MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...

О Симоне Маге или «Иллюзионист” Аниты Мейсон

О Симоне Маге или «Иллюзионист” Аниты Мейсон

Согласно скудным данным канонических христианских писаний, Симон Маг, преуспев в волшебстве, попытался купить апостольскую преемственность за деньги, но был с позором изгнан. Апокрифические источники несколько более подробны – так, по одной из самых популярных версий, Симон взял из борделя проститутку Елену, и, объявив её воплощением Елены Троянской и падшей мировой душой, а себя, в свою очередь, спасителем человечества, пошел проповедовать. В Риме он столкнулся с Петром, и на публичном состязании, желая превзойти чудеса апостола, взлетел, но молитвы Петра изгнали демонов, поднявших его в воздух, и он разбился насмерть о камни.

Таковы предания. Никаких - даже приблизительных - исторических сведений о реальном Симоне не сохранилось, так что и поныне большинство исследователей вовсе отрицают его историческое существование.

Однако нас интересует прежде всего не исторический, а мифологический Симон per se, носящий гордый титул “Отца всех ересей”.

Миф о Симоне имеет множество интересных символических корреляций с мифом о Беланфорте, который был сброшен пегасом при горделивой попытке подняться в небеса, и в некоторой степени Симон, уже как человек, повторяет путь своих титанических и героических прообразов.

Для объяснения мифа о Симоне мы обратимся к работам Екатерины Дайс – одного из видных культурологов современности. Исследуя русский рок, Дайс видит призрак Симона буквально под каждым кустом: от “Маши и медведя” Гребенщико-

ва до “Звезды по имени солнце” Цоя. Соглашаться с автором или нет – пусть каждый решит сам, для нас куда более важно то особое значение, которое автор придает Симону, нежели, скажем, Икару или Беланфорту.

Чтобы понять причину столь исключительного положения Симона Мага, нужно узнать, что, согласно магистральной концепции Дайс, сквозь историю западной цивилизации красной нитью проходит противостояния двух культурных архетипов, которые Дайс называет “Большой и Малой Традицией”. Насколько я могу делать выводы из работ Дайс, то Большая Традиция - это строгая, иерархическая, патриархальная система радиционных монотеистических религий и рациональных культур, с их опорой на догмат с одной стороны и рацио - с другой. Малая Традиция, напротив, предполагает смешение иерархий,

огромное значение “внутренней женственности”, примат личного мистического опыта - над догматом, интуиции - над разумом. Особо стоит заметить, что если для Большой Традиции особенно важно строгое соблюдение поло-ролевых моделей и

запретительные сексуальные табу, то высшей ценностью Малой Традиции является

достижение духовного андрогината, следы которого мы находим на протяжении всей

истории – от гностицизма до серебряного века, и одним из способов достижения оно-

го является опыт трансгрессии.

Надо ли уточнять, что как “Отец всех ересей” Симон является, пожалуй, центральным персонажем Малой Традиции, серебряная нить коей проходит от гностиков - через альбигойцев, алхимиков, трубадуров - к современному символическому и оккультному дискурсу, где к слову сказать, Симон Маг является одним из Святых Гностической Церкви.

Интересно, что в работах Екатерины Дайс по русскому року мы можем согласиться почти со всем - только при условии, если невидимый “минус”, скользящий через её сочинения, поменять на “плюс”, и в некоторых местах исправить противоречия, ею же допущенные (например, как-то нелепо в одной работе утверждать, что Малая Традиция боготворит женское, иррациональное начало и тут же обвинять рок в якобы презрении к женщинам).

Если воспользоваться понятиями Батая, то Большую Традицию можно назвать “культурой рационального накопления”, а Малую - “культурой пойтлача и трансгрессией”. Первая будет “Рабской”, вторая – “Суверенной”.

Это существенное отступление от исходной темы было необходимо, ибо как уже было сказано, Симон Маг является ключевым персонажем Малой Традиции. И неудивительно: С одной стороны, в мифе Симон замечен в очевидной сексуальной трансгрессии, и его самая страшная ересь в возведении секса в священнодействие.

С другой – он, как истинный герой Малой Традиции, не довольствуется “рациональным малым”, а “штурмует небеса” и, как и положено дионисийскому герою, погибает на пике своей силы.

Однако, в связи с этим кажется странным и даже непостижимым, почему фигура Си-

мона столь бедно представлена в культуре по сравнению, скажем, с фигурой Каина

или даже Императора Юлиана. О последнем мы можем сходу назвать четыре сильнейших произведения. А о Симоне - ничего.

Разгадка проста. В литературе Симон появляется под маской Фауста. В самом деле,

сходство исходных мифов просто поразительно: Фауст, как и Симон, заключает до-

говор с Дьяволом и точно так же призывает “из Ада” дух Троянской Елены, которая, по версии мифа о Фаусте, оказывается простым суккубом. Таким образом, триумфальное вознесение Фауста на небеса в финале бессмертной трагедии Гёте – это символическое переосмысление ценностей Малой Традиции. Начиная с Гёте, оба потока действуют в культуре как равные силы.

Тем не менее, при всей значимости фигуры Симона самой по себе, до недавнего

времени я не встречал ни одного серьезного литературного произведения, где миф

Симона осмыслялся бы сам по себе.

Оттого тем более значимым представляется нам появление романа Аниты Мейсон

“Иллюзионист”, главным героем которого является Симон Маг.

Строго следуя классическому мифу, автор, тем не менее, вносит ряд дополнительных деталей в его образ, деталей, которые прямо или косвенно намекают на параллель между Симоном и Алистером Кроули. Так, вначале мы читаем, что Симон получает свои силы от египетского Гора, к которому он регулярно взывает чуть ли не по системе Кроули. Гомосексуальные отношения Симона и Деметрия так же имеют очевидный прототип в отношениях Кроули и Нойбурга.

Мы не знаем, сознательно ли автор проводила эти параллели, однако здесь важно заметить, что и сам Кроули особо выделял Симона Мага в списке святых Гностической Церкви, как бы подчеркивая непрерывную линию серебряного пути гнозиса.

В отличие от Гёте, Анита Мейсон не пытается переделать миф, даровав Симону

вознесение. Нет, от первого и до последнего этапа повествование “Иллюзиониста”

формально ни в чем не противоречит каноническому мифу. Но это только формально! На самом деле Анита Мейсон делает куда больше – она дает Симону интеллектуальную и этическую победу над Кефой-Петром.

Описывая падение Симона, она невзначай подчеркивает, что “он падал, раскинув руки, точно распятый на невидимом, пада ющем кресте”, а “Кефа перестал молиться, когда тело упало о землю”. Ученик Распятого сам становится распинающим – вот основной и самый тонкий посыл книги.

В самом деле: если внимательно прочитать спор Симона с Петром несколькими страницами раньше, мы видим, что падение Симона было не просто логично, оно

неотвратимо подтверждала его идею – идею существования злого, чудовищного

божества, наказывающего по любому поводу. Его распятый полет был последним вы-

зовом этому божеству, и своими прощальными словами – “ты понимаешь?” - он дает

понять, что фактически знал о том, что должен делать Петр-Кефа, - примерно так

же, как в каноническом варианте Иисус направляет Иуду на предательство.

Странная и волшебная книга - этот “Иллюзионист”. Книга, где чудеса происходят

так же обычно, как мы включаем свет, и не только привычны, но и вообще ничего не доказывают. Чудеса – всего лишь иллюзии и еще неизвестно, кто есть заглавный герой

повествования: Симон Маг или куда более могущественный иллюзионист, дергающий за ниточку судьбы и эпохи? Странная, дерзкая книга, написанная с такой отточенностью, что нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения. Каждое слово – удар молнии, толчок, вспышка, прозрение, ключ.

Удивительная книга, раскрывающая процесс формирования учения, которое начинается с передачи внутренней истины (автор пользуется апокрифическим сказанием относительно особого статуса Марии Магдалины), открытия Царствия здесь и сейчас, а заканчивается вечным пребыванием у врат несчастного ключника.

На самом деле, Кефа не менее трагичный персонаж, чем Симон, и вся его судьба может быть рассмотрена как медитация на странную притчу Кафки о страннике, который так и не осмелился войти в двери закона, созданные лично для него. Момент истины для Кефы наступает, когда он понимает, что Привратник – это не тот, кто решает, кому войти, Привратник – это тот, кто не может войти сам. Притча Кафки здесь буквально выныривает из подсознания очевидностью аналогии.

Впрочем, эта аналогия далеко не единственна. Чем-то эта книга напоминает трилогию Мережковского “Христос и Антихрист”. Как и Мережковский, Анита Мейсон выстраивает свое повествование на тонких, противостоящих и пересекающихся бинерах, выраженных в диалектике переплетающихся судеб. Иисус и Магдалина, Иисус и Иаков, Петр и Симон. При желании бинеры можно расставить иначе – Магдалина и Иаков, Петр и Савл, Симон и Иисус. В обоих случаях, два бинера оказываются взаимоуничтожающими, но третий содержит потенциальность интеграции.

В первом случае - исходный бинер реализуется в жизни, а две враждующие противоположности являются лишь “воспоминанием о чуде”, в котором никто ничего не

понял. Во втором случае – потенциальность интеграции сохраняется за третьим бинером. Умирая, Симон, как и Иисус, торжествует над смертью, царственно принимая свое распятие.

В заключение хочу сказать вот что. В любое другое время шедевр уровня “Иллюзиониста” вызвал бы огромный резонанс и стал бы первейшей темой для дискуссий, поделив читающую публику на сторонников и противников Аниты Мейсон. В любое

другое время, но не в наше. Хаос информационного шума делает то, что не могла до

биться ни одна цензура – подлинно взрывоопасные шедевры просто остаются незамеченными. В этом отношении Касталия, как форпост «Малой традиции» в метафизическом смысле будет и дальше отслеживать произведения искусства, которые идут в соответствии с оной.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики