Новость

Искусство нового Эона или за что мы любим Игру престолов

Искусство новой эона или за что мы любим "Игру престолов"

Сериал "Игра престолов" в полной мере открывает принципиально новый тип искусства новой психологической эры. С нашей точки зрения, "Игра престолов" помогает человеку в пройти путь индивидуации и стать более свободным.

В то время, как кухонные эстеты снобистки отворачивают голову, настоящие мастера оценивают Игру престолов в высшей степени высоко - так например Евгений Жаринов, пожалуй самый авторитетный филолог России пишет что "Игра престолов новый шаг в развитии жанра классического эпоса", сравнивая мир "Игры престолов" то с Гомером, то с реалистическими сериалами Бальзака.
В чем особенность Игры престолов, и почему она особенно интересна нам? Конечно об этом можно было бы написать целую книгу, и уже сейчас на западе пишутся целые тома в духе "философия "Игры престолов". Мы не можем пока позволить себе такую роскошь и наметим исключительно конспективный анализ.
Первое что бросается в глаза - это исключительная многомерность персонажей. Сериал показывает нам насколько относительны наивные черно белые модели "Добро-зло" свойственные прошлой эпохе. Игра Престолов уходит от наивного манихейского дуализма, культуры прошлого эона примером которого может быть например более классическая фентези - типа "Властелин колец" и "Хроники Нарнии". В "Игре престолов" нет безусловно позитивных и благих персонажей. Повествование о Главном позитивном персонаже первого сезона - Эдд Старк начинается с того что он казнит беглеца не веря истории о чудовищах которая как видит зритель была чистой правдой, то есть главный позитивный персонаж фактически казнит невиновного. С другой стороны, откровенно негативные персонажи такие например как Сирсея на определенных этапах вызывают симпатию и сочувствие. Эта многомерность и уход от примитивной оценочности, понимание сложности бытия, делает сериал уникальным явлением культуры ибо наивное деление мира на "добро зло", "свой чужой" безусловно преодолевается в новой культуре прозрачных границ, и "Игра престолов" помогает нам преодолеть эти грани на уровне бессознательного.
Даже Магия, в классическом фэнтази (напр. "Властелин колец", "Звездные войны") четко поляризована на "черную" и "белую". в то время как в Игре престолов нет этого черно-белого разделения. Магия здесь способ проявления индивидуальной воли, способом проявления бытия.
Человек делящий все на черное и белое неполноценен потому что не видит переплетения всех остальных цветов и граней. "Игра престолов" учит нас понимать сложные тонкости жизни и не быть строгими судьями.
Следующим важным аспектом является сочетание высокой поэзии и брутального реализма. Вообще достаточно странно видеть возмущенные жестокостью сериала голоса, призывающие вернуться к классическим чистым образам. Ведь если брать настоящую классику - ту же "Илиаду" Гомера, натурализм описаний там был куда не меньший чем в игре престолов и текст с которого началась культура полнится описанием вывихнутых конечностей, вспоротых животов и сцен изнасилования. Таким образом "Игра престолов" это не уход от благородной классики как полагают примитивные моралисты, но наоборот возвращение к классике, где высокий стиль, многомерность повествования сочетается с жестокостью и яростью делающей повестование почти осязаемым. Именно сочетание плоти и духа в его наиболее обнаженных, крайних формах делает "Игру престолов" интересной и для интеллектуала и для простого человека. Напряженный нерв "ИП" - соответствует классическому требованию катарсического действия, через хаос и расщепленность к переживанию целостности.
Следующим очень важным моментом является совершенно особая передача женских образов в сериале. Часто принято говорить, что "Игра престолов" это воспроизведение средневековых нравов плюс фентезийные декорации, что верно лишь отчасти - в отличии от мира исторического средневековья, в "Игре престолов" женщина является полноценным автономным действующим субъектом, и в этом отношении сериал в полной мере принадлежит к высшим ценностям нашей культуры.
Посмотрите на женские персонажи сериала. С самого начала мы видим самые разные стратегии многие из которых стигматизировались в патриархальном мире. В большинстве произведений прошлого, женские персонажи представляли собой не более чем пассивный экран для мужского переноса своих страхов и желаний. Женщина была включена в произведения искусство не как строитель но как отражение, пассивный элемент в мужском мире, вечно пребывающее в онтологически подчиненном состоянии.
Женские персонажи "ИГры престолов" напротив демонстрируют предельную активность в утверждении своего бытия и своих интересов. При этом мы видим самые разные индивидуальные стратегии которые - что принципиально важно, в сериале подаются как ценностно равные. Это могут быть классические стратегии женщины как хранительницы очага, (Кейтелин) и современные стратегии радикально свободной и автономной женщины (Дайнерис). В одних случаях у такой женщины могут быть спутники (Дайнерис) в других она в принципе в них не нуждается (Бриенна, Арья), в третьих сексуальность может быть средством для достижения иных, высших целей реализации (Актриса играющая Малисандру без сомнения стала абсолютным секс символом сериала). Важно что Игра престолов ни прямо ни косвенно не навязывает одну модель как "правильную", а остальные как "болезнненые" и "проигрышные". Это отсутствие скрытой манипуляции выгодно отличает "Игру престолов" от искусства прошлого Эона, которое не мытьем так катаньем подводило зрителя и читателя к некой единой истине и морали.
Подводя итог, нашему небольшому эссе, мы можем сказать, что помимо потрясающей игры актеров, визуального ряда и многомерного сюжета, "Игра престолов" по своему внутреннему психологическому посланию является уникальной поскольку обращатся к свободной части нашей души.

  class="castalia castalia-beige"