MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 07 июля 2011 18:05

Алехандро Ходоровский Мистическое кабаре Пролог

Алехандро Ходоровский

Мистическое кабаре

Пролог

Когда я почувствовал, что устал творить то, что было лишь отражением моего эго, то оставил искусство на два года. Забыв самого себя, я погрузился на дно мировой скорби. Городские жители, такие как я, вовлечённые в то, что с ними происходит, не существующие, без того, чтобы казаться, забыли о радостях жизни. Оглушённые наркотиками, кофе, табаком, алколем, сахаром, избытком мяса, разочарованные политикой, религией, наукой, экономикой, «патриотическими» войнами, культурой, семьёй, животными страстями с маской удовлетворения, мы шли по улицам планеты к тому, что, как мы знали, нас медленно отравит. Болезнь поразила наше общество. Старинная китайская история вытащила меня из бездны.

Маленькая деревенька накрыта тенью большой горы. Солнечные лучи не доходят до нее, и дети рождаются слабыми. Однажды жители деревни увидели, как самый старый из них идёт к границам деревни, неся в руке глиняную ложку.

Куда идёшь, спросили они его?

Иду к горе, - ответил он.

Зачем?

Чтобы отодвинуть её.

Каким образом?

Вот этой ложкой.

Ты сумасшедший! Этого никто не сможет!

Я не сумашедший: никто не сможет, но кто-то должен начать.

Мораль этой истории сподвигла меня к действию. Я сказал: «Невозможно изменить мир, но можно начать его менять». И без промедления убедил моего друга, чемпиона по карате, одолжить мне своё додзё [священное место для тренировок] на один рав в неделю, где я начал вести бесплатные занятия раз в неделю. Я намеревался проводить в течении полуторачасов групповую терапию и применить результаты своих поисков в области театрального искусства. Актёр (в данном случае я) не должен был быть человеком, который пытается интепретировать персонажа, а пытаться (сделав персонажа частью своей семьи, социума и культуры) стать им... Убрать декорации, заученный наизусть текст, освещение сцены, театральные костюмы, музыкальное сопровождение и ограничения сценария.

Никто не выделял мне места больше чем два на один метр. Постепенно стали собираться люди, которые снимали обувь и сидели на полу в течении полутора часов. До того как начать говорить, я просил их взяться за мизинцы, построиться таким образом ряд, затем сделать четыре вдоха и почувствовать, как исчезает напряжение тела, сиюминутные желания, волны эмоций и непрерывный поток мыслей. Наконец, я просил, чтобы они вытянули руки ладонями ко мне, чтобы благословить меня и дали силу передать что-то полезное и исцеляющее... Верный своему решению, я без единого пропуска проводил эти встречи с полным залом в течении более двадцати лет.

На каждом занятии подводился итог того, что мы изучали на лекции: интепретации символов карт Таро, описание моих личных работ (согласно принципу «что даёшь, то и получаешь, а что не даёшь — без того и остаёшься»), чтобы понять самого себя, и, наконец, как для завершения праздника, объяснение какого-нибудь священного текста и его применение в повседневной жизни. Следуя трём главным советам Бхагават-Гиты («Думай о действии, а не о результате», «Уподобься своему истинному Я, твоему внутреннему Богу» и «Всегда делай то, что должен сделать, словно священную жертву, освобождая себя от уз»), анализировал гексаграммы И-Цзина, стихи Дао де дзина и Упанишад, Бытие и Евангелия, суфийские тексты, буддистские, алхимические, коаны, хайку, басни, волшебные сказки, неаристотелевскую семантику, психоаналитические теории и т.д. Один раз, погружаясь в мысли философа Людвига Витгенштейна, встретил такую, что показалась мне очень важной: «Знание и смех связаны друг с другом». В последствии я решил сделать анекдоты частью этих бесед (которые я назвал «Мистическое кабаре») в дополнение к священным текстам и инициатическим историям.

Символ не содержит в себе конкретное значение. Он подобен зеркалу, отражающему уровень Сознания ищущего. В христианстве нет одного креста, но бесконечное количество: для одних — это инструмент пытки, для других — пересечение времени и пространства, древо жизни, знак «плюс» и так далее. К священному тексту может быть несколько комментариев, что хорошо известно каббалистам, которые извлекают из Библии причудливые откровения. Поколения психоаналитиков находили назидания и наставления в сновидениях и волшебных сказках. Но я говорю, что нет текстов священных самих по себе; священным его делает читатель.На самом деле, нет книги совсем без души, на которую опирается символ, в глубинах которого скрывается главное таинство [тайна, загадка, мистерия?], которое и есть истинный Учитель. И раз так, то почему бы не поискать мудрость в самом непритязательном виде литературного искусства? В анекдотах. Почему бы не обращаться с этими короткими историями как с инициатическими историями? Безымянные, способные вызвать целительный смех, укоренившиеся в бессознательном, являющиеся проводников критического мышления и естественной философии... Я начал с этой:

Житель большого дома пошёл в клинику, чтобы посетить консьержку здания, которая недавно родила.

Позвольте обратиться, - сказал житель, - хочу задать неделикатный вопрос: вы незамужем, верно?

Да, так и есть, - ответила консьержка.

И кто же счастливый отец этого малыша?

Относительно этого, - ответила она, - точно сказать нельзя. Вы прекрасно знаете, что когда я мою лестницы, то достаточно занята, чтобы не оборачиваться каждый раз!

Сравните этот анедот с историей о мудром идиоте Ходже Насреддине, которая некоторыми суфийскими учителями считается инициатической.

Ходжа Насреддин, сидя в потёмках, смотрит в камин, в то врека как его жена, сидящая рядом, но спиной к нему, смотрит в другую сторону. Внезапно она говорит мужу:

Какая красота! Тут много птиц и такие красивые облака! Какой прекрасный пейзаж!

Ты ошибаешься как обычно. Пейзаж уныл: на моей стороне нет ни обалков, ни птиц! - проворчал Ходжа.

Он не хотел приложить даже малейшее усилие, чтобы увидеть то, что видит его жена, ограничив таким образом свой кругозор. Ровно так же, консьержка не уделяла никакого внимания, что творится у неё за спиной. У обоих очень ограниченная точка зрения, и что происходит рядом с ними их не интересует, что влечёт последствия, жертвами которых они становятся.

Каковы границы мира консьержки, которая моет лестницы и беременнеет, потому что не считает нужным обернуться? Каковы границы нашего мира? Мы смотрим на «реальность» с разных точек зрения или только с одной, считая, что других не существует? В нашем обществе, где религия потеряла значительную часть своей глубины, и где Бог стал инфантильным дополнением, внедряемым в нас в первые годы жизни.

Можем ли мы описать божественное, о котором так часто говорим? Как мы его представляем? Чем оно является для нас? Описывать Бога — всё равно, что описывать свою реальность. Если Бог существует где-то, то он находится здесь. Если ад существует, то он тоже здесь. Всё, чего здесь нет, нет и нигде. Всё, что есть, существует только в этом мгновении. Тогда, если в этом мгновении всё существует, я должен почувствовать, что есть это мгновение для меня с его временем, пространством и его возможным создателем! Если Бог не существует, то нужно его придумать. И если мы не можем этого сделать, то что будет фундаментом моей реальности? Какая энергия ею управляет и какие выводы из этого следуют?

У нас может возникнуть желание спросить консьержку из анекдота: «Кто этот ребёнок, которого ты носишь в утробе? Так или иначе ты станешь беременной последствиями того, что не воспринимаешь всю реальность, к которой не хочешь повернуться. Ты не думаешь ни о миллионах лет прошлого, ни о миллионах лет будущего, ни о бесконечном расширении материи, ни о безраничном, но запертом Сознании. Где ты находишься? Что есть твоя истинная реальность? Взываешь ли ты к своему Богу-младенцу внутри?».

Первый шаг, который мы должны сделать, чтобы наш взгляд заглянул за горизонт — это изобрести внутреннего Бога, который отличен от всего остального, находится на небесах, невообразим, недосягаем как это описывает Мишель Онфрай (французский философ — прим. пер.):

Смертные, ограниченные, страдающие под гнётом своих обязательств, люди, одержимые целостностью, изобретают могущественную силу с точно противоположными качествами: с дефектами, вывернутыми наизнанку словно перчатка, придумывают качества, перед которыми становятся на колени, а затем падают ниц. Мы смерты? Бог бессмертен. Мы конечны? Бог бесконечен. Мы ограничены? Бог безграничен. Мы не знаем всего? Бог всезнающ. Мы не можем всё? Бог всемогущ. Нам не дано быть вездесущими? Бог вездесущ. Мы созданы? Бог нетварен. Мы находимся на земле? Бог находится на небесах. Мы несовершены? Бог совершенен. Мы — ничто? Бог есть всё. И так далее.

Представим, что сейчас мы не инфантильном раю, но в центре (или в глубине) нашего бессознательного встречаем Бога. Каким он предстаёт? Как создатель и разрушитель каждой из наших клеток. Как преобразователь нашего внутренного опыта в возвышенное сознание. Как обладателя ключа ко всему, неведомому нам, как тот, кого нам представляют как таинственного спасителя. Как надёжный бальзам для нашего страдающего сердца. Как лучшее лекарство от любой болезни. Как тот, кто учит нас любить всё существующее без различия.

Этот близкий друг должен служить нам образцом. Так как мы изо дня в день изобретаем свою реальность, то можем изобрести и своё божество:

Я бессмертен, просто потому что смерть есть только концепция. Ничего не исчезает, всё меняется. Если принимаю свои постоянные изменения, то вхожу в вечность. Я бесконечен, потому что моё тело, маска на носу вселенной не заканчивается кожей: оно существует без границ. Я знаю это, потому что я — это не только мой разум, но и моё бессознательное, сформированное тёмной энергией, которая поддерживает существование миров; я — это не только десять мозговых клеток, используемые ежедневно, но также и миллионы нейронов, из которых состоит мой мозг. Я всемогущ, когда перестаю замыкаться на себе самом и отождествляю себя с человечеством. Я вездесущ, потому что со всему другими существами являюсь частью вселенной: то, что случается, пусть даже в очень далёком месте, происходит со мной. Я нетварен, потому что до того, как стать организмом, был материей огненной, антиматерией, энергией, пустотой. Моё тело сделано из материи звёзд, которым миллионы лет. Нахожусь на небесах, потому что моя земля — это корабль, странствующий по Вслеенной, которая сама странствует по бессчётным измерениям. Я совершен, потому что приручил моё эго, что воссоединяет меня с совершенством космоса. Я есть всё, потому что одновремено я — это я и всё остальное.

Эта первая попытка поиска мудрости в анекдотах была хорошо принята, что сподвигло меня продолжить двигаться в этом направлении. Я стал искать анекдоты в юмористических книг, которые можно встретить в аэропортах, в детских журналах, на выступлениях юмористов на телевидении, на встречах с друзьями и деловых переговорах. Я спрашивал у своих собеседников: «Знаете ли вы какой-нибудь анекдот?», чтобы в смешном найти простые и гениальные короткие истории, в которых не единожды, сверкала сакральная звезда.

Искатель истины считал, что существуют цветы, которые светят также как солнце, и начал их тщетные поиски. Это превратилось в одержимость. Годами он ездил по всей планете, пытаясь найти это светящиеся цветы, но ничего не нашёл. Разочарованный и убеждённый, что они не существуют, он сел на обочине дороге, решив голодать, пока не умрёт. Наконец, через несколько дней он увидел, что мимо идёт старый крестьянин с цветами, которые сверкают как солнце. Изумлённый, искатель спросил:

Скажи мне, добрый человек, как ты смог найти эти цветы, которые я, исколесивший весь мир, найти не смог?

Очень легко, - ответил старик, - утром, едва проснувшись, пристально смотрю на солнце. После этого вижу эти цветы везде.

Если мы выносим в себе внутреннего Бога, то всё, что попадает нам в руки, всё, что слышим, видим и ощущаем — сможем превратить в символ и предмет мудрости. Пренебречь им нельзя, потому что он по определению. Его не нужно презирать, потому что он уже презренен.

В монастыре старый настоятель монастыря, настоящий святой, не может скрыть свою грусть.

Почему ты такой грустный, падре? - спросил его молодой монах.

Потому что начал сомневаться в понимании братьев высших реальностей Бога. Вот уже в третий раз, как я показал им отрезок льна, на котором нарисована маленькая красная точка, и спросил их, что они видят. И они все ответили: «маленькую розовую точку», но никто не сказал «отрезок льна».

Пер Фантас

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики