IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 05 августа 2010 17:35

Стефан Хёллер Алхимия Свободы для современного общества Глава 5 Психология и мистика тирании

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества

Глава 5

Психология и мистика тирании

Прежде, чем начать наш разговор о природе тирании, будет полезно дать определение этому понятию. Как отмечалось в главе 1, древние греки, от которых получено очень много понятий, относящихся к нашим собственным политическим и правительственным системам, различали три формы правления. Одной из них была аристократия, считавшаяся лучшей; второй была демократия, рассчитанная на более низкие сословия; и третьей была тирания, или tyrannis, поскольку она была признана греками.

Из этих трех аристократическая форма правления была одобрена большинством философов и другими выдающимися людьми в Греции. Демократия расценивалась как довольно нежелательная, а тирания считалась еще более нежелательной, чем демократия. Конечно же, мы должны учесть, что в случае демократии, понятие содержание этого термина изменились со времени греческих городов - государств.

Однако, греки были сильнее настроены против тирании, которую они отличали от царствования, четвертой формы правления, известной с древности. Царствование – монархическая форма правления, подразумевающая власть одного человека, monos, но не в деспотической манере. Тиранией греки называли безграничную власть, или чрезмерное влияние одного человека, который пришел к своему господству вне выбора и закона, и кто не ограничен в осуществлении этой власти ничьим влиянием, будь оно личным или коллективным. Греки считали такой вариант безграничного господства одного человека очень вредным для благосостояния государства.

Отношение римлян к этому вопросу было аналогичным во времена республики. Обычно в мирные времена правительство возглавлял избираемый синклит из двух человек, называемых консулами. Однако, как только в стране возникало чрезвычайное положение, римляне выбирали диктатора. Они согласились бы с Наполеоном, диктатором, заявившим много веков спустя, что в особо трудные времена, одна голова, пусть даже и весьма посредственная, наиболее предпочтительна для государства, нежели компромисс из любого количества голов превосходных. Как только сложные времена в стране завершались, римляне пытались, не всегда успешно, избавиться от диктатора; но тогда, как и теперь, диктаторы предпочитали удерживать власть, которую они получили.

Как и римляне, мы испытывали на протяжении истории утверждение тирании, происходящей из многих различных систем правления. Этот процесс не чужд и нашей эпохе, поскольку он не был чужд человечеству никогда. В настоящее время и в новейшей истории, мы видели множество форм тиранического правления. Одним из видов тирании является прежде всего тирания психологическая, которая в отличие от всех остальных поддерживает свою власть прежде всего рационально организованными средствами. Из всех этот первый тип наиболее интересен, и мы подробно разберем его, потому что психологический, духовный и квазирелигиозный аспекты здесь очень существенны.

В психологическом типе тирании, властитель появляется как выразитель большого, сильного и обычно внезапно начавшегося психологического веяния или движения. Если мы рассматриваем тиранию как нечто нежелательное, мы могли бы сказать, что тиран - основной симптом, и даже до некоторой степени развивающий патогенное явление, которое в медицине можно было бы назвать психической эпидемией.

Такая тирания является обычно чрезвычайно драматичной. Она пользуется значительной популярностью, по крайней мере временной, и она представляет собой таинственную, тревожную и очень часто пагубную вспышку специфических психических сил, не поддающихся контролю со стороны народа. Даже в светскую эпоху, и даже в условиях, когда больше не используются традиционные или установленные символы религии, этот тип тирании носит прежде всего религиозный характер, если мы понимаем под словом "религиозный" - связанный с нерациональным, глубоким бессознательным человеческой психики.

Недавним и самым важным примером такого типа тирании было правление Адольфа Гитлера и его партии NSDAP (Национал - Социалистической Немецкой Рабочей Партии). Тип тирании, установленной Гитлером, является самым существенным и обычно самым разрушительным из всех.

Вторая форма тирании несколько похожа на первую, хотя психологическое состояние или склонность установить тиранию может появиться у людей или нации. Эта тирания не обладает таким глобальным психологическим воздействием и властью, как первый тип. После некоторого времени психический запал начинает испаряться, и тирания продолжает поддерживать себя посредством рациональных, управляемых организационных действий и силы. На мой взгляд, этот вид тирании представлен сегодня все еще выжившими Коммунистическими однопартийными правительствами во всем мире, - КНР, Кубы, Северной Кореи и Вьетнама. Ни в одной из этих стран мы не можем наблюдать реальной психической эпидемии той величины и характера, как это было в нацисткой Германии.

В таких случаях мы имеем дело не с истинной психической эпидемией, а скорее с временной и довольно недолгой психической вспышкой. Позже она становится институциональной группой, своего рода тиранической олигархией, часто поддерживающей свою власть в течение долгого времени.

Два типа тиранов

Чтобы проиллюстрировать их, позволим себе сравнить Муссолини, Гитлера и Сталина. Муссолини, наряду со всеми остальными, был еще кем-то вроде клоуна, и вы никогда не сможете в полной мере осудить клоуна, потому что у него есть по крайней мере некоторая развлекательная ценность. Его диктатура, как представляется, была гибридом двух указанных выше типов тирании. Но если вы сравните Иосифа Виссарионовича Сталина с Адольфом Гитлером, то Вы найдете, что они полностью не похожи друг на друга. Они произвели ужасные явления в истории и принесли невыразимое страдание и смерть большому количеству людей, но в разной манере и из разных побуждений.

Гитлер был схвачен и поднят на высоту неконтролируемыми силами своей таинственной психической природы и удержался при помощи душ своих людей. Он ехал на гребне волны этих сил, пока длился психический шторм. И как только он стих, реальная власть Гитлера, не имеющая отношения к внешней стороне власти, - террору, армии и оружию, - его внутренняя власть управлять и делать то, чего он желал, иссякла. Если взглянуть на историю Второй Мировой Войны, то можно точно определить время, когда фортуна начала покидать Гитлера — когда он больше не был переполнен своим исключительным, злым, импульсивным, но в действительности творческим вдохновением, сопровождающим его карьеру с самого начала. Гитлер начал терять связь с "богом" вдохновения и власти в то время, когда психическая эпидемия у немецкого народа начала утихать; и когда это случилось, он больше не был олицетворением великих, мощных сил бессознательного своих граждан. Стоит отметить, что Гитлер пришел к власти и удерживал ее в течение значительного времени по воле подавляющего большинства немецких граждан. Гитлер был популярным правителем приблизительно до 1942, плюс-минус год. Таким образом, существуют почитаемые тираны. Тирания никоим образом не исключает поддержку народа.

Теперь, наперевес Гитлеру, противопоставим фигуру Сталина – всегда холодный расчетливый человек, полностью контролирующий свои мысли и чувства; дипломатичный, умный и, за исключением последних лет своей жизни, чрезвычайно реалистичный в оценке всего происходящего вокруг. Он был человеком, который стер с лица земли миллионы людей не в какой-то фантастической эмоциональной одержимости расовым мифом, а благодаря полностью холодному, расчетливому менталитету вывел то, что такой специфический курс действий был в его интересах и на выгоду общей цели. Мы находим, конечно, что наряду с этими очень живучими тираническими системами, есть и другие, попадающие в промежуток между этими категориями и имеющие определенное отношение и к первому, и ко второму типу. Например, мы находим много диктатур и тираний в Латинской Америке и в Странах третьего мира. То же самое верно в различных местах, где власть осуществляется народом, который или склоняется в сторону психологической диктатуры или, с другой стороны, просто с холодным расчетом манипулирует своей властью, чтобы ее удержать.

Тирания Гитлера

Так как психологический подтекст и аспект правления в большей мере относится к нашему разговору о свободе, в дальнейшем я уделю особое внимание тирании Гитлера. Гитлер, не без оснований, воспринимается многими людьми как воплощение монументального зла. Он виновен в самой великой и самой разрушительной до настоящего времени мировой войне, он также был тираном, вызвавшим Холокост, уничтоживший миллионы людей. Все это он проделал в течение относительно короткого, но очень напряженного промежутка времени. "Тысячелетие Рейха" продлилось не намного больше пятнадцати лет. И все же за этот короткий период времени Гитлер сделал все, чтобы достичь величайшего разрушения и резни как в своей стране, так и за ее пределами, неизвестного ранее в истории. Это поразило людей, и поражает их до сих пор. Это особенно удивляет людей, которые не видели, как это произошло, хотя даже и те, кто видел, удивлены этим еще больше.

Трудно признать, что явление, такое как Гитлер имело полностью мирской и естественный характер. Слишком ошеломляет мысль о том, что такая массивная резня могла случиться просто так, и поэтому очень легко в уме возникает предположение, что какие-то необычные, ненормальные, иррациональные, или возможно даже сверхъестественные силы вмешались в это все. И в самом деле, все больше литературы, кажется, продвигает именно эту точку зрения. Очень часто, когда в мировой истории мы встречаем кого-то, кого считаем олицетворением зла, мы склонны предположить, что зло, принесенное этим человеком в мир, настолько колоссально, что должно иметь источник вне этого человека — что настолько много зла не может принести одна личность, или даже группа людей. Мы предполагаем, поэтому, что некое метафизическое, дьявольское, своего рода сатанинское зло замешано здесь.

Это отнюдь не нелепое заключение само по себе — не потому, что я лично верю в дьявола с рожками и хвостом, хотя я иногда жалею об этом, потому что это – интересный и романтичный взгляд на зло. Но, к несчастью, мы не можем в действительности связать вид чертовщины, происходившей тогда в Германии, с обычным видом романтических чертей. Было задействовано что-то еще. В сущности, у каждого есть свой собственный дьявол, и когда люди предали древних бесов забвению, оставив их в Средневековье, они должны были начать изобретать своих собственных чертей. Конечно, у Гитлера были свои бесы - еврейский народ. Он чрезвычайно нуждался в них, потому что благодаря этой ненависти, этого антагонизма, этой пропаганды, он и пришел к власти. Подобным образом многие люди обзаводятся собственными чертями.

Позже, в оккультных и метафизических кругах возник миф о черной магии Гитлера, или о чертовщине Гитлера. Это понятие было прежде всего документально подтверждено в любопытным сборнике идей под названием «Копье Судьбы» английского автора Тревора Равенскрофта. Эта маленькая книга упала на мир своеобразной бомбой приблизительно в 1973, вызвав много шума. Равенскрофт не был одинок в своей попытке объяснить феномен Гитлера с точки зрения странного, злого, оккультного мифа. Он был вдохновителем и предшественником нескольких других, в особенности французского автора Жана-Мишеля Анжебэ, книга которого Hitler et la Tradition Cathare, (Гитлер и Традиция Катаров), была переведена на английский язык под названием «Оккультизм и Третий Рейх». Книга Анжебэ очевидно дала Равенскрофту общее представление о том, как придумать интересный миф.

Жан-Мишель Анжебэ пишет согласно жанру, существовавшему в течение длительного времени, и в особенности во Франции. У французов есть традиция, по которой люди пишут книги якобы с одной точкой зрения, но в то же самое время тайно преследуют различные цели, часто противоречащие ей. В книге Анжебэ ясно и понятно сказано, что Гитлер обладал Святой Чашей Грааля, которая до того времени была во владении Катаров. Согласно Анжебэ, Чаша Грааля была найдена немецким археологом в пещере в Пиренеях и отправлена в Германию. Простой и дикий тезис Анжебэ вдохновил создателей недавно популярного фильма «Индиана Джонс и последний Крестовый поход», который точно повторяет это сценарий за исключением окончания.

Тревор Равенскрофт добавил к мифу еще и то, что наряду с Чашей Грааля, Гитлер обладал различными другими магическими артефактами, в том числе и таким как пика или копье. Он пересмотрел тезис Анжебэ, и обратиться к копью, которое он назвал "Копье Судьбы". Копье Равенскрофта не должно было выйти на свет из Пиренейских гор; вместо этого оно отдыхало в одном из прославленных запасников Имперского Музея в Вене, где я был несколько раз. Я, возможно, даже видел копье или его копию, потому что я посетил комнату в Музее Хоф в Вене, где хранятся Reichskleinodien, что означает "Имперские безделушки". Среди них было много священного хлама, включая поддельное Копье Longinus, которое Равенскрофт повторно окрестил Копьем Судьбы.

Кратко говоря, тезис, представленный к обсуждению Равенскрофтом, гласил, что копье, обладающее большой магической силой, попало в руки Гитлера. Посредством этого объекта власти он был в состоянии воплотить все зло, которые он сотворил. Рэвенскрофт добавил все виды путаницы и преднамеренную оккультную неразбериху в жизнь Гитлера. Например, он утверждал, что множество немецких политических деятелей, государственных деятелей и лиц, состоящих в околополитических кругах, в какой-то момент имеющих некоторую связь с нацистской партией, участвовали в оккультной или близкой к ней деятельности.

Эта идея допустима, потому что период между двумя мировыми войнами был до некоторой степени весьма подобен нашему нынешнему. В Европе, и особенно в Германии, значительно возрастал интерес к оккультизму и метафизике. В это время организации и отдельные учителя имелись в большом количестве, от наиболее представительных и интересных, таких как доктор Рудольф Штайнер, до в значительной мере бестолковых, таких как Ланц фон Либенфельс и генерал Эрих Людендорф. И поэтому легко найти отдельных людей в окружении Гитлера, или в некоторой связи с нацистской партией, кто был вовлечен в оккультные исследования.

Прошедший первую мировую Глава Имперского Главного штаба, граф Хельмут Фон Мольтке младший, был близким соратником и учеником Рудольфа Штайнера. Кроме того, генерал Мольтке был весьма убежден в том, что у него было много предыдущих воплощений, о которых он свободно говорил. Неудивительно, что он не продержался очень долго на своем посту в Первую Мировую Войну. Ряд других выдающихся немцев также имели причастность к оккультизму, такие как профессор Карл Хаусхофер, бывший генерал, ставший профессором Мюнхенского университета. Он был известен своей разработкой термина и идеи геополитики. Были и другие, включая Дитриха Eккарта, главу Рабочей Партии Германии, предшественницы нацистской партии, и ему подобных. Но ни один из этих фактов в любом случае не доказывает, что действия Гитлера были основаны на колдовстве в обыденном смысле слова.

«Колдовство» Гитлера

С моей точки зрения, Гитлер владел колдовством, но оно имело совсем иную природу, нежели подразумевал Равенкрофт. Было два фактора, вовлеченные в тип колдовства, которым владел Гитлер. Первый из них, который можно было бы назвать в некотором смысле положительным, - это чары волшебной личности Гитлера. Он был одним из тех харизматических людей, которые в состоянии передать большому количеству людей те идеи и суждения, которые иначе могли вызвать сопротивление. Нет абсолютно никакого сомнений в том, что это было так. Он был чрезвычайно околдовывающей личностью, но в то же самое время не располагавшей к себе. Он ни в коем случае не был красивым, а скорее потертым и тощим на вид, с голосом, который не был особенно звучен или благозвучен к немецкому языку, и был совсем не эстетичен. Он говорил на немецком языке с австрийским акцентом, и при этом довольно вульгарно. Было очень немного в этом человеке из того, чтобы впечатлить общественность. Все же, как только он выходил на платформу, заговорил в своей кричащей манере, он заставлял аудиторию приходить не смотря ни на что, он приводил в восторг, и убеждал, и околдовывал людей самым удивительным образом. Это было то, что можно назвать "положительной" силой, происходящей от Гитлера.

С другой стороны, у Гитлера также имелись и "отрицательные" колдовские чары, потому что он был в состоянии вызывать волшебным образом отрицательное проецирование неприязни, ненависти и антагонизма из глубин бессознательного очень многих людей. Он взывал, на самом-то деле, к тем самым чертям, тем самым демонам, которые в бессознательном этих людей хотели ненавидеть; он трансформировал людей посредством этих специфических отрицательных сил. Современный немецкий историк Эрнст Нольте отметил, что имя Гитлера было известно в любой сфере, среде, независимо от ее специфики. Нольте подразумевал под этим не обязательно спиритуалистическое значение этого термина, а скорее способность человека стать транслятором для обычно подавляемых и подавленных сил бессознательного большой массы людей. Посредством комбинации этих чар Гитлер стал невероятным в психологическом отношении вдохновленным тираном эпохи.

Мы можем упомянуть еще и возникший в связи с этим своеобразный интерес в литературе, вечно ищущей темные углы в действиях Гитлера, ведь ей даже удалось связать Гитлера, без малейшего на то основания, с жившим в те времена во Франции российским магом Георгием Ивановичем Гурджиевым, французом Луи Повелем, бывшим учеником и недолюбливателем Гурджиева. Повель отошел от Гурджиева, и впоследствии, сознательно или бессознательно, хотел отомстить старику, сочиняя книги, в которых он обвинял Гурджиева в каждом виде гнусной деятельности, которая только существует в мире. Повель, в конечном счете, написал книгу в соавторстве с Жаком Бержье, бывшую также весьма популярной и в Европе и в Америке, под названием «Утро магов» или «Заря магии». Книга бросала журналистскую пыль в глаза общественности, подразумевая, что так или иначе из своего одинокого и нуждающегося изгнания в пригороде Парижа, Гурджиев управлял Гитлером и говорил ему, что сделать. Идея, разумеется, весьма нелепая. Много фантастических историй о Гитлере циркулировали подобным образом. Но мы должны запомнить прежде всего то, что было на самом деле в случае Гитлера, поскольку это очень часто и есть «колдовство» в реальности. Явление имело чудесную природу, но это не то волшебство и колдовство, придуманное и воплощенное этими людьми в своих книгах. Оно носило намного более прямой, но также и намного более разрушительный характер.

Пример Германии

Что же тогда фактически случилось в Германии? Какая психологическая сила мотивации вознесла тиранию Гитлера на вершину? Гитлеру не нужно было призывать демонов, как это классически делают маги. Воззвание было сделано для него силами истории. К примеру Германии мы все должны отнестись с большой серьезностью и извлечь из него уроки. В большей степени, нежели любая другая нация или любой другой народ, Германская Империя подошла к преобразованию в обучении, своей общественной жизни, официальной государственной церкви и в ее религиозной жизни путем рационализма, закона и порядка. Начиная с объединения немецкой нации и учреждения Бисмарком Германской империи, Германия шла этим курсом с конца девятнадцатого века. Романтичный, поэтический, чувственный аспект души немцев, их влечение к темным тайнам бытия, вспомним Фауста, как и богатый литературный немецкий язык – все это было постепенно загнано в подполье. Следовательно, колоссальные силы эмоциональной власти росли в бессознательном немецких граждан. Разум управлял. Эффективность управляла. Закон управлял. Мир, по крайней мере, внутренний мир, всегда был основой для того, чтобы укрепить управление разума, но под всем этим кипели колоссальные эмоциональные силы.

Тогда вмешались исторические обстоятельства. После поражения так называемых основных сил (Германии, Австро-Венгрии и Османской империи) в конце Первой Мировой Войны, вся установленная структура, со всей ее физической и психологической властью была сломана. Немецкая империя пала. Император Вильгельм II бежал в Голландию, и вся система разрушилась с большой помощью извне. В первую очередь были разрушены символы власти, символы закона и разума. Создался огромный психологический вакуум. Средств контроля, которые сдерживали силы бессознательного в течение такого долгого времени, больше не стало. После относительно краткого периода колебаний, из бессознательного немцев вырвались демоны ада, древние Боги, как Карл Юнг назвал их, - древние, воинственные, жестокие, бескультурные, разрушительные, скандинавские, германские боги предшествуюшей эры, символически говоря произвели взрыв, поднявшийся над землей и охвативший умы и души людей. И как это неизбежно случается в такое время, возник человек как олицетворение этих сил. Бессознательные силы, архетипы, боги, как мы не назовем их, всегда найдут своего выразителя, свою среду, свой мундштук. И главным мундштуком для этих сил стал, конечно же, Адольф Гитлер.

Пути, которыми действовал Гитлер, особенно в течение того периода, когда он все еще имел успех, психологически очень интересны. Гитлер был полностью неспособен и не желал создавать любую отчасти систематическую организацию труда. В этом отношении он очень отличался от остальной части немецких людей. Он обладал богемным, творческим темпераментом. Он был неважным художником, который не способен ворваться или выделиться в творческом мире, был более или менее бродягой большую часть своей жизни, и оставался им, пока не попал в армию во время Первой Мировой войны, а затем, после этого, в политику. Тем не менее, с этим совершенно неорганизованным и бессистемным образом жизни и способом мышления, Гитлер был способен использовать свою невероятную творческую интуицию в своих целях. Люди, знавшие его и бывшие в его окружении, рассказали бы, что при необходимости принять важное решение, Гитлер будет медлить в течение многих дней или недель. Он будет ходить кругами по своей квартире, находящейся, как правило, в горных отступах Бертесгадена, и вести себя очень нервно. У него был ужасный характер. Он был несчастен до крайности и подвергался бы невероятным приступам депрессии и неразберихи в это время. Что-то очевидно кипело и вспенивалось в нем. А потом вдруг он вышел бы из своей комнаты, его глаза прояснились, выражение лица изменилось бы. Он достиг решения; оно пришло к нему. Тогда он двигался со скоростью молнии, давая команды каждому по всем линиям. И затем, конечно же, его великолепно организованный военный и политический аппарат исполнил его решение.

В то время как Гитлер был в состоянии действовать и функционировать этим способом, он имел невероятный успех во всем, что он предпринимал. Когда война, в частности русская кампания развертывалась не в его пользу, он был вынужден перейти к более или менее здравому смыслу, и, собрав своих офицеров и генералов, организовать военный штаб, потому что в манере истинных тиранов он покончил с различными традиционными отделениями армии, существовавшими до его прихода к власти. Он не мог делегировать полномочия. Он уволил главнокомандующего вооруженными силами и сконцентрировал высшую власть на себе. Вследствие этого он теперь должен был подчиняться определенной форме военной дисциплины. Он должен был двинуться в ставку. Он должен был проводить регулярные встречи штата. Он должен был поддерживать регулярный рабочий день. Интересно, что как только Гитлер сделал это, его решения и его стратегии начали становиться ошибочными. И чем дольше он оставался в военной рутине, которая шла вразрез с его художественно-роковой интуицией, и возможно даже психотическим способом создавать что-либо, тем меньше успеха он имел. В двух словах это описывает то, как Адольф Гитлер проигрывал войну.

Так в Гитлере мы признаем демоническую, медиумическую личность, очень невротическую, но в то же самое время значительно созвучную основным психологическим силам, которыми в то время он мог управлять своим собственным способом, добиваясь своих целей с огромной эффективностью. Когда он не смог этого больше делать, земля начала уходить у него из под ног.

Одним из очень немногих людей, которые признали этот специфический, психический, демонический характер нацистской тирании, был Карл Юнг. Из-за понимания Юнгом Гитлера, он был противоправно обвинен в симпатизировании нацистам. Это обвинение также имело некоторое отношение к желанию Юнга спасти психоаналитическое движение в то время, когда нацисты получили превосходство в Германии. Так как Юнг был тогда единственным ведущим человеком в движении аналитической психологии, который не был евреем, он попытался удержать это положение лидера Международной и Немецкой Психоаналитической Ассоциации, и должность редактора ее журналов. Но Юнг очень скоро понял, что нельзя было сделать этого, не будучи полностью порабощенным нацистким правительством; и поэтому он подал в отставку. У него даже была очень неприятная личная встреча с немецким пропагандистом доктором Йозефом Геббельсом, которая завершилась руганью. Юнг был одним из очень немногих людей, я думаю, кто отчитал Геббельса и избежал неприятностей. Но при этом, конечно же, Юнг был швейцарцем, и довольно важным швейцарцем, и поэтому в некоторой степени был защищен.

Итак, в случае нацисткой Германии мы столкнулись со своеобразным и таинственным психологическим феноменом, из которого можно извлечь уроки. Какие выводы мы можем сделать? Во-первых, я думаю, мы можем выявить, что хорошо подготовленные, высокообразованные страны и народы высокого культурного уровня, хорошо обученные, хорошо образованные, хорошо знакомые с культурой своей страны, обладающие рациональным умом и логикой, знающие характер развития промышленности, могут в очень короткий срок стать жертвой психических сил, которые полностью противоречат этим качествам и способны смести не только десятки или сотни тысяч, но и десятки миллионов, и в случае необходимости, сотни миллионов людей. Если это явление было возможно тогда, оно возможно и теперь. Психические эпидемии могут происходить не только в Германии. С учетом этого, как можно предотвратить возникновение подобных эпидемий?

Предотвращение психических эпидемий

Юнг считал, что люди, психэ которых не хватает эффективных методов для интеграции противоположностей культуры, психических сил, эмоций, чувств и мышления, очень сильно подвержены психическим эпидемиям, даже если человек с подобными особенностями чрезвычайно уязвим психологически. Когда внешних средств контроля слишком много, а своих мало, внутренние ограничения в конечном счете уступают дорогу внешним. Даже если бы Первая Мировая Война не закончилась бедствием для Германии, даже если структура власти и символы не были бы разрушены, и огромный международный экономический кризис не начался, возможность своего рода вспышки, своего рода эпидемии души все равно имела бы место в Германии, возможно и не такой величины, как мы увидели с приходом Гитлера, но что-то решительно бы произошло.

Поэтому мы должны пересмотреть наше опасное и неудачное предположение о том, что мы можем управлять жизнью на личном или коллективном уровне общества, с помощью одного лишь менталитета, обладая лишь сознательным направлением. Вся картина нашего мышления, наша односторонность, наша чрезмерная ориентации к сознательным целям, должна существенно измениться, если мы хотим выжить. Мы должны также признать, что позади этой односторонности, этой безразличности к побуждениям бессознательных сил, стоят древние и смертоносные архетипические силы, которые держат нас в своей власти, даже если мы отказываем им в преданности. Прозвучит неразумно утверждение, что Гитлер или Сталин действительно страдали от "комплекса Иеговы" и управлялись религиозными силами. Эти люди сознательно отрицали свою зависимость от богов, или от Бога. Но тем не менее то, что они отрицали, использовало их! Символические реалии религиозной природы жили позади их различающихся, но все еще отчужденных и односторонних психологических установок. Эти реалии выражались в ведении ими государственных дел. Оба лидера управляли и манипулировали многомиллионной империей, но сами они были под контролем архетипических символов изнутри своего существа, в меньшей степени в случае Сталина и в большей в отношении Гитлера.

Существующий мир показывает вполне ясно правила этих символов. Посмотрите на Исламский мир сегодня. Власть, которой обладают исламские революционеры Ирана и различных других стран, просто напросто основана на религиозном мышлении и очень сильных архетипических символах, и лидеры знают как использовать их для управления массами. В то время как присутствие религиозных символических сил особенно очевидно в случаях прямой теократической тирании, такой как в исламских государствах, мы должны также признать, что подобные обстоятельства проявлены и в других странах. Религиозное происхождение лежит в основе большинства современных тираний, будь то фашистская, коммунистическая, исламская или любая другая идеология.

Что это за силы и откуда они берутся? Мы не можем здесь проанализировать их все, но зато упомянем по крайней мере одну, которая подходит больше всего. У идеологической тирании неизбежно есть многие сходства с моделью унитарной, единой картины мира, которая берет начало из ортодоксальных, крупных, монотеистических мировых религий, - Христианства, Иудаизма и Ислама. Они - «первостепенные истинные пути» к совершенству. Их мировоззрение объявляет, что есть один Бог, одна правда, один стандарт нравственности, одно действительное откровение для всех людей, которые разумны и заинтересованы в спасении своих душ и поэтому обязаны принять эту и только эту истинную модель реальности. При всех своих недостатках восточные религии, такие как Индуизм, Буддизм и Даосизм, не несут в себе этой идеи. Фактически, все модели приходят к согласию с Иудаизмом, который, как типичная одержимость все еще главенствует над захваченным в первую очередь христианским миром, и почти завоеванным исламским.

Как было сказано в этой книге, в нашей культуре существует две традиции. Первой является еврейская традиция "одного Бога - одной реальности", которая была доминирующей посредством негностического Христианства с третьего века. Несмотря на победу Никейских отцов, традиция альтернативной действительности и ее альтернативной духовности продолжает существовать глубинным образом. Как сказано выше, гностическое мировоззрение основано на противоположностях или дуальностях, если мы будем использовать этот хитрый термин. Сторонники этой модели реальности могли легко и естественно предположить плюралистическое общество, в котором политические и экономические силы мирно взаимодействуют с друг другом, чтобы привести к новым результатам. Конфликт приводит к принципу синтеза, проявленному в избирательной демократии и свободной экономике, и являющемуся естественным расширением духовной модели герметического Гнозиса. Европейские монархии, напротив, были основаны на божественном праве королей, - идее, появившейся из единого мировоззрения еврейской религии, видоизмененной средневековым христианством. Даже монархи эры Просвещения не могли на деле предположить общество свободно взаимодействующих сил, где они могли только управлять, а не править. (Нельзя сказать, что у европейских монархий, не было намного большей близости к психологии своих народов, чем у отчужденных теневых республик, установленных на их месте, часто с американской подачи.)

Современная тирания - наследники монолитного мировоззрения ортодоксальных иудо-христианско-исламских религиозных архетипов. Гитлер, возможно, был в некотором смысле олицетворением древних германских богов, но его методы в большой мере соответствуют архетипу Иеговы. Идеологическая тирания марксизма также по существу верна этому архетипу. Кастро, Ленин и Mao Цзе Дун были сродни великим инквизиторам; они все считали, что "истина не имеет права на ошибку".

Альтернативная духовная традиция по своей природе противоречит тиранической модели реальности, которая служит архетипической основой для всех современных идеологических диктатур. Альтернативная традиция может также признавать одного Бога, но она не верит в единственное откровение или единственный закон, а следовательно в единственную истину. Это - духовно плюралистическая традиция, которая созвучна двойственным силам, создающим модели роста и преобразования в мире. Это картина мира, радикально отличающаяся от монолитного рисунка монотеистических религий. Она способствует миропониманию, включающему двойные принципы свободного правительства и свободного предпринимательства.

Наш мир видел три главных варианта идеологической тирании в новейшей истории: немецкий национал-социализм, советский коммунизм и исламская теократия. У них есть свои формы и типы, но этого достаточно для нас, чтобы назвать их основными моделями. Каждая из этих диктатур основана на унитарной модели реальности, которая исходит из архетипа Иеговы. В то время как все три являются антихристианскими, и две из них даже антирелигиозными, все они на самом деле питают самые могущественные архетипические источники господствующей религиозной тенденции западной и средиземноморской культуры.

Традиция альтернативной духовности - главный противник этой тирании. Переданный герметиками, гностиками, каббалистами принцип творческой двойственности способствует плюралистическому и свободному отношению к обществу и экономике. Без сомнений, верно и то, что многочисленные христианские фундаменталисты отчаянно защищают свободное предпринимательство или некоторые атрибуты политической свободы, но они не могут действительно поддерживать свободу, потому что сами они находятся во власти Бога-рабовладельца. Наоборот, у многих людей, испытывающих интерес к эзотерическим и герметическим принципам, есть неблагоразумная привязанность к социализму и связанным с ним идеологиям, без понимания того, что эти системы неизбежно противоречат герметическому принципу свободного взаимодействия противоположностей. И фундаменталисты, которые поддерживают свободу, и гностики, поддерживающие социализм, виновны в радикальной несогласованности. Обеим сторонам необходимо понять, что герметический принцип будет работать только при условии свободы во всех областях жизни. Чтобы участвовать в алхимическом процессе в полной мере, люди должны быть свободными не частично, а полностью; их свобода должна быть политической, духовной, экономической, сексуальной, интеллектуальной, профессиональной, образовательной и во всех других областях. Единственные ограничения свободы должны быть вызваны законными и очевидными правами других людей. Что-нибудь за исключением этого не истинная и неэффективная свобода. Только последовательное, бескомпромиссное уважение свободы может иметь результат, поскольку только такое отношение выражает герметический принцип в чистом и неразбавленном виде.

Модели реальности, основанные на учении гностиков и психологии Юнга - две из многих созвучных с ними источников герметического либертарианства в наши дни. Гностический метод был прежде всего мифологическим, потому что через миф и символ обычно понимаются важные принципы жизни. Ранняя гностическая мифология говорит, что архонты, или правители этого мира, склонны предотвратить человеческую свободу и независимость. Архонты и демиурги - представители психологической унитарности и монолитности; поэтому они - тираны по своей природе. Современная глубинная психология, в особенности представленная Юнгом, соглашается с этим символическим утверждением. Одним из самых больших достижений Юнга было то, что он признал

Жизненную взаимосвязь герметической, алхимической и гностической символики. Таким образом, он приложил свою руку к открытию чрезвычайно важной истины: трансформационной задаче Гнозиса, возможной посредством творческого взаимодействия и соединения противоположностей. Неудивительно, что и Юнг и гностики придерживались либертарианских и антитоталитарных взглядов. Они не могли считать иначе, не насилуя свои принципы и свои самые глубокие духовные обязательства.

В то время как это может показаться банальным и несовременным патриотизмом, мы должны заявить еще раз, что американская республика, с ее герметическим происхождением и глубоко укоренившимися архетипическими образами алхимической и гностической традиции, является все еще самой большой надеждой на свободу в нашем мире. Эта страна, конечно же, не совершенна. Ничто не идеально в этом мире. Далекое от реальности понятие о том, что земное может быть совершенным, является другой ошибкой ортодоксальной иудейско-христианской теологической модели. Так как Бог совершенен, следовательно, и мир Бога должен быть также совершенен. Но это не так. Гностики выражали эту истину мифологически, говоря, что создатель этого мира отнюдь не прекрасен, а скорее несовершенное, глупое существо, которое создало некорректный мир как воплощение своих собственных недостатков. С другой стороны, люди, по мнению гностиков, в некотором смысле превосходят создавшее их божество, и поэтому могут видоизменить мир в соответствии со своим Гнозисом. Они, возможно, не в состоянии усовершенствовать мир, но они могут улучшить его, совершенствуя себя.

Американская республика - все еще алхимический сосуд свободы. Система сдержек и противовесов между различными силами, такими как противоположности рабочих и управленцев, консерваторов и либералов, демократов и республиканцев, так же как другие полярности, продолжает создавать философский камень. Стоит упомянуть, что эта страна никогда не поддерживала ни однопартийную диктатуру, ни многопартийную систему по примеру Европы. Возможно, герметический принцип лежит в основе структуры этой республики и требует обоюдного взаимодействия, так, чтобы истинным алхимическим способом, противоположности могли взаимодействовать и объединиться и этим ясно показать новый прогресс. (Более подробно, см. главу 9.)

Пока американские граждане помнят эти принципы и живут по ним, пока они не разрешают ни одной из полярностей иметь приоритет слишком сильно и слишком долго, Америка останется творческим алхимическим сосудом, по крайней мере отчасти достойным своей герметической основы. Поэтому требуется сохранять бдительность людей в этой стране и культуре, чтобы гарантировать длительное эффективное функционирование герметического сосуда или алхимического сурового испытания, известного как Соединенные Штаты Америки. Если такая бдительность будет присутствовать, мы должны не бояться никакой тирании; никакое зло не может захватить наш творческий потенциал и освободить нас от нашей трансформационной задачи. Наша наивысшая свобода, оправдывающая все другие, - это свобода внешне стать теми, кто мы уже есть в нашей душе. Таким образом, единственная цель, к которой стоит стремиться в нашей личной или коллективной жизни, - это обретение свободы и силы, чтобы вырастить, развить и преобразовать себя, тем самым приближая великую архетипическую парадигму, гностическую модель бытия, укоренившуюся в нашей природе давно, глубоко, вне времени и вне этого мира. И, если мы будем помнить это и воплощать в нашей жизни и действиях, то мы с чистой совестью можем повторить вслед за Джулианом Норвишом и с Т. С. Элиотом:

И все будет хорошо;

И все вещи будут хороши.

National-Sozialistische-Deutsche-Arbeiter-Partei

30 января 1933 года Адольф Гитлер был провозглашен рейхсканцлером в полном соответствии с тогдашней конституцией Германии. Уже в феврале 1933-го года он отменил свободу печати и свободу собраний, в марте - лишил власти парламент, в апреле - упразднил правительства федеральных земель, в мае - разогнал свободные профсоюзы, в июле - запретил все партии, кроме национал-социалистической. В апреле же начались бойкоты принадлежавших евреям магазинов, евреям было запрещено работать врачами, адвокатами, журналистами, учителями в школах и преподавателями в вузах. И уже весной 1933-го года были созданы первые концентрационные лагеря.

Jean-Michel Angebert, The Occult and the Third Reich

нем.Rudolf Steiner, 1861-1925 - австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия.

нем. Jörg Lanz von Liebenfels 1874-1954 - религиозный фанатик, считавший себя отцом национал-социализма. Будучи послушником монастыря Хейлигенкрейц, в котором он находился в течение шести лет, Либенфельс заинтересовался расовыми вопросами. Оставив монастырь в 1899, он основал Орден Верфенштейн (Ordensburg Werfenstein), целью которого было содействовать "чистоте" расовых основ арийской нации. В собственном журнале "Остара", названном в честь тевтонского бога красоты, Либенфельс отстаивал концепцию расовой чистоты. Несмотря на то, что журнал выходил нерегулярно, общий его тираж в Австрии и Германии достигал 100 тыс. экземпляров.

Нем. Erich Ludendorff, 1865 – 1937 - немецкий пехотный генерал (1916), один из идеологов германского милитаризма. Активный поборник развязывания новой мировой войны, автор концепции «тотальной войны».

The Morning of the Magicians или The Dawn of Magic

Создание в 1871 году вокруг королевства Пруссия федеративного государства Германская империя из нескольких десятков независимых государств с немецким населением.

Пер. Юлия Трусова (Kseona)

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики