Как читать Юнга

Как читать Юнга

Добро пожаловать в мир Карла Густава Юнга! Здесь вы найдете самую полную подборку трудов Юнга. Но прежде чем приступить к изучению, которое при серьезном подходе займет у вас не один год, позвольте наметить для вас некоторый план. Ведь если вы с первого раза решите взять «Aion», то, скорей всего, ничего не поняв, закроете эту книгу на десятой странице. И дело не в том, что «Эон» - недостойная внимания и траты времени книга, напротив, это одна из лучших книг юнгианского наследия. Просто в начале вам надо набираться той терминологической базы, которая позволяет осмыслить то, что описано в «Эоне». Потому, конечно же, начинать лучше с «Тавистокских лекций».

О последовательности в изучении Юнга существует много споров и версий. В самом деле, трудно однозначно сказать, с чего стоит начинать читать Юнга. По мнению одних, это автобиография, другие настаивают на «Тавистокских лекциях», третьи – на сознательной популяризации «Человек и его символы». Предлагаемая мной система не лучше и не хуже любой другой, важно то, что она была уже не раз проверена, и, следуя ей, читатель приходил к нужному результату.

В этой системе я разделяю ключевые работы Юнга, входящие в основной юнгианский курс, и вспомогательные, которые имеет смысл читать по прохождении основного курса. Основные работы дают ключи в мир идей Юнга, тогда как вспомогательные разбирают отдельные темы с позиции аналитической психологии.

Самым начинающим я рекомендую начинать не с самого Юнга, а с популяризаторов его идей. Работа Робина Робертсона «Введение в психологию Юнга» дает прекрасную возможность начинающему обрести необходимую базу понятий, которыми оперирует аналитическая психология, а мои 11 лекций, размещенных на Касталии в отдельном разделе, несколько уточняют акценты.

Далее советую читать Юнга в следующем порядке:

1) В первую очередь имеет смысл читать сборник статей «Человек и его символы», который был написан Юнгом совместно со своими лучшими учениками для объяснения основных идей аналитической психологии на самом простом уровне. В этих работах даны азы анализа снов, разъяснения таких базовых понятий, как тень, Анима, Анимус, архетипы, приводятся доказательства автономной жизни психики, не зависимой от воли сознания.

2) «Тавистокские лекции» - это курс лекций, прочитанных Юнгом, в которых он самыми простыми словами разъясняет суть своего учения. Психологическая типология, анализ сновидений, активное воображение, архетипы, о которых вы узнали из прошлой работы, здесь излагается немного под другим, более академическим углом, потому эта книга позволит вам значительно углубить ваши знания. Следует заметить, что читатель может без малейшего ущерба для себя поменять местами первый и второй пункт и начать с «Тавистокских лекций», позже ознакомившись со сборником «Человек и его символы».

3) Прочитав указанные две работы, читатель уже в состоянии решить, насколько ему близка аналитическая психология. Продолжать изучение Юнга имеет смысл книгой «Шесть архетипов индивидуации». Уже с этой книги от теории вы начинаете переходить к практике, поскольку здесь Юнг дает убедительные портреты людей, захваченных тем или другим архетипом. В самом деле интересно увидеть, как проявляется архетип и комплекс матери, Коры (девы), Трикстера, Духа или Анимуса, и, наконец, важнейший архетип – божественное дитя или Самость. Анализ последнего будет особенно интересен тем, кто знаком с символизмом Телемы и осознает, что новый эон есть эон побеждающего ребенка, Гора. Последним архетипом является архетип трансформации. Трансформация – ключевое слово для ищущего свободы, трансформация – это переход из одного состояния психики в другое. Реинкарнация, метемпсихозис, инициация, энантиодромия, словом, с этой статьи открывается ряд важных идей, связанных с переходом в иное.

4) Несколько более сложным в силу его специфики является сборник статей «Проблемы души нашего времени», с которым мы рекомендуем ознакомиться далее. Каждая статья – это ответ на конкретный вопрос, вынесенный в заглавие, поэтому по большому счету никаких особых дополнительных комментариев и не требуется. «Проблема души современного человека», «Проблемы современной психиатрии» «Противоречия Фрейда и Юнга», «Психологическая типология», «Душа и земля», «Архаичный человек», «Жизненный рубеж», «Аналитическая психология и мировоззрение», «Комплекс и миф», «Дух и жизнь», «Структура души», «Брак как психологическое отношение» - названия статей говорит само за себя. Эта работа важна тем, что мы потихоньку приближаемся к сердцевине юнговского учения – вопросу о мировоззрении.

5) Только изучив приведенные выше четыре работы, имеет смысл приступить к изучению автобиографии Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». Даже для подготовленного читателя её прочтение может оказаться немалым потрясением, ибо те видения, которые описывает Юнг в ней, фактически перебрасывают мост между психологией и магией, между великим деланием алхимиков и индивидуацией Юнга. «Воспоминания, сновидения размышления» являются мостом, перейдя который, вы оказываетесь во внутреннем дворце юнгианского учения и готовы воспринимать его гностические исследования. Очень важно, чтобы в вашем варианте автобиографии Юнга было его личное откровение – «Семь наставлений мертвым», в котором содержится символическая квинтэссенция учения. Некоторые юнгианцы советуют начинать с автобиографии, но мне такой подход кажется не совсем разумным, поскольку для неподготовленного читателя некоторые идеи просто останутся непонятны.

6) Но перед тем, как приступать к изучению королевских работ Юнга, связанных уже с юнгианским гнозисом, имеет смысл изучить два его труда. Первой из этих книг является работа «Символы трансформации», она же известна русскому читателю под названием «Либидо: метаморфозы и символы». Книга эта была переломом для самого Юнга, и именно она стала причинной его разрыва с Фрейдом. Хотя некоторые идеи, высказанные в ней, впоследствии были опровергнуты самим Юнгом, ценность предостережения этой книги огромна, ибо здесь Юнг предупреждает о необходимости «жертвоприношения ребенка» - то есть перед тем, как войти в мир архетипов, следует полностью разрушить инфантильные установки эго, принести себя в жертву. В противном случае для инфантильного сознания встреча с силами бессознательного могут обернуться безумием.

7) Так же имеет смысл очень внимательно изучить работу «Об отношении между эго и бессознательным». Эта работа является превосходной страховкой от возможной инфляции сознания, опьянения силой архетипического. Здесь превосходно описаны опасности, которые могут ожидать эго при встрече с бессознательным, а так же та единственная модель взаимодействия сознания и бессознательного, которая называется индивидуацией. Так же именно здесь Юнг окончательно опровергает односторонность фрейдисткой и адлерианской позиции.

7) «Синхронистичность». Эксперименты, проводимые Юнгом совместно с лауреатом нобелевской премии по физике Вольвгандом Паули, способны повергнуть в шок. В результате этих экспериментов наивный материализм оказывается низвергнут – между явлениями существует не только причинно-следственная связь взаимного отражения, как учит марксизм, но иная, более глубокая и тайная связь – связь смысла. Это открытие переворачивает все. Юнгу удалось невозможное – он научно доказал существование Дао и математически доказал правду астрологии.

8) Теперь, вооружившись знанием смыслов, вы можете рискнуть и погрузиться в сложнейшую проблематику взаимоотношения двух противоположностях. Речь, конечно, идет об одной из сложнейших работ Юнга «Aion». Здесь все: гностический символизм, единство Христа и Антихриста, парадоксальная зависимость астрологических циклов на события, происходящие в человеческой истории. «Эон» – это книга, взрывающая представление о реальности, если только у нас хватает сил её понять. Поскольку эта книга очень сложна, я рекомендую перед тем, как приступать к ней, ознакомиться с работой Эдварда Эдингера «Эго и архетип», которая написана несколько проще и готовит почву для восприятия сложнейшей системы «Эона».

Если вы достаточно хорошо знакомы с магией и оккультными традициями, то можете попытаться начать свое знакомство с Юнгом сразу с этой работы.

9) «Психология и алхимия». Название этой книги говорит само за себя, вы узнаете, как древние символы алхимии проявляют себя в сновидениях современных людей и в каком отношении находятся алхимия и религия. Чтобы найти свою Самость, современному человеку следует обратиться к богатству алхимического и гностического символизма – доказывает Юнг в этой работе.

Представления об алхимии как о дочери корысти и матери химии взрываются этой работой. Алхимия оказывается важной духовной, даже религиозной системой, компенсирующей односторонность христианского отрицания земного.

Впрочем, перед тем, как читать «алхимические» работы Юнга, я советую ознакомиться с трудом его прямой ученицы Марии Луизы Фон Франц «Алхимия». Эта работа написана предельно простым языком и на конкретных примерах рассматривает значение алхимических символов для психического, объясняя, почему именно алхимия особенно ценна для аналитической психологии.

9а) Если вас заинтересовала проблематика алхимического символизма, то вам имеет смысл прочитать несколько коротких работ Юнга, в которых он также обращается к этой теме: «Дух Меркурия», «Парацельс». Самое главное, что следует понять, читая эти работы, это то, что алхимия – не некая архаичная лженаука, давно ушедшая в прошлое, а живое и самое чистое отражение психологической динамики.

10) «Психология и религия». Очень важная работа, название которой говорит само за себя. В ней Юнг готовит почву для революционных идей, которые будут высказаны несколько дальше.

11) «Попытка психологического истолкования мифа о троице». «Вот трое, а где четвертый?» - вопрошает Гете в «Фаусте», повторяя извечный вопрос Платона. Архетип троицы, от Египта до христианства. Троица и четверица, интеграция четвертого элемента, объединения Бога и Дьявола в сосуде человеческой души – вот какие вопросы ставит Юнг. Здесь вопрос мировоззрения снова становится актуален, и мы начинаем понимать, как глубоко сходятся оккультное и юнгианское видение.

12) «Символы трансформации в мессе». Архетип причастия, от цивилизации майя до католической церкви. Читая, как Юнг разбирает символизм причастия, остается сожалеть, что он не знал о нашем, телемитском, гностическом причастии нового эона.

13) «Мистерия объединения». Самое подробное за всю историю исследование алхимического символизма. Касталия впервые публикует эту работу в Интернете.

14) «Ответ Иову». Однажды, за несколько месяцев до смерти, Юнг сказал удивительную фразу: «Если бы у меня была возможность переписать все написанное за жизнь, я бы это сделал, оставив неизменной только одну книгу – «Ответ Иову». Эта книга, является вершиной юнгианской метафизики, ставя вопрос вопросов – смысл человеческого существования. Юнг рискует дать очень дерзкий и нестандартный ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Но здесь я таинственно замолкаю, ибо и так сказано слишком много.

Подробнее идеи «Ответа Иову» развивает прямой ученик Юнга и кронпринц юнгианского анализа Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания», которую имеет смысл изучать параллельно «Ответу Иову».

К вспомогательным или специальным работам Юнга я отношу следующие труды:

1) Раннее (до разрыва с Фрейдом) исследование Юнгом шизофрении.

2) «Йога и запад». Этот сборник статей будет интересен тем, кто испытывал на себе очарование восточной философии. Хотя Юнг формально отрицал возможность прямого заимствования восточных практик западным человеком, восток всегда влек его своей тайной. Йога и запад, комментарий к тибетской книге мертвых, об индийском святом, к психологии восточной медитации, предисловие к и-цзин, комментарий к «тайне золотого цветка»…

3) Сборник «Психотерапия» содержит статьи «Цели психотерапии», «Некоторые принципиальные соображения относительно психотерапии», «Основные вопросы психотерапии»

4) Сборник «Психология и искусство» суммирует важнейшие работы Юнга, посвященные осмыслению художественного творчества. Как архетип проявляется в произведениях искусства? На какие категории можно разделить произведения искусства? Какова природа гения Пикассо, Джойса?

5) Узнать о юнговской теории сновидений и получить некоторые уточнения в теории бессознательного можно в сборнике статей «К вопросу о бессознательном». Какие есть подходы к сновидениям, как сновидения действуют на сознательный разум – это основная тема, которую освещает этот сборник. «Значение сновидений», «прошлое и будущее в подсознании», «функция сновидений», «анализ сновидений», «проблема типов», «архетип в символике сновидений», «душа человека», «значение символов», «излечение разлада», «практическое использование анализа сновидений», «психотерапия и мировоззрение», «умственное расстройство и психическое».

6) Сборник статей, известный в русском переводе как «Трансцендентная функция», расширяет понимание мировоззренческих аспектов юнгианства. «Трансцендентная функция» рассказывает об объединении противоположностей, «Нераскрытая Самость» описывает феномен индивидуации как отделения от матрицы коллективных ценностей, «Вотан» и «Борьба с тенью» описывают феномен нацизма с точки зрения динамики коллективного бессознательного.

Другие материалы в этой категории: « Рисование мандал Юнг и божественное »

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики