Воскресенье, 08 сентября 2019 11:39

Тобиас Чертон Настоящая жизнь Уильяма Блейка Глава 11 Мудрость ангелов 1788-1790

Тобиас Чертон

Настоящая жизнь Уильяма Блейка

Глава 11

Мудрость ангелов

1788-1790

  В январе 1788 года адмирал Артур Филлип обнаружил, что Австралийский залив Ботани оказался непригодным для организации поселения, и развернул британский караван судов в «Сиднейскую бухту». На борту находилось более 700 преступников, приговоренных к каторге, среди них – 160 женщин. В списке осужденных числились восьмидесятивосьмилетняя старьевщица Дороти Хэндленд и девятилетний трубочист Джон Хадсон. Артур Филипп говорил, что залив, получивший впоследствии название Порт-Джексон, был самой прекрасной гаванью в мире; однако аборигены не постигли его очарования или же, напротив, слишком хорошо понимали привлекательность этого места, когда кричали сошедшим на берег офицерам, морякам и осужденным: «Варра! Варра!» или «Уходите! Вон отсюда!» Но англичане пришли, чтобы остаться.

Между тем, Британское посольство в Париже предупреждало, что обострение нужды и бедности во Франции неизбежно ведет к восстанию, а восстание зажжет пожар революции. А в Лондоне Блейк искал работу и продолжал «тусоваться» с Джозефом Джонсоном и его другом Фюзели. Джонсон и Фюзели с удовольствием давали ему заказы, когда имели возможность.

Весной 1788 года такая возможность представилась. Фюзели передал Джонсону выполненный им перевод небольшого сочинения швейцарского писателя, поэта и богослова, преподобного Иоганна Каспара Лафатера (1741–1801). Издание «Афоризмов о человеке» должно было послужить своеобразной «проверкой» перед публикацией трактата «Эссе о физиономике» (в 4 томах, первый том вышел в 1789 году). Впоследствии четырехтомник имел грандиозный успех и упрочнил репутацию Лафатера в Европе. По просьбе Джонсона Блейк выгравировал великолепный портерт Лафатера по рисунку самого Лафатера, а Джонсон выставил отпечатанные эстампы на продажу. Для «Эссе о физиономике» Блейк изготовил полностраничную гравюру, портрет Демокрита по рисунку Рубенса, – отнюдь не простая задача! – а также создал три меньшие гравюры по рисункам Фюзели.

Раздел «Афоризмов» Лафатера, посвященный Древней Греции, вызвал у Блейка особый интерес: Γνῶθι σεαυτόν («познай самого себя») было высечено на стене храма Аполлона в Дельфах, позднее данное изречение прочно закрепилось в гностической традиции. Неудивительно, что на фронтисписе, выполненном Блейком по рисунку Фюзели, мы видим, что херувим держит в руках дощечку, на которой написана именно эта фраза. Взгляд юноши, сидящего за столом в окружении книг, устремлен на херувима и полон почтения. И хотя Блейк находил, физиономику Лафатера весьма информативной наукой (Блейк убедился, что ширина его лба свидетельствовала о том, что он неизбежно стал бы «республиканцем»!), «Афоризмы» впечатляли его гораздо сильнее. Многочисленные заметки, сделанные Блейком, наводят на мысль, что книга Лафатера вдохновила его на создание коллекции собственных проницательных афористических мыслей, послуживших основой для удивительного произведения «Бракосочетание Рая и Ада» (1790–93).

Прочитав в «Афоризмах», что «Предмет вашей любви – и есть ваш Бог», Блейк отметил: «Вот что должно быть написано золотыми буквами на каждом храме». Блейк подчеркнул особенно импонирующие ему пассажи: «Кто за одно и то же время может произвести больше, чем другие, обладает ЭНЕРГИЕЙ; кто может произвести больше и лучше, наделен ТАЛАНТОМ; кто может произвести то, что не под силу другим, обладает ГЕНИЕМ».

Блейк познал самого себя.

«Превосходным» он назвал афоризм Лафатера, согласно которому «лишь тот, кто при сильном соблазне говорить ложь останется верен правде, кто не осквернит святых тайн, раскрывая их другим, сможет покорить вершину мудрости и добродетели». К утверждению Лафатера «кто ищет общества людей, превосходящих, наслаждается их великостью и забывает о своих лучших качествах, растворяя их в качествах других, тот поистине велик», – Блейк добавил: «Надеюсь, что я не льщу себе, заявляя, что мне это приятно».

Лафатер: «Избегай, как змея, того, кто говорит вежливо, но пишет дерзко», Блейк: «Собака отыщет палку». Лафатер: «Кто в самое благоприятное время, вместо того, чтобы сокрушить своего врага, великодушно милует его, рожден победителем», Блейк: «Коим был Георг II» (Блейк мог сказать о королях много хорошего, равно как и плохого, поскольку существовали и хорошие, и плохие короли, как и обычные люди).

Объем главы не позволяет уделить внимание каждому бриллианту мудрости, вплетенному в критичный, хотя и не озвученный, диалог Блейка с Лафатером, но сделаем исключение для некоторых однострочных комментариев, способных раскрыть мировоззрение, характер и принципы Блейка: «Ненавижу скупые улыбки, но обожаю смех»; «проклятые глумители!»; «терпеть не могу подхалимов!»; «отчего добродетель должна бояться подлецов [?]»; «я не могу возлюбить своего врага, поскольку, мой враг не является человеком, он – зверь и дьявол. И я могу возлюбить его лишь как зверя, но по-прежнему желать победы над ним»; «ни один человек не был поистине суеверным, если не имел веры [...] Подлинное суеверие –добродетель, которой благоволит Бог»; «я думаю, что любовь – это жизнь»; «мне жаль ревнивцев»; «ненавижу насмешников»; «основа истинного христианства»; «Активное Зло лучше Пассивного Добра»; «люди всегда стремились к бессмертным моментам, люди стремились к общению с Богом»; «великие цели никогда не происходят из великих средств, но создают их стихийно»; «долгое время идолопоклонничество считалось невежеством, так как его объединяли с фарисейством, но проведем грань между двумя понятиями: суеверие – это чистое чувство, а Бог любит чистоту сердца и непременно выведет энтузиаста на путь святости»; «я редко ношу деньги в карманах, мои карманы обычно полны бумаг»; «Бог присутствует во всем – в каждом нашем собеседнике и друге, ибо Бог наш сам говорил: ты мой брат, моя сестра и моя мать. В Послании Св. Иоанна: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог – в нем [1 Ин. 4:16]. Никто не может судить о другом иначе, как в любви, и его чувства будут влечением или отторжением. Бог являет себя в самых низших последствиях и величайших причинах: он обращается в змея, чтобы накормить слабейших. Вспомним, что есть акт творения. Все на земле – Слово Божье, и по сути является Богом».

 

12 мая продавец эстампов Джон Рафаэль Смит заказал у Блейка две гравюры: «Усердный крестьянин» и «Скучающая прачка» – по картинам Джорджа Морланда, популярного художника, изображающего сценки из сельской жизни. За каждую гравюру Блейк получил по шесть шиллингов.

Три недели спустя во Франции судебная реформа, предложенная 1 мая министром королевского двора Гийомом-Кретьенем де Ламуаньон, вызвала ожесточенное сопротивление провинциальных парламентов. Передача законодательных полномочий парламентов двум новым суденбным органам привела в ярость и без того неспокойную буржуазию. 7 июня, когда королевские войска попытались разогнать магистратов, выступающих против реформ, на улицах Гренобля вспыхнули уличные бои.

С большим радушием новое законодательство встретили в США: 21 июня  девять штатов ратифицировали Конституция. Вскоре, в соответствии с Конституцией, исполнительная власть будет возложена на избранного президента, а Людовик XVI дорого заплатит за то, что однажды решил поддержать революцию, которая привела к свержению монарха. Блейк оказался прав: Америка явилась «предзнаменованием» судьбы Франции.

6 июля в беднейших районах Парижа начались массовые беспорядки. Но правительство, задействовав десятитысячное войско, смогло их подавить. 19 июля произошел обвал цен на Парижской фондовой бирже. Чтобы ослабить кризис, 1 мая 1789 года Людовик XVI назначил созыв Генеральных штатов, а 25 августа вновь пригласил Жака Неккера, банкира женевского происхождения, возглавить финансовое ведомство и заменить отправленного в отставку министра Ломени де Бриенн. И вновь последовали волнения, в результате погибло 8 человек. 23 сентября король отменил судебную реформу; парламентам были возвращены все традиционные полномочия. На следующий день торжествующий парламент возобновил свою работу и занялся решением вопросов государственного и общественного характера.

А на другом берегу Ла-Манша в 1789 году – в то время как английский философ-утилитарист Иеремия Бентам готовил к публикации свой трактат «Введение в основания нравственности и законодательства» – сестра Кэтрин Блейк, Сара Буше, отправилась из Баттерси в лондонский Сити, чтобы стать женой Генри Бэйнса. 16 декабря преподобный Джон Придден обвенчал их в церкви Сент-Брайд. Позже Бэйнс сдаст в аренду Блейкам домик на Фаунтан-Коурт, где Блейк проведет последние годы жизни.

 

Церковь Нового Иерусалима

7 декабря 1788 года последователи Сведенборга в Лондоне разослали 500 писем, приглашая «всех, кто возжелает отказаться и отделиться от старой Церкви или ныне господствующих церквей [...] и всецело принять Небесные доктрины Нового Иерусалима» для участия в конференции, которая должна была состояться 13–17 апреля 1789 года на Истчип-Стрит. Откликнулись лишь около 20 читателей Сведенборга.

Пока внимание Уильяма и Кэтрин Блейк было приковано к предстоящей конференции, правительство страны пребывало в затруднительном положении: на протяжении трех месяцев король страдал от безумия, и ни один из придворных докторов не мог его излечить (сегодня можно с уверенностью сказать, что безумие короля было вызвано острым приступом порфирии). Началась политическая борьба вокруг вопроса о регентстве принца Уэльского, Питт продолжал плести интриги против Фокситов, они отвечали ему тем же, Палата общин в растерянности ожидала последствий; сомнений не вызывало лишь то, что король был нездоров. Однако справедливо возникает вопрос: не было ли его безумие заразным?

13 января 1789 года доктор Ричард Чендлер, находясь в швейцарском городке Роль на берегу Женевского озера, где в то время гостил принц Уэльский в узком кругу либеральной интеллигенции, отправил письмо преподобному Ральфу Чертону:

 

Болезнь короля [Георга III], однако, пробудила искренние и неизбывные сожаления; деяния же его Сына... именно безразличие к несчастью достопочтенного отца влечет за собой негодования. Скажу лишь, что, когда земля была укрыта снегом, он [Принц Уэльский], заключив пари на двадцать фунтов, совершил поездку на traineau [санях] из Женевы в Лозанну и обратно в компании английских букингемцев и за день загнал пять лошадей. Мы здесь уповаем на Регентство со многими ограничениями. И я молю, чтобы Небеса защитили и благословили мою Страну.

 

Листая страницы «Мудрости Ангельской о Божественной любви и Божественной мудрости» (1788) Сведенборга, Блейк также надеялся отыскать знаки Небес. Из чтения он извлекал выводы, соответствующие его собственному мировоззрению, и осознал, что Сведенборг «задолжал» Якобу Бёме ничуть не меньше чем он сам – в частности, заимствовал мистический язык: геометрию «центра и окружности» как символ сердца. В «69-м пункте» Сведенборг подтвердил убеждение Блейка о способности сознания выходить за пределы сфер разума.

 

Но кто умеет возвышать духосущество свое над идеями мышления, имеющими начало в пространстве и времени, тот переходит из мрака в свет и познает духовное и Божественное  [...] и тогда из этого света он рассеивает мрак освещения натурального, и обманчивости его отлагает из средины к сторонам[1].

 

Ответом Блейка на рассуждения Сведенборга станет знаменитая гравюра «Ветхий днями», на которой Бог ограничивает вселенную циркулем. Блейк, очевидно, не знал, что категории, которыми оперировал Сведенборг, описывая отношение Человека к духовному просветлению, господствующему над разумом и превосходящему понимание «Человека Естественного», почти наверняка произошли из «Уложений» для масонов третьей степени. Об этом явно свидетельствует абзац 237:

 

Эти три Степени высоты [...] называются Степенями Натуральной, Духовной и Небесной. Человек, как только родится, приходит начально в степень натуральную [«Ученик»] и она возрастает у него через продолженность по мере знаний, или по мере разума, приобретаемого им через знания [«Подмастерье», или вторая степень], и восходит таким образом до внешнего состояния разума, называемого рациональностью [«Мастер масон»][2]

 

Блейк не заметил или предпочел игнорировать имплицитные символы масонства, но его аннотация очень напоминает пылкие речи Цинцердорфа о разуме, лишенном чувств:

 

Изучайте Науку пока зряче

Изучайте знания пока жизнь не потухла в вас

И все же Наука не научит вас разуму

А разум едва ли может научить Чувствам

Как безрассудно заявлять, что Человек обретает ясность, пребывая в одной степени. Эта степень есть совокупность всех трех степеней, две из которых он должен уничтожить или оставить, или же вознестись над ними. Но если он отбросит две степени, он не постигнет третьей, но снизойдет в чистое Естество или Ад.

 

По мнению Сведенборга, посвящение в третью масонскую степень заключается в следующем:

 

Позвольте теперь обратить ваше внимание на то, что Свет Мастера Масона – это зримая тьма. Она служит только для экспрессии того сумрака, что зиждется на перспективах будущего. Таинственная завеса остается не проницаема для взора человеческого разума, если Свет, что льется с небес, не способствует сему. И даже в том мерцающем луче вы ощутите, что оказались на самом дне могилы, которая, когда завершиться жизнь преходящая, вновь примет вас в свои холодные недра.

 

Явная аналогия, которая здесь прослеживается, может одновременно послужить доказательством двух противоположных суждений: Блейк был масоном и Блейк не был масоном. Конечно, читая Сведенборга, он так или иначе познакомился с масонами, а также некоторыми весьма «иллюминатными» лицами. Блейк, вероятно, ставил знак равенства между «нисхождением в чистое естество или ад» и «спуском» на дно метафорической «могилы» для получения третьей степени. И это может свидетельствовать как о знании масонских ритуалов, так и о совпадении идей. (Здесь также слышен слабый отголосок «Книги Тэль»: блуждая вдоль могил, Тэль осознала свое опасное положение и с криком устремилась оттуда в долины Гар).

Определенно, записи Блейка подтверждают, что он не был некритическим последователем Сведенборга. Масоны знают, что «находясь в центре Круга, Мастер Масон не может ошибаться». И если «Центр», в соответствии с учением Бёме, представлял собой Сердце, Блейк, несомненно, был согласен, если не полностью с геометрическим образом, то, по крайней мере, с его идеей. Из работ Бёме, опубликованных Уильямом Лоу, Блейк знал, что коммуникация Бога с Сердцем гораздо более сложна, нежели такая упрощенная схема: ему так нравились прекрасные теософские иллюстрации Дионисия Фрейера («Сочинения Якоба Бёме[3]», 4 тома, 1764-1781).

Блейк схватывал те основные идеи Сведенборга, которые совпадали с его собственными мыслями. Особенно его впечатлило заявление, что «натуральный человек может возвысить свой разум до самого высшего света, до какого бы ни пожелал; но тот, кто находится в злом, и оттоле в ложном, не возвышает его далее высшей области натурального своего духосущества[4]…» Здесь мы сталкиваемся с учением о высшем Желании и четким разграничением между разумом человека естественного (натурального) и разумом человека духовного. Это принципиальное отличие между ними прекрасно знакомо каббалистам, противопоставляющим «руах», или плотский разум «нешаме», разуму за пределами естества. Словом, Блейк, подобно «гностическим» традициям, проводил грань между рациональным разумом, наводненным его собственными знаниями, и духовным разумом, орошаемым Поэтическим Гением: неоплатонический и герменевтический «ум».

Когда Сведенборг провозгласил, что «все милосердие и вера заключены в делах человека», Блейк продолжил: «Вся Новая Церковь – в созидательной жизни, отнюдь не в ее Церемониальности». Такой вывод отражает отношение Блейка к нарастающему ажиотажу вокруг к Сведенборгианской церкви Нового Иерусалима. Он был против сект и ритуалов. Он мечтал, что динамичное, духовное тело, сформированное жизненным укладом человека, сможет принести Свет в этот мир посредством творческого искупления, сонастроенности и возвышения сознания. Данная идея тесно сближается с постулатами Каспара Швенкфельда о Церкви Святого Духа – возведенной ни из камня, ни из дерева – и с тайной деятельностью «Незримого братства» розенкрейцеров, проводившего свои собрания в «Доме Святого Духа», скрытом от плотских помышлений окружающего мира.

            Но к внешним формам Блейк оставался безразличным: лучше уж традиционная англиканская церковь, которая, по крайней мере, началась с Иисуса и формировалась на родных берегах, на основе их истории, чем секты, преисполненные различий. И Блейк будет продолжать борьбу до тех пор, пока мы не возведем Иерусалим на лугах зеленой Англии. Вот о чем он писал в своем «гимне», призывая строить духовную цивилизацию, укреплять духовное тело, создавать Город – невесту и жену Альбиона, жить в согласии со Светом, скрытым во вселенной, и открыться этому Свету: Бог станет нами, а мы станем Им, воплотив сердце и разум Поэтического Гения.

 

И все, кажется, было хорошо. Между тем, Кэтрин и Уильям Блейк в апреле 1789 года присутствовали на конференции Церкви Нового Иерусалима на Истчип-Стрит. И вряд  ли это собрание было первым для них. Почти наверняка они знали о сведенборгианском обществе, собиравшемся в доме преподобного Джейкоба Дюше, бывшего капеллана Континентального конгресса. В 1777 году Дюше заявил, что понятие «Независимость» превратилось в идола, за которого Вашингтон готов убивать, и покинул Америку. Благодаря епископу Лондона Дюше был назеначен священником ламбетского приюта для девочек-сирот.

На протяжении 14 лет по воскресеньям Дюше проводил в Ламбете собрания последователей учения Сведенборга. Участники собраний обсуждали идеи, а также духовные практики «Интернального Второго Пришествия», доступного для внутреннего взора и освещенного свыше. Данная концепция объясняет представления Блейка о том, что, если человек воздерживается от ошибок и выбирает истину, в «день страшного суда» истинным воздаянием для него станет прощение.

Среди участников собраний Дюше были издатель сочинений Сведенборга Роберт Хиндмарш и гравер Уильям Шарп, художники Филипп де Лютербург и Ричард Косвей, доктор Бенедикт Шастанье, ранее входивший в Общество Иллюминатов и масонское Авиньонское общество Дома Пернети[5], а также скульптор Джон Флаксман. Отец Роберта Хиндмарша, Джеймс, жеребьевкой был выбран главой церкви Нового Иерусалима. Блейк, вероятно, узнал о собраниях благодаря своему приятелю граверу Шарпу.

Из этого собрания единомышленников в 1783 году образовалось «Теософское общество». Пять лет спустя была основана Церковь Нового Иерусалима. В апреле 1789 года в таверне на Грейт-Истчип-Стрит в Лондоне состоялась первая Генеральная конференция новой деноминации, в которой приняли участие 70 человек, в том числе Уильям и Кэтрин Блейк.

Доподлинно неизвестно, что знал Блейк об «Обществе Иллюминатов Авиньона» аббата Пернети. Однако нет никаких сомнений в том, что принципиально новый, милленаристский духовное порыв, подобный воодушевлению, охватившему Авиньон после того, как в 1782 году Пернети перевел «Рай и ад» Сведенборга на французский язык, не мог не отразиться на воззрениях Блейка. Общество Дюше считало авиньонских иллюминатов экстремистами – отчасти из-за магических ритуалов и революционного потенциала – однако личная позиция Блейка в отношении них остается неопределенной. Один человек – сообщивший Пернети биографические данные о Сведенборге – вполне мог повлиять на отношение Блейка к Сведенборгианству.

Август Норденшельд (1754-1792) был членом Шведской академии наук и почитателем трудов своего коллеги-ученого Сведенборга. После смерти Сведенборга в 1772 году Норденшельд исследовал рукописи, хранящиеся в Шведской академии наук, в частности, «Духовный дневник» Сведенборга, а также его книгу «Супружественная любовь[6]», посвященную вопросам секса. В 1783 году Брат Августа, Карл, передал некоторые копии рукописей Сведенборга Бенедикту Шастанье в Лондоне. В 1788 году Карл Уадстрем привез в Лондон новые материалы. В этом же году Уадстрем принял крещение в Церкви Нового Иерусалима.

Уадстрем и Август Норденшельд планировали создать новое свободное общество в Сьерра-Леоне, жизнь в котором была бы организована в соответствии с учением Сведенборга. Вместе с Томасом Кларксоном, Уильямом Уилберфорсом и Гранвиллом Шарпом, Уадстрем выступал за отмену рабства. Август Норденшельд, будучи сторонником общества Грейт-Истчип, собирался принять крещение Новой Церкви в 1789 году.

Джон Август Тулк (1756-1845), первый председатель Теософского общества, просил подписать манифест в качестве необходимого условия для участия в конференции Новой Церкви на Грейт-Истчип 13 апреля 1789 года. Поэтому Уильям и Кэтрин Блейк были вынуждены поставить свои подписи под следующим заявлением:

 

Мы, нижеподписавшиеся, согласны с теологическими трудами Эммануила Сведенборга. Мы верим, что изложенные в них Доктрины являются подлинными Истинами, которые были открыты Небесами, а также что Церковь Нового Иерусалима должна быть создана отдельно и независимо от старой церкви.

 

Стоит отметить, что сама формулировка манифеста, не подразумевает полный разрыв отношений с существовавшей ранее церковью, не осуждает ее, но, скорее, она предвещает такой разрыв. Текст тридцати двух резолюций, принятых на Конференции, был внесен в «Книгу протоколов», которая хранилась в колледже Нью-Черч в Вудфорд Грин, графство Эссекс. И если записи, дошедшие до наших дней, верны, то все резолюции были единогласно и включали некоторые радикальные положения.

Согласно резолюции № 24, «Старая Церковь, что означает все другие церкви, умерла». Резолюция № 7: «До тех пор, пока существует Старая Церковь, Небеса не смогут прийти к человечеству». Резолюция № 9: «Догмат о Троице заключает в себе опасность». Резолюция № 12: «Церковь Нового Иерусалим должна отделиться от Старой Церкви». Резолюция № 13: «Сведенборгианцы не вправе иметь никаких связей с другими церквями». Резолюция №26: «Истинное христианство находится только в Новой Церкви». Резолюция № 29: «Сведенборгианцы должны проявлять милосердие к Старой Церкви». Эти положения сильно отличаются от вступительного манифеста.

Но, во-первых, мы не можем быть уверены в том, что эти и другие резолюции были приняты в такой редакции в апреле 1789 года; а во-вторых, мы не знаем, подписал ли их Блейк, даже если они и были приняты на Конференции. Интересно, что уже в следующем месяце в новой деноминации сведенборгианцев произошел серьезный раскол. В мае Роберт Хиндмарш, Карл Уадстрем, Август Норденшельд и три других участника были исключены из общества. Страницы «Книги протоколов», описывающие данные события, были вырваны. А Хиндмарш не упомянул их в своей книге «Возвышение и развитие Новоиерусалимской церкви в Англии, Америке и других странах[7]», написанной в 1820-х годах.

Разногласия, по-видимому, возникли из-за намерения Норденшельда продвигать и развивать идеи Сведенборга о «супружественной любви[8]» (мы бы сказали «супружеской любви») и внебрачных сексуальных отношениях. Эти идеи были изложены в рукописях, привезенных из Швеции. То, что казалось вполне приемлемым для некоторых прогрессивных, скандинавских масонов, оказалось неприемлемым для консервативных англичан – даже, или в особенности, для методистов. После публикации некоторых откровенно провокационных отрывков в 1790 году, конфликт достиг кульминации. Теперь Блейк был настроен враждебно по отношению к Сведенборгу.

 

28 апреля 1789 года капитан Уильям Блай был арестован и контроль над судном «Баунти» захватили мятежники. Два дня спустя, в соответствии с Конституцией, которая была принята в сентябре прошлого года, Джордж Вашингтон стал первым Президентом Соединенных штатов. 5 мая Людовик XVI открыл заседание Генеральных штатов, 17 июня Генеральные штаты Франции провозгласили себя Национальным собранием. 20 июня Людовик XVI приказал закрыть зал, в котором заседало Собрание, но через неделю сдался и просил депутатов возобновить свою деятельность.

11 июля Жак Неккер был уволен за то, что он отказался присутствовать на выступлении короля в Генеральном сословии. Отставка Неккера повлекла за собой волнения: народ надеялся, что Неккер реформирует правительство. Через три дня толпа захватила Бастилию, поскольку французы опасались, что Людовик XVI введет войска в Париж. На следующий день была создана Парижская Коммуна, которую возглавили Байи, провозглашенный мэром Парижа, и либеральный маркиз де Лафайет, «Герой двух миров» (вторым миром считалась Америка). Лафайет был назначен командующим Национальной гвардией и разработал проект «Декларации прав человека и гражданина».

16 июля Людовик XVI просил Неккера вернуться. Неккер решил не сотрудничать с Лафайетом, который пытался сохранить порядок. Постепенно Некер терял контроль над ситуацией. 18 июля Камиль Демулен опубликовал первый республиканский манифест революции: «La France Libre[9]».

Эти события Блейк описал в поэме «Французская революция[10]» (которая, предположительно, была написана в 1791 году). Во всей этой суматохе, тридцатиоднолетний Блейк успевал создавать некоторые из своих лучших произведений. В печатных изданиях 1789 годом были датированы «Песни невинности», хотя он и не использовал метод иллюминированной печати вплоть до 1794 года.

 

 

 

[1] Перевод  с латыни В.А. Клиновский

[2] Там же

[3] The Works of Jacob Behmen

[4] Перевод с латыни В.А. Клиновский

[5] Антуан-Жозеф Пернети.

[6] «Deliciae Sapientia de amore conjugali et voluptates insaniae de amore Scortatolio»

[7] «Rise and Progress of the New Jerusalem Church in England»

[8] «Супружественная любовь» - термин, введенный Э. Сведенбогом.

[9] «Свободная Франция»

[10] «The French Revolution»

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики