IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Среда, 03 ноября 2010 21:58

Стефан Хёллер Гностицизм Глава 6. Тайна беззакония: гностический взгляд на зло

 

 

Стефан Хёллер

Гностицизм

Глава 6.

Тайна беззакония: гностический взгляд на зло

Десятого июня 1991 года в журнале «Тайм» появилась статья на тему зла. Автор, Ланс Морроу, не обсуждал какой-то конкретный тезис и не делал каких-либо выводов. То, что он сделал, было в некотором смысле более важным. Он начал с трех утверждений:

- Бог всемогущ;

- Бог всеблаг;

- Ужасные вещи имеют место.

Ссылаясь на несколько источников, Морроу говорит, что можно было бы согласиться с какими-нибудь двумя из этих суждений, но не со всеми тремя. Вы можете объявить, что есть всемогущий Бог, которые позволяет ужасным вещам случаться, но этот Бог отнюдь не будет всеблагим. С другой стороны, может существовать всеблагой Бог, допускающий страшные вещи из-за того, что он не является всемогущим.

Этот анализ можно было бы услышать от гностиков первых трех-четырех веков Христианской Эры, или от современного гностика, такого, как автор. Не то, чтобы гностики были единственными, кто осознал это однозначно монотеистическое затруднение. Верховный светила средневековой католической теологии, Фома Аквинский, признает в работе «Сумма теологии», что существование зла есть лучший аргумент против существования Бога. Если концепция монотеистического Бога принимается, то зло не имеет жизнеспособных объяснений. И наоборот, если зло существует, тогда монотеистический Бог, представленный в основных религиозных направлениях Запада, не может существовать.

Откуда приходит зло?

Религиозные традиции на протяжении всей истории объясняют существование зла различными путями. Первый из них – монотеистический, второй – радикально дуалистический, третий относит зло к невежеству, тогда как четвертый – приписывает причину зла первородному греху человечества. В древние времена недифференцированная природа человеческого сознания позволяла людям говорить, что и добро и зло имеют свои корни в Божественном. Таким образом, архаичные шаманы не испытывали бы трудности сказать,что доброе и злое посылаются человеку Великим Духом. В более сложном контексте шумеро-вавилонской традиции считалось, что боги забавлялись посредством создания ужасных вещей: причудливых существ, злых демонов и адских условий человеческой жизни.

Используя психоисторические средства — как и повсюду в этой книге — можно было бы сказать, что пока люди не развили дифференцированное сознание (или сознательное эго), они воображали Бога или богов себе подобными, так что совпадение добра и зла было частью как их, так и божественной природы. Более продвинутые духовные традиции унаследовали некоторые из этих монистических подходов; таким образом, мистическая еврейская теология говорит, что Бог принимает участие как в доброй, так и в злой тенденции (yetzirim).

 

С развитием сознания ум начинает различать благотворную и вредоносную стороны бытия. Напряжение от попытки удержать концепцию Бога, соединяющего добро и зло, становится невыносимым, так что разуму приходится их разделять. Таким образом, возникает понятие радикального дуализма, самым ярким примером которого является Зороастризм. Здесь истинный и добрый Бог, Ахура Мазда (иногда называемый Ормаздом) имеет божественного антагониста, известного как Ангра Майнью (Ахриман). Они вовлечены в вечную космическую борьбу за превосходство. И хотя Ахура Мазда является высшим, и его победа обеспечена, до тех пор, пока творение терпит Ангра Майнью, борьба с ним будет продолжаться, принося в мир страдания.

Сложное, но безличное видение зла и его происхождения можно найти в великих религиях, зародившихся в Индии. Эти традиции рассматривают зло, как часть непросвещенного состояния существования и видят причину злого в невежестве (avidya). При достижении просвещенного сознания и, следовательно, восхождения за пределы всех дуальностей, практик освобождается от кармы и от всех условий, в которых проявляется зло. То, что такое освобождение неизбежно приводит к прекращению воплощенного существования не всегда верно, но жизнь, как мы её знаем, несомненно, прекращается, и вместе с ней также наступает конец зла.

Четвертая категория включает в себя классический монотеизм, такой, какой мы находим в ортодоксальном Иудаизме и Христианстве. Хотя традиции других трех категорий приписывают существование зла Богу, противоположному злобному Богу, или же человеческому невежеству, иудео-христианская мысль находит корень зла в человеческом грехе.Как мы видели в главе 3, миф сотворения основной иудео-христианской традиции с его историей о Саде Эдема илюбопытными событиями, произошедшими там, формирует основу для данного представления. То есть преступление, совершенное первой человеческой парой, привело к «падению» творения, и результатом этого является нынешний мир.

Даже в секуляризированном веке, таком, как наш собственный, могучий призрак подобных верований продолжает бросать тень на наши умы. Можно только гадать, как иначе могла бы развернуться история, если бы вина Падения не сдавливала души мужчин и женщин в иудео-христианской культуре!

Гностический взгляд

Гностики, как древние, так и современные, соглашаются с буддистами в том, что страдание есть экзистенциальное проявление зла в мире. И хотя страдания людей с их сложной физиологией и психологией имеют особенный утонченный характер, все другие создания также переживают страх, боль и несчастия. Как говорит святой Павел, все творение стонет и мучается от боли (Послание к Римлянам, 8.22). Как отмечалось во второй главе, гностики видят это дефектное состояние мира как результат не первородного греха, а первоначальной ошибки. Рассуждая в более абстрактных терминах, зло является частью структуры мира, в котором мы живем. Если существует Создатель этой реальности, то тогда, конечно, он несет ответственность за злое в нем. Однако для верующих монотеистических религий гностическая позиция кажется кощунственной, и даже те, кто считает себя неверующими, часто взирают на неё с тревогой.

Гностическая позиция может быть лучше всего понята в свете её исторических корней. По мнению большинства современных ученых и как говорилось ранее, гностицизм появился в еврейской религиозной среде (вероятно, в ее гетеродоксальных проявлениях), а затем соединился с еврейской ересью, которая стала христианством. Как мы видели во второй главе, гностики столкнулись с образом монотеистического Бога в Ветхом Завете и его адаптированным образом в Новом Завете, который часто оказывался гневным, мстительным и несправедливым. Несложно заключить, что очевидно несовершенный Бог сотворил мир по своему несовершенному образу. Гностики задаются важным вопросом: действительно ли этот убогий Создатель является конечным, истинным и благим Богом, илион есть незначительное божество, которое либо не знает о силе, пребывающей над ним, либо же осознает эту вышестоящую власть, но решает узурпировать место верховного Божества? Гностики отвечают, что этот Создатель, очевидно, не есть истинный, конечный Бог, но скорее Демиург, вторичное божество. Он является творцом зла и несовершенства в мире.

Таким образом, явное богохульство возложения мирского зла на плечи Создателя, как оказывается, зародилось в столкновении гностиков с монотеистическим Богом. Герметизм, движение, родственное гностицизму,уходит своими корнями в язычество. Из-за этих истоков герметики не наследовали Ветхому Завету и имели что возразить этой амбивалентной фигуре, поэтому смогли занять менее жесткую позицию. Их концепция зла не придает особого значения связи злодеяний с Демиургом. В настоящее время многие люди склонны отдавать предпочтение герметизму по этой самой причине.

Многие пробовали избежать признания дефектов этого творения и, следовательно, недостатков самого Создателя, однако, ни один из их аргументов не впечатляет гностиков. Древние греки, особенно неоплатоники, сосредоточенные на гармонии Вселенной, благоговеющие перед её великолепием,могли забыть свои собственные несчастья, а также проблемы и горечи обычной жизни. «Посмотрите на этот прекрасный мир», - говорят они; узрите великолепный порядок, действующий сам по себе и вечно поддерживающий сам себя. Как можно назвать нечто столь прекрасное и гармоничное злым? Гностики всегда отвечали, что дефекты, заброшенность и отчужденность существования нельзя отрицать, а это значит, что Вселенная только частично является гармоничной и упорядоченной.

Даже тем, кто находится под влиянием восточной духовности, кто говорит, что закон кармы – посредством которого чье-то преступление создает несчастье в дальнейшей жизни (или даже в жизни следующей) - объясняет несовершенство проявленного мира, гностики могут возразить, что карма может в лучшем случае лишь объяснить, каким образом функционирует сеть страданий и несовершенства. Все это не объясняет, в первую очередь, почему эта печальная система существует.

Ограниченный дуализм

Как уже отмечалось, одним из путей объяснения существования зла является радикальный дуализм, примером которого является религия зороастризма. Гностическая позиция, напротив, может быть названа ограниченным дуализмом. Эта позиция не постулирует войну между добрым и злым божеством, как это делает радикальный дуализм. Формулируя эту точку зрения проще, добро и зло смешано в проявленном мире; мир не полностью злой, но он также не являетсяполностью добрым. Злодеяния мира не должны делать нас слепыми к восприятию хорошего; и, аналогично, доброе не должно закрывать наши глаза на реальность зла.

Сами гностики поощряли мифологию как средство ясного выражения глубокого понимания. Существуют мифы, рассказывающие о смешении добра и зла в творении, которые предшествуют гностикам. Одним из этих повествований является греческий миф о Дионисе. Когда этот бог был разорван на части титанами, Зевс пришел к нему на помощь и разрушил его обидчиков молнией. Тела титанов и Диониса были измельчены в прах и перемешаны. Из этого пепла поднялись всевозможные существа, включая человека, в котором божественная природа Диониса была смешана со злой природой титанов. Таким образом, свет и тьма находятся в состоянии войны друг с другом внутри человеческой природы и во всем земном мире.

У гностиков есть свой собственный миф о возникновении добра и зла. Он начинается с безграничной, блаженной Полноты – Плеромы, - находящейся за пределами всего проявленного существования. Плерома является местопребыванием и неотъемлемой сущностью Истинного Беспредельного Бога (alethes theos). Пред началом времени и памяти, невыразимая полнота простирает себя на низшие области бытия. В ходе этой эманации она проявляется в большом количестве промежуточных божеств, demiurgoi, которые являются скорее прекрасными ангелами, наделенными огромными талантами творчества и формирования. Некоторые из этих существ, однако, становятся отчужденными от своего божественного источника и, таким образом, стали склонными к злу. Они сотворили физический мир задолго до возникновения человека, и они сделали его подобным своей несовершенной природе.

Таким образом, воля, создавшая мир, была заражена своеволием, высокомерием и жаждой власти; посредством работ, выполненных этими отчужденными существами, зло просочилось внутрь творения. С тех пор, как сообщает гностический учитель Василид, «Зло пристало к творению, как ржавчина пристала к железу».Как часть творения, человеческие существа также отражают недостатки природы создателей. Человеческое тело подвержено смерти, болезням и другим несчастьям; даже душа (psyche) не свободна от дефектов. Только дух (pneuma), сокрытый глубоко в человеческой сущности, остается свободным от зла и стремится к Истинному Богу.

Современные выводы

Как говорит эссе журнала «Тайм» и как показывает история двадцатого и двадцать первого века, ужасные вещи имеют место. Факт наличия зла, ужаса и страдания в мире является универсальным. Некоторые люди, часто могущественного положения, мучают и убивают других на ежедневной основе. Те, кто верят в иудео-христианского монотеистического Бога или являются сторонниками теории кармы, могут сказать, что все это не имеет значения, потому что в конечном счета даже зло приводит к лучшему. Они, кажется, говорят, что зло совсем не есть зло на самом деле, но замаскированное добро в неприятном обличии. Подобный вид «шиворот-навыворот» аргументов является оскорблением для всех тех, кто посмотрел злу в лицо – переживших Холокост или Гулаг или лагеря смерти. Для этих людей зло есть зло, и все другие объяснения – лишь увертки.

Кроме того, многие страшные вещи случаются не по вине человека, такие как землетрясения, пожары, наводнения и эпидемии. И хотя извращенные условия жизни человека несут ответственность за некоторые страдания этого мира, многие из них происходят не по нашей вине. Часто, однако, мы считаем, что это так. Тем не менее, будь тому причиной миф об Адаме и Еве или же пропаганда, которая делает людей единственными разрушителями окружающей среды, взращивание вины не есть средство против зла. Напротив, чувство вины порождает больше горя в долгосрочной перспективе. Давайте же покончим с этим самобичеванием и попытаемся смягчить зло, над которым мы хоть сколько-нибудь властны, не забывая, впрочем, что мы не властны искоренить несчастье в целом.

Так как люди сотворены из того же материала, что и все творение, полностью изгнать из нас зло так же невозможно, как и избавиться от него в мире вокруг нас. Если бы человеческие системы и технологии могли уничтожить зло из человеческой натуры, то мы бы уже это давно сделали. Миф о зле, mysterium iniquitatis, представленный гностиками отвечает на одни вопросы и ставит другие.В современном обществе все больше доминирует некий светский уклон, который имеет корни в философии Просвещения девятнадцатого века, в то время как ствол его составлен из марксизма, а ветви в значительной степени из потребительства и гедонизма – культа денег, здоровья и молодости.Эта склонность основана на предположении – порой подразумеваемом, а иногда явном – что только материальный, физический мир существует, и что сверхъестественное есть лишь метафора, образованная вокруг физического. Неудивительно, что против гностических взглядоввыдвигаютсясильные возражения.

Гностицизм ни в коей мере не одобряет нашу эпоху стремления к светскому спасению, заменяя освободительный гнозис теориями социальной механики.С гностической точки зрения, ни человеческое общество, ни мир природы не являются спасительными, так как реальность их обоих является производной, а не первичной. Николай Бердяев, современный философ, близкий к гностицизму, убедительно это выражает: «Природный мир, общество, государство, нация и подобное – лишь частное, и их притязания на тотальность есть порабощающая ложь, которая рождается от идолопоклонства людей».

Близорукость модернизма и постмодернизма, которая сводит человека к очень умному, но порочному животному, обожествляя социальную и экологическую инженерию, враждебна гностицизму.Когда эта близорукость преобладает, жизнь становится горизонтальной. Все, что имеет значение — это то, что есть здесь и сейчас, материальное. Когда единственное оставшееся зло — это истощение озонового слоя и перенаселение земли, тогда гностические соображения о зле и свободе от него становятся не более, чем мерцающими миражами. Независимо от того, каким будет чье-то мнениепо поводу гностического мифа о зле, его фундамент является сверхъестественным и духовным, а не натуралистическим, социологическим или экономическим. Зло, по словам апостола Павла, происходит от «духов злобы поднебесной»; и по этой причине материальные средства не помогут противостоять ему. Это, конечно, не означает, что с материальными условиями зла не нужно бороться с помощью любых доступных средств, в том числе материальных. Однако, было бы глупо думать, что какие-нибудь физические средства смогут когда-либо полностью ликвидировать все беды и страдания.

Гностики всегда были убеждены, что человеческие существа на самом деле - это духовные сущности, временно обитающие в физическом теле в этом физическом мире. Благодаря пребывающему в глубине нашего физического и психического «Я»духу (pneuma), мы способны реагировать на божественную любовь, приходящую к нам из-за пределов дефектной системы, в которой мы находимся. Именно эта любовь дает нам возможность трансцендентного гнозиса. В нашем современной окружении мы часто используем слово «трансцендентальный», не понимая, что оно означает преодоление природного мира и самого космоса. Превосхождение — это то, к чему мы стремимся. Когда мы выходим за пределы мира, то оказываемся за пределами зла. До тех пор самое лучшее, что мы можем сделать - это использовать свои силы для распознавания и отделения добра от зла, света от тьмы. Таким образом, мы работаем над нашим предварительным спасением в этом мире и становимся готовы для окончательного спасения посредством гнозиса.

Современные гностики по большей части согласны с фундаментальными взглядами своих античных коллег. Верят ли современные гностики в Демиурга? Верят ли они, что он насадил зло в мир? Считают ли они эти идеи метафизическими истинами или же мифологемами, намекающими на более тонкую и таинственную реальность? Неудивительно, что некоторые гностики верят в эти вещи буквально, а другие символически;оставшиеся же придерживаются смешанных взглядов. Дело не в точной форме этих учений, а в их содержании. И это ясно. Гностические учения говорят о реальности и силе зла, о том, что его фундаментальное присутствие проявляется на протяжении всего существования. Они утверждают, что хотя мы не можем избавить мир и самого себя от зла, мы можем и действительно превзойдем его при помощи гнозиса. И когда это освобождение осуществится, мы по-настоящему больше не будем бояться полуденного дьявола или ужаса, что будит нас по ночам.

Пер Diofant ред. Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики