IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 06 декабря 2012 18:14

Карл Густав Юнг Анализ Сновидений Лекция V 12 июня 1929 г.

Карл Густав Юнг

Анализ Сновидений

Лекция V

12 июня 1929 г.

Доктор Юнг: Мы остановились на сновидении о вишне. Есть какие-то вопросы?

Доктор Дэди: Почему вы сказали, что тень всегда все делает «по-старому»? Я не улавливаю значение «старого».

Доктор Юнг: Я подразумевал обычное утверждение. Истина, в общем, в том, что тень представляет старые пути. Конечно, есть исключительные обстоятельства, например, когда бессознательное восходит над сознанием. Почему я говорю, что тень представляет старые пути? Тень – это подавленная личность, старая личность, праздная. Это ваша наиболее личностная реакция, то, как вы всегда реагировали. Например, вы можете найти тень в своем личном негодовании, в глубинных импульсах. В течение жизни они, в целом, не меняются. В детстве, когда сознание едва ли присутствует, вы реагировали совершенно естественно в результате прямых импульсов. Позже эти реакции скрывались обучением, всем процессом приближения к осознанности. Большинство людей скрывает свои личные реакции и все сильнее погружаются в тень. Это крайне убедительная идея, что такие реакции непристойны на поверхности, так как человеческие взаимоотношения требуют и нуждаются в определенной форме. Так что старые пути, старые реакции сохраняются погружением в тень, в бессознательное. Если что-то кануло в бессознательное, исправить это уже нельзя. Оно восстанет из бессознательного свежим, как в тот день, когда туда попало. Все эти вещи, они не пообтерлись друг о друга, не были в котле, они как музейные экспонаты за витринами, не изнашиваются и не меняют форму. Вот почему я говорю, что тень на границе с сознанием означает «старые пути». Есть некоторые исключения, в которых, по-видимому, тень представляет не «старые пути», например, когда сознание не осведомлено о чем-то новом, идущем из бессознательного. Такие люди осознают неудобство. То, с чем удавалось справляться в прошлом, стало неуправляемым. Непосредственно перед вспышкой психоза людей раздражают вещи, против которых они никогда не возражали, но теперь они становятся камнем преткновения и предметом одержимости. Конечно, роковой ошибкой со стороны аналитика было бы принимать это за чистую монету. Следует выяснить, были ли эти реакции всегда неуправляемыми, относительно привычными или стали неудержимыми только сейчас. Например, представим, что человек в негодовании. Тридцать лет назад ему изменили, затем все неожиданно всплывает наружу, и он приходит в ярость, словно это случилось только что. Вот что случается в начале невроза или психоза. Знаете, так бывает с венерическими заболеваниями, которые были успешно излечены много лет назад, но развивается чувство неполноценности, и годы спустя человек может начать ужасно из-за этого беспокоиться, все это давит на него пудовым весом. Анализируя рецидив этого чувства обиды, вы обнаружите, что в нем ничего нового не появилось, но есть что-то, скрывающееся за ним, то, что никогда не было осознанным. Оно приходит из глубин, скрытых под покровом личных реакций.

Мистер Делл: Вы имеете в виду, что физические симптомы возвращаются?

Доктор Юнг: Может быть и так, или же симптомы будут чисто психологическими. Бессознательное берет эти «теневые формы» как свои выражения, так как нет сознательной формы, в которую оно могло бы облечься. Эти реакции – дороги в бессознательное. Поймать аниму или анимуса можно по этим слишком сильным реакциям.

Доктор Бертин: Тогда анима или анимус – это архетип, стоящий за этими личностными реакциями?

Доктор Юнг: Анимус – это функция, он не должен быть крайне личностным; а если нет, то только благодаря содержанию, несущему в себе вес. Большая рыба появилась в коллективном бессознательном, и анимус ее проглотил. Анимус становится жирным, живот раздувается, и он начинает говорить большими словами. Вам эти слова не услышать, вы ничего не слышите, но как-то получаете предрассудок и обращаетесь с вещами на основе бессознательных посылов. Неожиданно вы понимаете, что вели себя неверно, основываясь на чем-то странном. Словно мнения, выраженные анимусом беззвучным голосом, просочились сквозь ваши мысли, и все именно так и происходит, будто у вас эта точка зрения. Это как история о голубке, которая думала, что «они идут пешком», хотя на самом деле это была не ее мысль. Это лучшая история об анимусе, которую я знаю, нелепая, но глубокая, как часто бывает с нелепыми вещами.

Однажды встретились конь, автомобиль и голубка. Стоял прекрасный день, и они решили отправиться на некий постоялый двор. Чтобы выжать побольше из прогулки. они согласились отправиться туда наперегонки. Автомобиль сорвался с места и, конечно, первым добрался до двора; там заказал черный кофе и ждал. Вскоре появился запыхавшийся и задыхающийся конь; денек был жарким, и он заказал пиво. Они ждали, ждали и никак не могли дождаться голубку, и тогда подумали: «Должно быть, что-то случилось с нашей голубкой», и отправились на поиски. Совсем недалеко от того места старта они увидели на дороге белое пятнышко. Это была голубка, вышагивающая по земле, вся грязная и выпачкавшаяся в пыли. Они сказали ей: «Что ты тут делаешь?» «О!» - сказала голубка, - «а я думала, что мы идем пешком». Почему она так решила? Авто было на колесах, лошадь на копытах, так что и голубка должна быть на ногах, не используя крылья! Точное наблюдение не по существу, вот он, анимус.

Мистер Делл: Почему голубь женского пола?

Доктор Юнг: О, по-немецки слово «голубь» женского рода. Кроме того, голубь – символ любви, Венеры, Астарты и знак Святого Духа вместо матери и т.д., так что, как видите, есть и другие причины сделать его женского пола. Будь даже голубь мужского пола, это все равно логика анимуса, который осознает предпосылки, о которых никто бы не подумал.

Доктор Шмитц: А возможно ли, чтобы тень получила обучение у самой жизни?

Доктор Юнг: Да, в анализе это возможно.

Доктор Шмитц: А в обычных условиях?

Доктор Юнг: Нет, ведь она в тени, подавлена, тщательно упрятана, скелет в шкафу. Вы просто храните его там, и это гарантирует, что он не изменится. Вы не представляет его гостям, как не стираете грязное белье на людях. Потому тень не может быть обучена «нормальным путем». Даже в браке устанавливается определенное расстояние, люди хранят свои тени друг от друга. Они называют это «целостностью личности». «Integer vitae scelerisque purus».[i]

Доктор Шмитц: Когда в зрелые годы мы больше знаем о жизни, становимся спокойнее, разве тень не растет с нами?

Доктор Юнг: В конечном счете вам не избежать выведения тени на свет. Она проявляется у людей в определенных обстоятельствах. Например, если хотите проверить друга, выпейте с ним и сможете увидеть зверя.

Доктор Шмитц: Иногда можно обнаружить его даже более приятным и милым.

Доктор Юнг: О да, с другой стороны, тень может быть просто очаровательной. Некоторые люди скрывают свои лучшие качества под мнением анимуса или настроением анимы или заимствованным предрассудком или влиянием семьи и т.д. Эти люди проживают свои теневые качества. Некоторые люди, и особенно интроверты, всегда идут не с той ноги. Они просто непревзойденные мастера сыпать соль на рану.

Доктор Бертин: Всякий раз, когда тень появляется с непреодолимой силой, она подкрепляется анимой или анимусом, не так ли?

Доктор Юнг: Анима или анимус всегда стоят за происходяшим, но едва ли можно сказать, что они усиливают тень. Скорее тень усиливает аниму. Иногда некорректно использовать термин анима или анимус. Это может быть новое содержание, идущее из коллективного бессознательного. Иногда это проявляется как предчувствие или вдохновение. Тогда говорить об аниме или анимусе было бы неестественно.

Доктор Шмитц: Если интроверт показывает свою худшую сторону, это потому что его тень экстравертная?

Доктор Юнг: Да, он ждет так долго, что тень ступила не с той ноги, когда он начинает говорить. У меня был друг-интроверт, который всегда колебался и медлил, так что непроизвольно начинал говорить еще до того, как был готов, и всегда говорил что-нибудь некстати. Будучи студентом, он должен был зайти к знаменитому Вирхову.[ii] Он очень нервничал, будто тот был носорогом о двух рогах. В трепете он вошел в аудиторию, поклонился и промямлил: «Меня зовут Вирхов». «О», - сказал старик, - «у вас такая же фамилия, как у меня». Тогда мой друг заметил, что тень сказал первой и все запутала, и тогда спустился с небес на землю. Лучшее кино, что я видел, называлось Пражский студент.[iii] В нем показано отделение сознания человека от тени, так что тень движется сама по себе. В том случае мужчина поклялся честью не убивать противника на дуэли. Приближаясь к назначенному месту, он увидел уходящего двойника, травой стирающего кровь с лезвия клинка. Он начинает что-то подозревать, и прибыв на место, обнаруживает противника уже мертвым. Тень, несмотря на намерения сознания, убила врага.

Доктор Шмитц: Как доктор Джекил и мистер Хайд.[iv]

Доктор Юнг: Да, хороший пример, таких много в литературе. А почему вас так заинтересовала тень?

Доктор Дэди: Я думал, это вас она заинтересовала.

Доктор Юнг: Вы задавали вопросы. Видите ли, подавленный человек обладает много большими возможностями, чем проявленный, и потому мы так заинтересованы в анализе. Наиболее творческое в человеке исходит из наименее ожидаемого места, из малого, незаметного. Потому тень - это очень важная часть человека.

Следующий сон [16]: «Я вижу машину, и глядя на нее, знаю, что рассказываю об этом доктору Юнгу, словно пересказывая сон. Я говорю, что некоторые части машины вышли из строя и отмечены маленькими желтыми ярлычками. Доктор Юнг советует мне обратить внимание на те части машины, которые выйдут из строя в следующем сне. Я хочу присмотреться к ней, чтобы рассмотреть, что поломано или повреждено, но в этот момент машина исчезает, и я вижу дочь в юбке с большими дырами спереди. Я думаю: «А! Вот разрешение той неясности, на которую доктор Юнг обратил мое внимание!»

Сновидец, очевидно, возвращается к началу анализа, и снова охвачен идеями о машинах. Те из вас, кто слышал прошлые сны, вспомнят, что для него машина играет важную роль, но он, очевидно, не осознает прошлые сны в этой связи. Он упоминает особый намек. Он говорит, что машина помогает передвигаться быстрее, чем пешком. Она помогает производить необходимое для жизни менее трудоемким путем, нежели с помощью ручного труда. Он говорит: «Для меня значение машины в увеличении человеческой силы; увеличение человеческой силы в психологической сфере – это динамика наших функций, источник, средство, инструмент, с помощью которого мы увеличиваем силу воли». Так он приходит к заключению, что машина во сне – это человеческая сила воли. Он говорит: «Если доктор Юнг обращает мое внимание, что машиной что-то случилось, значит, что-то не так с моей силой воли, и мне нужно понять, в чем дело».

Желтые ярлычки: «На больших фабриках поврежденные части метят, чтобы ремонтник смог разобраться, что следует отремонтировать или заменить». Исчезновение машины показывает, что машину не следует принимать за нечто реальное, скорее это символ Она исчезает, потому что выражаемое ею исчерпано, и нам нужен новый символ. Машина заменяется дочерью. Дочь: Сновидец говорит: «В отличие от жены, дочка чего-то ждет от жизни, ей нравится наслаждаться, так что она символизирует какое-то мое удовольствие от жизни». Дыры в юбке сообщают мне, что что-то не в порядке с сексуальностью. На это указывает расположение дыр. Так что, видимо, что-то не так с моей силой воли в вопросах секса».

До того, как я увидел этот сон, мы анализировали червя в коробочке хлопка. По практическим причинам я привлек его внимание к тому, о чем я здесь не упоминал, к желеобразной субстанции, перемешанной с экскрементами червя внутри коробочки хлопка. Когда я спросил его об ассоциациях с желеобразной субстанцией на сливах и экскрементами, он сказал то, чего не было в оригинальных ассоциациях и в рассказе о сне. Часто пациент опускает важные части, рассказывая сон. Часто он считает, что они не стоят упоминания, иногда у него появляется легкое чувство дискомфорта, и он не жалеет, если эта ассоциация так и не появляется на свет. Так и с этими экскрементами и сливами: он ассоциирует смолу на сливах с женскими гениталиями, а экскременты червя напомнили ему о кофейных зернах. Кофейное зерно – это архаичный женский сексуальный символ. Такую далеко идущую аналогию можно встретить там, где есть запертая сексуальность, тогда она связана со множеством вещей, к которым не имеет отношения. Все человеческое развитие сновидца связано с его сексуальной проблемой, так что он видит сексуальные аналогии повсюду, даже в кофейных зернах! Только при анализе этого сна он принес ассоциацию на предыдущий и сказал, что в прошлом сне было то, что послужило причиной настоящего. Мы обсудили сливу как женские гениталии, а также сексуальную аналогию кофейных зерен. Поскольку тот сон был о неудобстве, о разрушении, он означал либо неудобства в области сексуальности или неудобства, вызванные неудобствами в этой области. За всем этим стоит червь, так что он производит сексуальные символы, а также присутствует в сексуальности сновидца. Женские гениталии (йони) означают сексуальность у мужчины, как фаллос у женщины. Эти сексуальные символы просто означают сексуальность, и все, что происходит с ними и вокруг них вызывает неудобства в области сексуальности. Достаточно запутано и неясно, произошло ли возмущение в его сексуальности, и отсюда появилась проблема, либо неудобства уже были, и это вызвало проблемы в сексуальности. В соответствии со сновидением, возможны оба варианта, и, возможно, оба верны, так как сексуальная проблема – это исходная проблема. Сексуальность этого мужчины функционирует неправильно. С другой стороны, у него есть проблемы, которые вызывают неприятности в сексуальности. Невротические сексуальные проблемы – это двуликий Янус. Может быть другая проблема, духовная проблема, которая еще не развита, остается в эмбриональном состоянии, выраженная в сексуальном символизме. Когда человек полностью развит, секс становится функцией. Здесь у нас парадоксальные и запутанные намеки бессознательного, но это только пока вы не умеете мыслить парадоксально. В древней философии, мистической философии, как ее можно назвать, эта проблема выражалась греческим высказыванием, гласящим: «Бык – отец Змея, а Змей – отец Быка».[v] Здесь все это сформулировано. Это чудесная ясность непревзойденна, остается только понять, что такое Бык, а что такое Змей. Бык – это месяц май, потрясающая плодовитость весны. Телец – это дом Венеры в ее полной мужской манифестации, неуправляемая сила. Змей – это холоднокровное животное, земное божество, он означает тьму, ночь, влажность. Он скрыт в земле, символизирует смерть, страх. Он ядовит. Он полная противоположность Быка, потому это высказывание делает отца Быка очевидной противоположностью и превращает позитивное в отца позитивного. Согласно китайцам, когда Ян достигает своего пика, в нем появляется Инь. Инь достигает нижайшей точки, и создает Ян. Потому они могут сказать: «В полночь рождается полдень, а в полдень – полночь». Это то же самое. Эта крайняя парадоксальность свойственна бессознательному разуму, потому язык бессознательного очень сложный и запутанный, ведь мы пытаемся грубо перевести его на свой язык, веря в позитивную и точную истину. Такая идея с высшей точки зрения очень варварская. «Ничто не истинно, и даже это не совсем истинно», как сказал Мультатули.[vi] Мы всегда хотим, чтобы все оказалось истинным, но если все не так, то это ужасная ошибка. Будьте осторожны, последует катастрофа, и вся ваша полуночная сентиментальность – полная чушь!

Нам следует вернуться к прошлым снам пациента о машинах. Первой формой, в которой проявилась идея машины, был ткацкий станок, который он хотел отдать швее, своего рода аниме, жившей в опасной для здоровья темной комнате, страдая от туберкулеза. Следующей формой был каток, прокладывавший дорогу, образовывавшую узор, своего рода примитивную мандалу. Это привело нас к беседе о значимости мандалы как символа индивидуации. Мы видели, что машина, которая, очевидно, представляет его сексуальность ввиду своего автоматического характера, вела его к изначальному узору, и если он ее боится, то также боится пути, ведущего к его индивидуации. В этом смысл сна. Теперь вы видите, как он возвращается к проблеме и пытается ее избежать. Вспомните сон с аквариумом, верхний ярус, как осторожен был сон в инициировании обсуждения проблемы с женой. Отважная мысль! Затем прошлый сон, вишня, где он так восхищается прекрасный зрелым деревом, усыпанным плодами (не его деревом, то еще маленькое). У этого мужчины есть склонность восхищаться чем-то внешним, под каким-нибудь поводом не обращаться к себе. Но сон возвращает его к проблеме, к сексуальности. как и во сне с червем. Неожиданно червь появился в семенах хлопка, угрожая уничтожить посевы. Он чувствовал, что должен справиться с ситуацией, что ее серьезность больше нельзя отрицать. Затем появился сон, сообщающий: «О, это вовсе не катастрофа, твое вишневое деревце вырастет и даст здоровые плоды». Это показывает позитивный аспект той же проблемы. После этого появляется новый сон о машине, возвращающийся к сексуальной проблеме. Снова поднимается тема сна о семенах хлопка, некоторые части машины вышли из строя, и я обращаю на это внимание сновидца. Я делаю это особенным образом. Я практически анализирую сон, будучи во сне. Как вы это объясните? Это непросто, но из своего опыта вы знаете, что можно видеть сон во сне; или знать, что это сон. Одна головоломка внутри другой. Что это значит?

Миссис Зигг: Похоже, что одна из частей его личности отождествилась с вами.

Доктор Юнг: Это вполне возможно. Что это за часть?

Миссис Зигг: Та часть, что была наиболее подавлена, связанная с воображением. Эту часть вы цените больше, чем его логическое мышление.

Доктор Юнг: Но он ассоциирует со мной большую вишню.[vii] Он предпочел, чтобы всю работу сделал герой. Гораздо проще съесть плод, выращенный кем-то другим, и нас учили этому. Христианство учит нас переложить ношу на Иисуса, и он понесет ее за нас, и так формируется младенческая психология. Этот пациент считает, что я могу анализировать его сон, а он будет рассматривать его теоретически. Большинство считает, что если что-то проанализировано, то перестает приносить вред, что так можно это обойти. Анализ дает им слова силы, они говорят: «О, это отцовский комплекс!» Было названо верное имя, и комплекс исчез. Вспомните сказку о Румпельштильцхене, о древесном бесе, который безобразничает по ночам, ворует детей и т.д. Никто не знает, кто он, но если угадать имя, его силы исчезают, и он тут же гибнет. Это древняя идея и до некоторой степени верная. Имена имеют некоторое влияние, слова апотропны. Если вы можете что-то назвать, пациент уже наполовину освободился. Потому мы используем оздоровительный эффект именования для разрушения проблем. Но подлинная сущность дела не затронута данным именем. Проблему таким образом не уничтожить. Имена также притягивают; если назвать имена, вещи появляются. Так что вы говорит: «Не говори об этом» или стучите по дереву или используете эвфемизмы, скрывающие нечто мрачное. Некоторые имена особенно неприятны, например Черное море называют «гостеприимным морем».[viii]

Мистер Делл: В Психологии убеждения[ix] Бодуэн пишет, что следует говорить не «Я не сплю», а «Я плохо спал».

Доктор Юнг: Да, это та же идея. Мой пациент заражен силой слов. которую считает моей силой, но его бессознательное не слепо. Когда сон говорит обо мне, то подразумевает именно меня. В этом сне я действительно представляю самого себя, а не его часть. Не следует понимать буквально, что я анализирую его во сне, но все указывает на анализ. Сон разворачивается так: «Я вижу машину, и неожиданно понимаю, что это сон». Он знает, что машина – это образ, который в прошлых снах он истолковывал как сексуальность, потому сон продолжается: «Я рассматриваю ее как сексуальность, но знаю, что это сон (то есть не реальный). Я рассказываю об этом сне доктору Юнгу для анализа». То есть сон как бы говорит: «Эта сексуальность, что так меня заботит, не вполне реальна, так что я тут же вызываю доктора Юнга, потому что не могу от нее отделаться». Доктор Юнг говорит, что с его сексуальностью что-то не так. Это не просто mixtum compositum, но и в некотором роде извращение. Мы не видим ясно всей машины, только отдельные части, помеченные желтыми ярлычками. Затем он подходит ближе, чтобы лучше ее осмотреть, и машина исчезает, она лишь символ. Значит, то, что предстает перед ним как только лишь сексуальность, исчезнет, будучи лучше изучено, люди часто обнаруживают, что если вещи рассмотреть получше, они до некоторой степени исчезают. И вот мы подходим к важной части сна. Машина исчезает, и вместо него появляется его младшая дочь. Она выражает его удовольствия в жизни, она загадывает наперед и стремится наслаждаться жизнью, как и он. Он отождествляет себя с ней. Что представляет девочка?

Доктор Шмитц: Его аниму.

Доктор Юнг: Вы можете сразу так сказать? Это было бы субъективное истолкование, ведь девочка реальна.

Миссис Зигг: Поначалу он рассматривал сексуальность механистично, как машину. Да, автоматично, как механизм железы, без всякой психической вовлеченности. Теперь сон говорит: «То, что ты считал сексуальностью и воспринимал как механическое устройство – это человеческое существо, твоя собственная дочь». Почему сон не говорит «твоя жена» или какая-то другая женщина? Он просто говорит «твоя девочка». Дочь для него крайне реальна, она с ним каждый день, так что когда она снится, будьте уверены, речь идет именно о ней. Эта девочка так же реальна, как я в его сне, даже более того. Какой смысл сообщает девочка? Что за долгая пауза?

Миссис Дэди: Идею инцеста.

Доктор Юнг: Да, мы не хотим быть виновны в инцесте.

Доктор Шмитц: Наш комплекс в этом семинаре анти-фрейдистский. Я думал о комплексе инцеста, но это фрейдизм, и я не хочу этого говорить.

Доктор Юнг: Да, именно так. Здесь мы сталкиваемся с фрейдистским комплексом инцеста, это правда. Поэтому сон говорит «твоя девочка». Ибо если мужчина будет придерживаться своей почтенной формы, все эти темные вещи, которыми завален подвал, вылезут где-то еще. Они выражается не только через инцест, но и через его сыновей, собак, мебель. У нас нет названия извращению с пианино, но все к тому идет. Даже к центральному отоплению. Есть пережитки нашего либидо, которые текут столь медленно, что могут расползтись куда угодно. Если нет дочки и шанса на инцест, то есть щенок для бессознательных содомитских отношений, или кошка, или игрушечный медвежонок. Я знаю людей, которые хранят в спальнях игрушечных медведей. Если не это, так какая-то фамильная ценность, старый сундук или дедушкин стул, который хранят со страстным усердием и поразительной заботой. Случись что с ними, человек просто умрет! Я знал человека, у которого было столько либидо в дереве, что когда дерево погибло, он тоже умер. У того человека был инцест с деревом. Тот род либидо, который выражен в сексуальности, не может обойтись без тела. Если он не войдет в одно тело, так войдет в другое. Это либидо наполняет непосредственное окружение и делает вещи просто демонически значимыми.

Есть много людей, для которых предметы – это особые дьяволы, хотя все мы подшучиваем над немецким профессором, написавшим книгу о коварстве неодушевленных предметов.[x] Среди африканцев некоторые предметы – это дьяволы и демоны. Есть особые отношения между предметами и людьми. В некоторых языках есть рода, мужской, женский и средний. В примитивных языках есть множество классов: деревья, земли, реки принадлежат к одному классу, но не могут выразить определенный класс без использования префикса или суффикса, предполагающего «делать нечто с качеством места». Это все равно что сказать «Нью-Йорк па», чтобы обозначить качество места, а не что-то иное, так как сам Нью-Йорк может значить что-то совсем другое. Префикс также часто придает качество жизни. По-немецки мы говорим «Der Mann»; примитивный человек сказал бы «Der Mann живой». В некоторых первобытных языках идут дальше и говорят «Der Mann, живой, вертикальный, снаружи». Тут все: человек живой, прямоходящий, снаружи своего дома. Говоря о предмете они могут сказать: «Der Tisch (стол), вертикальный, мертвый, внутри», все выражено через префиксы и суффиксы. Говоря о своем каноэ, скажу: «Каноэ, снаружи, живое» - говоря о вашем каноэ: «Каноэ, снаружи, мертвое». Ваше мертвое, мое живое, больше никому не может принадлежать, в нем неправильная жизненная сила. Моя мана тут, так что если кто-то другой возьмет ее, то окажется в опасности. Первобытные люди настолько глубоко осознают свое кровное родство с предметами, что считают эти вещи мертвыми или живыми.

И вот мы подошли к моменту, который я особенно хотел бы прояснить, а именно: все это психологически верно. Эти вещи ведут себя, будто наполненные человеческой жизнью, так что с ним разговаривает меч. У человека сношения с оружием. Из мифологии мы знаем, что оружие героев магически оживлено, почти живое. Можно говорить о душе предмета, и на примитивном уровне это означает, что объекты обладают собственной жизнью. Есть история о доме, в котором мебель устроила вечеринку, пока никогда не было дома. Столы и стулья двигались друг вокруг друга. – Если положить на что-нибудь руку, оно начнет двигаться, согретое вашей маной, вы просто увеличиваете жизненную силу предмета. Для первобытных людей в этом не было ничего странного, ведь они считали, что предмет живет.

Так что, как видите, жизнь не прожита, запертое либидо в нашем сновидце истекает без разбора по всем направлениям, на самый близкий объект, его дочь. Если либидо перетекает в стулья, столы и собак, вреда немного, но если оно переходит на детей, это очень опасно, как вы увидите. Дыры в юбке намекают на эту опасность. Разрывание одежды присуще этим ужасным убийствам на сексуальной почве. Бесчеловечная жесткость убийцы просто уступает место крайней импульсивности, совершенно бессмысленным эмоциям такого зверя. Поставьте нашего сновидца рядом с таким намеком! Вы не поверите! Однако инцест и убийство на сексуальной почве не так уж далеки друг от друга. Вы заметите, что каждый раз, когда он приближается к комплексу, появляется сигнал опасности. Это как раз он. Может прорваться опасный импульс. Слегка оттесните его сознание, дайте немного выпить, и Бог весть, что может произойти. В самых респектабельных семьях дело иногда доходит до непосредственного контакта, и с этим человеком я не стал бы утверждать, что до срыва еще далеко. Сексуальные преступления никогда не обдумываются заранее. Убийца словно захвачен эпилептическим приступом. Вот почему Ломброзо[xi] счел таких преступников эпилептиками, ведь они принадлежат к эпилептическим типам: случается приступ, и происходят такие вещи. Когда крайняя бессознательность сопровождается таким накоплением либидо, может неожиданно подняться волна, сойти лавина, или с горы может пасть камень. Вес, накопленный там, наверху, может вызвать катастрофу, и поэтому сновидец получает свое предупреждение, инцест с возможностью убийства на сексуальной почве, и снова я обращаю его внимание на это.

А теперь я хочу рассказать вам о кое-каких технических моментах с толковании сновидений. Когда пациенту снится «Я говорю доктору Юнгу, что» или «Он обращает мое внимание на, и т.д.», это информация для меня лично, для врача. Бессознательное пациента обращается ко мне и говорит: «А теперь послушай доктора Юнга». Тогда я должен что-то сказать этому человеку. Должен принять активное участие. Это подталкивает толкование того сна, и я должен был это сделать, я сказал: «Смотрите, сон указывает на возможность инцеста, на сексуальное преступление». Некоторые стены такие толстые, что их не пробить. По-человечески вы не можете ожидать от человека, что он изнасилует любимую дочку, так что должен выступить аналитик и сказать, что это вполне в пределах человеческих возможностей, такие сексуальные преступления у нас в крови. Возможно, такой убийца был среди ваших предков. Ужасно, что это присутствует в человеке. В населении всегда присутствует определенный процент убийц, и мы все вносим свой вклад в формирование этого числа, так что статистически принадлежим к ним. Возможно, наш вклад заключается в благопристойности или, косвенно, через тщание в накоплении богатства, которое делает из людей грабителей. С одной стороны, природа делает вас очень добродетельным, с другой дает шанс остальным стать порочными, но будь все добродетельными, природа утратила бы равновесие.

Доктор Шмитц: Каковы будут последствия такой откровенности перед пациентом?

Доктор Юнг: Я расскажу вам. Это шокирует его на всю оставшуюся жизнь! Но я был очень осторожен, говоря с ним, и приуменьшал, насколько это возможно. Бессознательное действительно стремилось шокировать его из-за его праведности. Это показывает, что он принадлежит к общей массе человечества, возвращает к человечеству, вниз с той ветки, на которой бахвалился. Он должен сказать: «Я как худшие из них, так почему я колеблюсь в анализе?» Именно с помощью таких встрясок бессознательное пытается сделать людей человечными.

Профессор Шмальц: Думаю, очень интересно, что ярлычки желтые. Желтый – цвет карантина, оспы, яда и т.д.

Доктор Юнг: Да, и он означает проституцию. Мы также говорим «желтая прожилка», имея в виду трусость. У того пациента не было ассоциаций с желтым, он означает для него бессознательное, но бессознательное – это его же язык. Невозможно представить, чтобы ярлычки были синими!

Профессор Шмальц: Пока есть ярлычок, вы знаете об опасности.

Доктор Юнг: Да, и это снова склонность к аккуратным и безопасным вещам. Желтый означает опасность, так что он его не коснется.

Доктор Дэди: Говорят, мужчины не любят желтый цвет.

Доктор Юнг: Желтый – это цвет зависти, ревности, гнева, всего негативного в нас, но на Востоке он значит ровно противоположное.

Миссис Кроули: Это цвет их кожи.

Доктор Юнг: Между Западом и Востоком все наоборот. Для нас цвет траура черный, для них белый.

Вопрос: А разве желтый – это не цвет интеллекта?

Доктор Юнг: Мне следовало бы сказать, что это флаг анимы!



[i] «Чья безгрешна жизнь, кто греха чуждался», - Гораций, Carmina, I, 22, 1 [здесь в переводе В.Я. Брюсова – прим. перев.]

[ii] Рудольф Вирхов (1821-1902) – немецкий филолог и либеральный политический лидер из Берлина.

[iii] См. выше, 28 ноября 1928 г., прим. 6.

[iv] Роман Р.Л. Стивенсона (1886).

[v] Ср.: «Бык – отец дракона, а дракон – отец быка» у латинского писателя Фирмика Матерна (IV в. н.э.), цит. по Symbols

of Transformation, CW 5, par. 596 (как и в издании 1912 г.)

[vi] Псевдоним нидерландского писателя Эдуарда Доувеса Деккера(1820-1887). Эта цитата, одна из любимых цитат Юнга, часто появляется в Письмах.

[vii] См. выше, ответ Юнга доктору Бертин.

[viii] Пример апотропизма, попытка отвратить дурное воздействие, дав ему доброе имя. Черное море изначально называлось Axeinos, «негостеприимное» из-за частых штормов. Позже оно стало известно как Эвксинское море (euxeinos = гостеприимный). (Сем.: «благоприятнейшее море»).

[ix] Швейцарский психолог Чарльз Бодуэн (1893-1963); упоминается его работа Psychologie de la suggestion et de I'autosuggestion (Neuchatel, 1924). Поначалу эклектичный, он впоследствии присоединился к школе Юнга. См. C. G. Jung Speaking, p. 76.

[x] Речь идет о романе F. T. Vischer Auch Einer (1884), в котором приводятся примеры «злонамеренности предметов». Ср. "A Review of the Complex Theory" (1934). CW 8, par. 202.

[xi] Чезаре Ломбозо (1836-1909), итальянским криминалист и врач, теории которого относительно преступности и эпилепсии представлены в работе Genio e Follia (Turin, 1882), цитированной в Symbols of Transformation, par. 277 и n. 27 (как и в изд. 1912 г.) Немецкий перевод (в библиотеке Юнга): Genie und Jrrsinn in ihren Beziehungen zum Gesetz, zur Kritik und zur

Geschichte (Leipzig, 1887). Английского перевода не обнаружено.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики