IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 07 февраля 2013 21:55

Пути цельности: Юнгианские и постъюнгианские диалоги с западным эзотерическим Древом Жизни. Ллойд Кентон Кин. Глава 1, часть 1 Пути порядка: Развитие каббалистического Древа Жизни

Ллойд Кентон Кин

Пути цельности: Юнгианские и постъюнгианские диалоги с западным эзотерическим Древом Жизни

Диссертация на соискание ученой степени доктора философии

Центр психоаналитических исследований

Эссекский университет

2007

Глава 1

Часть 1

Пути порядка: Развитие каббалистического Древа Жизни

Термину сефирот1 примерно шестнадцать сотен лет. Он возник в еврейской мистической традиции, сегодня известной как Каббала2, и развивался вместе с ней3. Однако иудаизм — не единственная духовная традиция, использующая этот термин. Несколько нееврейских духовных традиций переняли сефирот наряду с другими каббалистическими понятиями. Хотя точное значение этого слова может варьироваться в зависимости от культурного контекста и символической системы, общий принцип остаётся неизменным — определение и порядок. Вне зависимости от того, какой взгляд на мир лежит в основе рассматриваемой культуры, термин «сефирот» неизменно включает в себя представление об упорядоченности, определении, классификации.

В этой главе прослеживаются основные трансформации, которым подвеглась концепция сефирот за прошедшие столетия. Мы увидим, что использование этого понятия в разных культурах отражает характерные для конкретной традиции космологию и аксиологию. То, как применяется концепция сефирот, показывает также отношение данной символической системы к порядку и хаосу. В этой главе мы рассмотрим, как использовался термин «сефирот» в основных символических системах в разные времена. Мы начнём с иудаизма, затем перейдём к раннему христианству, герметизму и западной эзотерической (оккультной) традиции.

Коротко о микрокосме и макрокосме

Эзотерические традиции и некоторые теории аналитической психологии, о которых будет говориться далее, по-разному используют термины «микрокосм» и «макрокосм». Чтобы избежать путаницы, кратко опишем эти различия.

В Каббале и западной эзотерической традиции термин «макрокосм» (иногда Макрокосм) означает область божественного или космического, тогда как «микрокосм» (Микрокосм) соответствует миру людей; микрокосм при этом является отражением макрокосма4. В работах Юнга эти термины имеют схожие значения, но микрокосм, помимо человеческого мира5, обозначает и коллективное бессознательное6. Макрокосм, согласно Юнгу, представляет собой «небесный свод7» и «вращающуюся вселенную8». Юнг использует стандартные эзотерические значения этих слов (за исключением равенства микрокосм-коллективное бессознательное), что неудивительно, поскольку большая часть его источников на данную тему - эзотерические работы. Итоговые определения микрокосма и макрокосма приведены в четвёртой главе — там, где начинается введение в психологическую интерпретацию западного эзотерического Древа Жизни.

Новое толкование Древа Жизни меняет эти понятия. Микрокосм теперь не только обозначает личность, но и определяет её место в материальном мире. Человечество и окружающее его пространство (земное и космическое), таким образом, неразрывно связаны — микрокосм отражает макрокосм. Макрокосм же вдыхает жизнь в микрокосм, то есть в психе и коллективное бессознательное и, следовательно, в их символическое и метафорическое содержимое. Таким образом, «божественное» влияние происходит не извне, не со звёзд или небес, а изнутри самой психе. Первые два определения пары терминов микрокосм-макрокосм, эзотерическое и юнгианское, практически совпадают. Последнее же определение, предлагаемое психологической интерпретацией Древа Жизни, противоречит им, утверждая, что макрокосм есть не внешний мир, но глубины внутренней, психической Вселенной.

Десять сефирот из ничего: сефирот в еврейской Каббале

Ни одно создание не может иметь целью своего познания неведомого, сокрытого Бога. В сущности, всякое познание Бога основывается на наличии определённого отношения между Ним и Его творением, то есть на проявлении Бога в чём-то другом, а не на отношении Его к Себе Самому. 9

Как уже говорилось, термин «сефирот» чаще всего относят к иудаизму и Каббале. Самый прямой способ определить его значение в этой традиции — обратиться к древней каббалистической литературе. Однако первый письменный источник, в котором упоминается этот термин, фактически, не является каббалистическим текстом. Сефер Йецира10 - это короткий «протокаббалистический» космологический текст, состоящий из отдельных стихов. Книга разбита на шесть частей, длина её составляет от 1500 до 2000 знаков, в зависимости от версии. Текст был написан между третьим и шестым веками нашей эры и оказал огромное влияние на развитие Каббалы. Не будет преувеличением сказать, что, за исключением Сефер Бахир11, ни один другой текст не оставил в еврейской Каббале такого глубокого следа. Даже высоко почитаемая Сефер ха-Зогар обязана большей частью своего содержания Сефер Йецира.

Согласно этому тексту, буквы еврейского алфавита и соответствующие им числа являются священными, магическими сущностями. Бог создал мир и всё, что в нём есть, с помощью чисел и слов. Выстраивая буквы тем или иным образом, Бог мог изменять реальность12. Учитывая такую значимость еврейского алфавита, разумно будет привести его здесь.

Таблица 1: Еврейский алфавит

?

Алеф

1

     

?

Бет

2

??

Нун

50

?

Гимел

3

?

Самех

60

?

Далет

4

?

Аин

70

?

he

5

??

Пе

80

?

Вав

6

??

Цади

90

?

Заин

7

?

Коф

100

?

Хет

8

?

Реш

200

?

Тет

9

?

Шин

300

?

Йод

10

?

Тав

400

??

Каф

20

     

?

Ламед

30

     

??

Мем

40

     

Сефер Йецира

Согласно Торе, Бог совершает акт творения с помощью букв и чисел: качества и количества13. Сефер Йецира также повествует о сотворении мира путём перемещения, перестановки букв и чисел. Космология со временем начнёт играть заметную роль в каббалистической науке14. Помимо таинственных превращений букв и чисел, Сефер Йецира содержит и первое (по крайней мере, письменное) упоминание термина сефирот:

Десять сефирот из небытия

И двадцать две буквы основания:

Три матери

Семь двойных

И двенадцать простых15.

Сефирот здесь не являются материальными, ощутимыми «объектами». Они представляют собой основные концепции реальности. Они — источники чисел16. Понятие сефирот в Сефер Йецира не совпадает с теми определениями, которые дают ему более поздние каббалисты.

Сефирот в трактате названы «ничем» (beli-mah – ?????), beli означает «без», а mah – «что» или «что-то». Это подразумевает, что концепция сефирот «абсолютно идеальная, без какого-либо материального содержания. В отличие от букв, имеющих начертание и звучание, сефирот не обладают физическими свойствами. Это чисто умозрительное понятие»17.

Хотя сефирот обозначаются десятью первыми буквами еврейского алфавита, они не тожедественны этим буквам (и соответствующим им числам). В Сефер Йецира сефирот ещё не имеют названий. Арье Каплан в своём комментарии к Сефер Йецира утверждает, что, хотя имена сефирот не встречаются в тексте, они и так известны из классической Каббалы18. Это довольно спорное толкование. Применять поздние наименования к докаббалистическому тексту означает проецировать на этот текст структуру, которой только предстоит появиться через несколько столетий. Поэтому мы будем строго следовать тексту, оставив в стороне каббалистические понятия, возникшие позднее. Далее приведены несколько отрывков трактата с описаниями сефирот в переводе Каплана.

Стих 1:3 представляет сефирот в более материальном контексте:

Десять сефирот из небытия

подобны десяти пальцам на руках {а также на ногах} человека,

пять против пяти,

и в середине между ними —

единственный завет с Единым по слову языка

и по обряду Аврамову. {Между руками — [обрезанный] язык; между ногами — обрезанный половой член или разорванная девственная плева.}19.

Упоминание пальцев в этом отрывке - это указание на творящие персты Бога (псалом 8:3 — Каплан ошибочно называет его 8:420) [«Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,»]. В писании говорится о руках или пальцах Бога, когда речь идёт о непосредственном воздействии на физический мир.

Обрезание языка, о котором здесь говорится, относится не к физическому действию, а к возможности говорить, читать Тору. Единственный завет — это язык, располагающийся между двумя ладонями во время молитвы и медитации. На ногах десять пальцев, как и на руках. Между этими пятью и пятью единицами - половой член с обрезанной крайней плотью [или разорванная девственная плева]. Через два этих завета (b'rit на еврейском означает договор, соглашение, скреплённое кровью. Такой договор заключил Яхве с Авраамом) мы приходим к уникальному, специфически еврейскому определению сефирот. Десять пальцев на руках, язык, половой орган и десять пальцев на ногах вместе образуют двадцать два — так сефирот отражаются в двадцати двух буквах еврейского алфавита. Так человеческое тело связывается со священным писанием, с общиной и с Богом21.

Стих 1:5 показывает тесную связь между сефирот и «пятью пространственными континуумами (глубинами, бесконечностями)»:

Десять сефирот из небытия

бесконечны на десять ладов:

бесконечно начало;

бесконечен конец;

бесконечно добро;

бесконечно зло;

бесконечна высота;

бесконечна глубина;

бесконечен восток;

бесконечен запад;

бесконечен север;

бесконечен юг22.

Три пространственных пары в этом отрывке отражают три измерения Вселенной. Пара «добро-зло» — это пятое, моральное или духовное измерение23, а пара «начало-конец» относится ко времени — прошлому и будущему24. Этот отрывок показывает роль сефирот в сохранении баланса противоположностей.

В стихе 1:6 происходит развитие материального, динамического аспекта сефирот:

Десять сефирот из небытия

подобны вспышке молнии;

и нет им конца;

и слово Его в них,

когда они идут и возвращаются;

и по велению Его устремляются они, как вихрь,

и смиряются пред престолом Его25.

В строке «подобны вспышке молнии» (англ. «Their vision is like the “appearance of lightning”») использовано слово tzafiyah (?????). Как утверждает Каплан, это еврейское слово обычно означает пророческое, мистическое видение (vision в английском варианте текста). Интересно здесь то, что нас подводят к мысли: сефирот не есть Бог. Они связаны с Богом, но не тождественны Ему. В этом чувствуются отголоски панентеизма. Также в этом стихе мы впервые видим практическое применение сефирот. Как и любой визуализированный объект созерцания, без должной концентрации сефирот ускользают. Если их можно визуализировать , увидеть — значит, они имеют некий материальный аспект. Однако вспомнив предыдущие описания, мы приходим к заключению, что объективность сефирот — символическая, и они не существуют в природе физически26.

В стихе 1:7 говорится о том, что сефирот не существуют в виде отдельных объектов: каждая сефира связана с другими.

Десять сефирот из небытия:

конец их связан с началом их,

а начало — с концом,

как огонь связан с углем;

ибо Господь Один

и нет рядом с Ним второго,

а до Одного что ты сочтешь?27{Слово «сочтешь» подразумевает, что прежде первой сефиры нет никаких «чисел».}

Христианские и поздние еврейские каббалисты позднее будут утверждать, что существует тесная связь между «первой», самой абстрактной, божественной сефирой Кетер и «последнее», наименее «воздушной» Малкут28. Раннехристианские каббалисты сравнивали эту связь со связью между Альфой и Омегой в христианском понимании.

Основная мысль этого этого стиха — зависимость сефир друг от друга и от божественного. Уголь без огня не «живёт»; без огня он всего лишь холодная материя. Но и огонь не мог бы существовать, если бы уголь не обладал способностью гореть29.

Стих 1:8 содержит следующий намёк на практическое применение сефирот и их воздействие на микрокосм:

Десять сефирот из небытия:

о числе их удержи язык свой от разговора

и ум свой от размышления,

и если уста твои побуждают тебя говорить,

а сердце твое — размышлять о нем,

возвратись {к уверенности в том, что число их — ровно десять}!

ибо сказано:

«И живые существа бежали и возвращались» {Иез. 1:14 4}, —

и на {Тайне} этой заключен завет30.

Итак, опыт сефирот можно познать, лишь успокоив ум (сердце) и язык. Призыв бежать и возвращаться говорит об опасности, которую таят в себе сефирот. Сосредоточившись на абстракции, рискуешь потерять контакт с внешним, материальным миром. Иудаизм и Каббала сфокусированы на преображении и восстановлении мира, а не на бегстве от него. В каббализме существуют и крайне аскетические секты, но в основном течении отношение к миру — восторженное и радостное (что не отменяет соблюдения законов Торы и Галахи).

Путём «бега и возвращения» мистик заключает договор с Богом. Этот договор не только связывает человека с божеством, но и сводит вместе физическое и духовное, усиливая оба аспекта. Как материальная жизнь мистика обогащается духовной составляющей31, так, в свою очередь, и духовная жизнь расширяется при помощи земной деятельности — при условии, что эта деятельность не нарушает законов32.

Последний стих Сефер Йецира, в котором говорится исключительно о сефирот, - это стих 1:9.

Вот десять сефирот из небытия:

первая — Дух Бога живого {Руах Элохим Хиим},

благословенно и славно имя {шем} Его,

живущего во веки веков.

Речение творящей силы, дыхание и слово суть то,

что мы называем духом святым33.

В основе этого отрывка — понятия воздуха и дыхания. Воздух на иврите — ruah (???). Также это слово обозначает ветер, дыхание и дух. Бог создал мир с помощью речи34, творящих ветров еврейского алфавита. Всё сущее проникнуто священным таинством буквы и числа. Далее Сефер Йецира говорит о священной природе чисел и букв еврейского алфавита. В процессе расстановки сефир по местам и медитации на сущность каждой из них понятие сефирот становится всё менее абстрактным35. Однако, поскольку эта глава посвящена не одной лишь Сефер Йецира, оставим дальнейший анализ тем, кто пожелает глубже проникнуть в тайны этой рукописи.

Подведём итог: сефирот лишены физических свойств и в то же время символизируются самыми интимными частями тела. Они непостижимы, и всё же присутствуют во всём, что есть в мире. Они отражают Бога, но им не являются. Сефирот представляют собой глубочайший человеческий опыт, и в то же время они неуловимы и могут быть опасными. Даже после полных энтузиазма попыток Каплана раскрыть истинное значение сефирот оно остаётся неясным, скрытым... бессознательным.

Цель этого краткого обзора одного из важнейших докаббалистических текстов — продемонстрировать использование термина «сефирот» до его усовершенствования в более поздней каббалистической традиции. Следующий текст, который мы будем рассматривать, - Сефер Бахир (Сефер ха-Бахир). Это первый каббалистический текст, в котором встречается понятие «сефира».

Сефер Бахир

За английским переводом нашего следующего текста мы снова обратимся к Каплану - и вновь обойдём вниманием его интерпретацию36. Это не означает, что толкования Каплана недостаточно обоснованны или незначительны. Однако, как было сказано выше, его комментарии основаны на более поздних каббалистических теориях.

Основным источником толкований текста Бахир в этой главе будут работы Гершома Шолема. Хотя Шолем довольно пренебрежительно относится к нееврейским толкованиям Каббалы, он остаётся одним из самых влиятельных и цитируемых учёных в области каббалистической истории и теорий37.

Сефер Бахир впервые увидела свет в Провансе во второй половине двенадцатого века. Книга состоит из различных мистических текстов и философских высказываний. Важнейшие из них — Сефер Йецира и Раза Рабба38. В этой книге мы не будем углубляться в описание Раза Рабба. Заметим лишь, что именно в ней используется гностическая терминология и космология, которых мы слегка коснёмся далее в этой главе.

В Сефер Бахир отсутствует какой-либо явный порядок текстов и, по всей видимости, она не завершена. По версии Каплана, все тексты Бахир можно разделить на пять основных групп:

  1. Первые стихи о творении

  2. Алфавит

  3. Семь голосов и сефирот

  4. Десять сефирот

  5. Тайны души39

Тексты на первую тему касаются библейских стихов, описывающих сотворение мира. В них прокомментированы Книга Иова, Книга Бытия, Псалмы и другие. Тексты об алфавите развивают темы, начатые в Сефер Йецира. Снова говорится о священной, мистической природе еврейского алфавита. Третья и четвёртая темы описывают природу сефирот. Пятая тема вводит идею о переселении душ и реинкарнации, а также о связи человеческой души с Богом.

В Сефер Йецира мы видели, что буквы/числа еврейского алфавита используются как символы сотворения и сохранения мира. Эти буквы/числа имеют божественное происхождение и неясную, абстрактную природу. Бахир — первый каббалистический текст, называющий сефирот свойствами или «мерами» (миддот) Бога. В иудаизме преобладает монотеистическая теология, а каббализм пытается показать, как проявляет себя в мире трансцендентный, бесконечный и парадоксальный Бог. Один из способов соединения этих дихотомических мировоззрений — познание Бога через его эманации.

Работы Гершома Шолема «Основные течения в еврейской мистике» и «Истоки Каббалы» связывают Сефер Бахир с различными потоками гностической мысли. Шолем указывает, что гностические влияния могли проникнуть в каббализм путём прямого контакта или же через схожие методы толкования40. Наиболее очевидное сходство заметно в гностических понятиях плеромы и эонов (и архонтов) и каббалистическом понимании качеств (миддот) Бога41. Однако Бахир отклоняется от традиционной гностической космологии.

В то время, как в гностицизме существует великое множество эонов (персонификаций плеромы), каббалисты сократили число сущностей до десяти. В Сефер Йецира десять - это число сотворения мира. По версии Шолема, именно сокращение количества миддот до десяти привело к присваиванию им символических имён. Эти названия временами противоречивы или неоднозначны. Однако в Бахир всё же предпринимается попытка стандартизации терминов.42

Самый очевидный момент во всех текстах, касающихся сефирот, - разделение трёх высших и семи низших сефир43. Изначальные имена трёх высших сефир (Мудрость, Знание и Понимание) взяты из Притч Соломона 3:19, 2044. Однако в более поздней Каббале, в том числе в Сефер Бахир, высшая сефира — это Корона (Кетер), а довершают триаду Мудрость (Хокма)45 и Понимание (Бина). Знание же (Даат)46 упоминается только в связи с миддот, и то вскользь47.

В Каббале встречаются совпадения с различными ветвями гностицизма, но и различий более чем достаточно. Гностики рассматривали материальный мир как несовершенный продукт творения Демиурга. В Каббале же, особенно в её поздней хасидской (18 век) интерпретации48 и в работах Авраама Абулафии (род. 1240 г.)49 акцентируется святость этого мира. Далее мы увидим подтверждение этого факта в понятии «шехины».

Согласно Шолему, «ортодоксальная» каббалистическая теория была посвящена преодолению антикосмического дуализма50. В то время как гностики считали творца (и его творение) отдалившимся от истинного тайного Бога, каббалисты искали эманации тайного Бога в сотворённом мире.

Семь нижних сефир известны под разными именами. Число семь играет в иудаизме важную роль. Семь дней сотворения мира, семь голосов, диктовавших Тору, семь раз упоминается голос Бога в двадцать девятом псалме, и так далее51. Пожалуй, самое интересная семёрка — это семь частей тела: две руки, две ноги, голова, фаллос и жена (как выражение завершённости). Соответствующий символизм имеется и для женщины, хотя и не такой очевидный. Эта связь микрокосма с семью низшими сефирами также видна в макрокосмическом символизме Адам Кадмон в Сефер ха-Зохар52. Связь человека с миром Адам Кадмон позволяет установить прямой контакт с неявной божественной реальностью.

Как мы уже видели, между гностицизмом и Каббалой имеются некоторые параллели. Гностические эоны и каббалистические миддот (сефирот) — это силы или атрибуты неизвестного, невидимого божества53. Однако гностики стремились выйти за пределы материального мира, тогда как каббалисты пытались понять его внутреннюю божественную природу и свою связь с ней. Один из способов связи божества с материальным миром, в понимании каббалистов, - это Шехина.

Шехина и сефирот

Термин «Шехина» изначально относился к любому моменту в Библии, где Господь являл своё присутствие сынам Израиля54. Позднее так стали именовать божественное вдохновение, то есть употреблять это слово примерно в том же контексте, что христиане - понятие Святого Духа. В Каббале и конкретно в Сефер Бахир Шехина — это женский аспект Бога. Этот аспект также связывается с последней, наиболее ясно выраженной сефирой Малкут55. В Сефер Бахир Шехина названа «невестой», «дочерью», «дочерью короля» и экклесией Израиля56. Также прослеживается связь с библейскими символами луны, земли, цитрона57 (ивр. этрога) - «плода красивых дерев» в праздничном букете (Лев. 23:40), и финика (символа вагины)58. Ни в одном источнике до Бахир Шехине не приписываются женские свойства; также нигде ранее она не заменяется вышеуказанными синонимами.

В самом понятии Шехины присутствует некий интимный смысл. Сефирот требуют медитативного, интеллектуального подхода, тогда как Шехина, напротив, эмоциональна и вызывает эмоции. Возможно, такое сравнение недостаточно почтительно, но, тем не менее, здесь имеется сходство с католическим понятием Троицы и его отношением к Марии. То, что в философских размышлениях кажется не более чем умственным упражнением (Троица), воплощается и проявляет себя в любви, сострадании и скорби Марии. Множество приверженцев Марии среди верующих и речь ex cathedra Папы Пия XII ясно показывают всеобщую необходимость личной и эмоционально ощутимой связи с божественным59.

Итак, Сефер Бахир — первый в полном смысле каббалистический текст. У книги нет автора: она составлена из различных текстов, как иудейских, так и несущих отпечаток влияний извне, например, гностицизма. Бахир — это первая попытка кристаллизовать расплывчатую каббалистическую философию. Только в этой рукописи подразумевается тождество Шехины с «женской» стороной божества. Библейские ссылки на вышеупомянутые символы теперь приобретают новое значение - они указывают на связь между людьми (особенно сынами Израиля), материальным миром (божественным творением) и самим божеством. Осталось рассмотреть последнее каббалистическое понятие, связанное с сефирот — Эйн Соф.

Исаак Слепой и Эйн Соф

Развитие современного понимания сефирот началось с учения Исаака Слепого (ок. 1160-1236). В комментарии Исаака к Сефер Йецира (4:3) впервые используется Книга Хроник (I, 29:11) как танахический источник, в котором указаны имена и порядок расположения семи нижних сефир. Исаак выстраивает сефирот в некую организованную структуру, но эта структура ещё не стабилизировалась60. Он даёт новое, уникальное толкование ранних каббалистических текстов. Исаак и его современники добавили к ранним гностическим и иудейским мистическим идеям неоплатонические понятия.

Исаак «говорит о трёх стадиях тайны божества и её раскрытии в творении и откровении. В его работах они называются Бесконечностью (Эйн-Соф), Мыслью и Речью»61. Эйн-Соф — это трансцендентальная природа Бога. Сефирот (миддот), «Яхве» или любое другое определение божества не исчерпывает сущность Эйн-Соф. Бог Торы — не истинный Бог. Это лишь символ, импринт, отражение истинного Бога, которого нельзя описать или характеризовать.

Разумеется, в развитии Каббалы и понятия сефирот было ещё великое множество вех. Однако далее мы обратимся к Сефер ха-Зохар или Книге Сияния, а в завершение рассмотрим вклад Иосифа Гикатиллы, Моше Кордоверо и Исаака Лурии в развитие понятия «сефирот».

1В русском языке также встречается вариант «сфирот». Возможные латинские транскрипции — sefirot, sefiroth, sephirot(h). Единственное число — сефира или сфира (лат. sef(ph)ira(h) ).

2Каббала (лат. Kab(b)al(l)ah, Cabala, Qabala) на иврите означает «получение, принятие, предание».

3Согласно различным версиям, термин «сефирот» может происходить от слов: сфар (предел, граница), сапир (сапфир), сафар (счёт), сефер (книга), сиппур (общаться), сафра (писец).

4 См. Israel Regardie, The Tree of Life: A Study in Magic, 3rd ed. edited and annotated by Chic and Sandra Tabatha Cicero (St. Paul, MINN: Llewellyn Publications, 2002), 96.

5 Jung, “Synchronicity: An Acausal Connecting Principle”, CW 8, par. 926 and 928.

6 Jung, “Synchronicity: An Acausal Connecting Principle”, CW 8, par. 931.

7 Jung, “Synchronicity: An Acausal Connecting Principle”, CW 8, par. 929.

8 Jung, “Religious Ideas in Alchemy”, CW 12, par. 472.

9 (пер. Н.Бартман, Н.-Э. Заболотная). Gershom Scholem, Major Trends in Jewish Mysticism (New York: Shocken Books, 1973), 11.

10Буквально - «Книга творения». Как и в случае с остальными терминами на иврите, существует несколько транскрипций. Здесь и далее различные варианты транскрипций будут приводиться только тогда, когда способ написания будет связан со значением слова

11См.далее.

12Прекрасный пример — каббалистическое понятие голема. Это магическая сущность, создаваемая с помощью букв еврейского алфавита. См. Moshe Idel, Golem: Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid (Albany: State University of New York Press, 1990).

13См. первую часть Книги Бытия. Сотворение всего сущего происходит путём называния, присвоения имён.

14В этой книге мы ещё не раз столкнёмся с темой букв и чисел и их значений в Каббале.

15 Ten Sefirot of Nothingness

And 22 Foundation Letters:

Three Mothers,

Seven Doubles

And twelve Elementals.

Здесь и далее «Сефер Йецира» цитируется по переводу Анны Блейз (сборник «Магическая Каббала», издательство «Ганга», 2013 г). Вставки в фигурных скобках — комментарии Билла Хайдрика в переводе Анны Блейз, в квадратных скобках — примечания переводчика этой книги. Автор же приводит цитаты из книги Aryeh Kaplan, Sefer Yetzirah: The Book of Creation in theory and Practice (York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc., 1993) — далее SY.

16SY, 23.

17SY, 25.

18SY, 23.

19 SY, 32

Ten Sefirot of Nothingness

in the number of ten fingers

five opposite five

with a singular covenant

precisely in the middle

in the circumcision of the tongue

and the circumcision of the membrum.

20Спасибо Карадоку Элмету за то, что указал мне на эту неточность.

21 SY, 33-37.

22 SY, 44.

Ten Sefirot of Nothingness

Their measure is ten

which have no end

A depth of beginning

A depth of end

A depth of good

A depth of evil

A depth of above

A depth of below

A depth of east

A depth of west

A depth of north

A depth of south

В переводе Анны Блейз для каждой сефиры указано соответствующее ей имя, но здесь мы опускаем их, поскольку автор, как сказано выше, считает именование в Сефер Йецира преждевременным.

23Эта пара также иллюстрирует каббалистическое представление: на этом уровне существования присутствуют и «добро», и «зло». Смысл этой диады схож с тантрической идеей: «злые», «тёмные» вещи можно преобразовать и заставить служить «добру».

24SY, 44-51.

25SY, 51.

Ten Sefirot of Nothingness

Their vision is like the “appearance of lightning”

Their limit has no end

And His word in them is “running and returning”

They rush to His saying like a whirlwind

And before His throne they prostrate themselves.

26SY, 51-56.

27SY, 57.

Ten Sefirot of Nothingness

Their end is imbedded in their beginning

and their beginning in their end

like a flame in a burning coal

For the Master is singular

He has no second

And before One, what do you count?

28Подробнее об этих сефирах — в следующем разделе.

29SY, 57-66.

30SY, 66.

Ten Sefirot of Nothingness

Bridle your mouth from speaking

and your heart from thinking

And if your heart runs

return to the place.

It is therefore written,

“The Chayot running and returning.” [Ezekiel 1:24]

Regarding this a covenant was made.

31Обратите внимание, что речь идёт именно о мистике мужского рода. Практически все ранние каббалисты были мужчинами (по крайней мере, те, о которых есть свидетельства в истории).

32SY, 66-68.

33SY, 68.

Ten Sefirot of Nothingness

One is the Breath of the Living God

Blessed and benedicted is the name

of the Life of Worlds

The voice of breath and speech

And this is the Holy Breath.

34В определённом смысле каждый из нас создаёт мир словом и дыханием. Камень становится камнем лишь после того, как его называют так. Это одна из мистических идей мифа о творении (включая миф об Адаме и Еве). До того, как Адам и Ева вкусили «яблоко», всё сущее было единым — не было различия между какими-либо двумя предметами во Вселенной. После получения знания о Добре и Зле (первая и важнейшая дихотомия еврейской и христианской традиций) всё сотворённое разделяется на «я» / «не я». Как только все сущее отделяется от «я», оно становится «другим» и это «другое» получает имя. Имя формируется из букв, которые составляют слово, и это слово определяет «другое», кристаллизует его в мире. Ежедневно каждый из нас заново создаёт Вселенную.

35SY, 68-71.

36Aryeh Kaplan, The Bahir: Illumination (York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc., 1989). Далее — SB.

37Например, в «Основных течениях в еврейской мистике» Шолем пишет: «Естественным и очевидным последствием антагонизма, испытываемого великими еврейскими учеными к мистике, было то, что место полноправных хранителей иудаизма, забросивших это поле, заняли всевозможные шарлатаны и фантазеры, которые стали распоряжаться здесь как у себя дома. От блистательной путаницы Альфонса Луи Констана, снискавшего известность под псевдонимом Элифаса Леви, до весьма живописного вздора, нагроможденного Алистером Кроули и его учениками, выдвигались самые странные и фантастические гипотезы, претендующие на истинное толкование каббалы» (цитируется по переводу Н. Бартман, Н.-Э. Заболотной, изд. «Мосты культуры», Москва, 2004).

38«Великая тайна». Текст., предположительно, относится ко 2-5 веку н.э. Согласно Шолему, этот восточный текст служит доказательством влияния гностицизма на средневековую Каббалу. См. Scholem, Major Trends, 75; Scholem, Origins of the Kaballah, R.J. Zwi Werblowsky, ed. Allan Arkush, trans. (New Jersey: Princeton University Press, 1987), 106-123.

39SB, xviii.

40Scholem, Origins of the Kaballah, 81. Однако следует заметить, что не все учёные поддерживают гностическое прочтение Каббалы. Особенно ясно это видно в работе Моше Иделя «Каббала: Новые перспективы». Идель считает ограничивающим филолого-исторический подход Шолема (в противоположность сравнительно-феноменологическому). Он пишет: «В работах Шолема мы видим лишь ссылки на гностические, катарские и христианские источники. Несмотря на упорные утверждения о влиянии гностицизма на каббалу, ни в одной из опубликованных работ он не рассматривает подробно и глубоко связи этих двух течений». Idel, Kabbalah: New Perspectives (New Haven: Yale University Press, 1988), 23.

41Шолем также посвящает довольно большую часть «Истоков Каббалы» связи между гностической Софией и каббалистической Хокмой (мудростью). Поскольку гностическое влияние на Каббалу не является темой этой работы, мы разберём только связь между эонами и сефирот, чтобы полнее раскрыть природу последних.

42Scholem, Origins of the Kaballah, 84-85.

43Такое деление присуще не только Каббале и обнаруживается и в более древних текстах. См. Scholem: Origins of the Kaballah, 124.

44 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью [знанием] разверзлись бездны, и облака кропят росою. Англ. The LORD by wisdom hath founded the earth; by understanding hath he established the heavens.” Proverbs 3:20 “By his knowledge the depths are broken up, and the clouds drop down the dew”.

45Здесь - синоним гностической Софии.

46В этом контексте — синоним гнозиса.

47Scholem, Origins of the Kaballah, 124.

48См. Idel, Hasidism: Between Ecstasy and Magic.

49См. Idel, Studies in Ecstatic Kabbalah, Kabbalah: New Perspectives and Avram Davis. Fire, Breath, & Silence: The Kabbalistic Meditations of Abraham Abulafia. Gnosis Magazine Winter 1991.

50Scholem, Major Trends, 13.

51Scholem, Origins of the Kaballah, 138

52Далее мы ещё будем говорить о Сефер ха-Зохар и мире Адам Кадмон (первоначальный человек).

53Неизвестный и бесконечный Бог каббалистов носит имя Эйн Соф (Eyn Sof или Ayn Sof - «бесконечность»). Далее на эту тему мы будем говорить в главе 6.

54См. Exodus 13:21-22 and 40:34-38.

55Буквально - «царство».

56Больше информации по вопросам полов в Каббале: Elliot R Wolfson, Circle in the Square: Studies in the Use of Gender in Kabbalistic Symbolism (Albany: State University of New York Press, 1995).

57Этот фрукт из рода цитрусовых традиционно едят на праздник Суккот.

58Scholem, Origins of the Kaballah, 163

59О юнгианском взгляде на проблему: John P. Dourley, The Illness That We Are (Toronto: Inner City Books, 1984).

60Scholem, Origins of the Kaballah, 263.

61Scholem, Origins of the Kaballah, 265.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики