MAAP_conf_2017_banner

Башня

К олглавлению

Башня

Аркан Башня — это воплощение разрушительной энергии в ее самом диком и необузданном виде. Здесь Дьявол достигает своего апогея. Если Смерть представляет естественный переход из реального в потенциального из бытия в небытие, то Башня всегда поражает своей внезапностью. Практически на всех изображениях этого аркана небесная сила атакует замок или бастион и разрушает его до основания. Как бы ни изображалась эта сила в различных колодах — например, как простая или шаровая молния, Око Шивы или копье архангела Михаила, — основной принцип остается неизменным: нечто фиксированное подвергается разрушению свыше.

Как и Смерть, Башня — это момент радикального перехода. Нечто упорядоченное проходит стадию деструкции и превращается во фрагменты, целое распадается на части. Устойчивое становится неустойчивым. Порядок — беспорядком. Структура — аморфной массой. Аркан Башня — это мгновение, когда пуля, выпущенная из револьвера, соприкасается с костью черепа. Секундой до — организованная материя. Секундой после — масса и небытие.

Какие только пугающие значения не связывались с этим арканом! Разрушение, кризис, крах надежд, увольнение, разрыв. Башня — это точка, когда старая жизнь перестанет иметь смысл. Прекрасное сооружение превращается в обломки.

Но так ли все однозначно? Сколь бы ни было сложным испытание Башни, мы с самого начала сказали, что любая карта больших арканов имеет бинарную структуру, плюс в ней уравновешен минусом, а минус плюсом. А значит, мрачное прочтение этой карты — лишь одна из ее сторон. Другая же сторона —новое начало. Однако, чтобы Башня стала новым началом, необходим большой запас мужества и воли.

Базовый миф, связанный с шестнадцатым арканом, — миф о строительстве и разрушении Вавилонской башни. В Библии этот эпизод описан в нескольких стихах «Книги Бытия»:

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

Обратите внимание — разрушение Башни (материальное разрушение) сопровождается разрушением единого языка (разрушением информационным). Один процесс всегда связан с другим, распад связей означает распад смыслов. Здесь я хотел бы обратить внимание на свойство поэзии и живописи в эпоху великих потрясений.

Дыр бул щыл

уб ш щур

скум

вы со бу

р л эз

Это стихи. Стихи известного поэта-футуриста Алексея Крученых, написанные им в революционную эпоху. Это может казаться нелепым, но правда в том, что подобная нелепица порой может более точно передать состояние разрушения информационных, языковых основ, чем самая совершенная элегия о безысходности. Потому что в такой самой мрачной элегии остается нетронутой структура, которая сама по себе несет надежду. В «дыр бул щыл» не остается ничего. Смешение языков.

Картина Василия Кандинского «Москва» (1916). 

А вот картина Кандинского «Москва». Поразительно ее композиционное сходство с изображением аркана 16 Таро Кроули. Кажется, что в верхнем правом углу открывается нечто, грозящее разрушить уже без того искаженную перспективу города. Информация разрушается вместе с материей. Точнее, разрушение на уровне информации есть причина материальных разрушений.

Обратите внимание: начиная с древнейших колод Таро и заканчивая современными, разрушение Башни всегда приходит сверху. Сверхличностное, божественное начало вторгается в личную психику, Самость — в Эго.

Для большинства из нас слово «Самость» ассоциируется с чем-то безусловно позитивным и благим, противостоящим силам дезинтеграции и распада. Само определение Самости как «центра психики», кажется, подразумевает такое отношение. Однако сам Юнг не был столь оптимистичен. Более того, из книги в книгу он повторял одну очень странную фразу: «Встреча с Самостью — это поражение, катастрофа для Эго». Ближайший последователь Юнга Эдвард Эдингер посвятил не одно исследование «темной стороне Бога», встреча с которой означала для героя ад при жизни. Заметьте — речь идет не о Дьяволе (об этом — пятнадцатый аркан), но именно о темной, гневной стороне Бога.

О чем-то подобном догадывалась Марина Цветаева, когда писала: «Если мой дом горит, значит, Бог стучится в мой дом».

Башня — это темная сторона Бога, его гневный лик, восстанавливающий равновесие. Это удвоение Регулирования: в восьмом аркане меч был занесен, а в шестнадцатом — опущен на шею казнимого.

Из социальных явлений аркану Башня ближе всего соответствуют революция и гражданская война. Обратите внимание — не война с внешним противником, которая может закончиться победой одной из сторон или мирным договором. Нет, речь идет именно о том состоянии, когда позитивный исход невозможен, а слепой механизм запущен на полное взаимное уничтожение.

Из истории нам известно, что революции, за очень редкими исключениями, никогда не приносили больше свободы и мудрости. Неумолимая логика архетипа в том, что бунтовщик-революционер погибает вслед за свергнутым им тираном. Брут погибает вслед за Цезарем. Заговорщик, сам того не подозревая, подписывает себе смертный приговор вне зависимости от успешности заговора.

Вот почему на карте Башня с башни падают двое. Коронованный и не коронованный. Этот второй, — не кто иной, как бунтовщик-революционер, летящий с башни вслед за низвергнутым им королем. Человек может призвать силы темного Бога, но не родился еще тот, кто сможет ими управлять. Исторический закон: революция пожирает своих сыновей. Вечный как мир архетип «ученика чародея», освобождающего связанного его учителем демона, который несет ужас и разрушение.

Как уже было сказано, разрушение материального носителя совпадает с разрушением информационных структур. В обыденном состоянии сознания мы воспринимаем наше Эго как нечто монолитное и целостное. С точки зрения буддийской традиции, это не более чем иллюзия. Но даже без буддизма мы знаем, что при некоторых состояниях сознания наши мысли представляются нам отдельными фрагментами, не связанными друг с другом. Состояние сумасшествия, безумия, шизофрении (то есть расщепления личности) и есть состояние аркана Башня.

На картине шестнадцатого аркана король разбивается насмерть, падая с рушащейся башни. Образ короля не случаен, ибо с древности это был символ Бога на Земле. Корона короля — аналог Солнца, его мантия — звездное небо, а держава, которую он держит в руках, — модель сотворенного мира. Юнг не раз обращал внимание на сложность интерпретации образа короля в алхимии, который предстает то как носитель качеств Эго, то как персонификация Самости.

Король — это не Эго, но и не Самость. Король есть персонификация коллективного духа, правящей, смыслообразующей парадигмы, одежды, в которую облачается Самость. До сих пор у многих первобытных племен Африки в случае смерти короля (вождя) все законы перестают действовать и, пока не сгниет его тело, племя погружается в пространство хаоса и безумия.

Это состояние очень точно выразил Фридрих Ницше, заявив: «Бог умер». Эти слова могут показаться нелепыми и верующему, и атеисту. Для верующего Бог, как величина абсолютная и вневременная, не может умереть по определению, иначе это и не Бог. Для атеиста же Бога нет изначально — и кто в этом случае может умереть? Однако интуиция Ницше очень точно уловила некий процесс внутри коллективного бессознательного. Конечно, умер не Бог, а богообраз, одна из парадигм. Но фраза «богообраз умер» звучит обезличенно и не передает всего трагизма и ужаса этого крушения. Так уже бывало, и над Адриатическим морем уже слышался плач «Великий Пан умер». Однако каждый раз такая смерть представляется окончательной и безусловной.

Богообраз умирает, когда оказывается не в состоянии вместить в себя все многообразие усложнившегося мира. Это в одинаковой степени применимо как к культурной парадигме, так и к индивидуальной психике.

Главный ужас этого освобождения — в том, что демон разрушения одновременно есть Бог. Ангел-губитель Абаддон и ангел света Аполлон. Разве молния, бьющая в вершину Башни, не есть свет? Разве самая ужасная катастрофа не вплетена в «божье провидение»? А Дьявол не есть ли всего лишь исполнитель предназначения?

Башня следует после Дьявола точно так же, как падение следует после слишком высокого вознесения. В Дьяволе мы пережили экзальтацию инстинкта, опьянение величием, мощь, устремленную с земли в небо. В Башне происходит то, что у практических магов называется «обраткой». Результат получен, но цена может оказаться слишком высокой.

Ключевой мотив аркана Башня — падение. Падает король, возомнивший себя повелителем мира. Падает мятежник, свергнувший короля. Падает сама башня, казавшаяся вечной структура связей и смыслов. В мифологии существует много примеров падения. Самый известный — миф о крылатом Икаре, слишком близко подлетевшем к Солнцу. Жар был так силен, что воск, скреплявший перья в крыльях расплавился, и Икар рухнул в воды моря.

Солнце, принцип сознания, духа, Логоса, в нормальной ситуации (пятый и девятнадцатый арканы) является источником света, жизни и сознания, но при гипертрофии превращается в источник засухи. Воск символизирует принцип связи, принцип Императрицы. Космогонический Эрос, не позволяющий Вселенной распасться на фрагменты, не выдерживает высокой температуры и расплавляется. То, что было крыльями, становится беспорядочной кучей перьев, которые больше ничто не скрепляет. В похожей ситуации Гамлет сказал: «Порвалась связь времен».

Действие Башни не активно, но реактивно. Разрушение — следствие. Причина — в этом самом расплавлении воска, в утрате принципа Эроса. Пока Император был скомпенсирован Императрицей, мир был нерушим. Та же утрата связи, Эроса, отслеживается в другом мифе о падении — в истории Фаэтона, который упросил отца Гелиоса дать ему «порулить» колесницей Солнца. Этот миф перекликается с арканом Колесница, который символизирует действующее Эго.

Башня — это дамоклов меч, который висит над всяким властителем, будь то Колесничий или Император (то есть динамическая или статическая власть). Пока власть уравновешена Эросом, укоренена и способна слышать голос безумных фигляров (мудрость нулевого аркана) — ей ничто не угрожает. Но чем больше она отделяется от своих корней, чем больше живая истина вырождается в мертвую догму, вдохновение в подражательство — тем ближе миг, когда откроется страшное Око и Башня рухнет.

И здесь мы неожиданно подходим к другой стороне этого аркана. Да, Башня — это разрушение. Но отжившие формы необходимо разрушать. Высохшую прошлогоднюю траву надо сжигать, а если не свергнуть Ирода, Божественное Дитя никогда не сможет родиться.

Поэтому иногда Башню следует воспринимать не как кару, проклятье или рок, но как освобождение и избавление. Любой роскошный дом легко превратится в тюрьму, если запереть его. Не о том ли пел великий шаман Джим Моррисон: «Ты заперт в темнице, построенной по твоим собственным чертежам»? Если бы Шива был только «злым» богом — разве было бы у него столько почитателей по всему миру? Шива — это прежде всего освободитель. Но свобода — куда более безжалостная и страшная штука, чем может показаться современным романтикам и мечтателям. Например, в древнеегипетской цивилизации слово «свобода» звучало как проклятие. Быть свободным от всего значит быть непричастным ни к чему. В этом страшный парадокс Башни: освобождая — разрушай. Мертвая жизнь здесь противостоит живой смерти. Икар, Фаэтон, Беллерофонт, Симон Волхв — все это различные грани действия архетипа.

Посмотрите насколько в современном искусстве популярны фильмы-катастрофы, а также апокалиптические сюжеты о конце света. Людям нравится смотреть, как питающая и укрывающая их цивилизация осыпается под действием непреодолимой силы, словно замок на песке. Бессознательно зрители желают почувствовать себя во власти такой силы — пусть даже ценой собственной жизни. Сознательно в этом не признается никто, но бессознательная воля к разрушению не становится менее опасной оттого, что она бессознательна.

Классическая история о встрече с темной стороной Бога по аркану Башня — история Иова. Согласно Библии, Иов был «праведней всех на земле». Однако это его не спасло. Яхве и Сатана заключили о нем пари, которое стоило ему всего. Вначале он потерял свое состояние, потом погибли его дети, а сам он был поражен тяжелой проказой. Только дойдя до дна, он был спасен, исцелен и наделен новыми детьми (хотя, я уверен, все это не спасло его от ночных кошмаров).

Для Юнга «Книга Иова» — важнейший библейский текст, и мифологема Иова является самой важной, даже ключевой, для понимания законов взаимодействия Эго и Самости на первом этапе. И, конечно же, эта книга в полной мере соответствует рассматриваемому нами аркану. И дело не только в неожиданно обрушивающихся на Иова несчастьях, которые разрушают его жизнь, как молния или открытое Око Гора разрушают Башню. Дело в том, что сам Сатана в «Книге Иова» определяется как «Око Божье». Именно он «ходит по земле и смотрит» а потом приходит к престолу и докладывает обо всем Богу. Праведному христианину, верящему в то, что Сатана ввергнут в геенну огненную, чтение «Книги Иова» представляется тяжелым испытанием.

До сих пор мы рассматривали действие Башни как некое восстановление равновесия и кару за гордыню. Конечно, Эго входит в инфляцию не по своей Воле, но, по крайней мере, всегда можно констатировать: одержимость влечет за собой разрушение. Состояние инфляции Эго и одержимости — состояние аркана Дьявол — неизбежно влечет за собой Башню как разрушение и наказание. Но вот важный момент: Башня может быть проявлена и как наказание за слишком большую праведность. В главе об аркане Регулирование мы уже говорили о том, что любое нарушение равновесия опасно.

Иов не был горделив. Он исполнял все заповеди и предписания. И это не удержало его от слепого и разрушительного гнева. Эта история должна быть предостережением тем слишком заносчивым сторонникам Нью-Эйдж, которые убеждены: все, что происходит с нами плохого, — это результат наших дурных мыслей, а проще говоря, наказание.

Но история Иова важна для нас и по другой причине. Оказавшись жертвой божественного огня, Иов был первым, кто смог адекватно встретить его. Два искушения, которые стояли перед Иовом, представлены его женой и его «утешителями».

Жена, видя страдания Иова, посоветовала ему не мучиться, а «похулить Бога и умереть». Заметим, что у евреев тогда не было идеи загробного воздаяния, и подобная позиция означала что-то вроде эвтаназии — тебе же, мол, легче будет.

С другой стороны, были эти три злополучных «утешителя». Утешителями их, конечно, только в кавычках можно назвать, ибо все их речи у постели больного проказой и умирающего Иова сводились к тому, что «видимо, где-то Иов очень согрешил, раз так гневается Господь».

Обе позиции широко представлены в современном мире. Первую из них можно определить как «радикальное богоборчество». Это может быть явный сатанизм или просто подчеркнутый цинизм и атеизм, обесценивание любых духовных реальностей в пользу неких примитивных механизмов (например, фрейдизм или марксизм). Позиция сначала кажется достойной: в конце концов, это какое мужество надо иметь, чтобы бросить вызов Богу! Но по зрелом рассуждении очевидно, что Богу эти вызовы важны примерно так же, как нам судьба муравья под колесами автомобиля. А вот сам носитель такой позиции обкрадывает свою реальность, отрезая себя от иных уровней восприятия и переживания, которые доступны человеку с полноценной символической жизнью.

Вторая позиция, впрочем, еще хуже. Это позиция фундаменталистов, которую можно определить как «Бог всегда прав». И уж они-то, конечно, точно знают, чего именно хочет Бог. При кажущейся смиренности второй позиции, в сущности, гордыни в ней еще больше чем в первой. «Похули Бога и умри» — здесь все же есть страх перед Богом, признание его силы, вызов ему — даже через отрицание и обесценивание. Но суждение от его лица, уверенность в том, что уж наша-то вера точно знает, что именно хочет Бог, — куда более страшная ошибка. И более чем показательно, что в конце «Книги Иова» «утешители» изгоняются с позором как не ведающие Бога.

А что же Иов? Уникальность позиции Иова — в его способности выдерживать неопределенность. Он продолжает вопрошать, но при этом не спешит довольствоваться ответом, каким бы тот ни был. Он пытается вызвать на суд самого Бога, и Бог приходит на суд! Бог демонстрирует свой гнев, свою чудовищность, и, видя это величие, Иов понимает то, что через века прекрасно сформулировал Юнг: «Бог — это не личность, а феномен».

И здесь происходит чудо. Иов исцеляется, к нему возвращаются его потерянные стада, а жены рожают новых детей. Как будто бы именно Иов зажигает в этом безличном феномене свет сознания. Карл Густав Юнг в главной работе своей жизни — «Ответ Иову» — предлагает шокирующую версию: Бог бессознателен, но человек помогает ему обрести сознание, увидеть себя со стороны. И Иов оказывает тем первым человеком, у которого хватает сил не разрушиться, но выдержать, контейнировать Божий аффект гнева. Юнг пишет эту книгу после смерти его sorormystica Тони Вульф, и мы можем понять, насколько это глубоко личное произведение.

Рассмотрим изображение Башни в колоде Алистера Кроули. Как мы знаем из прошлых глав, даже там, где сущность архетипа остается без изменения, Новый Эон диктует новые требования к образному ряду, выражающему этот архетип. Каковы же отличия в версии Кроули?

Во-первых, полностью исчезают два падающих человека. Вы помните, что двое упавших означали бинарность бытия, короля и революционера, противоположности, которые находятся в состоянии крайнего раскола. Вместо двух антагонистов появляются образы голубя и змея, которые также являются архетипической парой. В Евангелии, например, сказано: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф. 10:16.), а в «Книге Закона»: «Вот голубь, вот змей — выбирай правильно». Бинарность — важнейшее качество бытия. В Башне противоположности представлены в состоянии самой радикальной из возможных войн. Война — это всегда столкновение двух позиций, вокруг которых начинают нарастать смыслы, идеи, образы. Поэтому от образа бинарности мы не могли уйти, Кроули лишь акцентировал символику глубже — это не человеческие бинеры, а дочеловеческие.

Образы голубя и змея очень интересно интерпретирует Юнг. Голубь — это небесная женская душа, а змей — мужская земная. Голубь — стремление к общинности, групповой идентичности, а змей — радикальный индивидуализм. Вы помните, что именно змей убеждает Еву попробовать плоды ПОЗНАНИЯ. В нормальной ситуации противоположности составляют разные полюса единой целостности, которая может работать. Любая батарейка имеет плюс и минус. Но в Башне минус восстает на плюс, а плюс на минус. И конфликт оказывается столь невыносим, что ведет к разрушению.

На Древе Жизни путь, соответствующий Башне, расположен между сфирами Нецах и Ход. Это Венера и Меркурий. Птица Венеры — голубь, а кадуцей Меркурия украшен змеями. Психологически и эзотерически Ход и Нецах представляют полярные функции психики — разум и чувство. Обратите внимание, что карты малых арканов, соответствующие Ход и Нецах, как правило, неблагоприятны. Меркурианский модус подразумевает потерю связи с чувствами и оледенение, а венерианский — наоборот, уничтожение себя в болоте псевдолюбви.

Падающих людей на карте Кроули не двое, а четверо. Это означает, что здесь происходит распад не просто каких-то личных идентичностей, но некоей базовой структуры, которая связывает воедино наше сознание.

Когда я гляжу на эти фигуры, мне всегда вспоминается рассказ близкого друга, пережившего клиническую смерть. На мой вопрос о том, как это ощущается — как смерть, как жизнь, как сон? — он ответил, что никакие слова этого выразить не смогут, и, помолчав, добавил: «Это какая-то жуткая геометрия». Вот эта жуткая геометрия и происходит с сознанием в момент физического уничтожения. Но та же геометрия предстает и в глубоких психоделических состояниях, когда Эго действительно переживает опыт смерти, и, в сущности, не так важно, что 99 процентов телесно выживают — это уже другие люди. 

К олглавлению

Другие материалы в этой категории: « Дьявол Звезда »

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики