IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Воскресенье, 05 сентября 2010 20:40

Стефан Хёллер Алхимия Свободы для современного общества Глава 9 ГерметическаяиПуританская Америка

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества

Глава 9

Герметическая и Пуританская Америка:

Противоположности нашего общества

Современная общественная арена Соединенных Штатов характеризуется нестройным многозвучием перекрикивающих друг друга голосов, причем каждый из них желает стать подлинным, истинным голосом этой страны. С левой стороны социополитического спектра большинство голосов находится под влиянием европейских идей конца девятнадцатого и двадцатого веков. Я подразумеваю под этим прежде всего диалектический материализм Маркса и Энгельса в нескольких его вариациях, в том числе переосмысленный Лениным. Появившаяся на свет в Западной Европе и приплывшая вместе с обедневшими и беспокойными интеллектуалами-иммигрантами в Соединенные Штаты, марксисткая мысль стала почти нормативом для американских левых. Хотя коммунистическое движение в США никогда не приобретало статус какой бы то ни было значимости, а различные явно социалистические группы оставались за бортом общества, марксизм и криптомарксизм все еще пребывает среди нас, и ему не угрожает опасность исчезновения. Возникает искушение повторить трагикомическую шутку, что в скором времени коммунизм и его союзники полностью исчезнут с лица земли, и его следы уцелеют лишь в определенных американских университетах и в некоторых кругах нью-йоркских интеллектуалов.

На противоположном конце спектра часто затейливо смешиваются протестантизм девятнадцатого века или фундаменталистское христианство с одной стороны и экономическая перспектива Промышленной революции с другой. Поскольку левые прикрываются избитыми лозунгами о защите бедных и другими человеческими ценностями, это приводит к установке традиций, обычаев и семейных ценностей, взятых из трудовой этики прошлого столетия, половой дискриминации и угнетению почти любого кто не согласен с подобными тезисами.

Между этими полюсами образуется много оттенков мнений и различных последователей, склоняющихся к той или иной крайности. Соединение этих противоположностей в свою очередь поощряется, развивается и до некоторой степени сдерживается государственной системой, которая старше и умнее, чем любой из цветов социополитического спектра. Однако, эта правительственная система, основанная на независимости трех ветвей власти, - исполнительной, законодательной и судебной, функционирует на основе конституции, принятой в восемнадцатом столетии, - в эпоху, когда идеологии, а также достоинства и недостатки нынешнего общества еще не были явлены.

Так какова же тогда истинная Америка? Кто скажет об этом? Есть ли у свободной страны, обители смелых, земли возможностей, у нации Статуи Свободы истинный голос? Услышим ли мы сквозь многочисленные крики единственный голос этой земли и этой культуры? Поняв всю важность этих вопросов, и используя все доступные и полезные источники информации, эта глава пытается на них ответить.

На мой взгляд, есть три Америки. Первой является Древняя, или Шаманская Америка, описанная в главе 8. Второй является Герметическая Америка, к которой обращается эта глава. Третьей является Пуританская Америка, которая в большинстве своем действовала как противостоящая сила Герметической Америке, и она также будет рассмотрена в этой главе.

Чтобы получить понятие Герметической Америки, мы должны вернуться далеко назад в историю, к александрийскому периоду поздней античности. Тогда греческий бог Гермес, сын Зевса, посланник богов и покровитель знания и торговли, был архетипически объединен с египетским богом Тотом, покровителем мудрости, писцом богов и управителем преобразования. Результатом этого объединения стала великолепная система мистического Гнозиса, духовно близко связанного со школой христианского гностицизма. Появился обширный и глубоко вдохновляющий блок мистической литературы, поэтически обращенной к Гермесу-Тоту, и предназначенной облегчить духовный поиск, преобразование и способствовать освобождению человеческой души.

Влияние герметического наследия утвердилось и несколько раз вновь заявляло о себе в истории Западной культуры. После глубокого влияния на раннюю христианскую мистическую мысль в первые четыре века Нашей эры, герметизм вернулся вновь в пятнадцатом веке и согласно историкам, таким как покойная Фрэнсис Йейтс, был ответственен за духовный аспект такого выдающегося культурного явления, как Ренессанс. Герметические письмена, привезенные в Италию из Византии, были переведены под патронажем принцев Медичи и их содержание было распространено среди интеллигенции Европы такими людьми как Фицино, Пико делла Мирандола и Джордано Бруно. Таким образом, Средневековье завершилось шумом начавшегося Герметического Ренессанса. (Был и другой, намного менее духовный "гуманистический Ренессанс". Он был ознаменован, главным образом, возрождением классических наук.)

Герметический Ренессанс был в самом расцвете, когда Колумб прибыл в Америку. Он процветал в Англии во время Елизаветы I, а следовательно непосредственная этническая и культурная родина Северной Америки была полностью "герметической", когда начала свое колониальную экспансию в мире. Герметические и неогерметические потоки были быстро перенесены из Англии в Америку и подкреплялись эмиграцией в Новый Мир европейских эзотериков герметического направления, таких как немецкие розенкрейцеры Центральной Европы. Начиная с лорда Бэкона, ученого времен Елизаветы и герметического философа, и Йоханеса Келпиуса, немецкого оккультиста, мистическое влияние главным образом герметического происхождения утвердились в недавно основанных колониях Северной Америки.

Ко времени аАмериканской Революции Герметический Ренессанс в значительной степени сросся с изначально французским движением Просвещения. Королевские дворы Франции, Австрии, России, и немецкие принцы были посвящены в герметическое искусство и учение. Поэтому главы Американской Революции, особенно ее интеллектуальное крыло, ведомое Бенджамином Франклином, были преисполнены духом Герметического Просвещения.

Основатели американской республики создавали образцово-показательное правительство, до настоящего времени невиданное в истории, республику, основанную на философии Герметического Просвещения с определенными изменениями, необходимыми той исторической эпохе, мудрости Corpus Hermeticum и других герметических трактатов. Так Гермес попал в Америку. Возможно, к неудовольствию некоторых, эта глава настаивает на том, что главным вдохновителем американской республики был не Моисей или Иисус, и даже не св. Августин или св. Фома Аквинский, а скорее древний Гермес Трисмегист. Гермес, который выжил среди алхимиков, магов, розенкрейцеров, масонов и французских философов-просветителей, пересек Aтлантику на своих крылатых сандалиях и присутствовал на первых собраниях Континентального Конгресса, возвысив в своих руках кадуцей.

Нет сомнения, что мистическое герметическое масонство сыграло огромную роль в создании республики на противоположной стороне Атлантики в 18 веке. Эмиссар французских колонистов-революционеров Бенджамин Франклин был ярым масоном, который имел тесную связь с ведущими представителями этого братства в Ложе Девяти Сестер во Франции. Там он встретил уже пожилого Вольтера, а позже присутствовал на масонской поминальной службе в его честь. Ложа Девяти Сестер почитала не только Вольтера, но и Лафайета, принца Шарля де Рохана и философа Гельвеция. Она была известна своей мистической и герметической направленностью, возглавляемая когда-то Куртом де Жобеленом, одним из самых ранних толкователей тайного значения карт Таро. В то время как многие вели себя дипломатично и осторожно, не высказывая открыто своих убеждений, Франклин свободно писал в письмах о своей связи и преданности герметической традиции.

Наименее исторически уместны, но представляют наиболее символический и архетипический интерес два таинственных случая, связанные с основанием республики. Оба относятся к принятию национального флага. Таинственный человек, никогда не упоминавшийся по имени, но часто называемый "Профессором", как говорят, внезапно оказался в комитете рассмотрения проекта национального флага в 1775 году. К нему относились с большим уважением Вашингтон и другие высокопоставленные члены комитета, он имел признаки знакомства с Франклином. Этот человек остановился на некоторое время у Франклина, и по слухам сделал предсказание относительно предстоящего признания новой американской нации различными правительствами мира. Эта история, основанная на сообщениях свидетелей, рассказана Робертом Алленом Кемпбеллом в книге «Наш флаг». Еще больше известен случай о появлении таинственного незнакомца во время подписания Декларации Независимости, который выступил с воодушевляющей речью, побудив тем самым подписать этот документ даже тех, кто изначально выступал против. В заключение, как говорят, он произнес: "Бог создал Америку для свободы!" Легко посчитать эту фразу красивой метафорой. Однако, архетипические образы часто появляются в неожиданных и схожих ситуациях, и эффект их появления обычно внушителен и долговечен.

Передовая статья в журнале «Теософ» (Мадрас, Индия, 1883) подписанная Е. П. Блаватской содержит следующие строчки: "все же бесспорно, хотя это и личное суждение, что несколько Братьев Розового Креста... действительно принимали видное участие в американской борьбе за независимость. У нас есть документы на этот счет, и доказательства эти находятся в нашем распоряжении". Эти слова одной из основных фигур эзотерического возрождения конца девятнадцатого века, имеющей отношение и осведомленной о деятельности многочисленных тайных обществ герметичного происхождения, не должны быть так легко отвергнуты.

Герметическая Америка

Теперь возникает вопрос: Каково содержание этого герметического учения, переданного основателям американской республики в различных кругах герметического, розенкрейцерского и масонского Просвещения? Чтобы ответить на этот вопрос, мы кратко обозначим те герметические принципы, которые имеют непосредственное отношение к основанию американской республики.

Первым из них, привнесенных в ткань нового Содружества наций от Герметического Просвещения, было разделение церкви и государства. Этот принцип был неслыхан в любой части мира или в любом правительстве во время основания Соединенных Штатов. Согласно Конституции, ни одна религия не признавалась государственной. Согласно закону правительство полностью освобождало себя от вмешательства религии. Самым большим из того, что религиозные меньшинства могли ожидать от других государств до этого момента, была "толерантность". Это значило, что при официальной поддержке установленной ими государственной религии, власти будут снисходительно переносить (tolerare значит "переносить" на латыни) причастность некоторых лиц к религии иной. Опытным образцом толерантных монархов был без сомнения Фридрих Великий. Он произнес известные слова: «Позвольте каждому спасаться на свой собственный манер», хоть и поддерживал Лютеранскую Церковь Пруссии. Основатели американской республики явно выходят за эти рамки.

Обычное оправдание теории о разделении церкви и государства в Америке состоит в том, что в те времена несколько религий процветали в различных колониях, и не было ничего лучше, кроме как сделать религию частным вопросом и тем самым предотвратить потенциальные разногласия. Однако, учитывая герметическое влияние, привнесенное основателями, можно предположить, что это не было единственной причиной такого решения. Герметическому Просвещению в целом было необходимо не просто отсутствие религиозной борьбы; скорее оно чувствовало, что что-то глубоко неправильно в богословии существующих религий нашей культуры, и поэтому ни одна из этих религий не должна быть поддержана. Проблема была не в том, что никто не знал, какая именно из религий была правильной, а скорее в том, что многие знал, или по крайней мере подозревали, что все они были неправы.

Одним из главных разногласий между Герметическим Просвещением с одной стороны и различными ветвями христианства и иудаизма с другой было понятие Бога. Весь христианский и мир тогда вместе с иудеями был сторонником теизма, веры в единого Бога-создателя, мирового судью, который лично управляет своим творением в каждый момент времени. В глазах герметических философов Просвещения это понятие имело не только теоретические недостатки, но также и повлекло за собой определенные практические беды, такие как божественное право правителей, присутствие религиозных стереотипов в обществе и многие другие. Если Бог активно вмешивается во все дела мира и людей, можно легко предположить, что этот самый Бог воздействует на существующую правительственную и социальную структуру, и государство должно провести в жизнь законы Бога, чтобы Ему угодить. Исходя из разделения церкви и государства, мы можем предположить, что основатели Соединенных Штатов не поддерживали такого Бога.

Мужчины и женщины Просвещения были в основном не теисты, а скорее деисты. Деисты признавали Высшее Существо как источник творения и вершителя судеб всех существ и Вселенной, но они были убеждены, что этот Высший Разум активно не управлял Вселенной и не вмешивался в дела человечества. Это был внешний Бог, герметикам и гностикам также известный время от времени как Deus Absconditus, "Бог ушедший". (Эзотерики различных школ и исторических периодов расходятся между собой в этом вопросе. Вышеупомянутая Е.П. Блаватская решительно опровергала теистическое понятие Бога.) Неортодоксальные религиозные представления многих отцов-основателей не были только вопросом личного мнения: Бенджамин Франклин даже написал литургию для новой религии, основанной на деистических, герметических принципах, и послал копию этой литургии Жану Жаку Руссо, который в свою очередь принял ее с удовольствием и, по-видимому, с одобрением.

Второй отчетливо герметической особенностью американской республики была теория о трех ветвях власти. Хотя это не очень хорошо известно, Соединенные Штаты были и остаются действующей конституционной избирательной монархией, в которой монарх (называемый "президентом") имеет намного более широкие полномочия, нежели существующие конституционные монархи Европы. В то время, когда создавалась Конституция, были даже серьезные дебаты, что президент должен называться "Недостижимая Высота", указывая на монархический характер должности. (Избираемый монарх республики ранее не встречался в истории; даже республики Венеции - выдающийся пример.) Герметическое учение никогда не было преобладающе республиканским, хотя оно и было настроено против абсолютных монархий. Фактически, абсолютные монархии были отжившим явлением в Европе; Священная Римская Империя, восходящая ко временам Шарлеманя, не была абсолютной монархией, а скорее представительским мистическим и мифическим объектом. Монархи в герметической системе понимались как олицетворение абстрактной бесконечной власти, в противовес конечной власти деистического Бога. Вероятно, что люди, поклоняющиеся традиционному образу Бога Иеговы, вряд ли создали бы такую схему герметического правления. Тем не менее, сторонники герметизма знают, что люди склонны присвоить себе полномочия и привилегии, которые должным образом принадлежат только истинному, конечному Богу. Такое поведение делает людей архонтами, что означает "переходный, или вторичный правитель" с подтекстом узурпации. Абсолютные монархи, против которых Герметическое Просвещение боролось во время американской Революции, воспринимались как архонты, а не как истинные представители духовной власти.

Теория о разделении властей на три ветви - исполнительную, законодательную и судебную предотвращает концентрацию безграничной власти в руках одного человека или группы людей. Такое правительство напоминает не что иное, как структуру управления Масонской Ложи, с ее тремя правящими офицерами, где Мастер Ложи занимает свой пост посредством выборов. Другая важная герметическая идея, отраженная в основании Америки - это источник легитимности правительства. В Европе тех времен подразумевалось, что источник законности - это воля, или «каприз Бога». Однако, основатели Америки решили, что воля людей, или "справедливое согласие управляемого" - исток законности правительства.

Здесь мы вновь находим важный герметический принцип. Начиная с александрийского Египта, герметическое учение всегда давало высшую богоподобную власть и достоинства человеческой души. Человеческая душа - особое творение Бога, она имеет божественное происхождение и несет в себе его частицу, поэтому как таковая никогда не может быть подвергнута внешней власти. Человек был создан как некто, заставляющий события происходить определенным образом, а не как пассивный исполнитель божественной воли. Как независимые люди, граждане могут заключить контракт друг с другом, чтобы создать сообщества, такие как государство и нация, а не обязаны оставаться игрушками навязанных им правителей. (Теория Общественного договора Руссо также послужила источником вдохновения для этой особенности американского правления.)

Наконец, нужно рассмотреть герметический принцип алхимического взаимодействия и объединения противоположностей. Этот принцип, в большей мере, чем любой другой, нашел свое отражение не только в американском правительстве, но и во всей истории Соединенных Штатов. Герметическое мировоззрение объявляет, что жизнь – процесс трансформации. Поэтому жизнь не может быть управляема, а скорее должна регулироваться. С этой точки зрения правительство походит на мастера алхимического искусства, который отслеживает ход процесса, но не вмешивается в него. Чем меньше вмешательства правительства в процесс жизни государства, тем лучше. Если граждане могут получить собственный источник дохода, развивать отрасли, профессии и участвовать в бизнесе так, как они того пожелают, то процесс идет правильно. Следовательно, политические, социальные и экономические силы, словно алхимическая Соль, Сера и Ртуть, свободно взаимодействуют друг с другом. Результат - рост, преобразование и раскрытие бесчисленных скрытых потенциалов благотворной природы. Руководящий принцип этого процесса – отнюдь не мелочный, одержимый и тиранический Бог Ветхого Завета, а скорее Гермес, как управитель бытия, помощник и мудрый алхимик, преобразовывающий мир.

Пуританская Америка

В отличие от герметического духа, есть и другой элемент американской жизни, которой в корне отличался и действительно был противопоставлен герметическому Просвещению. Этой противостоящей идеей стал пуританизм, или кальвинистская протестантская форма христианства. Различными способами пуританизм стал образом жизни, значимой силой, влияющей на общественную жизнь на протяжении всей американской истории.

Пуританская составляющая американского общества берет свое начало в Англии. Она идет по стопам Жана Кальвина, теократического тирана Женевы, который, как известно, бросал людей в тюрьмы за такие преступления как танец, и по стопам вдохновленного ученика Кальвина Джона Нокса в Шотландии. Английские пуритане стали причиной многих бед в их родной стране. Оливер Кромвель, сторонники которого безжалостно казнили Короля Чарльза I, установил теократическую диктатуру, запретил праздновать Рождество, когда старая добрая Англия озарялась всеми цветами и оттенками красоты. Этот жестокий и скучный режим был в конце концов свержен восстановленной монархией палаты Стюарта, и пуританские друзья Кромвеля все больше осуждались обществом. Многие из них решили переплыть Атлантику, где стали известны как пилигримы [Pilgrims] и вошли в народную легенду посредством первого Дня благодарения и других историй.

Пуритан помнят в идеализированной литературе и искусстве как несчастных иммигрантов, ищущих религиозной свободы, отсутствующей на их родине. Но на самом деле они сами отказывали в этой свободе столь часто и столь долго, что были изгнаны со своей родины в наказание за реальные преступления. Они вскоре отличились и в Новом Свете, убивая предполагаемых ведьм, и это в то время, когда практика сжигания ведьм уже повсеместно исчезла! Интересно отметить, что в более поздние времена голландские пуритане, обосновавшиеся в Южной Африке, стали изобретателями и применителями апартеида. Очень неприятное достижение, надо сказать!

К сожалению, этим не кончилось. Пуританская идеология оказала странное влияние на фактически все американское протестантство (и нужно признать на большую часть американского католицизма тоже). Не только прямые ветки кальвинистской традиции, такие как пресвитерианские и преобразованные церкви, но неисчислимые другие духовные школы были разбавлены кальвинистскими идеями, пуританскими ценностями и образом жизни. Непредсказуемым образом Соединенные Штаты стали очень кальвинистской страной, больше так чем Швейцария, Шотландия и Голландия, - изначальные цитадели этой веры. Деизм и герметичное мировоззрение обратились к культурной элите, в то время как пуританизм, первоначально зародившийся в Новой Англии, распространял свои принципы (видоизменяя их время от времени) повсюду среди широких масс.

Поддерживает ли он демократов Джексона или республиканцев Линкольна, для "обыкновенного человека" истории Америки всегда, по крайней мере частично, характерно наличие кальвинистской составляющей.

Следует обозначить четыре особенности кальвинизма (или пуританизма)

1. Прежде всего, образ бога кальвинистов – радикальный вариант бога Ветхого Завета. Лютер был реформатором, представляющим Христа. Кальвин представлял Иегову. Было мудро отмечено К. Г. Юнгом и другими, что местом поклонения Богу является психэ. Образ бога кальвинистов радикально противоречит деизму Отцов-основателей, и его влияние характеризуется резкостью, мстительностью и варварской жестокостью. (Нужно помнить, что Кальвин и его сотоварищи не пользовались усовершенствованным и смягченным богословием более позднего раввинского иудаизма, в котором этот образ Бога подвергся благотворному переосмыслению. Бог Кальвина прибыл прямо из Ветхого Завета, и место его поклонения соответствует его образу.)

2. Кальвинизм по своей природе и истории ориентирован на теократию. Набожная диктатура была частью истории этой религии. Мелочный, жестокий и одержимый образ Бога было отражен в общественном поведении и политике его почитателей. Ранняя американская история свидетельствует о желании кальвинистов управлять не только общественной, но и личной жизнью. Ведьмы должны быть убиты, грешники должны быть пригвождены к позорному столбу или заклеймены алой печатью – вот проявление этого синдрома. Довольно прямая связь проходит между Великой Матерью вместе с ее конторскими судьями и такими современными движениями как «Моральное Большинство». Очевидно, что герметический принцип разделения церкви и государства никогда не воспринимался всерьез кальвинистским менталитетом.

3. Знаменательная особенность кальвинистской веры - доктрина предопределения. Изначально возникшая как абстрактная теологическая теория, эта доктрина приобрела новую универсальную интерпретацию, позволяющую признать, что представители кальвинистской морали были новыми "избранными людьми". Материальное благополучие и успех понимались как божественная благодать, данная избранным для спасения. Поэтому кальвинисты были амбициозными, алчными и весьма часто безжалостными людьми. С точки зрения эвфемизма такое отношение было включено в безвредный термин "трудовая этика", якобы достойной, здоровой и мужественной веры, которая в то же самое время несла огромную тень. Эта особенность кальвинизма вскоре образовала безобразный союз с капитализмом, рожденным промышленной революцией. Бароны-разбойники, или не выбирающие средств бизнесмены и женщины нашей культуры являются не герметическими, а кальвинистскими фигурами. Следовательно, еще с тех времен кальвинистский или пуританский дух отменял и приуменьшал многие из огромных преимуществ, дарованных Америке духом герметическим. Эта тенденция не прекращается даже сегодня.

4. Наконец, пуританизм фактически стал разговорным термином. Он часто подразумевает чрезвычайное морализаторство относительно личной жизни и поведения, а также применение моральных принципов к политике или бизнесу. Он характеризует также внешне безрадостное, строгое отношение к радостной стороне человеческой жизни, компенсирующееся внутренней жестокой жадностью и жаждой власти. (Есть острая шутка на этот счет, что кальвинистский проповедник объявил, что мороженое, должно быть, было изобретено дьяволом, потому что оно имеет так приятный вкус.) Глубинная психология показывает, что такая одержимость и подавление образа жизни представляет большие опасности для психэ тех, кто ей подвержен. Во время своего первого посещения Соединенных Штатов Юнг говорил об этом вопросе в интервью, напечатанном в Нью-Йорк Таймс 29 сентября 1912:

Когда я вижу столько тонкости и столько чувственности, сколько я вижу в Америке, я ищу равное этому количество жестокости. Пары противоположностей — вы найдете их повсюду. Я нахожу больше всего самоконтроля в мире среди американцев — и я ищу его причину... Я нахожу много ханжества. Я спрашиваю, что является его причиной, и я обнаруживаю жестокость. Ханжество - всегда прикрытие для жестокости. Это делает жизнь возможной, пока вы не увидите в себе зверя и не возьмете на себя реальный контроль над ним. Если вы сделаете это в Америке, тогда вы станете самым чутким, самым темпераментным и наиболее прогрессивным народом в мире.

Естественный результат недостатка самопознания – жесткий контроль над сиюминутными желаниями. Те, кто сами себя не знают, не должны пытаться управлять собой, не понимая, кем или чем они собираются управлять. Кальвинистская мораль - прямая антитеза Гнозису, представленному Юнгом. Ханжество, угнетение и искусственные правила морали служат только для того, чтобы скрыть (время от времени, чтобы закрепить) опасные инстинктивные силы и психологические комплексы в бессознательном. Поэтому Юнг предвидел многие из будущих проблем американской культуры.

Защита нашего герметического наследия

С этой точки зрения ясно, что основные особенности Герметической Америки и Пуританской Америки противоречат друг другу, и эта борьба продолжается по сей день. Глубинный, и видимо непримиримый конфликт разрывает душу Америки напополам. Хотя с некоторыми тонкостями этот конфликт может быть понят как составляющая алхимического процесса, ответственность за его проведение все еще возложена на тех, кто пытается защитить герметическое наследие этой страны и спасти его от захвата противника. Только с учетом памяти и соблюдения герметических условий изначального американского видения эта задуманная основателями алхимическая операция пройдет успешно.

Каков же тогда должен быть план действий тех из нас, кто приобрел некоторую информацию о Герметическом компоненте ранней Америки и почувствовал его ценность? Ответ на этот вопрос может быть дан в трех пунктах.

Во-первых, давайте признаем существование конфликта, осознаем и ясно сформулируем его характер и значение. В легенде о чаше Грааля Парсифаль сталкивается с раненным королем-рыбаком Амфортасом и задает этому больному простой архетипический вопрос: "Что Вас беспокоит?" Если, как Парсифаль, мы зададим правильный вопрос, мы сможем вылечить царство. То, что беспокоит нашу культуру больше, чем что-либо иное — это продолжающийся, коварный и рискованный конфликт между герметической архетипической матрицей республики с одной стороны, и пуританским комплексом с другой. Рост преступлений, экономические трудности, промахи во внешней политике, человеческие недостатки государственных деятелей: все это - признаки глобального основного конфликта. Герметическое мировоззрение будет преобладать? Или вмешательство архаичной, бессознательной религиозности, навязывание мировоззрения и образа жизни, основанного на ней, будет уводить американский народ и культуру все дальше и дальше от целей, поставленных теми, кто вдохновившись прекраснейшим, старым как мир видением, обещающим вечность, основал Герметическую республику на земле Дикого Запада?

Во-вторых, мы также должны узнать о философских и мистических корнях Герметической Америки и изучить эти знания в этом свете. Сегодня эта задача легче, нежели чем когда бы то ни было. Некоторые документы, относящиеся ко времени раннего расцвета гностической и герметической мудрости стали доступны только в последние десятилетия. Развитая субкультура, часто называемая Нью Эйдж, в то время как полностью не осведомлена о своих собственных глубоких корнях и возможностях, находится в гармонии с Герметическим духом древних и может способствовать его возрождению.

Наконец, мы должны принять нашу точку зрения и начать действовать, чтобы отделить герметические зерна от пуританских плевел в современной общественной жизни. Консерваторы не должны позволить себе поддаться лозунгам и идеям, которые на самом-то деле нисколько не консервативны. Лозунги наподобие «иудо-христианских семейных ценностей", придуманные с целью государственно навязать ценности и образ жизни кальвинистской религиозности, имеют мало общего с духом Декларации Независимости и Конституции, принятой на ее основе Мы должны сохранить на этой земле не мрачное наследие Жана Кальвина, а дух, завещанный нам Вашингтоном, Франклином и их единомышленниками. Какой нормальный человек во времена Франклина мог предположить штурм клиники, где могли проводиться аборты? Томас Джефферсон разве мог позволить правительству вмешиваться в частную жизнь граждан и нарушать неприкосновенность их домов? Эти люди, как и прочие разумные люди повсюду, знали, что свобода едина и неделима; они знали, что люди либо свободны и лично и публично, либо они не свободны вовсе.

В свою очередь либералы должны прекратить искать средство от всех бед в сильном правительстве, его вмешательстве и контроле. Принятие многих законов, как признал Лао Цзы, приводит к еще большему беззаконию; множество указаний лишь увеличивает беспорядок и непослушание. Правительства не созданы для того, чтобы управлять и контролировать жизнь граждан, а чтобы обеспечить условия, в которых неотъемлемые права и таланты людей могут развиваться и процветать. Каждое хорошее правительство в истории было небольшим, ограниченным в своей власти и держалось на расстоянии, когда дело касалось личных, экономических и политических свобод и частной жизни граждан. Наведение порядка не должно использоваться в качестве оправдания для расширения правительства и посягательства на свободу и инициативу людей.

Герметическая Америка содержит средство от бед, случившихся с нами в эту эпоху. Это средство - свобода. Свобода, духовная алхимия, исправит недостатки культуры и устранит излишки цивилизации.

В течение приблизительно ста лет некоторые люди в Соединенных Штатах обращались к низшим доктринам, взятым непонятно откуда, считая их панацеей, избавлением от всех проблем на этой земле. Фашизм, марксизм, анархизм и другие схемы, которых слишком много для того, чтобы перечислять, плавали по морям и принимались людьми, которые, казалось, не знали или не заботились о Герметической Америке. Возможно теперь, когда многие из вредоносных схем, рожденных лихорадками девятнадцатого и начала двадцатого века, потерпели неудачу, больше внимания можно уделить сокровищу, все это время находившемуся в поле зрения. С пониманием и осознанием мы можем открыть вновь Герметическую Америку и помочь ей стать реальностью.

англ.Frances Amelia Yates, 1899- 1981 – английский историк культуры Ренессанса. Основная тема ее исследований - способы поддержания и передачи традиций в культуре, механизмы их синтеза и переработки в переходную эпоху Возрождения. Отсюда её интерес к проблематике «искусства памяти» и тайным наукам — эзотерическим, оккультным, герметическим, к таким фигурам, как Раймунд Луллий, Джоржано Бруно, Джон Ди и Шекспир.

См. ссылки в библиографии М. Холла- прим.автора

См. Manly P. Hall, America's Assignment with Destiny.

Пуританизм - (purus, лат., pure, англ. - чистый, истинный). Пуритане были сторонниками очищения английской церкви от либеральных тенденций и наследия католицизма, причем порой любыми и весьма радикальными средствами.

(фр.Jean Calvin (также Cauvin), лат.Ioannes Calvinus; 1509-1564 - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

1599-1658, английский государственный деятель и полководец, вождь Английской революции, руководитель индепендентов, в 1653-1658 лорд-протектор Англии. В 1640 году Оливер Кромвель был избран в Долгий парламент. Один из главных организаторов парламентской армии, одержавшей победы над королевской армией в ходе гражданских войн (1642-1646, 1648). Опираясь на армию, изгнал из парламента пресвитериан (1648), содействовал казни короля и провозглашению республики (1649), власть в которой была сосредоточена в руках сторонников Кромвеля. С 1650 лорд-генерал (главнокомандующий всеми вооруженными силами). Кромвель подавил движения левеллеров и диггеров, освободительные движения в Ирландии и Шотландии. В 1653 установил режим единоличной военной диктатуры — протекторат.

К лету 1620 года через подставных лиц пуритане зафрахтовали в Англии старый парусник "Мэйфлауэр" и еще более древнее парусное судно "Спидуэлл", которое не выдержало долгого путешествия и развалилось еще у европейского берега. 6 сентября в условиях глубокой секретности "Мэйфлауэр" вышел из Плимута, направляясь к неизведанным берегам Нового Света. Этих искателей религиозной свободы и стали называть "пилигримами". Они основали колонию Новый Плимут.

В четвертый четверг ноября в США отмечают День благодарения (Thanksgiving Day). Это один из самых популярных праздников в стране.
День благодарения впервые был отпразднован в 1621 году английскими колонистами, жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего. Тогда губернатор Уильям Брэдфорд решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы, благодаря помощи которых Плимутская колония выжила в первую голодную зиму.
Пуритане привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл - они видели в нем способ поблагодарить Всевышнего за милости.

Пер. Юлия Трусова (Kseona)

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики