IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Суббота, 07 февраля 2015 18:54

Восстание Люцифера Глава 5 Чик и Сандра Табата Цицеро Theurgia Liberatio: Магия как божественное освобождение

Восстание Люцифера

Глава 5

Чик и Сандра Табата Цицеро

Theurgia Liberatio: Магия как божественное освобождение

“Приемы магии вызывают полет души; молниеносной стрелой, выпущенной из тугого лука, она уходит ввысь, к спокойствию и безмятежности, к глубокому и непостижимому отдохновению. Но натянуть тетиву лука может только сам человек, никто другой за него эту задачу не выполнит.”

Исраэль Регарди, отрывок из “Древа Жизни”[1]

По большей части, для современного общества магия - одна из тех достаточно болезненных тем, что способны вызывать широчайший спектр различных эмоциональных реакций. Большинство людей без тени сомнения верят, что лица, практикующие магию, примитивны, суеверны или безумны - или сочетают в себе все эти характеристики одновременно. Другие представители населения, особенно религиозные фундаменталисты, верят, что ВСЯ магия является зловещим занятием для людей, которые по сути своей если и не порождения зла, то уж точно простаки, втянутые в проведение нечистых обрядов обманчивыми посулами “САМОГО ДЬЯВОЛА”. (На этом месте должна играть зловещая музыка!)

Магия часто описывается в терминах как научных, так и религиозных, к ужасу как учёных, так и церковников. Её определяли как “метод для науки, цель для религии”. И всё потому, что магия вторгается на территорию обеих, попадая под камни и стрелы и эгоцентричного учёного, и неодобрительного священника. Из этих двух групп, впрочем, критика со стороны негодующей церкви будет куда более резкой, полной ненависти и недостаточно информированной. И в то же время магия - лишь одна из прочих недавних жертв подобных нападок. Не столь давно такая наука, как математика, тоже считалась разновидностью колдовства, и на математиков смотрели с подозрением.

Но что такого содержится в магической практике, что заставляет фундаменталистов так её осуждать?

Помимо очевидного факта, что люди часто ругают то, чего не понимают, также неоспорим и тот факт, что магическая практика перечёркивает всю фундаменталистскую повестку дня: проповедовать, обращать в свою веру, убеждать как можно больше людей мыслить так же, читать те же молитвы, поклоняться тому же божеству, приходить в те же церкви, слушать тех же священников и наполнять те же сундуки. Столетиями западные теократы основывали свою позицию на подходе Константина из IV столетия: Один Император, Одна Империя, Один Бог, Одна Религия. Одна объединённая бюрократия, чтобы всем этим управлять. Один конкретный набор христианских верований превозносился, остальные осуждались. Отклонения, мягко говоря, не приветствовались. Другие формы поклонения изгонялись, вымирали или уходили в подполье. Такой была религиозная реальность Запада в течение веков, пока в теологической двери не появились трещины, пробитые молотком Мартина Лютера.

Вскоре расцвели новые христианские секты, но большинство из них также разделяли взгляды Константина - был один правильный набор верований, а все остальные были неправильными. Каждая секта учила, что только у неё есть Единственно Верный Путь, а все остальные секты были обмануты, зашорены, недостаточно информированы, или же следовали прямо в ад. Приверженцев учили, что следование инструкциям церкви (какую бы конкретную секту она ни представляла) приведёт к счастью и спасению. Следование за другой церковью могло привести к проклятию и вечным мукам. Так разжигались религиозные конфликты, такие, как Тридцатилетняя война или дела Инквизиции.

В эпоху Ренессанса классические наука и философия получили новое рождение. Век Разума (семнадцатое столетие) и Век Просвещение (восемнадцатое столетие) следовали за научным прогрессом предшествовавших эпох и основывались на них. Посредством ранее невозможных способов всё больше и больше людей начало проверять на прочность свои самые глубокие верования относительно Бога, религии и взаимоотношений человеческого с Божественным. Влиятельные мыслители тех лет дали начало интеллектуальной революции против ига религиозной ортодоксии - иногда делая это тихо, иногда громогласно. Такие документы, как текст Папы Льва XIII “Человеческий гений: против масонства и духа эпохи” (1884), осуждавший идеи вроде “демократии”, свидетельствуют о том, что власть над каждой индивидуальной человеческой жизнью постепенно уплывала от церкви, толкавшейся и кричавшей на каждый потерянный кусок контроля и авторитета.

Именно на этом фоне зародилось “Оккультное Возрождение” девятнадцатого века, проявившееся в стремительном распространении эзотерических обществ и таких мыслителей, как Элифас Леви, Елена Блаватская, Уильям Уинн Уэсткот, Сэмюэл МакГрегор Мэтерс, Алистер Кроули, Артур Эдвард Уэйт и прочие. В сердце этого возрождения лежало изучение магии, тяга к освобождению человеческого духа посредством тайных знаний.

Освобождающие свойства магии

Магия Запада часто именуется герметической, в честь древнего мага, известного как Гермес Трисмегист, легендарного автора нескольких книг об оккультных науках - а его имя, в свою очередь, происходит от имени бога-посланника Гермеса. Одна из главных целей магии - вознесение человеческой души, её эволюция до максимально возможного потенциала. Для некоторых это может быть аллюзией к внутреннему общению с субъективной частью собственного “я”, часто именуемой Высшим “Я”, Душой, или же Высшим и Божественным Гением. Другие же воспринимают это как средство для более объективного состояния коммуникации и получения указаний под именем Святого Ангела-Хранителя, Даймона, или “контакта с внутренними планами”. Методы, используемые для установления этой коммуникации, включают в себя изучение и практику различных оккультных наук, собранных вместе под знаменем магии.

Магия - это наука и искусство вызывания изменений в соответствии с волей. Такие изменения могут происходить: 1) во внешнем, проявленном мире 2) в сознании мага и 3) чаще всего, в обоих местах, ибо изменение одного чаще всего меняет и другое. Магические изменения осуществляются способами, на данный момент не понимаемыми современной наукой, поскольку магия работает через Непроявленное - через тонкие манипуляции в невидимых, духовных областях. Тем не менее, работа магии подчиняется естественным законам. Эффекты магии зачастую ясно видимы в физическом мире, но в иное время они заметны лишь на личном, духовном уровне. Работа магии не ограничена рамками времени и пространства.

Магия освобождена от текущих представлений материальной науки, хотя наука может когда-нибудь и понять, как и почему магия работает. Магия также освобождена от понятий времени и пространства, поскольку астральные обители, где работает магия, не ограничены ни тем, ни другим.

В древние времена магия и религия считались одним и тем же - они имели общее фундаментальное происхождение и единство. Хотя современная магия, которую можно считать развитием “средневековой магии”, полностью отделена от религии - это техника, а не вера. Отделение магии от религии на Западе произошло во многом из-за запрета на магию со стороны доминирующей церкви. Но оно также в какой-то степени являлось и результатом пакта, который гуманисты Ренессанса вынуждены были заключить с религиозными лидерами - а именно: церковь являлась единственным авторитетом по вопросам Божественного и небесных сил, в то время как природный (земной) мир, включая небесные сферы и природные элементы, вошёл в компетенцию учёного и философа. Эзотерическим деятелям, таким, как Марсилио Фичино, приходилось постоянно делать оговорку, что магические операции совершались над исключительно природными силами, не вторгавшимися во владения церкви. Это хрупкое перемирие было успешным на недолгое время, пока гуманисты-бунтари, такие, как Пико делла Мирандола, не начали вопреки всему изучать Каббалу и её мириады ангелов, архангелов и божественных эманаций - и пока всё это не стало использоваться магами для вызывания изменений.

Магические методы включают в себя инвокацию, эвокацию, дивинацию, создание и освящение талисманов, видение и другие формы астральной работы, вибрацию, медитацию, визуализацию и церемониальные ритуалы. Магия имеет свой набор атрибутов, ментальных процессов и законов природы, в то время как религия больше полагается на веру, собственное Кредо и официальную доктрину. Вкратце, религия - это конкретно определённая вера, или набор верований, ценностей и практик, как правило, основанных на учении духовного лидера. Магия - это метод или механизм вызывания изменений в материальном мире в соответствии с космическими законами. Можно привести очень упрощённую аналогию: магия склоняется к тому, чтобы думать и делать, религия же тянется к тому, чтобы чувствовать и быть. Эти понятия определённо родственны друг другу, но в то же время не идентичны между собой. А тяга к сверхъестественному движет и то, и другое, пусть и по-разному.

Организованная религия часто ограничивает доступ к сверхъестественному миру бастионом формализованного богословия, и верным приверженцам строго рекомендуется оставаться внутри этих рамок. В магии же индивиду рекомендуется войти в сверхъестественные обители самому и для себя. В то время, как религия зачастую сосредотачивается на групповом опыте, групповом мышлении и взаимозависимости участников группы, чаще всего с единственным религиозным лидером или небольшой группой лидеров, пасущих своё стадо, магия делает акцент на индивидуальном опыте, независимой мысли и вере, основанной на личном откровении, полученном от Божественного. Эти характеристики будут общими для магии и мистицизма.

В своей книге “Практический оккультизм” Эвелин Андерхилл описывает мистицизм как “... искусство единения с Реальностью. Мистик - это человек, достигший этого единения в большей или меньшей степени, или же верящий в такое единение и стремящийся его достигнуть”. Это не меньшая цель, чем Завершение Великого Делания, с которым связывают свою судьбу маги. Основные методы, используемые мистиками - это молитва, преданность, медитация и осмысление. Но в то же время мистики, такие, как Андерхилл, известны столь же сильной антипатией к магии, как и ортодоксальные клерики. Относительно этих конкурирующих между собой братских эзотерических течений, Дион Форчун делает прямое сравнение мистика и мага в своей книге “Эзотерические ордена и их деятельность”:

Забавно наблюдать, как, в то время, как оккультист хулит спиритуалиста, мистик косо смотрит на оккультиста; и в то же время мистик - это всего лишь оккультист-интроверт, а оккультист - это мистик-экстраверт. Оба идут к одной и той же цели, хоть и достигают её разными методами. Разница между ними - это разница темпераментов, а не идеалов. Когда научный темперамент сталкивается с духовным миром, он выбирает для себя оккультный путь развития, а когда с ним сталкивается темперамент художественный, он выбирает путь мистика; один движется посредством правильных знаний, другой - путём правильных чувств, и в конце пути оба встречаются. Разница в методах не должна ослеплять нас, уводя от общности цели.

Мистик следует путём одиночки, даже являясь участником сообщества; его видения предназначены только для него, и у него зачастую не хватает сил учить других тому, что он понял для себя сам. Он достигает высот духа и обитает там обособленно; его опыт - это личный опыт, и он не может быть передан другим. В самой своей сути он является человеком художественного темперамента, работающим над материями духа; творческим, радостным и вдохновляющим тех, кто способны оценить его искусство, поскольку похожи на него по своей природе. Эзотеризм без вкраплений мистического экстаза будет столь же скучен, как культура, в которой нет места красоте; но духовная, полностью мистическая культура мало соотносится с проблемами человечества и не несёт никаких посланий обычному человеку.

Оккультизм, с другой стороны, принадлежит интеллекту. Путь оккультиста проходит в сотрудничестве с другими, поскольку его лучшие достижения совершаются посредством групповой работы и использования ритуалов.

В то время, как мистицизм представляет собой пассивный путь, магия - это активный путь духовного освобождения. Её часто называют теургией или “Божественной Работой”, поскольку маг - активный участник своего собственного похода к Божественному Свету, абсолютному миру и просветлению. Можно с уверенностью сказать, что хоть многие истинные, искренние мистики и не являются магами, многие истинные и искренние маги также являются мистиками.

Психологическое освобождение магии

Вдобавок к своим духовным качествам, магия также имеет ещё одно полезное свойство - теургия может выступать как средство психологического освобождения. Исраэль Регарди в “Срединном столпе” сравнивал очищающие эффекты магической работы с рецептами исцеления разума и психики, собранными школами психотерапии:

По моей оценке, аналитическая психология и магия составляют две части или два аспекта одной технической системы. Так же как тело и ум не являются двумя отдельными элементами, а попросту являются дуальным проявлением внутреннего динамического «нечто», так психология и магия подобным же образом являются единой системой, цель которой – интеграция человеческой личности. Их цель – объединить различные области и функции бытия человека, привести в действия те, которые прежде по разным причинам были в латентном состоянии. К тому же (между прочим) их техники таковы, что невротические симптомы, которые привлекали слишком много внимания, когда проявлялись, либо устраняются либо, благодаря процессу уравновешивания, уменьшают своё влияние.[2]

Цель как магии, так и психотерапии состоит в росте и благополучии человека на всех уровнях - физическом, ментальном и психологическом. Но одного элемента в современной психологии всё же не хватает - духовной сути человечества и божественного характера жизни. Теургия включает в себя то, что психология давно забыла - духовное благосостояние индивида.

Внутренняя алхимия - ещё одно поле, тесно связанное с нашим обсуждением. Алхимик работает над сепарацией, путрефакцией и собиранием воедино основных компонентов любой материи, с которой работает - будь объект его работы простым металлом, органической субстанцией или его собственной человеческой душой. Фундаментальная цель - это интеграция, или же освобождение базового материала от ограничений (и иллюзий) разделённости, и это цель, которую алхимия разделяет и с психологией, и с магией. Все эти три области можно охарактеризовать наличием трёх схожих стадий прогресса. В алхимии они называются сепарацией, очисткой и соединением (рекомбинацией). В психологии они описываются как анализ, конфронтация (с тенью) и индивидуация (самореализация). В магии эти стадии часто называются очищением, освящением и единением (с Высшим “Я”). Всё это - просто-напросто разные термины для одного и того же изначального опыта: освобождения высшего человеческого потенциала. Впрочем, жреческое искусство магии - наиболее непосредственное и вдохновенное.

Как часто случается, ни один автор ещё не высказался на эту тему выразительнее, чем Исраэль Регарди, в своей книге “Основы практической магии” сказавший:

[Магия] имеет дело с той сферой духа, которую мы обычно не осознаём, но которая имеет огромное влияние на нашу жизнь. Магия - это серия психологических техник, изобретённых для того, чтобы мы смогли глубже заглянуть внутрь себя. Но для чего? Во-первых, для того, чтобы мы более полно понимали себя. Помимо того факта, что подобное самопознание хорошо и само по себе, понимание внутренней природы освобождает нас от неосознанных побуждений и мотиваций, а также дарует власть над жизнью. Во-вторых, чтобы мы могли более полно проялять это внутреннее “я” в повседневной деятельности. Только тогда, когда мужчины и женщины смогут достичь некой степени внутренней реализации, или, возможно, когда более продвинутые мужчины и женщины смогут её развить, мы сможем надеяться на то самое идеально-утопическое положение вещей - широкую терпимость, мир и вселенское братство. Подобным вещам магия и обязана своим raison d’etre.

Инициация: новое начало

Для тех, кто стремится активно работать с себе подобными, инициация - это подготовительный шаг в обители магии. С древних времён и до сегодняшнего дня, инициатические церемонии играли весомую роль в мистических традициях и магических группах. Духовные искатели прошлого тянулись к обрядам Исиды и Осириса, Элевсинским и Самофракийским мистериям, а также таинствам Орфея, из-за ощущения духовной энергии и эйфории, которые давались в них через определённые инициатические действия. Слово “инициация” происходит от латинского слова “начинать”. Магическая инициация в конкретную магическую группу представляет собой вхождение в однозначно эзотерическую структуру мышления и духовный взгляд на мир. Западная Магическая Традиция включает в себя много ветвей Герметического Древа - египетскую, эллинистическую, гностическую, неоплатоническую, каббалистическую, алхимическую, розенкрейцерскую, Золотой Зари, телемитскую, огдоадическую и другие. Обучающие организации и мистические школы существуют для всех этих путей.

У групповой работы много преимуществ. Мистические школы прошлого и настоящего были основаны людьми, мотивированными большим количеством причин, но лучшие из них обычно были вдохновлены учителем - будь то контакт с внутренними планами бытия или божественной музой - на то, чтобы предложить полезный учебный план, способный провести ученика шаг за шагом сквозь магический/алхимический процесс очищения, освящения и единения. “Быть Посвящённым” означает, что человек допущен во внутренний круг, учения и обряды которого имеют значение только для остальных членов группы, разделяющих этот общий для всех опыт. Согласно Дион Форчун, “студенты оккультных наук всегда стремились объединяться в караваны для совершения своего Золотого Путешествия”. Принятие в такую группу дарует чувство братства и принадлежности, получения тайной информации и духовного подъёма посредством раскрытия богодухновенной мудрости. “Оккультист идёт хорошо протоптанной дорогой, по которой прошло бесчисленное количество ног с незапамятных времён”.

Это не значит, что будущий духовный бунтарь просто меняет одно религиозное братство на другое. Магический орден - это не религия, и он не задумывался как заменитель религии, пусть религиозный символизм и часто используется в церемониях как катализатор, стимулирующий алхимический процесс эволюции “я”. Обряд посвящения должен очистить кандидата и подготовить его для принятия учения группы, которая сможет помочь и поддержать человека в его личном процессе просветления. Но в конечном счёте именно Посвящённый отвечает за свою судьбу. Духовные достижения внутри магической группы всё же зависят от индивидуальной воли, целеустремлённости, личных заслуг и характера обучающегося.

Магическая инициация: четыре ловушки, которых следует избегать

Маги часто описывают чудесные вещи, которые испытывают во время инициации или в качестве результата посвящения в мистерию. Для большинства инициация будет глубоко вдохновляющим, полным смысла опытом, порой даже имеющим характер катарсиса. И тем не менее, как и везде, у магической инициации могут быть и свои минусы. В своей статье “Тёмная сторона Инициации” Дональд Майкл Крэйг описал четыре опасности, о которых ученик должен иметь представление, ища посвящения в любую магическую группу: неудача, подлог, злоупотребление и самообман. Эти четыре ловушки угрожают духовному освобождению, которого ищет ученик. Здесь мы рассмотрим каждую из этих угроз по отдельности:

1. Неудача: короткое замыкание Освобождения

Большая часть людей, присоединяющихся к магическим группам, никогда не пройдёт до конца весь путь по системе степеней любой группы, к которой присоединяется. Это простой и правдивый факт. Большинство лидеров магических групп скажут, что процентное соотношение людей, проявляющих упорство и продолжающих работать над высокими степенях посвящения своей системы, меньше 10%; а порой и гораздо меньше.

Мы, разумеется, не говорим, что человек, покидающий конкретную магическую группу, “проваливает” свой шанс для духовного освобождения. Истинное магическое освобождение является сугубо личным и идёт изнутри - оно не зависит от какой бы то ни было группы. Есть немало достойных причин, по которым ученики покидают магические группы: вопросы здоровья, проблема расстояния, семейные обязанности, обусловленные работой ограничения по времени, изменения в религиозных взглядах или на духовном пути, и тому подобное. Ученик может покинуть некую магическую группу и найти иную, более подходящую его духовным потребностям. Но мы сейчас говорим не об этом.

Короткое замыкание освобождения - это неудавшийся запуск. Некоторые люди покидают магические группы из-за собственных не оправдавшихся ожиданий от того, что влекут за собой магия, посвящение и групповая работа. Ученики бросают учёбу, отрицая, что у группы есть какая бы то ни было ценность, порой списывая со счёта магию вообще. Некоторые доходят до того, что начинают осуждать то, чем занимались ранее. В таких случаях бывший ученик не осознаёт, что истинная неудача состояла или в отсутствии истинного, внутреннего посвящения у него самого, или в непонимании полученного им опыта. Они также делают ложное предположение о том, что если магия не сработала для них, она не сработает ни для кого другого.

Одним из примеров подобного стала ученица, покинувшая наш Орден вскоре после получения степени Неофита, поскольку она ожидала увидеть и испытать, как рука Бога в самом буквальном смысле опустится с небес и обнимет её в ходе инициации. Она была очень разочарована, когда рука не появилась! “Неудавшийся запуск”.

Другим примером был ученик, желавший провести инвокацию енохианских сущностей, ещё состоя во Внешнем Ордене и не прислушиваясь к нашему совету этого не делать. (Некоторые ученики Внешнего Ордена могут быть достаточно магически продвинуты, чтобы осуществить подобное, но мы были уверены в том, что этот конкретный ученик ещё таковым не был.) Это классический случай “вожделения результата”, или проведения сложных магических операций просто для того, чтобы “посмотреть, что будет”. Практически в каждом подобном случае вовлечённые в это ученики не верят, что магия реальна, и по этой причине начинают сложную теургическую работу, к которой не готовы, исключительно потому что хотят испытать что-то вроде магических “спецэффектов” из голливудских фильмов про магию. В нашем примере, рассматриваемый ученик испугался, открыв двери психики, для взаимодействия с которыми был совершенно не подготовлен. Он бросил Орден и зарёкся заниматься магией вообще.

Конечный результат неудачного магического старта - это чувство общей подавленности, пессимизма и, возможно, депрессии, длящейся достаточно долгое время.

2. Подлог: Освобождение, сбитое с пути

Всевозможные братства и магические группы имеют давнюю традицию выведения своей родословной от эзотерических обществ и древних религий давних времён - розенкрейцеров шестнадцатого века, средневековых рыцарей-тамплиеров, древних израэлитов, египтян, вавилонян и даже обитателей Атлантиды, затерянной в тумане времён. В то время, как все эти легенды о древних инициатических цепочках могут содействовать вдохновению, аллегорической драме и символическому знанию, способному быть очень ценным для Посвящённого, они почти всегда разваливаются при вдумчивом изучении исторических фактов.

В течение нескольких десятилетий (если не столетий) все эти дикие заявления, исходившие от эзотерических лидеров, братств и магических групп всех мастей, вводили в заблуждение бесчисленное множество духовных искателей. Поддельные родословные, заявления об уникальной апостольской преемственности и возмутительные претензии на сверхчеловеческие силы стали столь распространёнными среди магических групп, вербующих новых участников, что образ мага-шарлатана или гуру-мошенника уже почти вошёл в пословицы и поговорки.

Основатели Золотой Зари тоже не были безгрешны в этом смысле, поскольку самые уважаемые учёные мужи Ордена в конце концов пришли к выводу, что “фройляйн Шпренгель”, знакомая Уэскотта с материка, была выдумана, чтобы придать оперивающемуся Ордену нужную для его эры родословную. Мы можем простить грех Уэскотта, поскольку верим, что конечный результат - создание Золотой Зари - был позитивен и полезен.

Что куда менее простительно - так это повторение подобных “мифов творения” сегодняшними мифотворцами, пытающимися сфабриковать магическую апостольскую преемственность, растягивающуюся чуть ли не до доисторических времён. Это маги и группы, носящие пустые заявления о собственном превосходстве на рукавах и хвастающие внушительной родословной или грамотами, которые никогда никому не показываются, не говоря уже о том, чтобы быть разоблачёнными как подделки, коими они являются. А если говорить о духовных учителях, то это, как правило, те, кто на публике едва ли не благочестивее самого Христа, но, будучи наедине с собой, ведут себя подобно пустившимся во все тяжкие студентам из мужского общежития.

Если это звучит как несправедливая критика по отношению к тем, кто набивает своё “магическое резюме” словами для одурачивания последователей - это, определённо, не первая такая критика. Мы можем обратиться к множеству эзотерических мыслителей прошлого и услышать ещё более едкие характеристики. В “Эзотерических орденах и их деятельности” Дион Форчун предупрежает о том, что “такие группы в настоящее время бесчисленны, и могут представлять собой или распахнутую дверь, или ловушки и заблуждения”. Уильям Грэй, автор “Внутренних традиций магии”, советует искателям...

...быть исключительно подозрительными по отношению ко всем требованиям денег или претенциозным заявлениям материального характера. Лучше всего будет избегать коммерциализма под любой личиной, если вы ищете подлинного духовного развития. Неважно, какая софистика используется для того, чтобы замаскировать денежные мотивы и властные установки, они сегодня остаются тем же, чем были всегда - ловушками, ведущими искателей Света в заблуждение и наихудшие расстройства…

В “Словах мудрости” Мэнли Холл предъявляет одно из наиболее жёстких обвинений, называя их “метафизическими авантюристами и, несомненно, паразитами, присосавшимися к древу философии”. Холл говорит, что “обманщик от метафизики обычно попадается на своих собственных словах и действиях”, и что его неверные представления обычно попадают в одну из легко обнаружимых категорий:

Обычно он - единственный владелец некой высочайшей истины, которую получил от… какого-то столь же августейшего источника, который тяжело проверить… Он согласен поведать столь экстраординарные знания каждому, у кого есть… доллары, в десяти простых уроках, неизбежно приводящих к становлению адептом. Он почти всегда подразумевает, что владение особенным знанием, доступным лишь ему одному (заявка на авторское право уже подана), непременно поможет человеку, которому повезло получить от него инструкции, стать здоровым, богатым и мудрым…

Сможет ли такое “особенное знание” и сомнительное происхождение быть ценным для чьего-либо магического освобождения, если оно кармически привязывает ученика к учителю, слова и дела которого полностью противоречат идеалам, принципам и этике, о принадлежности к коим он заявляет? К несчастью, вторая ловушка магической инициации (освобождение, сбитое с пути) часто идёт рука об руку со следующей опасностью - злоупотреблением.

3. Злоупотребление: Освобождение против Порабощения

Практика магии - важная дорога по направлению к личному освобождению и духовной эволюции. До чего же, в таком случае, иронично, положение дел, при котором будущие ученики пытаются искать легитимные школы магии, но зачастую попадают под риск впутывания в группы, являющиеся не столько “оккультными”, сколько “культовыми”! Что можно сказать об учителях или группах, заявляющих об обучении студентов освобождающим техникам магии, и в то же время высасывающих деньги с их банковских счетов, вмешивающихся в их личную жизнь, требующих абсолютного подчинения или захватывающих власть над их свободной волей?

В таких сценариях целесообразность магии переворачивается с ног на голову - освобождение превращается в порабощение; порабощение наивных искателей неразборчивыми в средствах гуру и склонными к злоупотреблениям “духовными лидерами”. Как может стремящийся к магическому “бунтарству” избежать обманного становления всего лишь ещё одной покладистой овцой в покорном стаде, ожидающем очередной стрижки?

Эта проблема не является новой. Более ста лет назад Дион Форчун предупреждала своих читателей о том, чтобы держаться подальше от изворотливых групп и учителей. Она советовала ученикам искать три вещи, делающие учителя уважаемым: правильные принципы, подлинное знание и “здравый смысл и способности, предотвращающие вовлечение учеников в дрязги и злоключения”. Форчун также говорит:

… для любой практической цели неофит практически полностью находится в руках своего инициатора, и, если старший оккультист злоупотребляет своей силой, для неофита опыт будет, очень мягко говоря, неприятным. Истинный инициатор не будет в большей степени упражняться в ненужном влиянии на своего ученика (как не будет и злоупотреблять своим превосходящим знанием), чем честный доктор влияет на своего пациента или честный юрист на своего клиента; но паршивые овцы есть в стаде любой профессии, как и в оккультном мире - к несчастью, последний недостаточно организован для того, чтобы позволить себе лишать “паршивых овец” возможности к практике. Таким образом, будущий ученик должен сам пристально смотреть вокруг себя, особенно поначалу, пока он ещё не освоился.

Злоупотребление в оккультных кругах обычно начинается с необоснованных требований бесспорного подчинения единственному лидеру. И опять же, изначальная Золотая Заря была в этом смысле не безгрешна: Сэмюэл МакГрегор Мэтерс требовал этого от лондонских адептов, доходя даже до исключения одной участницы, Энни Хорниман, уже после того, как она подчинилась его требованиям. (Это событие, как и прочие, посеяло свою долю семян раздора, в конечном итоге приведших Орден к распаду в 1903 году. Это был также совершенно глупый манёвр, поскольку Хорниман была финансовым спонсором Мэтерса. Вскоре после её исключения Мэтерс и его жена стали снова просить у Хорниман денег!)

Совершенно необходимо, чтобы ученики могли увидеть разницу между легитимной группой, которая сможет питать духовный рост кандидата, и той, что существует исключительно на благо своего лидера. Ученикам надо держаться как можно дальше от групп, использующих их для получения денег, власти, сексуального удовлетворения и т.п.

Злоупотребление в эзотерических группах может быть и относительно безвредным, как в случае с Сэмюэлом МакГрегором Мэтерсом (главным результатом этого стал коллапс самого Ордена), и предельно опасным. Типичнейший пример того, как всё в такой группе может пойти на редкость неправильно - Орден Солнечного Храма, секта “конца света”, ответственная за смерть семидесяти четырёх своих последователей в швейцарском Квебеке и во Франции с 1994 по 1997 годы.

Единственный способ, благодаря которому можно быть уверенным в искренности или склонности к злоупотреблениям группы - это задавание прямых вопросов людям в широких эзотерических кругах. Таких вопросов, как: “проявляет ли группа чрезмерную преданность или фанатичное следование некому человеку, идее или цели?”, “использует ли она манипулятивные техники убеждения и контроля?”, “поддерживают ли лидеры группы изоляцию от семьи и друзей?”, “поощряют ли лидеры группы разрыв личных взаимоотношений?”, “использует ли организация мощное групповое давление, управление информацией и прочие методы приглушения критического мышления человека?”, “одобряют ли лидеры организации полную зависимость от группы и страх или последствия от её оставления?”, “требуют ли лидеры раболепия или необоснованных объёмов работы “на благо группы”?”, “не выглядит ли цель группы поставленной на благо её лидеров за реальный или предполагаемый счёт участников?”, “просят ли лидеры группы денег или пожертвований на постоянной основе?”, “участвует ли руководство группы в актах вредоносной магии и/или очернительских кампаниях против других, или же поощряет участие своих участников в подобных делах?”, “требует ли глава полного подчинения от своих учеников?”... Бдительные ученики могут уберечь себя от многих лет разочарования, стресса и сердечной боли, найдя ответы на эти важные вопросы.

Согласно Дион Форчун, также существует и возможность самоинициации, всегда открытая для изучающего Мистерии:

Положение практика-одиночки, зависящего от устремлений и медитаций, не ведомого ничем, кроме своей интуиции, пусть и может означать более медленный прогресс на пути, но всё же является лучшим, чем положение слепого последователя при слепом вожде.

Помните, что всегда лучше быть одному, нежели в плохой компании, и так вам никогда не придётся бояться, что ваше оккультное движение будет отставать из-за жертвы, принесённой на алтарь принципов.

4. Самообман: неузнанное Освобождение

Последняя опасность, которой следует избегать - это самообман, возможно, самый хитрый и сложный вызов из всех. Самообман может принимать разные формы: начиная от ученика, получившего посвящение и думающего, что у него сразу после этого появятся огромные духовные или магические силы, до учителя, эго которого раздувается до мессианских масштабов. Люди, от природы являющиеся ясновидящими или медиумами, уязвимы особенно, как и люди с химическим дисбалансом или прочими психологическими проблемами. Как бы иронично это ни звучало, здоровая доза скептицизма - обязательное требование для безопасного путешествия по астральным планам, где творится магия. Без должных предосторожностей потеряться в неземных обителях очень просто. Люди рискуют превратиться в “астральных наркоманов”, неспособных отличить божественные откровения от полёта фантазии, а духовный прорыв от психического надрыва.

Магическая практика освобождает скрытую в подсознании энергию и расширяет горизонты разума. Когда маг нарабатывает опыт в искусстве теургии, ему открывается увеличение духовной осознанности, знания и уверенности в себе. Это часто сочетается с чувством новой жизненной цели и нового направления движения. Но магия также иногда может заново пробудить механизм инфантильного мега-эго, вызывающего мании величия и собственной важности. В этом случае бунтарь просто-напросто становится рабом нового Хозяина - всепожирающего Эго.

Баланс и здравый смысл должны поддерживаться в порядке, чтобы не подпускать близко самообман и эгоманию. Это критически важно для духовного благополучия мага.

Освобождение осуществлённое

“Когда я говорю здесь о магии, я подразумеваю достойную вечной похвалы и почитания древнюю Божественную Теургию. Я пишу о поисках духовного и божественного; о задаче самосотворения и о повторном единении, о привнесении в жизнь человеческую вечного и бесконечного в своем продолжении.”

Исраэль Регарди,
отрывок из “Древа Жизни”[3]

До тех пор, пока маг избегает приведённых выше опасностей, его “Золотое Путешествие” будет исполнено бесконечных вознаграждений. Истинное магическое посвящение - где внутренние эффекты оказывают существенное влияние на жизнь человека - является подлинным и несущим освобождение. Это те инициации, что в корне изменяют жизнь, иногда самым неожиданным образом. Путь Посвящения, по которому идут осторожно и продуманно, может стать одним из самых важных шагов, сделанных духовным бунтарём. Практикуя магию, Посвящённый должен сам встать у штурвала своего корабля. В то время, как остальные могут проверить компас и дать рекомендации, делом самого мага будет проверить звёздные карты и проложить свой собственный курс в мистические просторы.



[2] Перевод Анфисы Мелкоумовой, http://castalia.ru/telema-perevody/1644-izrail-regardi-pervaya-glava-dve-kolonnyi-odnogo-hrama.html , стиль оригинала сохранён

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики