IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 30 июля 2009 02:21

Ллойд Келтон Кин Глава третья Coniunctio Карла Густава Юнга

Ллойд Келтон Кин Глава третья Coniunctio Карла Густава Юнга

Обратись ко мне всем своим сердцем и не отвергай меня за то, что я черен и темен, ведь солнце выжгло меня, а черные бездны покрыли лицо мое.

Aurora Consurgens, XIV в.

Загадка Короля: Вот рожден достославный король/Нет высшего, чем он/Искусством не создать или природой/Живых существ.

Rosarium Philosophorum, XVI в.

Основы аналитической психологии

Вместо того, чтобы обратиться к обзору клинических приложений аналитической психологии, мы ограничимся обзором философских основ модели души, как она понимается в аналитической психологии, и того, что значит быть психологически “целым” с точки зрения этой отдельной модели.

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное - это важнейшее понятие юнговской модели души. Коллективное бессознательное - это общая для людей структура инстинктов и духа. Юнг отделяет личное бессознательное (см. ниже) от коллективного. Последнее определяется так:

…качества, которые не обретаются индивидуально, а наследуются, т.е. инстинкты как импульсы, управляющие действиями по необходимости, а не исходя из сознательной мотивации. В этом более “глубоком” слое мы также обнаруживаем априорные, врожденные формы “интуиции”, а именно архетипы восприятия и представления, которые с необходимостью a priori определяют все психические процессы.

В более эзотерических работах Юнга коллективное бессознательное приравнивается к гностической Плероме или prima materia для иллюстрации его роли как источника сознания и всех сознательных архетипических выражений.

Архетипы

Возможно, наиболее известная и хуже всего понятая теория Юнга - это теория архетипов и архетипических образов. Рассматривая архетипы и юнговскую модель души, практически невозможно отделить теорию архетипов от коллективного бессознательного. Когда мы говорим о коллективном бессознательном, мы говорим об архетипах in potentia.

Согласно Юнгу, Архетипы - это типичные способы представления, и где бы мы ни сталкивались с единообразными и регулярно повторяющимися способами представления, мы имеем дело с архетипами, признается их мифологический характер или нет.

Одна из наиболее распространенных ошибок, связанных с архетипами, которую обнаружил Юнг - это предположение, что архетип “определяется соответственно его содержанию, иными словами, это нечто вроде бессознательной идеи… необходимо указать еще раз, что архетипы не определяются своим содержанием, но только своей формой, причем в очень малой степени… Архетип сам по себе пуст и чисто формален, он не что иное, как facultas praeformandi (предопределенная способность), возможность представления, данная a priori. Иными словами, архетип - это форма, которая может быть представлена различными способами, но сами эти представления не являются архетипами и не исчерпывают возможности архетипа.

Личное бессознательное

Личное бессознательное, в отличие от коллективного, является суммой персональных переживаний и процессов. Юнг дает следующее определение личному бессознательному:

Чем ниже падает ценность сознательных содержаний, тем легче они исчезают за гранью [бессознательного]. Из этого следует, что бессознательное - это вместилище всех воспоминаний и всех содержаний, которые все еще слишком слабы, чтобы сделаться сознательными… Кроме этого следует включить и все более или менее намеренные подавления болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму всех этих содержаний “личным бессознательным”.

Эго

В работе “AionЮнг утверждает, что эго - это “сложный фактор, с которым связаны все содержания сознания. Эго формирует, кроме того, центр поля сознания. И, в силу того, что оно включает эмпирическую личность, эго является субъектом всех личностных актов сознания”. Эго - это не просто совокупная сумма души, а сложная структура, которая управляется самыми разными стимулами, как сознательными, так и подсознательными. Поэтому, когда мы говорим об “эго”, мы имеем в виду не статическую часть психики, а динамический процесс, постоянно текучий, который невозможно исчерпывающе описать. Проще говоря, эго - это наша идентичность в личном поле сознания. Следующий “слой” души, согласно Юнгу - это тень.

Тень

Тень представляет собой первый шаг и первое столкновение на пути к психологической целостности (индивидуации). Тень описана как:

… та скрытая, подавленная, по большей части худшая и связанная с чувством вины личность, чьи корни лежат в мире наших животных предков, и потому включающая в себя исторический аспект бессознательного… Если до сих пор считалось, что человеческая тень есть источник всякого зла, теперь, при более близком рассмотрении, можно сказать, что в бессознательном человека тень состоит не только из морально предосудительных тенденций, но также отражает много хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, соответствующие реакции, реалистичные прозрения, творческие импульсы и т.д.

Тень - это источник личных проекций, которые в свою очередь влияют на то, как индивидуум воспринимает не только себя, но и других, не говоря уже об “объективном” мире. Без глубокого (насколько это возможно) понимания тени, ее влияния и в конечном счете ее интеграции невозможно надеяться ни на какое истинное самопознание. Без этого первоначального проникновения человек останется во власти эмоциональной и автономной природы тени. Единственный способ уменьшить власть тени - это пролить на нее столько света сознания, сколько возможно. Однако, тень тоже стремится стать сознательной, что следует из существования проекций. Как только будет преодолено первое столкновение с тенью, может быть достигнута третья часть личности.

Анима/Анимус

В юнговской модели психики в каждом человеке присутствует компонент другого пола. Для мужчины эта “женская” часть называется “анимой”, а для женщины ”мужская” - “анимус”. Для Юнга решающим открытием было то, что человек входит в диалог со своим “другим” для того, чтобы привести его бессознательность к свету сознания. Анима и анимус - автономные факторы в психике. Как и случае с тенью, если проекции анимы/анимуса не будут приведены к сознанию, они могут негативно повлиять на сознательную жизнь личности и ее отношения с другими мужчинами или женщинами. Согласно Юнгу, с тенью столкнуться легче, ведь общество всегда имеет некий набор коллективных культурных норм и моральное образование, на основе которых можно анализировать содержание тени, тогда как для анимы/анимуса нет противоположных содержаний, на основе которых их можно постигнуть. Анима/анимус могут быть поняты только на основе личных проекций на лиц противоположного пола. Следует помнить, что хотя анима/анимус являются высокоабстрактными концепциями, их роль жизненно важна в вопросе психологической андрогинности, которая, как считал Юнг, присуща человеческой психике, и немалая часть работы по индивидуации заключается в том, чтобы делать эту андрогинность явной или сознательной.

Самость

Самость - это архетип порядка и завершенности. Он управляет процессом индивидуации и ведет к полноте личности, понимаемой как единство сознания и бессознательного. Присутствию самости присуще чувство нуминозности и авторитетности. Самость также может проявляться во множестве форм. Некоторые символы, представляющие самость: круг, квадрат, квартерность, дитя, мандала, и даже различные животные, насекомые и т.д. Согласно Юнгу, в самости коренится движение психики к телеологическому переживанию индивидуации. Самость соединяет сознательное эго и бессознательную душу. Самость - центр этой полноты, подобно тому, как эго является центром сознания. В сущности, самость - это и процесс, и цель индивидуации. Она побуждает к индивидуации и в то же время представляет собой ее продукт или дитя.

Индивидуация

Цель аналитической психологии - индивидуация. Процесс индивидуации, подобно столкновению с тенью - непрерывный процесс. Индивидуации невозможно достичь полностью, к ней можно только приблизиться. Процесс индивидуации - это не чисто сознательное усилие по приведению эго к сознанию, где эго отождествляется с самостью, как считают некоторые. В этом случае индивидуация была бы сравнима с эгоцентричностью и аутоэротизмом. В действительности процесс индивидуации прямо противоположен гедонистическим устремлениям: “самость является чем-то бесконечно большим, чем эго… Она столь же чья-то самость, и иные самости, как и эго. Индивидуация не уводит от мира, но собирает весь мир воедино”. Как мы увидим ниже в разделе “Алхимическая конъюнкция как психологический процесс”, индивидуация представляет собой Великую Работу алхимиков.

С этим кратким обзором основных понятий мы перейдем к обзору биографии Карла Густава Юнга.

Краткая биография Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг родился в Кессвиле, Швейцария, 26 июля 1875 года. Отец Юнга, Иоганн Пауль Ахилл Юнг, был священником церкви реформатов в Кессвиле, а после стал капелланом в больнице для душевнобольных Фридматт в Базеле. Мать Юнга (Эмилия, урожденная Пейсверк) вышла из влиятельной церковной семьи в Базеле и оказала большое влияние на жизнь Юнга.

В воспоминаниях Юнга о ранних годах, приведенных в “Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях”, мы видим, что он уже тогда он столкнулся со многими духовными дилеммами, которые потом помогли ему сформулировать ключевые теории. Одним из таких сновидений является сон, приснившийся ему в возрасте трех лет о сидящем на подземном троне фаллосе, который отождествлялся с “людоедом”. Юнг чувствовал, что этот сон представлял темную, хтоническую сторону Бога. В детстве Юнга светлая и любящая фигура Иисуса, отраженная в ортодоксальном христианском учении, играла небольшую роль. Юнг пришел к скрывавшейся во тьме хтонической стороне Иисуса.

Иисус казался мне в каком-то смысле богом смерти, полезным, правда, тем, что отгонял ночные страхи, но вместе с тем это был жутковатый, распятый на кресте кровавый труп. Любовь и доброта его, о которых так много говорили, казались мне сомнительными в первую очередь потому, что люди, чаще всего говорившие о «возлюбленном Господе нашем, Иисусе», носили черную одежду и глянцевые черные ботинки, напоминавшие о похоронах.

Другое важнейшее видение в ранние годы Юнга - это печально знаменитое видение “дерьма”. Летом 1887 года Юнг приближался к собору в Базеле, когда ему пришла мысль: “Мир прекрасен, и церковь прекрасна, и Бог, который создал все это, сидит далеко-далеко в голубом небе на золотом троне и…”. Проблема заключалась в том, что следовало за “и” - это был огромный кусок дерьма, падающий с неба на собор. Для Юнга эта мысль, которую он боялся додумать, представляла “самый страшный грех… грех против Святого Духа, который не прощается”. За несколько дней до того Юнг пытался предотвратить эту мысль, но это не удалось. Каким-то образом Бог заставлял его подумать о том, о чем подумать нельзя. Юнг пришел к заключению, что это Бог заставляет людей грешить, ведь без познания греха благодать не имеет смысла. Это осознание оказало на Юнга катарсический эффект, ведь теперь он мог позволить видению развиться в полную силу:

Я собрал все свое мужество, как если бы вдруг решился немедленно прыгнуть в адское пекло, и дал мысли возможность появиться. Перед моим взором возник кафедральный собор и голубое небо. Высоко над миром, на своем золотом троне, сидит Бог — и из-под трона на сверкающую новую крышу собора падает кусок кала и пробивает ее. Все рушится, стены собора разламываются на куски.

Вместо чувства вечного проклятия он почувствовал, будто камень упал с его плеч. Он понял, что переживание Бога необходимо, и такой посредник, как Церковь, не нужен.

Эти два переживания были важны, поскольку позволили ему понять, что Бог (или бессознательное) имеет автономное от сознания существование, и он может проявлять себя и как Бог Света (“дорогой Иисус”) и Бог Тьмы (“людоед”), воспринятый в виде его матери в фаллическом сне, и оба этих проявления божественности одинаково верны.

В школьные годы Юнг занимался и искусствами, и наукой, которая позже стала его основной дисциплиной. В 1900 году он получил медицинское образование и решил стать психиатром. Работая ассистентом врача в психиатрической клинике в Бургхольцли, Юнг обратил внимание на излишнюю важность, которая придавалась записыванию и анализированию симптомов, хотя это мало помогало в решении проблем, с которыми сталкивались пациенты. Это наблюдение привело его к попытке предпринять лечение с помощью различных психоаналитических техник, которая достигло определенного успеха.

В 1907 году завязалась его дружба с Фрейдом, сыгравшая в его жизни важнейшую роль. Вскоре Фрейд и Юнг вошли во взаимоотношения учитель/ученик, и Фрейд считал его своим “преемником”, а Юнг, который к этому времени был активно вовлечен в изучение и применение теорий психоанализа, был счастлив исполнить эту роль. Дружба и наставничество продолжались до 1912 года, когда они вступили в противоречия из-за открытий Юнга в работе “Символы трансформации”, особенно из-за главы VII, “Жертва”. В этой работе Юнг далеко отошел от важной для Фрейда теории сексуальности и ее отождествления с либидо, а также от вопросов инцеста в мировой мифологии. Хотя Фрейд стремился к буквальному прочтению инцеста, Юнг расширил понятие либидо далеко за пределы одной сексуальности и рассматривал инцест символически как интровертное единение с энергией матери. Юнг не мог согласиться с некоторыми аспектами модели Фрейда и подверг сомнению верность всей психоаналитической теории, особенно редукционистское отождествление либидо с сексуальностью. Начиная с 1913 года Юнг и Фрейд пошли разными путями. Это оказало разрушительное воздействие на Юнга, который впал в серьезную психическую нестабильность. В “ВСР” Юнг вспоминает, что глава “Жертва” оказалась его собственным жертвоприношением. В многом этот разрыв был необходим для того, чтобы развитие Юнга продолжалось, он сильно повлиял на его подход к бессознательному и увлечение алхимией. В алхимических терминах это было необходимой стадией нигредо или депрессии, которая предшествует Великой Работе.

Другой важный случай в его жизни (важный в алхимическом смысле) произошел в 1926-27 годах, когда благодаря Ричарду Вильгельму он познакомился с китайской алхимией. Познакомившись с восточной алхимией, Юнг обратился к корням западной алхимической традиции. Сначала он нашел алхимические труды непонятными. Символический язык, которым они были наполнены, заставил Юнга отложить свои попытки на два года. Но в конце концов он обратился к ним с новым усердием. Юнг обратил внимание, что во многих трактатах определенные фразы постоянно повторяются. Для облегчения изучения он составил лексикон из нескольких тысяч записей, которые содержали повторяющиеся слова и фразы. Он занимался этим около десятилетия.

В “ВСР” он утверждает:

Довольно скоро я обнаружил поразительное сходство аналитической психологии с алхимией. Опыты алхимиков были в каком-то смысле моими опытами, их мир — моим миром. Открытие меня обрадовало: наконец-то я нашел исторический аналог своей психологии бессознательного и обрел твердую почву. Эта параллель, а также восстановление непрерывной духовной традиции, идущей от гностиков, давали мне некоторую опору. Когда я вчитался в средневековые тексты, все встало на свои места: мир образов и видений, опытные данные, собранные мной за прошедшее время, и выводы, к которым я пришел. Я стал понимать их в исторической связи.

Для Юнга аналитическая психология была формой внутренней алхимии (в противоположность прямым попыткам трансмутации физических веществ в золото), которая позволяла привести содержания бессознательного к свету сознания, подобно тому, как алхимики стремились очистить фрагментированный грубый материальный мир и превратить его в целостный, наполненный божественностью рай на земле. Юнг чувствовал, что алхимия была отражением психических процессов и нигде этот процесс не мог быть изображен лучше, чем в Конъюнкции.

Алхимическая Конъюнкция как психологический процесс

Алхимию обычно изображают как примитивную псевдо-науку, занимающуюся вопросами превращения основных металлов, таких как свинец, в золото. На определенном уровне это определение алхимии верно. Есть много текстов, посвященных именно этой трансмутации, однако это еще не вся алхимия. Некоторые алхимики, например Герхард Дорн (около XVI в.) указывают на более сложное и глубокое значение алхимии, значение, которое превосходит чудесный, но полностью мирской процесс создания золота. Для Дорна алхимический процесс ведет не к трансмутации свинца, но к трансформации самого индивида посредством единения с основами бытия, воспринимаемыми во всем. Эта психологическая интерпретация алхимии сразу приковала внимание Карла Юнга и оказала большое влияние на его жизнь и психологию. Юнг посвящает психологической интерпретации алхимии много работ. В четырнадцатом томе Собрания Сочинений, в главе, озаглавленной “Конъюнкция” Юнг приравнивает алхимический процесс к индивидуации. Цель это главы - рассмотреть алхимическую конъюнкцию и приложение психологической парадигмы Юнга к этому процессу.

Конъюнкция

Образность и символы алхимии могут оставить впечатление сложности, граничащей с непостижимостью. Некоторые образы представляют собой андрогинные фигуры, другие - тела, пронзенные и расчлененные мечами, копьями и серпами. В любом случае эти образы или символы указывают на части большого процесса. Каждый символ характеризует определенный момент в алхимической трансформации. Например, мы можем рассмотреть символ смерти и погребения как предварительную стадию алхимического процесса, нигредо (почернение) и путрефакцию prima materia. Для алхимика этот образ указывает не на буквальную смерть, но на важное предвестие алхимического воскрешения. Нигредо уничтожает старое и приуготовляет дорогу новому, как сказано: “гниение - замечательный кузнец”.

В главе “Конъюнкция” Юн утверждает, что алхимики стремились объяснить то, что они не могли “рационально” понять, потому им приходилось использовать алхимический процесс как аналогию духовного восхождения. Он справедливо указывает, что нет причин отбрасывать открытия или практику алхимии только потому что они могут не иметь смысла для современного “утонченного” разума. Следует просто помнить, что определенные алхимические предположения, такие как связь между истиной и материей, являются продуктом того периода, но они могут иметь равное значение и для современной психологии.

Нигредо

Предварительная стадия алхимической Конъюнкции - это нигредо или “почернение”. В алхимии материя нагревается или сжигается для того, чтобы очистить ее от примесей. Эта prima materia, которая должна быть очищена - это Меркурий, с которым мы встретимся позже.

Юнг описывает этот первичный алхимический процесс как эквивалент столкновения с тенью. Юнговское определение Тени имеет алхимический оттенок, который помогает понять связь между психологией и алхимией:

Тень представляет собой моральную проблему, бросающую вызов личностному эго в целом, ибо ни один человек не в состоянии осознать свою тень, не приложив серьезных усилий морального характера. Ее осознание предполагает признание реального присутствия темных аспектов личности. Акт подобного признания - существеннейшее условие самопознания любого рода; и, как правило, для совершения его нужно преодолеть немалое сопротивление.

Как и следует из вышеприведенной цитаты, нигредо сходно по своей природе со встречей с тенью. В CW14 мы видим другое определение нигредо:

Столкновение с тенью сначала порождает неустойчивое равновесие, паузу, которая мешает принятию моральных решений и делает убеждения неэффективными или даже невозможными. Все становится сомнительным, потому алхимики называли эту стадию нигредо, tenebrositas, хаос, меланхолия.

Таким образом, первая стадия алхимического процесса - это почернение Меркурия или столкновение с Тенью. Чтобы лучше понять почернение, нам необходимо больше узнать о сложной природе Меркурия.

Меркурий

Меркурий - это очень замысловатая концепция в алхимии и, возможно, еще более сложная в психологии Юнга. Меркурий - это не только основная субстанция, которая проходит через трансформацию, но также и конечный результат алхимического процесса. Меркурий подразделяется на три типа: Mercurius masculinus, Mercurius foemineus и Mercurius menstrualis. Эти три типа соответствуют мужскому, женскому и универсальному аспекту одного и того же образа. Психологически Меркурий - это и символ самости, и коллективного бессознательного. Подобно римскому богу, бывшему одновременно целителем и вором, Меркурий одновременно рассматривается и как лекарство, и как яд. Его двойственная природа очень подходит к бессознательному, которое может быть либо интегрировано как форма психологического лекарства, либо вызвать психологическую или даже физическую травму. В CW 13 Юнг дает резюме природы Меркурия:

Меркурий состоит из всех мыслимых противоположностей.

Он и материален, и духовен.

Он - это процесс, посредством которого низший материал трансформируется в высший и духовный, и наоборот.

Он - дьявол, спасительный психопомп, неуловимый трикстер и отражение Бога в природе.

Он также отражение мистического опыта творца, аналогичного opus alchymicum.

Как таковой он представляет с одной стороны самость, а с другой процесс индивидуации и из-за бесконечного количества имен также коллективное бессознательное.

Вообще говоря, первые пять аспектов суммируются в шестом. Иными словами, первые пять атрибутов отражают некоторый аспект психологического процесса алхимии. Образ Меркурия активно рассматривается в CW 12, 13 и 14, потому глубокое изучение природы Меркурия выходит за рамки этого труда. Важно запомнить, что Меркурий представляет разнообразные аспекты или уровни алхимического/психологического процесса.

Чтобы Меркурий стал символом алхимического Делания или индивидуации, он должен пройти определенные трансформации или стадии, которые известны как Конъюнкция (Объединение). Эти три стадии, согласно Дорну, терминологию которого использует Юнг - unio mentalis, caelum и unus mundus.

Три стадии Конъюнкции

В алхимии существует важное космологическое представление о том, что вселенная изначально была целостной, а посредством акта Творения реальность оказалась разделенной. Цель алхимика - восстановить эту целостность в финальной стадии Конъюнкции (unus mundus). В алхимическом мире творения человек разделен на три части. Первая часть - это дух, который соответствует алхимической субстанции Сульфуру. Вторая часть - это душа, которая соответствует Меркурию. Последняя часть - это тело или Соль. Таким образом, индивидуум - это тело и дух с душой, которая причастна обоим.

Обращаясь к священным элементам алхимии, мы обнаружим, что Огонь и Воздух соединяются, образуя Сульфур, Воздух и Вода образуют Меркурий, а Вода и Земля создают Соль. В этой последовательности Огонь не испытывает ничьего воздействия (и потому он наиболее активный и “духовный”), а Земля ни с кем не объединяется, а потому принимает все, что приходит к ней. Потому она наиболее пассивна и “телесна”. Сульфур соединяется с Меркурием, образуя “Мужчину”, а Меркурий и Соль образуют “Женщину”. Вместе Мужчина и Женщина образуют “неразрушимое Единое”.Это неразрушимое Единое в сущности сходно с квинтэссенцией, quinta essentia; оно также является символом целостности засчет своего квартерного устройства. Эдингер в своих лекциях связывает эту эволюцию от основных элементов к неразрушимому Единому с пифагорейским тетрактом и каббалистическим Древом Жизни.

Возвращаясь к процессу Конъюнкции, мы должны понять, что человек в творении является психологически сегметированным существом. Существует разделение между телом и миром, между душой и телом и между душой и духом. В алхимических терминах эта расщепленная реальность может быть названа unio naturalis.

Душа стоит посредине между духом и телом. Как Меркурий, душа (анима/анимус) может быть “доброй с добром или злой со злом”. Она может войти в настоящий союз с телом или духом. Юнг утвержает, что поскольку “душа оживляет тело, как ее саму оживляет дух, она стремится служить телу и всему телесному, чувственному и эмоциональному” и потому должна быть отделена от него в первом алхимическом действии. Юнг описывает цель unio mentalis как “достижение полного знания высот и глубин собственной личности”.

Unio mentalis, первая стадия Конъюнкции, может быть описана как отделение души от тела духом, что ведет к объединению души и духа против тела. В алхимических терминах это значит, что дух ведет впечатлительную душу к духовному, прочь от “природного” мира телесных склонностей. Психологически это достигается через “интроверсию, интроспекцию, медитацию и осторожное исследование желаний и их мотивов”. Отвращаясь от чувственного мира, человек обращается к работе над Конъюнкцией. Объединение души и духа происходит одновременно в разуме индивидуума и разуме Бога. Это процесс, который происходит, так сказать, одновременно в Микрокосме и Макрокосме.

Хотя Юнг приравнивает первую стадию Конъюнкции к процессу “индивидуации”, более точно рассматривать весь алхимический процесс как индивидуацию и восстановление “единства” с миром. Это будет детально рассмотрено далее. Процесс индивидуации схож с “добровольной смертью” старой личности, которая была подвержена влиянию желаний личности и бессознательных проекций. В психологических терминах союз тела и души в unio mentalis равнозначен “налаживанию эго-личностью диалога со своей обратной стороной, тенью”. В алхимии эта стадия известна как альбедо и процесс побеления. Для обретения новой и устойчивой интеграции сначала должно быть совершено отделение души от тела. Это высшее отделение играет важную роль на первой стадии. Однако ментальный союз - это только первый шаг алхимического процесса, поскольку “первый союз еще не делает человека мудрым, лишь подготавливая его к мудрости”.

Вторая стадия Конъюнкции приводит к реинтеграции нового союза души/духа с телом и символизируется “химической” свадьбой или бракосочетанием. На первой стадии происходило единение анимы с высшими ментальными способностями, такими как рациональность, озарение и моральное различение. Однако, если бы процесс закончился на этом, человек выполнил бы лишь малую часть Работы. Процесс:

может начаться как чисто интра-психический unio mentalis интеллекта или разума с Эросом, представляющим чувства. Такая внутренная операция очень много значит, поскольку приводит к углублению самопознания, а также к взрослению личности, но ее реальность скорее потенциальна и проверяется только единством с физическим миром тела.

Что интересно, Юнг считает, что алхимики этой второй стадией подготовили путь для теологического рассмотрения Марии. Unio mentalis изображается Отцом, Сыном и их единством в голубе. Вторая стадия Конъюнкции символизируется фигурой Марии, представляющей телесный, “пассивный” и “феминный” принцип мира. Возможно, еще более важно то, что она показывает исключительную важность включения тела в окончательное единство противоположностей.

На второй стадии алхимик должен стремиться воплотить единство высших способностей в материальные компоненты (т.е. химические вещества и минералы) алхимического процесса. В сущности, это означает новый союз души/духа с телом. Это действие является конкретизацией их духовных идеалов. Другими словами, озарения, полученные от unio mentalis, делаются “реальными” или прагматическими. Здесь Юнг дает пример того, как вторая стадия связана с процессом индивидуации:

Вторая стадия конъюнкции, таким образом, состоит в сотворении реальности человека, который обрел некоторое знание о своей парадоксальной целостности… Большая сложность, однако, здесь заключается в том, что никто не знает, как парадоксальная целостность человека может быть осознана. Это и есть загадка индивидуации…

Чтобы завершить вторую стадию, нужно получить caelum. Caelum равнозначен квинтэссенции или небесной истине (Царству на земле). Небесная истина психологически - это самость как imago Dei индивидуума, которая обнаруживается в тех темных тайниках, которые были сожжены на первой стадии. Caelum - это “символический обряд, выполненный в лаборатории. Его назначение в том, чтобы создать в форме вещества ту “истину”, небесный бальзам или жизненный принцип, идентичный образу Бога”. Психологически caelum был “представлением процесса индивидуации при помощи химических веществ и процедур или того, что мы теперь называем активным воображением”. Сотворение caelum может произойти спонтанно или искуственно при помощи определенных техник, таких как прослеживание сна или фантазии вплоть до их источника. Caelum “как правило появляется, когда анализ привел к констелляции противоположностей столь мощной, что единение или синтез личности становится настоятельной необходимостью”.

Эдингер подводит резюме роли caelum:

В бессознательном состоянии Самость выражает себя через идентификацию с эго. Эго и Самость смешиваются друг с другом, и Самость выражает себя через удовольствие и силу, которая управляет эго. После того, как достигнуто unio mentalis, Самость, или imago Dei, все еще остается в останках эго-тела и должна быть спасена; это достигается выделением caelum. Это приводит к тому, что универсальная верность “эгоичности”, эго и устремления к собственному центру вновь подтверждаются на сознательном и дифференцированном уровне. Это и символизирует caelum.

В сущности, caelum помогает убрать самость из эго-тела и всех его проекций, объединяя душу, осведомленную духом, с телом, которое теперь воплощает бессознательное. Как только caelum будет спасен из пепла нигредо, к квинтэссенции должны быть добавлены определенные вещества.

Символические составляющие Микстуры

Первый ингридиент, который нужно добавить в микстуру - это мед. Мед “психологически выражает радость жизни и жажду жизни, которая превосходит и уничтожает все темное и подавляющее”. Соглано Эдингеру, “необходимо излить в сосуд все то, что вы считаете приятным, желанным, то, к чему вы стремитесь. Во время прохождения стадии unio mentalis вы должны были оставить все это позади, но теперь настало время вернуться”. Однако мед может обернуться смертельным ядом, если человек пристрастится к радостям, за контроль над которыми он сражался во время unio mentalis.

Второй ингредиент - это чистотел (Chelidonia) [sic]. Важнейшая часть этого растения - четыре золотых листа (синоним философского золота). Для Юнга этот цветок представляет “акцентуацию на ценности: добавление чистотела проецирует высшую ценность, идентичную квартерности самости, на микстуру”. Третий ингредиент - это розмарин, который по Юнгу приносит в микстуру различные качества. На одном уровне розмарин представляет духовную и супружескую любовь. На другом он может символизировать память, которая “ставит вопрос о роли памяти в процессе индивидуации”. Эта память не позволяет человеку забыть, что у него есть тело, в которое нужно вернуться. Если этой памяти не будет, человек может навечно застрять на стадии unio mentalis.

Четвертый ингредиент - это растение пролесник (Mercurialis), которое позразделяется на женское и мужское. Если розмарин представляет духовную любовь, то пролесник - сексуальность. Добавление сексуальности демонстрирует, что сексуальное либидо, энергия и страсть - необходимая часть смеси. С пролесником связана красная Лилия, эквивалентная одновременно мужскому партнеру по химической свадьбе и квинтэссенции Сульфура. Согласно Юнгу, “с этим образом [красная Лилия] адепт смешивает себя с напитком, так сказать и, чтобы сделать связь нерушимой, он добавил человеческой крови как следующий ингредиент”. Добавление крови алхимика символизирует важнейшую связывающую силу между телом и очищенной душой unio mentalis.

Вышеописанный напиток теперь составлен и соединен с caelum. Таким образом, caelum приносит в повседневную жизнь то, что некогда было лишь абстрактным осознанием. В алхимических терминах эта стадия называется рубедо или покраснение. Хотя эта смесь есть очищение изначального unio naturalis, все еще существует третья и последняя стадия, которой должен достичь алхимик. Третья стадия известна как unus mundus.

Третья стадия Конъюнкции описана Эдингером как:

союз предварительно соединенных веществ с миром, говоря простыми словами. Говоря более точно, третья стадия - создание или реализация unus mundus - трансцендентного символического условия, которое выходит за пределы всяческого понятного или адекватного определения. Он указывает на высочайший опыт единения, в котором субъект и объект, внутренне и внешнее трансцендируются в переживании единой реальности…

Эдингер не может точнее описать эту стадию. В действительности он утверждает: “я думаю, не в нашей власти дать более точное описание, поскольку он означает союз с целостностью, тотальностью, которая достижима в полном смысле этого слова только в опыте смерти”. Юнг не столь резок, но и он указывает, что unus mundus не так-то легко описать словами, поскольку это - цель и завершение всего процесса. В конечном счете unus mundus - это “не слияние индивидуума с его окружением и не приспособление к ней, но unio mystica со всем потенциальным миром”. Потенциальный мир в сущности эквивалентен идее “основания бытия”.

Юнг упоминает, что Дорн, в отличие от других алхимиков своего времени, не верил, что получение lapis - это конечная стадия алхимического процесса. Получение камня происходит еще на второй стадии. Это делает третью стадию еще более эзотеричной и важной, чем вторая. Дорн сравнивает unus mundus с “Единым и Простым”. Для Дорна третья и последняя стадия Конъюнкции:

была единением всего человека с unus mundus. Под этим он имел в виду… потенциальный мир первого дня творения, когда еще ничего не “было”, т.е. не было разделено на два и многое, но все еще пребывало в едином.

Юнг утверждает, что Дорн не имел в виду буквальное слияние человека с окружающим миром. но unio mystica с потенциальным миром, который существует как сущность материального мира. Дорн осознавал, что никто не может воистину и во всей полносте достичь третьей стадии, поскольку она является полным постижением того, что Бог присутствует в человеческом существе и видением мира через глаза Бога. Иными словами, человек становится Богом на Земле. Однако термин unio mystica не обязательно отражает трансцендентальное или теологическое единство, но может указывать на психологическое единство, в котором грань между религиозным и психологическим опытом размывается. Юнг заключает, что эта третья стадия является универсальной концепцией, которую мы можем найти и в иных духовных традициях, таких как индуизм, буддизм и даосизм. По этой причине он обращается к западному читателю, который может нетерпимо относится к мистической риторике:

Я хочу посоветовать критичному читателю отложить свое предубеждение и хотя бы раз попытаться пережить на своем опыте тот процесс, который я описал или же отказаться от осуждения и признать, что он ничего не понимает. Тридцать лет я изучал эти психические процессы во всех мыслимых условиях и убедился, что алхимики, так же, как и великие философы Востока, указывают на одинаковый опыт, и если мы называем его “мистическим”, то это говорит только о нашем невежестве в делах души.

Из тона вышеприведенной цитаты ясно, что Юнг чувствовал, что алхимический символизм как отражение психологического процесса крайне важен для глубокого понимания сущности бессознательного и его связи с сознанием.

Юнг определяет третью стадию как синтез сознания с бессознательным. Как и Дорн, Юнг считал, что полное и постоянное психологическое единство на всю оставшуюся жизнь было теоретически невозможно, ибо невозможно соединить то, что осознано с тем, что никогда не будет осознано полностью.

Попытка пережить unus mundus имеет далеко идущие психологические последствия. На этой стадии Меркурий претерпевает свою финальную трансформации на пути к единению. Хотя Эдингер утверждал, что, вероятно, единственным путем к полному осознанию тотального единства противоположностей является опыт окончательного перехода, т.е. смерти, Юнг в своих работах считал, что это объединение должно быть предпринято и осознано (не важно, насколько фрагментированно) здесь и сейчас. По-видимому, это опыт единства встречается и в Ригведе, и у христианских мистиков, и у суфиев, даосов, тибетских практиков тантры - не упоминая уже Юнга, Грофа, Уилбера и прочих. В каждом случае переживание кратко, но достаточно сильно для того, чтобы полностью изменить мировоззрение человека. Точно так же окончательная актуализация Самости является только проблеском, который никогда не реализуется полностью.

Резюме трех стадий Конъюнкции

В психологических терминах весь алхимический процесс - это попытка индивидуума в пределах нечетко очерченной традиции объединить все противоположности в человеческой душе при поддержке Самости. Предварительная стадия Конъюнкции - это нигредо или почернение, которое требует от индивидуума “сжечь” основные части души. Иными словами, нигредо символизирует столкновение с подавленным теневым материалом.

После того, как тень выводится к сознанию (опять-таки, до конца этот процесс довести невозможно), начинается сама Конъюнкция. Первая стадия Конъюнкции - это unio mentalis или ментальное единение. Здесь “дух” отделяет “душу” от служения телесным склонностям. Согласно алхимической традиции душа как Меркурий стоит между телом и высшими моральными устремлениями духа. Предоставленная самой себе, душа устремляется к телу, так что необходимы интенсивные аскетические практики для того, чтобы она “осмелилась” взлететь к духу. Назначение этик практик - способствовать самопознанию.

После того, как “одухотворение” души будет закончено, союз души и духа должен быть реинтегрирован с телом. Если не совершить реинтеграцию, человек просто останется “жить в голове” без всякого основания в физическом мире или же с аскетизмом, который отрицает тело. Возвращение к мире происходит через caelum, который является божественной искрой, обнаруживаемой в прахе нигредо. Caelum - это состояние, в котором одухотворенная душа воплощается в тело. Действительное воссоединение с телом может случиться только когда caelum отделен и приготовлен из остатков нигредо.

Прежде чем может произойти воссоединение, необходимо добавить другие психологические “ингридиенты”. А именно: мед как те приятные аспекты жизни, которые были отброшены во время unio mentalis, чистотел (Chelidonia) как сущность квартерности и целостности, розмарин, представляющий супружескую и духовную любовь, затем пролесник (Mercurialis), представляющий сексуальность во всех ее воплощениях (Эдингер также считает, что он указывает на память, необходимую для объединения с телом), за пролесником следует красная Лилия, символизирующая адепта, добавляющего себя в микстуру и, наконец, кровь - необходимейший для реинтеграции с телом и его реальностью ингридиент.

Согласно Дорну, lapis обретается на этой стадии. Теперь работа алхимика выполнена. Но существует и третья стадия, высоко “мистическая” и духовная по своей природе. Unus mundus отмечен разрешением всех противоположностей в душе. Индивидуум отныне освобождается от психологических напряжений, которые и подтолкнули его к алхимическому процессу. Дорн не отваживается описать эту стадию. Мы знаем только то, что для Дорна это единство с “Единым и Простым” или миром до сотворения противоположностей (т.е. разделения на субъект и объект), но в контексте воплощенного сознания. Юнг считал теоретически невозможным постоянно пребывать в состоянии unus mundus. Но он думал, что для человека возможно знать аспекты и сознания, и бессознательного при помощи посредника, т.е. Самости или Меркурия. На этой стадии Самость - это связь с коллективным бессознательным и индивидуальным сознанием, которое теперь свободно от психологических проекций unio naturalis. Однако следует осознавать, что весь этот процесс от работы с тенью до интеграции - это процесс постоянно продолжающийся, не предполагающий завершения. В индивидуации нет быстрого успеха. Психологический алхимик должен постоянно с неослабным вниманием пребывать в своей внутренней лаборатории. Прежде чем продолжать, будет благоразумно рассмотреть интерпретацию процесса Конъюнкции, сделанную Эдингером.

Эдингер рассматривает процесс Конъюнкции как два разных движения, вниз и вверх. Движения и “вверх”, и “вниз” происходят в три шага и четыре стадии. Первая стадия представляет состояние изначальной целостности, предшествующей сознанию. Первый переходный шаг, шаг (а), ведет к первому разделению. На этом шаге самость разделяется на два, соответственно “мотиву Мировых Родителей”. Вторая стадия - начало развития эго, характеризующаяся разделением на объект и субъект. В этой точке эго переживает себя как отдельное от мира, хотя оно все еще находится в полярности между Природой (Матерью) и Духом (Отцом). Шаг (b) представляет полное отделение от Матери (Природы). Третья стадия - это автономное, независимое мышление. Шаг (c) приносит отделение от Отца (Духа). Наконец, четвертая стадия характеризуется автономным независимым бытием, состояние, в котором изначальное единство дифференцировано на четверичную множественность. К этому времени индивидуум полноценно живет в мире. По-видимому, эта стадия эквивалентна unio naturalis.

В конечном счете четвертая стадия начинает терять свой блеск. На четвертой стадии индивидуум обладает полной психической дифференциацией и является полноценным членом общества, но ощущение недостаточности этого состояния бытия начинает вызывать страдание. Алхимически это соответствует распаданию четырех элементов. Как только эта недостаточность укореняется, начинает процесс индивидуации по направлению “вверх”, к целостности.

Первый шаг, шаг (а) соответствует unio mentalis Конъюнкции. Эдингер приравнивает его к упрощенному анализу тени. Этот шаг отмечен отделением эго от бессознательного, позволяя ему взглянуть на свои желания и проекции. Это ведет человека к стадии 3 и следующем шагу, шагу (b). Шаг (b) - это соединение души/духа с телом. Когда это достигнуто, индивидуум переходит на вторую стадию. Здесь эго достигает принятия противоположностей и способно выносить парадокс душевной дву-сторонности. Во время этого важного и таинственного процесса индивидуум совершает шаг (c) или unus mundus, который ведет к стадии 1, на которой доминирует универсальная целостность. Шаг (c) представляет единство эго с самостью и миром. Согласно Эдингеру, на этом уровне “время и вечность объединяются и властвует синхронистичность”. Хотя Юнг описывает не точно такой же процесс, интерпретация Эдингера служит полезной амплификацией к описанию алхимического процесса, данному Юнгом. Два вопроса, которые не были должным образом рассмотрены, но которые остаются крайне важными для Конъюнкции - это психологический стресс, который служит катализатором всего процесса и роль активного воображения в последующем облегчении этого стресса.

Устремление к целостности и активное воображение

Может возникуть впечатление, что Конъюнкция - это лишь сидение и пассивное наблюдение за процессами в души при помощи медитации. Однако человек претерпевает процесс по одной главной и непреодолимой причине. Причина эта, как утверждает Эдингер, в том, что индивидуум неудовлетворен миром вокруг себя, а также субъективным откликом на воспринимаемый мир. В результате этой неудовлетворенности он вынужден начать процесс индивидуации. Это устремление порождается желанием самости стать сознательной в бессознательном. Если человек решить проигнорировать это желание, последствия могут психологически катострофическими.

Как только начинает обнаружиться парадоксальная природа души, эго испытывает сильный стресс. Если эго останется в этом состоянии проекции, оно может оказаться неподготовленным к процессу индивидуации. Поэтому нигредо является подготовительной стадией Конъюнкции. Без депрессии (почернения), которая уничтожает проекции эго, процесс никогда не сможет пройти должным образом. В “Стадиях жизни” Юнг обсуждает развитие души по различным стадиям жизни. Вся жизнь, согласно Юнгу, - это серия столкновений, так сказать, сознательной жизни и жизни бессознательной. Юнг делает следующее замечание:

В заключение я хотел бы вернуться ненадолго к сравнению с солнцем. Сто восемьдесят градусов дуги жизни делятся на четыре части. Первая четверть, лежащая к востоку,-это детство, состояние, в котором мы являемся проблемой для других, но еще не осознаем собственных проблем. Осознанные проблемы заполняют вторую и третью четверти, тогда как в последней четверти, находясь в глубоко преклонном возрасте, мы вновь опускаемся в такое состояние, когда независимо от качества нашего сознания мы опять становимся некоторой проблемой для других.

В детстве нет осознаваемых проблем, поскольку, согласно Юнгу, нет полностью развитого чувства сознания. В случае старости человек все глубже и глубже соскользает в бессознательное, оставляя многие конфликты сознания позади. Единственная стадия жизни, на которой конфликты можно обнаружить - это средний возраст. В среднем возрасте человек начинает сомневаться в том выборе, который сделал и видит, насколько односторонним был его успех и потому стенает по прошлому или жаждет будущего, чтобы получить ответы и найти смысл в нынешних конфликтах. Процесс Конъюнкции - это не пример обращения к прошлому или будущему в поисках смысла, но попытка здесь, в настоящем, сделать сознательными бессознательные конфликты, чтобы встретить их и получить лучшее понимание их содержания, чтобы контролировать их. Действительный процесс Конъюнкции соответствует психологической практике, развитой Юнгом и называемой активным воображением.

Юнг нашел, что фрейдистские практики, такие как свободные ассоциации, неэффективны в деле предоставления бессознательному возможности дать о себе знать. Свободные ассоциации, по Юнгу, просто движутся от комплекса к комплексу без следования одному отдельному комплексу вплоть до его корней в бессознательном. Чтобы избавиться от этих ограничений, Юнг развил средства, предоставляющие бессознательному посредника, при помощи которого оно может быть приведено к сознанию. Этот метод был назван активным воображением.

В работе Юнга “Трансцендентальная функция” он дает описание практики активного воображения. В терапии эта практика дает пациенту и терапевту исключительно полезный инструмент для разоблачения бессознательных комплексов. На личностном уровне она дает индивидууму “путь достижения свободы собственными усилиями и путь нахождения смелости быть собой”. Юнг обнаружил, что практика активного воображения эффективна в раскрытии бессознательного материала, что она более податлива и эффективна, чем простое анализирование сновидений. Когда анализ сновидений и активное воображение применяются вместе, бессознательный материал становится гораздо более понятным. В реальном приложении активное воображение предоставляет человеку возможность восстановить сон или последовательность снов и гораздо менее бессознательно проследовать по нему до самого завершения.

Согласно Юнгу, сознание и бессознательное действуют друг на друга компенсаторным образом. Юнг перечисляет четыре причины этого. Важнейшая причина в свете Конъюнкции - четвертая:

Бессознательное содержит все возможные фантазии, которые еще не достигли порога осознания, но которые с течением времени и в подходящих условиях достигнут света сознания.

Терапевт и пациент могут ускорить появление этих фантазий посредством активного воображения.

Активное воображение - это в сущности наблюдение и следование за фантазией или сном без вмешательства в него, пока оно не будет полностью приведено к сознанию. Метод активного воображения может заключаться в простом записывании всех мысленных фантазий и анализирование результата. Точно так же может использовать рисование образов из сна, предоставляющее терапевту и пациенту видимый объект для обсуждения. Другие формы искусства, например, танец, могут быть использованы столь же эффективно. В каждом случае дело заключается не в совершенстве или демонстрировании навыков.

Конъюнкцию можно рассматривать как форму активного воображения par excellence. Даже само выражение “искусство алхимии” говорит о том, что дело заключается в практике, а не в псевдонаучном понимании. В действительности Конъюнкция структурирована таким образом, что индивидуум приводит к сознанию посредством проекции на prima materiai те бессознательные фантазии, которые находятся у порога осознания, а затем погружается еще глубже, пока не будет достигнута самость как посредник между Макрокосмом и Микрокосмом во всей ее противоречивости.

Резюме второй главы

Конъюнкция - это не дело досуга и любопытства. И она не для тех, кто увяз в бессознательном и потерял связь с “реальным” миром. В любом случае Конъюнкция может оказаться очень болезненной психологически. Как продемонстрировали Юнг и Эдингер, Конъюнкция представляет собой способ восхождения над природным и устремления к универсальной целостности. И хотя это устремление может быть интерпретировано исключительно психологически, его можно также понять как нечто, выходящее за пределы ограничений индивидуального опыта.

Юнг как эмпирик никогда не настаивал, что Конъюнкция ведет к Божественному Существу, с которым взаимодействует алхимик. Однако он признавал духовную суть алхимической традиции. Юнг понимал, что алхимики использовали эзотерические слова и символы из их современности, чтобы объяснить то, что ныне считается по своей природе психологическим. Юнгианская психология близка к алхимии в теориях архетипа, синхронистичности. Возможно, через четыре сотни лет люди будут смотреть на труды Юнга и удивляться, насколько причудливым было наше понимание души, так же, как и мы сейчас смотрим на алхимию. Представления Юнга об алхимии и Конъюнкции лучше, чем что бы то ни было доказывают, насколько сложным является положение человека в мире. Гораздо проще оставаться несведущим относительно собственных проекций и жить в состоянии unio naturalis, чем пройти испытания и достигнуть самопознания посредством Конъюнкции. Юнг был абсолютно прав, когда написал: “Самопознание - это приключение, которое может увести нас неожиданно далеко и глубоко”.

На своем опыте и опыте своих пациентов Юнг обнаружил, что в человеческой душе существует внутренная нужда, и сознательная, и бессознательная, устремление к единству и целостности. Оставленное без внимания, это устремление может привести к разнообразным психологическим и физиологическим осложнениям. Для тех, кто активно стремится привести к сознанию бессознательные части души, будь это решение сделано путем бессознательной мотивации и личной волей, оно является их трансформирующим Magnum Opus. Для Юнга ничто не было “только психологией”. Каждое восприятие или предположение заимствуется из души. Однако душа не полностью субъективна. Существует автономное и потенциально злонамеренное присутствие, которое может перехватить управление и манипулировать эго-развитием. Чтобы привести эту бессознательную потенциальность к сознанию, индивидуум должен понять и интегрировать эти кажущиеся чужеродными атрибуты.

Для Юнга символизм и мифология алхимии отражали человеческую попытку экстериоризировать внутренние процессы души. Конъюнкция ясно открывала этот процесс, и в результате Юнг очень много времени провел, изучая этот символизм. Некоторые критики могут рассмотреть эту амплификацию алхимии как излишнию для понимания юнговской модели души. В действительности алхимическая традиция с ее высокоабстрактным языком сложной образности в некоторых случаях более точна, чем медицинский жаргон современной психиатрии. Если мы считаем, что бессознательное общается символами, тогда символический язык будет гораздо более подходящим, чем ограниченный дискурсивный письменный язык.

C.G. Jung, CW 8, The Structure and Dynamics of the Psyche, p. 133. Курсив Юнга.

C.G. Jung, CW 8, The Structure and Dynamics of the Psyche, p. 138.

C.G. Jung, CW 9i, The Archetypes and the Collective Unconscious, p. 79.

Личное бессознательное Юнга соответствует понятию “бессознательного” в теории Фрейда.

C.G. Jung, CW 8, p. 133, The Structure and Dynamics of the Psyche. Квадратные скобки мои.

C.G. Jung, CW 9ii, p. 3

C.G. Jung, CW 9ii, p. 266

C.G. Jung, CW 8, The Structure and Dynamics of the Psyche

К.Г. Юнг, “Воспоминания, сновидения, размышления”.

Первая попытка психоаналитического лечения была предпринята Юнгом в 1904 году при лечении Сабины Шпильрейн (1885-1941) от истерии.

Из “Viridarium” (1624) Столциуса вон Штольценберга (Stolcius von Stolcenberg). Эта форма очищающего символизма характерна также для Ату XIII Таро, Смерть.

“Благодаря средневекому невежеству в области химии и психологии и недостатку всякого эпистемологического критицизма две категории [“истина” и “материя”] могут легко смешиваться, так что вещи, которые, казалось бы, не имеют осознаваемой связи между собой, оказываются во взаимных отношениях” CW 14. Квадратные скобки мои.

“В самом начале вы встречаете “дракона”, хтонического духа, “дьявола” или, как алхимики это называли, “черноту” или нигредо, и эта встреча порождает страдание… На языке алхимиков материя страдает, пока нигредо не исчезнет…” Юнг цитируется по: C.G. Jung Speaking, pp.

228E In: Edinger, Edward F. The Mvsterium Lectures, Toronto: Inner City, 1995, p. 157

“Меркурий - это prima materia. Он должен быть растворен в самом начале работы, а растворенные тела затем превращаются в “духов”. Трансформация происходит через путрефакцию, которая синонимичка нигредо, могиле и смерти”. CW 14, стр. 501

C.G. Jung, CW 14, p. 497

“Меркурий - это камень не только как prima materia, но и как ultima materia, цель Делания” Ibid., p.501

Ibid., p. 462

“Меркурий алхимиков - это персонификация и конкретизация того, что мы сегодня называем коллективным бессознательным” Ibid. p. 462

“Если требование самопознания, выдвигаемое судьбой, отклоняется, этот негативный подход может закончиться реальной смертью”. Ibid. p. 474

C.G. Jung, CW 13, p. 237

Важно отметить, что Сульфур имеет позитивную и негативную стороны (Sulphur duplex). Так что хотя Сульфур участвует в путрефакции, он также является физическим представлением солнечной (активной) энергии. См. Jung, CW 14, pp. 127-128.

Эта концепция схожа с каббалистическим Древом Жизни, в котором Малкут держит на себе все Древо.

Jung, CW 14, p. 472

Ibid., p. 474

Ibid., p. 472-3

Ibid., p. 471. Unio mentalis, внутреннее единство, которое мы теперь называем индивидуацией, он [Дорн] считал психическим равновесием противоположностей”. Квадратные скобки мои.

Ibid., p. 497

Ibid., p. 465

Ibid., p. 466

Ibid., p. 476

Ibid., p. 535

Первый шаг идентичен работе с Тенью.

Краткий, но адекватный пример этого факта можно найти в CW 8, pp. 72-73. В конечном счете столкновение с тенью/unio mentalis никогда полностью не завершается. “Летучая сущность осторожно закрывается и содержится в герметическом сосуде unio mentalis, и не оставляется ни на мгновение, ведь неуловимый Меркурий может освободиться и вернуться к своей природе, что, согласно свидетельствам алхимиков, случается не так уж редко”.Jung, CW. 14, p. 522

“Великая сложность здесь заключается в том, что никто не знает, как может быть осознана парадоксальная целостность человека” CW, 14, p. 476

Перевод Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики