IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Среда, 03 июня 2009 02:09

Ллойд Кентон Кин Сравнение Алистера Кроули и К.Г. Юнга Глава первая

Ллойд Кентон Кин

Сравнение Алистера Кроули и К.Г. Юнга

Глава I

Две теории о природе символа и его роли в личной трансформации

Это наиболее истинно, не ложно, точно и определенно. То, что внизу, подобно тому, что вверху, и то, что вверху, подобно тому, что внизу; и это служит завершению одной чудесной работы. Так же, как все вещи произошли из одной, посредством вибрации этой одной, так и все рожденное произошло от этой вещи путем приспособления.

Ее отец Солнце, ее мать Луна, ветер носил ее в своем чреве, Земля вскормила ее. Эта вещь является прародительницей всех совершенных вещей на свете. Она обладает наибольшей силой, когда возвращается в землю.

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста

Истина не пришла в мир обнаженной, но пришла в типах и образах. Нельзя постигнуть истину иным путем…

Евангелие от Филиппа

В этой работе мы будем иметь дело с двумя традициями: алхимией и западной эзотерической традицией, которые связаны со сложными и священными символами и образами. Чтобы полностью постигнуть природу и функцию этих символов, важно заложить основание для нашего сравнения, представив две важные модели, которые объясняют символы и их использование в духовной и психологической трансформации. Первая модель "многомерного сознания" разработана Ламой Анагарикой Говиндой.

Многомерное сознание и символы

Хотя Лама Анагарика Говинда пишет с точки зрения буддизма Ваджраяны, его мысли о силе и использовании символов связаны с нашей задачей. В традиции Ваджраяны имеет большое значение использование символов и образов как средств духовной трансформации. Это внимание к образам и символам, таким как мандала, контрастирует с дзенской практикой дзадзен.

В Ваджраяне мандала играет важную роль в духовной трансформации. Мандала визуализируется совсем не как двухмерное изображение на ткани, бумаге или песке, она визуализируется трехмерным представлением определенных реальностей и дворцов существования. Через ментальное и физическое развитие практик получает возможность поместить себя в эту реальность и использовать силу мандалы для практических целей, таких, как лечение или получение определенных возможностей существ, встреченных там. Например, если практик медитирует на мандале Пяти Дхьяни-Будд, и желает получить Мудрость Дхармадхату (постижение пустоты всех вещей, шуньяты), тогда его медитация должна фокусироваться на белом изображении Вайрочаны в центре мандалы. Медитирующий должен начать визуализировать окружение в соответствии с цветами, обнаруженными на мандале. Затем он должен визуализировать фигуру Вайрочаны (со всем его символизмом), сидящего над его головой. Когда фигура будет визуализирована достаточно, образ "опускается", сливаясь с медитирующим. Так он полностью идентифицирует свое сознание с Вайрочаной. Использованные таким образом, символы оказывают глубокое воздействие на того, кто их использует.

Основное положение модели многомерного сознания заключается в том, что существуют различные страты или уровни сознания, которые можно испытать. Эти уровни выстроены иерархично, так что "нижнему" уровню сознания нет возможности постигнуть "верхнего". Однако верхние уровни сознания не только постигают, но и включают в себя нижние.

В "Основах тибетского мистицизма" Говинда утверждает, что существуют стадии постоянного расширения сознания. Говинда начинает эту модель с того, что он называет "точечным сознанием". Точечное сознание ведет к "линейному сознанию". Точечное сознание не может постигнуть линию, поскольку осознает только собственные границы. Однако, линия составлена из множества точек, и может осознавать свои части, и в то же время быть ограниченной собственным структурными границами. Следующие две стадии – "двухмерное сознание" и "трехмерное сознание". В двухмерном сознании точки, линии и кривые уже постижимы, но пространственные отношения еще не доступны. В "трехмерном" сознании каждая из предыдущих форм сознания может быть постигнута в своей полноте.

Говинда утверждает:

… сознание высших измерений состоит из координированного и постоянного восприятия нескольких систем отношений или направлений движения в широком, более постижимом единстве, без уничтожения индивидуальных характеристик интегрированных низших измерений. Реальность низших измерений, таким образом, не уничтожается высшими, только "релятивизируется" или помещается в иную перспективу.

Каждая из вышеупомянутых связей ведет к постоянно расширяющейся структуре связей. Однако Говинда не заканчивает изложение своей модели на нашем трехмерном бодрствующем сознании. Он утверждает, что, как только человек осознает, что каждая из предыдущих стадий и вообще все вещи обуславливаются мириадами различных факторов (пали: "патиччасамуппада", буквально: "обусловленное появление"), он постигает закон причин и следствий (карма). Изучая различные фазы кармических цепных реакций, он осознает

сверх-индивидуальную кармическую взаимосвязанность, включающую нации, расы, цивилизации, человечество, планеты, солнечные системы и, наконец, всю вселенную. Короче говоря, мы приходим к восприятию космического мирового порядка, бесконечных взаимоотношений всех вещей, существ и событий, пока мы наконец не постигнем универсальное сознание Дхармакайи, обретя Просветление.

Таким образом, символы, используемые в ритуале, могут быть поняты как одновременно существующие на различных уровнях сознания. Они есть не просто линии или точки, они участвуют в целостности вселенной.

Для Говинды символы помогают активировать внутреннее зрение, а это внутреннее зрение производит изменения. Например, он указывает:

Вещь существует только в той мере, в какой она действует. Реальность – это действительность, присутствие. Активный символ или образ духовного видения есть реальность. В этом смысле Дхьяни-Будда, визуализируемый в медитации, реален (так же реален, как и разум, создающий его), тогда как просто умопостигаемая историческая личность Будды нереальна в этом смысле. Не действующий символ или образ – это пустая форма, в лучшем случае декоративная конструкция или воспоминание об идее, о мышлении или о событии, принадлежащем прошлому.

Важный аспект модели Говинды, применимый в настоящей работе, заключается в том, что символ или образ, если это активный символ, реален в своем действии и будет переживаться именно таким. Можно сказать, что символ будет иметь причинную связь с индивидуумом, вошедшим с ним в отношения, таким же образом, как камень, брошенный в тихий пруд, производит воздействие на поверхность воды. В любом случае, причина и следствие могут быть измерены, хотя, возможно, не одинаковым методом и не с одинаковой степенью точности. Вот последняя цитата из Ламы Говинды, которая раскрывает понимание символа в западной эзотерической традиции:

Субъективность внутреннего видения не умаляет его реальной ценности. Такие видения – не галлюцинации, поскольку они принадлежат реальности человеческой души. Это символы, в которых воплощены высшее знание и благороднейшие устремления человека. Их визуализация – это творческий процесс духовной проекции, посредством которой внутренний опыт переводится в зримую форму… которая становится самостоятельной реальностью, независимой от своего создателя.

Если символ начал действовать, больше не нужно беспокоиться о том, "реальный" он или "визуализируемый", поскольку нет больше никакой разницы между этими двумя состояниями. То, что раньше визуализировалось посредством ментальных упражнений и медитаций, теперь обрело собственную реальность и действует автономно.

Смысловой цикл и природа символов

Модель многомерного сознания Ламы Говинды демонстрирует, как символ может действовать на различных уровнях восприятия одновременно и придает онтологический статус его силе. Современные исследования в антропологии сознания тоже могут помочь в понимании, где и как развиваются символы, и как они связаны с человеческим разумом и его деятельностью по их производству и укреплению. За последние тридцать лет все увеличивается количество исследований антропологии сознания. Антропологи, такие, как Виктор Тернер и его работы по лиминальности, Дж. Ян Праттис и его интерес к "Дыханию Смерти" и другим формам измененных состояний сознания, и Шарль Логлин и биогенетические структуралисты, заложили основы для серьезных исследований природы сознания с антропологической точки зрения.

"Сознательный" подход к антропологии важен, поскольку он пытается объяснить не только, почему определенные группы людей используют символ (что может включать искусство, ритуал, миф, драму и т.д.) или что он для них значит, но, что возможно более важно, как он изменяет их или воздействует на них биологически и психологически. Полезное средство, заимствованное из антропологии, которое поможет нам понять, как символ функционирует в рамках данной символической системы – это смысловой цикл.

Смысловой цикл показывает, как символ функционирует в рамках данного мировоззрения. Наверху цикла мы видим космологию людей или культур, о которых идет речь. Эта космология или онтологическое предположение отражается в культурной мифопейе. Интерпретация мифопейи (например, искусство, ритуал и т.д.) осуществляется "шаманом". Эта интерпретация становится прямым опытом индивидуума. Прямой опыт затем снова интерпретируется шаманом. Эта интерпретация теперь служит для укрепления изначальной космологии. Результатом становится замкнутый цикл, осуществляемый шаманом.

Этот цикл обычно применяют для "доиндустриальных" обществ, имеющих прочно устоявшееся мировоззрение. В таких обществах главную роль в установлении этого мировоззрения играет шаман. Например, если некоторое общество использует в ритуальной практике галлюциногенные грибы, и некто получает опыт измененного состояния сознания, то задача шамана – истолковать этот опыт, придать ему смысл и значение. Однако, если опыт угрожает мировоззрению, удаляется слишком далеко в "психоделические миры", то он объявляется негативным, "демоническим". Таким образом, если все, не совпадающее с изначальным мировоззрением, считается злым и демоническим, нет почти никакой возможности разорвать этот цикл.

В случае постиндустриальных обществ в общем случае нет одного однозначно устоявшегося мировоззрения. Наши культурные шаманы не связаны обязательством интерпретировать все на основании одной точки зрения, и в результате наши циклы значений часто разрываются и образуются новые. И Кроули, и Юнга можно считать людьми, создавшими свои собственные циклы.

В нашем случае цикл значений объясняет, как символы и иная мифопейя, обнаруженная в сочинениях и Кроули, и Юнга, живет своей собственной жизнью. Например, многие видения Кроули и иные духовные переживания находились под сильным влиянием заданной эзотерической традиции. В "Видении и голосе" Кроули записывает свои эксперименты с энохианской магией, проведенные, в случае Кроули, при помощи сложной последовательности ритуалов и визуализаций. Эти ритуалы привели к различным видениям, которые выражены через символизм западной эзотерической традиции, но, кроме того, отражают очень субъективный материал. Это, конечно, не обязательно означает, что видения Кроули были "буквальны" в том смысле, что эти сущности действительно существуют в конкретном онтологическом смысле (хотя они могут существовать). Поскольку Кроули действовал в рамках космологии западной эзотерической традиции, он переживал то, что через смысловой цикл было отражено в смысловом поле западной эзотерической традиции. Этот факт ни в коем случае не умаляет верности его опыта, но дает нам дополнительный смысл его сочинений.

Определенные положения смыслового цикла совпадают с юнгианской методологией. Юнг писал не только из широкого контекста "западной" культуры, он также в определенном смысле создавал собственный смысловой цикл. Если на пациента воздействуют методами аналитической психологии, тогда он считается подходящим этому мировоззрению. Аналитик, как шаман, подтверждает это мировоззрение интерпретируя опыт пациента, что укрепляет аналитическую космологию. Как и в случае Кроули, эта интерпретация не умаляет верности методов, используемых Юнгом. В конце концов, эффективность терапии в руках и аналитика, и пациента.

В случае Кроули и Юнга мы видим, что оба они стремились разрушить доминировавший смысловой цикл (для Кроули это была западная эзотерическая традиция, а для Юнга – фрейдистский психоанализ), создавая собственный цикл, в котором сами они стали главными "инициаторами".

И модель многомерного сознания, и модель смыслового цикла демонстрируют, что в западной эзотерической традиции и алхимии символы действуют очень сложным образом. Как только мы обратимся к жизням и сочинениям Кроули и Юнга, мы увидим, что символы также могут помочь нам открыть сознание для многофазной парадигмы, раскрывая для нас реальность символа и неконвенциональных форм сознания.

Запад – Красный, Север – Зеленый, Восток – Синий, Юг – Желтый.

Слово "иерархия" (греч. иерос – священный, архе – порядок) в этом контексте используется для обозначения внутренней связности, а не доминирования.

Термин "Дхармакайя" здесь означает истинную природу вселенной как трансцендентной реальности.

Виктор Тернер изучал так называемые "лиминальные" (крайние, пограничные, пороговые) сообщества и формы коллективной жизни. – прим. перев.

См. Prattis, J. Ian, "Anthropology at the Edge". Особенно страницы 205-229. О работах Праттиса над "Дыханием Смерти" (формы управления дыханием, которая изменяет химию мозга, вызывая измененное состояние сознания) см. стр. 171-204.

Под термином "шаман" мы здесь подразумеваем любую личность (или группу людей), которая может выполнить интерпретацию мифопейи – жреца, гуру или духовного проводника.

Полностью опыт Кроули разбирается во второй части. Здесь он представлен только как пример смыслового цикла.

Это использование смыслового цикла не обязательно "ортодоксально", но оно дает иную интерпретацию метода аналитической психологии Юнга. Однако, следует отметить, что юнгианский аналитик дает проявиться уникальной природе каждой индивидуальной души, что делает роль шамана далеко не такой абсолютной.

Перевод Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики