IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 06 августа 2009 22:41

Ллойд Келтон Кин Глава четвертая Кроули и Юнг: сравнение

Ллойд Келтон Кин

Глава четвертая Кроули и Юнг: сравнение

Человек может быть всем тем, что он воспринимает и использовать это же, ведь все, что он воспринимает, в определенном смысле является частью его существа. Потому он может подчинить всю осознаваемую им Вселенную своей индивидуальной Воле.

Алистер Кроули, Liber ABA

Насколько мы в состоянии сегодня понять, единственный смысл человеческого существования состоит в том, чтобы зажечь свет во тьме примитивного бытия. Пожалуй, можно предположить, что бессознательное имеет над нами такую власть, какую имеет над ним наше сознание.

Карл Густав Юнг, “Воспоминания, сновидения, размышления”

Маг и алхимик

На биографическом уровне между Кроули и Юнгом обнаруживается много интересных сходств. Отцы обоих были вовлечены в распространение христианской вести. В результате и Юнг, и Кроули имели прочное христианское основание и были близки к свойственной христианству символической системе. На мышление обоих эта символическая система оказала глубочайшее влияние, и каждый пытался дать новое истолкование христианству на свой манер. Юнг пытался дать главным мифам психологическое толкование в сомнительном согласии с христианской ортодоксией, тогда как Кроули пытался продемонстрировать, что произошел социальный и духовный сдвиг, в результате которого христианская парадигма (как представляющая Эон Осириса) устарела и стала грубой и подавляющей. Кроули, да и Юнг до некоторой степени, считали, что христианство нуждается не в пересмотре, а в замене.

В детстве и Юнг, и Кроули имели большие проблемы с социализацией. Кроули всегда чувствовал себя изгоем, и позже припишет этот атрибут всей своей жизни. Большую часть своей жизни Кроули провел в изоляции, которую частично устроил сам, и в которую его загнали социальные и политические условия. И взбираясь на горы, и пересекая Азию, Кроули чувствовал себя комфортно с этим чувством одиночества.

У Юнга в школьные годы были похожие проблемы. Когда Юнгу было двенадцать (1887 г.), его толкнул одноклассник, и он ударился головой о тумбу, потеряв сознание. Последней мыслью его было: “Ну вот, теперь не надо будет ходить в школу”. На протяжение шести месяцев после этого у него начинались приступы головокружения всякий раз, когда нужно было идти в школу, отчего он все больше и больше отставал. Ни родители, ни доктора не могли понять, что вызывает эти головокружения и обмороки, некоторые врачи считали, что это эпилепсия.

Его самоустранение от “реального мира” закончилось, когда он подслушал, как отец говорил гостю, что не сможет поддерживать сына, если дела будут идти тем же образом. Это оказало преображающее воздействие на юного Юнга. Со всей серьезностью он заявил: “Что ж, тогда я должен работать!” и каждый день напоминал себе, что должен быть “серьезным мальчиком”. Так он победил свои обмороки. Также его стремление к одиночеству заметно в том, что он построил в Боллингене Башню, в которой, начиная с 1947 г., проводил все больше и больше времени.

Несмотря на их одинокую натуру, никого из них нельзя назвать антисоциальными. Кроули, например, жаждал признания. Он делал и говорил все, что шло поперек социально одобряемого поведения. Хотя он и осуждал слепое поклонение, он получал огромное удовольствие от проверок и испытаний своих учеников на стойкость, иногда с налетом злорадства. Юнг тоже демонстрирует активное социальное взаимодействие в своих лекциях и путешествиях по Европе, Индии и Африке.

Одно важное различие между Юнгом и Кроули относительно их путешествий заключается в их подходе к чужеземным культурам. Когда Кроули путешествовал по Индии, Африке, Азии или Соединенным Штатам, он стремился “стать местным”, принять местные наряды, обычаи и, если возможно, язык. Кроули во многом был очень восприимчивым. Юнг же, сталкиваясь с другими культурами, был осторожен и считал, что отождествление с чужими культурными символическими системами (например, индийскими) может угрожать его самоидентификации. Юнг боролся за установление своей эго-идентичности всю жизнь. Он также считал, что отдельные аспекты “восточных” религий нельзя просто перенести на “запад”, хотя “восточные” традиции и содержали многие элементы, коих недоставало на “западе”, например, прямое переживание божественности (бессознательного). Кроме этих интересных случаев из жизни, важно отметить другое главное сходство Юнга и Кроули, заключавшееся в их столкновении с тем, что можно назвать “паранормальными” происшествиями.

Кроули вспоминал, что в раннем возрасте его посещали различные предчувствия, в том числе предсказывавшие смерть его родителей. В Золотой Заре Кроули начал изучать ритуальные техники инвокации и эвокации. Эти техники и его собственные эксперименты привели, как мы уже говорили, к получению Книги Закона, достижению энохианских Этиров и наставлению написать Liber ABA - это только некоторые случаи. Для Кроули необычные происшествия и синхронистичности были нормальной частью западной эзотерической традиции, как он ее знал.

Юнг тоже часто сталкивался с такими происшествиями. Например, упомянутые в ВСР нож с разломанным лезвием и расколовшийся стол, а также грохот в книжном шкафу во время спора с Фрейдом по поводу психоанализа. Помимо этих “экстериоризаций” у Юнга были очень яркие сны и фантазии. По-видимому, одним из самых потрясающих опытов такого рода был связан с написанием “Семи наставлений мертвым” в 1916 году.

Перед написанием “Семи наставлений мертвым” Юнга посетили видения, в которых действовали три фигуры. Две из них, Саломея и Илия, были библейскими, но третьей была большая черная змея. Вскоре после этого образ Илии изменился. Юнг называл его Филемоном, который “был язычником и принес с собой египетско-эллинистическую атмосферу с гностическим оттенком”.Филемон, бородатый, крылатый, босой старец сыграл неоценимую роль в жизни Юнга. Для Юнга он представлял “силу, которая не была мной”. Именно Филемон познакомил Юнга с психической объективностью или реальностью души:

Беседы с Филемоном сделали для меня очевидным различие между мной и объектом моей мысли. А поскольку он являлся именно таким объектом и спорил со мной, я понял, что есть во мне нечто, объясняющее вещи, для меня неожиданные, которые я не готов принять.

Психологически я воспринимал Филемона как некий высший разум. Он казался мне фигурой таинственной, временами совершенно реальной. Я гулял с ним по саду, чувствуя что он является для меня чем-то вроде того, что в Индии называют гуру.

Впоследствии Филемон преобразился в фигуру, названную Ка. Филемон представлял духовную самость Юнга, тогда как Ка был конкретизацией тех абстрактных концепций, которые символизировал Филемон. В конце концов, у Юнга возникла “внутренняя потребность сформулировать и выразить то, что могло быть сказано Филемоном. Так появились в 1916 году «Septem Sermones ad Mortuos» с их необычным языком”.

Написанию “Семи наставлений” предшествовали странные события. Что интересно, и написание Книги Закона Кроули, и “Семи наставлений” Юнгом схожи ощущением “присутствия” в комнате. В случае Кроули присутствовала только одна фигура, Айвасс. Юнг переживал присутствие многих “существ”. Он пишет: “Дом наводнили призраки, они бродили толпами. Их было так много, что я едва мог дышать”. И Кроули, и Юнг написали свои работы в краткий период, в три дня. Основное отличие в том, что Кроули считал Книгу Закона творением вне-человеческого разума, тогда как Юнг писал, что “это скопище бессознательных образов натолкнуло меня на мысль о присутствии некоего архетипического нумена”.

Другим важным сходством между Юнгом и Кроули является их интерес к “восточным” духовным традициям. Многие методы Кроули основываются на буддийских и индуистских техниках. Кроули также очень интересовался синтезом “восточного” и “западного” направлений эзотеризма, осуществленным Еленой Блаватской (1831-1891) в ее теософском движении. Он даже создал толкование для И-Цзин и Дао-де Дзин, писал эссе о различных аспектах буддизма и индуизма. По современным стандартам исследования Кроули недостаточны во многих аспектах. Но учитывая, что в то время было мало авторитетных работ по этим темам (например, о йоге), он демонстрирует удивительные познания.

Юнг также испытывал увлечение “восточной” философией. Его комментарии к “Тайне Золотого Цветка”, “Тибетской книге мертвых”, предисловия к книге Судзуки “Введение в дзен-буддизм” и “И-Цзин” доказывают, что он был человеком, придававшим большое значение “восточной” традиции. Однако он часто предупреждал о влиянии, которое может оказать “восточная” философия на “западную” душу. Опять-таки, Юнг считал, что западным людям лучше обратиться к собственным отброшенным некогда источникам, чем обращаться к “восточным” традициям.

Наряду со сходствами Юнг и Кроули демонстрируют и важные различия. Например, Юнг не признавал ценности так называемых тайных обществ. В обсуждении вопроса инициации Юнг утверждал, что современное западное общество мало что может предложить на пути инициации:

Современному человеку совершенно не с чем это сравнить [т.е. инициатические практики так называемых “примитивных” культур]… Масонство, l’Eglise gnostique de la France, легендарные розенкрейцеры, теософия и так далее - все это слабые заменители того лучшего, что красными буквами вписано в список уничтоженного историей.

Юнг считал, что западные инициатические традиции, подобные масонству, не имели никакого потенциала в плане психологической трансформации. В общем случае можно сказать, что люди обращаются в такие общества за братскими/материнскими отношениями. Однако, неверным было бы предпложить, что это распространяется на все общества. Символы масонства, ОТО или любого другого похожего Ордена могут оказать глубокое преображающее воздействие, если они активны для конкретного индивидуума. Нельзя категорически утверждать, что эти символы не могут быть активными или действовать в новом смысловом цикле.

Одна из причин неприятия Юнгом тайных обществ в деле психологической трансформации может быть в том, что к тому моменту (1928), во многом благодаря дурной славе Кроули, на поверхность всплыли многие оккультные ордена, заявлявшие о самых разнообразных фантастических способностях. Вероятно, Юнг стремился как можно сильнее дистанцироваться и дистанцировать свои теории от заявлений таких орденов. Даже сегодня многие оккультные авторы используют теории Юнга, вырвав их из контекста, чтобы они соответствовали “онтологическим” фактам, на которых эти авторы/Ордена настаивают. Однако, поскольку Юнг ни к одному из орденов никогда не принадлежал, выглядит сомнительной его возможность комментировать их инициатический потенциал.

Кроули, реформируя ОТО и основывая A.A., стремился решить как раз те вопросы, которые беспокоили Юнга. Кроули чувствовал, что большинство оккультных орденов слишком сильно зависело от предубеждений и недоказуемых предположений. Он понимал, что западная эзотерическая традиция крайне эффективна в деле психологической трансформации и стремился поместить эти “мистерии” под эгиду “Науки”. Хотя иногда Кроули недоставало этой объективности.

В ВСР Юнг указывает, что единственным, что помогло его установить связь с “реальным миром”, была его работа и семья. Требования семьи, друзей, профессии создали центр, который уравновешивал иной мир, мир архетипических образов. Юнг приводит Ницше как пример отсутствия этого центра:

Ницше утратил почву под ногами, поскольку у него не было ничего, кроме собственных мыслей, и те имели над ним куда больше власти, нежели он над ними. У Ницше не было корней, он парил над землей и потому впадал в крайности. Такой неадекватности я страшился, стараясь представить себя в этом мире, и в этой жизни.

Кто-то может сказать, что Кроули был схож с Ницше этим отсутствием почвы. Кроули жил глубоко внутри себя и был мало связан с реальным миром вокруг. Вероятно, то, что удерживало Кроули - это то, что осуждали его клеветники, т.е. его особенное, иногда непристойное чувство юмора и его акцент на священности сексуальности (и, следовательно, телесного аспекта духовности). Без этих факторов Кроули мог бы закончить свою жизнь подобно Ницше. Юнг понимал, что каждый, кто живет в такой связи с бессознательными энергиями, находится в опасности однажды поддаться их власти и потерять всякий контакт с “реальным миром”. Конечно, Кроули мог бы возразить, что “реальный мир” - это ничто иное, как порождение неточного понимания его истинной природы. Кроули во многом хотел того, что было у Юнга - научной и “эмпирической” подготовки. Юнг, устанавливая “объективное” основание в реальности, обращался к тем мистическим и эзотерическим аспектам духовности, в которых Кроули жил каждый день.

Кроме этих интересных сходств (и различий) между Кроули и Юнгом как личностями, существуют столь же интересные связи между предложенными ими методами психологического и духовного развития. Эти двое, находясь на разных философских основаниях (Кроули как поэт и мистик, а Юнг как эмпирик и ученый) создали схожие концепции развития человеческих возможностей.

Магика и аналитическая психология: сравнение

Онтологическое предположение о целостности

Одно из главных онтологических предположений, сделанных и Юнгом, и Кроули, в том, что человек некогда был целостным и стал расщепленным в результате процесса пробуждения сознания. Тогда движение к психологической и духовной зрелости - это возвращение к состоянию единства но теперь на сознательном, а не досознательном уровне. Есть много философских аргументов против этого априорного суждения.

Юнг защищал свою теорию на том основании, что его собственный опыт и наблюдения за пациентами указывают, что существует определенная телеология жизни, заключающаяся в реализации самости (как архетипа целостности) в сознании. Этот опыт привел его к модели, которая включала предположение, что душа человека фрагментирована и что человек должен стремиться соединить эти фрагменты посредством процесса индивидуации длиною в жизнь.

Кроули же следовал каббалистической идее о том, что Древо Жизни представляет не только сотворение вселенной, и потому разделение изначального единства, но также и ключ к возвращению целостности. В западной эзотерической традиции возвращение может идти по “Пути змеи” (Пути инициации), заключающийся в интеграции атрибутов сфир, встречающихся на дороге восхождения, или же по “Пути Стрелы” (пути мистического единения), дающему проблеск единства. Эти два пути не взаимоисключающие, и один из них может на практике предшествовать другому. Буквально возвращение к Кетер можно сравнить с повторным обретением божественной сущности. Однако психологически Кетер представляет единство противоположностей (Правой и Левой колонн), в точности соответствующее идеям Юнга. И для Кроули, и для Юнга Великая Работа была попыткой расширить гнозис посредством различных техник за пределы ограничений эго-сознания и придти к тесной связи с бессознательным и трансперсональным.

Стадии Великой Работы

Процесс трансформации, описанный и в Liber ABA, и в “Mysterium Conjunctionis”, начинается с исследования мысленных процессов. По Кроули это исследование производится при помощи йогических практик, таких как асана, пранаяма и т.д. В результате человек, использующий эти практики, регулирует телесные процессы, чтобы обратиться глубже к природе своего ментального устройства. По Юнгу, это исследование соответствует первой стадии алхимической конъюнкции (unio mentalis) и предварительной практике интроспекции, столь важной для аналитического процесса. И Юнг, и Кроули настаивали, что эта подготовительная и постоянно продолжающаяся работа важна для сколь бы то ни было стоящего продвижения. Йога Liber ABA и unio mentalis Конъюнкции соответствуют некой форме аскетизма, постоянного контроля и освобождения от телесных и бессознательных устремлений. Основная цель здесь - “перенаправить” тело и некогда бессознательный материал по направлению к духу (или “высшим” функциям) в противоположность позволению телу и бессознательному овладеть “душой”. Ментальный аскетизм - это только первая стадия Великой Работы. Ни Юнг, ни Кроули не предлагали постоянное отделение от тела. В действительности они оба указывали на важность нового приближения к телесному. Важность телесного отражается в том, что Юнг называл “отсутствующим четвертым”.

Отсутствующее четвертое указывает на качества, которые, по мнению Юнга, отсутствовали в мифологии христианской Троицы и потому отсутствовали во всей “западной” культуре. Отсутствующим четвертым является тело/Природа, феминное и демоническое. И Юнг, и Кроули понимали, что эти элементы человеческой природы очень важны для любого духовного роста.

В космологии Кроули, согласно Liber ABA, каждый из этих факторов появляется в соответствующей форме. Например, феминное представлено в виде звездной богини Нюит, а также ее аналога темной матери Бабалон. Образ Хадита связывается с “Садом, Сетом, Сатаной, sat (“бытие” на санскрите), Югом”. Определение дьявола у Кроули отличается от обычного. По Кроули “дьявол”

называется Сатаной или Шайтаном, и связывается со страхом у людей несведующих в его формуле, считающих себя злом и потому приписывающих Природе свои собственные воображаемые преступления. Сатана - это Сатурн, Сет, Абрасакс, Адад, Адонис, Аттис, Адам, Адонаи и т.д. Самое серьезное обвинение его заключается всего лишь в том, что он Солнце на Юге.

Единственное настоящее зло по Кроули - это то, что мешает человеку в постижении его Истинной Воли. Херу-Ра-Ха представляет собой слияние не только Нюит (бесконечности) и Хадит (конечности), но и Феминного и Маскулинного, Природного и Демонического, уничтожение всех мыслимых противоречий. В таком свете “Троица” Кроули - Нюит, Хадит и Ра-Гор-Хуит (а также его близнец Хор-Па-Крат) видится как попытка примирения с отстутствующими в христианской Троице качествами.

Вторая стадия Работы требует реинтеграции тела и разума. Однако в процессе разделения тело и разум теперь направляются к “духу”, вместо того, чтобы продолжать пребывать в изначальном состоянии unio naturalis. В Liber ABA практик знакомится с философией западной эзотерической традиции, целью которой является восстановление божественной природы человека, чтобы в конечном счете он стал богом на земле.

Хотя Юнг и не утверждает прямо, что люди должны стать богами, он говорит о сходных вещах. Например, если мы обратимся к юнговской интерпретации христианской теологии, мы обнаружим, что Юнг утверждает, что фигура Христа представляет собой не некий недоступный путь для объединения человеческого и божественного и что, в действительности, этот союз человеческого и божественного свойственен самому процессу индивидуации. Подобным же образом алхимическая традиция и интерпретация этой традиции Юнгом указывает на совершествование или обожествление человека. С психологической точки зрения, когда самость направляет эго и эго подчиняется ее указаниям, самость является, в сущности, Богом. В этом случае человек освобождается из-под власти бессознательного. Конечно, этот процесс невозможно довести до конца, ведь бессознательное неистощимо, но целью психологической зрелости является приведение сознания и бессознательного под эгиду самости.

По Кроули, каждый ритуал, медитация, любая практика должны быть посвящены постижению и исполнению Истинной Воли (Йесод), Знанию и Собеседованию со Святым Ангелом-Хранителем (Тиферет) и в конечном счете полной трансценденции понятий субъективного/объективного, что символизируется пересечением Бездны и вхождением в Кетер. Как упомянуто выше, некоторые личности в Золотой Заре и схожих Орденах, испытывавших христианское влияние, считали, что пересечение Бездны возможно только через физическую смерть. По Кроули, не только возможно пересечь Бездну еще при жизни, но и необходимо стремится к достижению истинного Адептства.

Юнг также считал, что процесс индивидуации необходим для достижения психологической зрелости. Для Юнга зрелость означала психологическую целостность, в которой бессознательный материал приводится к свету сознания и не подавляется. С помощью таких теорий, как теория синхронистичности, Юнг продемонстрировал, что бессознательное может оказывать глубокое влияние на жизни человека вплоть до того, что оно может приводить к появлению таких интерпретаций реальности, которые, казалось бы, не порождены внешней причинной связью. Если же бессознательное игнорируется, индивидуум может пострадать в результате его вторжений в сознание до тех пор, пока вопрос не будет разрешен.

Роль сексуальности в Великой Работе

Кроули считал, что одним из самых мощных препятствий на пути постижения Истинной Воли является бессознательный материал. Возможно, важнейшим из этих факторов для Кроули, жившего в пост-викторианской Англии, было подавление сексуальности. В этом вопросе Кроули был сторонникой теории либидо Фрейда. Однако для Кроули сексуальность была не только важным бессознательным или сознательным мотивирующим фактором, она была также сердцем его духовных теорий. Алхимическая иерогамия рассматривалась им не метафорически. Сульфур (мужское) и Соль (женское) объединяются, чтобы дать жизнь Меркурию, который отличался от породившей его диады. По Кроули тайны вселенной могут быть раскрыты через сексуальный акт во многом тем же путем, который следуют практики тантры. Следующий отрывок раскрывает взгляд Кроули на важность сексуальности:

Нет ничего нечистого или оскорбительного в любых проявлениях сексуального инстинкта, поскольку, без всякого исключения, любое действие есть импульсивно спроецированный образ Воли человека, который, мужчина он или женщина, звезда… Есть только одна необходимая вещь для всесовершенного очищения, освящения и посвящения - осознание любви как таинства. Исполнением Великой Работы является использование физических средств как Магической Операции, формулой которой является соединение двух противоположностей путем растворения обоих, взаимного уничтожения обоих (для создания третьей вещи, превосходящей противоположности), стадия дуальности, характеризуемая осознанием несовершенства как неотъемлемой части этой дуальности.

Юнг также понимал важность сексуальности, хотя и не придавал ей такого значения, как Кроули. В ВСР Юнг пишет:

Никуда не денутся и вечные проблемы: как преодолеть страх или избавиться от совести, чувства долга, принуждения или подсознательных желаний. И раз мы не в состоянии их решить, опираясь на нечто светлое и идеальное, то, не следует ли обратиться к силам темным, биологическим?

Темные, биологические силы, упомянутые Юнгом, приравниваются к сексуальности:

… [Сексуальность,] в моей психологии она играет значимую роль, как существенное, хотя и не единственное, выражение психической структуры. … В сексуальности я видел выражение некоего хтонического духа — того самого духа, который я называю злой личиной Бога. Проблема хтонического духа стала занимать меня с тех пор, как я соприкоснулся с духовным миром средневековой алхимии.

На третьей, финальной стадии Великой Работы мы обнаруживаем самые большие различия между Кроули и Юнгом. В методах Кроули вершиной достижения было полное разрушение иллюзии эго, “Я”. Только после пересечения Бездны и получения степеней Высшей Триады (Бина, Хокма, Кетер) можно заявлять о духовной и психологической целостности.

Юнг, однако, с такой идеей никогда не согласился бы. Эго - это не то, что следует уничтожить. Уничтожение эго - это уничтожение всякой связи с “реальным миром” и личности в этом мире. Без эго человек потерялся бы в своем внутреннем, возможно, впал бы в некоторую форму психоза. Что Юнг стремился продемонстрировать при помощи алхимической традиции - так это то, что зрелость должна достигаться сознанием, воплощенным эго без доминирования какого-то отдельного фактора. Эго имеет не больше власти, чем бессознательное. Самость как символ целостности интегрирует все противоположности (в христианском мировоззрении это может быть уравниванием Иисуса и Сатаны) и функции как новую, полноценную личность человека.

Для Юнга третья стадия Великой Работы равнозначна всему процессу индивидуации, который никогда не завершается. Юнг не стремился дать точное и исчерпывающее описание unus mundus. Он не стремился превратить землю в Царство Небесное. Он обращался к алхимическому символизму только для демонстрации психических процессов. Трансформируя свою психологическую природу, человек действительно изменяет вселенную, освобождая ее от власти бессознательных факторов и приводя к единству (Единому Миру) между противоположностями.

Поиски гнозиса и путь к целостности: заключение

Целью этой работы было продемонстрировать сходства между Алистером Кроули и Карлом Юнгом. Они оба стремились преодолеть общепринятые взгляды на душу, религию, духовность и, что, возможно, более важно, на природу реальности. Ни Кроули, ни Юнг не были удовлетворены однофазной моделью реальности. Каждый из них стремился включить осознание необходимости и правильности гнозиса в модель реальности, которую, следуя словам Ламы Говинды, можно назвать “многомерной”.

Успешность их попыток - вопрос полностью субъективный. Психологически Кроули можно рассмотреть как человека, который не преуспел в том, что ему довелось испытать, как человека, опыт которого не сделал его лучше. Кроули продемонстрировал, что западная эзотерическая традиция может быть крайне эффективным средством для духовного и психологического роста, но он также является примером человека, который из-за постоянной угрозы инфляции имел проблемы с существованием в “реальном мире”. Главная опасность следования методам, описанным в Liber ABA, заключается в том, что они облечены в архетипические символы и потому могут представлять угрозу для человека, который не завершил предварительную работу над unio mentalis.

Хотя метод интроспекции и “научная” методология, разработанная Кроули, может помочь достигнуть некоторой объективности, в целом одинокий практик все равно столкнется со многими трудностями. В этом главная причина, по которой необходим Орден - необходимо руководство (если, конечно, это истинный Орден). В смысловом цикле мы видим, что шаман или гуру не просто распространяет или укрепляет мировоззрение, но также поддерживает инициированного или чела. Орден во многом действует как гуру, поддерживания и направляя ученика. Кроули не хотел, чтобы плоды его работы достались только инициированным, он хотел, чтобы все люди “делали, что они изволят” и потому все главные работы Кроули либо уже опубликованы, либо готовятся к публикации, снабженные подробными комментариями.

ОТО, A.’.A.’. и другие телемитские ордена стремятся использовать учение Кроули и сделать его доступным для людей, которые, возможно, ничего не знают о Кроули и его модели духовной и психологической целостности. Верность учения Кроули должна проверяться не по его биографии, но по тем, кто следует его учению сегодня.

Сначала Юнг стремился излечивать психологические расстройства при помощи психоанализа. Однако вскоре он понял, что редукционистский подход Фрейда не соответствует его открытиям. В результате Юнг начал исследовать тот мифологический и религиозный материал, который всплывал в виде символов при работе с клиентом. Наконец, он разработал модель, которая включала факторы, не ограниченные индивидуальностью или человеческой интерпретацией реальности. Такие теории Юнга, как теория коллективного бессознательного открыли новые возможности для постижения человеческой души, культуры, мифологии, религии. искусства. Интерес Юнга к алхимии выводит его работу из поля клинической психологии к тем областям, в которых нет ничего выше Великой Работы.

Кроули и Юнг сделали значительный вклад, каждый в своей области. Теории Кроули продолжили свой путь в других направлениях западной эзотерической традиции, включая церемониальную магию, викка, нео-язычество, магию хаоса и многие другие. Что касается Юнга, то есть много институтов аналитической психологии (в основном в Соединенных Штатах), специализирующихся в основном на медицинских и клинических трудах Юнга, тогда как в других, например, в Цюрихе, больше внимания уделяется представлениям Юнга о мифах и символах.

Возможно, главным достижением Юнга и Кроули было то, что им удалось продемонстрировать, насколько сложнее и глубже человек обыденных представлений о нем. Они вдохновляли каждого обратиться к своим глубинам и выяснить со всей отвагой, что же скрывается в этой глубине. Оба они настаивали на том, что истинная цель человеческого развития - стать человеком в полном смысле слова, превзойти ограничения, наложенные коллективным бессознательным. Чем дальше, тем больше ограничений нам удастся превзойти, испытать больше озарений, больше гнозиса, не только о нас самих, но и о людях вокруг нас и вселенной в целом. Ни Кроули, ни Юнг не являются единственными путем (они также не являются лучшим путем) для увеличения нашего гнозиса, но они предоставляют два схожих и весьма эффективных метода для завершения Великой Работы и, в результате, постижения пути к целостности, в которой каждый человек действует во всей широте своих возможностей.

Ярче всего это заметно в “Ответе Иову”

Кроули был печально известен своими попытками социализироваться. Английская газета John Bull опубликовала об этом много клеветнических статей. В наиболее известной из них Кроули называется “самым испорченным человеком в мире”. Этот титул преследует его и ныне, даже после смерти. Многие авторы в погоне за сенсацией упоминали имя Кроули в надежде, что его испорченная (хотя и не всегда без повода) репутация поможет повысить продажи книг.

См. вторую и третью главы ВСР.

Один из подобных случаев описан в его “Исповеди”, стр. 688. Кроули описывает рассказ, который он назвал “Завещание Магдалины Блэр” (Equinox, Vol. I, no. ix.). История разворачивалась вокруг вокруг вопроса: “Если мысли есть следствие изменений в тканях головного мозга, то какие мысли будут сопровождать его разложение?”. Кроули рассказывает: “Я придумал историю, внешне выглядящую благопристойной и позволил себе погрузиться в тему ужаса. Я прочитал его перед компанией, собравшейся на рождественский сочельник; утром они все выглядели так, будто никак не могут оправиться от долгой и тяжелой болезни. Я обнаружил, что потерял всякое их расположение!”

“Я признаю, что мои взгляды не будут значить для другого человека столько же, сколько они значат для меня. Я не жалею об этом. Все, чего я хочу - это привести других искателей истины к тому, что существует, без всякого сомнения, то, что стоит поиска и что оно достижимо методами, более или менее похожими на мои. Я не хочу быть пастырем, быть фетишем дураков и фанатиков или основателем веры, последователи которой будут довольствоваться повторением моего мнения. Я хочу, чтобы каждый человек проложил свой путь через джунгли”. А. Кроули, Исповедь, стр. 618

Есть известная история о том, как Кроули вошел в арабскую кофейню в самый разгар драки. Кроули, одетый в тюрбан и халат, вспоминал: “Я ворвался в потасовку и нарисовал знаки в воздухе при помощи [сапфирового] кольца, повторяя суру из Корана. Суматоха тут же прекратилась, и через несколько минут спорщики пришли ко мне и попросили их рассудить, ибо они увидели во мне святого.” Квадратные скобки мои.

Это заметно даже в его детских двух “личностях”. См. ВСР, главы I и II

Ка - это египетское обозначение воплощенной души.

По видимому, Юнг считал “Семь наставлений” грехом юности, но они очень сильно повлияли на его мышление в то время (1913-1917) и заложили основание его будущего интереса к алхимии.

Jung, CW 7, p. 231. Квадратные скобки мои.

Вероятно, Юнг был озабочен еще и тем фактом, что между двумя войнами многие переходили от одной религиозной причуды к другой (многие западные эзотерические ордена расцвели как раз в это время). Он мог задумываться о таких типах инициации и их последствиях для души человека.

“Есть только один метод, подходящий к тем условиям, в которых находится Исследователь Магии и Йоги: метод Науки. Попытка и ошибка. Вы должны наблюдать. Это подразумевает, прежде всего, что вы должны учиться наблюдать. И должны записывать свои наблюдения”. А. Кроули, “Магия без слез”.

Юнг, “Воспоминания, сновидения, размышления”, стр. 189

Кроули глубоко уважал Ницше, и даже поместил его в список святых в Liber XV

Мы обнаруживаем подобный подход в “Двух истинах” Нагарджуны. Относительная истина (samvrti satya) утверждает, например, что стол существует. Мы можем его видеть и чувствуем, что он, очевидно, существует. Однако Абсолютная Истина (paramatha satya) показывает нам, что “стол” - это только организация различных независимых состояний. Так что в действительности никакого стола не существует. Кроули обращается к этой теме во многих работах, это же видно и в AL, I:22: “Не делайте различия меж собою об одних вещах и о других, ибо от этого вред”.

Йогические формы медитации, о которых говорится здесь, отличаются от некоторых медитативных практик, которые мы обнаруживаем в буддизме, таких как сатипаттхана (внимательность). В последнем случае практика пассивна и ненавязчива, тогда как в первом случае требуется неустанный контроль за мысленными процессами.

Можно также использовать термин “перенастроить”, если мы имеем в виду нейрологический эффект этих практик.

Фигура Бабалон (написание Кроули) во многом сходна с индуистской Кали. На Древе Жизни она соответствует сфире Бина. Она - Темная Мать, описанная Кроули в книге “Видение и Голос и другие документы” (Equinox, vol. IV, no. ii), особенно см. 12-ый Этир.

Crowley, “The Law for All”, p. 24

Crowley, Liber ABA, p. 163

“Слово греха - Ограничение” AL I:41

В Equinox, vil. I, no. vii Кроули дает две ритуальные практики, Liber Nu и Liber Had, которые практик должен использовать для постижения и актуализации качеств Нюит и Хадита. Юнг подобным же образом понимал связь Нюит и Хадита: “Зная себя как уникальное сочетание каких-то свойств [Хадит], то есть осознавая в конечном счете свою ограниченность, мы обретаем способность осознать бесконечность [Нюит]. И только так!” ВСР, стр. 325. Квадратные скобки мои.

Кроули утверждает в Liber Oz: “Нет бога, кроме человека”.

“Антропос [примером которого является Христос] - это символ, который говорит в пользу личностной природы “всеобщности”, т.е. самости” Jung, CW11, p. 185. Квадратные скобки мои.

Все эти изменения происходят по Срединной Колонне Древа Жизни. Однако результаты достигаются Путем Змеи. Тогда переживания будут не преходящими, как в случае мистического Пути Стрелы, но постоянными, преображающими космологию инициированного.

Кроули часто цитирует Фрейда в своих сочинениях, однако указывает, что он и другие психологи обладают лишь частичным знанием того, чтобы было известно эзотерикам столетиями: “…внутренняя борьба является основой всех неврозов, как недавно “открыл” Фрейд - как будто не этому учили, и учили без его многочисленных ошибок - все великие Учителя прошлого!” Кроули, “Магия без слез”, стр. 40. Ошибки, на которые указывает Кроули - это стремление Фрейда сводить сексуальность к психологическим процессам. Кроули рассматривал сексуальность как предельное выражение духовности.

Crowley, The Law for All, p. 63

Юнг, ВСР, стр. 152

Ibid., p. 168. Квадратные скобки мои.

Кроули приравнивает степень Ipsissimus (символизируемую сфирой Кетер) к буддийской идее nirodha-samapatti, достижения угасания, при котором прекращается всякая ментальная активность. См. Кроули, Liber ABA, p. 654

В своих биографиях Джон Саймондс постоянно указывает на то, что Кроули был очень жестким человеком, имел мало позитивных отношений с людьми и умер в одиночестве и бедности. Хотя дело может быть в том, что Кроули ничего не делал как все. Большой ошибкой будет считать, что он мог следовать тем общественным нормам, которые сам же считал основанными на жестокости и подавлениях.

То же можно сказать о Юнге. Авторы, подобные Ричарду Ноллу, концентрируются на биографии Юнга, чтобы извлечь из нее то, что может дискредитировать его теории в глазах ученых. Однако если теории Юнга, а это именно теории, помогают в исследовании измененных состояний сознания, глубинной психологии, мифологии и символизма, тогда то, что Юнг говорил или делал пятьдесят лет назад, не имеет значения. Никто не задумается над сомнительным прошлым ученого, открывшего лекарство от СПИДа. Столь же важно понять, что труды Юнга и Кроули не следует догматизировать. Иногда это упускают из виду, и тогда существование работ авторов вроде Нолла и Саймондса помогает создать более уравновешенный и человечный образ этих людей, не давая их обожествить.

Перевод Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики