Пятница, 30 сентября 2016 14:16

Кристофер Миктош Элиафас Леви и возрождение французского оккультизма Глава 3 Революционные культы

Кристофер Миктош

Элиафас Леви и возрождение французского оккультизма

Глава 3

Революционные культы

Новый социальный порядок требовал и новой веры. Но вера как язык не простая вещь для того что бы искусственно выстроить и это не удивительно что некоторые культы вытеснялись друг другом быстро сменяясь в ранние постреволюционные годы. Одной из первых попыток было революционное вероучение, основанное Мари-Жозефом Шенье, в котором Христос заменялся Конституцией как источником всякой доброты и объектом поклонения. Фимиам сжигался в честь человеческого общества на алтаре отчизны. Литургией была смесь из обрывков, заимствованных из других религий.

По началу богослужение приняло форму угловатого и довольно неуклюжего смешения католических обрядов с теми новообрядами культа конституции. Для примера, 14 июля, в избранный день для ‘Праздника Федерации’, на Марсовом поле имела место странная церемония, на которой Талейран, Епископ Отёна, справлял литургию на Алтаре Отчизны. 400 священников, окружавших его, были опоясаны триколорами поверх их одеяний. Лафайет командующий Национальной Гвардии обеспечивал пик церемонии, когда он произносил клятву верности нации, закону и Королю. 1

В 1792 году Законодательное Собрание постановило что алтарь Отчизны надлежит устанавливать в каждом городе. Гравировкой на каждом алтаре должна была быть Декларация Прав Человека вкупе с надписью: ‘Гражданин рождается живет и умирает для Отчизны’2 После свержения монархии в 1792, церемонии новой веры стали все более многочисленными и серьезными.

По его следу возникло несколько других культов. Было, например, богослужение Разума, которое возникло осенью 1793 года и которое Казот предсказал в 1788м на пророческом ужине. Пример церемоний этого культа описывается в книге Эдриана Дансетта (Adrien Dansette) Религиозная История Современной Франции: ‘Камень был положен на месте Нотр Дам и на нем возведен круглый храм, посвященный “философии”. Утром 10го Ноября, в присутствии членов Коммуны, процессия, состоящая из девочек, маршировала вверх и вниз по сторонам камня салютуя так как они прошли Пламя Истины, которое сжигали на пол пути вверх. Артистка из Оперы одетая в белое и лазурный плащ с красной шляпой выходила из храма и усаживала себя на трон, выстеленный травой. Она была Разум и девочки пели ей гимн. Затем с богиней, которую несли на плечах четверо граждан участники и зрители отправлялись на Собрание . . . Подобные церемонии имели место . . . по всей стране где множество церквей были переделаны в храмы Разума. ’

Это необычное фиглярство показывают интересный и важный феномен. Во всем человеческом поведении присутствует рациональный и иррациональный элемент, ни один из которых нельзя полностью подавить. В одних обществах эти элементы уживаются в большей гармонии чем в других. Во Франции восемнадцатого века они конфликтовали как партнеры вынужденного брака – неразделимы и не совместимы. Религиозные мироощущения настолько глубоко укоренились во французском характере что проектировщики нового порядка обнаружили свою неспособность выражать свои утверждения каких-либо идей в границах религиозных форм. Отсюда парадокс разряженного в красное белое и синее Разума и богослужения ему как богине. В этом чисто французская особенность касательно игры на публику.

В марте 1794 Анаксаго́р Шометт, главный распространитель поклонения Разуму, был казнен, и его культ вскоре исчез. Ему последовала попытка вернуться некоторой форме деистической религии, в которой главной движущей силой выступал Робеспьер. Он отстаивал систему, основанную на весьма общих религиозных и моральных принципах, которая скоро обрела форму в Культе Высшего Существа. Символ ‘Храм Разума’ который висел на церквях был заменен другим, который провозглашал: ‘Французские люди признают культ Высшего Существа и бессмертия души. ’

Эта религия подобно и ей предшествующим должна была иметь свои праздники: первый из них проводился 8 Июня 1794. Робеспьер и участники Собрания начинали празднования в амфитеатре позади дворца Тюильри. Робеспьер говорил речь, в которой он восхвалял высшее существо, которое ‘поместило раскаяние и страх в сердце торжествующим угнетателям и гордость в сердца невинных жертв угнетения’. После того как участниками Оперы спет гимн, Робеспьер спускался со ступеней трибуны, неся факел в руке поджигал группу чудовищ, олицетворявших Атеизм, Эгоизм и Ничтожество. Когда они поглощались пламенем на их месте восставала статуя Мудрости, отчасти почерневшая от дыма.

После этого представления все участники Собрания следовали на Марсово Поле где их ожидал другой впечатляющий показ. На вершине символической горы, на столбике стоял человек с серебряной трубой; подавая гудки трубой он направлял хор мужчин и женщин певших серии гимнов соответственных событию. Толпа выкрикивала: ‘Долго живи Республика! ’ в аккомпанемент этим выкрикам гремели орудия. 3

Но эта новая религия долго не пробыла. Робеспьер был казнен 27 Июля 1794 года, пал жертвой террора, который он сам же и помог создать. Культ Высшего Существа канул в лету, хотя его пережитки остались –и остаются до сих пор- в форме революционных праздников.

После его кончины последовали пять лет на которые воцарилась религиозная анархия. Одним из культов, возникших в этот период были так называемые Теофилантропы. Начался он с того что в 1796 году торговец книгами по имени Ж.Б. Шемин-Дюпонтес (J.B. Chemin-Dupontes) опубликовал работу, написанную им самим и озаглавленную Manuel des théophilantrophiles (название было позднее изменено на более благозвучное théophilantropes) в которой он излагал еще одну религию на замену Католицизму, который он рассматривал как враждебный для свободного правительства. Шемин пытался додумать несомненные базовые религиозные догматы, с которыми бы согласился каждый. Акцент был заострен на устранении облика секретности или особого культа. Там не должно было быть обрядов, священников, ничего что могло либо оскорбить чувства какой-либо секты. Одна из публикаций Théophilantropes (теофилантропов) заявляет, что их догмы: ‘те на которых согласованы все секты . . . их моральность та в которой никогда не бывало легчайшего несогласия . . . Даже название, которое они дали своему обществу выражает двойную цель всех сект, побудить людей поклоняться богу и любить своих ближних. 4

Специально для секты было сочинено несколько гимнов. Они представляют ‘ вытяжку из всех моральностей, древней и современной, в голом виде без зашкаливаний во вседозволенность или строгость и не противопоставленную принципам Теофилантропов’. 5 Ниже приведена первая строфа одного из таких гимнов:

O, Dieu,dont l’Universe publie

Et les bontes et la grandeur;

Toi, qui nous accordas la vie,

Reçois l’encens de notre сœur.

Laisse a tes pieds dormer la foudre

Dont tes bras peut reduire en poudre

L’ingrat qui brise ton autel.

De nos chants les Cieux retentissent;

Sur des Enfans qui te benissent,

Abaisse un regard peternel,

Abaisse un regard peternel. 6

Фундаментальные заповеди культа излагаются в написанном Шемином-Дюпонтесом Code religieux et moral des Théophilantropes (Религиозном и моральном кодексе Теофилантропов). Шемин подтверждает, что: ‘Теофилантропы верят в существование Бога и в бессмертие души. ’ В другом отрывке он увещевает своих последователей ‘ любите Бога, нежно любите своих братьев, становитесь полезными для свей страны. ’ Религиозный Кодекс воспроизводит так же серию вытяжек из работ множества авторов разных религиозных убеждений. Вот, например, отрывок взятый у Конфуция: ‘Пагубно находить удовольствие в гордыне и суетности, в праздной и распутной жизни, в пированиях и наслаждениях. ’

Есть так же цитаты относительно общественных и семейных обязанностей, взятые из книги безымянного ‘древнего мудреца Индии'. Отрывок об общественных обязанностях начинается так: ‘ Твоя пища, твоя одежда, твой домашний скарб, твоя безопасность, твои утешения, твои наслаждения, за них ты обязан существованию других, и ты не можешь иметь это все если только не в обществе. ’

Хотя заявления Теофилантропов могут показаться избитыми и наивными, исторически же культ имел огромное значение. Хотя бы в самой попытке найти общее между всеми сектами и религиями, попытке которая заручается поддержкой загадочных восточных мудрецов – одним словом, точь-в-точь один из видов религиозной эклектики которую некоторые ассоциируют с Теософией и подобием явления позднего девятнадцатого века. Сформировавшись в 1875 году Теософское общество не создало прецедент, а только последовало тому который уже был установлен семьюдесятью пятью годами ранее Теофилантропами.

Различие между двумя движениями в три четверти века, однако имеет первостепенное значение. В то время как к 1875 году Европа и Америка созрели для нового религиозного синкретизма, в 1796м же только малая горстка людей была свободна от грубых крайностей религиозного догматизма и революционного атеизма. Более того материальные и политические проблемы для большинства имели большее значение нежели духовные. Любители религиозного которым надлежало стать основной опорой Теософии были сравнительно редкими птичками в 1790х. Тем не менее таковых было достаточно чтобы дать Теофилантропам значительное последование на какое-то время. Первая служба была проведена в 1797м, и множество видных интеллектуалов и политиков присоединилось к движению; вскоре последователи Шемина стали достаточно уверенными в себе чтобы учредить журнал, l’Echo des Théophilantropes. Но их успех был мимолетным. В религии начал господствовать крайне левый элемент и правительство отказалось от их поддержки. К тому времени новизна износилась; публика стала безразличной, и культ Теофилантропов вскоре последовал по пути своих предшественников.

В 1799 власть захватил Наполеон Бонапарт и начал восстановление ортодоксального Католицизма. Период религиозной анархии подходил к концу. Однако за кулисами рост оккультных движений продолжался.

Ссылки

 

3. Дьявол, из колоды Таро созданой Освальдом Виртом (Oswald Wirth) во второй половине 19 века.

 

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики