×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 64

Единое время

Единое время

Любой из нас, кто имел мужество соприкоснуться с глубиной и не отступить, знает, что реальность далеко не такова, как воспринимается нашими органами чувств. Точнее сказать, наши органы чувств имеют дело только с малой частью реальности. Утверждать противоположное то же самое, что, подглядев в замочную скважину, утверждать, что видели все покои Лувра.

Реальность сплетена смыслами и значениями в той же степени, как наше физическое тело сплетено нервами и сосудами. Иногда, наблюдая потрясающие воображение синхронистичные совпадения, мы невольно прикасаемся к этому удивительному миру, где материальное и духовное оказываются единым целым. Пророчество Тарковского о гибели Улафа Пальма, роман, за десять лет описавший гибель Титаника, вплоть до названия корабля, наконец, юнговские рыбы и история получения Алистером Кроули Святой Книги Закона принадлежат к тем «большим» синхрониям, которые убедительны до предела и не могут быть объяснены в границах материализма. И пусть догматики от материализма делают вид, что не замечают эти факты.

Но сама жизнь сплетена из гораздо более маленьких синхроний, закономерностей, которые проходят мимо обычного восприятия. Увы, даже среди психологов внимание к подобным «знакам» почему-то рассматривается как невроз, хотя, на самом деле, посредством подобных пересекающихся смыслов мы и общаемся с макрокосмом.

И такие «маленькие синхронии» переплетают жизненный путь двух великих реформаторов человечества – Алистера Кроули и Карла Юнга.

Свой земной путь Алистер Кроули и Карл Юнг начали в один и тот же год – 1875, с разницей чуть больше полутора месяцев. Само по себе совпадение, в принципе, не имеет особого значения, однако сходными оказываются и некоторые обстоятельства – оба великих гностика родились в семье протестантского священника. С раннего детства и тот, и другой испытывали недоверие к христианской религии своих отцов, и их восприятие Иисуса было далеко от общепринятого. Вот что пишет Карл Юнг в своей Автобиографии:

"Her Jesus" был уютным, благодушным господином (совсем как герр Вегенштайн из замка), он был почтенный, богатый, влиятельный, он защищал маленьких детей по ночам. Почему он должен быть крылатым, как птица, было загадкой, которая меня не волновала. Куда более важным и наводящим на размышления было сравнение детей с птенцами, которых "Her Jesus", очевидно, "принимал" неохотно, как горькое лекарство. Это было трудно понять. Но я сразу же сообразил, что дьявол любит птенцов и нужно не дать ему проглотить их. Так что "Her Jesus", хотя ему это было и не по вкусу, все равно поедал их, чтобы они не достались дьяволу. До сих пор ход моих мыслей был утешителен, но после я узнал, что "Her Jesus" таким же образом "принял" к себе других людей и что "принятие" означало помещение их в яму, в землю.Мрачная аналогия послужила причиной моего недоверия к Христу. Он уже не казался мне большой добродушной птицей и стал ассоциироваться со зловещей чернотой людей в церковных одеяниях, высоких шляпах и блестящих черных ботинках, которые несли черный гроб.

На этом отрывке я считаю необходимым особенно акцентировать внимание. Юнгу, еще ребенку, психологическая интуиция подсказала то отношение к Иисусу и христианству, которое было на заре рождения этой религии, – как к культу могил, гроба и смерти. Юнг отторгал Иисуса со всей страстью своей души. Уже в детстве он наверняка испытывал чувства, очень похожие на чувства римлянина, приходящего в ужас от осознания, что солнечные святилища Аполлона и дионисийские пиры уступят место мрачным церквям с засушенными мумиями.

Кроули, называющий себя антихристом, тоже воссоздает эллинское отрицание «культа могил». Экзальтация страданием, столь свойственная христианству, одиноково ненавистна двум титанам практически с самого детства.

Единственной его книгой в тот период была Библия, но ни библейские повествования, ни библейская поэзия не производили на него впечатления сколь-либо глубокого. В восхищение его приводили таинственные эпизоды пророчеств, особенно из Книги Откровения. Христианство, царившее у него дома, он воспринимал с безусловной приязнью, и всё же симпатии его были на стороне противников Неба. Имеется смутное подозрение, что отчасти это можно объяснить инстинктивной тягой к ужасному. Старцы и арфы казались какими-то пресными. Мальчик предпочитал Дракона, Лжепророка, Зверя и Багряную Жену как персонажей более захватывающих. Он упивался описаниями мучений. Можно, более того, заподозрить, элемент врождённого мазохизма. Мальчику нравилось воображать, как он корчится в муках; с особенным удовольствием он отождествлял себя со Зверем, число коего есть число человеческое, число шестьсот шестьдесят шесть. Можно лишь предполагать, что этот детский выбор был обусловлен таинственностью самого числа.

Кроули и Юнг, в своей жизни отыгрывали солярный миф о герое, на плечи которого ложится изменение мира. Частью этого мифа является опасность, которой герой подвергается в детстве и чудом избегает:

Однажды я переходил мост над рейнскими водопадами, ведущий в Нойгаузен. Служанка схватила меня как раз вовремя, я уже просунул одну ногу под ограждение и вот-вот готов был соскользнуть вниз. Это указывает, по-видимому, на бессознательное желание совершить самоубийство или на неизбежное сопротивление жизни в этом мире. (К.Г.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»)В то лето он дважды побывал на волосок от смерти. Он помнит, как сидел рядом с кучером на козлах какой-то кареты, которые казались ему невероятно высокими; впрочем, впечатление это может означать всего лишь, что сам он был ещё очень мал. Карета ехала под гору, дорога петляла по крутому склону, поросшему зелёной, очень яркой травой. Мальчику запомнился скрип тормозов. Внезапно отец выскочил из кареты и крикнул кучеру, что сейчас слетит колесо. (А.Кроули «Автобиография»)

Взгляд Юнга и Кроули с самого детства поворачивается на восток, свободный от рабских представлений о грехе и каре. Кроули пишет, что «восток манил его еще в детстве», а особую страсть он питал к даосской философии и мантической системе «ицзин», которую впоследствии заменило для него таро. Первая встреча Юнга с востоком тоже произошла в детстве:

«Помню случай, когда, еще не умея читать, я приставал к матери, чтобы она почитала мне "Orbis pictus", - старую, богато иллюстрированную детскую книгу, где я находил описания экзотических религий. В ней были необыкновенно интересовавшие меня картинки с изображениями Брахмы, Вишну и Шивы, По рассказам матери, я постоянно возвращался к ним. И когда бы я это ни делал, у меня возникало неясное чувство родства этих образов с моим "первым откровением", но я ни с кем об этом не говорил» (Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»).

Первое откровение, о котором говорит Юнг, было связано с поклонением подземному фаллосу. Это видение находится полностью в духе телемитской традиции, где солнечно-фаллический символизм имеет огромное значение:

Во сне я очутился на этом лугу и внезапно увидел темную прямоугольную, выложенную изнутри камнями яму. Никогда прежде я не видел ничего подобного. Подбежав, я с любопытством заглянул вниз и увидел каменные ступени. В страхе и дрожа от страха я все же туда спустился. В самом низу, за зеленым занавесом, находился вход с круглой аркой. Занавес был большой и тяжелый, ручной работы, похожий на парчовый и выглядевший очень богато. Любопытство толкнуло меня узнать, что за ним: я отодвинул занавес и увидел в тусклом свете прямоугольную палату, метров в десять длиной, с каменным сводчатым потолком. Пол тоже был выложен каменными плитами, а в центре его лежал красный ковер. Там, на возвышении, стоял богато изукрашенный золотой трон. Я не уверен, но на сиденье, кажется, лежала красная подушка. Это был действительно величественный трон - сказочный королевский трон. На нем что-то стояло, что я поначалу принял за ствол дерева (около 4 - 5 м высотой и 0,5 м толщиной). Этот ствол доходил почти до потолка и очень напоминал странную массу - сплав кожи и голого мяса; все венчало нечто вроде головы без лица и волос, на макушке которой располагался один глаз, устремленный неподвижно вверх. Помещение довольно хорошо освещалась, хотя там не было ни окон, ни другого видимого источника света. От головы же полукругом исходило яркое свечение. То, что стояло на троне, не двигалось, но у меня возникло чувство, что оно в любой момент может соскользнуть и, как червяк, поползти ко мне. Я застыл в ужасе. В этот момент снаружи, сверху, послышался голос моей матери. Она воскликнула: "Взгляни, это же людоед!" Ее слова лишь усилили мой ужас, и я проснулся в поту, перепуганный до смерти. Гораздо позже я понял, что это был образ фаллоса. И прошли еще десятилетия, прежде чем я узнал, что это ритуальный фаллос». (Карл Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»)

Величие этих видений Юнга в том, что они с самого начала лишены той односторонности, которая связана с представлениями большинства о мистических откровениях, и имеет в себе нуминозную парадоксальность, о которой далее мы будем говорить подробнее. Но у этого видения были и свои подводные стороны, о которых пишет Ричард Нолт, выраженные в обожествлении фаллоса, сексуальности и объединении сексуального и священного, которое во всем западном оккультизме мы можем найти только у одного человека – Алистера Кроули.

Поклонение солнцу и фаллосу, самообожествление посредством прохождения внутренней мистерии – это основное обвинение, которое кидает Нолт Юнгу, приводя убедительные доказательства принадлежности Юнга к гностиско-митраисткому мировоззрению. Взглянув на это с другой стороны, мы можем восхититься, с каким изяществом Карл Юнг подвел научную базу под истину мистерий. Возрождение мистерий было главной задачей Юнга и Кроули, и если Кроули возродил мистерии в созданном им великом Ордене, то Юнг делал это с помощью аналитической психологии в воображении анализируемого. Цель одна – вместо христианства, задыхающегося от духовной чахотки, и материализма, лишающего человека какого-либо смысла его бытия, человек обретал полноценную символическую жизнь, которая делала его бытие полным и осмысленным.

Общим для Юнга и Кроули было стремление найти «центр циклона» между эмпирической наукой и духовным миром. Они понимали, что духовность, лишенная материальности, приводит к одержимости и кострам инквизиции; материальность, лишенная духовности, выхолащивает индивида до уровня механизма системы, до состояния жалкого винтика, выполняющего свою функцию. Юнг и Кроули искали и нашли центр, чтобы можно было создать «алхимическое дитя», в котором наука и дух нашли свое объединение.

Юнг увидел это объединение в психологии, Кроули – в магии. Но нужно быть слепцом, чтобы не понимать, что юнговская психология имеет в себе магию, а магия Телемы – разумный научный базис. Предлагая разные методы, аналитическая психология и Телема оперирует практически тем же самым набором символов, о которых мы поговорим позднее. На мой взгляд, ритуальная магия и активное воображение могут и должны идти вместе, но, несмотря на достаточно серьезный набор фактов, приводимый мной в пользу этого (1), подобная точка зрения до сих пор не была должным образом обсуждена. Магия, основанная на продуманных соответствиях, составленных Кроули в «Книге 777», практически всегда дает убедительные результаты, выходящие за грань вероятностей, которые могли бы быть названы юнгианцами «синхронизмами». Но если подобные синхронизмы имеют место, почему не использовать это, задействуя те архетипы, которые нам нужны на данный момент в соответствии со своей волей?

Однако в биографии Юнга имеется и факт, где речь идет о весьма конкретном применении магии в её собственном смысле слова, как прямого воздействия на реальность. Ниже я приведу эту цитату, которая, при ясном взгляде, должна заинтересовать непредубежденных магов и аналитиков:

В 1909 году, во время нашей встречи в Вене я поинтересовался его мнением о парапсихологических явлениях. По причине своих материалистических предрассудков он заявил, что все мои вопросы бессмысленны и проявил при этом столь поверхностный позитивизм, что мне стоило большого труда не ответить ему резкостью. Это случилось за несколько лет до того, как сам Фрейд признал серьезность парапсихологии и фактическую достоверность "оккультных" феноменов.Но в тот момент, когда я выслушивал его аргументы, у меня возникло странное ощущение, будто моя диафрагма вдруг сделалась железной и раскалилась докрасна, она, как мне показалось, даже стала светиться. И в этот миг из находившегося рядом книжного шкафа раздался страшный грохот. Мы оба в испуге отскочили - показалось, что шкаф вот-вот опрокинется на нас. Я, опомнившись, сказал Фрейду: "Вот вам пример так называемой каталитической экстериоризации". "Оставьте, - разозлился он, - это совершеннейшая чушь". "Нет, профессор, - воскликнул я, - вы ошибаетесь! И я это вам докажу: сейчас вы услышите точно такой же грохот!" И действительно, как только я произнес эти слова, из шкафа снова раздался грохот.До сих пор не понимаю, откуда взялась моя уверенность. Но я был убежден, что это произойдет. Фрейд ошеломленно посмотрел на меня. Не знаю, что он подумал и что увидел. Знаю одно - этот случай спровоцировал его подозрительность, а у меня появилось ощущение, будто я причинил ему боль. Мы никогда больше не обсуждали с ним это.

Отношения Юнг Фрейд стали в психологических кругах своего рода культурным архетипом ученика, превзошедшего учителя. Мало кому приходило в голову сравнить динамику этих отношений с теми взаимоотношениям, которые происходили между Кроули и его учителем Матерсом. Единым оказывается все – изначальное восхищение друг другом, постепенный отход в пользу более широкого мировоззрения и, наконец, жесткий разрыв, который был одинаково болезнен для обеих сторон.

Юнг с Фрейдом магической войны не вели, однако в психоаналитическом дискурсе регулярно проскальзывали взаимные обвинения в желании смерти своему оппоненту. Если бы в этом конфликте обе стороны имели то магическое оружие, которое было у Кроули и Матерса, то держу пари, они, не задумываясь, пустили бы его в ход.

Основную задачу на великом пути Кроули видел в достижении собеседования со Святым Ангелом Хранителем, от которого адепт получает мудрость и силу. Оказавшись в одиночестве и пройдя мучительный кризис, Юнг достиг этого собеседования: все лучшие открытия он написал под диктовку его «духа-помощника, с которым был парадоксально связан» - образ гностического учителя Филимона, отворяющего ключи к познанию.

Аббатство Телемы на Чефале и башня в Боулинге удивительно похожи. Нолт (судя по всему, имеющий серьезные проблемы с потенцией) с возмущением пишет, что некоторые из алхимических и герметических фресок, изображенных Юнгом, имеют эротическое значение, а беспристрастные исследователи пути Кроули утверждают, что вопреки распространенному мнению «далеко не все изображения в аббатстве были сексуальными, а скорей представляли фантазию на алхимические и гностические темы». Каждый из них испытывал потребность построить свой личный храм, бастион, в котором объединятся земля и небо.

Изучая такие работы Кроули, как «Магия в теории и на практике», «Книга Тота», «Магия без слез», можно заметить особого рода сходства со стилем и образностью поздних трудов Юнга, посвященных алхимии, каббале и гностицизму. У обеих авторов полностью отсутствует удручающая склонность оккультистов прошлого к «читанию морали», отсутствие какой-либо экзальтации и обращение не к эмоциям, как это было в прошлом, а к интеллекту читателя. Но в этих сочинениях нет и другой крайности, свойственной психологам – механицизма и схематизма.

Другие материалы в этой категории: « Вступление: Юнг и Нолт Единая этика »

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики