MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 05 августа 2010 17:35

СтефанХёллер Алхимия Свободы для современного общества Глава 4 Психология Гнозис и новая мораль

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества

Глава 4

Психология, Гнозис и новая мораль

Прежде, чем мы сможем обратиться к так называемой новой морали и недоразумениям, связанным с ней, сначала мы обязаны придти к удовлетворительному определению этой самой морали. Слово мораль, [morality] происходит от латинского слова mos или mores, обозначающего привычки, манеры и обычаи. По-гречески слово ethos примерно означает характер, от него происходит термин "этика". Этика, в свою очередь, часто определяется как изучение стандартов поведения и морали. Поэтому этика - это качество, которое, как говорят, определяет правильность или неправильность, корректность или некорректность человеческого поведения, в то время как мораль, или scientia moralis (моральная наука), является областью исследования, которое интересуется этикой.

Три традиционных представления морали

Платон, отец классической философии, считал, что у людей было четыре основных вопроса или проблемы, на которые должна была ответить философия, - первым из них был вопрос морали, или этический вопрос. Эти четыре вопроса: Откуда я знаю? (гносеология); Что я буду делать? (этика); Как мною будут управлять в обществе? (политология); и в каком мире я живу? (космология). Относительно этики Платон говорил, что рациональное (одушевленное) бытие определяет свое поведение в более широком контексте природы мира и смысла человеческой жизни. Считается, что в этом контексте Платон говорил о том, как люди воспринимают идеи, лежащие в основе бытия, событий и других вещей. Поэтому в платонической мысли причинность воспринимается как великий инструмент этики. Нужно помнить, что для Платона, "причинность" значила намного больше, нежели для нас сейчас, а именно своего рода высший ум (часто называемый разумом), способный к пониманию природы и значения вещей.

Платон разделил человека на три части, - на физическую, разумную и духовную. Сдержанным или умеренным человеком будет тот, как утверждал Платон, в ком воля (дух), разум (душа) и импульсы (тело) будут приведены в гармонию. Этика классической философии, включая учение Платона, Аристотеля, стоиков и других постсократовских классических философских школ основана на этой тройной схеме Платона. Платон, конечно же, был намного больше, нежели выдающимся философом. Есть некоторые свидетельства, что Платон был главным из тех, кто обнародовал неритуальные, или теоретические составляющие великих мистерий (Элевсинских, Орфических, Дионисийских, жрецов Исиды и других). Это дает интригующую возможность поразмышлять над тем, что Платон мог открывать свету тайные учения и превращать их в философию. В любом случае, влияние Платона было и остается огромным, а его личность и учение уважали даже в средневековый христианский период, так что на протяжении истории его рассматривали как кандидата на святость!

В контрасте с этим, хотя и бок о бок с учением Платона, идет другая этическая или моральная традиция - Иудаизм. Еврейская традиция, которая в большой степени повлияла на Христианство и Ислам, подверглась, в свою очередь, влиянию Зороастризма. В отличие от греков, евреи демонстрируют истинную одержимость моралью и нравственностью. Для греков вопрос этики был только одним из четырех важных вопросов в лучшем случае; однако, для евреев проблема морали была первостепенной. Одна из причин для всего этого – еврейская концепция бога, такая же, как и в различных связанных с ними верованиях. Яхве, как говорят, заключил своего рода "сделку" или соглашение с евреями, о которых он обязан был заботиться, но только если те повиновались его законам. Человек, который был не в состоянии соответствовать этим заветам, становился, таким образом, не только правонарушителем, но и врагом Бога и его избранного народа.

Так как благосостояние людей зависело от коллективной, а не только от индивидуальной справедливости, ответственность человека за моральные действия приобрела одержимость и страдающую от осознания своей вины дотошность, часто достигающую высшей точки в нескончаемом состоянии страха перед перспективой гнева Божьего и наказания. (Когда Фрейд характеризовал религию как коллективный одержимый невроз, это была та самая религия, о которой он думал!) Это не только установило моралистическую ориентацию еврейской религии, ведущей к вине и беспокойству, но также привело к нравственно настроенным явлениям, которые Юнг назвал "проецирование тени". Евреи всегда считали, что Закон Моисея применим в первую очередь и более всего к избранным, но косвенно этот закон простирается на все человечество. Таким образом, люди Ветхого Завета были не только склонны осуждать себя со значительной частотой, но и подвергали осуждению моральные стандарты своих "языческих" соседей.

Отсюда мы получаем две большие моральные традиции, сосуществующие в древнем мире: классическая греко-римская традиция, основанная на учении Платона, и еврейская традиция, основанная на Торе. Греко-римская традиция считает, что причинность, или разум должен найти свою собственную мораль, какова она есть; еврейская традиция говорит, что Бог дал закон, которому должно следовать всем, иначе страшные наказания ждут и конкретного человека и всех людей.

Когда зарождалось Христианство, оно сделало беспрецедентный шаг. Оно объявило новое измерение, новую эру, и, следовательно, новый подход к морали и этике. Существует лишь небольшое сомнение в том, что ради своих намерений и целей Иисус открыто отрекся или отменил Закон Моисея, и поэтому он и был убит. И канонические, и гностические евангелия содержат многочисленные слова Иисуса, объявляющего новые заповеди и поощряющего людей сломать старые. Однако, поскольку Христианство росло, оно не всегда находило удобным открыто придерживаться этой аморальной или либертарианской программы.

Как и следовало ожидать, древние люди, которые были преданы либертарианскому примеру Иисуса, были гностиками. Они восхищались объявлением Моисеева Закона более не действующим, и они открыто с восхищением нарушали его заповеди на страх набожным. В общих чертах, и особенно с точки зрения того, что можно было бы назвать их протопсихологией, гностики находились в согласии с Платоном, хотя они дали его модели новый и несколько иной поворот. Трем составляющим человека, упомянутым Платоном, а именно, воле, разуму и импульсам, они противопоставили другую трехчастную модель, состоящую из духа, души и материи (или физического тела). Гностики утверждали, что Платон был прав, говоря, что существует три части человеческого психофизиологического организма, но он в то же самое время ошибся в том, что разум достаточно силен для того, чтобы заставить людей сохранять самообладание и отдавать ему приоритет. Скорее они считали, что у людей есть различные моральные силы, которые могут быть классифицированы согласно трем различным типам.

Психологическая типология, созданная гностиками, делит людей на тех, кем управляет дух (пневматики), тех, кем управляет душа (психики) и на тех, кем управляют материальные импульсы (гилетики). Можно было бы сказать, что они представили психологическую интерпретацию взамен чистого философского идеализма Платона. Гностики говорили, что никто не приходит к одному и тому же заключению относительно того, что есть правильно и что есть не правильно, потому что никто не ощущает реальность в одинаковой манере. Восприятие действительности, моральная ли это действительность или любая иная, зависит от духовного развития. В то время как Платон искал критерии этики в идеях, и еврейская религия искала их в Законе Моисея, гностики считали, что эти критерии находятся в человеке.

Таким образом, у нас теперь есть три различающиеся моральные позиции: платоновская, еврейская и гностическая. Давайте сравним их. Платоновское представление держится на том, что причинность должна культивироваться, потому что причинность в состоянии осмыслить истинные идеи, пребывающие вне земных вещей. Посредством причинности (разума) люди будут в состоянии выражать истинную, духовную волю, взявшую господство над низшими импульсами. Еврейская концепция заявляет, что есть один Бог, у которого есть один закон, который должен соблюдаться всеми. Гностики ввели понятие, что правильное действие возможно лишь в правильном состоянии сознания, или Гнозиса. Только те, кто находится в истинном контакте со своей духовной природой, являются нравственно правильными; все за исключением этого истинного контакта несет в себе семена искажения. Отсюда следует, что в то время, как Платон сосредоточил свой моральный или этический смысл в разуме, гностики отождествляли его скорее с духом, самой высшей из трех составляющих человека. Примечательно, что гностики также заявили, что мораль зависит от сознания, и что нельзя ожидать того же самого уровня нравственности от несознательного человека, поэтому каждый частично или полностью сознательный человек — истинный гностик-пневматик.

Гностики понимали, что бессознательный или гилетический человек имел потребность в моральном кодексе, соответствующем его состоянию, и отчасти сознательный психик опять же нуждался в моральном кодексе, соответствующем этому типу. Точно так же и пневматик, или истинный гностик, который получил мораль путем вдохновения от духовной природы, нуждался в свою очередь в кодексе, чтобы жить согласно вдохновленной пневматической морали. (Этот принцип был известен еще во времена древних и воплощен в популярной латинской пословице, "Что допустимо для Юпитера, не допустимо для быка").

Как известно, гностики были вынуждены сойти с исторической арены в третьем столетии, и их этика не сохранилась, по крайней мере в известном масштабе. То, что сохранилось, - это ветхая этика господствующего христианства. Эта моральная традиция могла бы быть описана как любопытная мешанина, составленная из множества элементов, но без центрального ядра, или причины, или духовности. Еврейский закон, христианские знания, платонический идеализм, аристотелевский рационализм и другие элементы - все в конечном счете введено в христианское моральное богословие, равно как и удивительные дополнения, включая теорию предопределения реформатора Кальвина. Это моральное богословие было неизбежно объединено с космологией, и уподобилось немыслимому лоскутному одеялу разнородных идей и традиций.

Угасание традиционной морали

Некоторое время все шло стабильно, но со времен Ренессанса христианская космология, как и мораль, начала ломаться, и это продолжается до сих пор. Как Джеральд Херд указал в своей оригинальной трилогии о нравственности (Нравы С 1900; Боль, Пол и время, Третья этика), и как я отметил в Главе 1, такие люди как Коперник, Галилей, Макиавелли, Ньютон, Дарвин и наконец Зигмунд Фрейд вбивали все более крупные клинья в космологическую и этическую структуру традиционного господствующего христианства. Последним, и до некоторой степени наибольшим из этих разрушителей, оказался, несомненно, Фрейд. Он лишил сокровенные уголки души реального или предполагаемого присутствия Божественной искры, и вместо нее возвел на престол инстинктивное либидо. В действительности, Фрейд сказал этим, что нет никакого Бога; нет никакой души; есть только относительно слабое сознательное эго, пытающееся противостоять против великих сексуальных сил бессознательного. И он должен был закончить, добавив: и пусть несуществующий Бог пощадит вашу душу, которая является безнадежной неразберихой!

Учение Фрейда стало бомбой для культуры, и он сам не до конца осознавал этот эффект. Фрейд был любопытным человеком, консерватором среднего класса, ему не хватало смелости и сентиментальности во многих областях жизни и в воображении. Несмотря на все его разговоры о сексе и либидо, он был очень привязан к обычным традиционным табу и обычаям, и как все обыкновенные люди, он совершенно обычно и украдкой сломал некоторые из них. Как и многие атеисты девятнадцатого века, он также питал странную идею, что этика, оторванная от метафизики и космологии (с точки зрения мировоззрения), могла выжить в обществе. Он не видел ничего противоречивого в том, что люди могли жить бездуховно на основе космологии и набора ценностей, и при этом все еще оставаться хорошими и умеренными членами цивилизованного общества.

У Юнга была другая позиция. Как и древние гностики, Юнг считал, что для истинной морали существенны не столько внешние рамки, а сколько внутренне преобразованные сознанием. Уже 1910 году Фрейд и Юнг спорили об основах этики и роли морали в жизни человека. Фрейд защищал правила и законы как абсолютно необходимые гарантии цивилизации, в то время как Юнг утверждал, что главной задачей является поднятие человеческого сознание на уровень бытия, и тем самым приобщение к высоким этическим и моральным качествам. Юнг вновь повторял на современном психологическом и, время от времени, философском языке то, что знали древние гностики приблизительно одной тысячей восемьюстами годами ранее — а именно, что истинная этика, или реальная экзистенциальная этика, возникает только из преобразования, и что все остальное - замена, которую на немецком языке точно называют суррогатом. У Фрейда было определенное понятие того, что люди должны знать, как себя вести, в то время как у Юнга было гораздо менее смутное представление, что люди должны вырасти и стать пневматиками – преобразовать себя в духовных существ. Тогда их моральные трудности завершились бы.

Фрейд оказал намного более сильное влияние на культуру, нежели Юнг. Его идеи были распространены более широко и за счет их популяризации, и часто благодарят тому, что они вызывали немало паники и хаоса в обществе. Фрейд, который лично был скорее викторианским отцом семейства, был бы удивлен, узнав о любопытном пути, которым его идеи привели к эпохе вседозволенности и попустительства в воспитании детей и образовании. Обоснование этих эксцессов гласило: никто в действительности не виновен, поскольку все по сути жертвы огромного монстра - бессознательного. Поэтому наказания любого вида не обоснованы. Мерзкие, жестокие и унизительные действия на самом деле не совершены криминалом, а несчастными жертвами своего бессознательного. (Добавьте к этому аргументу немного марксистских специй, и преступники становятся не только жертвами своего бессознательного, но и злого капиталистического общества, - демона, даже более чудовищного, нежели бессознательное Фрейда.) Угнетение на взгляд Фрейда является злом, и поэтому дисциплина является таким же злом. Поэтому мы должны дисциплинировать как можно меньше, чтобы не подавлять.

Одна из концепций Фрейда стала взрывом, который привел к социальной перестройке. Фрейд считал, что эго должно приспособиться к внешней реальности, и если это не произойдет успешно, человек станет невротиком. Из этой концепции популярная псевдопсихология вывела теорию, что образование должно использоваться в целях социальной адаптации. Этим теоретикам было неважно, научатся ли школьники чему-нибудь, в то время как главная цель школы - способствовать социальной адаптации. Школа становится социальным инкубатором (термин, придуманный покойным Робертом М. Хучинсом) вместо места обучения. Для молодых людей становится наиболее важно получить социальный опыт в школе, нежели чем овладеть даже самыми элементарными навыками, и даже ухватить хоть капельку огромного наследия западной культуры. Без дисциплины, без представления о ценностях, без существенных навыков мышления, без разбора в своих чувствах - под этим пагубным зонтиком образовательных принципов, навеянных фрейдистской психологией или ее популяризированными последователями, выросло несколько поколений. Множество ценного психического материала было утрачено в культуре. И что мы получили? Люди лучше приспособлены? Нет. Действительно ли меньше невротиков? Решительно нет. Являются ли они менее склонными к преступлениям и психическим заболеваниям? Нет. Счастливы ли они? Нет. Они здоровы умом и телом? Нет. Бухгалтерский счет показывает немного на дебетовой стороне, и много по кредиту. Влияние Фрейда на нашу культуру было одним большим убытком!

И что Юнг? Как истинный гностик, он всегда настаивал на том, что единственное важное знание должно проявиться в сознании. Это знание - Гнозис, с помощью которого мы можем подняться не только над своими импульсами и недостатками, а прежде всего освободиться от оков собственной обыденной морали. Ученик Юнга Эстер Хардинг, цитирует его высказывание из своих дневников:

Если мы сознательны, мораль больше не существует. Если мы не сознательны, - мы все еще рабы, и мы прокляты, если не повинуемся этому закону. Он [Юнг] сказал, что, если мы принадлежим к Тайной Церкви, значит принадлежим, и мы не должны беспокоиться об этом, и можем пойти нашим собственным путем. Если мы не принадлежим к ней, никакое обучение или организации не смогут привести нас туда.

Здесь мы видим ненавистный многим элитизм гностиков. Но что из этого? Может ли быть моральное равенство? Может быть мораль, которая равно применима ко всем? Ответ в том, что такого быть не может. Люди равны между собой в изначальном духовном потенциале, но они совсем не равны в его фактическом развитии. Не все люди сознательны; а на самом деле очень немногие. Некоторые лишь частично или временами сознательны, а большинство весьма бессознательно. В наши дни, как это было когда-то в Александрии и других гностических городах, есть люди материального склада или гилетики. Они нуждаются в моментальной справедливости, материальных средствах устрашения к совершению преступлений, в наказании, а не в реабилитации. Есть в наши дни также и психики, которые являются людьми закона и книги. Они нуждаются в моральном кодексе, написан ли он Моисеем, Кантом или Юмом, который будет вести их. Верующие должны верить, полагая, что веруя они смогут жить в мире и покое. В свое время они, возможно, поймут, что больше не нуждаются в вере. Но до той поры позвольте им поклоняться своим законам и жить по ним как можно лучше. И, конечно же, есть сегодня и гностики пневматики, знающие и сознательные. Они переросли закон; более того, они сами - истинное воплощение закона. Они слышат команды изнутри ежедневно, ежечасно, и поэтому они не нуждаются в заповедях. Это мужчины и женщины, которые прошли великую скорбь, болезненные и напряженные открытые столкновения, совершившие трудный и рискованный моральный выбор, и тем не менее победившие. Это те, кто, по словам Юнга, действительно "принадлежит Тайной Церкви", Великому Храму Внутреннего Гнозиса. Юнг был таковым, но есть и другие. Они - соль земли, и более того, они - живые философские камни.

Свобода и новая мораль

В этой главе говорилось что-нибудь о новой морали? Возможно да, а возможно и нет. Это не столь различимо. Так называемая новая мораль на самом деле не нова. В то время как некоторые бесполезные и глупые элементы без сомнения появятся в этой новой морали, это будет по существу здоровым знаком. Сексуальная неразборчивость, эксперименты с неосуществимыми альтернативными образами жизни и безответственное поведение в целом, как было известно, сопровождает изменения в моральном климате культуры. Лучше всего увидеть такие явления с ходу и расценить их как тени, сопровождающие свет свободы. Еще раз мы признаем, что неблагоразумно и жестоко требовать, чтобы все люди жили по общему, неизменному моральному кодексу. Некоторые общие соглашения должен быть достигнуты и в отношении общественной морали, но эти соглашения должны быть основаны на целесообразности, а не на откровениях, полученных на Горе Синай или ей подобных. Личная мораль должна оставаться личной и свободной. Таким образом, индивидуальные души естественно найдут свои особые моральные ниши в мудром и свободном обществе и будут расти духовно и нравственно в их собственном темпе и своим собственным путем. Истинно плюралистическое общество неизбежно было бы гностическим обществом. Оно не было бы ни анархическим, ни тираническим, ни эгалитарным, ни элитарным, а свободным. Свобода предусматривает не только право жить согласно тому или другому кодексу, а скорее право выбора, эксперимента, роста и право на неудачу. Мы не принадлежим Господу; и при этом мы не принадлежим Дяде Сэму, а только самим себе. Свобода в истинном смысле - единственная гарантия прожить полную и разнообразную жизнь; нет никакой другой. И повторив еще раз слова Юнга, "нет никакой морали без свободы," давайте обсудим ее угнетателей.

Esther Harding, C.G. Jung Speaking

Пер. Юлия Трусова

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики