Юнгианство и эзотеризм

Юнгианство и эзотеризм

Перспективы интеграции научного и эзотерического дискурса.

(доклад в состоит из вступления и двух частей Первая часть – определение эзотерического. Вторая часть – перспектива научного осмысление эзотеризма в контексте Аналитической психологии Юнга.

Об определении эзотерического

Для меня очевидно, что каждому из присутствующих известно, что дословный перевод слова «эзотерический» означает «тайный», и прилагательное «оккультный» является в этом отношении полностью синонимом.

Но что значит тайный? Любое знание есть тайна для не посвященного в него и не является тайной для посвященного. Код вашего замка на банковском сейфе является тайной для всех кроме вас, и тем не менее это ни в коем случае не относит оное знание к знаниям «ззотерический».

С другой стороны, совершенно очевидно, что абсолютное большинство школ называющих себя эзотерическими решительно не имеют тайн которые были бы недоступны изучению. Книги Блаватской или Элиафаса Леви выходили и выходят тысячными тиражами и их содержание уже давно не является тайной. Даже масонские ритуалы, за разглашение которых посвященным обещались страшные проклятия давно публикуются в книгах, а с появления интернета вопрос их нахождения давно перестал быть проблемой.

Даже при том, что отдельные эзотерические ключи и формулы (как например Тайны высоких посвящений ОТО или Сокровенные Тантры Дзогчена) и сохраняются в тайне, их общий процент от массива эзотерической, и при этом абсолютно доступной информации будет не более одной десятитысячной.

Мне могут возразить, что подобная ситуация сложилась только в последние плюс-минус сто лет, тогда как раньше соблюдение тайны было гораздо более строгим, и являлось реальным критерием эзотерического знания. Это достаточно веское обоснование, но здесь есть два важных но – во первых, в старину в тайне хранились не только эзотерические в современном смысле знания, но и скажем тайны ремесла. Например, доподлинно известно, что масонство выросло из оперативного каменьщичества, строгость сохранения тайн которого было продиктовано простым коммерческим расчетом. Чтобы вы могли оценить красоту парадоксальной судьбы масонства попробуйте представить, что к примеру лет через тысячу, наиболее популярное эзотерическое общество человечества будет основывать свои символы на современных нам компьютерных корпорациях и их коммерческих тайнах.

И тем не менее, не смотря на такие парадоксы, сама наша способность к их распознаванию говорит в пользу того что мы все имеем приблизительно одно представление об эзотерическом. Очевидно, что и раньше и сейчас, эзотеризм говорил о тайне на которую возможно указать, но которую невозможно раскрыть. Так или иначе, центральной идеей любой эзотерической системы, является идея трансформации индивидуального Я, в нечто превосходящее обычный человеческий уровень.

Разница между простой тайной и тайной эзотерической именно в том, что узнав простую тайну, будь то скажем мой код в банковском сейфе, или данные о секретных правительственных операциях, вы в любом случае будете полноправным владельцем тайны, которую вы можете использовать по своему усмотрению. Однако если каждый из нас прямо сейчас получили бы текст сокровеннейших и наисекретнейших тантр Тибета, это решительно ничего бы не дало. Мы увидели бы сочетания букв, проанализировали их, уже известными каждому из нас (у каждого свои) методами, но качественного постижения тайны не произошло бы. Хорошо если для наиболее открытых, сам факт обладания великой тайной, был бы столь вдохновляющ, что подтолкнул бы некоторые духовные переживания, которые вполне возможно и не связаны с этим текстом. Чтобы реально постичь эзотерическую тайну нужно во первых находиться в данной системе координат достаточно давно, а во вторых принадлежать к человеку особого типа.

Представления о трех типах людей способных к разным уровням постижения на удивление живуче, и даже если вы не соглашаетесь с ним, то должны признать что оно несомненно относится к архитепическим констелляциям. Так например, в эзотерическом гностицизме первых веков христианской эры, было принято разделение людей на три типа – гилеки, психики и пневматики. И если первые вообще не способны к пониманию эзотерического, а последние уже приходят с этим знанием, то в том что касается третьего типа все наиболее сложно. Он ценой огромных душевных усилий может подняться до пневматика, черпая откровения «через посредника», а может деградировать до гилека и «потерять душу».

Очень похожая схема встречается в тибетском буддизме, где говорится о том, что три типа людей надо учить на трех разных уровнях – Тело, речь (энергия) и Ум (как трансцендентный логос) или Нирманакайя, самбхогокайя и дхармакайя. Также триадическая структура встречается и у индусов – Пашу, Вира и Дивья.

Здесь надо особенно подчеркнуть, что это «неравенство познания», совершенно не подразумевает социального неравенства. Социальная иерархия традиционно не триадична а четверична (например индийская кастовая система и более мягкая средневековая структура общества). Эти две системы абсолютно не связаны – Дивья или Пневматик может с равной степенью вероятности проявиться в любой касте или любом социальном слое, как к сожалению и гилек (иначе не происходили бы регулярные деградации касты «жрецов»). Поэтому любая попытка привязать «неравенство познания» и «неравенство социальное» является катастрофическим смешением уровней, чреватом множеством неприятностей.

Разницу между тремя типами, пожалуй лучше всего сформулировал в своем хорошо известном афоризме Фридрих Ницше «Низшие презирают возвышенное, средние влюблены в возвышенное, высшие живут в возвышенном».

Следует сказать, что одни имеют врожденную способность к эзотерическому мышлению, тогда как другие обретают его в результате серьезной и тяжелой личностной трансформации. Именно в этом и состоит цель духовной практики, которая может варьироваться от простого чтения священных и символических текстов, до нескольких часов йогической практики в день, хотя как показывает опыт, усилие не определяет но лишь помогает достичь определенных состояний, тогда как реально определяющим фактором, является иррациональный принцип, который в эзотеризме называется благодатью.

Здесь же кроется одна из самых главных трудностей на пути интеграции научного и эзотерического дискурса. Наука требует повторяемого результата, который может быть зафиксирован. Однако тайное знание, которое останется тайным даже если его прокричать по всем центральным каналам (что впрочем еще больше скроет его под маской банальности) не может быть измерено ни сантиметром ни счетчиком гейгера. Оно – «вещь в себе», открытое лишь тем кто по настоящему принадлежит ему.

Однако если суть эзотерического, сокровенная тайна трансформации, останется сокрытой в любом случае, то его «энергии», «проявления», «эпифеномены», вполне могут быть исследованы и проанализированы. Это актуально особенно сейчас, когда сама наука вступила в пространство неопределенности, пограничной области где начинают действовать воистину эзотерические парадоксы.

В настоящее время мы имеем самый широкий спектр учений именующих себя эзотерическими или оккультными. Теософия Блаватской, Антропософия Штайнера, Телема Кроули, множество школ восточного эзотеризма, и вовсе бессчетное количество различных неизвестных нам учителей ограниченных местным ареалом приложения.

Итак что же мы можем определить как основу эзотерического мировоззрения и в чем его основные черты и отличия от других мировоззренческих установок?

Прежде всего это холизм, то есть восприятие реальности как целостной не разделенной в себе системы. Если основой материализма, является убеждение что реальность дискретна и фрагментарна, то холизм предполагает существование целостной системы, в которой любое разграничение имеет исключительно условных характер. Так, Доктор Станислав Гроф особенно подчеркивал важность холистической парадигмы в противовес устаревшей материалистично атомарной.

Однако одного холизма как парадигмы явно недостаточно чтобы причислить то или другое мировоззрение к эзотерическому. Суть эзотеризма в том, что оно не останавливается на теоретическом утверждении тех или иных идей, но идет далее, ища практического опыта который стал бы их подтверждением.

Один из достаточно широко используемых синонимов эзотеризма – гностицизм, в строго научном смысле относится исключительно к истории раннехристианских движений, утверждавших возможность непосредственность богопознания. Однако в современном эзотерическом дискурсе слово гностицизм используется в достаточно широком контексте – зачастую, по отношению к любой эзотерической системе, постулирующей возможность непосредственного интуитивного постижения трансцендентного в результате определенной духовной практики, то есть фактически к любой эзотерической системе. Формальные критерии по котором можно выделить гностическое мировоззрение в узком смысле повсеместно игнорируется, при чем на самом высоком уровне. Поэтому возможно имеет смысл разграничить понятия Гнозис, (то есть любой непосредственный, внеконцептуальный опыт соприкосновения с трансцендентным) и гностицизм, как одна из многих эзотерических традиций.

Гнозис как опыт и переживание является целью любой эзотерической традиции, будь то собственно гностицизм, неоплатонизм, восточные традиции или наиболее современные эзотерические традиции как то Традиция Телема. Разные традиции предлагают самые разные методы достижения гнозиса (далее психотехники), но то что именно гнозис является центральной ценностью любой эзотерической традиции думаю сомнению не подлежит.

В этой системе однако, особое место занимает Теософия Блаватской, которая хотя и утверждает возможность эволюции человека на иной уровень не предлагает никаких психотехник для достижения этой цели. Подобный «пассивный» или «спекулятивный» эзотеризм, представляется мне чем то вроде подготовительного класса перед поступлением в школу.

Еще одной особенностью эзотерического мировоззрения, является стремление к андрогинности, которое можно отследить начиная с платоновского мифа о круглых людях принудительно разделенных богами. В различных традициях предлагается самые разные, зачастую противоположные методы преодоления границ пола, от строгого аскетизма, до сексуально магических практик, в процессе исполнения которых партнеры фактически соединяют свое сознание в визуализируемых божествах. Кажущаяся противоположность, на самом деле подчеркивает скрытое единство – и аскет, и практик сексуальной магии, выходит за пределы социально фиксированной полоролевой идентичности (так в акте сексуальной магии пара отождествляется с архитепическими божественными формами того или другого пантеона).

Из холизма понятого как инструкция к действию, вполне естественно следует отрицание границ человеческих возможностей. Иными словами, любой последовательный эзотерик, может присоединиться к словам Фридриха Ницше – что человек «лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком», однако в отличии от Ницше утверждающего что «бог умер», эзотерик рассматривает «бога» как безличностный источник всех форм через интуитивное постижение (гнозис) которого и происходит переход к «сверхчеловеку», «шестой расе», «эону Гора». Впрочем, и слова Ницше можно рассматривать не как атеизм, но как указание на преодоление персоналистического монотеистического представления о Боге, в пользу пантеизма или холизма.

Следует отметить что существует несколько различных уровней понимания того чем на той стороне моста станет сверхчеловек. Наиболее примитивное и техническое представление отождествляет «сверхчеловеческое» с получением паранормальных способностей, таких как Телепатия, Ясновидение, Телекинез, Целительство. Магия (в том смысле в каком использовал это слово Малиновский и Фрезер а не в том в каком оно используется в традиции Телема) и множество других способностей, называемых в восточной традиции сидхи. Это так называемый «внешний круг» эзотерического, и по моему мнению, может быть отнесен к эзотерическому с некоторой натяжкой. Скажем школа ДЭИР учит своих последователей самым различным энергетическим манипуляциям с реальностью или чужим сознанием, однако реальная трансформативность подобных практик кажется мне сомнительной.

Разумеется, те или другие сидхи, очень часто являются побочным результатом получения гнозиса. К примеру, мой личный опыт, говорит о потрясающих воображения результатах телепатии непосредственно после пробуждения кундалини. Однако, во первых, серьезные эзотерические традиции, никогда не утверждают побочный результат целью, а во вторых, очень часто, человек сам не в состоянии контролировать сидхи которые по большому счету «идут через него» и «ему не принадлежат», поэтому их неожиданное исчезновение может стать огромным ударом для того кто идентифицировался с «персоной мага».

Поэтому серьезные эзотерические традиции вообще не придают значения сидхам, а ставят целью глубинную трансформацию Я, изменение самого принципа восприятия себя и реальности. Здесь лучшим примером будет процитировать последние строки Кефалона Алистера Кроули «Колдун» о Колдуне который «подчинил все вещи», но «остался таким же как был». «Жаль его». Жаль не потому, что его ждет страшная кара, а потому что его актуальная позиция с точки зрения настоящего посвященного это позиция нищего.

Пожалуй еще одним критерием «эзотерического мировоззрения», является вера, (или что будет более точнее «допущение как наиболее вероятного варианта») в реинкарнацию. Не смотря на то, что в настоящее время появились отдельные исключения (Роберт Антон Уилсон, Хайят, многие хаос маги) из этого правила, в целом оно достаточно универсально и устойчиво.

На этом можно поставить точку, поскольку все остальные широко распространенные критерии, как то вера в тайных учителей, духов, демонов, определенные этические установки, вера или неверие в богов, консерватизм или прогрессизм, могут относится исключительно к отдельным эзотерическим школам, но никак не являться обязательным критерием эзотеризма как такового.

Эзотеризм и юнгианство

Говорить о перспективе научного осмысления эзотеризма, следует с нескольких сторон. Это может быть историческое исследование диалектики эзотеризма и экзотеризма, и выявление общих черт их взаимодействия в различных культурах. Это может быть взгляд с точки зрения Квантовой физики, основа для которой была заложена исследованиями Лауреата Нобелевской Премии Вольфганда Паули. Наконец, грандиозное открытие эзотерических знаний на новом уровне, может быть осуществлено посредством глубинной психологии.

Не являясь ни физиком ни историком я предпочту оставить право говорить в этой области тем кто в ней более сведущ. Моей специализацией является исключительно глубинная психология, и прежде всего аналитическая психология Карла Юнга. Тем не менее, полностью обойти вниманием физику не получится, поскольку Карл Юнг в соавторстве с Вольфгандом Паули проводил очень важные эксперименты доказывающие реальность принципа синхронистичности, открытие которого стало королевской дорогой к ренессансу эзотерического знания.

Невозможно переоценить значение Юнга для психологии. Многие понятия психологии, давно вошедшие в повседневный обиход, например «экстраверсия», «интроверсия», «комплекс», «бессознательное», «проекция», «кризис середины жизни» впервые были введены именно Юнгом. Часто считается, что Юнг в начале был учеником Фрейда, однако если это и верно то только относительно тех психологических проекций которые возникли между ними. В плане науки, Юнг пришел к Фрейду уже сформировавшимся ученым, и более того – предоставил ему прямую эмпирическую базу доказательств в пользу существования бессознательного, в которой Фрейд так нуждался и благодаря которой Фрейдовский психоанализ смог наконец выйти из маргинального статуса. Более того – многие открытия Юнга были интегрированы в том числе и в ортодоксальный психоанализ.

После разрыва с Фрейдом Юнг посвятил все силы исследованию мифологических и эзотерических символов, фактически создав научную базу позволяющую интегрировать эзотерические знания в психологию. Алхимия, гностицизм, восточный мистицизм, астрология и Ицзин, были переосмыслены Юнгом на принципиально новом уровне. На мой взгляд именно Юнгу, удалось сделать то о чем мечтали многие эзотерические деятели девятнадцатого и начала двадцатого века. Юнгианство – это не еще одна эзотерическая школа и не одна из многих школ психологии, но мост между наукой и эзотеризмом.

Отдельно следует упомянуть то, что переживая кризис Середины Жизни, и установив связь с бессознательным, Юнг как и многие эзотерики, методом автоматического письма, получил изумительный текст-откровение «Семь наставлений мертвым». Оказавшись достаточно мудр и осторожен, Юнг не публиковал, и не афишировал этот текст долгое время, дав разрешение на его публикацию только незадолго до смерти. По форме этот текст напоминает гностическое евангелие, однако в отличии от гностиков, Юнг, или тот кто продиктовал ему этот текст, (вероятно Василид), рассматривал все противоположности как грани единого, то есть существенно расходился с гностическим дуализмом.

Одним из главных вкладов Юнга, является то, что ему удалось доказать существование объективного психического слоя, который присутствует в человеке изначально, а не является результатом личного опыта. Традиционное материалистическое определение сна как «небывалой комбинации бывших впечатлений» было разрушено убедительными примерами, снов неграмотных людей и душевнобольных, бессознательное которых продуцировало неизвестные их сознанию символы и даже символические сюжеты. Эти манифестации бессознательного обладают такой силой и очарованием, что оказываются настоящим духовным потрясением для Сознания. Чтобы характеризовать действие архетипического опыта, Юнг использовал термин Рудольфа Отто «нуминозное», то есть то что содержит в себе одновременно восторг и ужас. Таким нуминозным переживанием была встреча Ницше с Дионисом.

Учение об Архетипах, стало своего рода воскрешением философии Платона, однако преимущество позиции Юнга была в том, что он смог эмпирически, на примерах, доказать что определенные идеи (архетипы, эйдосы) проявляют себя посредством человека, даже если сам человек не имеет о них понятия. В своих сочинениях Юнг приводит ряд убедительных примеров, как например неграмотный душевнобольной чернокожий, который спонтанно продуцирует неизвестный ему миф о распятии на колесе, и отождествлении колеса с солнечным диском. Другой душевнобольной почти дословно цитирует Юнгу текст из митраисткого гимна, где «фаллос солнца идет по трубам лучей чтобы оплодотворить землю». Такие мифологемы прорываются в сознание в сновидении у самых разных людей часто даже близко не подозревающих о смысле своих прозрений. Так в своих исследованиях посвященных поэтическому символизму русского рока, я убедительно продемонстрировал очевидные параллели между текстами таких Мэтров Русского Рока как Гребенщиков, Мартиэль, Бутусов, и эзотерическим наследием, при чем если некоторые символы могли использоваться сознательно (например «роза и крест» в поэзии Наутилуса), то в большинстве случаев можно смело исключить любое заимствование.

Противники Юнговской Теории Архетипов утверждают что во всех подобных случаях речь идет о криптомнезии, то есть бессознательном припоминании. Но если и предположить что неграмотный чернокожий всю жизнь проработавший грузчиком мог случайно услышать миф о распятии на колесе, то вероятность что другой душевнобольной читал митраисткий гимн доступный только для узкого круга ученых, имеет явно отрицательную величину.

Повторюсь, часто речь идет не просто о продуцировании отдельных символов, но целых символических констелляций и сюжетов. Так например, я в 14 лет во сне увидел сюжет детально, и символически воссоздающий герметический миф, смысл которого я узнал только в 21 читая труд Юнга «Мистериум Коньюнктионис», я не буду тратить время слушателей детально описывая сон и его амплификацию, направив всех заинтересованных темой к моей исповеди опубликованной на моем сайте.

Само по себе, такое подтверждение правоты идеалистической философии на практике, еще не доказывает принадлежность Юнга к эзотеризму. Ранний Юнг обосновывал существование архетипов сходством «человеческой матрицы». Вполне логично, утверждал Юнг, что раз в семени человека заложена вся его будущая физическая структура, точно так же может быть заложена и структура психическая со всеми образами, и законами по которым эти образы образуют мифологические констелляции. Именно на таких позициях стоит наиболее консервативные ученые использующие базис открытий Юнга для психотерапии. Интерес Юнга к символизму гностиков и алхимиков, тоже в общем то ничего не доказывает, поскольку ученый может избрать предметом исследования любую область не обязательно разделяя их идеи. Кроме того в ранних работах, (возможно в целях маскировки) Юнг считал концепцию реинкарнации (которую мы определили как одну из основопологающих критериев эзотерического мировоззрения), как «проекцию образов коллективного бессознательного.

Тем не менее, в поздних работах Юнг гораздо откровеннее. Например статья «О жизни после смерти», Юнг утверждает что независимо от того что мы не можем обладать стопроцентным знанием есть жизнь после смерти или нет, с точки зрения психологического здоровья и гармонии более целесообразным является гипотеза отвечающая на этот вопрос Да. Потом Юнг делает потрясающее утверждение, что представления о жизни после смерти следует делать на психодуховном опыте полученном уже здесь, и далее Юнг предлагает красивую версию гипотезы реинкарнации.

Настоящий «эзотеризм» начинается тогда, когда Юнг решает пойти на риск и обнародует концепцию синхронистичности – акаузального причинного фактора. Многолетняя исследовательская работа Юнга – как с учениками и клиентами, так и в собственной внутренней практике показала, что когда происходит выход за пределы личного бессознательного, и человек напрямую взаимодействует с архитепической идеей, сама реальность начинает «подстраиваться» под эту идею. Вот классический пример действия закона синхронистичности:

«Первого апреля 1949 г., утром я занёс в свой блокнот надпись, содержащую образ получеловека-полурыбы. На завтрак мне подали рыбу. В разговоре кто-то упомянул об обычае делать из кого-то «апрельскую рыбу». Днём одна из моих бывших пациенток, которую я не видел несколько месяцев, показала мне несколько впечатляющих картин с изображением рыб. Вечером мне продемонстрировали кусок гобелена с морским чудовищем и рыбами. На следующее утро я встретил свою бывшую пациентку, которая была у меня на приёме десять лет назад. Этой ночью ей приснилась рыба. Несколько месяцев спустя, когда я включил этот случай в одну из своих работ и как раз закончил его описание, я вышел из дому к озеру, на то место, где уже несколько раз побывал в течение этого утра. В этот раз я обнаружил на волномере рыбу длинной тридцать сантиметров. Поскольку поблизости никого не было, то я не мог представить, как она могла туда попасть»

Разумеется материалист голословно обвинит Юнга во лжи, или в лучшем случае сочтет все это впечатляющим совпадением. Тут есть два возражения. Во первых, история знает достаточно впечатляющих синхронизмов которые засвидетельствованы не одним человеком, а целой группой уважаемых людей в здравом уме и твердой памяти (например такие синхронизмы были постоянны в творчестве Андрея Тарковского. Так при расчистке ручья для сьемок «Сталкера» Тарковский увидел оторванный листок календаря, и изменившись в лице попросил оставить его. День на этом календаре оказался днем его смерти). Во вторых – всякий соприкоснувшися с опытом синхронистичности, знаком с особым чувством, которое предваряет синхронию на материальном плане – то что Рудольф Отто называл «трепетом». Кроме того, каждый третий сталкивался в своей жизни с подобными феноменами, но поскольку чаще всего для обычного человека, эти феномены связаны с «крайними» состояниями (например синхронии связанные с предчувствиями чьей то смерти), то их значение обесценивалось и вытеснялось, из за инстинктивного нежелания соприкасаться с опасным и травматическим уровнем.

Очень легко недооценить значение открытия синхронистичности и поверхностно ознакомившись с ним и положив на полку как еще одну научную теорию. На самом деле, концепция синхронистичности фактически переворачивает всю картину мира. Внутреннее оказывается напрямую связано с внешним, так, что логично предположить что существует гипотетический уровень на котором материя и сознания представляют одно. Фактически, идея синхронистичности воскрешает строки герметической изумрудной скрижали – «что вверху то и внизу» или «что внутри то и снаружи». Не только все явления вокруг нас, но и все смыслы, все идеи, все события, с которыми мы «случайно» соприкасаемся, сплетены воедино на глубочайшем уровне бессознательного, одно прикосновение к которому вызывает ужас и восторг одновременно.

Как было сказано ранее, к подобным выводам, уже со стороны физики, пришел Гениальный ученый, лауреат Нобелевской премии Вольфганд Паули, в соавторстве с которым Юнг проводил статистические эксперименты и создавал труд о синхронистичности. Сейчас, полвека спустя, открытие Юнга оказалось подтверждено новейшими данными физики – оказывается на поведение элементарной частицы, воздействует Сознание наблюдателя!

Поэтому мы получаем подтверждение возможности Магии (воздействия психики на материю, при условии если оператор способен «выйти» за пределы личного бессознательного и задействовать архетип), Астрологии (по принципу «что вверху то и внизу»), и других эзотерических дисциплин.

Как мы говорили выше, эзотерическое мировоззрение подразумевает духовную практику. У Юнга таковой является постоянное взаимодействие с символами которые продуцирует бессознательное. Это прежде всего отслеживание и анализ сновидений и активное воображение.

О последнем следует сказать несколько подробнее, поскольку слишком велика путаница. Прежде всего следует подчеркнуть, что работая в активном воображении, следует относиться к фигурам появляющимся в нем как к автономным манифестациям глубинного, а не к порождениям собственного сознания. В своей автобиографии, Юнг подчеркивал что рассматривал «Филемона» как совершенно автономный от его сознания персонаж, общение с которым порой давало информацию о которой сознательно сам Юнг не подозревал. Уже на этом основании мы вполне можем отождествить практику Активного Воображения со Скраингом который практиковался в эзотерических сообществах начала века, например Ордене Золотой Зари.

Более того – говоря о необходимости создания «западной йоги», Юнг приводил в пример слова одного из герметиков о «постоянном разговоре со своим добрым ангелом», что уже напрямую пересекается с эзотерической традицией Телемы, где целью духовной практики является «достижение знание и собеседования со своим Святым Ангелом Хранителем».

Эзотерический Гений, Аутогейдос, Высшее Я или САХ, в психологии Юнга называется Самость. Самость, согласно Юнгу, объемлит все процессы происходящие в сознании и бессознательном, это тот архитепический центр психической реальности который регулирует психические процессы. В своих работах Юнг утверждал близость между понятием Самость и Бог, во всяком случае, опыт Гнозиса, Юнг рассматривал как взаимодействие с архетипом Самости.

Отдельного рассмотрения заслуживает концепт Анимы\Анимуса. Согласно Юнгу в психике мужчины присутствует «внутренняя женщина» - Анима, а в психике женщины – «внутренний мужчина» - Анимус. Человек низкого уровня развития находится в противостоянии с Анимы\Анимус, и диссоциирует её, тогда как по мере индивидуации (то есть восхождение психики к подлинной идентичности – т.е. Самости) качества Анимы\анимуса органично встраиваются в сознания и из противника Анима превращается в проводника. Очевидно, что эта концепция напрямую связана с идеей андрогинности упомянутой выше.

Таким образом, по всем представленным выше критериям, юнгианская психология согласуется с эзотерическим мировоззрением. Тем не менее, одновременно с этим, Юнг отказывается делать какие либо метафизические гипостазирования, и остается исключительно в рамках наблюдаемых явлений, проверить которые может любой желающий. «прежде всего я Эмпирик», говорит Юнг. В своих работах он не придает большого значение чисто умозрительным спекуляциям – попробуйте методы работы с психикой которые я предлагаю, и вы получите схожие результаты.

Чтобы подчеркнуть важность изучения Юнгианского подхода, обозначим для начала некоторые трудности диалога научных и эзотерических парадигм.

Сложность установления взаимопонимания между научной и эзотерической парадигмой на мой взгляд, связана с предубеждениями с обоих сторон. Научный мир чаще всего рассматривает эзотеризм как нечто абсолютно недоказуемое и невозможное предпочитая иметь дело с фиксированными величинами. Однако жизнь ясно свидетельствует, что феномены связанные с эзотерическим (прежде всего явление синхронистичности) регулярно имеют место быть – это та данность которая требует интерпретации, или по крайней мере создания рабочей гипотезы в которой эзотерические феномены могли бы быть вписаны хотя бы приблизительно. Даже если рассматривать эзотерические феномены как «реальность психического», нельзя забывать что современные физики все больше склоняются к тому, что психика наблюдателя влияет на исход экспериментов с сверхмалыми единицами.

Одной из главный сложностей для научного исследования эзотеризма, является сложность верификации. Мы не можем «искусственно» вызывать направленные синхронии (разве что в очень малых областях) в противном случае человек стал бы не просто потенциально, но реально равен богу. К тому же, согласно всем мировым традициям, далеко не все люди обладают способностью к «гнозису». Так «гилетический» тип не обладает такой способностью вообще, а психический может получить гнозис, только в результате «предельного усилия». Тогда как для пневматического типа – гнозис – это тот воздух которым он дышит. Это утверждение подтверждается словами Юнга что «порой ему попадались индивиды подобные пустому ореху, которым было невозможно объяснить что такое «психическая жизнь». То что Юнг разделял гностическое триадическое воззрение подтверждается тем, что в своих сочинениях он неоднократно повторял следующую фразу – «природа аристократична».

Это триадическое разделение создает почти фантастическую трудность для изучения, поскольку невозможно добиться повторяемого результата. Любые методики, практики, эксперименты связанные с гилетическим типом, обречены на провал еще до их начала. Более того – далеко не каждый «психик» готов совершить «предельное усилие», то есть приблизиться к тем областям, соприкосновение с которыми переживается сознанием как Смерть. Вот почему любая инициация, любое посвящение, будь это древнее шаманское посвящение, элевсинская мистерия или юнгианские работы «некеи» именуются опытом смерти и возрождения, при малейшем приближении к котором трусливая душенка современного человека бежит назад, под защиту материнских мифов, будь то вытеснение, прикрываемое псевдонаучными рационализациями или инфантильная религиозность.

Таким образом, эзотерическая реальность с самого раза ставит перед человеком правила игры, в которых применение научной методологии достаточно сложно. В этом отношении, те психические факты, события, результаты которые регулярно публикуются в юнгианском сообществе, где напрямую и документально прослежено действие Архетипов в случаях где исключена криптомнезия, является уникальным научным доказательством. Мы можем читать истории индивидуации, происходящие на приеме аналитика и анализанда и по стенограммам этих сеансов получать очевидное подтверждение правоты теории Архетипов.

С другой стороны, освоение юнгианской парадигмы, является хорошим противоядием против того, что Юнг называл «духовной инфляцией», которая возникает в результате соприкосновения сознания с глубинными уровнями Психэ. Широко известна проблема, что на одного серьезного и адекватного эзотерика, встречается десяток (а то и больше) невротиков а то и психотиков, совершенно неадекватно понимающих эзотерический опыт вообще и свой опыт в частности. В моей практике мне приходилось встречаться с самыми забавными казусами, от «ясновидящих добившихся стопроцентного результата», но почему то уклонявшихся от любой эмпирической проверки, до адептов «целью практики которых является разрушение вселенной».

Специфика опыта соприкосновения с духовными универсалиями такова, что если человек до этого не прошел ряд подготовительных операций, происходит катастрофическая деформация личности. Один и тот же духовный опыт может быть спасительным или губительным для разного типа людей, обладающих различной базой. Мелкий бессознательный комплекс личного бессознательного может раздуться (инфляция – раздувание) до катастрофических масштабов в результате слишком раннего соприкосновения с глубинными уровнями.

В этом отношении система Юнга уникальна в том, что эзотерический вектор в ней органично компенсирован психологическим. То есть прежде чем человек вообще получает право заниматься оккультизмом он обязан пройти психологический анализ, который выявит его инфантильные фиксации и освободит от эдиповых завязок (или хотя бы сделает их достаточно осознанными).

Вне зависимости от традиции оккультизма, знание и понимание юнгианской системы может служить превосходным критерием проработанности данного конкретного индивида, и положить водораздел между серьезными эзотериками и так называемой «шизотерией». Отмечу что многие выдающиеся деятели оккультной мысли, считали психологический (предпочтительно юнгианский) анализ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием для эзотерической практики. Человек не владеющий базовым набором юнгианской психологии не может восприниматься как серьезный эзотерик, поскольку пренебрежение к психологии указывает на опасные диссоциации, которые могут привести к опасным последствиям в эзотерической практике.

С другой стороны, колоссальная польза юнгианского дискурса в том, что он существенно облегчает понимание эзотерической картины мира для современного человека. Критический подход Юнга, научная скромность, не позволяющая ему делать «метафизические выводы» (так относительно «фигур бессознательного» он говорил что они могут быть как персонификациями комплексов, так и полностью автономными фигурами, однако в любом случае в момент взаимодействия с ними, целесообразнее для полноты взаимодействия исходить из гипотезы их автономии) позволяет тем кому свойственен подлинно научный поиск сделать первые шаги в мир эзотерического знания, избегая опасной экзальтации и инфляции, свойственной начинающим.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики