MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Пятница, 08 марта 2013 11:41

Пути цельности: Юнгианские и постъюнгианские диалоги с западным эзотерическим Древом Жизни. Ллойд Кентон Кин. Глава 1, часть 2. Пути порядка: Развитие каббалистического Древа Жизни

Ллойд Кентон Кин

Пути цельности: Юнгианские и постъюнгианские диалоги с западным эзотерическим Древом Жизни

Диссертация на соискание ученой степени доктора философии

Центр психоаналитических исследований

Эссекский университет

2007

Глава 1

Часть 2

Пути порядка: Развитие каббалистического Древа Жизни

Сефер Зохар

Практически в любой работе по Каббале Сефер Зохар цитируется как важнейший из каббалистических текстов1. Почти каждый обратившийся к Каббале после распространения Зохар во многом, если не всецело, руководствовался этим текстом. Сефер Йецира и Сефер Бахир также немаловажны, однако обычно к ним приходят через Сефер Зохар. Как и эти рукописи, Зохар включает в себя мистические толкования отрывков из Священного писания.

Зохар написана в виде комментария к Пятикнижию Моисея и содержит теософические рассуждения на такие темы, как тайная и явная природа Бога; процесс творения; сефирот (которые в Зохар названы также множеством других имён); природа добра и зла; мужской и женский аспекты божественного; природа смерти, сна и сновидений; суть человеческой души2.

Как и наши предыдущие источники, Зохар не систематизирована; к тому же, она не столь глубоко рассматривает развитие сефирот, как кажется на первый взгляд. Зохар развивает темы, поднятые в Сефер Бахир и Сефер Йецира, а Бахир основана на Йецира. С точки зрения еврейского мистицизма Зохар — важный документ; её влияние чувствуется также в христианской, герметической и западной эзотерических традициях; существует несколько латинских переводов этой книги3.

Раввин Иосиф Гикатилла и Врата света

Важнейшим вкладом Иосифа Гикатиллы (1248-1305), ученика Абулафии (1240-1290) в Каббалу и развитие сефирот стала работа «Врата Света» (Sha'are Orah)4. Это «энциклопедия имён Бога, а также карта, на которой видны связи этих имён со словами Торы. Слой за слоем Гикатилла снимает внешние, поверхностные значения, чтобы получить суть послания Торы. Например, Авраам, Исаак и Иаков — не просто патриархи, они представляют собой атрибуты самого Бога»5. «Врата Света» — это «систематизированная, подробная работа, чей стиль в корне отличается от малопонятного назидательного стиля Сефер Зохар … Напротив, Гикатилла желает сделать книгу предельно ясной»6.

Sha'are Orah отличается от других каббалистических текстов тем, что комментарии к сефирот в ней расположены в восходящем (от Малкут к Кетер), а не в нисходящем порядке. Во введении к этой работе Моше Идель пишет, что сам Гикатилла никак не объясняет такой подход, но его учитель, Абулафия, по крайней мере однажды использовал такой же восходящий порядок7. Идель предлагает собственное толкование восходящего пути:

В то время как теософических каббалистов занимает процесс творения с его ступенями нисхождения от Бесконечности, основная задача экстатического каббалиста - возвращение мистика. Он считает, что мистик, то есть получающий имена сефирот, «должен попытаться принять от них вечный божественный поток в соответствии с собственными характерными чертами. Он должен обратиться к каждой сефире по отдельности и ко всем сефирот вместе, и не разделять ветви»8.

Как указывает Идель, в Sha'are Orah проясняется стиль и подход к пониманию сефирот (с помощью их божественных имён), а также утверждается восходящий порядок сефир. Вместо того, чтобы рассматривать сефирот как часть процесса творения, Гикатилла анализирует их роль в мистическом опыте.

Моше Кордоверо и Исаак Лурия

Моше (Моисей) Кордоверо (1522-1570) внёс свой вклад в становление стандартного порядка сефирот и в развитие теории о том, что каждая из сефир содержит в себе все остальные. Таким образом, очевидная иерархия в порядке сефирот оказывается не такой уж жёсткой. Всё на свете существует благодаря смешению сефирот, а поскольку сефирот — это миддот божественной сущности, а люди созданы по образу и подобию Бога, каждый человек может развить сефирот в себе самом9.

И, наконец, обратимся к Исааку Лурии (1534-1572). Лурия добавил к развитию сефирот несколько интересных концепций. Например, он рассматривал творение как негативный акт, акт сжатия, сокращения — цимцум (tzimtzum). Если Бог есть всё, бесконечность (Эйн Соф), то как может существовать Вселенная? Эта мысль приводит нас к панентеистическому подходу: этот мир и любой другой мир есть Бог. Лурия же утверждал, что, создавая Вселенную, Бог освободил некое пространство, заполнил его бесконечным множеством миров и населил эти миры разнообразными существами. Первым из этих созданий был Адам Кадмон, или первоначальный человек. Сефирот появились из головы Адама Кадмона в виде света. Первый свет создал сосуды и вернулся к своему источнику, второй — наполнил эти сосуды, завершив создание десяти сефирот:

Кетер — корона или рацон (воля);

Хокма — мудрость;

Бина — понимание;

Да'ат - знание (присутствует не всегда);

Хесед — милосердие;

Гебура — сила или дин (суждение);

Тиферет — красота или рахамим (сострадание);

Нецах — триумф, слава;

Ход — блеск, великолепие;

Йесод — основа;

Малкут — царство.

Такое расположение сефирот часто называют Древом Жизни, корни которого находятся в божественном мире, а ветви простираются в мир земной10. В космологии Лурии сосуды не удержали божественный свет и семь нижних сефир раскололись (shevirah), а три верхних сместились. Согласно этой доктрине, цель каждого благочестивого иудея — восстановление (tikkun) божественного порядка сефирот11. Каждая мысль и каждое действие человека влияет на этот процесс восстановления. Только склеив собственные разбитые сосуды, можно восстановить сосуды Вселенной.

Иудейская Каббала: итоги

Итак, мы очень бегло рассмотрели несколько путей, по которым шло развитие концепции сефирот в иудейской Каббале. Мы ознакомились только с теми из них, которые можно наблюдать и в других, нееврейских каббалистических традициях. Каббала — сложная традиция, но, несмотря на эту сложность, в корне её лежит простое понятие: порядок. Иудейская Каббала пытается объяснить, как единое трансцендентное божество может иметь значение в нашем земном мире. Также эта традиция стремится вдохнуть жизнь в древние тексты и ритуалы; она пытается назвать, определить неизвестное. Однако иудаизм — не единственная религия, включающая в себя Каббалу и сефирот. Многие христианские теологи и философы изучали Каббалу и давали собственные уникальные толкования сефирот.

Древо есть Он: сефирот в христианской Каббале

Nulla est scientia, que nos magis certificet de divinitate Christi, quam Magia & Cabala12.

Христианская Каббала, как и иудейская, выступала в качестве религиозного обоснования священного писания и космологии традиции. Иудейская Каббала демонстрировала магическую силу еврейского алфавита, значимость Торы и необходимость восстановления вселенского порядка. Христианская Каббала нашла в Каббале иудейской поддержку учения о Троице, объективное подтверждение реальности Христа и парадигму изучения (кто-то, впрочем, может назвать это эксплуатацией) природы.

Вот несколько знаменитых личностей, оставивших след в истории христианской Каббалы: Флавий Митридат (XV век)13, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), Иоганн Рейхлин (1455-1522)14 и Христиан Кнорр фон Розенрот (1636-1689)15. Пико во многом стал для христианской Каббалы тем же, чем для иудейской Каббалы была Сефер Бахир. Каждый из перечисленных учёных заложил некую основу, которую будут копировать, комментировать и перерабатывать более поздние каббалисты. Хотя Пико разбирался в магии, Каббале и гностических традиция и философиях, он оставался убеждённым католиком. И несмотря на несомненное пристрастие Пико к иудейской Каббале, его можно уличить в попытке с её помощью поднять христианскую «истину» над иудейской16.

Этот момент культурного/догматического конфликта интересен тем, что он отделяет христианскую Каббалу от её иудейского эквивалента. Верования христиан и иудеев, хотя и схожие в некоторых областях космологии, являются совершенно независимыми, уникальными традициями (невзирая на существование термина «иудеохристианский»). Как и в случае со всеми формами Каббалы, упомянутыми в этой главе, между этими течениями есть определённое сходство, однако каждое из них применяет Каббалу по-своему и должно рассматриваться как отдельная независимая традиция.

Концепция сефирот у Пико развивается во многом так же, как в ранней иудейское Каббале17. Сефирот рассматриваются как некие качества, атрибуты, и связываются с материальным миром и душой18. Фрэнсис Йейтс приводит краткое изложение и анализ использования концепции сефирот у Пико. Она пишет о связи между десятью сферами космоса (семью сферами планет, восьмой сферой неподвижных звёзд и высшими сферами за ними) и десятью сефирот19. В следующей таблице приведены небесные эквиваленты каждой из сефир:

Кетер

Primum Mobile

Хокма

Восьмая сфера

Бина

Сатурн

Хесед

Юпитер

Гебура

Марс

Тиферет

Солнце

Нецах

Венера

Ход

Меркурий

Йесод

Луна

Малкут

Элементы

Пико также разделял Каббалу на «высшую» магию, направляющую человека к Богу, и «низшую», демоническую магию20. На практике это деление можно рассматривать как разграничение медитативной формы Каббалы от практической магии. Впрочем, во многих случаях два этих пути тесно переплетаются, и точную границу провести трудно. Тем не менее, «практическая» часть в дальнейшем будет играть главную роль в каббалистических трудах последователей герметической и западной эзотерической традиции.

Ещё одной фундаментальной личностью в истории развития христианской Каббалы был Кнорр фон Розенрот — именно его работы станут основным источником знаний о Каббале для Карла Густава Юнга. Согласно Артуру Уэйту, Кнорр не особенно стремился найти в иудейской каббалистической литературе христианские истины. Он также не стремился привести христиан к Каббале, но при этом «жаждал сделать лютеранина из каббалиста-иудея»21. Интересно, что, хотя Кнорру не удалось осуществить это намерение, его работы (переводы фрагментов Зохар) сильно повлияли на развитие Каббалы западной эзотерической традиции22.

Ни Кнорр, ни другие христианские каббалисты не оказали заметного влияния на философию сефирот. Однако толкование этой концепции в христианской традиции отличалось от других. Высшую триаду (Кетер-Хокма-Бина) можно с лёгкостью привязать как к Эйн Соф иудейской Каббалы, так и к триединому христианскому божеству. Вклад большинства христианских каббалистов в концепцию сефирот состоит в переводах еврейских каббалистических текстов и в их толкованиях.

Христианская Каббала: итоги

Рассматривая иудейскую Каббалу, мы узнали, что сефирот использовались как интеллектуальные, качественные конструкции. Они представляли собой свойства абсолютно неизвестного и непознаваемого божества. Также они связывали его с Торой и, таким образом, с еврейской жизнью и взглядом на мир. Сефирот в христианской Каббале функционируют во многом так же, как и их иудейские предшественники. Христианские сефирот обращаются как к Торе, так и к Новому Завету в поисках смысла и универсального порядка.

Христианские каббалисты (такие как Пико) нашли в Каббале обоснование христианских таинств, например, триединства Бога. Любопытная черта христианской Каббалы — её способность подгонять под свои нужды специфически иудейскую мистическую традицию. Как уже было сказано выше, этот момент важен для понимания природы Каббалы. Как стало возможным, что иудейская мистическая традиция (с её связью с Торой, ритуалами и космологией), была перенята, притом успешно, традицией, открыто противопоставленной (по крайней мере, на тот момент) иудаизму? Самый общий ответ таков: Каббала имеет дело с фундаментальными вопросами мирового порядка и структуры, которые затмевают разногласия конкретных доктрин. Ещё одна интерпретация Каббалы, существовавшая бок о бок с христианской, - это Каббала герметическая.

Природный маг и Нолан: герметическая Каббала

Истинно— без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: что наверху, подобно тому, что внизу, а что внизу, подобно тому, что наверху.... 23

Герметическая Каббала24 - третья ветвь Каббалы, существовавшая в эпоху Возрождения наряду с иудейской и христианской. Филип Бейтчман утверждает, что эта ветвь «заклинает Бога-Ангела-и-Демона и устанавливает связь со сравнительно древним герметизмом. Она появилась в Италии примерно в то же время, что и христианская Каббала Пико. Она решительно ... пробивает себе дорогу через тысячелетия монотеизма, отвергая его ограничения, условности и запреты, возвращаясь к своему языческому источнику»25.

Самое очевидное различие между этим каббалистическим течением и двумя уже описанными — акцент на практической Каббале и магии. И в христианской, и в иудейской Каббале присутствовали практические течения, но они были скорее маргинальными. В герметической и западной эзотерической Каббале практика выходит на первый план. Две выдающихся личности, оставившие след в герметической Каббале — это Генрих Корнелиус Агриппа (1486-1535)26 и Джордано Бруно (1548-1600).

Самая известная работа Агриппы - «О тайной философии» (De Occulta Philosophia). Этот труд (написанный им в 23 года и напечатанный в 1533 году) разделён на три тома: «Природная магия», «Небесная магия» и «Церемониальная магия». В книге часто цитируется Corpus Hermeticum и герметические философские концепции. «О тайной философии» фокусируется на «мирских понятиях», вынесенных в заголовки томов. Или, если точнее, она описывает уникальное мировоззрение, в котором стремление понять материальный мир не отделено от стремления к пониманию мира божественного. В эпоху Возрождения наука, магия и религия оказались уникальным образом переплетены. Согласно де Леон-Джонс, в те времена господствовали следующие убеждения:

  1. Магия — эквивалент науки, поскольку и та, и другая исследуют саму структуру мироздания.

  2. Магия — также эквивалент религии, поскольку она предоставляет космологию, открывает место Бога во Вселенной и даёт человеку возможность связи с ним.

  3. Таким образом, магия — эквивалент науки и религии вместе взятых, поскольку раскрывает тайны мироздания и божественного27.

Работа Агриппы демонстрирует его стремление разорвать покров таинственности, окружающий реальный мир. А проникнув в тайны нашего мира, мы откроем и секреты мира божественного, ибо, как сказано в Изумрудной скрижали, «то, что наверху, подобно тому, что внизу».

Джордано Бруно был радикальным мыслителем практически во всех отношениях. Настолько радикальным, что в 1600 году был сожжён на костре по приговору Инквизиции28. Фрэнсис Йейтс называет Бруно герметическим магом; однако это не единственное толкование отношений Бруно с мистицизмом. В книге «Джордано Бруно и Каббала: пророки, маги и раввины» Карен Сильвия де Леон-Джонс высказывает гипотезу, что Бруно был скорее каббалистом, чем герметиком. В биографии Бруно Каббала могла играть второстепенную роль, однако с точки зрения развития сефирот его роль как каббалиста довольно значительна.

Как и Агриппа до него, Бруно был заворожён магией. Согласно де Леон-Джонс, каббалистические идеи «преобладали в космологической концепции Бруно, поскольку в его представлении они были совместимы с неоплатонической и неопифагорейской доктринами».29 Бруно обнаружил в Каббале Пико и Агриппы (и других) постулаты, которые связал со своими теориями. В его работах присутствуют такие понятия, как негативное творение30, идея о движении от земного мира к божественному, coincidentia oppositorum и т. д. Бруно также увидел глубинную связь между Каббалой, теологией и философией. Де Леон-Джонс приводит перевод с итальянского отрывка из «Каббалы» (Cabala):

«Итак, вот Каббала, теология и философия: я имею в виду Каббалу теологической философии, философию каббалистической теологии, теологию каббалистической философии, хотя я не уверен, существуют ли они как нечто единое, как части или как ничто; однако я уверен, что существует частично всё ничто, часть всего в ничто и ни одной части всего»31.

Для Джордано Бруно Каббала оказалась необычайно гибким инструментом. В основном его интересовали предлагаемые ею герменевтические техники. Интерес Бруно к Каббале повлиял также на его мистицизм и пророчества. Однако в нашем исследовании мы ограничимся его использованием сефирот в качестве средства выражения порядка и структуры.

Бруно не предложил какой-либо новой теории сефирот. Однако он представляет их так, что при этом отражает собственную философию32. Бруно следует стандартному порядку сефирот и называет их dimensioni (измерениями). Мы видим, что он использует Каббалу как универсальную структуру, соединяющую мистицизм и науку. Цитируя Леон-Джонс, «Измерения означают термины, определяющие понятие предмета; неотъемлемые качества, формирующие его суть. Такое именование сефирот подчёркивает, что они представляют собой «измерения» Бога и, следовательно, равнозначны Именам Бога»33.

Итак, Бруно анализирует измерения или «меры» Бога — о них уже шла речь в Сефер Йецира. Сефирот использовались как объекты для медитации и созерцания абстрактных понятий. Сефирот указывали на Эйн Соф, Троицу или Первопричину и наделяли неким качеством, недоступным для описания. Также они действовали как мнемонические инструменты. Бруно считал сефирот, выстроенные в Древо Жизни, исключительно полезными для понимания не только божественного и земного миров, но и микрокосмической структуры памяти и образов. Эти образы, в свою очередь, помогают проникнуть в глубины божественного мира, выступая в качестве средства или, лучше сказать, языка, с помощью которого можно получить опыт этого мира. Каждая из сефир фокусирует взгляд на определённом свойстве божественного. Сефирот как динамическая структура (Древо Жизни) демонстрирует сложность и глубину божества.

Герметическая Каббала: итоги

В этой части на первый план выходят два фактора, которые повлияют и на западную эзотерическую Каббалу. Это акцент на магии, то есть практическом применении интеллектуальных космологических теорий, и на символах и образах.

Иными словами, от докаббалистической Сефер Йецира, где сефирот были абстракциями божественного, мы перешли к иудейской Каббале, уходящей корнями в иудейскую космологию и священное писание. В христианской Каббале мы видим иную космологию, обращённую к концепции Христа и Троицы и в то же время охватывающую неоплатонические течения34. Герметическая Каббала отражает интеллектуальные и духовные движения в эпоху Возрождения. Мы видим её ярко выраженную практичность в особом внимании к памяти и магии (как сочетании науки и религии). Реальный мир связан с божественным, и Каббала (и сефирот) даёт нам инструмент или структуру для понимания тайн природы. Интерпретация западной эзотерической традиции продолжает смешивать, соединять и адаптировать каббалистические понятия, в том числе и сефирот.

Пути и врата: западная эзотерическая Каббала

Никогда не удивляйся тому, что твоя Кабала – это не моя Кабала; множество моих указаний будут полезны, но ты должна создать свою собственную систему, дабы она была действующим оружием в твоей руке.35

Западная эзотерическая традиция также обладает собственным уникальным толкованием Каббалы и сефирот. Западная эзотерическая Каббала также испытала на себе влияние Агриппы и, как и герметическая, была крайне прагматичной. Хотя с сефирот в этой традиции связываются и философские абстракции, в некоторых случаях акцент делается на какую-либо специфическую функцию сефирот и их влияние на человеческую психе.


Дион Форчун, одна из важнейших фигур в западной эзотерической Каббале, называет западную эзотерическую традицию36 йогой Запада37. В этом контексте западную эзотерическую традицию следует понимать как составленную из ментальных, физических и эмоциональных практик. Один из символов, соединяющих большую часть ответвлений западной традиции, а также те традиции, которые мы рассмотрели ранее в этой главе, - это Древо Жизни; сефирот же в этой традиции представляют непрерывный процесс инициации. Этот процесс отражён также в другом широко известном инструменте западной эзотерической традиции: Таро38.

Леви, сефирот и таро

Самым влиятельным популяризатором идеи о связи между Таро, сефирот (через связь сефирот с еврейским алфавитом) и Древа Жизни в западной эзотерической традиции был Элифас Леви (1810-1875)39. Леви соотнёс двадцать два старших аркана (от 0 до 21) с двадцатью двумя путями Древа Жизни, соединяющими сефирот между собой. Оставшиеся десять путей, то есть сами сефиры, соответствуют картам от 1 до 10 и фигурным (то есть младшим арканам)40. Например, третья сефира, Бина, соответствует четырём Тройкам, четырём Королевам и всем Кубкам. Пути, соединяющие Бину с Хокмой, Кетер и Тиферет, соответствуют Императрице (III), Магу (I) и Влюблённым (VI)41. Таким образом, эзотерические значения или темы карт отражаются в сефирах и соединяющих их путях. Бруно использовал сефирот как дополнение к своему мистицизму и мнемонический инструмент; в западной эзотерической традиции сефирот и Таро также действуют как мнемоническое устройство, поддерживающее и расширяющее эзотерический символизм и мировоззрение.

Таро может использоваться для сосредоточения в практике работы с путями. Её можно описать как нечто очень схожее с юнгианским активным воображением. Нужно визуализировать карту в виде двери или пейзажа, а затем представить себя внутри карты и попытаться начать взаимодействовать с её «обитателями». При условии глубоких познаний в эзотерическом символизме эта практика считается одним из эффективных способов исследования различных аспектов собственной личности. Эта практика, тем не менее, не идентична активному воображению. При активном воображении бессознательное входит в сознание свободно, не ограничиваемое никакой навязанной структурой (не считая эмоции, сна или комплекса, с которыми идёт работа). Работа с путями устанавливает определённую структуру, в нашем случае это Древо Жизни, но опыт Древа тем не менее будет индивидуальным и субъективным. Таро – не единственный способ применения сефирот в западной эзотерической традиции. Сефирот и Древо Жизни также используются как «космическая картотека» универсальных соответствий42.

Алистер Кроули и Liber 777

Многие западные эзотерики работают в одиночку, но немало и тех, кто состоит в каком либо эзотерическом ордене43. Эти организации могут иметь различия в подходах и учениях, но большая их часть использует в обучении концепцию сефирот и Древа Жизни. Одним из таких орденов был Герметический орден Золотой Зари.

Орден Золотой Зари был (или является, если верить заявлениям некоторых современных орденов о том, что они происходят напрямую от него) орденом, чьи инициации (вдохновлённые масонством) основывались на сефирот и Древе Жизни. В схеме посвящений Золотой Зари степень зелатора соответствовала низшей сефире, Малкут, а степень ипсиссимуса — высшей, Кетер. С каждым посвящением в новую степень ордена адепт поднимался вверх по Древу Жизни. Некоторые уроки и тесты были интеллектуальными, другие — ритуальными, а остальные — эмоциональными/религиозными. И за всеми уроками стояли сефирот. Одной из практик в ордене было составление списка соответствий для каждой из сефир. Таким образом посвящённый устанавливал личную, уникальную связь с сефирот. Алистер Кроули, бывший одно время членом ордена Золотой Зари, намеренно нарушил обет и предал огласке большую часть его ритуалов и учений. На то у него было множество своих причин; таким образом он открыл широкой аудитории сефирот западной эзотерической традиции44.

В 1909 году Кроули опубликовал список аналогий в своей книге Liber 777. Это таблица, основанная на тридцати двух категориях, привязанных к десяти сефирот и двадцати двум буквам еврейского алфавита. Израэль Регарди в предисловии к 777 утверждает, что по достижении понимания этой схемы «к ней можно привязать абсолютно любой набор данных, который таким образом немедленно подвергнется организации и синтезу в психе»45. Далее мы ещё вернёмся к этой ссылке на психе; сейчас же рассмотрим пример из 777.

Мы уже использовали сефиру Бина в предыдущем примере, обратимся к ней и на этот раз. Вот некоторые ассоциации (связанные с порядковым номером сефиры — 3):

  1. Сфера Сатурна

  2. Мудрость

  3. ????

  4. Пунцовый/серый в розовую/чёрную крапинку

  5. Четыре Тройки-Королевы (Таро)

  6. Путь освящающего разума (из Сефер Йецира)

  7. Второй уровень, левая сторона (на Древе Жизни)

  8. Корень Воды (элемента, а не жидкости)

  9. Нефтида, Мут, Исида (египетские божества)

  10. Кибела, Деметра, Рея, Гера (греческие божества)

  11. Фригга (скандинавская богиня)

  12. Сострадание (один из «сорока объектов медитации» в буддизме)

  13. Прана, шакти, йони (в индуизме)

  14. Звёздчатый сапфир, жемчуг (камни, минералы)

  15. Кипарис, опиум (растения)

  16. Женщина

  17. Дева Мария

  18. Юнона, Кибела, Сатурн, Геката (римские божества)

  19. Видение Скорби

  20. Серебро

  21. Белладонна

  22. Мирра

  23. Треугольник46

Этот неполный список соответствий показывает, как широко понимались сефирот в западной эзотерической традиции. Однако это понимание сефирот Алистера Кроули. Хотя некоторые ассоциации используются довольно часто, посвящённый всё же должен установить свою личную, особенную связь с сефирот. Мнемонический инструмент, объект для медитации, знак очередной степени посвящения — определения сефирот в западной эзотерической традиции настолько же разнообразны и уникальны, как и во всех рассмотренных ранее. Но одна черта, характерная только для последователей этой традиции — связь сефирот с психоанализом и аналитической психологией47.

Форчун, Регарди и Найт: западная эзотерическая традиция и психология

Алистер Кроули, Дион Форчун и Израэль Регарди работали и вносили свой вклад в западную эзотерическую традицию в период развития психоанализа и аналитической психологии. Пока Фрейд и Юнг спорили о структуре психе, эзотерики совершали собственные набеги в глубины человеческой психологии. Учитывая, что их предприятия совпали по времени и тематике, логично было бы обнаружить связь или даже взаимопроникновение психологии и западной эзотерической традиции. Надо сказать, что эта связь оказалась довольно односторонней. Ни у Фрейда, ни у Юнга не было времени на изучение эзотерических традиций и их учений. Чего нельзя сказать о представителях западной эзотерической традиции.

Кроули, наименее «квалифицированный» психолог из четырёх эзотериков, о которых пойдёт речь в этой части, писал, что Магическая Традиция и Священная Каббала — это «детский столик, с которого Фрейду … досталось несколько упавших крошек»48. О Юнге же он пишет: «... нам всем следует изучать Юнга. Его заключения в большинстве своём верны, хотя предварительная работа несколько поверхностна; его нужно изучать, нравится нам это или нет, поскольку вскоре его признают несомненным автократом за обеденным столом 1917 года»49. Кроули, по крайней мере в какой-то степени, уважал и Фрейда, и Юнга, но заслуга установления связи между психологией и эзотерикой принадлежит Регарди и Форчун.

Дион Форчун начала изучать психологию между двадцатью и двадцатью четырьмя годами. В 1913 году она устроилась на работу психоаналитиком в медико-психологическую клинику в Лондоне50. Однако в конечном счёте Форчун обратилась к западной эзотерической традиции как к средству самовыражения и самоанализа. Важнейший вклад Форчун в понимание сефирот западной эзотерической традицией — её работа «Мистическая Каббала». Она не утверждает, что западные эзотерические интерпретации Каббалы полностью соответствуют иудейским, однако считает, что они — законные наследники51.

Как и Джордано Бруно, Форчун видела, что Каббала и её компоненты соединяют в себе различные человеческие вопросы. Форчун пишет, что Древо Жизни соединяет в себе «науку, психологию, философию и теологию»52. «Мистическая Каббала» проводит глубокий анализ природы сефирот с точки зрения западной эзотерической традиции. Однако в отличие от работ Лурии, Пико и Бруно здесь мы видим имена и термины: Фрейд, трансцендентная психология, психоаналитики, сверхсознание, анализ сновидений, аналитическая психология и подсознание — наряду с уже знакомой нам каббалистической терминологией. Сефирот западной эзотерической традиции начинают устанавливать связь с психе. Израэль Регарди, как и Форчун, связывал сефирот с психологией.

Израэль Регарди, как и Кроули и Форчун до него, следовал традициям ордена Золотой Зари. И так же, как Форчун, он видел много точек пересечения психологии и западной эзотерической традиции. На него сильно повлияли Уильям Райх, Фрейд и Юнг53, а также опыт хиропрактики. Регарди опубликовал несколько работ, имеющих отношение к сефирот и Древу Жизни. Самые важные из его каббалистических трудов — это «Древо Жизни»54, «Гранатовый сад»55 и «Срединный столп»56. Последняя работа имеет отношение к одноименному ритуалу Золотой Зари, предназначенному для «зарядки» сефир из срединного столпа Древа Жизни57 в том порядке, в котором они связываются с телом58. Как и в ранней иудейской Каббале, сефирот западной эзотерической традиции тесно связаны с человеческим телом и разумом. Осталось рассмотреть ещё одного человека, пытавшегося связать психологию с западной эзотерической традицией — Гарета Найта.

За Найтом числится немало заслуг в деле развития концепции сефирот западной эзотерической традиции. Найт, автор множества семинаров, книг и статей о сефирот и Каббале, оставил живое наследие не только в письменных трудах, но и своей работой с Обществом внутреннего света59 и чтением лекций. Однако важнейший его вклад — работа «Практическое пособие по символизму Каббалы». Хотя основными источниками для Найта были философия розенкрейцеров и мистическое христианство, «Практическое пособие» оказалось превосходным примером использования и толкования сефирот в западной эзотерической традиции. Книга разделена на две части. Первая называется «О сферах Древа Жизни», а вторая - «О путях и о Таро». В обеих частях подробно рассматриваются основные аспекты традиции и место в ней сефирот и Древа Жизни.

Найт, как и Форчун и Регарди, использует психологию (в основном юнгианскую) для прояснения природы сефирот и Древа Жизни, однако все они видели, что методологии и модели психологии слишком узки. Однако в «Практическом пособии» всё же можно обнаружить некоторые психологические термины и теории:

«Студенты, знакомые с юнгианской психологией, могут получить некоторое представление об их [четырёх элементов] применении, вспомнив четыре психологические функции интуиции, чувства, интеллекта и ощущения, соответствующие воздуху, воде, огню и земле, которые могут быть соотнесены с нижними сефирами — Тиферет, Нецах, Ход и Малкут60

Приравнивание сефирот к человеческому телу в иудейской Каббале тесно связало их с человеком. Здесь мы видим ещё более тесную связь личности и сефирот, осуществляемую через психе. Сефирот и Древо Жизни выступают в качестве шаблона, по которому можно изучать психе. Вместо разговора о самости эзотерики говорят о Тиферет. Вместо тени можно говорить о лунной Йесод или, возможно, о тёмных отброшенных оболочках сефирот — клипот61.

Для медитации на уравнивающую природу самости можно использовать множество символов, соответствующих Тиферет в западной эзотерической традиции. Пути между сефирот позволяют эзотерику искать различные подходы. Каждый из путей на Древе Жизни — комбинация двух сефир, которые он соединяет. К Тиферет можно подойти со стороны интеллекта (Ход), эмоций (Нецах), жесткой силы (Гебура), милосердия (Хесед) или «мистического» опыта единства (Кетер). Выбор подхода будет зависеть от собственной психологической диспозиции. Если недостаёт самоконтроля, следует искать опыта Тиферет со стороны Гебуры. Концентрируясь на марсианском аспекте сефиры62, эзотерик устанавливает связь с соответствующими атрибутами собственной психе. В случае с негативной анимой/анимусом (возможный дисбаланс Тиферет) именно с таким подходом можно получить силы для столкновения с этой стороной личности.

Не все эзотерики согласятся с таким подходом. Практик с психологической базой, вызвав «демона», «ангела» или «сущность», будет понимать, что образ, созданный в воображении (особенно в так или иначе изменённом состоянии сознания) есть всего лишь представление или метафора бессознательного или какой-то его части. Некоторые практики рассматривают такие явления как абсолютно объективную реальность. Вызванные демоны реальны и существуют отдельно от личности. Однако другие придерживаются менее радикальной точки зрения. Даже если демоны «всего лишь продукт разума», разум, тем не менее, имеет огромное влияние на тело, и что реально для разума, реально и для тела. Или, как пишет Лон Майло Дюкетт в «Куриной Каббале»: «Ответ прост. Духи и все прочие обитатели объективной реальности живут в вашей голове — вы просто не представляете, как она бесконечно огромна!»63

Каббала западной эзотерической традиции: итоги

Западная эзотерическая традиция унаследовала подход герметической Каббалы. Сефирот функционируют как средство организации и упорядочивания мироздания. Однако помимо попыток проникнуть в тайны окружающего мира, последователи западной эзотерической традиции64 искали смысл и в глубинах психе. Согласно традиции, внешний мир и «внутренние области» разума куда сложнее, чем обычно считается65.

В то время как другие толкования Каббалы включали в себя понимание мысли и разума, западная эзотерическая традиция, как мы её понимаем сегодня, начала развиваться в период психологии Фрейда и Юнга. Благодаря этому традиция заимствовала из аналитической психологии и психоанализа терминологию для описания процесса, унаследованного от иудейской, христианской и герметической Каббалы.

Сефирот в этой традиции фокусируются не только на психе, но и на всём мире. Если сефирот — это «кирпичики» или архетипы мироздания, они должны наблюдаться по всей Вселенной. Задача человека — установить собственную связь с сефирот и понять, как они участвуют в его жизни и внутреннем мире.

Одно из главных отличий западной эзотерической Каббалы от остальных её ветвей — отсутствие основного текста. В иудаизме имеется не только Тора, но и ряд каббалистических работ и трактатов; в христианской Каббале есть Ветхий и Новый завет; в герметической Каббале - Corpus Hermeticum. Однако в западной традиции нет центрального текста, по крайней мере, в общепринятом смысле слова, однако Книга Тота, например, тесно связана с сефирот и Древом Жизни66. Её можно рассматривать как источник основной структуры, которая поддерживается другими формами Каббалы через их особые структуры.

Заключение

Итак, мы увидели, что концепция сефирот не принадлежит исключительно иудейской Каббале. Другие традиции обрели великую мудрость, включив сефирот и их скрытый порядок в свою картину мира. Однако сефирот не создают порядок или структуру из ничего. В каждом из вышеописанных толкований Каббалы и сефирот присутствовало уже установившееся мировоззрение. Сефирот просто перестраивали его, дабы получить «свежий», органичный взгляд. Например, герметическая Каббала не могла бы развиться без духовной и интеллектуальной основы эпохи Возрождения.

Сефирот и Древо Жизни — это символы, которые тесно переплетаются с принимающим их мировоззрением. В результате это мировоззрение приобретает перспективу, открытую для метафорических интерпретаций, паттернов взаимосвязанности и нового взгляда на окружающий мир и уровни реальности. Обратная сторона состоит в том, что не все применения сефирот полезны. Временами в мировоззрение попадают и «негативные» атрибуты, образуя связи, которые скорее сужают, чем расширяют восприятие и понимание. Например, христианские каббалисты вроде Пико использовали сефирот для возвышения собственной религии над иудаизмом.

Мы не упомянули о ещё одной традиции, также использующей Древо Жизни и сефирот, - это движение нью-эйдж. Поскольку оно далеко от темы этой диссертации, мы не будем рассматривать место сефирот в этой традиции. В общих чертах Каббала нью-эйдж ближе всего к иудейской, но не связана ограничениями и запретами иудаизма. Цев бен Шимон Галеви (Уоррен Кентон)67 и доктор Филип С. Берг68 — два примера каббалистов, более близких движению нью-эйдж, нежели иудейской Каббале, хотя вы можете с этим и не согласиться. Конечно, и в других вышеописанных традициях встречаются каббалистические источники, отражающие элементы нью-эйдж. Однако в случае так называемой «поп-Каббалы» основа — мировоззрение движения нью-эйдж — наиболее очевидна.

В этой главе мы попытались кратко описать, как сефирот и Древо Жизни включены в различные космологии. Во всех интерпретациях сефирот присутствует понятие порядка и связанности. Такое же понимание сефирот мы увидим и в следующей традиции, известной своей связью с Каббалой. Эта традиция была основана Карлом Густавом Юнгом и называется аналитической психологией.

1Книга получила известность в тринадцатом веке благодаря раввину Моше де Леону.

2Sanford Drob, Kabbalistic Metaphors: Jewish Mystical Themes in Ancient and Modern Thought (Northvale, NJ: Jason Aronson Inc., 2000), 10.

3Авторство первого перевода на латынь принадлежит «знаменитому французу Гийому Постелю (1510-1581), одному из выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Постель перевёл Зохар и Сефер Йецира ещё до того, как они были изданы на языке оригинала». Scholem, Kabbalah (Israel: Keter Publishing House Jerusalem Ltd., 1974), 199.

4Написана в 1290, впервые опубликована в 1561. Rabbi Joseph Gikatilla. Gates of Light (Sha’are Orah). Avi Weinstein, trans. (San Francisco: Harper Collins, 1994).

5Gikatilla, Gates of Light, xvii.

6Gikatilla, Gates of Light, xvii.

7Gikatilla, Gates of Light, xxvii.

8Gikatilla, Gates of Light, xxviii.

9Drob, Kabbalistic Metaphors, 10.

10См. рис. 1.

11Drob, Kabbalistic Metaphors, 10-11, 28-60.

12Нет науки, которая убеждала бы нас в божественности Христа больше, чем магия и Каббала (Джованни Пико делла Мирандола). Phillip Beitchman, Alchemy of the Word: Cabala of the Renaissance (Albany, NY: State University Press of New York Press, 1998), 142.

13Митридат был одним из наставников Пико делла Мирандолы. Именно он перевёл на латынь Сефер Бахир. Шолем называет его Гилельмом Раймундом Монкадой и утверждает, что его перевод Бахир, сделанный для Пико, является старейшим из всех существующих (Scholem, Origins of the Kabbalah, 49n).

14Рейхлин создал первое систематическое описание христианской Каббалы (De arte cabalistica). Он хорошо разбирался в символизме эманаций (сефирот), букв и чисел, а также в течениях Каббалы. Beitchman, Alchemy of the Word, 72.

15 Более полный список христианских каббалистов можно найти здесь: Beitchman, Alchemy of the Word, 115-207 или здесь: Francis Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition (Chicago: University of Chicago Press, 1991).

16В «Речи о достоинстве человека» Пико утверждает, что считает еврейскую каббалистическую традицию «не

столько религией Моисея, сколько христианской. Там я читал то же, что мы ежедневно читаем у Павла, Дионисия, Иеронима и Августина — о таинстве Троицы, о воплощении слова, о божественности мессии, о первородном грехе, об искуплении его Христом, о небесном Иерусалиме, о падении демонов, об ангельских хорах, о чистилище, о воздаяниях ада. … Вообще у нас с евреями почти не найдется такого спорного вопроса, по которому их нельзя было бы опровергнуть и победить доказательствами из каббалистических книг так, что не останется никакого уголка, в котором они могли бы укрыться». [Эстетика Ренессанса. В 2 т. М., 1981. Т. 1. С.
248–265. Перевод Л. Н. Брагиной.] Giovanni Pico della Mirandola, Oration on the Dignity of Man A. Robert Caponigri trans. (Washington: Regnery Gateway, 1956), 64-65. И о том же: «Ни один еврейский каббалист не может отрицать, что имя Иисус, если толковать его согласно каббалистическим принципам и методам, означает Бог, Сын Божий и мудрость Отца, [явленная] в божественности третьего Лица». [перевод Г. Дашевского] Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, 94-95.

17Большую часть размышлений Пико о Каббале можно найти в его Conclusiones Cabalistice numero LXXI.

18 Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, 101.

19 Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, 100-101.

20«Низшая магия» обычно направлена на получение материальной выгоды или какое-либо воздействие на материальный мир.

21 A.E. Waite, The Holy Kabbalah (New York: University Books, 1960), 479.

22К примеру, С.Л. Макгрегор Мазерс, один из основателей Герметического ордена Золотой Зари, перевёл на английский «Kabbala Denudata».

23С Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста

24Иногда также называется неоязыческой Каббалой (не стоит путать с неоязычеством нашего времени).

25 Beitchman, Alchemy of the Word, x.

26Фрэнсис Йейтс на протяжении всей книги «Джордано Бруно и герметическая традиция» демонстрирует заметную неприязнь к Агриппе. Тем не менее, последний остаётся одной из самых заметных фигур в герметической и западной эзотерической Каббале.

27 Karen Silvia de Le?n-Jones, Giordano Bruno and the Kabbalah (New Haven: Yale University Press, 1997), 9.

28Бруно был обвинён в арианстве (то есть отрицании полностью божественной природы Христа), иконоборчестве и пристрастии к еретическим книгам (особенно Эразму). de Leon-Jones, Giodarno Bruno and the Kabbalah, 1.

29 de Le?n-Jones, Giordano Bruno and the Kabbalah, 15.

30Речь идёт о каббалистическом понятии цимцум, где Бог идёт на договор с самим собой и создаёт пустоту, чтобы в ней сотворить всё сущее.

31 de Le?n-Jones, Giordano Bruno and the Kabbalah, 24.

32 de Le?n-Jones, Giordano Bruno and the Kabbalah, 35.

33 de Le?n-Jones, Giordano Bruno and the Kabbalah, 37.

34Неоплатоническая мысль не была полностью чуждой и иудейской Каббале. См. Moshe Idel Kabbalah: New Perspectives, 2-3 - здесь приводится краткое обсуждение влияния неоплатонизма на иудейскую Каббалу.

35 Aleister Crowley, Magick Without Tears (Arizona: New Falcon, 1994), 14. Цитируется по переводу T.U.A.T, 2004г.

36Форчун использует термин «западная мистическая традиция».

37См. Dion Fortune, The Mystical Qabalah (York Beach: Weiser, 1991).

38Таро в этом контексте — нечто намного большее, нежели карточная игра или гадание. Таро в западной эзотерической традиции — это колода из 78 карт, разделённая на две части. Первая часть — 22 старших аркана от 0 (Дурак) до 21 (Вселенная). Вторая часть — младшие арканы четырёх мастей — карты от 1 до 10 и фигурные — Валет (Принц, Паж), Рыцарь, Король, Королева. Дурак (0) — это соискатель в начале духовного пути, ему ещё предстоит пройти множество инициаций. История Таро нас здесь интересует мало. Важно то, как западная эзотерическая традиция связывает Таро и сефирот.

39 Леви не был первым человеком, описавшим связь между Таро и еврейским алфавитом. Граф де Мелле написал короткую статью в Le Monde Primitif Антуана Кур де Жебелена (1781). Работа Леви «Магический ритуал Sanctum Regnum» яввляется введением в связь между Таро и Каббалой.

40 Четыре масти младших арканов: Мечи (воздух — интеллект), Жезлы (огонь — воля), Кубки (вода — эмоции) и Диски или Пентакли (земля — тело).

41 Aleister Crowley, et al., Magick: Liber Aba (Parts I-IV) (York Beach, ME: Weiser, 1997), 547. Соответствие арканов и путей может изменяться в зависимости от традиции и толкователя.

42 Пример работы с путями см. в приложении к Israel Regardie, The Garden of Pomegranates edited and annotated by Chic and Sandra Cicero (St.Paul, MINN: Llewellyn Publications, 2002), 171-480.

43 Подробнее об эзотерических орденах в главе 3.

44 Одной из причин было то, что Кроули считал смехотворным по требованию Ордена хранить в тайне такую «секретную» информацию, как еврейский алфавит.

45 Crowley, 777, v-vi.

46 Crowley, 777, 2-15.

47 В других ветвях Каббалы также можно увидеть обращение к психе, но западная эзотерическая Каббала включала в себя психологические термины с самого своего появления.

48 Aleister Crowley, The Confessions of Aleister Crowley (Great Britain: Arkana, 1989), 45.

49 Aleister Crowley, “An Improvement on Psychoanalysis” in The Revival of Magick and Other Essays (Las Vegas: New Falcon/O.T.O., 1998), 81.

50 Одна из публичных лекций Форчун в лондонской медицинской школе называлась «Механизмы разума».

51 Fortune, The Mystical Qabalah, 2, 20.

52 Fortune, The Mystical Qabalah, 13.

53 Регарди изучал психотерапию под руководством Нандора Фодора, Э. Клегга и Дж. Л. Бендита. См. Gerald Suster, Crowley’s Apprentice: The Life and Ideas of Israel Regardie (York Beach, ME: Samuel Weiser, 1990).

54 Israel Regardie, The Tree of Life: A Study in Magic, 3rd ed. edited and annotated by Chic and Sandra Tabatha Cicero (St. Paul, MINN: Llewellyn Publications, 2002).

55 Israel Regardie, A Garden of Pomegranates: Scrying on the Tree of Life, 3rd ed. edited and annotated by Chic and Sandra Tabathat Cicero (St. Paul: Llewellyn, 2002).

56 Israel Regardie, The Middle Pillar: The Balance Between Mind and Magic, 3rd ed. edited and annotated by Chic and Sandra Tabatha Cicero (St. Paul: Llewellyn, 1998). Также он написал книгу, анализирующую алхимию с точки зрения юнгианства - The Philosopher’s Stone (St. Paul, MN: Llewellyn Publications, 1970).

57 Сверху вниз: Кетер, Бина (Даат), Тиферет, Йесод и Малкут.

58 Корона, горло, солнечное сплетение, половые органы, и ступни соответственно

59 Лондонский орден, основанный Дион Форчун. Найт вступил в него в 1953 году.

60 Knight, Practical Guide, 72-73.

61 Нет чёткого стандарта применения концепции сефирот к психе (или, в этом случае, модели психе, используемой в аналитической психологии). Здесь следует полагаться на личное понимание и инсайты.

62 Число 5, красный цвет, сталь, Марс, Гор, огонь, Тор, сера и т.д.

63 Lon Milo Duquette, The Chicken Qabalah of Rabbi Lamed Ben Clifford, (York Beach, MN: Weiser Books, 2001), 99.

64 По крайней мере, упомянутые в этой диссертации

65 Также в этой традиции предпринимается попытка понимания синхронистичности. Различные практики, к примеру, гематрия (замена букв в словах соответствующими им числами и поиск связи между словами с одинаковыми суммами этих чисел) или практика прорицания, помогают адепту находить акаузальные паттерны в окружающем мире. Разумеется, эта «юнгианская» интерпретация привязывается к эзотерическим практикам. Эзотерики могут рассматривать эти практики как отражающие универсальную структуру.

66 Однако приверженцы христианства могут с тем же успехом пользоваться Библией, а, например, телемиты — Книгой Закона Кроули.

67 Z’ev ben Shimon Halevi, A Kabbalistic Universe (York Beach, ME: Samuel Weiser Inc., 1988) and Psychology and Kabbalah (York Beach, ME: Samuel Weiser Inc., 1992).

68 Philip S. Berg, Kabbalah for the Layman Vols. I-III (Israel: Press of the Research Centre of Kabbalah, 1987).

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики