Таро и Каббала

К олглавлению

Таро и Каббала

Рассматривая символику Таро, нельзя избежать еще одной линии эзотерической традиции, которая веками было тесно связана и переплетена с Таро. Я говорю о Каббале.

Первыми буквы иврита и арканы Таро соотнесли в XVIII веке уже упоминавшийся Кур де Жебелен и его соавтор граф де Меле. Эти идеи были подробно разработаны Элифасом Леви и теперь, как правило, связываются прежде всего с его именем. С арканами были соотнесены не только еврейские буквы, но и пути Древа Жизни, соответствующие этим буквам. С тех пор система соответствий арканов Таро и Каббалы вызывала множество споров, дискуссий, обсуждений.

Важность этого прозрения невозможно переоценить. Дело в том, что Каббала на протяжении многих веков, являясь тайным иудейским знанием, была «второй ногой» и вторым источником западного оккультизма (первым, конечно же, был египетский герметизм).

Евреи вызывали у средневекового человека странное чувство — смесь ужаса, презрения и поклонения. Ужас и презрение рождались из религиозного антисемитизма — ведь «евреи распяли Иисуса». Но ведь то была нация пророков! Весь Ветхий Завет со всеми его чудесами — это полностью еврейская книга!

Поэтому возникла фантазия о некоем тайном еврейском знании — Каббале. Каббалисту молва приписывала огромную власть. Скажем, согласно средневековой легенде, рабби Лёв смог своей властью оживить глиняное изваяние, создав Голема. Воображение средневекового человека наделяло еврея огромным и страшным могуществом.

И это рождало любопытство. Что же это за тайны, которыми владеют евреи? Может ли нееврей овладеть этими тайнами? Как подобрать ключи к ним?

И вот в эпоху Ренессанса группа интеллектуалов во главе с Пико делла Мирандолой решает изучить еврейскую мудрость. Рождается так называемая «христианская Каббала», опирающаяся на еврейские каббалистические трактаты, но переосмысливающая их. Все методы благополучно встраиваются в христианский дискурс. В самом деле, встроился же в христианство Ветхий Завет — так чем Каббала хуже? Ватикан не поддержал рвение гуманиста (первоначально Пико хотел использовать Каббалу против самих же евреев, то есть каббалистическими методами доказать реальность воплощения Христа), и христианская Каббала оказалась в полуподпольном состоянии.

Пытаться воссоздать всю историю Каббалы и уж тем более всю сложность ее символов в рамках одной главы — задача безнадежная. Все, на что мы можем претендовать, — это вкратце познакомить читателя с той стороной Каббалы, которая пересекается с рассматриваемым нами предметом — арканами Таро. Но и для этого нам не обойтись без общего введения.

Одной из ключевых каббалистических идей является вычисление Имени Бога Йод-Хе-Вау-Хе. Или, как обычно говорят, Яхве или Иегова.

Для каббалистов Яхве — это не старец с бородой, и даже не космический разум, пребывающий вне миров, а нечто вроде математической формулы соединения стихий, то есть базовых структур, образующих мироздание. Четыре буквы Божественного Имени каббалисты связывают все с теми же четырьмя стихиями. Таким образом, у нас получается система соответствий, в которой Йод есть первичный и порождающий огонь, Хе — вода, его божественная супруга, Вау — воздух — пар, который образуется в результате соединения огня и воды, и, наконец, вторая буква Хе — земля, или кристаллизация материи. Заметьте — опять четыре стихии Эмпедокла, но теперь уже представленные в иудейском мистицизме.

Поэтому, если довести мысль каббалистов до логического завершения, Имя Бога (как и все остальные имена) — это не субъекты, но безличные формулы, выражающие безличные принципы бытия, главный из которых — принцип сотворения Вселенной.

Постижение глубины и красоты каббалистических формул приходит с годами размышлений и практик. Пока попробуем просто освоить ту карту реальности, которую предлагает Каббала.

Непроизносимое имя Бога Йод-Хе-Вау-Хе, согласно каббалистической доктрине, — формула четырех стихий. Но каждая буква Божественного Имени — это не просто стихия, как таковая, а особый конгломерат божественных миров, символом которого является та или другая стихия.

Так, согласно каббалистической доктрине, существуют четыре мира, которые символизируют эти самые буквы Божественного Имени. Самый высокий мир — Ацилут, это мир первопринципа, который связан с изначальным творящим огнем. В малых арканах это масть жезлов. Затем идет Бриа, или мир архетипов (интересно, что термин архетипы используется как в психологии Юнга, так и в западной оккультной традиции — например, в работах Дион Форчун), первоидей, формирующих реальность. И это соответствует первой букве Хе, или воде. Далее — Йецира, или мир формирования. Здесь идеи обретают более грубую, оформленную плоть. Скажем, любое сновидение происходит на плане Йецира, который связывают со стихией воздуха. И, наконец, наш земной план соответствует Асиа, или миру воплощения.

Древо Жизни, четыре буквы Тетраграмматона и четыре каббалистических мира

Пожалуйста, запомните это изображение — без преувеличения можно сказать, что именно оно является ключом ко всей западной оккультной традиции. Древо Жизни — ключевой символ мировой мифологии.

Размышляя о Древе Жизни, мы можем вспомнить библейский миф, древо Иггдрасиль в скандинавской традиции или те волшебные деревья, которые, вырастая из семечка за день, возносят сказочного героя на «седьмое небо». Символ Древа Жизни встречается практически во всех мифологиях. Согласно тайным наставлениям, Древо Жизни соответствует позвоночному столбу в нашем теле и тем энергетическим центрам (чакрам), о которых мы хорошо знаем.

Однако схема Древа Жизни появилась относительно недавно. Впервые ее нарисовал Исаак Лурия в конце XVI века. Позднее ее дополнил и исправил другой каббалист, герметист и иезуит Афанасий Кирхер, и до сих пор мы пользуемся именно его моделью Древа Жизни.

Как вы можете видеть, на Древе Жизни есть десять сфирот (кругов) и двадцать два пути (полосы), которые связывают эти круги между собой. Каждая сфира (Cфирот — это множественное число слова, единственное число — сфира. — Прим. автора.) — это одновременно и сфера (в смысле «область», «план бытия»), и число. На самом деле сфира — это очень сложное понятие, но для начала вполне достаточно запомнить, что это определенный уровень, план, модальность реальности.

Очевидная параллель, которая приходит в голову, когда мы смотрим на Древо Жизни, — чакры. Параллелизму между Древом Жизни, часто рассматриваемым как тело предвечного человека, человеческую матрицу, и чакральной системой Востока можно было бы посвятить отдельное исследование. Отметим только самые очевидные параллели. Например, нижняя сфира называется Малкут, и она соответствует материальному миру. Самая нижняя чакра называется муладхара (созвучие даже в названии) и, согласно анализу Юнга, это не просто энергетический центр в теле человека, но вся материальная, осязаемая Вселенная. Следующая сфира, Йесод, соотносится с лунным миром, стихией воды и планом проявлений неустойчивых образов. Вторая снизу чакра свадхиштхана — тоже водная, изображается с серебристым полумесяцем. Самая высшая сфира, Кетер, что переводится как «Корона», уже не относится к телу, но находится над телом. Самая высшая чакра — сахасрара — тоже помещается немного над головой и символизируется лотосом.

Согласно каббалистической точке зрения, материальный мир, Малкут, десятая сфира — это порождение всех остальных сфирот. Первопричиной, или началом, является Корона-Кетер, из которой начинает проявляться Вселенная. Можно использовать метафору матрешки, представив, что от некоего первичного источника происходит истечение силы, и это истечение имеет девять уровней, каждый из которых заключен в предыдущем.

Таким образом, каждая сфира Древа Жизни является причиной и следствием. Причиной для сфиры нижестоящей и следствием, порождением — сфиры вышестоящей. Вот почему возможна магия, вот почему происходят синхронии, вот почему наша реальность куда более «волшебна», чем полагают материалисты: попадая в пространство чистого воображения (Йесод), мы оказываемся там, где находятся причины того, что происходит в материальном мире.

Согласно каббалистической идее, творение (или воплощение) осуществляется по «пути молнии», который начинается в непроявленном и проявляется от Кетер к Малкут. Можно сказать, что есть некий импульс энергии, который последовательно проходит через некоторое количество состояний.

Материалисты, убежденные в том, что «бытие определяет сознание», фактически перевернули Древо вверх ногами. Такое перевернутое Древо также существует в священной науке, но оно называется Древом Смерти или Древом Клиппот — то есть обманчивых иллюзорных оболочек, искажающих изначальный принцип.

Посмотрите на рисунок на странице ** еще один раз и задумайтесь: перед вами — схема, объясняющая действие магии во всех ее видах. Мы привыкли рассматривать наш материальный мир как причину всего, что происходит, но, как видно из схемы, он не является причиной чего бы то ни было, даже самого себя: все причины находятся выше. Молния, или луч творения, идет от причины к следствию, так что по мере нисхождения каждая из сфирот оказывается и причиной (для низших сфирот), и следствием (для высших). Лишь Кетер ничему не является следствием (одно из названий этой сфиры — Первопричина, что является определением Бога в теологии Фомы Аквинского), а Малкут ничему не служит причиной (что бы ни говорили материалисты).

Итак, в Каббале есть десять сфирот и четыре мира. Умножение дает нам сорок элементов. Это количество числовых арканов Таро. Десять — это завершенность. Первоисточник с одной стороны, материальный мир — с другой. И восемь промежуточных состояний между ними.

Эти сфирот связаны линиями, или путями. На Древе Жизни их всего 22 — как и букв в иврите. Каждый путь соответствует своей букве и своему большому аркану Таро.

Один из самых древних из ныне известных каббалистических текстов, «Сефер Йецира», повествует об истории сотворения мира. Согласно этому преданию, Бог творил мир не случайным образом, а посредством букв иврита, причем каждая буква была своего рода элементом в «небесной таблице Менделеева».

Нам это может показаться странным. Откуда вообще взялся такой удивительный миф? Но ведь и христианская доктрина говорит о том, что «в начале было Слово», а слово, как известно, состоит из букв. Не исключение и индуистская доктрина предвечных Вед, творящих Вселенную, — она также исходит из этого архетипического корня.

На мой взгляд, ключом к пониманию этой идеи является мысль Юнга о сознании как о сотворце Вселенной. Вселенная не существует, пока ее кто-то не осознает. Наблюдатель, как известно, оказывает влияние на простейшие частицы, и глубина этого влияния остается неизученной. Как сказал один из ключевых философов XX века, «границы нашего мира определяются границами нашего языка». Чтобы «создать» нечто, это нечто надо назвать. Здесь очень важный момент, определяющий сокровенную сущность магии. Еще древние верили, что, зная тайное имя явления, его истинное имя, — мы обретаем власть над ним.

Архетип нуждается в образе. Буква звучит абстрактно. Но как только буква соотнесена с образом, сюжетом, идеей, концепция раскрывается новыми гранями. Поэтому каждой букве соответствует свой архетип.

Внимательный читатель заметит противоречие. Почему карт числовых арканов — сорок по количеству сфирот во всех четырех мирах, а карт больших арканов — 22 по количеству путей на одном Древе Жизни? Почему 22 а не 88? Дело в том, что архетипы больших арканов не привязаны к какому-то конкретному миру. Они — первопринципы, которые проявляются на всех уровнях.

В эзотерической традиции конкретные буквы иврита (пути Древа Жизни) соответствуют конкретным арканам. Разные эзотерические традиции предлагают разные системы соответствий. Например, Элифас Леви — которому, как упоминалось выше, и приписывается заслуга соотнесения карт Таро c буквами иврита, — очень странно отвечал на вопрос о соответствии аркана Дурак. Согласно Леви, Дураку соответствовала предпоследняя буква иврита, Шин. Почему? Из-за чего? Внятных объяснений не было дано ни в одной из его работ. Но в оккультизме до сих пор редко требовали жестких логичных объяснений, и версия была принята.

Однако с нею были согласны далеко не все. Например, английская оккультная школа атрибутировала Дурака буквой Алеф. И в настоящее время самой используемой является именно эта система соответствий. Просто потому, что она логична. Ноль в числовом ряду идет перед единицей, следовательно, логично поставить самую первую букву алфавита в соответствие нолю.

На примере Древа Жизни мы можем понять, чем принципиально отличаются большие и малые арканы. Карты малых арканов соответствуют сфирот, и здесь они находятся на своем месте. Ибо каждая сфира статична. Потому, если нам выпадают малые арканы — это значит, что нас ждут определенные события или состояния, в которых мы можем оказаться. Это могут быть очень сильные состояния, но — важный момент! — они меняют только внешнюю реальность вокруг нас, но не нас самих.

А вот любой большой аркан — это путь из одной сфиры в другую. Значит, он, как минимум, содержит в себе два начала, два значения плюс переход между ними. Каждый путь — это одновременно связь между двумя сфирами (модусами бытия) и их порождение, их дитя.

Иными словами, каждый большой аркан имеет инициатический потенциал, обещая нам некий переход. Тяжелый переход или легкий — это зависит от нашей природы. Но в любом случае опыт Больших арканов НИКОГДА не позволит нам остаться такими же, какие мы были раньше. С этой точки зрения любой большой аркан представляет уже не просто событийный ряд, а определенное посвящение, переход из одного состояния в другое.

А если вспомнить идею четырех миров? То есть сфирот в каждом из четырех миров разные (и им соответствуют разные малые арканы: Ацилут — жезлы, Бриа — чаши и т. д.), а 22 больших аркана во всех четырех мирах остаются одни и те же. Значит... получается колоссальное увеличение спектра возможных смыслов и значений, которые мы можем связывать с большими арканами. Эта книга — лишь слабая попытка прикоснуться к наиболее очевидным их значениям.

Тема Каббалы очень непроста — и мы ставили своей целью исключительно ознакомление неподготовленного читателя с каббалистической картиной мира. Желающим узнать больше мы рекомендуем наш список литературы.

Самой лучшей работой на эту тему будет сочинение Билла Хайдрика «32 эманации». Автор очень подробно и наглядно рассматривает пути Древа Жизни в их связи с арканами Таро. Желающие глубже понять Каббалу могут прочитать такие книги, как «Магическая Каббала» Джона Боннера, «Мистическая Каббала» Дион Форчун и «Древа Жизни» Израэля Регарди. Наконец, самым продвинутым читателям мы можем рекомендовать академическое исследование, недавно изданное на русском языке, — «Основные направления иудейской мистики» Гершома Шолема. Эта книга не имеет отношения к магической Каббале, но в совершенстве позволяет восстановить изначальный контекст создания и формирования каббалистических идей. 

К олглавлению

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики