IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Понедельник, 07 июня 2010 21:31

Стефан Хёллер Алхимия свободы Для Современного Общества Вступление. Гнозис Свободы

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества»

Вступление

Гнозис Свободы.

Конец 1980-ых и начало 1990-ых годов были ознаменованы рядом почти удивительных событий, которые освободили народы Советского Союза и его союзных государств от длительного притеснения системой, под гнетом которой они были вынуждены жить в течение многих десятилетий. Движущая сила этих событий везде одинакова — желание независимости. Как это часто бывало в истории нашей беспокойной планеты, - именно свобода стала жизненно необходимым и всецело сильным фактором в делах мира, а не экономика, или подъем уровня жизни, или беспокойство о чистоте окружающей среды, или любая из тех многочисленных проблем, объявленных в последние годы, чтобы отвлечь человечество от танков и оружия его угнетателей. Их целью была свобода – простая и понятная.

Что же тогда есть свобода, и почему люди снова и снова рискуют всем ради этого неуловимого подарка богов? Что мы должны сделать, чтобы достичь ее, и когда-то достигнув, не потерять ее снова? Многие боролись за свободу, равенство и братство за последние несколько сотен лет лишь затем, чтобы быть угнетенными после своей победы новой и еще более страшной тиранией. Тогда мы должны спросить, что идет не так как надо с поисками человечеством свободы? Почему на свободу бросают взгляд часто лишь мимоходом, как на само собой разумеющуюся реальность, но порой обретенную лишь на время?

Если мы хотим ответить на этот вопрос объективно, мы должны сначала освободить идею свободы от ореола философской абстракции, которой ее так часто окружают. Понятие "свобода" не существует как своего рода независимая платоническая идея, она должна пониматься как данность на экзистенциальном уровне в жизни людей. К. С. Льюис сказал, что никто никогда не испытывает зубную боль в общем смысле, не ест абстрактную еду; скорее каждый испытывает определенную боль и ест конкретную еду. В той же самой манере можно было бы сказать, что свобода - способность определенных людей быть свободными от определенных ограничений, препятствующих их росту, счастью и благосостоянию. Свобода не есть всего лишь незначительный и неуловимый набор абстрактных идей и идеалов. Когда философы Просвещения говорили о «les droits de Fhomme» (правах человека), они подразумевали права определенных людей обладать конкретными личными свободами.

Как только мы подходим к тому, чтобы признать то, что понятие свободы неразрывно связано с концепцией личной свободы, мы вскоре признаем, что мы не можем говорить о свободе, не уделяя внимание более широкому контексту, в пределах которого живут люди, находится их бытие. Этика неизбежно основывается на той или иной форме метафизики, ибо чрезвычайно трудно сформулировать жизненные принципы без моральной схемы или согласованных жизненных утверждений. Если жизнь не имеет смысла, исходя из ниоткуда, и не имеет цели вне момента времени, этические принципы становятся бесполезны. Точно так же, свобода личности представляется бесполезной, и поэтому не нуждается в правдивом обосновании, без своего рода метафизического образа природы, потенциала и смысла жизни каждого отдельного человека. Если мы желаем доказать суждение, что свобода необходима, хороша или полезна, мы должны сначала задать эти основные вопросы: Каково значение личности? Кто и что есть человек? Откуда люди пришли и куда они идут?

Многие люди в современном мире, заинтересованные проблемой свободы и личности, задают эти вопросы. Распад советской власти в Центральной и Восточной Европе сделал их еще более актуальными и необходимыми. Люди демократических стран Запада тоже скоро столкнутся с подобными вопросами и даже обвинениями от прежних коммунистических стран. А ведь они вполне могут заявить, что у нас нет никакого последовательного и значимого набора идей, чтобы справиться с проблемой других идеологий, или предложить замену коллективистским и тоталитарным идеологиям, дискредитированным в последнее время. Публицист Ирвин Кристол умно подметил это затруднительное положение, когда написал, что, любящее свободу движение, к которому он относил себя, отчасти испытывала недостаток в определенном "позвоночнике" мысли. Кажется, что у врагов свободы всегда есть метафизическая, внутренне последовательная систематизация ценностей, опыта и значения, в то время как у защитников свободы нет такой поддержки. У тирании есть суждения относительно смысла жизни, но свобода обычно оказывает только экзистенциальное влияние своей собственной ценностью. У мастеров порабощения, кажется, всегда есть внушительная философия, чтобы оправдать структуру их рабской власти; как это имело место с марксизмом - ленинизмом. Навстречу таким идеологическим аргументам, свободные могут только повторить, какое это прекрасное чувство – быть свободными.

Не то, чтобы ориентированная на свободу мысль всегда нуждалась в идеологических подкреплениях. Во-первых, есть те, кто яростно настроен против всех идеологий, сама оппозиция которых имеет тенденцию напоминать их собственную идеологию. Есть и те, кого можно было бы назвать традиционалистами, преданность которых принадлежит господствующим религиям Иудаизма и Христианства, часто в своем ортодоксальном и/или евангелистском понятии. Требование этих групп - любить свободу открыто, чтобы бросить вызов, однако, больший период еврейской и христианской истории не признавал ценности личной свободы. Если еврейско-христианский Бог и его заповеди – истинная основа для прав человечества, то почему почитатели и духовенство этого Бога частенько игнорировало эти права столетиями и даже тысячелетиями? Кроме этих и подобных аргументов, мы должны признать, что западное общество сегодня имеет существенное меньшинство, которое, хотя духовно развито, не является частью господствующей тенденции религиозного толка. В числе этих людей многие, теоретики и практики, ценность свободы для которых велика. Среди нас сегодня живут мужчины и женщины, кто неистово предан свободе, но в то же самое время не может согласиться с господствующим представлением — что иудейско-христианский Бог – это сила освобождения в современном обществе.

Этот круг включает множество лиц, которые развили пристальный интерес к современной научной дисциплине - глубинной психологии, часто известной как психоанализ или аналитическая психология. Основы глубинной психологии приняли статус жизненной философии для многих. Среди выдающихся представителей этой научной мысли К. Г. Юнга в настоящее время проявляется сочувствующий интерес к нашей культуре. Юнг был хорошим примером современного, творческого, интеллектуального и воодушевленного человека; он был глубоко религиозен, или, как мы могли бы сказать, духовно ориентирован, но он был далеко удален от господствующей тенденции традиционной религиозной догмы. Те, кто хочет исследовать его вклад в культуру, находят синтез человеческого знания, иногда еще не открытого. Начиная как психиатр - с намерения лечить безумных, Юнг обнаружил великую истину действия человеческой психики, феноменологию которой он исследовал. В самых глубоких закоулках человеческого разума Юнг обнаружил некоторые ранее затененные или неизвестные силы и образы, которые сильно связаны с важными аспектами мифологической культуры, религии, искусства, философии и литературы. Основываясь на этих и сопутствующих открытиях, Юнг развивал много идей социологического и политического характера. Так как он жил в эру двух мировых войн, нацистского и коммунистического тоталитаризма, Юнг естественно касался главных социальных и исторических вопросов своего времени, и нашего времени также.

С мыслью Юнга тесно связана духовная школа, которая была оклеветана и неправильно понята в прошлом, а теперь вновь привлекает много внимания. Эта школа - древняя духовная философия гностицизма. Юнг был, как некоторые увидели теперь, современным гностиком. (См. мои книги, Гностицизм Юнга и Семь наставлений мертвым, 1982, Потерянные евангелия Юнга, 1989). В течение прошлых двадцати лет возникал все более и более сильный и сочувствующий интерес к изучению гностицизма. Открытые в 1945 и опубликованные в 1977 важнейшие гностические писания и последующие литературные комментарии восстановили и фактически реабилитировали в значительной степени учение гностиков. (См. Библиотека Наг Хаммади, под ред. Джеймса Робинсона, 1977, и Гностические Евангелия, Элейн Пэджелс, 1979.)

Гностицизм наиболее часто понимается как христианская ересь первых трех столетий нашей эры, и очень немногие признавали в нем наличие социального или политического подтекста. Одно исключение было сделано покойным австрийским ученым эмигрантом Эриком Воеджелином в 1950-ых, когда в книгах о новой политической науке, правопорядке, истории и других, по большему счету было выдвинуто неправдоподобное предположение о том, что гностицизм был некоторым неясным образом исконным предком большинства политических идеологий, которое автор считает несправедливым. Воеджелин утверждал, что все современные тоталитарные идеологии были в некотором роде духовно связаны или происходили из древнего гностицизма. Он рассуждал, что, раз уж у гностиков была небольшая симпатия к Богу Ветхого Завета, даже представленному как Бог-Отец в христианстве, они не будут желать воссоединиться с ним на небесах. Таким образом, они должны желать заменить такие небеса земной утопией, раем на земле. В то же самое время, Воеджелин допустил, что гностики расценивали земное царство как не особенно привлекательное. Воеджелин так и не потрудился убрать это противоречие, и таким образом его аргумент был изначально испорчен. Под давлением более умеренного и лучше информированного академического климата энтузиазм по поводу Воеджелина значительно стих в последние десятилетия. Для примера, ученый и сенатор Сэмюэль Хаякава подверг субъективную теорию Воеджелина серьезной критике, определив их автора как своего рода академический рычаг. В дискредитированной теории Воеджелина мы можем почерпнуть много полезного вдохновения для современной гностической мысли, особенно в свете учения Юнга.

Эта книга утверждает, что психологический и духовный подход к свободе, представленный Юнгом, до него гностиками, наиболее подходит для того, чтобы стать идеологической поддержкой для современных приверженцев свободы человека. Идеи Юнга также поддерживают воззрения многих из нас, касающиеся влияния правительства, административно-командной экономики, вмешательства правительства в частную жизнь граждан и почти неизбежное объединение этих условий в тоталитарной тирании. Может случиться так, что для некоторых логический позитивизм и материалистический рационализм Рэнда Эйна послужит удовлетворительным идеологическим оправданием жизненного приоритета свободы. Кроме того, он открывает сферу возможностей для остальных, особенно для тех, кого не смущают логические или исторические несогласованности, "старинная религия" фундаментализма может послужить достаточным основанием для беспокойства о свободе. Однако, есть другие альтернативы. Между утвердившимся в вере христианством и рационалистическим атеизмом есть средний уровень, где Разум и Дух, или, как сказал бы Юнг, Эго и Самость могут встретиться на свободе.

С какой бы точки зрения это не рассматривалось, с какой высоты ума или духа не наблюдалось, свобода чрезвычайно важна. Свобода драгоценна и как цель человеческих усилий и как средство для достижения наивысшей цели человеческого существования. Свобода - парадоксальная реальность, легко теряемая из виду в жизненном вихре. Не всегда свободу легко заметить. Когда немецкая армия внедрилась в крошечную Австрию, когда российские танки вошли в Будапешт или Прагу, когда рабочие Варшавы и Гданьска уходили со своих фабрик в концентрационные лагеря для борьбы с их "социалистическими" владельцами, было нетрудно понять, что гарантировала свобода. Определенное Нечто, что-то основное, возвращалось законным владельцам. Когда героические члены русских защитников белого дома, бросили вызов силе войск, посланных против них коммунистическими заговорщиками в августе 1991, было ясно, где свобода, а где тирания.

Есть и другие времена, когда свобода имеет тенденцию ускользать от нас, когда линии размываются. Парадоксальным, все же драгоценным, является вопрос свободы. Когда кто-то влюблен, он чувствует бесконечную свободу, держа любимую за руку, но завершение отношений показывает, что вместо свободы, он получает новый набор утомительных личных проблем, перемещенный в центр сознания, стирающий идею свободы. Аналогичным образом, когда мужчины и женщины, склонные к идеализации, глубоко обеспокоенные проблемами человеческих страданий и несчастий, стараются выстроить государство всеобщего благоденствия, в котором, как они надеются, не будет многочисленных несчастий, но вместо этого понимают, что то, что они создали, разрушило индивидуальность абсолютно, реальность свободы начинает угасать и уплывать как мираж. Свобода, по всей видимости, есть великий и драгоценный парадокс нашего времени, и любого времени. В этом мире мы хотим свободы, направляя наши силы к пониманию нашего желания, мы часто становимся "несвободными".

И все же, мы должны принять фундаментальную реальность свободы. Видение свободы не иллюзия, и не мираж. Глубоко внутри нас, некий голос заявляет нам о том, что некоторым таинственным способом мы действительно "родились свободными" и что мы должны воплотить в жизнь наше неотъемлемое право. Теперь, как и прежде, стремление к свободе человека - одно из самых достойных, если не самое достойное из всех начинаний. Может быть, эта книга поможет развить и усилить это стремление.


Пер Юлия Трусова (Ксеона)

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики