IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Воскресенье, 05 сентября 2010 20:42

Стефан Хёллер АлхимияСвободы для современного общества Глава 10 Общество против личности в Америке

Стефан Хёллер

Алхимия Свободы для современного общества

Глава 10

Общество против личности в Америке

Название этой главы могло бы показаться нелепым и парадоксальным на первый взгляд. Разве Соединенные Штаты не та пресловутая земля, где правит человек, личность и индивидуализм? Как может такое общество, основанное на ценности личности, в то же самое время этой личности противостоять? На этот вопрос нелегко ответить. Любая попытка должна быть ясно сформулирована с учетом оценки века.

Оборот назад

Как говорилось в главе 9, основатели республики были вдохновлены видением человека, который жил и внешне и внутренне согласно герметическим и гностическим принципам. Хотя мы слышим противоречащие этому утверждения, мировоззрение основателей не было традиционным иудейско-христианским, которое управляло европейским обществом приблизительно с пятого столетия. В первые три или четыре века, в значительной степени под влиянием гностицизма, христианство проявляло серьезный положительный интерес к ценности личности и понятию свободы, которая вытекает из этого соображения. Однако, начиная со Святого Августина в конце четвертого и начале пятого века, это раннее либертарианское христианство подверглось радикальным изменениям. Вместо того, чтобы подчеркнуть человеческую свободу, обусловленную тайной искупления, Августин подчеркнул порабощение человечества во грехе. Из этих соображений вытекало его суждение, что люди, изначально рожденные во грехе не способны обладать моральной, религиозной или политической независимостью. Элейн Пэджелс в своем исследовании, посвященном влиянию Августина на христианство, ставит вопрос ясно:

Действительно ли люди неспособны к управлению? Христианские последователи, поскольку преследовались римским правительством как преступники, решительно бы заявили, что да. Но в четвертом и пятом веках, после того, как сами императоры стали покровителями христианства, христиане постепенно подходили к тому, чтобы сказать нет.

Адам, Ева и Змей

Эта идея Августина в конечном счете была признана нормативной во всем христианском мире, что привело к созданию христианского общества в средневековой Европе, бывшего в большей мере коллективистким, нежели индивидуалистическим. В средневековом европейском обществе, единственном фактически христианском обществе, бывшем когда-либо, ценность и достоинство личности не принимались всерьез. Те, кто утверждает, что идеалы свободы и независимости человека так или иначе основаны на иудейско-христианской этике, игнорируют ясное доказательство истории. Западное общество не произрастает из иудейско-христианской морали, а из эры Возрождения и Просвещения, когда гностические и герметичные ценности были основными.

Чтобы подтвердить эту точку зрения, рассмотрим кратко общество Средневековья. Это христианское общество преимущественно было попыткой понять "Град Божий" св.Августина. Следовательно, оно было иерархическим, статичным и коллективным. Его фундаментальная теория состояла в том, что Богу принадлежит весь мир; люди просто управляют его частицами. Папа Римский и император были его высшими агентами; они предоставили королевства, княжества и другие доминионы другим. Ни одному человеку в действительности ничего не принадлежало; любое имущество или положение было предоставлено взаймы и могло быть свободно отобрано. Власть, богатство и почет прибывали сверху; никто не обладал этими качествами по справедливости. Правители восседали на троне по «Божьей воле» и с согласия представителей Бога. Оправдание их состояло в том, что все люди, даже при том, что могут быть королями или королевами, в основном лишь недостойные грешники, которым Бог своей волей присудил власть сверху. (Для выявления большего количества достоинств и недостатков средневекового общества, см. главу 7.)

Коллективистских особенностей этого общества множество. Например, и для государства и для церкви сама организация всегда имела больший вес, чем человек, занимающий в ней ответственный пост. В то время как выдающиеся личности действительно время от времени появлялись на историческом горизонте, они вписывались в существующую ранее структуру организаций и зачастую выполняли коллективные цели общества. Те же самые безличные особенности характеризовали многие аспекты семьи. Браки заключались без учета личных предпочтений и чувств. (У всплесков романтической любви было немного или ничего общего с ортодоксальными религиозными принципами; скорее это явление характеризовалось отчетливо неортодоксальными потоками духовности и близостью к гностическим и магическим традициям.)

Психоисторически эти особенности средневекового христианского общества отражают архаичные, в значительной степени недифференцированные отношения человеческого эго и бессознательного. Бессознательное бесконечно, и когда человеческая жизнь и общество сосредоточены на бессознательном, они имеют тенденцию застывать на месте. Это заявление не несет цели обесценить бессознательное. Бессознательное - также источник творческого потенциала, и его динамика может произвести полезные изменения на многих уровнях человеческой жизни. К тому же нет никакой замены для хорошо психологически развитого здорового эго. Творческий потенциал, гибкость и креативность зависят не от эго или бессознательного, а от творческого взаимодействия между ними. В средневековом обществе эго было в значительной степени подавлено, и в результате коллективные структуры управляли им под влиянием бессознательного.

В эпоху Ренессанса развитие эго в западной культуре ускорилось, таким образом ясно показывая истинного человека. Почему так произошло? В отличие от мировоззрения Августина, герметическое видение признавало божественную суть человека. В герметическом представлении нет никакого грехопадения, и поэтому нет никакой личной или коллективной вины. В герметических трактатах говорилось, что человек - не творение Демиурга-бога, а искра божественной целостности. Мы не только создания, мы - создатели; не грешники, а боги в изгнании, стремящиеся понять нашу истинную природу Гнозиса. Под воздействием духа Герметического Ренессанса впервые, спустя более чем через тысячу лет, люди начали признавать себя создателями и творцами. Художник больше не был неизвестным мастером в гильдии, или скромным монахом в келье, переписывающим рукописи, а человеком, требующим личного признания и получающим его. Будто бы у архитекторов вдруг появились имена, в отличие от анонимных строителей соборов предшествующих лет. Личность появлялась!

Когда Микеланджело поставил свою подпись "Я, Микельанджело, скульптор," он действовал как человек эпохи Возрождения; ведь даже столетием ранее такой индивидуализм был бы немыслим. Вскоре подобные заявления послышались и в религии. Известная фраза Мартина Лютера "Здесь стою я и никто другой" стала криком пробужденного человечества. Реформация прежде всего была движением от имени индивидуальной веры, основанной на личном религиозном опыте, даже при том, что эти ценности быстро потерялись в ходе последующего исторического развития.

Конечно, теневая сторона индивидуализма не заставила себя ждать. Макиавелли, например, был убежден в том, что правителям нужно разрешить фактически неограниченную власть и освободить их от моральных правил. Рост торговли, питаемый личной инициативой, направил общество на долгий путь к господству денежной власти. Во время Реформации множество мелких правителей закрепили за собой феодальные владения, которыми они управляли по воле Папы Римского или императора. (Так появилось много независимых немецких княжеств и другие небольшие светские государства, воспринимаемые как личное имущество своих правителей.) Однако, появление тени лишь свидетельствует о существовании света; огромные преимущества, привнесенные новым индивидуализмом, не должны быть недооценены из-за злоупотреблений им.

Спустя приблизительно двести лет после Ренессанса наступила эпоха Просвещения. В этот период принцип индивидуализма проник в другие области и коснулся жизни большего количества людей. Мало того, что человек теперь был удостоен называться художником или гением, было признано, что он еще и обладал личными правами. В то время как привилегии раньше даровались по Божьей воле, теперь было признано, что люди имели врожденные и неотделимые права. Простой факт, что человек был человеком, даровал ему "le droits humains" - права человека. Таким образом, был сделан еще один важный шаг в сторону герметизма и гностицизма. Само собой разумеется, что у этой эпохи также была своя тень. Она называлась рационализм, - вера в то, что разум должен быть основанием для установления духовной истины. Так же, как в действительности было два аспекта Ренессанса, один герметический, а другой "гуманистический" (в том смысле, что классические науки воспринимались как потенциальный фактор искупления культуры), также было и две стороны Просвещения. Рационализм, казалось, сначала был полезным инструментом против темного мракобесия, преобладающего во многих религиозных кругах. Философы, такие как Вольтер, открыто провозгласили рационалистические принципы, тайно взращивая герметические идеи в своей личной жизни и в ложах тайных орденов, к которым они присоединились. К сожалению, рационализм, как начинающий необузданный маг, убежал от своих искусных учителей и принес много вреда, продолжающегося вплоть до настоящего времени.

Соединенные Штаты оказались посреди этой философской борьбы. У герметически-гностического мировоззрения Просвещения — с его вниманием к творческому и духовному потенциалу, а, следовательно, и к правам человека — теперь был шанс построить свою собственную священную землю. Мало того, что люди имели права, они еще были объявлены независимыми и признаны источником законной власти в государстве. (Эта проблема подробно рассмотрена в главе 9.)

После основания Соединенных Штатов силы герметического индивидуализма с одной стороны, и коллективизма с другой, продолжали бороться. Однако, в течение долгого времени сама ткань этих двух противников изменилась существенным образом. Герметический индивидуализм все больше и больше пропитывался идеями Промышленной революции. Как следствие, истинно благородный философский принцип герметического видения начал принимать грубую, даже примитивную материалистическую форму. В конце концов, герметический индивидуализм превратился в грубый индивидуализм. Философы-просветители и государственные деятели, такие как Франклин или Джефферсон, уступили баронам-разбойникам промышленности и бизнеса. Некоторые из этих новых промышленных магнатов обеспечили индивидуализму дурную славу. Во многих случаях бизнес и промышленность сделали правительство подвластным своим собственным интересам, но редко признавали, что при этом они совершали серьезную ошибку. Возможно эти слова, приписанные лидеру промышленности, характерны для такого близорукого отношения: "Что хорошо для General Motors, хорошо для страны".

Реакция на подобное отношение не заставила себя ждать. Коллективизм нашел новое оружие - идеологию Маркса и Энгельса. Эта политическая философия была призвана защитить слабых, - тех, кого задавило грубым индивидуализмом. Главный конфликт двадцатого века начался.

Он может быть последовательно представлен следующим образом:

Шестнадцатый и семнадцатый века: Герметический Ренессанс создает духовную основу для Индивидуализма. Этот ведет к религиозному, политическому и коммерческому индивидуализму, а также создает индивидуальную основу для творчества и культуры.

Восемнадцатый век: Просвещение порождает новый герметический индивидуализм, основанный на признании потенциала личности. Возникают идеи о разделении церкви и государства, ограничении полномочий правительства и неотъемлемых правах человека, а в некоторых случаях эти идеи реализуются на практике, как и в Соединенных Штатах.

Девятнадцатый век: промышленная революция достигает наибольшей силы. Соединенные Штаты становятся страной, характеризующей индустриальную эпоху, со всеми ее достоинствами и недостатками. Грубый индивидуализм занимает место герметического индивидуализма. Возникают социальные проблемы, для решения которых предлагаются европейские коллективистские теории, популярные в Америке среди европейских иммигрантов. Вскоре борьба между индивидуализмом и коллективизмом приводит к тому, что изначальное мировоззрение Герметической Америки и ее духовный индивидуализм почти полностью забыты.

Двадцатый век: борьба между новым коллективизмом европейского происхождения и индивидуализмом достигает своей наивысшей точки в период с 1917г. по настоящее время. Коллективизм проникает все в больше областей американской жизни, включая образование, правительство и искусство. Это вмешательство достигает впечатляющих размеров, когда в начале 1990-х коллективистская система рушится и отвергается многими странами, где она была первоначально создана или применена. Возникает неразбериха. Многие мыслители начинают вновь обращать свой взгляд к свободе, хотя меньшинство все еще упорно хранит верность коллективистским идеям.

Молодость свободы

Последний пункт приводит нас к современности. Без преувеличения, мир сегодня наполнен возможностями, казавшимися маловероятными или невозможными еще несколько лет назад. Это — нынешняя молодость свободы. Как американцы распорядятся ею? Хотя мы можем надеяться, что новое мироустройство позволит небольшим странам освободиться от гнета этнического большинства, наряду с ослаблением централизованного правительства и снижением аппетита к пожиранию индивидуальных прав граждан, мы не можем знать, до какой степени эти надежды осуществимы. Все же, чтобы приступить к реализации некоторых из этих больших надежд, мы — американцы - должны сначала достигнуть ясного видения и понимания, что требует высокой степени психологического и даже духовного развития. Такое развитие не дается легко. Оно не имеет ничего общего с оппортунизмом или провозглашением клише, чем увлекаются многие в нашей культуре. Некоторые такие клише показывают презрение "сепаратизма", (без сомнения - отражение травмы американской гражданской войны). Другие требуют, чтобы иностранные правительства строили свою политику согласно американской модели, доказавшей превосходство республики по отношению к монархии. (Как ни странно, все жестокие диктатуры нашего времени были именно республиками.) Оставшаяся часть этой главы посвящена некоторым предложениям по поводу того, как американцы могут лучше всего использовать этот период молодой свободы.

Юнг настаивал на том, что самая большая опасность человечества состоит в потере его индивидуальности в массовом обществе при чрезвычайно централизованном правительстве. Этих опасностей можно избежать, утверждал он, только посредством сознательного культивирования индивидуального понимания, личного морального выбора и психологического самопознания. Американцы далеко ушли от верований основателей Герметической Америки. Коллективизм различных видов, с разнообразными идеологическими основами вечно нападает на нас. Нас неоднократно учат воспринимать себя как членов групп или общностей, а не как людей. Некоторые из этих определений кажутся безвредными, такие как "яппи" или "родившиеся во время демографического взрыва"; другие более коварны, например "радикальные феминистки" или "приговоренные к пожизненному заключению", но все в какой-то мере умаляют или ограничивают свободу личности, мысли и действия.

Марксизм в своем откровенном выражении и в скрытых проявлениях способствовал очень грустному состоянию нашей психологической коллективизации. Есть также много безличного, даже жестокого коллективизма во многих аспектах бизнеса и производства, несмотря на его функционирование в рамках системы свободного предпринимательства. Думаем ли мы о нас как о пролетариях (не очень популярное слово сегодня), как о членах этнических или политических общностей, как о сотрудниках компании, или даже как о членах обеспеченного общества, мы упускаем суть нашей уникальной индивидуальности.

«Семь наставлений мертвым» Юнга содержат берущее за душу символическое заявление: "К каждому благословению Бога Солнца Дьявол добавляет свое проклятие". Нигде истинность этого заявления более не очевидна, чем в большом психологическом перевороте, который американская культура испытала в конце 1960-ых и 1970-ых годах. Ясно, что "Бог Солнца" - свет Гнозиса, сознания и свободы, сияющий ярко в эти бурные, но тем не менее творческие годы. Однако, проклятие "дьявола" не обошло их стороной, и его эффекты все еще с нами. Марксистские коллективистские взгляды отразились во многих движениях и идеологиях, защитники которых даже не подозревают об этом. Например, женское движение, молодежное сознание, политическое этническое сознание, и даже так называемый мультикультурализм - все еще содержат весомую долю вдохновленного марксистами коллективизма. После идей некоторых мыслителей, таких как Герберт Маркюзе, много людей близки к тому, чтобы принять искусственное разделение человечества на антагонистические общности, предназначенные для продолжения борьбы, смоделированной на марксистском понятии классовой войны. Адаптация понятия классовой войны к большому разнообразию социальных ситуаций стала главной проблемой крипто-марксистских кругов в семидесятых и восьмидесятых годах. Результат забавен, примерно все непосредственно взаимодействующие или принадлежащие к некоторой угнетаемой группе принимают антагонистическую позицию некоторой другой группы.

С учетом этих и других разговоров особенно необходимо сегодня привлечь внимание к первостепенному значению личности, вокруг сознания которой образовывают созвездия общество и история человечества. Прежде групп, классов или общности должна стоять личность. Ничто не может произойти без участия людей, является ли это участие сознательным или бессознательным. В «Нераскрытой Самости» Юнг описывал человека как "ячейку в структуре различных международных организмов... вовлеченную в их конфликты." В этом отношении не имеет значения, что люди сегодня часто сознательно чувствуют себя бессильными жертвами неуправляемых сил. Фактически, к счастью или к сожалению, они вовлечены в действия общности, даже если их причастность является бессознательной.

Одна из набольших трудностей, - то, что личность часто не знает о своем бессознательном. Глубинная психология существует уже почти сто лет, но многие люди все еще действуют так, как будто бессознательного не существует. Рационализм, явленный теневой стороной Просвещения, рассматривает психэ как своего рода бесформенную или чистую единицу, рожденную в этом мире, которая может быть превращена соответствующей окружающей средой и образованием в то, что пожелают доминирующие социальные слои. Мы настолько не осведомлены об этих влияниях, что можем стать жертвами архаичных культурно-социальных идей и методов, которые не в состоянии принять во внимание и обеспечить выход для нерациональных, бессознательных импульсов психэ. Результат - больше индивидуального бессознательного влияния и меньше самопознания. Непризнанные бессознательные импульсы в этом случае подавлены и искажены, и вместо того, чтобы выражаться должным образом в личной жизни людей, они спускаются в коллективное бессознательное, откуда проявляются в виде опасных психических эпидемий и массовых психозов.

Этот процесс дал начало великому тоталитарному злу нашей эры, такому как немецкий национал-социализм и советский коммунизм, но он также сыграл существенную роль в широко распространенной склонности к разрушительным наркотикам и другим социальным порокам. Кроме того, огромные надежды раннего периода американской истории на систему свободного государственного образования все более и более себя не оправдывают, таким образом опровергая одно из главных рационалистических утверждений, что мы спасем нашу культуру посредством образования. В разгаре своей материальной власти наша цивилизация и культура подвергается опасности из-за непонимания психологических сил, требующих индивидуального, а не коллективного решения.

Вызов Свободе

Явная опасность коллективистского взгляда, и для общества и для индивидуального психэ, состоит в том, что граждане современной Америки подвержены отрицательному влиянию личного и коллективного бессознательного.

Первая задача человека состоит в том, чтобы познать свою Тень. Так много пишется сегодня о Тени, что само это понятие начинает походить на штамп. Однако, тень реальна, и не принимать ее в расчет очень рискованно. Так как бессознательное (как и сознание) бывает и личным и коллективным, есть также и коллективная тень, которая может быть определена как непризнанная, обратная сторона социальной общности, такой как группа или нация. У Америки есть уникальные проблемы с ее коллективной Тенью. Они в значительной степени есть результат продолжающегося конфликта между герметическими и пуританскими силами национального психэ, рассмотренными в главе 9. Герметическое мировоззрение может быть описано как экзистенциальное; оно признает темный и некорректный характер многих аспектов бытия и борется за освобождение Гнозиса в этих условиях. Пуританское мировоззрение, наоборот, склоняется к греху. Так как мир создан справедливым Богом, все недостатки земного существования должны быть результатом человеческой ошибки. Следовательно, вина за наши индивидуальные и коллективные недостатки - общее условие для всех нас. У американцев есть постоянная тенденция к прагматизму и фактической мотивации своих действий с одной стороны, и к чувству вины с другой стороны. Частый случай в нашем обществе - безжалостное, практическое действие, сопровождаемое ноющим чувством вины.

Поскольку мы не можем столкнуться с Тенью, мы изобретаем компенсации, чтобы минимизировать нашу вездесущую вину. Поэтому жизни многих в этой культуре потрачены в попытках доказать себе, что они в действительности - добропорядочные люди, независимо от того, сколько доказательств существует на этот счет. Причуды и моды социополитического характера, которые имеют тенденцию раздувать проблемы и придавать им ту важность, которую те не заслуживают, обычно мотивируются динамикой, следующей из неосознанной Тени. Когда мы, американцы способствуем психологической популярности семинаров о диетах как панацее от бед нашей культуры, мы чаще всего не видим нашей собственной Тени. Зигмунд Фрейд заявил однажды, что надеется на то, что психоанализ не станет популярным в Америке, поскольку американцы превратили бы его в религию. В то время, как это странное отношение может временно позволить нам почувствовать то, что современный жаргон описывает как "чувствовать себя хорошо повсюду" вина и беспокойство, явленные Тенью, всегда возвращаются.

Следующий шаг - то, что можно было бы назвать "демистификацией" социологии и политики. Основываясь на понятиях рационализма, много людей обратилось к политике как к источнику потенциальных решений для искупления жизненных бед и невзгод. Великие тоталитарные идеологии нашего времени были фактически псевдорелигиями, замаскированными под политику. Например, митинги Гитлера были тревожным подобием евангелистских проповедей. Общественные методы промывания мозгов, используемые Китаем, также напоминают пагубную религиозную идеологическую обработку. В настоящее время большая часть веры, энтузиазма и надежд, которые люди имели обыкновение связывать с политическими движениями, иссякла. Хранившийся в бутылке религиозный инстинкт, переливаемый в верность политическим идеалам, медленно заканчивается. В глубоком значении это не только идеал всемогущего государства и всемогущего правительства, который потерпел крах, но и понятие политики как центральной задачи и главного интереса для мужчин и женщин.

Этот вывод психической энергии из социополитических проблем должен благотворно повлиять на жизнь американцев. Если духовные интересы, являющиеся изначальными, заменят политическую активность в сторону более индивидуального и интровертированного пути выражения, то велика вероятность, что часть потерянного Герметического мировоззрения Америки будет восстановлена. Когда это напряжение и конфликт человеческого психэ, источником которого служит бессознательное, а не политические причины, больше не будет проецироваться на политический процесс, он будет освобожден от этого тяжелого и искажающего компонента.

Сегодня обстоятельства указывают на возможность более чем поверхностных изменений в Америке. Коммуникации чрезвычайно развились, тем самым облегчив международный обмен идеями между культурами, который когда-то казался невозможным. Многие стали разочаровываться в политических идеологиях и просто в политическом решении проблем современной жизни. Кроме того удобное проецирование коллективной тени Америки на Советский Союз больше невозможно, вследствие радикального преобразования этого давнего врага в несколько жалостливого просителя американской дружбы. Определенный скептицизм в отношении материализма, науки и совершенства мира и людей обещает восстановить более объективное и реалистическое отношение многих людей. Поиск психологической целостности и опыта совершенства, начавшийся в шестидесятые, все еще с нами. Миф сознания вновь затрагивает наше внимание.

(нем. Herbert Marcuse; 1898-1979 - немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.В отличие от Маркса, Маркузе не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что общество потребления развратило всех. В знаменитой книге «Одномерный человек» все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная система, существующая за счет гипноза средств массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Революционная роль перешла к маргиналам и представителям авангардного искусства. Единственное, что они могут противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей.

Пер Юлия Трусова

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики