MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 05 августа 2010 17:34

Стефан Хёллер Алхимия Свободы для современного общества Глава 3 Анима и Анимус в обществе

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества

Глава 3

Анима и Анимус в обществе: о равноправии полов

Изучение истории всегда было обусловлено заботой о будущем. На первый взгляд могло бы показаться, что история являет собой как раз заботу о прошлом, но это не совсем так. Еще в дни древнего Китая великий мастер-философ Конфуций объявил, что из трех измерений времени, - прошлого, настоящего и будущего, мы должны особенно ценить прошлое. Конфуций говорил, что настоящее всегда неясно; будущее, еще не проявившись, - в лучшем случае вопрос догадок; поэтому прошлое - единственное измерение, доступное в целях исследования, обучения и обретения мудрости. Прошлое неизменно, и в то же время хорошо нам известно; поэтому истинный историк, будучи по определению философом, а не просто регистратором фактов, по большей части согласился бы с Конфуцием. Он говорил: то, что доказано временем, невозможно оспорить; в то время как нельзя оправдать и то, что им опровергнуто. Имея дело с ошибками человеческой истории, мы должны вынести из них то, что доказано временем. Мы должны спросить себя, каким образом мы можем внести свой вклад в истины истории, и применив их в настоящем, изменить к лучшему будущее.

Современная глубинная психология может многое прояснить относительно этих вопросов, потому что она может установить определенные аналогии между характером и развитием личности с одной стороны, и ходом истории с другой. Человек - мир в миниатюре, и человеческое общество, как и внешний мир, развивается согласно определенному историческому шаблону. Цивилизации, нации и народы, юные и зрелые, стареют и умирают совсем как люди, и фактически состоят из людей, психическое состояние которых отражено в обществе в увеличенном масштабе. Поэтому с появлением аналитической психологии исторические исследования, особенно в области философии истории, очень обогатились.

Представителей школ глубинной психологии можно условно разделить на две группы: на тех, кто смотрит в прошлое, или регрессивные, и на тех, чей взгляд обращен вперед, или прогрессивные. Школа Фрейда и некоторые другие, тесно связанные с его методами, склонны оглядываться. Это означает, что нынешнее состояние индивидуальной психики почти неизбежно будет объяснено происходящим в прошлом, особенно в раннем детстве и младенчестве. С другой стороны, Юнг и его последователи считают, что психическое развитие человека можно проследить не только в обратную сторону к событиям прошлого, но и вперед - к цели в будущем. Устремленная к цели судьба взывает к нам из будущего и обращает нас к себе.

Это будущее, говорил Юнг, служит цели обретения целостности, полноты и завершенности. В некотором смысле, Фрейд и Юнг походят на Конфуция и Лао Цзы, перенесенных на современный Запад из древнего Китая. Как и Конфуций, Фрейд утверждает, что прошлое, будучи познаваемым, является самым важным ориентиром для человека. Юнг, как вроде бы и Лао Цзы, говорит о том, что в то время как конкретные детали будущего неизвестны, существует картина его развития. Поскольку у каждого живого существа есть естественное стремление выполнить свою врожденную программу, то и у психики или души есть путь, образец, собственное Дao, которое она стремится воплотить. Желудь превращается в дуб, а не в сосну; роза не вырастает в гвоздику; и каждый человек по мере роста исполняет судьбу, которая является личной и естественной, индивидуальной и коллективной одновременно. Мы и есть путь, ибо природа Дao в нас, -великая, неизменная, тайная, которая пытается воплотиться в нас и через нас. Нечто всегда тащит и тянет нас куда-то, и это нечто - образ целостности, исключительности, который Юнг назвал Самостью, центральный образ, который собирает и направляет все остальные образы к цели объединения.

В то время как редукционист Фрейд, как и Конфуций, рассматривают историю как источник всех существующих бед, психологический даосизм Юнга обращает взгляд к трансисторическим архетипам универсальной природы, всегда проявляющимся как факторы объективного психэ. Фрейд говорит, что ребенок в человеке пребывает в конфликте с социальными обязанностями взрослого. В своих социально и исторически ориентированных работах, таких как «Недовольство культурой», Фрейд утверждает, что примитивное человечество боролось с тенденциями цивилизации, которая вызвала подавление инстинктивной власти, что привело к росту насилия, кражам, погромам и импульсивности в противовес регулируемой модели поведения в цивилизованном обществе. Юнг не отрицает эту идею во всей ее полноте. Он признает, что каждый человек все еще несет в себе ребенка и примитивного человека. Также верно, что особенно среди молодежи, применение такого обратного анализа может быть полезно. Когда молодые люди приходят к пониманию, что определенные протесты в их жизни - просто попытка сохранения инфантильности, они могут отойти от нее и таким образом перейти к более зрелому состоянию. Но для большинства из нас не особо-то полезно ощутить, что внутри мы все еще дети, или древние примитивные мужчины и женщины.

Поэтому мы находим, что в субъективной жизни личности должны быть найдены не только истоки общественных бед, но и по крайней мере потенциальные средства защиты от еще большого количества этих бед. Если наше низшее я находится в конфликте с цивилизацией в пределах субперсональных областей нашей личности, одинаково верно и то, что на другом конце большой полярности, в пределах трансперсональных аспектов нашего бытия, проживает архетипический посредник, Самость, миротворец, мудрый консультант, сострадательный судья, который предоставляет прощение и взывает только к справедливым и естественным порядкам, символизируемым в религии как Царство Божие. Самость есть Мессия, Аватар, пришествие Будды, второе пришествие Христа, тот, кто обновляет все заново, парадигма индивидуации эго.

Анима и Анимус

Это приводит нас к важнейшим архетипам Анимы и Анимуса в их социальном и историческом аспектах. Если мы изучаем мифы древних народов о сотворении мира, сразу бросается в глаза тот факт, что почти все без исключения мифы считают, что творение начинается с первичной целостности, которая делит себя на две половины. На основании их разделения эти две половинки способны объединиться и вернуться в состояние исконного плодотворного союза, который в латинской алхимической терминологии называют coniunctio oppositorum ("объединение противоположностей"). Посредством этого союза все то, что наполняет множество миров, принесено в бытие. Тем не менее, столь великие мифы говорят нам и о том, что Инь и Ян, небо и земля, Солнце и Луна присутствуют в любой форме проявленного творения, и каждое из них неполно без своей противоположности. Их космическая тоска, таинственная тоска по потере союза, которая взывает сквозь целый мир — большой вздох вселенских любовников, стремящихся слиться друг с другом воедино. "Мне, мне" - шепчут сосны грому и молнии, поскольку она вспыхивает и ударяет вниз в порывистой страсти к земле. Отливы и приливы огромных океанов вздыхают, желая каждой волны - "мне, мне." Можно сказать, что это простой романтизм, поэтический перенос, коим мы отображаем на силах природы наши собственные сокровенные потребности. Но такие возражения не имеют под собой основы, поскольку в нас ли непосредственно, или вовне, мы признаем факт трансперсональной или архетипической потребности в объединении противоположностей, герметическом браке, примирении космических полярностей.

К. Г. Юнг озвучил эту самую существенную истину, когда он говорил об Аниме, женской душе, и Анимусе, мужской душе, как сосуществующих в каждом человеке. В упрощенной форме можно было бы сказать, что в каждом мужчине есть женщина, и что в каждой женщине есть мужчина. В ходе развития нашей сознательной адаптации в процессе формирования эго каждый из нас в значительной степени подавляет ту сторону нашей природы, которая не соответствует нашим биологическим характеристикам. Женщина в мужчине отступает на бессознательный уровень, а мужчина в женщине также удаляется за экран сознания. Тем не менее, важно помнить, что подавление не единственная, и даже не главная причина присутствия сексуального компонента в бессознательном каждого человека. Это особенно важно подчеркнуть, потому что с появлением феминистского движения, много страстной риторики посвящается этому вопросу, а истинные причины все чаще скрываются. Согласно Юнгу, социальная структура с ее заданными ролями сама по себе не определяет, какие отрицательные половые факторы в нас должны подавляться. Общество, конечно же, всегда требует от нас того, чтобы мы различными способами развивали особенности, соответствующие нашему полу, и чтобы мы отказались от тех, которые ему не соответствуют. Тем не менее, эти социально обусловленные требования, которые, кстати, подвержены изменениям, не являются единственным фактором, определяющим подавление женского в мужчине, и соответствующее растворение в бессознательном женщины мужского компонента.

Юнг говорит, что в дополнение к социальному давлению существуют два других важных фактора, один биологический и один архетипический, или один физический и один духовный, поскольку они рассматриваются вместе. У каждого мужчины существует биологическое предположение, что рядом с ним есть некто другой, а именно - женщина. Поскольку Юнг говорит, "система [мужчины] настроена на женщину изначально, точно так же, как она готовит его к весьма определенному миру, где есть вода, свет, воздух, соль, углеводы, и т.д.", организм женщины также предполагает наличие мужчины, поэтому биологические условия готовят ее психику к его существованию. Теперь ни один из этих факторов не сознателен. Попытки общественного давления осуществляются на сознательном уровне, но это приводит к подавлению, и заканчивается в бессознательном. С другой стороны, - биологическое предопределение является бессознательным изначально и в значительной мере таковым и остается.

Но необходимо учитывать еще один фактор, и вероятно самый важный из трех, а именно - архетипический. Архетип не является продуктом общества; он ни в коем случае не происходит от биологии. Архетипы - суверенные формы бытия, живущие собственной жизнью. Они титанической силой привлекают нас к себе, и если наши попытки понять их и в какой-то мере осознать оказываются успешными, они могут привести нас к целостности, полноте и истинному Я, -это процесс, который Юнг назвал индивидуацией.

Архетипы напоминают высохшие русла рек. Вода покинула их, хотя она может вернуться в любое время. Архетип – это некое изначальное русло, вдоль которого вода жизни текла какое-то время, роя глубокий канал для себя. И чем глубже получится этот канал, тем более вероятно случится то, что рано или поздно вода возвратится.

Смена цивилизаций

Архетипы были и остаются психическими силами, которые следует принимать всерьез, и у них есть странный способ убеждать в своей эффективности. Всегда они были проводниками защиты и спасения, а их нарушение имеет своим следствием "опасность души", известную нам из психологии. Кроме того, они - безошибочные причины невротических и даже психотических расстройств, которые проявляют себя точно так же, как физические органы или органические функциональные системы, о которых не заботились, или с которыми плохо обращались.

Архетипы и коллективное бессознательное

О чем тогда мы говорим, упоминая об Аниме и Анимусе человека относительно социального уровня развития? Анима мужчины и Анимус женщины - матрица системы, или ядро, вокруг которого все качества образуют созвездие, в котором человек испытывает недостаток на сознательном уровне, но который он или она может познать через бессознательное. Анима – великая тайна для мужчин, как и Анимус для женщин. Оба пола испытывают тоску по неизвестному, но также и чувство страха, боязни и в крайних случаях враждебности. Сам Юнг определяет Аниму так:

Каждый мужчина несет в себе вечный образ женщины, не образ какой-то конкретной женщины, а скорее некий определенный женский образ. Этот образ – основополагающий, бессознательный, наследственный фактор исконного происхождения, проецирующий себя в жизнь мужчины, "тип" (архетип) всего опыта, касающегося женщин, приобретенного за все времена, собрание воспоминаний о женщинах; короче говоря, унаследованная психическая система адаптации. Даже если бы не было создано никаких женщин, то было бы возможно в любое время вывести из бессознательно некий образ того, что женщина должна представлять психически. То же самое верно для женщины; то есть, она также обладает врожденным образом мужчины.

Развитие личности

Анима - фея, - великая и непостижимая для мужчины, а Анимус, - герой, спасающий женщину из состояния разделенности. Оба из них - потенциальные проводники по глубинам бессознательного; они могут быть нашими посвятителями в королевские тайны внутренней жизни, несущими факел индивидуации. Однако для того, чтобы эти архетипы выполнили такую важную роль, мужчины и женщины должны учиться обращаться с ними должным образом.

Это та точка, где мы в наше время сталкиваемся с большими и серьезными трудностями. В последние десятилетия социальная составляющая архетипа анима-анимус претерпела радикальные изменения, которые все еще происходят. Широко распространены сомнения, и даже протесты против тех ролей в обществе, которые традиционно принадлежали мужчинам и женщинам. Наряду со многими необходимыми юридическими и социальными реформами, мы также видим всеобщую неразбериху отношений и ценностей, сомнения в полноценности, даже желание сексуальной идентичности. У этой неразберихи есть серьезные потенциальные психологические последствия. Следующие пункты могут помочь нам сориентироваться в существующем хаосе полов:

1) Половые различия существуют не только на поверхности. Есть психологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, которые не могут быть преодолены без серьезной травмы психэ.

2) Психологические различия между мужчинами и женщинами кроются не только в социальном воспитании, но и в основной задаче, специфической для мужской психики, которая стремится к внутреннему союзу с Анимой, и женской психике, стремящейся к союзу с Анимусом.

3) Так как Анима (фея) является единицей, заметно отличающейся от Анимуса (героя), они должны познаваться по-разному. Следовательно, пути индивидуации для мужчин и женщин должны быть, по крайней мере, до известной степени различными.

4) Хотя задача объединения противоположностей должна быть достигнута внутри человека, это значительно отражается на том, как мужчины и женщины строят отношения друг с другом на внешнем уровне.

5) В эпоху смены социальных стандартов и пересмотра ролей мужчины и женщины мы должны бояться принизить характер этих отношений. Никакой жизненный аспект не должен быть лишен красоты или упрощен. В силу преобразования архетипы сбежалиот фиктивных браков и соглашений, но они также склонны отсутствовать во многих "свободных" отношениях, где романтика и красота с неприязнью изгоняются отчаянно рациональными женщинами и робкими мужчинами, которым не достает силы эго.

6) Так как цель жизни - союз Анимы и Анимуса, мы должны сначала связать эго мужчин и женщин друг с другом, а затем попытаться связать мужчину с женщиной посредством его Анимы, и женщину с мужчиной посредством ее Анимуса.

7) Эго — изначальная преобладающая основа всех людей. Оно хочет оставаться хозяином; и вследствие этого не желает индивидуации. Если неподготовленное эго пытается относиться к противоположному полу на уровне Анимы и Анимуса, это до добра не доведет.

8) Эта катастрофа принимает форму инфляции эго, направленную против своего пола. Мужчины становятся нытиками, капризными, мелочными, сплетниками, а женщины -упрямыми, требовательными, желающими абсолютного контроля и абсолютной правоты. Юнг в пятом из своих «Семи наставлений мертвым» говорит следующее: мужчина и женщина становятся дьяволом друг для друга, если они не разделяют свои духовные пути, поскольку природа проявленного бытия всегда противоположна.

9) Все внешнее имеет свои корни в глубинах личного. Если человек боится женщин,испытывает к ним неприязнь, или стремится доминировать над женщинами, он на самом деле боится своей бессознательной природы, которой управляет Анима. В эпоху, охарактеризованную односторонними отношениями, естественно было много так называемого мужского шовинизма. С другой стороны, женщина, требующая освобождения с гневом и местью, как это часто бывает, также препятствует своей собственной индивидуации. Освобождение от изжитых ролей и моделей прошлого не должно приводить к проявлению агрессии.

Все мы должны быть освобождены не друг от друга, а от нас самих непосредственно — от нашего мелкого, невротического, одностороннего эго. Этого освобождения не достигнешь на социальной арене, с помощью журналов, лотерей, лозунгов и шума, а лишь с помощью расширения собственной души. Давайте изменим то, что изжило себя в ролях полов; такие изменения происходили прежде, и будут происходить после. Но давайте не унифицировать наши неврозы, и давайте не возвеличивать их к ложному статусу причин. Если с мужчиной в его жизни плохо обошлась одна или несколько женщин, это не ошибка всех женщин в целом. Такой мужчина не нуждается в направленном против женщин политическом движении; он лишь должен найти правильную женщину, в себе и вокруг себя. Если женщина была обижена и оскорблена некоторыми мужчинами, позвольте ей остерегаться неприязненного отношения к мужчинам, которые проявилось столь сильно в нашу эпоху. Ни одна верная реформа общества, ни одно истинное усовершенствование стандартов и отношений никогда не смогут вырасти из гнева, ненависти и негодования со стороны кого-либо. Юнг сказал в «Переходе цивилизаций»: "Одна вещь, однако, несомненна — женщина сегодня находится в том же самом процессе перехода, что и мужчина. Является ли этот переход исторически поворотным моментом или не будет замечен — неизвестно".

То, что происходит, вполне может быть поворотным пунктом истории. Пойдет ли этот поворот случайнымпутем — зависит от нашей индивидуальной осознанности. Давайте признаем нашу ответственность перед архетипами, ибо только они могут направить исторические события в благое русло, способствующее существенной пользе для нашего духовного роста.

Архетипы, казалось бы, всегда играли двойную роль в психике; они объединяют и разделяют. Эта роль особенно очевидна в случае Анимы и Анимуса. Мужчины и женщины в корне не похожи между собой; они обладают большими биологическими и психологическими различиями. В то же самое время необходимо признать, что те же самые архетипические различия — и есть те факторы, которые притягивают мужчину и женщину друг к другу, и, в конечном счете, приводят к проявлению обратных качеств в пределах каждого из полов. Поэтому те самые различия, о которых мы в нашем желании равенства и освобождения склонны сожалеть, являются также отправной точкой человеческого роста, обретения внутренней целостности и единства вовне. То, что разделяет нас, также и объединяет, и причины наших бед и проблем - также причины нашей радости и счастья.

Ни Анима, ни Анимус не могут сделать человеческую душу единой, точно также как и ни мужчина, ни женщина не смогут сами по себе составить человеческий род. Обе половины необходимы для того, чтобы появилось что-то, факт, который одинаково верен и для человеческой целостности. Поэтому очевидно, что подавление, иногда называемое половым "сепаратизмом", мягко говоря, опрометчиво с нашей точки зрения. Утверждать, что одна половина потребностей должна отделиться от другой для того, чтобы обнаружить свой потенциал, или обрести истинную свободу - почти из разряда безумия. Начиная с биологического, и заканчивая психологическим единство человечества зависит от процесса объединения противоположностей, поэтому разделение полов, которого добивались некоторые радикальные феминистки, противоречит целямчеловеческой биологии и психологии. Дискриминацию полов, как и борьбу между ними, можно было бы счесть нежелательной.

На вопрос «должно ли быть равноправие полов?» можно ответить и утвердительно и отрицательно. Можно ответитьда, ибо так как каждая из этих двух половинок одинаково важна для создания целого, это должно наконец быть признано и личностью и обществом. Два партнера в алхимической работе обретения целостности должны встретиться как равные, чтобы работа была выполнена успешно. С другой стороны, можно также ответить нет на этот вопрос, поскольку мужчины и женщины уже в действительности равны. Поэтому равенство не приз, который будет выигран, а скорее условие, которое уже существует, хотя еще нуждается в осмыслении и признании в обществе. Мужчины и женщины не должны сделаться равными; скорее их психически обоснованному равенству нужно дать необходимое признание вовне.

Необходимо сделать еще одно важное различие — а именно, между равенством и эгалитаризмом. Есть огромное различие между сознательным, уравновешенным признанием существующего равенства с одной стороны, и подобным бульдозеру усилием при выравнивании всех различий с другой. Эгалитаризм в идеале не хотел бы видеть половые, социальные, культурные и экономические различия.Он не считается с тем фактом, что именно различия, а не тождества - катализаторы изменения, роста и преобразования общества.Эгалитаризм является неизменно застойным, бездарным и унылым, в то время как социальные структуры, предлагающие богатство выбора и разнообразия, жизненно важны и поддаются трансформации.

Настоящая проблема демократического общества — это не слишком большое разнообразие в пределах его структуры, а скорее то, что часто этого разнообразия недостаточно. Демократическое общество должно и обязано предложить осмысленный выбор образа жизни и отношений всем своим гражданам. Навязанные стереотипы женственности или мужественности не должны иметь место в мире свободных мужчин и женщин. Более чем понятно, что многие женщины нашего времени стали обижаться на ограничение женской роли, к которому патриархальное общество вынудило их. Было бы в равной степени объяснимо, если бы все больше мужчин выступали против искусственных мужских стереотипов, навязанных обществом. Свобода и выбор всегда неотделимы в жизни, и люди в свободном обществе должны иметь право следовать своим путем выражения собственной мужественности и женственности. Стереотипы и бесполый эгалитаризм мертвы, неправильны и несовместимы со свободой.

Таким образом, мы приходим еще раз к важному алхимическому компоненту индивидуального духовного роста, который является также существеннымфактором для общественного прогресса. Этот компонент — конечно же, свобода. Когда мужчины и женщины вольны выбирать в своей жизни, иметь ли им брак и другие формы отношений, которые могут быть традиционными или нетрадиционными, когда все могут попасть в отрасли и занять профессии, соответствующие ихквалификации, образованию и способностям, и когда все получают оплатусвоей рабочей силы вне зависимости от пола - тогда, и только тогдачеловеческое общество сможет претендовать на ту роль, которую ему назначено выполнить. Эта роль должна послужить алхимическим сосудом, который значительно облегчит получение духовного роста.

"Не существует нравственности без свободы", - говорил Юнг. Мы могли бы добавить, что не существует и не может существовать равенства без свободы. Люди различаются между собой с точки зрения биологии, культуры, идеологии, религии и, в конце концов, пола. От рождения мы либо мужчины, либо женщины, и этот факт просто не подлежит изменению. В свободном обществе судьба мужчин и женщин должна сосуществовать в контексте всеобщей судьбы духовного роста. Каждая женщин кроме всех прочих ролей еще и воплощение Анимы, и как таковая, она является жрицейне только для окружающих ее мужчин, но и для всей культуры в целом. Без преувеличения можно сказать, что наша культура в большой степени потеряла свою собственную Аниму из-за своей чрезмерной мужской ориентации. Поэтому она нуждается в реставрации или, как можно было бы сказать, культура испытывает потребность в ре-Анимации.

С другой стороны, священная роль мужской половины человечества не менее важна и наиболее желательна, как и присутствие здоровой уверенности в себе и противостояния враждебности общества, а также в личных отношениях. Поэтому мужчина и женщина взаимодополняют друг друга в святом служении великой и священной импликации. Если им удаться объединить в рамках своей души и жизни двойные достоинства свободы и сознания, не возникнет ни одного достаточно сильного препятствия, , чтобы предотвратить выполнение этой миссии. Поэтому нет ничего лучше, чем подвести итог словами великого композитора Вольфганга Амадеуса Моцарта: Мужчина и женщина, Женщина и Мужчина, вместе они приближают Божественное!

В оригинале и в русском переводе название работы звучит как «Das Unbehaben inderKultur» [недовольство культурой], но в английском и французком вариантах пришлось заменить термин «культура» на термин «цивилизация» (CivilizationandItsDiscontents, Malaisedecivilization), т.к. в этих языках термин «культура» чрезвычайно многозначен.

Фрейд специально пояснил, что не проводит различий между этими понятиями. – здесь и далее прим.переводчика

Mann und Weib; Weib und Mann, Reichen an die Gottheit an!

Перевод Юлия Трусова

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики