IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Пятница, 04 декабря 2009 00:47

Валентин II и Тау Павел Гностический Катехизис

Валентин II и Тау Павел

Гностический Катехизис

Восстановление Гнозиса

Постановление Синода

Святой Гностический Синод постановляет:

Первая статья

Восстановление иерархии позволяет восстановить гностический символизм.

Ст. II

Восстановлены Consolamentum, преломление хлеба и Appareillamentum Альбигойского Собрания.

Ст. III

Епископы и их помощники сами могут проводить Consolamentum.

Ст. IV

Все Пневматики, Совершенные или S.•.I.•. могут совершать Преломление Хлеба.

Ст. V

Appareillamentum - это исключительная привилегия патриаршего трона.

Ст. VI

L’Initiation будет публиковать эти три ритуала непрестанно.

Ст. VII

Орден Мартинистов объявлен гностическим по существу. Все S.•.I.•. принимают звание класса Совершенных.

Ст. VIII

Евангелие от Иоанна - единственное Гностическое Евангелие.

Дано в Париже с печатью Святейшего Гностического Синода, в этот 28-ой день седьмого месяца IV года Восстановления Гнозиса.

Гностический Патриарх, Примат Альбигойцев, Епископ Монсегюра.

Епископ Тулузский

Епископ Безье

София Варшавы

Помощник Его Милости Патриарха, Епископа Миланского

Помощник из Тулузы, епископ Концореццо

Епископ Избранных Авиньона

Мандатом Его Милости и Святейшего Синода

Deacon Referendum

Подлежит исполнению

Именем Святейшей Плеромы мы постановляем исполнять это постановление Святейшего Гностического Синода на всех Собраниях.

Тау Валентин,

Гностический Патриарх,

Примат Альбигойцев, Епископ Монсегюра

Гностический Катехизис

Опуликован по поручению Его Милости Патриарха

и по приказу Высочайшего Синода

Постановление Высочайшего Гностического Синода для публикации Катехизиса:

Высочайший Гностический Синод, объединившийся в Париже, в 10-ый день 7-го месяца V-го года Восстановления Гнозиса, постановляет:

Гностический Катехизис, состоящий из трех частей и предваряемый поручением Его Милости Патриарха, будет публиковаться непрестанно по всей Тьме Кеномы. Такова Воля Святых Эонов.

Решением Высочайшего Синода,

Великий Секретарь Печати,

Епископ Концореццо и помощник

Епископа Тулузы, Глава

Ордена Голубя Параклета:

Тау Павел

Imprimatur[1]

Тау Валентин

Предварительные сведения

Первая глава

Исповедание Веры

В. - Ты Гностик?

О. - Да, я Гностик.

В. - Что есть Гнозис?

О. - Гнозис - это просвещающая наука.

В. - Что ты имеешь в виду под этим?

О. - Я имею в виду науку Божественного, Человеческого и Природного, Природу или Бесконечное в Конечном.

В. - Тогда кто такой Гностик?

О. - Это тот, кто владеет наукой божественных вещей.

В. - Противоречит ли эта наука Вере?

О. - Наука противостоит слепой Вере, но не Вере осмысленной, глубокой и обоснованной.

В. - Противоречит ли это определение учениям Апостолов?

О. - Нет, поскольку Павел хотел, чтобы коринфяне возрастали в вере, речи, науке и доброй воле (2 Кор., 8:7[2]), а Петр добавляет Веру к Науке (2 Петр, 1:5).

В. - Что ты заключаешь из этого?

О. - Я заключаю, что подлинный Гнозис владеет «обоснованным и научным знанием божественных вещей», то есть знанием Абсолюта и проявлений Абсолюта.

В. - Пожалуйста, произнеси исповедание веры.

О. - Я признаю учение об Эманациях и Спасение посредством Гнозиса.

В. - Это исповедание вкупе со нравственностью приводит к Спасению[3]?

О. - Да, милостью Святых Эонов.

Первая Часть

Истоки

Глава II - Истоки, или Симон Маг

В. - Расскажи нам о происхождении Гнозиса.

О. - Вечный, как Истина, Гнозис появился в Пространстве и Времени в определенной форме, вслед за астральным спуском Иисуса, Цветка Святейшей Плеромы.

В. - Где и когда?

О. - В Самарии, после вознесения, через откровение Симона Мага.

В. - Расскажи нам об этом великом человеке.

О. - Маг Самарии - первый теолог Гнозиса; его учение содержит семя величественной доктрины, которая является ярчайшим выражением Абсолюта.

В. - Он создал Гнозис?

О. - Нет, это Истина и потому он не создан; он лишь явил его.

В. - Был ли он неизвестен до него?

О. - Да, в своей западной форме; но Восток всегда учил ему в эзотерической форме. Она была и будет мистическим одеянием Истины.

В. - Где родился Маг?

О. - В Гитте, в Самарии.

В. - Какое имя носил он?

О. - Он носил имя Великой Добродетели Бога.

В. - Кто сопровождал его?

О. - Величайшая женщина по имени Елена, которую он встретил в Тире, уведя ее из дурных мест и избавив от власти зла и связи с Падением.

В. - Был ли Симон ученым?

О. - Да, он владел наукой Платона, даром ораторства и поэзии. Он знал анатомию. Он открыл закон циркуляции крови. Наконец, он был великим теургом и тауматургом.

В. - Это все?

О. - Он имел простую и праведную душу и был исключительно честен.

В. - Согласовались ли его взгляды со взглядами Апостолов?

О. - Будучи уже известен во времена первых христианских общин, он просил о крещении у диакона Филипа как о высшей инициации.

В. - Как ты объяснишь его противостояние Кефе (Петру)?

О. - В том, что он просил Петра даровать ему Святого Духа посредством наложения рук, он не видел противоречия своим принципам. Он не предлагал денег за Святого Духа, как предположили некоторые злонамеренные личности, он предложил законную цену за инициатическую тайну, принятую в то время. Он сам обладал Святым Духом в высокой степени.

В. - Что он сказал Петру, который критически к нему отнесся?

О. - Он обратился к нему с этими трогательными словами доброты и смирения:

«Помолись за меня, ибо не имеет места ничто из того, в чем ты меня обвиняешь».

В. - Кем была Елена для Симона?

О. - Она была символом боли, живой картиной падения мысли в материю. Он любил ее столь высокой любовью, на какую только способен человек.

В. - Была ли Елена достона такой любви?

О. - Да, бесспорно, она была достойна ее за свою верую, преданность, поразительный интеллект и глубокую привязанность к открывшему Истину.

В. - Как Маг из Самарии умер?

О. - Никто не знает точно, как он умер. Предания о его жизни апокрифического происхождения; они появились по злобе умственно ограниченных христиан, так же, как и его дар левитации.

В. - Создал ли Симон какие-либо работы?

О. - Да, он написал «Antirrhetica» и «Apophasis Megale».

Глава III[4] - Учение Симона Мага

В. - Что Гнозис Симона стремится объяснить?

О. - Все: Бога, Человека и Мир: трилогию синтеза.

В. - Что было в начале?

О. - Огонь. Бог, сказал Моисей, есть всепоглощающий огонь. Этот огонь, весьма отличающийся от элементарного огня, который является всего лишь его символом, имеет видимую природу и скрытую природу. Эта тайная, оккультная природы сама содержится в его облике. Подобным же образом, облик содержится в его тайне. Невидимое видимо Духу. Но невежественные люди не могут различить дух в форме, потому что они не знают закона соответствий.

В. - Что есть этот огонь в идеалистической философии?

О. - Интеллигибельное и Чувственное, Сила и Действие, Идея и Речь.

В. - Что есть Материя?

О. - Это внешняя манифестация изначального огня.

В. - Что есть Дух?

О. - Это внутренняя манифестация изначального огня.

В. - Тогда что содержит этот огонь?

О. - Он содержит Абсолютное и Относительное, Информальное и Формальное, Дух и Материю, Единое и Многое, Бога и эманации Бога.

В. - Что можно заключить из этого?

О. - Что это огонь, вечная причина, разворачивается посредством эманаций, которые находятся в вечном становлении. Но в процессе развертывания он устойчив, постоянен, стабилен. Он Тот, кто Есть, Был и Будет, Неизменный, Бесконечный, Абсолютный, Субстанциональный.

В. - Почему он развертывает себя?

О. - Потому что, хотя он и неизменен, он не инертен; Бесконечное может действовать, поскольку оно есть Разум и Смысл[5]; потому что Бог переходит от Силы к Действию.

В. - Опишите эту эволюцию.

О. - Мысль выражается в Речи, в Логосе (Прим. ред. - во французском слово, использованное здесь, «Verb», означающее «слово», т.е. «Логос», также выражает вышеупомянутое внутреннее действие Огня Бога, также обозначаемое словом «verb», напр. «Быть»). Так Интеллигибельное называет себя, и в этом назывании действует, проявляется, эманирует, становится. Произнося мысль, Разум соединяет моменты этой мысли; он связывает эти мысли друг с другом посредством Смысла. И, как из Одного выходит Два, поскольку Одно становится Двумя через эманацию, этот эманируется по два, парами, сизигиями. И из этих двух один активен, другой пассивен; один маскулинен, другой феминен; один есть «Он», другой - «Она». Эти эманации парами называются в Гнозисе Святыми Эонами.

В. - Назовите Эоны.

О. - Бог эманировал шесть эонов: Дух и Мышление, Голос и Имя, Рассуждение и Размышление. И Бог всецело властвовал в каждом из этих Эонов.

В. - Что делали Эоны?

О. - Чтобы обрести Бога, Эоны эманировали новых существ. Этого требовал божественный закон Аналогии. Эти пары, таким образом, продолжались: маскулинное-феминное, активнное-пассивное; это лестница высшего Бытия, которую Иаков увидел во сне, когда спал, лежа головой на священном камне Бет-Эль под звездным небом пустыни. Эоны восходят и спускаются таинственными звеньями пар. Они создают неразрушимую цепь, которая разворачивается в анабасисе[6] и катабасисе[7], от Бога к миру и от мира к Богу. Их два, мужской и женский, божественная пара, ангел-женщина, связанные формы, соединенные мысли; они составляют структуру Духи и Материи, достигают Бога в вещах и приводят эти вещи обратно к Богу. И Закон, управляющий ими, связывающий их, опускающий их и поднимающий есть изначальный Огонь: это Любовь. Как и первый из божественных миров.

Глава IV - Продолжение учения Симона

В. - Расскажи нам о срединном мире.

О. - Шесть Эонов, отражение шести высших Эонов, населяют его. Они носят такие же имена.

В. - Как Симон называл второй мир?

О. - Непостижимый воздух; Отец или Единство живет здесь. Он разворачивается, как развертывался Огонь в божественном мире. Он проявляет себя через Мысль, Эпинойю. Он также зовется Безмолвием.

В. - Что же случилось?

О. - Эпинойя, женский Эон Безмолвия, эманировал Ангелов и Силы, из которых последовал третий мир, тот, в котором мы живем. - Эти Ангелы хотели держать его в заточении; отсюда Падение, которое требует Искупления.

В. - Откуда пришло Человечество?

О. - Человечество эманировано одним из этих Ангелов, Демиургом, Богом евреев и христиан.

В. - Что сталось с Эпинойей?

О. - Мысль, Эпинойя, которая содержалась взаперти Ангелами, тянулась назад своим небесным стремлением, все более жаждала Безмолвия, Отца, которого она оставила. Ангелы держали ее, причиняли страдания. Они заперли ее в тюрьме человеческого тела. Тогда и началось божественное изгнание и, таким образом, ее мучительные последовательные перевоплощения. Это падение Мысли в материю; это распад; это происхождение зла.

В. - Что из этого следует?

О. - Для всего разрушения необходимо Искупление. Эпинойя перевоплощается из века в век, от женщины к женщине, подобно аромату из одного сосуда в другой. Так Симон и встретил Елену, которая была инкарнацией Мысли, названной Эннойей, полюбил ее, преобразил ее, спас и так воплотил притчу об овце, которая потерялась, а потом была найдена.

В. - Подведите итог.

О. - Как Симон спас Елену от предельной деградации, Спаситель, посланный Отцом, спустился в мир в астральной форме и избавил Мысль от тирании неправедных Ангелов. В Иудее он назывался Иисус и Сын. В Самарии его прозвали Симоном и Отцом. Для будущих народов он будет Святым Духом, которого мы ожидаем, высшей добродетелью Бога, Девой, которая грядет.

Глава V - Василид

В. - Кто второй теолог Гнозиса?

О. - Сирийский Василид, около 130 г., учивший в Александрии.

В. - Изложите его учение.

О. - Первоначалом для него был принцип чистого Бытия, идентичного самому себе, неопределимой Сущности, Духа и Материи в одно и то же время, абсолютная потенциальность.

В. - Как он называл его?

О. - Невыразимый Отец. Он устроен из трех частей: Огдоады, Гебдомады и Гилика или Материи.

В. - Что такое Огдоада?

О. - Это божественный мир, управляемый высшим Архонтом.

В. - Что такое Гебдомада?

О. - Это срединный мир, управляемый вторым Архонтом.

В. - Что есть Гилик?

О. - Это темная область, где правит хаос.

В. - Как мы назовем комбинацию этих трех миров?

О. - Абраксас. Это последовательность из 365 миров или небес.[8]

В. - Объясните эволюцию и инволюцию.

О. - Бог, распостранившись посредством множественности, в конце концов восстанавливается, возвращая все к Себе в Единство. Человек - это переломная точка этих двух движений.

В. - Как Искупление достигается в этих трех мирах?

О. - В божественном мире Протос Христос, сын высшего Архонта, спасает Эоны. В срединном мире Дейтерос Христос спасает Духов. В Гилике земной Христос, сын Эона Мириам, спасает Людей.

В. - Какой природы был Иисус?

О. - Астральная природа его была взята из Гилика, душа из срединного мира, а Нус или Дух - из мира божественного.

В. - Напомните нам великие слова Василида.

О. - «Иисус был из первых плодов различения Сущностей; Он - образец истинного Гностика, потому что он спас нас, просветив.»

Глава VI - Валентин

В. - Кем был Валентин?

О. - Третьим и величайшим теологом Гнозиса, наследником Симона Мага на патриаршем троне, Отцом и предшественником нашего Собрания, он был наиболее гармоничным и выразительным из всех Мастеров.

В. - Что вы можете сказать о нем?

О. - Его учение, которое является и нашим учением, будет изложено далее. Поговорим о самом человеке и его влиянии.

В. - Расскажи нам об этом человеке.

О. - Валентин, как нам сообщает его противник св. Епифаний, родился в Египте в номе Фтенотита и часто посещал школы в Александрии, где он изучал метафизику Платона.

В. - Какие сведения о нем оставили нам Отцы Церкви?

О. - Св. Иеремия называет его «весьма ученым»; автор «Диалогов против маркионитов» рассматривает его как высший ум; Тертуллиан славит его глубокое знание теорий великого Платона; Клемент Александрийский сражается с ним как с опасным и могущественным противником.

В. - В какое время жил Валентин?

О. - Ученый Амелино, исследования которого сильно поспособствовали нашему Гнозису, установил, что наш знаменитый теолог и Отец пришел в Рим между 135 и 141 гг. н.э. Ему тогда было около сорока лет; умер он в возрасте примерно 70 лет, полный благодати, добродетели и мудрости.

В. - Где умер Валентин?

О. - На острове Кипр, между 160 и 170 гг.

В. - Где Валентин учил?

О. - Он учил в Александрии, Риме и по всему Египту.

В. - Что Валентин говорил?

О. - Он говорил, что является последователем Теодаса, который был последователем апостола Павла и что он получил знания из эзотерического учения, завещанного Иисусом его апостолам.

В. - Какие работы оставил Валентин?

О. - Письма Агатоподосу, из которых до нас дошел фрагмент, проповеди, Речи о Дружбе, псалмы и исследование о происхождении зла, из которого Ориген сохранил яркий отрывок. Его главная работа называлась «София».

В. - Какие авторы говорят о Валентине?

О. - Св. Ириней, Клемент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Филастрий, Теодорет, книга «Философумены» и св. Епифаний.

В. - Процитируй некоторые отрывки нашего Мастера.

О. - «Бог был любовью; но любовь без возлюбленного [бесцельная любовь] - не любовь больше. Потому он эманировал объект любви». Этот поразительный отрывок содержит жемчужину гностического учения par excellence: эманации.

В. - Продолжай.

О. - «В Несотворенном все вещи сосуществуют. В том, что произведено на свет, феминное дает субстанцию, а маскулинное - форму этой субстанции».

В. - Далее.

О. - «Человек-психик частично дурак, потому что он «под властью Демиурга»».

В. - Дайте нам изумительный отрывок, воспроизведенный Клементом Александрийским в «Строматах».

О. - «Есть только одно доброе Существо, чья сила проявилась через Его единственного сына. Сердце воистину дворец великого множества нечистых духов. Сердце - оскверненная гостиница, загрязненная глупыми путешественниками. Эти путешественники - демоны. Но когда Отец, который есть Добро, соблаговоляет посетить его, сердце освящается; оно просвещается чистотой Плеромы; оно сияет подобно звезде. Счастлив тот, кто обладает таким сердцем! Он узрит Бога».

В. - Продолжай.

О. - «После сотворения Человека Логос поместил ангелическое семя в его душу. Это духовное семя, помещенное в душу Иисусом, Цветком Плеромы, предотвращает ее от разрушения».

В. - Что вы можете заключить из этого?

О. - Что Гилики в конечном счете погибнут: это временное Бессмертие.

В. - Процитируйте нам отрывок из проповеди Валентина своим последователям.

О. - Вы бессмертны с самого начала.

« - От начала вы бессмертны, дети вечной жизни. И вы пожелали распределить смерть между собой для того, чтобы поглотить ее и растратить, чтобы смерть умерла в вас и благодаря вам. Когда же вы разрушите весь мир, вы сами не погибнете, но получите власть надо всем тварным и гибнущим.»[9].

В. - К кому обращен этот отрывок?

О. - К Пневматикам и Избранным.

В. - Как Валентин называл Гнозис?

О. - Тайной, скрываемой столетиями. Чтобы сорвать завесу и обнажить тайну, Иисус родился у Девы Мириам.

В. - Какое счастье Валентин обещал Пневматикам?

О. - «Они пребудут в мире Господа, в Огдоаде. Празднество свадьбы агнца состоится там. Они получат ангелов в супруги и их любовь будет вечной».

В. - Закончите прекрасным отрывком Валентина о зле.

О. - «Я не могу найти в себе сил сказать, что Бог автор и создатель Зла. Кто смеет помыслить против Него такое? Он добр, и нет в Нем никакого зла. Он хочет тех, кто жаждет взойти к Нему, чтобы быть столь же добрыми, как Он. Зло было присуще Гилику, когда он был ни создан, ни сформирован, а смешан в хаосе».

Глава VII - Гностические школы

В. - Есть ли другие гностические школы?

О. - Да.

В. - Назовите основные школы.

О. - Школы Менандра Самаритянина, Сатурнила Антиохийского, Карпократа и Марселина, Маркиона, Бардесана Сирийского и, наконец, школа Иустина и ветви наасенской школы офитов.

В. - Какая основная тема объединяет эти школы?

О. - Великое учение об эманациях.

В. - Попрекал ли Валентин эти школы?

О. - Нет, он уважал их и считал различными аспектами одной и той же Истины.

В. - Тогда все Гностики братья?

О. - Да, все Гностики братья, все признают одни и те же фундаментальные учения и исповедуют Святые Эоны.

В. - А ты, кто ты?

О. - Я валентинианский Гностик. Я чту Плерому Отцом своим, Христа Спасителем, Симона и Валентина как теологов, Елену и Софию - нравственной опорой и жду пришествия Госпожи Нашей Пневма-Айи, вечной Женственности.

В. - Прочтите валентинианскую молитву.

О. - Beati vos, Aeones,

Vera vita vividi,

Vos Emanationes

Pleromatis lucidi,

Adeste, Visiones,

Stolis albis candidi.

[ О вы, благословенные Эоны,

Оживите Истинной Жизнью,

О вы, Эманации,

Плерома наполняет вас Светом,

Придите вы, священные Видения,

Сияющие в белых одеждах.]

В. - Прочтите ангельскую молитву.

О. - Ave candidum Lilium fulgidi semperque tranquilli Pleromatis, Rosaque praefulgida coelicae amoenitatis, de qua nasci et de cujus lacte pasci Jesus, Flos Aeonum, voluit, divinis infusionibus animos nostros pasce. Amen.

[Приветствую тебя, сияющая белая Лилия светящейся и безмятежной Плеромы, и вечно сверкающая Роза небесного очарования, котороя родила и питала Иисуса, Цветок Эонов, возжелавшего, чтобы наши души питались потоками твоей божественности. Аминь.]

В. - Прочтите молитву Пневма-Айи.

О. - Rorate, coeli, desuper et nubes pluant Justam. Rorate, coeli, desuper et nubes pluant Pukhram. Rorate, coeli, desuper et nubes pluant Bonam.

[Да опустится на нас роса и да прольется Справедливость из небесных облаков. Да опустится на нас роса и да прольется Красота из небесных облаков. Да опустится на нас роса и да прольется Благо из небесных облаков.]

В. - К какой Церкви ты принадлежишь?

О. - Святое Гностическое Собрание направляется Святым Духом, который феминен, управляется Его Милостью Патриархом и Высочайшим Синодом Епископов и Софий.

Валентин II

Вторая часть

Учение

Не следует забывать, что это Катехизис лишь частичная работа и что мы публикуем его так, как он озаглавлен. Вторая часть, содержащая Учение, начатая Павлом, Епископом Концореццо, осталась незаконченной; далее мы публикуем только те части, которые были написаны. Так же обстоит дело с третьей частью, о Церкви, которая даже не была начата. Мы думаем, предпочительнее оставить Катехизис в том состоянии, в котором мы его нашли, нежели завершить его самостоятельно, поскольку наши мысли не могут быть точным продолжением замысла его авторов. [(Заметка из журнала «La Gnose»). Нижеследующие главы написаны Полем Седиром (Ивон Ле Луп)]

Глава VIII - Огдоада

В. - Точность, возвышенный уровень и чистота твоих ответов повысили мой интерес и вызвали уважение. Некогда будучи ищущим, я стал последователем; некогда я пристально всматривался, теперь же я стал почтительным слушателем. О Инициат, я жду от тебя света, который осветит меня, если ты желаешь меня просветить.

О. - Никогда не будет отказано сынам Сета в святейшем Гнозисе. Обрати внимание своего сердца ко мне; установи безмолвие над голосами в твоем разуме; слушай душой; отдайся мне, как дитя отдается в руки матери; милосердные Эоны дадут своему недостойному посланнику Силу и Благо. - Я ожидаю твоего вопроса.

В. - Что было в Начале?

О. - В начале Ничто пребывало во сне. Это Безмолвие; это Бездна[10]. Оно нерушимо, недвижимо, без начала, без конца; оно одно, вездесущее; неразличимо, неопределимо: таково начало.

В. - Изложи, молю, эти идеи.

О. - Оно невыразимо; оно внутри и превыше всякого знания, ищущего знания и даже способности знать. Оно тихо спит вне наблюдателя, наблюдаемого и взгляда; оно, однако, в них; оно не имеет атрибутов. Оно в своих проявлениях; оно вне их; оно недвижимый двигатель; оно не знает ни удовольствий, ни боли, но производит их. Оно в центре; оно - бесконечность; оно - Ноль. Это Безмолвие и Бездна.

В. - Что содержит Изначальная Сущность (Проархе)?

О. - Огонь и Свет.

В. - Что ты имеешь в виду под Огнем?

О. - Огонь. Это центр, разворачивающийся на окружность; это жесткое и строгое порождение и в то же время исключительно сухое и выжигающее влечение. Это вечный Голод и Жажда Бездны. Он нем и не содержит истинной жизни, потому что, излучая и поглощая в одно и то же время, он не может распространиться на второе начало, которое есть Свет.

В. - Что ты имеешь в виду под Светом?

О. - Это абсолютная манифестация жизни. Он произведен лучащимся вознесением Огня, который преуспел в переполнении своей силы влечения. Это источник живой воды непроницаемой Любви, вечная матрица, по которой производится все живое. Огонь и Свет существовали всю вечность, и остаются различными, хотя и содержат друг друга.

В. - Что ты называешь «Эонами»?

О. - Эоны - это творческие силы Изначальной Сущности. Они уравновешивающие силы, эманированные Праотцом.

В. - Как произведены Эоны?

О. - Эоны произведены обособлением способностей Бездны. Вокруг этих центральных точек они создают себя посредством собственных способностей для постоянного приятия, всегда тем же путем, высшего импульса и передачи, в той же гармоничной форме, этого импульса низшим мирам.

В. - Как Эоны эманировали от Бездны?

О. - Сизигиями или Парами. Феминные Эоны производят субстанции, которые в то же время оформляются мужскими Эонами.

В. - Тогда каковы отдельные благие качества Эонов?

О. - Благие качества Эонов - это Постоянность и Бессмертие; ибо их сущность подобна им самим.

В. - Каков порядок этих эманаций?

О. - В начале из невыразимого Безмолвия эманировали: Бездна и Мысль (Битос и Эннойя); затем Дух и Истина (Нус и Алетейя); этот высочайший квартерион проявился в Слове и Жизни (Логос и Зоя); в Человеке и Собрании (Антропос и Экклезиа)[11].

В. - Можешь ли ты открыть мне природу этих существ?

О. - Не могу; твой дух слишком слаб, чтобы нести этот сияющий свет; и человеческий язык беден для выражения абсолютных отношений этих Сил. Молись, чтобы Эоны просветили око твоей души и безмолвии Созерцания. Если твоя молитва будет достаточно искренней, а желание достаточно велико, они ответят тебе.

Глава IX - Декада

В. - Эоны, которые ты перечислил, единственные, которые существуют?

О. - Нет; они составляют в Святейшей Плероме лишь Огдоаду, первую диатезу абсолюта.

В. - Как продолжается эта иерархия Эонов?

О. - Декадой и Додекадой.

В. - Что есть Декада?

О. - Декада - это объединение пяти сизигий, эманированных Словом и Жизнью благодаря Праотцу.

В. - Из каких Эонов составлена Декада?

О. - Битос (Глубина) и Миксис (Смесь); Агератос (тот, кто не имеет возраста) и Генозис (Единение); Автофийес (тот, кто породил сам себя) и Гедоне (Наслаждение); Акинетос (тот, кто недвижим) и Синкразис (Смесь); Моноген (Единственный Сын) и Макариа (Благословение).

В. - Что представляют эти имена?

О. - Эти имена представляют коллективных инициатов, души жизни и лучи Бездны. Они обозначают силы Логоса и Зои в проявлении; они показывают способности Сиге. Как ты увидишь далее, они распространяют себя до границ Ничто. Они наполняют три Мира своим сиянием; в них и посредством их живут все зримые и незримые существа.

В. - Тогда каковы качества Слова?

О. - Слово - Единственный Сын Отца. Он был первым в Бездне. «Он был в Боге», вот почему он не имеет возраста; «он Бог», вот почему он породил сам себя; наконец, «все твари порождены им, и ничто не начало быть, что начало быть, без него», потому он недвижим.

В. - Объясни Силы Жизни.

О. - Поскольку Слово само не двигается, оно проявляет себя движением; потому Зоя - это Миксис и Синкразис. В течение обширных периодов она объединяет противоположности, создавая, в соответствии с законом божественной гармонии, Наслаждение и Благословение.

В. - Что символизируют слова Наслаждение и Благословение?

О. - Оно обознают цветение, распространение и полноту жизни, которые происходят из всех гармоничных и обоюдных действий двух сил. Любовь мужчины и женщины, когда она чиста, разрешается в Невидимом мелодией, которая рождается в битве их душ. То же и во всех остальных областях жизни… потому что «то, что вверху, подобно тому, что внизу и то, что внизу, подобно тому, что вверху» (но в обратном смысле).

Глава X - Додекада

В. - Что такое Додекада?

О. - Додекада - это объединение Сизигий, эманированных от Антропоса и Экклезии, последних рожденных в небесной Огдоаде.

В. - Из скольки эонов составлена Додекада?

О. - Додекада составлена из двенадцати Эонов, эманированных по два.

В. - Каковы эти Эоны?

О. - Они называются: Параклет (Утешитель) и Пистис (Вера); Патрик (Отцовский) и Элпис (Надежда); Метрик (Материнский) и Агапе (Любовь); Эйонус (тот, кто всегда осторожен) и Синесис (Разум); Экклезиастик (тот, кто соединяет Собрание) и Макарида (совершенная Радость); Телет (Воля) и София (Мудрость).

В. - Какова роль этих двенадцати Эонов?

О. - Они завершают реализацию и исчисление Сил Отца; они завершают выражение Абсолюта в Плероме. Вместе с Декадой они образуют полный цикл, потому что их 22; и 22 равны 4, которые их создали.

В. - Не резюмируешь ли ты все, что было сказано о Плероме?

О. - Плерома, согласно Учителю Валентину, составлена из невыразимого первого Отца и тридцати Эонов, которые он эманировал. Изначальная Сущность (Проархе) содержит силу четырех атрибутов, которые есть первые четыре Эона. Они проявляются во втором квартернионе небесной Огдоады. А из Огдоады эманируются все остальные жители Плеромы. Таким образом, Плерома - Бытие, которое противопоставлено Кеноме - Пустоте и нисходит к нему по приказу первого Отца. Теперь мы узнаем продолжение инволюции.

Глава XI - Слезы Софии

В. - Пожалуйста, изложите дальнейшее развитие Творения.

О. - Хотя по природе своей они были сходны, Эоны, будучи удалены порядком эманаций от первичного Отца, желали вернуться к Нему и восстановиться в Абсолютном Бытии, из которого были изъяты.

В. - То есть Плерома пала от внутреннего беспорядка?

О. - Нет, в Плероме не может быть беспорядка. То, что ты называешь беспорядком, лишь противоположная двойная тенденция Эманации и Восстановления.

В. - Поскольку теперь существует не только одна Плерома, в ней произошла какая-то катастрофа в борьбе между этими двумя Силами?

О. - В сущности, утрата равновесия произошла так: по мере того, как таинственная Эогония разворачивалась в сиянии Эмпирей, сила эманаций все убывала, тогда как желание восстановления росло все сильнее в сердце Эонов. Наконец пришло время, когда это желание было увлечено сияющей Силой: и тогда София начала действовать.

В. - Проясните мне природу Эона Софии.

О. - София - это окраина Плеромы; она тело Плеромы; та, что оживляет ее, и она остается вечно порождающей создания и обустраивающей все вещи.

В. - Тогда что случилось?

О. - Интенсивное желание восстановления в бездонном Безмолвии в Софии было мощнее Силы эманации. Она знала Бездну Праотца; она знала метод порождения Эонов и хотела подражать этому божественному действию.

В. - К чему же привело желание Софии?

О. - Пыл Софии увенчался лишь созданием бесформенного существа, названного Эктромой. Эоны, увидев это, пали ниц под ноги Отцу, умоляя Его спасти Софию.

В. - Каковы иные имена Эктромы?

О. - Энтимезис или София-Ахамот.

В. - Что сделала Изначальная Сущность?

О. - Он сжалился над несчастным эоном и заставил вторую сизигию (Нус и Алетейю) эманировать новую пару, совершенный пример целостности.

В. - Каковы были силы этой новой сизигии?

О. - Они были названы Христос и Пневма-Айя, принципы Христа и Нашей Госпожи Святого Духа.

В. - Что сделали эти Эоны?

О. - Они начали отделять чистое от нечистого.

В. - Как это произошло?

О. - Отец Отцов произвел Хороса для этой цели, Эон Границы, важнейший, решающий. Вооруженный мечом, он встал у границ Плеромы и его неустанная бдительность безжалостно охраняет Плерому от тех, кто не может пройти.

В. - Что сталось с Эктромой?

О. - Это произошло, когда Эктрома усовершенствовалась. Она получила имя Огдоады или Внешней Софии. Христос и Пневма-Айя затем вознеслись в Плерому, где их возвращение восстановило мир и гармонию Эмпиреев.

В. - Как Эоны выражали свою радость?

О. - Как завет Праотцу в познании, они предложили ему Эон, совершенный образ единства и гармонии, который с того момента правил в Плероме.

В. - Что это был за Эон?

О. - Это был Эон Иисус, созданный из чистейшей сущности каждого Эона; он - Корона божественных Эманаций, «Цветок Плеромы», Великий Понтифик.

В. - Что случилось с Софией?

О. - Увидев, что Христос и Пневма-Айя покидают ее, Огдоада решила, что она брошена. Он обращалась к ним с молитвой и просьбой, и Эоны Плеромы, чтобы спасти ее, послали ей Эон Иисус.

В. - Что Иисус сделал для Софии-Ахамот?

О. - Он успокоил ее чувства, ее страх, скорбь, тревогу и просьбы; он превратил их в постоянные, пластичные сущности.

В. - Как Иисус преобразил горести Софии?

О. - Из страха он сделал психическую сущность; из скорби сделал сущность материи; из тревоги - сущность даймонов, а из просьб - путь, который ведет к покаянию и силам душевной сущности. Этот путь - Демиург, или сущность правой руки.

В. - Носят ли эти три сущности какие-нибудь имена?

О. - Психическая сущность названа «Небесным местом», Гебдомадой, это место Демиурга. Сущность материи также названа гиликом, или дьявольской; а сущность даймонов названа духовной или пневматической.

В. - Что затем случилось с Огдоадой?

О. - София, ныне успокоенная, вернулась к своему супругу Иисусу; и они воспроизвели в Огдоаде Небесный Иерусалим, эманации Плеромы.

Глава XII - Демиург

В. - Кто такой Демиург?

О. - Демиург - это сын Софии, созданный ее движением к Свету. Он властитель психической сущности, бессознательный исполнитель воли своей матери. Он правит над Гебдомадой.

В. - Что делает Демиург?

О. - Формирует внешний мир, в котором мы живем, три сущности которого были созданы вначале страхом, скорбью и тревогой Софии.

В. - Что создал Демиург?

О. - Он создал всех тварей, тех, кто имеет такую же сущность, как у него, так называемых правых созданий, а также тех, кто создан из материи, названных левыми созданиями.

В. - Чьим образом он является?

О. - Он перевернутый образ Моногена Плеромы, потому что "то, что вверху, подобно тому, что внизу, но в обратном смысле".

В. - Каким образом он создал наш мир?

О. - Прежде всего он разделил две смешанные до него сущности: гилик и психик. Затем он создал правые и левые вещи, легкие и тяжелые, увлеченные вверх или направленные вниз. Он включил всех тварей в семь миров Гебдомады[12].

В. - Из какого элемента он всех их взял?

О. - Исходным материалом, который он использовал, был тот, что создан чувствами Софии-Ахамот.

В. - Какими именно?

О. - Из страха, оставленного Софией, он создал все духовные субстанции тварей этого мира; из печали он создал все плохое, что есть на земле; из замешательства и тревоги он создал телесные вещи.

В. - Каково происхождение четырех элементов?

О. - Демиург извлек землю из устойчивости замешательства; воду из слез Софии; воздух из сгущения ее скорби; и наконец огонь из причины, или общего корня этих трех страстей.

Тау Павел

[Этот Катехизис был опубликован в №№ 1 (Ноябрь 1909), 2, 4, 6, 7, 8 (Июнь 1910) журнала "La Gnose"]



[1] Официальное разрешение на публикацию - прим. перев.

[2] Pistei kai logo kai gnosei kai pase spoude

[3] Под Спасением мы подразумеваем освобождение от власти Демиурга и объединение с Плеромой.

[4] Отвечая на различные вопросы наших читателей, позвольте заметить, что Катехизис, публикуемый нами, восстановлен по бумагам, которые нам оставил Валентин II (Жюль Дуанель). Это фрагментарная работа, которая не может представить целостное учение и в которой имеются определенные пробелы. [Примечание из журнала «La Gnose», как, видимо, и все последующие]

[5] Он может быть активным, хотя и не действующим, поскольку его активность потенциальна или непроявлена.

[6] Букв. - «подъем вверх» - прим. перев.

[7] Букв. - «спуск вниз» - прим. перев.

[8] 365 можно получить из суммы нумерологических значений греческих букв, составляющих слово Абраксас или Абрасакс.

[9] Перевод цит. по Афонасин Е.В., "Античный гностицизм: фрагменты и свидетельства" - прим. перев.

[10] Похоже, здесь путаница: Битос, Бездна - маскулинен, а Сиге, Безмолвие - феминен; но это зависит от точки зрения.

[11] Важно отметить, что есть разные мнения относительно порядка Эонов.

[12] Эти семь миров управляются семью Элохим, из которых Демиург (Адонай Цабаоф или Господь Семирицы) - главный. Демиурга можно также рассматривать как синтез Элохим (природных Сил), как коллективную сущность. Опять-таки, важно отметить, что семь миров Гебдомады символизируются "сферами" семи планет, но абсурдно было бы идентифицировать их с материальными планетами Солнечной Системы, потому что это лишь простая аналогия. Каждый из этих семи миров в действительности является различным планом существования во владениях Демиурга.

Перевод Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики