гностические идеи, чтобы защитить истинную чистоту Богини от непосвященных, которые не могли ее понять.

Древние мифологемы не известны нам в первоначальном виде в силу их исторической трансформации и приобрели совершенно иное значение. Один очень интересный ключ к пониманию комплексности Богини можно найти в книге Рафаэля Патая «Иудейская богиня» (стр. 143) в главе, посвященной Матронит. Там представлено довольно раннее понимание Супруги Царя. Согласно этой древней концепции, счастье всего творения зависит от блаженного сексуального единения Бога с Матронит, и каждую неделю любая иудейская семья должна повторять счастливый акт в их собственном доме во имя Священного Брака и, таким образом, восстановить счастье творения. По словам Патая: «В другой версии речь идет не о ежедневном, а о ежегодном цикле, и также имеется апелляция к Божественной Паре. Нам говорят, что каждый год народ Израиля грешит с трагической неизбежностью, что дает силы Самаэлю, сатане (или Азазелю) – [дяволу тех, кто относится к сексу негативно] подчинить своей воле Матронит. Самаэль, которого представляют в форме змея или оседлавшим змея, прячется до времени в самой сокровенной части Матронит в надежде вмешаться в ее существование. Достигнет ли он успеха или нет, в любом случае, зависит от поведения Израиля. Пока Израиль остается добродетельным, страстное желание Самаэля не находит выхода. Но как только Израиль грешит, что, увы, происходит год за годом, он может прилипнуть к телу Матронит с помощью клейкой субстанции греха и осквернить ее.

Как только это происходит, супруг Матронит, именуемый Царем, уходит от нее и оставляет ее в одиночестве в ее небесной обители. Их «развод» продолжаются до тех пор, пока в день искупления, вся вина перекладывается на козла отпущения, символизирующего Азазеля. Козла затем убивают, сбрасывая с обрыва в иудейской пустыне. Самаэль, привлеченный животным, принесенным ему в жертву, отпускает Матронит, которая, наконец, может взойти на небеса и вновь воссоединиться со своим супругом Царем».

Давайте представим, что случится с этим мифом, если мы предположим, что Змей не является злом или искусителем, но учителем, как его представляли гностики-оптимисты. Как символ жизненной силы, Кундалини, или змеиный огонь первичной жизненной энергии, Змей и Богиня-Птица, получает великую радость от творения, объединяя многие возможности. В искажении же мифа Царь выступает как каратель, бросая свою жену и осуждая ее, как только она проявляет непривычную, страстную и дикую природу своей естественной жизненной энергии. Змей хорошо соотносится с «оком быка», священнодействем Мистерий Крови, которые затем выродились в жертвоприношения животных, а также неправильно понятую Мистерию Евхаристии. Я подозреваю, что Эттейла в своей карте «Благоразумие» демонстрирует положительную интерпретацию опыта Матронит, со скромной улыбкой поднимающую юбку перед змеем! Возможно, он пытается донести до нас через это изображение, что было бы благоразумным изучить силу этого змея в ее различных манифестациях, прочувствовать эти дикие, земные, еще неприрученные жизненные силы, которые в иудео-христианской парадигме обычно демонизируются.

В заключение

Данная работа дает лишь некоторые намеки, которые могут помочь в понимании великого богатства гностицизма, сокрытых в более глубоких слоях изобразительного материала Таро и философии. Я надеюсь, что исследователи будущего начнут воспринимать Таро серьезно, как духовное и инициатическое наследие, которое равноценно официальным Евангелиям и которое действительно помогает в работе по объединению Святого Слова. Для тех, кто заинтересовался изучением Таро, вскоре выйдет книга о магическом приложении Таро, дополненная еще одной главой, которая более глубоко освещает мистицизм эзотерической магии, размышления о которой и привели к появлению колоды.

Данная работа взята из книги Кристин Пэйн-Таулер «Андерграунд: Разоблачение эзотерического Таро», которая вскорости будет доступна читателям в полном виде.

Перевод Симбалайн

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики