Вторник, 08 ноября 2016 10:37

Георг Милонас Элевсин и элевсинские Мистерии Глава3 Элевсин в ранние века исторической эры

Георг Милонас

Элевсин и элевсинские Мистерии

Глава3

Элевсин в ранние века исторической эры

Останки Протогеометрического и Геометрического периодов. Сохранившиеся стен террасы. Жертвенный костер. Апсидальный Храм. Священный дом. Кладбище. Архаичный период времен Писистрата, около 700-550 до нашей эры. Терраса Солона. Жертвенный костер. Телестерион Солона. Алтарь и ступенчатый подиум. Священные танцы. Погребения и захоронения детей в горшках.

Микенской период был завершен нашествием на Пелопонесс последней волны индоевропейцев, которые обосновались на греческом полуострове, дорийскими племенами принесшими железо, обосновавшихся на плодородных равнинах Коринтии, Арголиды, реки Еврота и Мессинии. Микены были разрушены, а их роль руководства была передана Аргосу и Спарте. Дата вторжения и последующий рост новых центров власти не могут быть определены с какой-либо степенью точности, но обычно предполагается, что имели место быть в конце двенадцатого века (1). Аттика и Элевсин с ним, по-видимому, были обойдены оккупантами в их движении на юг и избежали опустошения. Несколько лет спустя, в те дни, когда Кодр был царем Афин (около 1050 до нашей эры), "дорийцы" попытались покорить Аттику, но их усилия были сорваны героическим поступком Кодра, который позволил убить себя в надежде обеспечить победу для своего города, как обещал оракул.

Четыре столетия, последовавшие за дорическим вторжением, известны как прото-геометрический или геометрический периоды (2), так как наиболее характерными для них останками являются вазы, покрытые росписью, которые в основном состоят из геометрических конструкций (3). Мы определяем конец этого периода приблизительно в 700 году до нашей эры. Не может быть никаких сомнений, что Элевсин был заселен в это время, и следовательно культ Деметры по-прежнему продолжали отмечать на месте. Возможно, Мегарон в качестве дополнения использовался полностью в геометрическом периоде, но к его концу на месте был построен ряд строений религиозного характера. Их останки были вскрыты Филиосом в первые дни раскопок. Наиболее важными из них являются участки подпорных стен, поддерживающих террасу, построенные на площади, на которой стоял микенской Мегарон-храм.

(1) Дата также зависит от даты падения Трои, которую еще предстоит определить. Ср. выше Глава 2, примечание 23.

(2) Часто эти периоды называются «темные веками» Греции. Тем не менее, ученые уже начинают думать о том, что «века «темные» только потому, что у нас мало или нет доказательств про них, ни археологических, ни исторических, ни лингвистических». (Уэйс, Викинг, 1954, стр. 122).

(3) Ср. рис. 86.

Останки протогеометрического и геометрических периодов, 1100 – 700 до нашей эры.

Сохранившиеся стены террасы.

Выживший сегмент северной подпорной стены (рис. 4, № 51), до точки, где она поворачивает на запад, можно увидеть слева от поднимающегося вверх Священного Пути (рис. 4, № 25) по мере приближения к позднему Телестерию. Он сохранился высотой приблизительно 2,5 м выше скалы в его восточной оконечности, построен из сравнительно небольших и плоских камней, уложенных с помощью глиняного раствора. Угол тщательно выложен из плоских камней, хорошо подогнанных друг по друга. (Рис. 6, Е5 и 14, а). В последующий период она была продлена на восток в отличном стиле каменной кладки (рис. 14, б). С восточной стороны терраса поддерживалась этой стеной, похороненной под полом позднего строения, но ее направление, также как форма и размер террасы, хорошо отображены Ноаком на его гравюре 13. Южная подпорная стена террасы, сохранившаяся длиной приблизительно 6 метров, была еще раз обнаружена и изучена Курюниотисом (рис 4, № 53;. 6, Eι; и 12, Еι). Она построена из довольно больших плоских камней, уложенных с помощью известкового раствора и в среднем толщина ее составляет 1,25 метра. Возможно, она продолжалась надстройкой из кирпича, высушенного на солнце, которая поднималась выше уровня террасы и служила стеной периболе. Нам следует отметить, что эта часть стены находится на земляной насыпи (рис. 15), самый верхний слой которой содержал в себе керамику заключительных лет микенского периода и некоторое количество из протогеометрического. Стена заканчивается на юго-западе правильной антой, за которой, и под углом к которой, до сих пор сохранился лестничный марш из трех ступеней (Рис 6, Е2, и 15, Е2). Курюниотис доказал, что они являются частью лестницы из семи ступеней, которая образовывала основной подъем на террасу. Ступени выполнены из плоских камней, имеют ширину 0,25 – 0,30 метров, а высоту всего лишь 0,13 – 0,15 метра. Самая низкая ступень в длину составляет приблизительно 4,8 метра. Таким образом, на юго-западной стороне террасы у нас есть подъем, который для данного периода, можно было бы считать памятником, обладающим исторической ценностью.

Жертвенный костер.

В передней части подпорной стены, между ней и основанием колонны Перикла III 6 (см рис. 12,р), Филиос в 1884 году исследовал солидную насыпь (глубиной от 0,8 до 1 метра), в которой были обнаружены груды терракотовых статуэток и битой керамики, смешанных с золой и следами огня. Ноак утверждал, что этот слой образовался за счет отбросов с алтаря на террасе, выброшенных за пределы подпорной стены, когда алтарь чистился (4).

(4) Филиос, Труды, 1884, стр. 76. Ноак, Элевсин, стр. 11. К. Курюниотис, Релизы, 13 (1930-31), Приложение, стр. 26. Могила, обнаруженная ниже этой насыпи, названная геометрической, скорее всего, принадлежала к среднеэлладскому периоду. Несколько найденных черепков с нанесенными на них геометрическими украшениями, скорее всего, были покрыты матовой росписью. Во время Филиоса и в течение длительного времени после матово-окрашенные горшки, характерные для среднеэлладского периода, считались геометрическими, и Дёрпфельд, который был постоянным советником Филиоса, отказался отнести их среднему бронзовому веку.

Однако, повторное исследование этого места и сильные следы огня и дыма, которые до сих пор можно увидеть на наружной поверхности подпорной стенки, определенно доказывают, что на этом месте, рядом с лестницей и стеной, приносились жертвы в течение длительного периода времени, безусловно в честь Деметры и Коры. О данном периоде свидетельствует найденная керамика, которая включает в себя примеры хорошо развитого геометрического стиля и его разновидности, известные как протокоринфская. Теперь мы можем вспомнить, что насыпь под стеной дала в результате примеры наиболее поздней микенской глиняной посуды и протогеометрический стиль. Следовательно, подпорная стена и, конечно же, терраса, поддерживаемая ею, должны были быть построены после микенской и протогеометрического периода, в ходе позднего периода геометрического стиля. Тогда мы можем с некоторой определенностью отнести подпорную стену и ее террасу к середине восьмого века до нашей эры.

Апсидальный (?) храм.

Какому назначению служила данная ранняя терраса? Ноак утверждал, что это был первая искусственно построенная терраса, на которой происходили культовые действа, где Мистерии впервые праздновались на открытом воздухе, и где позже для этой цели была построена Телестерия. Он также утверждал, что на ней был возведен только алтарь, и что Мистерии праздновались перед этим алтарем. Тем не менее, если мы принимаем как факт, что Мегарон B микенского периода был храмом Деметры, мы должны признать, что здание должно быть заменено в геометрическом периоде, а не просто алтарь. Что такое здание существовало, представлено указанным фрагментом стены, найденной Филиосом, и включенным Ноаком в свои схемы; оно было снова выявлено и изучено более тщательно Курюниотисом (5).

Данный фрагмент, по-видимому, образуя только внешний торец стены, размещается на вершине и по ту сторону микенской периболы стены. Он имеет эллиптическую форму и сохранился длиной до 5,5 метров (Рис. 23, E3 и 13, Е3). Он опирается на доисторическую насыпь и остатки, и, следовательно, датируется периодом более поздним, чем микенский. Он заполнен черепками, найденными вместе с ним, и способ, которым он был построен, доказывает, что он является современником поздних геометрических подпорных стен (6). Строение, к которому он принадлежал, должно было находится на террасе, поддерживаемой этими подпорными стенами.

Каким могло быть назначение данного фрагмента? Можно предположить, что это часть здания, или, как уже было предложено, что оно выполняло функцию подпорной стены. Последнее, однако, весьма сомнительно, потому что стена стоит на террасе того же периода, поддерживаемой уже сравнительно прочными подпорными стенами. Еще одна подпорная стена на вершине террасы была бы бессмысленной. Может ли он быть частью алтаря, как предлагал Ноак? Его пределы указывают на размер, который несовместим с данным объяснением. Строение, к которому принадлежит данный сегмент, должно быть значительных размеров, и оно должно было служить религиозным целям, так как терраса

(5) Ноак, Элевсин, стр. 10. К. Курюниотис, Релизы, 13 (1930-31), Приложение, стр. 24.

(6) Ноак, Элевсин, стр. 10, хотел бы считать его более раннего периода, чем геометрического, и определить его в микенский период. И это конечно не возможно по причине его конструкции и насыпи, на которой он располагается.

служит доказательством сакрального характера, посредством останков жертвоприношений перед данной подпорной стеной. Какое религиозное назначение можно было бы придумать себе о нем, иначе чем быть полезным для храма, который был построен на террасе? Таким образом, единственное, что мы можем допускать, что он связан с храмом, который стоял на террасе. Построение храма могло быть апсидальным или эллиптическим, или, как полагал Курюниотис, дуговым. Терраса, более или менее многоугольной формы была бы уместной для храма данной формы; апсидальные храмы были весьма характерными для позднего геометрического периода. Храм Аполлона в Термосе является выдающимся примером (7). Узкая ширина данного фрагмента, возможно, может указывать на надстройку из легкого материала, и Курюниотис предложил древесину. Апсидальный храм охватывал бы всю территорию, ранее занимаемую увеличенным микенским храмом, и уровень его пола был бы на уровне, на котором стояли колонны Писистрата. Естественно, что такое здание не могло простоять долго, и оно было заменено в архаический период.

Священный Дом.

К позднему геометрическому периоду относится здание, обнаруженное Курюниотисом за пределами святилища Деметры, непосредственно к югу от его стены перибола четвертого века (рис. 4, № 60). Оно находится почти перед южными воротами Святилища (рис. 4, № 33), но не располагается на одной линии с ним (8). Оно стоит на террасе, размещенное с севера на юг, и состоит из ряда трех смежных комнат, выходящих в длинный коридор, который проходит по всей длине строения и небольшой треугольной зоны за южной комнатой. За коридором находится мощеный двор. Северная комната является самой большой (4,8 м х 4 м). Плита, найденная почти в центре комнаты, по-видимому, служила в качестве основы для деревянной колонны. В северо-западном углу стоит небольшая скамейка, а в противоположном углу на небольшом участке в стороне установлен ряд камней, образующих арку. Средняя комната является самой маленькой, и ее максимальная ширина 2 метра. В юго-западном углу был построен источник в виде ванной поднятой на 1 метр выше уровня пола. От цоколя ванной скрытый водосток, найденный под полом, проходит под порогом комнаты и заканчивается во дворе внизу. Третья комната, с максимальной шириной в 2,75 метра, разделена на два помещения поперечной стеной. В двух небольших комнатах были найдены сложенные кучей большое количество ваз, заполненных пеплом, по-видимому, останки от жертвоприношений. Вазы могут быть датированы началом седьмого века, что свидетельствует о том, что здание было построено незадолго до этого, то есть, в конце геометрического периода. Не может быть никаких сомнений, что строение выполняло некое религиозное назначение. Курюниотис полагал, что в нем происходило поклонение предкам, и, следовательно, называли его Священным домом или Ίερά οỉκíα.

(7) К. Курюниотис, Релизы, 13 (1930-31), Приложение, стр. 24. О Термосе смотри Газету, 1900, стр. 171ff и лист напротив страницы 176.

(8) К. Курюниотис, Труды, 1937, стр. 42ff.

Думается, что данное здание представляющее интерес было разрушено в начале седьмого века; но в начале шестого, в передней части стены, выходящей во двор, был построен небольшой квадратный зал, вмещающий алтарь. Внутри и вокруг зала были найдены массы чернофигурной керамики и фигурок, подтверждающие его использование и продолжение религиозных обрядов в архаический период. Среди небольших находок присутствуют фрагменты, окрашенные в терракотовый цвет, похожие на фрагменты из Телестериона раннего архаического периода.

В 1952 году мы обнаружили строение сопоставимое со Священным Домом немного за пределами северо-восточного угла оснований галереи-портика Филона (9). Оно состояло из ванной и ряда небольших помещений, полы которых были покрыты пеплом, оно использовалось с позднего микенского периода и до конца геометрического периода. Судя по всему сооружение было связано с источником, который мы определили как Каллихорон из Гимна, наличие пепла может быть отнесено к жертвоприношениям, совершенным в связи с обрядами, проводимыми вокруг источника. Поскольку возведение галереи-портика и подпорной стены Кимона разрушили значительную часть строения, у нас мало информации о нем.

В 1937 году Курюниотис обнаружил под полом храм Артемиды Пропилеи или Артемиды Порталы (рис. 4, № 6), фундаменты большого апсидального здания, которое, по-видимому, относится к концу геометрического периода. Строение не было полностью расчищено и его раскопки еще не завершены, но оно является доказательством того, что апсидальной здания, как и апсидальной Телестерион, возводились в Элевсине в восьмом веке. Расчистка, которую Травлос называл «Винные ворота» и ее территория выявили фрагменты стен домов геометрического периода. Придание их огласки придется подождать до полной раскопки территории. По сути дела, у нас практически нет никаких остатков от геометрического города Элевсин, и его существование в протогеометрический, а также геометрический периоды подтверждается найденными захоронениями.

Кладбище.

На южном склоне холма Скиас в 1845 году исследовал обширное кладбище, ранее проверенное Филиосом. Затем он доказал, что кремация одновременно практиковали с погребением в прото-геометрическом и ранне-геометрическом периодах (10). Его выводы были подтверждены нашими открытиями на западном кладбище, где мы получили дополнительную информацию о том, каким образом проводились захоронения посредством кремации. По-видимому, костёр устанавливали на месте, которое использовали в качестве могилы. После кремации, пепел и остатки костей собирались и помещались в амфору или урну большого размера (11).

(9) Д.Э. Милонас, Труды, 1952, стр. 56-57.

(10) Скиас, Газета, 1989, стр. 29ff и 1912, стр. 1ff.

(11) Д.Э. Милонас, Труды, 1955, стр. 74-77 и pls. 23б, 24,25. Много хороших примеров урн выставлены в зале вазы в музее Элевсин (ср. рис. 86).

Затем выкапывали овальный ров (приблизительно 1,5 метра на 0,7 метра). С помощью тонкой стенки, длина рва разделялась на два отделения; в меньшее и более глубокое отделение помещали вертикально амфору, содержащую пепел. Ее горлышко прикрывалось маленькой вазой, обычно это был скифос*. В другом более большом, но неглубоком отделение размещались подарки, состоящие в основном из ваз (рис. 9). Иногда урна с прахом помещалась в уже использованной могиле, особенно это практиковалось при кремации взрослых. На нашем рисунке 8 представлен яркий пример кремации, заложенный в микенскую землю - высеченная камера гробницы, которая была вскрыта, когда рухнул ее свод.

В конце геометрического периода был возрожден старый обычай хоронить детей в больших горшках. К тому времени могилы были оформлены большим количеством подарков, иногда немалой ценности. Самая богатая могила, найденная до сих пор, была расчищена Скиасом в 1895. Она известна как «Могила Исиды» из-за небольшой статуэтки египетского фарфора, найденной в ней, представляющая Богиню (12). Среди ее украшений были три скарабея и бусы из египетского фарфора (13). Данные египетские предметы поднимают вопрос о личности женщины, погребенной в могиле. Была ли она египтянкой, обосновавшейся в Элевсине или элевсинкой, которая совершила путешествие в Египет и пожелала, чтобы ее сувениры были похоронены вместе с ней? Недавняя гипотеза представляется нам более вероятной. Могила и ее содержимое, конечно, не может указывать на египетское происхождение Элевсинских Мистерий или даже египетского влияния на культ, потому что они слишком запаздывают по сроку; и относятся они к концу геометрического периода (14).

К сожалению, эрозия почвы унесла верхнюю часть могилы, и мы не можем знать, был ли возведен небольшой холмик над ней или мы нашли маркеры, которые должны были служить указателями для этих могилы. Но, по-видимому, от того, что было записано Филиосом и Скиасом, над каждой могилой был земляная могильная насыпь и сломанные мелкие камни, сваленные в кучу (15). Иногда простая каменная плита или ваза были помещены в качестве маркера над могилой, но не типичные крупные дипилонские вазы, использовавшиеся в качестве маркеров в Афинах ближе к концу геометрического периода. И каждый задается вопросом, является ли отсутствие дипилонской вазы указанием на то, что Элевсин еще не был очень тесно связан с Афинами.

* прим. от переводчика: скифос - древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками.

(12) Скиас, Газета, 1898, стр. 31ff.

(13) Находки, представленные в Национальном Музее Афин, состоят из 68 ваз, 7 бронзовых фибул, золотых серег, украшенных янтарем, булавка из слоновой кости, бронзовые браслеты, 10 серебряных колец, бронза и железо.

(14) Замечательное обсуждение могилы и ее содержимого см. Р. Янг, Поздние Геометрические захоронения и Кладезь седьмого века в Агоре, Хесферия, Прил. 11, стр. 234-236 с библиографией.

(15) Газета, 1989, стр. 86-87.

Интересно отметить, что люди геометрического периода обходились с останками более старых погребений с большим уважением, чем микенцы, которые достаточно часто выбрасывали кости предков из погребальных камер, чтобы освободить место для последующих погребений. (16) По-видимому, уважение к костям предков, обусловленное поклонением герою, характерно для ранних веков исторического эпохи Греции, и началось во время геометрического периода. Яркий пример такого почтения появился на свет в 1955 года в районе Т западного кладбища (17). При расчистке горшка-захоронения мы обнаружили, что, в ходе рытья рва для него, люди, которые установили его там, неосторожно разломали череп предыдущего погребения. Вместо того, чтобы избавиться от него, как сделали бы микенцы, они изменили направление своего рва так, что скелет не был бы потревожен в дальнейшем, попытались собрать осколки черепа и, в качестве искупительной подношения, поместили его в красиво украшенный ойнохойя, или винный кувшин, с трилистниковым венчиком (рис. 10).

К геометрическому периоду также относят обычай приписывать случайно найденные могилы ушедшему и забытому поколению героев или легендарным личностям данной местности (18). Именно в этот период большое количество могил, найденных в западной части западного кладбища, были окружены стеной; их местонахождение было исключено из дальнейшего использования, и они были идентифицированы как могилы героев, которые, при подстрекательстве Полиника, сын Эдипа, предприняли рокового войну против Фив за поколение до Троянской войны. Павсаний обратил свое внимание на этих heroon, когда он посетил это место, и это была одна из многих исторических достопримечательностей, которую приезжий мог увидеть в Элевсине (19). Возможно, это были те могилы, которые Еврипид имели в виду, когда он сочинял своих Просительниц. Для подобного родового поклонения был предназначен Священный Дом, расчищенный Курюниотисом.

По-видимому в течение геометрического периода местонахождение святилища было окружена перибольной стеной, небольшая часть которой была найдена к востоку от северо-восточного угла галереи-портика Филона (рис. 6, E6). Она состоит из фундамента или цоколя приблизительно 1,5 метров высотой, возведенного из мелких камней, уложенных в глиняном растворе; надстройка была из высушенного на солнце кирпича. Ее размеры приблизительно один метр толщиной и обнаруженная длина в 12 метров. Значительная ее часть проходит под и через Внутренние ворота Писистрата. Стена идет по уровню места, на которым в последующие годы были сооружены подпорные стены и periboloi.

(16) В продолжение микенских обычаев захоронения ср. Д.Э. Милонас «Гомеровские и микенские обычаи захоронения», AJA, 52 (1948), стр. 56-81.

(17) Д.Э. Милонас, Труды, 1955, стр. 76 и Alivizatos Festschrift, стр. 6-9.

(18) Д.Ж. Милонас, исследования представленные Дэвиду М. Робинсону, I, стр. 104 – 105.

(19) Д.Ж. Милонас, Труды, 1953, стр. 81-87. Также Павсаний, I , 39, 2 и Плутарх Тесей , 29. Область захоронений, являющаяся заповедной зоной как памятник истории, была великодушно предоставлена Афинским греческим археологическим обществом

Архаический период до эпохи Писистрата (Z), около 700-550 века до нашей эры

Политическая история Элевсин седьмого века остается неизвестной. Можно предположить, что в те дни, которые последовали за обреченной на провал попыткой Килона стать правителем Афин (около 632 г. до Р.Х.), народ Элевсин восстановил свою независимость, воспользовавшись внутренней борьбой афинян. Мы даже можем найти отголосок другой войны в заявлении Солона к Крезу относительно Телла, который «увенчал свою жизнь самой славной смертью; ибо в сражении между афинянами и их соседями в Элевсине он атаковал и разгромил противника и наиболее благородно умер там» (20). Не ясно, конечно, являются ли эти «соседи» элевсинцами, но у нас нет никаких записей о войне Афин против любого другого народа к западу от города, который можно было бы считать «соседним».

Во времена Солона Саламин был захвачен афинянами. Видимо Элевсин также был включен в сферу деятельности Афин, потому что мы узнаем, что Мистерии были среди афинских священных обрядов, предусмотренных специальным законом Солона. Андокид определенно утверждает, что согласно закону Солона афинский Совет должен был собираться в Элевсинионе днем позже после того, как Мистерии были проведены, чтобы заслушать доклад должностных лиц о проведении празднования Мистерий. Мы также находим правила для жертвоприношений, проводимых в Афинах в связи с празднованием Мистерий в надписи, которая содержит переиздание священного закона Солона (21). Видимо во времена Солона Гимн и был создан.

Терраса Солона.

В ходе раннего архаического периода был возведен огромный храм, возможно, по наущению самого Солона, который для удобства мы будем называть Телестерион Солона. Останки, как самого храма, так и его террасы, на которой он стоя, сохранились и они могут быть легко опознаны, потому что при их постройке в конструкции использовался лесбосский многоугольный стиль кладки. Блоки, используемые в этом стиле, как правило, имеют многоугольную форму с непрямыми сторонами, а изогнутыми, и тщательно смонтированы (рис. 16) (22) В углах использованы блоки более или менее прямоугольной формы (рис. 12, Z).

В ходе седьмого века до нашей эры геометрическая терраса была расширена на восток и юг, обеспечивая большую площадь для храма Деметры, ее алтаря и просторного двора к востоку и к югу от него. Остатки подпорных стен новой террасы были открыты Филиосом и, следовательно, известны в течение довольно длительного времени. На северной стороне геометрическая подпорная стена (рис. 14,а) простиралась на восток (рис. 14,б). Сохранена надстройка длиной 3,5 метра и в своей самой высокой точке она достигает 2,6 метров над скалой. Стена была разломана, а ее часть была разрушена, когда в четвертом веке до нашей эры фундамент галереи-портика, известный как галерея-портик Филона, были пущены через нее. Однако помимо этих оснований мы находим ее

(20) Геродот, I, 30.

(21) Андокид, О Мистериях, III. Дж. Оливер, Хесперия, 4 (1935), стр. 21ff.

(22) Ноак, Элевсин, стр. 16, основывается на утверждениях Аристотеля, Никомахова Этика, 1137б, 30. Р.Л. Скрантон, Греческие стены, стр. 27.

продолжение на восточном конце террасы (рис 6, Z10; и 23, Z10). Там оно поднимается почти до уровня пола двора храма. Возможно, эта подпорная стена выполняла те же функции, что и перибола, и данное назначение было бы приписано многоугольной стене Z11 (рис. 6 и 28), которая проходит по диагонали через самую дальнюю проекцию подпорной стены. В точке, где надстройка была рассечена северо-восточным углом галереи-портика Филона, стена понижается (рис. 18r и 6W, 23W). Данное понижение было воспринято Ноаком как существования маленькой двери, ведущей к лестнице, которая предположительно привела бы через насыпь на уровень двора; гипотетическая лестница из приблизительно 25 ступеней была восстановлена ​. Высота ниши 1,96 метра была признана отвечающей требованиям для маленькой двери. Однако полная расчистка места в 1952 году обнаружила реальное назначение ниши и доказала, что она не является дверным проемом, а ниша построена вокруг источника W, определенного как Каллихорон из Гимна. (23)

Помимо ниши, построенной вокруг Каллихорона, с восточная оконечности ее огибает терраса. В этом месте подпорная стена довольно хорошо сохранилась. Переосвидетельствуя ее в 1932 году Курюниотис и Травлос вскрыли фрагмент старой многоугольной стены, которая, по-видимому, формировала линию ворот (рис. 23, Z12) (24). Она построена из элевсинского камня в лесбосском многоугольной стиле; и поднимается на высоту около одного метра и, видимо, на ней стояла надстройка из высушенного на солнце кирпича. На основании этого была обнаружена жестко утрамбованная поверхность дороги. Не может быть никаких сомнений, что фрагмент относится к перибольной стене, которая окружала площадь храма. К сожалению, ни масштабы этой периболы, ни ее точная дата не может быть определена, но она, безусловно, относится к раннему периоду архаики. Возможно, к концу седьмого века она была построена над границей ранней периболы, и мощная подпорная стена обеспечивала поддержку восточного окончания новой архаической террасы храма. В данную подпорную стену был включен фрагмент периболы. Новая подпорная стена была построена из элевсинского камня и в лесбосском многоугольном стиле. Она поддерживала значительная часть террасы, включая самую большую геометрическую террасу, и была разрушена поздней постройкой, но достаточно сохранилась для того, чтобы позволить нам определить ее форму (рис. 23, Z20).

Южный участок подпорной стены архаической террасы сохранился достаточной длины под полом Телестериона Перикла (рис 6, Z6; 12, Z6 и 23, Z6) (25) Он построен из элевсинского камня, в среднем толщиной один метр, и стоит на фундаменте из трех или четырех рядной горизонтальной кладки из маленьких необработанны камней (рис. 16).

(23) Ноак, Элевсин, стр. 28-29, и место в книге 2-издания Д.Э.Милонас, Труды, 1952, стр. 55. Сравни ранее стр. 45.

(24) К. Курюниотис, Релизы, 14 (1931-32), Приложение, стр. 15-18 и рисунок 21.

(25) Филиос, Труды, 1884, стр. 75-76 и А.Ноака, Элевсин, плюс 14, В-В3; следует сравнить его стр. 23 К. Курюниотис, Релизы, 13 (1930-31), Приложение, стр. 26-27.

Выше данного фундамента построен ее нижние ряды горизонтальной кладки в лесбосском многоугольном стиле, в то время как его верхние ряды ступенчатые и построены более или менее из прямоугольных блоков (рис. 12, Z6). Понижение ступенчатой части в пределах от 0,23 метра до 0,35 метров. По-видимому, над каменным цоколем, который выступал в качестве подпорной стенки, стояла надстройка из высушенного на солнце кирпича, которая могли бы служить в качестве перибола.

На юго-западе стена по всей длине не сохранилась; в ней присутствует брешь (рис 6, Z7;. и 23, Z7), которая возможно образовывала вход или подъем на террасу, что соответствует аналогичному входу в геометрическом периоде. После бреши, и между более поздними колоннами I4 и I5, стена хорошо сохранилась. Она отправляется дальше в юго-юго-западном направлении под ступенями и южной стеной последнего Телестериона и прослеживается за его пределами, и на южном дворе святилища, где местами ее высота всего лишь 0,6 метра над уровнем камня. В своих чертежах Ноак предположил, что стена поворачивала на запад и заканчивалась напротив склона холма. Тем не менее, обнаруженные мизерные фрагменты доказывают, что она проходила в южном направлении до тех пор, пока не исчезала под поздней стеной Писистрата. (Рис. 6, Z8). Теперь, если мы примем во внимание подпорные стены обоих периодов - геометрического и раннего архаического, отмеченных Е и Z соответственно, нам будет легко понять, что, возможно, геометрическая терраса в конце седьмого века до нашей эры была расширена на восток и на юг, в то время как ее северная сторона осталась прежней и ее западная сторона размещалась напротив склона холма (рис. 23).

Жертвенный костер.

Подъем на расширенную террасу, по-видимому, осуществлялся с юго-запада, где мы находим брешь в южной подпорной стене. В непосредственной близости от этой стены не далеко к востоку от предполагаемого подъема на террасу (рис. 6, Z7 и 23, Z7), судя по всему, проводились жертвоприношения тем же способом, что и упоминавшиеся для геометрического периода. Остатки жертвенных костров, содержащие керамические изделия и статуэтки, были найдены как Филиосом, так и Курюниотисом, и на фасаде стены все еще различимы следы дыма и жертвенного огня. Сегмент, раскопанный в 1931 году Курюниотисом и Трепсиадесом, перед восточной оконечностью сохранившейся стены содержал в верхние слоях чернофигурные гончарные изделия, от самых ранних до самых развитых, и разновидность терракотовых фигурок, обнаруженных в доперсидской насыпи в Акрополе Афин. Большинство этих фигурок представляют Богиню сидящей или стоящей, возможно Деметру. Нижний слой выдал коринфскую и даже немного прото-коринфскую керамику (26). Эти предметы доказывают, что жертвенные обряды стали проводиться вне архаической террасы в период, когда прото-коринфские вазы стали редкостью, и были распространены коринфские вазы, и продолжались до поздних лет чернофигурного стиля; другими словами, место использовалось для религиозных обрядов, возможно, с конца седьмого века до нашей эры и в течение шестого века до начала пятого.

(26) Там же, стр. 27.

Останки самых ранних костров, естественно, указывают на дату строительства лесбосской многоугольной террасы снаружи стены и извне, у которой они были свалены; определение их даты по отношению к строительству - конец седьмого века до нашей эры. Напомним, что за пределами южной геометрической подпорной стены существовало место, где жертвоприношения проходили до конца седьмого века до нашей эры. Теперь становится очевидным, что место жертвоприношений геометрической эпохи была покинуто, когда была построена ранняя архаическая подпорная стена Z6, и данное жертвенное место было оставлено потому, что его были вынуждены включить в реализацию возможности расширения террасы и двора храма на юг. Многоугольная подпорная стена на южной стороне храма, думается, что оставалась открытой и использовалась даже после ранней архаической эпохи и после того, как был построен Телестерион времен Писистрата.

Телестерион Солона.

На расширенной террасе находился Телестерион раннего архаического периода; здание возвели взамен Геометрическая храм (рис. 23,Z). Мы не знаем, кто был ответственен за его строительство, но заманчиво приписать его Солону, как и было предложено выше (стр. 64).

Юго-восточный угол этого Телестериона был обнаружен Филиосом в его ранних раскопках и был расчищен снова Ноаком в 1906 году (27). По крайней мере, нижняя часть здания была построена из синевато-серого элевсинского камня в лесбосском многоугольном стиле. Для большей прочности угла были использованы блоки для большей прочности (рис. 12,Z). Верхняя часть здания, по-видимому, была из высушенного на солнце кирпича. Стена стоит на фундаменте, состоящем из одного ряда плоских продолговатых блоков, размещенных на твердой поверхности земли, возможно, на уровне пола геометрической террасы (рис. 13,Z). Максимальная высота сохранившегося юго-восточного угла составляет 1,15 метра, а ширина его стена представляет около одного метра. От этого угла, как мы можем полагать, сохранилась южная стена длиной приблизительно 10 метров, но можно проследить ее фундамент длиной приблизительно 13 метров. Его восточная стена была указана Ноаком, как имеющая длину 18 метров. Никаких следов северной стены не сохранилось. Ноак рассчитал, что здание имело размеры приблизительно 18,37 метра с севера на юг и 13,53 – 14 метров с востока на запад. Расположение его задней или западной стены может быть вызвано обнажением породы, отмеченной на схеме рисунков 6 и 20, как место Y, и данное явление находится приблизительно в 14 метрах от фасада здания.

К остаткам, отмеченным Филиосом и Ноаком, мы теперь должны добавить более поздние находки Курюниотиса. В 1933 Курюниотис обнаружил небольшой участок стены, построенной в лесбосском многоугольном стиле, и как раз по линии восточной стены храма далее на север от окончания этой стены, отмеченной Ноаком. Данный фрагмент, сохранившийся ниже предела восточной двери последнего Телестериона, (28) доказывает, что храм простирался дальше на север, чем предполагалось.

(27) Ноак описывает данный храм скрупулезно и великолепно, Элевсин, стр. 16ff.

(28) Релизы, 14 (1931-32), Приложение, стр. 7.

Согласно Травлосу его длина с севера на юг составляет приблизительно 24 метра. Таким образом, расчетная длина здания составляла бы в длину по меньшей мере 24 метра и в ширину около 14 метров. Эти измерения показывают, что архаический Телестерион имеет прямоугольную схему, вместо принятого квадрата (см. Рис 26, А) (29). Таким образом, он представляет схему, приближенную к традиционному греческому храму и отличную от гипостильных залов более поздних времен. Расположение его входной двери остается неопределенным. Я считаю, что она должна была быть размещена около северного окончания длинной восточной стороны здания, обращенной к треугольному двору, который простирается до его края. На данном треугольнике в восточной части двора стояли алтари Богинь, как это и было в более поздние периоды. Интересно отметить, что афинский Элевсинион, обнаруженный Гомером А. Томпсоном и его сотрудниками на текущий момент, представляется со входом с длинной восточной стороны (30).

Никаких следов внутренних опор не было найдено внутри здания, ни каких-либо других указаний, предполагающих внутренние приспособления (31). На основании освидетельствования позднего Телестерия, Ноак восстановил серию деревянных ступеней, лестничный марш для каждой стороны храма, а в середине целла* он поместил Анакторон, достаточно малых размеров, оставив место для прохода вокруг него (32). Не существует малейших доказательств для подобного расположения и нет никаких гарантий хотя бы даже для ступеней. Представляется более вероятным, что ступени были еще одним новшеством строителей времен Писистрата; и безусловно, у нас нет никаких ступеней в раннем микенском храме. Размер террасы, на вершине которой стоял храм, предполагает, что тогда, в период архаики, часть службы проходила в закрытом помещении. Очевидно, поэтому в рамках данного архаического храма мы должны разместить Анакторон там же, где хранили и Hiera, скрытую от паломников до самого окончания инициации, когда сияющий Иерофант в лучах яркого света показывал их. Таким образом, предположение Ноака о том, что Анакторон имел место быть в архаической храме, обосновано; предложенное им расположение, однако, представляется сомнительным. (29) Дж. Травлос, Газета, 1950-51, стр. 10, рис. 10,А. сравни для примера фрейзеровского Павсания, II, стр. 504, где Телестерион Солона представлен на чертеже в форме квадрата.

(30) Об Элевсинионе смотри ниже, стр. 247 и Травлос, Афины, рис. 33,В. На чертеже Травлоса вход в конструкцию Солона возвращает на северную стороны; но я полагаю, что он должен быть размещен на восточной стороне.

* прим. от переводчика: Целла (лат. cella) — внутренняя часть греческого и римского храма.

(31) Интересно отметить, что никаких предметов религиозного характера не было найдено в сооружении, которые могли бы доказать его сакральную роль. Данный факт не препятствует и не следует брать под сомнение в его идентификации как Храма Деметры. Тем не менее, для геометрического здания и микенского Мегарона В в процессе обоснований, которые были обнаружены в достаточной мере для того, чтобы доказать сакральный характер сооружения Солона, которые некоторые посчитали недостаточными.

(32) Ноак, Элевсин, стр. 21. Вокруг Анакотрона он оставляет пространство размером 4,5 метра для ступеней и коридоров.

Травлос предполагает, что Анакторон размещался в глубине храма вдоль его юго-западной стороны (рис. 26, А). Данное расположение, как он говорит, почти совпадает с расположением Анакторона в более позднем Телестрии, и занимает часть площади внутренней комнате Мегарона (рис. 27) (33). Разумно предположить, что в течение столетий архитекторы храмов один за другим пытались построить святая святых над тем же самым местом, которая, в соответствии с широко распространенной традицией, было освящено пребыванием самой Богини. Теперь мы можем обратить внимание, что согласно Травлоса, в афинском Элевсинионе была создана небольшая комната в конце его целле (34). По видимому, там же хранились Hiera в течение первых четырех дней празднования Мистерий до их возвращения в Элевсин. Известно, что некоторое количество таких adyta (святилища), как их называют, размещались в конце целла (35). Анакторон архаического храма задуман таким образом, что представляет из себя сравнительно небольшое помещение (3 метра на 12 метров), но оно было достаточным для его назначения. (36)

Ноак предположил, что храм имел плоскую крышу (37). Однако, Курюниотис обнаружил некоторое количество плиток от нее и они указывают на то, что крыша имела двойной наклон, заканчивающийся треугольными фронтонами относительно двух небольших фасадов (38). Мы можем отметить, что восстановление плана Анти и внутренних приспособлений храма совершенно фантастическое и противоречит доказательствам, известным на сегодня (39). Следует также отметить, что Ноак предлагает для этого храма и его террасы перибольные стены, охватывающую значительную территорию. Данная перибольная стена, что уже доказано, относится к перестройке пространства Святилища не Солоном, а Писистратом и Кимоном. У нас нет доказательств того, что Телестерион Солона имел перибольную стену. Мы уже видели, что в первые годы архаического периода перибольные стены действительно существовали, но в те годы Храм Деметры, судя по всему, стоял на геометрической террасе, и когда в последующие годы терраса была расширена, перибол был включен в подпорные стены террасы. Возможно, на вершине подпорной стены была построена стоящая без опоры стена из высушенного на солнце кирпича или камня, осуществляя функцию перибола.

(33) Наброски, сделанные Травлосом (рис. 26 и 27), указывают на его самые последние умозаключения по этому вопросу.

(34) Сравни, Дж. Травлос, Афины, стр. 66-67 и рис. 33В. Г.А. Томпсон, Hesperia, 29 (1960), тр. 336.

(35) Газета, 1950-51, стр. 14-16.

(36) Во избежание повторений мы откладываем более развернутое обсуждение вопроса Анакторона в более позднюю главу, сравни ниже стр. 83.

(37) Смотри интересную реконструкцию Ноака, Элевсин, место в книге 17а, в которую однако ошибочно включена перибольная стена, которая не относится к этому периоду.

(38) Делтион, 14 (1931-32), Приложение, стр. 4 и Дж. Травлос, Релизы, 1950-51, стр. 10. Верхний свет или опейон расположенный Ноаком на крыше для его соответствия Анакторону, также необоснован.

(39) C. Anti, Teatri Greci arcaici da Minosse a Pericle, 1947, стр. 45, рис. 11.

Алтарь и ступенчатый подиум.


В архаический период, за террасой Телестериона проводилось некоторое строительство. Прежде в конце седьмого и начале шестого века, как мы уже рассматривали, была построена небольшая конструкция, чтобы заменить старое здание Священного Дома. К архаическому периоду, по видимому, принадлежит алтарь, найденный к югу от восточного выступа архаической террасы (рис 6, Z13;.и 23, Z13). Данный алтарь был настолько почитаем, что во времена Писистрата, когда возводилась перибольная стена, она была сделала таким образом, чтобы обойти его, заключив в хорошо сконструированную прямоугольную нишу. Когда данная часть стены Писистрата была восстановлена после персидских войн, прямоугольная ниша была воспроизведена (рис. 6, Z13). Это наводит на мысль, что нишу возвели в архаический период вокруг источника, который мы идентифицировали как Каллихорон. Не может быть никаких сомнений, что некий ритуал проходил вокруг алтаря даже после расширения геометрической террасы.

К религиозному назначению также следует отнести довольно интересный ступенчатый подиум, найденный в 1931 году Курюниотисом недалеко от этого алтаря (40). Он находится приблизительно в 23 метрах к востоку от восточного выступа подпорной стены архаической террасы, за пределами кимонского дверного проема (рис. 4, F5) и вдоль стены Перикла, в месте, отмеченном как Z14 на рисунке 23. Он состоит из трех ступеней, и длина того, что было найдено, составляет 8,4 метра (Рис. 19). Не установлено, есть ли продолжение у его южного окончания, разрушенного и прикрытого стеной Перикла, и продолжившегося строительства, начатого Периклом. Высота строения, измеренная с восточной стороны, составляет 1,05 метра, но верхняя ступень всего лишь 0,55 метра выше уровня, на котором находится самая нижняя ступень. Эта разница в высоте ясно указывает на то, что подиум был построен на наклонной поверхности, наклоненной с запада на восток. Ступени выполнены из элевсинских крепких камней, длина который от 0,45 до 1,6 метра. Ширина их также варьируется от 0,41 метров две нижние ступени, и до 0, 58 метра верхняя. Подъем ступеней в среднем составляет 0,20 метра. Северная стена подиума построена из многоугольной кладки и хорошо сохранилась. Представляется, что ступени приводили на широкий двор с хорошо утрамбованным полом, граничащим с нижней ступенью. Но под полом Курюниотис обнаружил более старый пол, с уровнем ниже двора, что существовал до сооружения подиума. В насыпи между двумя уровнями пола он нашел фрагмент коринфского арибалла* или масляного бутыля, которые датируются terminus fost quem строительством подиума. Насыпь непосредственно под полом старого двора содержала только микенские черепки. Курюниотис также смог заметить, что уровень кимонского пола проходил около верхнего уровня первой ступени, в то время как времени Писистрата достигала высоты второй ступени. Таким образом, он смог доказать, что ступенчатый подиум должен датироваться более ранним периодом, и что он должен принадлежать к раннему архаическому периоду, то есть к седьмому веку до нашей эры.

* прим. от переводчика: Ариба́лл (др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, с узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика. (40) К. Курюниотис, Делтион, 15 (1933-35), Приложение, стр. 34-31, рис. 38-41.

Во времена Кимона на его северной оконечности была воздвигнута статуя, возможно Гермеса Пропилея. Курюниотис полагал, что ступенчатая конструкция была современником перибола, фрагмент которого он нашел, включенного в архаическую подпорную стену участка Z12. Таким образом, общепринятая дата этого удивительного строения может быть установлены с некоторой степенью точности. Однако, исследователь не смог определить или сказать о его назначение.

Изучение всего участка, на котором обнаружен ступенчатый подиум, может служить указанием на его соседство с разрушенной южной оконечностью алтаря Z13 (на расстоянии приблизительно 25 метра) и источника (на расстоянии около 23 метров), который мы приняли как Каллихорон Гимна (рис. 23). Средняя сохранившаяся часть подиума составляет около 20 метров от восточного выступа архаической террасы и некоторой части ранних архаических ворот. Можно предположить, что алтарь, источник, подиум и двор представляли из себя часть единого механизма. Мы можем представить расположение как большой двор на юго-западной оконечности которого находился алтарь, на северо-восточной оконечности источник и вдоль него с восточной стороны ступенчатый подиум (рис. 23). Данный подиум мог бы служить только в качестве трибуны, с которой люди могли бы наблюдать зрелище или обряды, происходящие во дворе. Возможно, его сооружение было продиктовано уклоном и необходимостью смотреть в сторону запада и возможно по ту сторону террасы, которая не обеспечивала стоячие места. Так как пол двора имел наклон с запада на восток, это вполне могло составить трудности для людей, стоящих на его восточной стороне, чтобы получить хороший обзор склона, за исключением места на ступенчатом подиуме. То, что они наблюдали зрелище или ритуалы, происходящие вокруг источника, является указанием на последующую историю данного места.

Во времена Писистрата использование подиума было прекращено, что подтверждается ростом насыпи к вершине второй ступени. Но в те же времена мощная перибольная стена была построена сквозь двор (рис. 6, H29, H25, H23), отделяя часть источника от подиума, делая двор между алтарем Z13, источником и подиумом непригодным для использования. Такое сочетание фактов доказывает, что зрелище или обряды, проводимые в этом дворе, были прекращены во времена Писистрата; следовательно, не было необходимости в подиуме, так как службы больше не проводились, и от данной конструкции отказались. Это также доказывает, что обряды были связаны с источником, так как его отделение от подиума привело к отказу от последнего.

Священные танцы.

Можно ли восстановить спектакль или ритуалы, которые показывали с подиума? Традиции места и расположение источника помогают нам представить такую реконструкцию. Напомним, как Богиня указала на Каллихорон, над которым был воздвигнут ее храм. Наш источник W соответствует характеристикам, найденным в Гимне.

Опять же, Павсаний сохранил традицию, согласно которой источник называется Каллихорон, Источник Прекрасных танцев, потому что перед ним «в первую очередь элевсинские женщины танцевали и пели в честь богини» (41). Нам представляется, что объяснение названия данное Павсанием наводит на мысль о начале обряда, который дожил до его дней, обряд танцев в честь Богини. Двор, вытянутый перед ранними архаическими воротами и ниже архаического храма богини, двор за пределами священной границы, где часть открытой части ритуала могла быть проведена, двор, примыкающий к ступенчатому подиуму, с которого наблюдатели могли видеть ритуалы и на краю которого мы находим алтарь и источник - несомненно это двор, предназначенный для священных танцев в честь Богини, которые исполняли женщины и которые смотрели посвященные. Открытие настила более раннего двора ниже того, что помогла ступенчатому подиуму, указывает на то, что танцы совершались там до архаического периода. Эти танцы в честь Богини, как часть Мистерий стали проводиться в гораздо более поздние времена, как раз в четвертом веке, присутствует указание на танцующую женщину, посвященную в тайну, которая изображена на Niinnion Tablet, о которой будет говориться в следующей главе (42). Мы открыли остатки сооружения с ботросом* к северо-востоку от источника, который все еще использовался в геометрическом периоде, и возможно служил в самых ранних ритуальных исполнениях танцев. Строительная активность более поздних поколений изменила окружающую обстановку и привела к окончанию использования двора, источника и подиума для танцев, проходивших в честь Деметры. Но они не могли привести к окончанию самих ритуалов. Они составляли часть традиции культа и должны были быть продолжены. Единственный разумный вывод, что представляется из имеющихся фактов, это то, что ритуалы перенесены на другой участок места, когда возводилась перибольная стена времен Писистрата.

Погребения и захоронения детей в горшках.

Изображение Святилища раннего архаического периода до времен Писистрата достаточно понятно. А вот город Элевсин в архаический период совершенно другой случай. До сих пор не найдены дома или хотя бы их следы, несмотря на что были обнаружены захоронения на западном кладбище. Наиболее интересные из них это погребения детей в горшках. В 1954 году мы нашли один из самых ярких примеров горшкового захоронения, относящийся к первой половине седьмого века, и, следовательно, к нашему периоду (43). Сосуд, огромная амфора, была найдена на его поверхности приблизительно от 0,25 до 0,30 метра ниже современной поверхности почвы и среди погребений, относящихся к доисторической эпохе. По-видимому, он был разбит плугами, использовавшихся при возделывании участка на протяжении веков, и некоторые из его обломков были вырваны плужным лемехом и уничтожены.

* прим. от переводчика: ботрос - священный колодец для ритуальных приношений.

(41) Павсаний, I, 38, 6.

(42) Смотри ниже, стр. 213 и рис. 88. Лукциан, О танце, 15, категорически заявляет, что мистерии никогда не отмечались без танцев. Смотри также Поллукс, IV, 103; Афиней, XIV, 659d; Аристофан, Лягушки, ст. 382-387.

(43) Д.Э. Милонас, Труды, 1954, стр. 60-62.

Большинство из них, однако, сохранились. В нем были найдены кости мальчика десяти - двенадцати лет. В настоящее время амфора находится в музее в Элевсине, высота ее составляет 1,42 метра, и вся ее лицевая и задняя поверхность испещрена украшениями, окрашенными в черный цвет с вкраплениями белого. На задней боковине смелый цветочный узор украшает основную часть вазы, в то время как на ее горловине была изображена группа вертикальных соединенных спиралей. На передней части горловины представлено ​​ослепление Циклопа Полифея Одиссеем и его спутниками (рис. 29). Герой, изображенный в белом цвете, стоит рядом с сидящим гигантом. Декоративный лев нападает на провоцирующего его дикого кабана и изображен на выступе, в то время как история Медузы Горгоны, Афины и Персея изображены на основной части. Пространство между человеческими фигурами и фигурами богов заполнено украшениями в обычной манере, принятой в данный период. Для того, чтобы в полной мере обсудить эту уникальную амфору нужно было бы выйти за рамки данной главы, тем более что это уже было сделано (44). Но мы должны отметить необычайное умение художника в воспроизведении сильной, спортивной человеческой фигуры, его удачную работу в том, чтобы передать волнение и беспокойство "коварного Одиссея", агонию и боль Полифема, прекрасное исполнение головы Горгоны, обрамленной змеями, и их проворные движения на контрасте со статической xoanori как изображена Афина. Наше восхищение этим художником должно умножиться, если мы вспомним, что это, пожалуй, первый случай, когда Горгона изображена в греческом искусстве; в первые, насколько нам известно, художник попытался передать некую реальную форму расплывчатых понятий, принадлежащих народу Греции с гомеровских времен в отношении этих легендарных существ (45). С необычайным количеством воображения он использовал элементы, известные в свое время, чтобы представить их личину как головы, котлообразные из обрамления которых растут головы грифона и льва, излюбленное исполнение тех времен. Черты лица были заимствованы у тех же алчных грифонов, внушающих страх. Ухмыляющиеся рты были изображены так, что наводят на мысли об ядовитых испарениях, и геометрические узоры поддерживают волосы и растительность на лице. К сожалению, фигура спасающегося Персея не сохранилась полностью; как и обезглавленная Медуза, занимающая крайнюю левую часть композиции. Пожалуй, мы можем отметить, что в изображении сцены ослепления Циклопа художник имел в виду рассказ, изложенный в Одиссее (46), но, вероятно, Горгону ему пришлось рисовать с помощью своего воображения, и из смутных представлений о легендах, поскольку его творение предвосхищает известные представления истории в искусстве и старейшем литературном описанием встречи Персея с Горгоной. Это происходит в поэме Щит Геракла, дошедшей до нас под именем Гесиода, но которая, судя по всему, была создана приблизительно в 600 году до нашей эры.

(44) Дж.Э. Милонас, «Ό πρωτοαττικός αμϕορεúς τἢς Έλενσîνος», изданное Афинским греческим археологическим обществом, 1957.

(45) Илиада, V, 738-742; VIII, 349; XI, 33-38. Одиссея, II, 634-635. Все это всего лишь смутные упоминания о голове и глаза Горгоны, наводящих ужас; описание не дает ни особенностей строения головы, ни описания всего существа.

(46) Одиссея, 9, 381-398.

Амфора является одним из лучших образцов про-аттического стиля вазописи, который дошел до нас; фактически мы считаем, что это одна из лучших ваз, когда либо найденных на греческой земле. Она была создана между 675 и 650 годами до нашей эры самым талантливым художником, чье имя остается неизвестным. Мы назвали его, в целях идентификации, «художник Полифем». Его произведение исполнено с вольностью, в попытке уйти от строгой вазописи и приблизится к увековеченному искусству, (47) и преподносит нам степень художественного совершенства, достигнутого в первой половине седьмого века художниками Афин, ибо не может быть никаких сомнений, что амфора это работа афинского художника, нанятого богатым гражданином Элевсин.

Мы можем представить другие, более маленькие амфоры с кладбища, использовавшиеся для захоронения детей, потому что это также одни из лучших образцом данного типа (рис. 30). В высоту они составляют 0,52 метра и были изготовлены и расписаны приблизительно в конце седьмого века, возможно около 610 года до нашей эры во времена, когда возводился Телестерион Солона. Мы знакомы с этим художником и по другим примерам его работ, хотя мы не знаем его имя; и он был назван «Химерным художником». (48) Опять же поверхность вазы была полностью покрыта украшением. На его горлышке изображены лев и пантера или два пантеры, одна с телом сфинкса, а другая льва.

(47) По сути дела, высота фриза Горгоны составляет 0,52 метра, а длина 1,75 метра. Данные размеры соответствующие монументальной живописи.

(48) Дж.Э. Милонас «Une amphore du peintre de la Chimere», Latomus, 28 (1957), стр. 357-362. Также Дж.Д. Бизли «Ранние аттические чернофигурные группы», Хесперия, 13 (1944), стр. 40; Чернофигурные вазописцы, стр. 3-4.

 

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики