IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Суббота, 07 августа 2010 16:36

Стефан Хёллер Алхимия Свободы для современного общества Глава 8 Шаманская Америка

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества

Глава 8

Шаманская Америка:

Древний фундамент американской культуры

Было поэтически сказано, что никакой человек не остров. Самопознание, индивидуация — эти современные выражения Гнозиса не достигаются в вакууме, а в культурном и социальном контексте. Такой контекст неизбежно обладает своими собственными географическими, этническими и историческими корнями, без которых и сам процесс индивидуации, и ее психологические свойства становятся размытыми. Несмотря на сегодняшние разговоры о глобальной или всеобщей духовности, важно признать, что ни духовность, ни самопознание не могут начаться в общем масштабе, а скорее должны брать свое начало и расти в определенном культурном контексте. Мы должны также признать, что лучшая гарантия от вторжения в наши жизни пагубных аспектов бессознательного – выявление и установление определенной причины наших проблем. Бессознательное подобно океану, как и океан, оно обладает колоссальной энергией, но для того, чтобы его силы действовали в конструктивной манере, оно должно находиться в определенных условиях.

Необходимо знать, что контекст нашей культуры важен для нас, и что на него существенно опираются наши психические процессы. Мы не живем и действием исключительно в своем личном изолированном пространстве эго, но при этом мы не обитаем в необъятности всей планеты. У каждого из нас есть культура, история, среда и необходимый фон, на котором разворачивается наша собственная алхимия. На языке алхимии мы могли бы сказать, что наша культура – реторта, где происходит наше преобразование. Поэтому мы обязаны вникнуть в природу и характер этой реторты, и тем самым поспособствовать продвижению нашей трансформации.

Американская культура не началась с того момента, как Колумб шагнул на континент. Поскольку каждый ребенок имеет наследственность, древняя Америка с ее коренными жителями – это наследственность культуры, установленной в более поздние времена. Одним из самых замечательных событий последних десятилетий стал растущий интерес многих людей к культуре коренных американцев, часто называемых индейцами. Применяя психологические термины к культурному контексту, можно было бы сказать, что коренные американцы были в течение долгого времени основными носителями тени белой цивилизации во многих странах американского континента. Концепция тени к настоящему моменту так хорошо известна, что нет необходимости объяснять ее подробно. Достаточно обозначить, что с точки зрения психологии тень - отверженная часть индивидуального психэ, которая, тем не менее, остается приложенной к эго, точно так же как и тень остается приложенной к физическому объекту. Тень содержит двойственные или нежелательные элементы психэ, которым разрешили уйти в царство теней бессознательного. Пока она не поднята на поверхность сознания, она преследует индивидуальное психе и пагубно влияет на него.

Вполне вероятно, что по крайней мере в Соединенных Штатах, тень коренного жителя Америки сейчас интегрируется в сознание, что способствует индивидуации коллективного психэ. Полезно отметить, что в Европе, которая не была затронута индейской культурой, и где люди увлекались чтением романтической литературы о "благородных дикарях" древнего Запада, вымышленных племенах Апаче и могиканских воинах, это был предмет исключительно положительного проецирования. Сам К. Г. Юнг любил эти элементы древней Америки, с которыми у него была возможность соприкоснуться. Хорошо известно о его встрече и длительной дружбе с руководителем индейцев штата Нью-Мексико. Другой интересный случай рассказан ученицей Юнга Марией Луизой фон Франц. В своем дневнике она сделала запись следующей беседы:

Некогда я призналась Юнгу, что его психологические открытия и его отношение к бессознательному казались мне во многих отношениях сходными с самыми архаичными религиями, например шаманством, или религией индейцев Наскапи, у которых нет ни священнослужителей, ни ритуалов, они просто идут к своей мечте, в которую верят, следуя за "бессмертным великим человеком в сердце". Юнг ответил со смехом: "Прекрасно, тут нечему стыдиться. Это - честь!"

К. Г. Юнг, как и другие европейцы и большинство нынешних жителей Соединенных Штатов не имели никаких отношений с людьми, участвовавшими в прошлом серьезном конфликте между коренными и белыми американцами. Они могли бы услышать от своих прабабушек и прадедушек несколько неприятных рассказов о нападениях на обозы, идущие на запад, убийствах мужчин, женщин и детей, сожжении ферм, изнасиловании женщин и похищении детей. Еще несколько десятилетий назад много пожилых людей могли перечислить такие события. Проекция тени в эту область не происходит без причины. Не так уж и давно конфликт между американскими культурами был жестким, грубым и стоил многой боли и гнева обеим сторонам. Полезно учитывать, что эти воспоминания о злодеяния белых, наряду с событиями у ручья «Раненое колено», оставили свой психический отпечаток печального и сильного курса американской истории. Это было не только кровавым конфликтом коренных американцев и белых поселенцев, но также столкновением обычаев и религий их родных культур. Коренные традиции ужаснули европейцев и создали могущественную тень в коллективном американском психэ. Когда испанец Бернардо Диас написал о своем первом столкновении с жертвенными алтарями ацтекской империи Монтесумы в его работе «Завоевание Новой Испании», европейцы не могли не быть шокированы описанием храма, покрытого с пола до потолка кровью человеческих жертв, где всюду стоял сильный неприятный запах человеческой крови. Как говорят, история всегда пишется победителями и представляет их точку зрения, нет никакого опровержения сведений о тысячах человеческих жертв, приносимых ацтеками и некоторыми другими коренными культурами во времена Испанского Похода. С тех пор, как стало известно, что многие подобные жертвы были принесены и другими странами, легко увидеть, что эти методы носили подтекст геноцида. В одно и то же время празднуются юбилеи Христофора Колумба и высказываются обвинения в геноциде в сторону испанских генуэзских адмиралов. Подобные сравнения могут помочь установить объективную картину.

Сознание не увеличивается с односторонним видением. Даже с точки зрения американских поселенцев девятнадцатого века был нанесен незаконный ущерб коренному населению, поэтому безосновательные оправдания существующей эры свидетельствуют об этой односторонности. Несмотря на необузданный оптимизм в душах многих жителей Соединенных Штатов, относительно краткая история этой страны, как и любая другая национальная история, наполнена горем, жестокостью и конфликтами. Глубокие раны коллективного психэ неизлечимы, как бы старательно их не пытались лечить. (Например, можно также вспомнить серьезную травму гражданской войны, братоубийственное эхо которой все еще часто посещает нацию.) Цель существующего анализа не состоит в том, чтобы принять одностороннюю позицию защиты ценности древней Америки, а скорее сознательно понять те пути, которыми шаманская культура коренных жителей пришла в психический фон существующей культуры и как это может в дальнейшем повлиять на ее развитие.

Коренные американцы стали символом архаичного, теневого я, древней и, главным образом, амбивалентной составляющей нашего культурного наследия. Угнетение духа коренного американца было сильным; на самом деле даже большим, нежели угнетение духа темнокожих африканцев, насильственно привезенных из их родной Африки в Америку. Последствия этого подавления на коллективном психологическом уровне значительны. После выхода фильма «Похороните мое сердце в Вундед Ни» и растущего интереса к индейской духовности и шаманству, есть опасность появления печального чувства вины за прошлую несправедливость и юношеской ностальгии по событиям, пережитым только в воображении. Эго иногда реагирует на давления неудобной ему бессознательной тени враждебностью и в других случаях печальной сентиментальностью. Первая реакция также бессмысленна, как и вторая.

Все же нынешняя симпатия к коренным американцам важна прежде всего потому, что она указывает на появление, или по крайней мере на предпосылки подавления теневой стороны бессознательного нашей культуры. Во тьму должен быть принесен в свет, и тайное должно стать явным; только тогда душа может обрести целостность. Уроженцы Америки не незнакомцы, с которыми плохо обращались и которыми пренебрегали их родственники в доме американской культуры. Они не дикие иностранцы, а благородные старые соседи, с которыми мы сначала боролись, затем преследовали, и наконец забыли. Несмотря на их внешнюю неприметность и числовое меньшинство, эти благородные старые соседи могут внести большой вклад в культуру и коллективный разум и дух. Архетипы, которым несколько сотен лет, старые символы архаичного бессознательного на самом деле сильны и устойчивы.

Символическая действительность - странная и дикая земля, где древние образы порой обладают сильнейшей выживаемостью, в то время как более поздние символы и знаки рассеиваются в пустоте. Возможно, тотемы из перьев и ритуальные трубки мира окажутся более живучими, нежели звездно-полосатый флаг? И в то время, когда гордый американский геральдический орел утомится в своем полете, он может передать эстафету величественному крылатому змею Кетцалькоатлю, который обретет новую форму и смысл, представ на архетипических крыльях? Архетипы древней Америки не мертвы, они снова могут пробудиться от векового сна и привнести свою символическую мудрость и живучесть в хрупкую структуру нашей культуры. Если наше отношение к ним лишено агрессии с одной стороны, и чувственной романтизации с другой, то эти архетипы могут все еще действовать на нас как носители целостности, проводники духовных истин того времени.

Архетип Кетцалькоатля

Несколько примеров архетипических мотивов могут проиллюстрировать природу этой задачи психо-духовной ассимиляции. (Читатель направлен за дополнительной информацией к уважаемым источникам архаичных американских рассказов, таких как «Примитивная мифология» Джозефа Кемпбела, и работе «Маски Бога». Я бы советовал читателям консультироваться с достоверными источниками, работами по культурологии, мифологии и религии, а не черпать информацию в модной, но поверхностной литературе, имеющейся в большом количестве в настоящее время.)

У культуры доколумбовской Центральной и Южной Америки есть много важных мифов, которые хранят полезные и спасительные тайны для современных людей. Во многих отношениях эти культуры были удивительно сложны и своеобразны, хотя и нуждались в технологических и психологических механизмах. (Например, у Инков не было колеса и никакого письменного языка, за исключением вязания узлов) Из этих культур прибыл один из самых великих местных архетипов, бог-герой Кетцалькоатль, который впервые появился где-то в Центральной Мексике, но позже стал почти универсальным божеством Центральной и частично Южной Америки. Имена этого бога-героя менялись, но на различных языках они означали "пернатый змей".

Большинство легенд, документов и памятников изображают Кетцалькоатля в человеческом облике. Таким образом, он был человеком, змеей и птицей одновременно. Студенту мифологии эта комбинация скажет о многом.

Люди часто пытаются объединить принципы земли и огня (тело является земным, в то время как жизненная сила или душа представляется как огонь). Змея, будучи земноводным, выступает как водный символ, а птица как символ воздуха. Эти четыре элемента вместе в одном существе составляют в целом полный тетраморфный четырехкратный образ целостности. Этот символ сразу идентифицирует Кетцалькоатля как представителя парадигмы индивидуализированного эго, богочеловека, подобного архетипу Христа, которого Юнг связал с центральным архетипом психэ, Самостью. Юнг часто говорил, что образ спасителя в различных религиях, включая христианство, символически соотносился с образом целостности, известным как Самость.

Как и Иисус, Кетцалькоатль был сыном небесного отца и непорочной женщины, а один из его самых торжественных титулов звучал так: "рожденный от Девы". Испанские священники, которые стали главными летописцами этих древних религий, записали много странных историй о Кетцалькоатле. Каждый писал, что он был белым, пришедшим с севера, обладал сильным лбом, длинным носом, большими глазами и ниспадающей бородой. Он носил митру на голове, длинную белую одежду, украшенную маленькими крестами держал серп в руке. Другие писали, что Кетцалькоатль способствовал внедрению плавки металла, резки драгоценных камней и ковки металлических предметов. Эти странные описания свидетельствуют о том, что Кетцалькоаль может быть представлен как епископ, жрец и алхимик, который, властью священного огня может сломать грубую руду физической природы и ясно показать ее красивые и полезные свойства. (Mирча Элиаде в своей работе по алхимии определяет кузнецов как первых алхимиков.) Как иерофант, носящий митру на голове, Кетцалькоатль был священнослужителем и алхимиком, который превращает хлеб и вино в божественную плоть и кровь.

О Кетцалькоатле также говорят, что он учил людей, что все плоды, окропленные его кровью, были съедобными. Согласно древнему календарю он родился в день Семи Тростников, а умер в день Одного Тростника. Этот любопытный факт может символизировать сведение семи к единице, или восстановление воедино семи частей. Тайное учение часто делит человека на семь элементов, которые нуждаются в интеграции. (Более детально миф о Кетцалькоатле см. у Джозефа Кемпбелла, так же у Джеймса М. Прайса и Менли Холла в «Тайные учения всех времен» [Secret Teachings of All Ages])

Как змея, Кетцалькоатль купался по весне и строил могущественные подземные лабиринты и гроты, где жил в течение долгого времени. В память об этом во многих храмах, посвященных его культу, были сложные подземные ходы и помещения, в соответствии с записями служившие залами инициации. Он был также великим магом, великим некромантом. Он творил чудеса и даровал удивительные способности своим преемникам. (Посвященные обычно устанавливают "апостольскую" преемственность некоторого рода, как показывает опыт многих культур.) Кетцалькоатлю также приписывают изобретение иероглифического метода письма, а также владение языками. Качества архетипического жреца весьма очевидны. Учить говорить и писать – значит дать средства ясно сформулировать бессознательное, принести содержание из темных областей ума в сознание. Тот, кто не может говорить, тот меньше, чем человек, в то время как тот, кто говорит красиво и значительно - больше чем человек. Следовательно, словесное выражение – божественный акт.

Как в большинстве героических мифов, у Кетцалькоатля также был соперник, известный как Тецкатлипока, лорд темноты и ночного колдовства. Тецкатлипока решил, отравить Кетцалькоатля, чтобы избавить себя от него. Обманным путем ему дали яд замедленного действия. Когда он понял, что умирает, Кетцалькоатль ушел из своего храма в Туле [Tulla], приказав, чтобы его дом был сожжен, и направился к морю, чтобы отбыть. Детали его смерти - наиболее очаровательные фрагменты всего мифа. Сопровождаемый музыкантами, юношами и девушками, все из которых несли вруках цветы, Кетцалькоатль направился к Холуле [Cholula], где остался в течение некоторого времени, пока яд действовал и он медленно умирал. За час до своей смерти, он благословляет четырех молодых людей, сопровождающих его, и отсылает их домой, передав им свои тайны, и надежды ожидать его возвращения в будущем.

У легенды о Кетцалькоатле есть определенные общие черты с историей Диониса, который также отправился к морю в окружении восторженных дев и юношей, а затем исчез. Что все это означает? Кто этот таинственный жрец, который является сразу человеком, змеей и птицей? Откуда он явился; что сделал по пришествии; когда и как он вернется? Предположений и теорий множество, но они мало применимы. Некоторые говорят, что Кетцалькоатль был рожден звездой в пространстве, искусно путешествующей среди галактик, которая может вновь когда-нибудь сойти с небес на пламенной колеснице. Другие говорят, что он явился из таинственной и обреченной Атлантиды, с земли, погребенной в волнах, и что он принес магию и божественный свет с затонувшего континента на Запад. Но разве звезды внутри нас самих, и небеса души не велики в той мере, чтобы объяснить тайну Кетцалькоатля? Кроме того, разве не в нас самих великий архетипический континент, погруженный в воды бессознательного, на глубину, где живет царь Нептун и морские нимфы? Та большая, внутренняя, сакральная Атлантида является великой в той мере, чтобы послужить родиной великого Кетцалькоатля и принять его снова, когда он отойдет от смертных берегов. Бесспорно одно: в истории Кетцалькоатля великий миф об учителе и мессии был явлен нам опять. В нем мы можем разглядеть сходства с Христом, Гермесом, Дионисом, Oсирисом и другими героями-богами. Глубина этого мифа велика, и его архетипическая власть сильна. Многие черпают вдохновение в этой истории божественного изгнания, и многие пленены этим мифом до сих пор. Древняя Америка дала нам миф такой возвышенной архетипической природы, который можно сравнить только с самыми великими мифами Греции, Египта и кельтов.

Трикстер, архетип народа Равнин

В то время как могущественные империи майя, ацтеков, инков и другие культуры Мексики, Центральной и Южной Америки оставили нам весьма немало мифологических и религиозных источников, то же самое не может быть сказано относительно племен, населяющих Великие равнины Северной Америки. В течение многих столетий эти люди были кочевниками. Бедные и технологически отсталые, они часто изо всех сил пытались выжить. В второй части восемнадцатого столетия они достигли в некоторой мере материального и культурного богатства и власти, благодаря новому сильному союзнику - лошади. Испанские завоеватели Мексики импортировали европейскую лошадь в Новый Мир. Некоторые из этих лошадей одичали, и их потомство собиралось в большие стада мустангов, которые тогда мигрировали к северу. Народы Равнин приручали этих мустангов и делали из них верховых лошадей. Обзаведясь лошадьми, уроженцы равнин стали жестокими воинами и умелыми охотниками на буйволов, хозяевами прерии. Подвижность, священное веками герметическое качество сознания стала великим источником психологических и культурных сил среди этих людей. Поэтому недолгая слава охотников и воинов может быть приписана подвижности их лошадей, в то время как большая часть власти и славы нашей текущей цивилизации относится скорее к лошадиным силам двигателя внутреннего сгорания. (Каждый задается вопросом, будет ли эта слава также недолгой?)

В то время как легенды ацтеков и майя поднимают много любопытных вопросов, и много неправдоподобных и спекулятивных теорий, никто не может всерьез связать легенды племени команчей, и индейского племени "черноногих" с мистической Атлантидой, или с видоизмененным учением буддистских миссионеров из Азии. Эти народы по рождению были почти без исключения истинными представителями архаичного, первобытного человеческого психе, ближе к таинственному бессознательному источнику человеческой жизни, поскольку они были ближе к земле и солнцу.

Боги народов Равнин редко собирались в структурированный пантеон. Боги и духи были скорее неопределенными силами, редко оцениваемыми как сильные или слабые, и не всегда обладающими определенными признаками или ролями. Поскольку архетипы коллективного бессознательного могут определенно сказываться на росте и развитии человеческого эго, также и боги архаичного человечества все еще в значительной степени вне иерархии, без особых полномочий и областей влияния. Может быть полезно напомнить, что это описание архетипических духовных верований древних народов не предназначено стать клеветой на их культуру. Излишняя разрозненность духовных систем приносит с этим соответствующую потерю истинной нуминозности. Определенная категория богов не делает их более или менее божественными. Чем больше люди узнают о Боге, тем меньше они познают его. Архаичная духовность ближе к источнику, ближе к изначальной божественной основе бытия, нежели ее более дифференцированные преемники. Как только появилась высокая степень психологического разделения, почти невозможно возвратить основы, доступные менее дифференцированному сознанию. Поэтому для сегодняшней культуры может быть чрезвычайно трудно понять отчасти простую, неструктурированную духовность, найденную среди местами выживших ранних культур, таких как сибирские племена, аборигены Австралии и некоторые индейские народы. В то время как эти два пути отклоняются в разные стороны, современные американцы все еще могут понять особенности архаичной американской духовности и приспособить ее к нынешним культурным и психологическим потребностям. Такая адаптация и ассимиляция требует твердой почвы в современной архетипической культуре, такой как устойчивая надежная структура эго.

Одна из наиболее важных и потенциально полезных архетипических фигур коренных народов Северной Америки – трикстер (плут). Дух обманщика, особенно популярный в индейских мифах племени "черноногих", является божественным духом, обычно скрывающимся в теле животных. Боги животных часто появляются в индейских мифах, и они обычно символизируют архетипическую власть, направленную к определенной цели. Трикстер - странный образ героя, защитника слабых, борца со злом и практикующего фарс, вредительство и странные шутки. Обманщик имеет много имен в различных странах и племенах: на Тихоокеанском Северо-западе он - Ворон; народы Равнин определяют его как Койота; в то время как среди индейцев племени "черноногих" он известен как Паук. Мифы изображают его время от времени как создателя мира и человечества. В этих примерах он вызывает сотворение мира путем некоторого естественного феномена посредством озорства или нечаянной шалости. Даже сам мир создан как побочный продукт некоего вредительства. Трикстер часто появляется в творчестве разных народов непосредственно в образе шутника. Фигура плута в разных обличьях присутствует в рассказах африканцев (например кролика, как в историй Кролика Брю, рассказанной африканскими рабами в Америке), в то время как в Европе плут появляется как Рейнард Лис, а также как Синяя птица. Тем не менее, архетип трикстера был наиболее ясно и впечатляюще выражен именно народами Северной Америки. В своей работе, посвященной этому архетипу, К. Г. Юнг объединяет трикстер с тенью. И трикстер и тень помогают росту и развитию психэ. В конце концов, и тень и плут изменяются до уровня своей противоположности; и вместо того, чтобы быть тревожными и пугающими элементами, угрожающими сознанию, они становятся помощниками и избавителями эго. Юнг подкреплял эту позицию тем фактом, что в психологической природе многих мудрых людей присутствовал элемент трикстера; и в самом деле, они часто сами действовали как плуты. Е. П. Блаватсткая, Гурджиев, и ранние святые Альбертус Магнус и Тереза Aвила - все они проявляли качества, подобные трикстеру. Алан Уоттс, упоминая древнюю веру, часто говорил, что сам бог - шут, вечно играющий в прятки с самим собой. Всемогущество, говорил Уоттс, подразумевает самоограничение власти, а самоограничение в свою очередь включает самообман. Мудрость архаичной протопсихологии древних народов может вернуть в наше сознание эту древнюю истину еще раз. В представлении народа Равнин, плут имеет чрезвычайно важное значение. Как символ анархии, беспорядка, беззакония и вызова власти, он может стать проблемной или угрожающей фигурой цивилизованному обществу.

В своей работе, «Архетипы коллективного бессознательного», Юнг говорит: Любой, кто принадлежит сфере культуры, которая ищет совершенную страну где-нибудь в прошлом, должен чувствовать и противостоять очень необычной фигуре трикстера. Он - предшественник спасителя, и подобно Богу, он и человек и животное одновременно. Он является и глупцом, и сверхчеловеком, животным и божественным существом, главная и самая тревожная особенность которого - его бессознательное состояние.

Американская культура нуждается в интеграции подавленного архетипа трикстера. Строгий и торжественный тон кальвинизма и религиозная ориентация слишком сильно повлияли на формирование и поддержание американской культуры (См. Главу 9), не уделившей внимание фигуре плута. Но все же, как свобода может быть эффективной без этого архетипа? Свобода влечет за собой способность быть игривой, смешной и даже безответственной. Художники, пророки и творческие люди часто живут за пределами твердых параметров и душного соответствия социальных ролей и правил, произвольно определяя необходимые им нормы и этику работы, основываясь все на том же архетипе. Открытие вновь духа трикстера может помочь нам восстановить нашу культуру мастерски и творчески, не говоря уже о стимулировании ее духовной стороны. Архетип трикстера, взятый из мифов коренных американцев, конечно же всерьез достоин нашего внимания.

Вызывание экстаза

Другой элемент индейского духовного наследия, которому уделялось немного внимание до настоящего времени – это изменение сознания посредством методов стимулирования экстаза. Община шаманов общалась с духовным миром наиболее часто путем транса, экстаза, ударов барабана, танцев и употребления психотропных веществ, которые вводили шамана в мир духов или богов. Белым американцам, считавшим посещение церкви и высушивание длинных проповедей сущностью истинной религии, идея изначальной духовности, основанной на измененном сознании сознания, вероятнее всего казалась пугающей и чуждой. Однако, согласно гностическим евангелиям, сама христианская религия была когда-то тайным учением, в котором изначально употреблялись различные средства изменения сознания. (То же самое относительно Индуизма и Зороастризма, с их Сомой и напитком Хаомы.) Просветление и изменение сознания путем употребления различных веществ, упражнений йоги, холотропного дыхание, и т.п., были универсальной практикой эффективной религиозной жизни в определенные периоды истории. По крайней мере, одной из особенностей этих методов было то, что они очень обогатили религию, и их потеря представляет потерю для всей культуры, причем это было признано многими учеными. Mирча Элиаде, например, сказал, что одна из особенностей современного мира - исчезновение любых значимых обрядов инициации. Много эффективных инструментов инициации в свою очередь также исчезли.

Различные растительные вещества традиционно использовались коренными американцами, чтобы вызвать высшее или восприимчивое состояние, в котором тайны духовных миров могли быть получены и оценены. Одним из самых употребляемых растений, которое светским путем нашло применение в белом обществе, являлся, безусловно, табак. Племена, жившие к югу от Великих озер выращивали табак, и считали это растение средством вступления в контакт Великим Духом. Курение табака, как дым древнего священного жертвенного алтаря возносил молитвы, просьбы и пожелания людей к небу. То же самое вещество использовалось при важных встречах, чтобы продемонстрировать серьезность намерений, и для того, чтобы обсуждения могли идти без гнева и беспокойства. Красивые мифы описывают божественно-человеческое происхождение табака и его использования.

Табак обладал многими мистическими свойствами, одним из которых была возможность открыть двери в страну сновидений. Считалось, что если человек курил перед сном, сновидения, полученные под воздействием табака, были яркими и легко вспоминались. Интересно отметить, что два основоположника современной интерпретации снов, Фрейд и Юнг, были посвящены курению табака, и что их сны способствовали открытию новой области психологии. Возможно, сей любопытный факт доказывает, что священное использование веществ изменения сознания может все еще сохранить свой магический эффект, в то время как те же самые вещества, введенные в тривиальное или светское использование, не только потеряют свой священный эффект, но и могут оказать разрушительное действие. Этот принцип может быть отнесен к использованию многих веществ. Например, вино, как священный напиток в Иудаизме и Христианстве, принесло много вреда, когда стало употребляться вне священного контекста.

Другие методы изменения сознания также использовались среди коренных народов американского континента. Танцы, барабаны, вдыхание не только табака, но и древесного дыма, наряду с употреблением многих трав и грибов все использовались в священных целях. Наиболее заметный и трагический пример этого - известный танец призраков, введенный пророком Уовокой, который получил в божественном откровении особый танец для того, чтобы дать его людям. Форма и ритм этого танца были уникальны. Как говорит его название, у этого танца был духовный подтекст; считалось, что танец возвратит индейцев из царства мертвых и восстановит былое великолепие индейской жизни, в то время как "белые" исчезнут с земли. Знаменитый вождь, бывший восторженным призрачным танцором, был убит армией трупов прямо после завершения танца.

Значением спиритуализма очевидно пренебрегают в современном американском обществе. Возрождение психоделических веществ и их частое использование в духовных целях с 1960-ых и в 1970-ых выдвигают на первый план именно эту потребность. Если такие потребности не будут удовлетворяться мудро и проницательно в свете дня, то они будут процветать в темноте ночи среди мятежных контркультур и нарушителей закона.

Влияние Шаманской Америки

Все это ясно дает понять, что многие отличительные особенности древней или шаманской Америки глубоко затронули белую культуру большинства, которая вытеснила ее в тень. В своем путешествии по Соединенным Штатам Юнг пришел к выводу, что психическое влияние коренной культуры все еще велико. Хотя внешних доказательств присутствия коренных народов почти не осталось, тайным, сокровенным путем древние образы и психологические архетипы продолжают влиять на нашу культуру.

Пример этого влияния – тот факт, что американские демократические институты в большей мере обязаны коренному населению, нежели любым европейским нововведениям. В то время как герметическая духовность и идеология Просвещения, как мы говорили, была фактором психологической мотивации основателей американской республики, организационная структура индейцев послужила моделью для того, чтобы провести в жизнь эти идеалы. Федерация Ирокезов, объединяющая племена севера, дала основателям Америки структуру колоний, объединенных в национальную систему. Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Джордж Вашингтон оказывали поддержку индейцам и внимательно изучали их идеи. Отсюда может быть сделано превосходное предположение о том, что пока таинственный и герметический дух основателей республики не потеряет своей силы, влияние коренных народов будет продолжаться. Варварское и жестокое отношение к ним в более поздние времена выросло из культурного потока, очень отличающегося от идей отцов-основателей. (Читатель направлен к превосходному исследованию этого предмета антропологом Джеком Витерфордом под названием: «Дары индейцев: Как американские индейцы преобразовали мир».)

Продолжение влияния шаманского потока в американском психэ также подтверждено многочисленными историческими событиями в нашей истории. Один из примеров - сильный индивидуализм, который засел в нашем коллективном психэ. Народы Северной Америки, хоть и жили племенами, ориентировались к своего рода индивидуализму. Более того, у них процветал шаманизм. Согласно авторитетному мнению Mирче Элиаде, шаманы - герои индивидуации сознания и проводники экстаза. Глубины американского психэ по крайней мере предоставляют кров большинству шаманов и охотников, воинов и торговцев. Великие коллективистские идеологии этого столетия, включая анархизм, марксистский социализм и коммунизм, были всегда чужды душе американского народа. Такие потоки в основном шли из Европы и процветали прежде всего среди недавних иммигрантов. Ценность и сила личности всегда были основой мышления людей этой земли, и это может быть близко связано с забытой, но все еще имеющей мощное влияние, архаичной психикой.

Другую сильную шаманскую тенденцию, неоднократно выраженную в нашей культуре, можно было бы назвать явлением спиритуализма. Первоначально возникнув среди религиозных групп, таких как шейкеры и спикеры, крупное движение спиритуалистов середины девятнадцатого века стало основным воплощением шаманизма в современной культуре. Разговор с духами невидимого мира, часто с употреблением различных средств, - явление классического шаманизма во всех частях света. Это явление продолжало проявляться в форме множества сообщений о связи с пришельцами в течение 1950-ых, продолжившихся в 1970-ых и 1980-ых. Как отмечалось, психоделическая революция 1960-ых также была вдохновлена древним шаманством. Несмотря на свои злоупотребления, эта эра разожгла большой творческий, психический и духовный пыл в культуре, который еще не угас.

Все эти потоки объединяет одно: хотя они искренне связаны с шаманством, они испытывают недостаток в защите и контроле той традиции, в которой они пребывали в древнем обществе. Ответственность за успех или неудачу таких действий строго накладывается на конкретного практика. Это обстоятельство приносит опасности, когда практик обладает небольшим психическим развитием.

Наконец, наше шаманское наследие также нашло отражение в земной духовности последних лет. Как и приверженцы богини Геи, защитники экологии охраняют требования коренных американцев как свою собственную модель. Как это имеет место быть с очень многими популярными веяниями, это движение также нуждается в осторожном исследовании и оценке. Нет сомнения в том, что коренные американцы уважали землю и обладали мифологической основой для этого. К тому же, нужно помнить, что это уважение никогда не принимало яростную форму, как это часто происходит среди современных энтузиастов. Имя, преимущественно используемое среди коренных американцев для обозначения земли, - это "мать", но этот термин не несет в полной мере значения "мать-земля", используемого поселенцами и несущего в себе темные хтонические тенденции. Кроме того, нужно помнить, что Солнце всегда представляется в древних учениях как "отец" и рассматривается как равное земле. (Друг Юнга вместе со своим народом считал своей обязанностью делать поклонение «отцу нашему Солнцу» каждое утро.) В целом, мало оснований для того, чтобы считать коренного американца последователем матриархального земного вероисповедания с эклектичным подтекстом.

Что же тогда относительно почтения земли вне индейских ассоциаций? Как красива фраза "наше родство с матерью-землей"! Они заставляют нас думать о плодородных полях, пышных лесах и текущих реках. Тем не менее, есть и опасности такого отношения к земле. Мы - культура, в значительной степени отчужденная от земли. В результате нашего господства над этим элементом, мы потеряли связь с ним. Из-за нашей самоизоляции от земли и природы, мы склонны идеализировать ее, переносить психологические проекции, которые часто являются неуместными. Поэтому мы не в состоянии видеть темную сторону природы, ужасающие аспекты земли, бескомпромиссные, жестокие и порабощающие аспекты красивой, но все-таки опасной стихии на планете. Да, мы живем на этой земле; да, мы должны ответственно относиться к естественной матрице, в рамках которой мы существуем. Иначе мы будем неблагоразумными птицами, оскверняющими свое собственное гнездо. Но мы не должны забывать, что гнездо не то же самое, что и птица. Эзотерические и экзотерические традиции объявляют, что земля не единственный дом для людей, и что мы не росли как сорняки из почвы. В то время как наша материальная оболочка действительно скорее всего возникла на этой земле, наша внутренняя сущность не отсюда. Иной взгляд помещает нас за пределы всех известных духовных традиций и отделяет нас от знаний провидцев и мудрецов всех времен. Будучи по своему мудрыми, коренные американцы имели пусть и небольшую связь с этим богатым духовным наследием.

Древняя Америка, шаманская Америка, еще с нами, и она может многому научить нас, хотя эти знания могут отличаться от наших представлений о них. Теперь, когда это учение вышло из тени, мы должны понять его сознательно. Это необходимо нам и духам наших культурных предков.

Зимой 1973 года в США произошло настоящее вооружённое восстание: индейцы захватили городок wounded knee (раненое колено) и два с половиной месяца отражали осаду властей. Против индейцев бросили хорошо обученные отряды спецназа, но те ночью вырезали значительную часть солдат, и оставшиеся в живых наотрез отказались продолжать осаду — неслыханный факт в современной истории! С индейцами установил контакт лидер американских коммунистов Гэс Холл. Ему удалось вывезти из осаждённого городка список требований индейцев к государственным лидерам. Главными требованиями восставших были проведение ревизии соглашений между американским правительством и индейцами, а также внесение изменений в законодательство, в части, касающейся выхода из состава США.

англ.trickster— обманщик, ловкач, в мифологии, фольклоре и религии— божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Образ трикстера взят Юнгом из мифологии американских индейцев племени Виннебагос, в котором этот образ ярко выведен в отдельного персонажа.

Jack Weatherford, Indian Givers: How the Indians of the Americas Transformed the World

Пер. Юлия Трусова

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики