IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Понедельник, 08 ноября 2010 01:07

Стефан Хёллер Юнг и потерянные евангелия Глава 2 Святые Мятежники: Люди Свитков

Стефан Хёллер

Юнг и утерянные евангелия

Глава 2

Святые мятежники: Люди Свитков.

Свитки Мертвого Моря были обнаружены в месте, известном сегодня как Кумран (произносится koomrahn), арабское слово без какого-либо определенного смысла. Это – древнее место, вероятно один из "городов пустыни", упомянутых в Книге Иисуса Навина. Аллегро полагает, что таинственные Люди Свитков специально прибыли туда, чтобы основать свою общину на древней израильской библейской земле, известной в древности как город Secacah. В нескольких милях к северу от Кумрана пролегает территория древнего Иерихона и брод, по которому Иисус Навин перевел евреев через реку Иордан, повторив чудо перехода Красного моря Моисеем. Как Красное море разошлось для Моисея, также и Иордан остановил свое течение для Иисуса, чтобы дать перейти евреям – по крайней мере, именно этой версии придерживались верующие. Область Кумрана и его окрестностей обладала священным прошлым. Это было место, где произошло чудо, где еврейский Бог вмешался в ход природы, чтобы явить свою силу детям Его. Любопытно, но божественное чудо – не единственное событие, из-за которого помнят эту землю. Равнина, ясно просматриваемая из Кумрана, является той самой, где под ужасным градом огня и серы несчастное население Содома и Гоморры нашло свое последнее пристанище. Еще более примечательна Восточно-Африканская зона разломов в непосредственной близости от Кумрана, которая традиционно считалась той самой Бездной Правосудия, куда мятежные ангелы с их вождем Азазелем были сброшены Богом, чтобы томиться там до Судного Дня. Такие апокрифические тексты, как Книга Еноха и Книга Торжеств (обе были любимы ессеями Кумрана) описывают в общих чертах весь темный миф об Азазеле и его ангельском воинстве, который вступал в брак с людьми и стал прародителем могущественного рода, обладающего мудростью и магией. Эти существа, время от времени называемые Стражами и Рефаимами (от еврейского глагола rapha – исцелять) считались, по крайней мере, некоторыми из Людей Свитков духовными предками представителей их собственной традиции целителей и врачевателей, которых называли ессеями. После ессеев гностики времен текстов из Наг-Хаммади также считали себя духовными потомками мятежных жителей Содома и Гоморры и, по крайней мере, косвенно, рефаимов. Мы можем несмело предположить, что место открытия Свитков Мертвого Моря и обитель общины ессеев содержат в себе явные признаки мятежной традиции, настроенной против ортодоксальных доктрин и посвященной тайному знанию и практикам.

Сосредоточив внимание на этих людях, мы должны отметить, что Свитки Мертвого Моря ни в коем случае не были первыми доказательствами существования ессеев. Римский автор Плиний Старший, историк Иосиф Флавий и еврейский философ Филон Александрийский оставили нам множество свидетельств о тех, кого они назвали ессеями. Греческое слово Essenoi имеет неясное происхождение, но связывается учеными с еврейским словом Asah (действовующий), Hazah (получающий видения), так же как и с арамейским Hasaya (благочестивый) и Asa (исцеляющий). На современном талмудическом иврите слово Hasid (благочестивый) можно также считать сходным. Поэтому мы можем предположить, что они были людьми действия, провидцами, людьми исключительной чести и, прежде всего, целителями, и по этой причине (особенно в Египте) их часто называли Therapeutae, что значит врачи или целители. В то время как ранние описания подчеркивают их аскетизм и благочестие, найденные свитки дополняют это описание мятежностью и иноверием.

В течение многих столетий ученый мир считал численность ессеев небольшой (Плиний указал, что их было приблизительно 4.000), что ессеи – это квиетическое и пацифистское движение, которое отчаянно следовало чистоте во всех ее проявлениях – безбрачию, аскетизму, ограничению в пище и совершенно не мирскому мировоззрению и занятиям. Наряду с этими понятиями им приписывались гипертрофированная ортодоксальность и строгая дисциплина, и поэтому ессеи были сочтены всего лишь очень ортодоксальной и аскетической группировкой евреев, доктрины и действия которых шли вразрез с господствующим иудаизмом, известным на протяжении всей истории. Картина, явленная в Свитках, по меньшей мере, разительно отличается от раннего представления о ессеях.

После открытия Свитков в академических кругах развернулись споры о том, были ли авторы документов ессеями или они были теми, кого называли зелотами. Как известно, в 66–70 гг. н.э. в Израиле произошло масштабное восстание, которое сотрясло всю страну и в 70 г. нашей эры привело к безвозвратному разрушению Иерусалимского Храма и последующему исчезновению еврейского государства вплоть до восстановления его в середине двадцатого века. Зачинщиками этого губительного восстания были зелоты, которые считали римские оккупационные силы воплощением мирового зла, а себя – армией света, призванной избавить Израиль и мир от дьявольского нашествия, проявленного во власти императорского Рима. Свитки (по крайней мере, частично) обращают наше внимание на грозные мифы, очень похожие на мифы зелотов. В одном из них Сыны Света во главе с Мессией, легко узнаваемые как ессеи, играли ведущую роль в борьбе против Детей Тьмы, которые, в свою очередь, возглавлялись Князем Тьмы, Велиалом, или Дьяволом. Этот полностью дуалистический документ четко отделил Людей Свитков от пацифизма, приписывавшегося им ранее. Он также напомнил многим более поздние мифы гностиков и манихеев о борьбе знающих против Злого Властелина во главе с архонтом (управителем) тьмы. Таким образом, на свет появились первые признаки сходства гностической или, по крайней мере, прото-гностической традиции с традицией иудейской и эллинистической. Уважаемый не менее чем всеми ученый Роберт Бультман, основываясь на доказательствах Свитков, писал: «Гностический характер дохристианского иудаизма, который до настоящего времени мог быть выведен лишь из более поздних источников, теперь доказан недавно обнаруженными Свитками Мертвого моря» (Курсив наш – S.A.H.).

Один из самых проницательных переводчиков Свитков, Теодор Х. Гастер написал в своей работе «Священные писания Мертвого моря», что Свитки – это, по сути своей, мистические документы, и переживания, о которых говорится в документе, названном Свитком Гимнов, являются подлинными мистическими переживаниями. "Чудесные таинства" Бога, описанные авторами Свитков, напоминают одно из схожих гностических таинств, и на подобные мистические события ссылались различные гностические священные писания, особенно Трактат о Восьмерке и Девятке, так же как и другие трактаты из Собрания Наг-Хаммади. Более чем вероятно, что авторы Свитков ессеев, в отличие от гностических авторов Кодексов из Наг-Хаммади, придавали своим видениям и откровениям скрытый смысл, а содержание Свитков можно счесть обладающим внутренним, скрытым смыслом или шифром. (Ессеи имели возможность использовать шифры, поскольку им было известно открытие так называемого кода Taxo-Асаф, что гарантированно позволяет использование шифра Atbash)[1].

Как неоднократно указывал К.Г. Юнг, гностические документы, в том числе из Библиотеки Наг-Хаммади, не были основаны на догматических или философских соображениях, но содержали главные открытия из самых глубоких областей человеческого психэ. Точно так же последнее исследование, кажется, доказывает, что, по крайней мере, значительная часть Свитков Мертвого Моря также содержит прямые мистические переживания, испытанные ессейскими мистиками из Кумранской общины. Гностики более позднего периода не чувствовали необходимости скрывать при помощи кода и зашифровывать визионерскую природу своего вдохновения. Превосходный пример подобного гностического описания мистического видения можно найти в священном писании, упомянутом ранее, в Трактате о Восьмерке и Девятке.

Как я опишу всё? Я вижу иной Разум [Nous][духовная душа — S.A.H.], который движет душой. Я вижу того, кто говорит со мной через святой сон. Вы видите силы. Я вижу себя! Я готов мыслить! Я преодолеваю дрожь! Я понял, силы всех сил происходят из единого источника! Я вижу, как в его колодце бурлит жизнь!.. Я видел то, что не объяснит Восьмая часть. О, сын мой, души там, и ангелы поют в тишине. Но я, Нус, понял это.

Признавая, что им были явлены "поразительные тайны", авторы Свитков Мертвого Моря используют метафоры и образы природы для того, чтобы указать на свои собственные мистические и тайные переживания. Так, мы читаем в благодарственном гимне:

Но ты, о, мой Бог, проник в уста мои как душа раннего дождя для всех, кто жаждет весны вод живых... внезапно пролились они из укрытий тайных...

В том же собрании гимнов (возможно, написанных таинственным Учителем Праведности) используется описание множества деревьев. Таким образом ессеи описывали себя. Эти "деревья" питает живая вода, которая льется из тайного места божественной премудрости, часто называемого миртом, именем, которое на арамейском языке – assaya – фактически означает «дающая жизнь». Такова популярная версия возникновения слова «ессеи». Так, лингвистические шифры и другие метафоры использовались Людьми Свитков для того, чтобы показать и скрыть их тайный характер.

Теперь же зададимся вопросом: "Кем и какими были в действительности эти самые ессеи, Люди Свитков?" Их внешнюю историю можно рассказать быстро. Приблизительно за полтора века до рождения Иисуса, нееврейский царь по имени Антиох Епифан решил ввести на еврейской земле языческую форму религии. Под руководством Иуды Maккавея вспыхнула революция, которая к 142 году до н.э. установила религиозную и политическую свободу для еврейского народа. Среди последователей революционных лидеров были много "благочестивых", то есть, хасидов или ессеев, которые придерживались альтернативной формы мистической духовности, и чьи духовные традиции на долгое время возвратились в еврейскую историю. Последствием революции Маккавея стали вечные противоречия между этими благочестивыми мистиками и религиозно-политическими властями Иерусалима. Пришедшая к власти после революции династия Хасмонеев совершила непростительный, с точки зрения ессеев, поступок: цари лишили статуса высшего духовенства Храма наследников династии Садок, занимавших этот пост в течение приблизительно восьми веков, начиная с правления царя Соломона. Новым первосвященником стал никто иной, как правитель воцарившейся династии. Ессеи не смогли примириться с этим. Они собрали свое имущество и ушли из-под власти недавно явленных политических деятелей-первосвященников, направившись в таинственную область Кумран, чтобы практиковать там свою особую форму религиозной чистоты, проводить тайные ритуалы, связываться с ангелами и демонами и подготовить свержение власти тех, кого они с тех пор называли "нечестивыми священниками".

С этого времени ессеи Кумрана были открыто объявлены еретиками. Их учитель, мессия, имя которого они никогда не упоминали, и к которому их писания всегда обращаются как к "Учителю Праведности", был убит царской и священнической тиранией приблизительно в 100 г. до н.э. Эта жестокость, как мы увидим позже, отражает множество потрясающих сходств с казнью Иисуса веком и несколькими годами позже, еще больше ожесточившей Людей Свитков. С тех пор они мыслили себя участниками великих апокалиптических событий, писали мифы и пророчили зарю нового века, в котором Сыны Света будут вести большую войну с Сынами Тьмы, войну, которая приведет к созданию нового Царства Света и Праведности во главе с благочестивыми ессеями. Десятилетиями святые еретики размышляли в своем высеченном из камня жилье и лабиринтообразных пещерах, готовясь выйти накануне наступления нового Века Света. Именно в это время скорбного и гневного самоанализа они написали и переписали свои многочисленные анти-ортодоксальные священные писания, многие из которых стали известны почти два тысячелетия спустя как Свитки Мертвого Моря.

Династия Хасмонеев вместе с нееврейской династией Ирода были, в конце концов, свергнуты Римской властью. "Нечестивые священники" больше не правили в Иерусалиме, их трон вместо инородного царя занял римский губернатор. В то время как главные противники ессеев были устранены, условия жизни на землях Иудеи стали более привлекательными. Многие, вероятно, вернулись назад в города и деревни, на земли своих предков, некоторые даже нашли убежище в Иерусалиме, ненавистном месте слияния трона и алтаря. Некоторые перебрались в отдаленные области, особенно на землю таинств и магии под названием Египет, где такой же еврейский еретик Филон Александрийский назовет их Therapeutae, или целителями. Но все же большинство, по всей вероятности, продолжало жить в горах и пещерах Кумрана, ожидая нового века Мессии, который установит долгожданное Царствие Света, чтобы оправдать ожидания благочестивых.

В 1-м году нашей эры, когда таинственный младенец, предположительно, родился в Вифлееме, короткая жизнь и учение которого, казалось, были так близко похожими на жизнь и учение их Учителя Праведности, Люди Свитков были внутренне готовы передать ему, по крайней мере, некоторые элементы Нового Завета, который был провозглашен несколько лет спустя последователями таинственного Rabbi Yehoshva, более известного под латинским именем Иисус. Именно здесь содержание Свитков проливает много нового и ценного света на влияние ессеев на формирование христианства и, кроме того, на формирование определенного творческого неортодоксального вольного христианства, известного как гностицизм. Свитки Кумрана подтверждают большую часть уже доступных нам сведений о ессеях, но добавляют и много неоценимого материала об учении Мессии, принца-воина, ожидаемого Людьми Свитков. Джон Аллегро характеризует ожидаемого Мессию ессеев следующим образом:

Этот харизматический лидер будущего, потомок известного царя Давида должен был установить Новый мировой порядок, где безраздельно властвовала бы Воля Божья. Такое счастливое государство могло появиться лишь после войн и революции, когда Помазанник... лично возглавит силы Света в их апокалиптической борьбе против сил Тьмы, возглавленных Дьяволом или Велиалом... в целом, первые нетерпеливое прочтение нового материала поддерживало идею того, что в учении ессеев мы могли бы найти ключ к разгадке концепции христианских идей[2].

Свитки Мертвого Моря показали, тем самым, что Мессия, ожидаемый ессеями, был намного ближе к описанию Иисуса, нежели неопределенные намеки и пророческие ожидания ортодоксального иудаизма первого столетия. Мало того, что существует большое сходство между Мессией ессеев и фигурой Христа еврейской ереси под названием «христианство», но также есть и все основания подозревать, что ессейская иудейская ересь, возможно, послужила матрицей для еще большей неортодоксальной христианской ереси, известной как гностицизм.

Нет никакой другой иудейской ереси, помимо учения ессеев, которая была бы настолько тесно переплетена со всей структурой религиозности Нового Завета, включая гностицизм. Ессеи и христиане выступали если не за форму коммунизма, то, по крайней мере, за коммунитаризм. И именно поэтому они преследовались и унижались религиозными властями Иерусалима. И те, и другие крестили своих посвященных, практиковали священное принятие пищи. В дополнение к этим важным общим чертам и те, и другие были очень привязаны к письменам пророков и к ожиданию всемирной катастрофы и величественного начала управляемого Мессией нового века.

Влияние Людей Свитков на Новый Завет и гностические евангелия очевидно. В дополнение к этому, существуют и другие предположения, слишком знаменательные для того, чтобы умолчать о них. Если традиционная хронология всей жизни Иисуса и последующего распространения христианских общин верна, то кажется почти очевидным, что уже существующая организационная структура была использована первыми христианами для того, чтобы на ее основе выстроить свою церковь. Время между обычно упоминаемой датой распятия на кресте Иисуса и самым ранним посланием Павла слишком коротко для того, чтобы вместить в себя развитие очень сложной сети организованных общин с хорошо развитыми методами взаимодействия, финансирования и структуры власти, которую представляет читателю Павел в своем послании. Была только одна существующая организация, которая, возможно, и послужила основой для этой быстро развивающейся структуры, и это была община ессеев. Сосредоточив свой штаб у берегов Мертвого моря, но простирающаяся на протяжении всей Иудеи и, по всей вероятности, до Египта, Рима и Малой Азии, организация ессеев служила готовой матрицей, на которой могла быть построена новая христианская община. Если, как мы предполагаем, ессеи объединили свое учение с новым христианским учением в первые годы формирования церкви, то удивительно быстрый рост и организация христианской сети кажутся куда более понятными. В этом случае мы должны также подтвердить то, что говорил о ессеях Аллегро:

...их доктрины, и особенно их ожидание мессии, были намного ближе ессеям, и, возможно, они и стали христианскими наставниками в чем-то, что лежит на поверхности Свитков.

Мессия, который был не в состоянии преобразовать не только мир, но даже и судьбу своих собственных соотечественников в своем же обществе, не смог бы вдохновить на единогласное изменение Писания, где говорится о нем. Если тот же самый Мессия был предсказан традицией Людей Свитков, и если достаточно многие из этих людей полагали, что таковой мог быть христианином, то связь между ними получила бы полное оправдание. Как сказал Хью Шонфилд,

Мы можем позволить себе заявить теперь то, что было ранее ясно и очевидно для всех нас, за исключением нескольких ученых, – что идея Мессии, приверженцем которой был Иисус и другие его современники, была далека от того, чтобы возникнуть из до-библейских источников. Она формировалась письменами и учением, в значительной степени сходным с учением ессеев, которое вдохновенно перенималось. Если бы представилась возможность быть полностью осведомленным в этом и иметь доступ к большой части их литературы, то могла бы быть открыта истинная история утверждения христианства.

Теперь же, в заключение, давайте объединим черты Людей Свитков, прямо указывающие не только на историческую, но и на психологическую связь учения ессеев с Новым Заветом христианства, и еще большую связь с ранней гностической линией христианства. Хотелось бы надеяться на то, что такое резюме подарит читателю более глубокое понимание гения Людей Свитков и кульминации этого гения в подходе к христианскому учению, нашедшему свое самое полное литературное выражение в собрании гностических священных писаний из Наг-Хаммади, обнаруженных за несколько недолгих месяцев до обнаружения Кумранских рукописей.

1. Кумранская община была расположена на территории, которая представляет собой прекрасный фон для роста и развития ереси вообще и гностической ереси в частности. Выбор местоположения общины ессеев Кумрана, с одной стороны, связан с именем мессии (Иисусом Навином), а с другой – с демонами и сверхъестественными "Стражами", связанными с Бездной Правосудия, расположенной в Восточно-Африканской зоне разломов. Все это могло быть взято в качестве основы мифов ессеев, которые, с одной стороны, мессианские, а с другой – ангельски-демонические.

2. Влияние Учителя Праведности породило у ессеев склонность к двойственности, к стремлению отвергать существующее мироустройство и понимать мир как зло – все эти идеи позже высказывались и гностиками. По всеобщему признанию, эта склонность возникла в политических условиях еврейского царства; однако в разуме ессеев Кумрана изначально приземленные проблемы вскоре преобразовались во всемирные и метафизические бедствия и проблемы. Правление священников-царей зла, Хасмонеев, предшествовало доминиону архонтов и Демиургу гностиков. Сыны света были ранним воплощением гностиков-пневматиков, а Сыны Тьмы – прототипом темных управителей низшего мира, признававшихся гностиками.

3. Вдохновение, полученное авторами свитков, основывалось не на иудейских догмах и Законе, но на ярких, эмоционально сильных личных переживаниях мистического характера. Некоторые из этих переживаний свободно описывались в Свитках; другие же были зашифрованы посредством метафор и кодов, основанных на таких некогда популярных шифрах, как перестановка слов и т.п. Последнее также в значительной степени сходится с направлением юнгианской мысли – истоки гностических писаний должны быть найдены в прямом, личном опыте постижения тайн бытия, но не путем чистого синкретизма, философского предположения и т.п.

4. Идея Мессии, развиваемая ессеями в связи с трагической фигурой их таинственного Учителя Праведности, приготовила путь не только для мессианской деятельности Иисуса, но также и для мистического и всеобщего мессианства, воплощенного в фигуре гностического Христа, который говорит с нами в гностических евангелиях из Наг-Хаммади. Это обстоятельство, возможно, было изрядно подкреплено вероятной возможностью того, что большая часть самых ранних христианских новообращённых были ессеями.

Заключительный пункт нашего обзора логически подводит нас к рассмотрению фигуры Иисуса и к тому способу, с помощью которого можно выявить его связь с самым интригующим, хотя и неуловимым действующим лицом драмы ессеев – Учителем Праведности. Конечно, сравнив эти две очень важные фигуры, мы можем найти самые важные признаки того, что "дохристианский иудаизм гностического характера" (gnostisierendes Judentum), признанный Бультманом, возник для того, чтобы послужить основным источником и прародителем гностицизма. Между Мессией ессеев, христианским Иисусом, и более того, гностическим Христом, можно найти связь, которая объединит написанные ессеями Свитки Мертвого Моря с гностическими евангелиями из Наг-Хаммади.



14 О деталях этого кода и шифра см. главу 3 данной работы, а так же Hugh Schonfield, The Essene Odyssey (Shaftsbury, England: Element Books, 1984).

[2] John M. Allegro, The Dead Sea Scrolls and the Christian Myth, (New York: Prometheus Books, 1984), pp. 63–64.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики