IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Среда, 03 июня 2009 02:06

Ллойд Кентон Кин Сравнение Алистера Кроули и К.Г. Юнга Введение

Ллойд Кентон Кин

Сравнение Алистера Кроули и К.Г. Юнга

Введение

В последние двадцать лет можно заметить все возрастающий интерес к работам и Алистера Кроули, и К.Г. Юнга. Причины этого интереса разнятся. Одна из причин в том, что и Кроули, и Юнг были не удовлетворены взглядами на сознание, преобладавшими в нашей культуре. Взгляды эти можно назвать "однофазным" в том смысле, что они признают существование только двух состояний сознания – сна и бодрствования, без всякого взаимовлияния между ними. Проявление любой иной формы сознания, противоречащей однофазному взгляду, отвергается и контролируется законодательно. Согласно Логлину (и др.):

Опыт североамериканцев ведет к однофазному сознанию; то есть, эго-идентификации с опытом, полученным из ограниченного круга состояний сознания, что исключает иные, альтернативные состояния. Для североамериканской культуры "реальным миром" считается только тот мир, который дан в ощущениях "нормального" бодрствующего состояния (что включает многие второстепенные состояния, как "возбужденность", "сонливость", "опьянение" и т.д.), и потому только он считается подходящим для получения информации о себе и мире.

"Многофазное сознание" – это подход, учитывающий истинность различных уровней сознания (таких, как сновидения и измененные состояния сознания (ИСС), которые могут быть вызваны различными средствами) как свойственных человеку. Принимая многофазную модель сознания, мы позволяем себе глубже изучить сознание, и более безопасно, чем если бы мы оставались в рамках однофазной парадигмы. И Кроули, и Юнг считали, что представление о сознании, ограниченное только эго, было слишком узким, и что человеческое сознание устроено гораздо сложнее, чем это принято считать.

Кроули и Юнг считали необходимым движение к многофазному мировоззрению, которое придает значение сновидениям, видениям и так называемому паранормальному или трансперсональному опыту. Результатом этого явилось то, что они оба подвергались критике в определенных кругах, считавших их взгляды эксцентричными. Хотя это может быть верно в некоторых отдельных аспектах их работы, в целом Кроули и Юнг были людьми, которые не были удовлетворены доминировавшими представлениями и каждый из них, в своей собственной манере, поставил под вопрос и изменил эти представления.

Есть две главных причины для написания настоящей работы. Первая причина в том, чтобы позволить тем, кто знаком с западной эзотерической традицией и трудами Кроули, но не знаком с биографией и психологической моделью Юнга, найти психологический подход к теориям Кроули. Изучение Юнга необходимо еще и потому, что многие современные авторы в западной эзотерической традиции (или те, кто знаком с ее основами) используют терминологию и модели Юнга (такие, как архетип, тень, самость) без полного понимания и объяснения их собственного значения. Соответственно, тот, кто заинтересован трудами Юнга, столкнувшись с такими эзотерическими темами, как алхимия, обнаружит развитие их в западной магической традиции в целом и работах Алистера Кроули в частности.

Вторая задача этой работы в том, чтобы сравнить биографии Юнга и Кроули. Жизнь Кроули и Юнга имеет интересные параллели и контрасты, которые могут объяснить, почему они выбрали столь различные подходы, чтобы прийти к одной и той же цели, т.е. к человеческому сознанию и возможностям человеческого развития. Сравнение это предпринимается в надежде, что читатель поймет факторы, подвигнувшие Кроули и Юнга к изучению психологических и духовных уровней сознания. Кроме того, я надеюсь, что эта работа подвигнет к более академическому изучению западной эзотерической традиции изнутри и поможет уничтожить или уменьшить, по-видимому, полное незнакомство с этим предметом в религиоведении.

Многие религиозные традиции заинтересованы в психологии и изучении пределов человеческого сознания. Достаточно просто обратиться к главным ветвям буддизма и индуизма, а также различным философским и мистическим течениям в христианстве, иудаизме и исламе, чтобы повсюду обнаружить подходящие примеры. Кроме того, многие современные психологи крайне озабочены этим вопросом в своих исследованиях. Уильям Джеймс, Карл Юнг, Джеймс Хиллман и Станислав Гроф служат примером психологов, не удовлетворенных редукционистской медицинской материалистической моделью человеческого бытия. Каждый из них стремился примирить противостоящие друг другу миры психологии и религии. Одна из традиций, которая тоже стремился перебросить мост через пропасть между психологией и религией, и которая полностью проигнорирована в академических исследованиях – это то, что Дион Форчун называла "Йогой Запада", то есть западная эзотерическая традиция.

Задача этой работы, как было сказано выше, в том, чтобы взять работы двух видных личностей, одна из которых принадлежит западной эзотерической традиции, а другая – психологии, чтобы обнаружить сходства между ними (равно, как и различия) и привести читателя к углубленному пониманию каждой из традиций. Из западной эзотерической традиции мы обратимся к Liber ABA (также известной как Книга 4) Алистера Кроули, главному труду этого плодовитого автора, посвященному западной магической традиции. Из психологии мы обратимся к труду "Mysterium Conjunctionis" Карла Густава Юнга, в особенности к главе "Объединение".

Вероятно, читателю покажется необычным сравнение таких двух, казалось бы, несвязанных между собой трудов, принадлежащих оккультисту Алистеру Кроули (1875-1947) и психологу Карлу Густаву Юнгу (1875-1961). Хотя может показаться, что между этими пионерами своего дела существуют огромные различия, на самом деле в их жизни и трудах много сходств. Возможно, одно из наиболее значительных заключается в том, что и Кроули, и Юнг подходили к проблеме духовности и психологии как к индивидуальному движению к целостности.

Путь Алистера Кроули привел его к высотам и глубинам его собственного разума и тела, а также к границам и пределам западной эзотерической традиции. Зачастую загадочный стиль Кроули, а также глубокая субъективность некоторых его работ привели к тому, что многие исследователи попросту отвергли его обширные труды, посвященные самым разнообразным темам. Некоторые примеры областей, который изучал Кроули, включают применение различных наркотиков и телесных техник (включая секс и йогу) для достижения измененных состояний сознания, вклад в философские и космологические теории, относящиеся к западной эзотерической традиции и Каббале, не считая его многочисленных стихов, критических очерков и романов, варьирующихся от эротических до мистических.

Кроули настаивал, чтобы его ученики и те, кто следуют его учениям, применяли "научный метод", который состоял в сложном записывании всех мыслей и переживаний, связанных с духовным прогрессом в рамках западной эзотерической традиции. Каждое переживание, испытанное учеником, следовало тщательнейшим образом исследовать. В некоторых аспектах изучение переживаний схоже с современным пониманием феноменологии в таких науках, как антропология. Кроули называл этот "научный" подход к западной эзотерической традиции "научным иллюминизмом", или Магикой. Кроули считал эту книгу подробным руководством, которое может быть использовано каждым для познания Истинной Воли и достижения цели – духовной целостности. Это было смелое заявление в тот период, когда западная эзотерическая традиция была представлена множеством тайных орденов, которые предоставляли ключи к вселенной только особо удачливым и, в некоторых случаях, богатым. И хотя Liber ABA не представляет учение Кроули полностью, она содержит ядро всех его представлений, поэтому и будет использована для сравнения в дальнейшем.

Подобно тому, как Кроули был западным эзотериком, следовавшим "научному методу", Юнг был ученым, заинтересованным в эзотерических материях в целом, но особо его занимало оккультное искусство алхимии.

Из собрания сочинений Юнга две работы стоят особняком, представляя всю его методологию и передавая сущность его психологии. Первая работа – это "Ответ Иову", а вторая – глава VI ("Объединение") из книги "Mysterium Conjunctionis". Последняя работа и будет использована здесь, поскольку она использует тайный язык символов, который был хорошо знаком и Юнгу, и Кроули.

Кто-то может возразить, что увлеченностью Юнга алхимией непоследовательна при его понимании души и ее устремления к целостности. Это было бы большой ошибкой. Для Юнга алхимические авторы, особенно Герхард Дорн (XVII в.), подтверждали истинность его идей, его понимания и модели души. Алхимическая традиция также дала Юнгу новый язык, с помощью которого он мог описать глубины человеческого движения к целостности в крайне богатых и символических образах. Для Дорна и многих других алхимиков задача состояла не в буквальном превращении неблагородных металлов в золото, но в трансформации индивидуума от prima materia человеческого бытия к очищенному и освященному бытию, пребывающему в unus mundus, "Едином Мире", иными словами, в божественной реальности, переживаемой на земле.

Эта работа будет разделена на четыре главы. В первой главе мы изучим две модели природы и функции символов. Первая модель, модель многомерного сознания, позаимствована из писаний Ламы Анагарики Говинды. Эта модель важна, поскольку она отражает центральное для эзотеризма предположение, что символы имеют внутренние силы. Иными словами, функции символа не ограничиваются посредником, через которого он проявляется, будь то физическое представление посредством искусства, или образы, визуализируемые во время тантрической медитации. Вторая модель, модель смыслового цикла, позаимствована из антропологии (в частности, из трудов Шарля Логлина и Дж. Яна Праттиса). Вторая модель предоставляет весьма полезные средства для понимания того, как символы создаются культурой. Эти две модели помогут нам понять крайне сложную и богатую символизмом систему, связанную с тем, как Юнг понимал алхимию, а Кроули – западную эзотерическую традицию.

Вторая глава содержит введение в западную эзотерическую традицию и историю Герметического Ордена Золотой Зари. Кроме того, она содержит краткую биографию Кроули и его понимание духовной трансформации, как оно отражено в Liber ABA.

Третья глава излагает основные положения аналитической психологии, биографию Юнга и его понимание психологической/духовной трансформации как алхимического процесса Конъюнкции.

Четвертая и последняя глава содержит сравнение двух этих личностей и их взглядов. Будут описаны все схожести и расхождения. Чтобы помочь сравнению, в конце приводится хронология (Приложение I).

Наконец, я хочу уведомить читателя, что все изложенное здесь есть продукт моих личных изысканий (на академическом и личном уровне), а также опыта от практики в рамках западной эзотерической традиции в последние десять лет. Результатом этого опыта и этих предположений может явиться то, что некоторые мои личные "феноменологические данные" будут включены в мое понимание этой традиции, а также обязательно будут отражены на этих страницах.

Достаточно вспомнить о все распространяющемся регулировании обращения таких "изменяющих сознание" веществ, как ЛСД, диметилтриптамин (DMT), даже марихуана. Существуют законные аргументы, говорящие о том, что следует предохранить обычных людей от этих веществ, но нет никаких разумных оснований запрещать академические исследования их воздействия на сознание.

Laughlin, Charles (et.al). Brain, Symbol & Experience. New York: Columbia University Press, 1992, p. 155.

Термин "Западная эзотерическая традиция" будет использоваться вместо неясного и часто неправильно понимаемого термина "оккультная традиция", и будет относиться по больше части к традициям, появившимся в начале XIX века. Подробнее об этом далее, в главе 2.

"Всегда помните, что мы не оставляем места жалости, пустой болтовне, догадкам; мы действуем научно, подобно химикам или биологам. Мы запрещаем себе эмоции с самого начала; мы требуем внимания; и даже внимание неприемлемо, пока мы не постигнем его основания, изучая то, что можно назвать [ментальными] 'склонностями'." А. Кроули, "Магия без слез" Квадратные скобки мои.

Девизом журнала "Равноденствие", основанного Кроули и выходившего два раза в год, было: "Метод – наука, цель – религия".

"И вот я написал эту книгу, чтобы помочь Банкиру и Боксеру, Биологу и Поэту, Матросу и Лавочнику, Текстильщице и Математику, Стенографистке и Футболисту, Домохозяйке и Консулу - и прочая, прочая, прочая - свершиться в совершенстве, исполняя то, что надлежит исполнить каждому из них."

Перевод Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики