Поделиться
07.12.2016 Автор:

Кристофер Миктош

Элиафас Леви и возрождение французского оккультизма

Глава 11

Ученый муж

В июле 1861го итальянский аристократ оккультных пристрастий, прогуливался мимо книжного магазина в Марселе, и через окно заметил копию книги Леви Dogmeetritueldelahautemagie. Он купил книгу и вскоре стремился связаться с ее автором. Завязавшаяся переписка позднее вылилась в то, что он стал ближайшим последователем Леви.

Этим человеком был Барон Николас-Джозеф Спедальери (Nicolas-Joseph Spedalieri), родившийся в Сицилии в 1812м году, в старинной выдающейся семье.  В свои двадцать с небольшим он заинтересовался магией и мистицизмом и прочитал работы Сен-Мартена. Позднее он присоединился к обществу Мартинистов в Неаполе.  В возрасте примерно тридцати он переехал жить во Францию.

Леви должно быть был очень впечатлен Спедальери, ведь одной из первых вещей что он послал Барону, была копия его рукописной работы, ClésmajeuresetclaviculesdeSolomon, написанной в 1860м. Эта работа была опубликована посмертно в 1896м, но в оригинале состояла по большей части из иллюстраций, раскрашенных от руки, большинство из которых в печатном издании утрачено, оно не содержит цветных картинок.1 В конце книги есть пометка о том что рукопись была ‘скопирована для эксклюзивного и личного пользования Господина Барона Спедальери в октябре и ноябре 1861го’. Книга содержит некоторые важные данные о доктринах Леви, и позднее я буду обсуждать их более детально.

Водном из своих писем Барону Леви писал: ‘У меня двенадцать учеников, но не все они находятся в Париже. Из двенадцати четверо, включая вас, мои преданные друзья. Один из этих четверых доктор в Берлине; два оставшихся великие польские дворяне. Из этих четверых вы наиболее продвинуты в Теософии; берлинский доктор далеко шагнул в вопросах Каббалы, один из польских дворян первоклассный ученый в вопросах герметической философии, другой влюблен в науку; и наука превратила его из человека удовольствий, которым он был, в человека долга и разума. ’

Два польских дворянина о которых говорилось были Граф Александр Бражинский и Граф Жорж-де-Мнишек (Georges de Mniszech). Доктором в Берлине был человек польского происхождения по имени Новаковский (Nowakowski), который пришел в оккультизм через интерес к дервишам.

В другом письме Спедальери, Леви дает собственный рецепт упорядоченной жизни. ‘Великое спокойствие духа, великая чистота тела, постоянно даже температура, лучше ниже чем слишком горячо, сухое и хорошо проветриваемое жилье, где нет ничего неуместного и ничего не напоминает о базовых нуждах жизнедеятельности (мне было бы одинаково стыдно показать умывальник в своих апартаментах, как и если бы я вышел на улицу без штанов), четко организованные приемы пищи, соразмерно аппетиту, для насыщения, а не для пресыщения. Простая и сытная пища; не работать до усталости; умеренные и регулярные упражнения; никогда не позволяй себе перевозбуждения от впечатлений вечером, чтобы обеспечить насколько можно большее спокойствие перед сном. ’

Трезвая жизнь, рекомендованная Леви, контрастировала с общими настроениями Парижа 1860х. Вторая Империя находилась в своем крайнем зените. Наполеон III и его красивая Императрица Эжени (Eugénie) задавали тон для веселой жизни, которой Париж упивался. Все же эта пирушка несла оттенок отчаяния, будто страна пыталась не впускать угрожающее громыхание из-за границы, как например Русское подавление польского восстания, в котором братья Бражинские потеряли большую часть своего имущества. Многие люди должно быть понимали, что золотые годы правления Наполеона III не могут долго продолжаться и стремились отвлечь себя от будущего, как только могли. Одним из симптомов этого настроения был растущий интерес к спиритуализму, и в ранних 1860х весь Париж говорил о подвигах американского медиума Дэниела Дангласа Хьюма (Daniel Dunglas Home), чья книга, RevelationsofmySupernaturalLife, была опубликована во французском издании в 1863м. Хьюм был незаконнорождённый сын 11го графа Хьюмов и горничной из Саутгемптона; Сер Алек Дуглас-Хьюм (Alec Douglas-Home), следовательно, является его внучатым племянником.

Элифас Леви рассматривал Хьюма с презрением и включил в свою книгу LaClé desgrandesmystères много нападок на медиума. Ниже приведен анекдот чтобы отразить поддельный характер утверждений Хьюма:

‘Мистер Хьюм . . . снова собирался покинуть Париж, тот Париж в котором даже ангелы и демоны, если бы они явились в любой форме, долго бы не протянули как чудесные существа, и не нашли бы ничего лучше, как на максимальной скорости вернуться в Рай или в Ад, чтобы сбежать от забывчивости и безразличия человеческого рода.

‘Мистер Хьюм, его вид печален и разочарован, тогда прощался со знатной леди чье доброе гостеприимство было одним из первых счастьем которое он вкусил во Франции. Мадам де Б – была очень добра к нему в тот день, как и всегда, и предлагала остаться на ужин; человек загадка уже было принял предложение, когда кто-то проронил что они ожидали каббалиста, хорошо известного в мире оккультной науки после публикации книги под названием Hautemagie (Высокая магия), мистер Хьюм вдруг изменился в лице и сказал, заикаясь и с видимым конфузом, что он не сможет остаться, и что приближение этого Профессора Магии вызвало в нем несравнимый страх. Любые попытки его успокоить оказались бесполезными. “Я не позволю себе судить человека,” сказал он; “я не утверждаю, что он добр или зол, я ничего об этом не знаю; но обстановка его присутствия вредит мне; возле него я буду чувствовать себя, так сказать, без силы, и даже без жизни.”  После этого объяснения мистер Хьюм поспешил откланяться и удалился. ’

Конечно же ‘Профессором Магии’, был сам Леви. После изложения этой истории, в виде пояснения Леви добавляет: ‘Этот ужас торговцев чудесами в присутствии подлинных посвященных в науку является не новым фактом в анналах оккультизма. ’

Продолжая свои нападки на Хьюма, Леви говорит; ‘Мы далеки от того, однако, чтобы осудить мистера Хьюма в том, что он низкопробный чародей, то есть шарлатан. Прославленный американский медиум мил и естественен как дитя. Он бедное и сверхчувствительное существо, без хитрости и без защиты; он игрушка в руках ужасной силы о природе которой он не знает, и первый кого он дурачит это безусловно он сам . . .

‘Мистер Хьюм подлежит трансам, которые по его собственному мнению, приводят его к прямой связи с душой его матери, и через нее со всем миром духов. Он описывает, как лунатики Кахагнета (Cahagnet), людей которых он никогда не видел, которые узнаются теми, кто призвал их; он скажет вам даже их имена, и от их имени ответит на вопросы понятные только вам и призванной душе. ’

  

(127 страница источника отсутствует)

 

В 1846м Кристиан (Christian) отправился на Мартинику (Martinique) где оставался три года. Вернувшись во Францию, он получил пост в библиотеке Министерства народного образования (Ministry of Public Instruction) где ему поручили привести в порядок нагромождение книг и манускриптов, взятых из опальных монастырей. В процессе выполнения поставленной задачи ему на глаза попались несколько работ на запрещенную тему оккультного содержания. Их эзотерический язык сначала озадачивал, а затем очаровывал, так как любопытство повело его все глубже за знанием их содержания.

Вскоре он запоем читал все что только мог получить на предмет оккультизма, и это было незадолго до того, как он и сам был готов внести свой собственный вклад в оккультную литературу. Его ранние работы выходили под множеством колоритных псевдонимов: Гортензий Фламель (Hortensius Flamel), Сибилл (Une Sybille), Фредерик де ла Гранж (Frédéric de la Grange), Ясный (Lucidès). В конечном итоге он остановился на более заслуживающем доверия имени Пол Кристиан (Paul Christian).

Какое-то время он, баловался политикой левого крыла, председательствуя в Центральном якобинском клубе (Central Jacobin Club) и учредил журнал JournaldesJacobins, который просуществовал недолго. В 1853м он женился на итальянке, относившейся к семье сера Вальтера Скотта.

В 1854м он опубликовал работу по астрологии под заголовком CarmenSybillum. Двумя годами позднее сбылось предсказание, которое он сделал в книге, когда у Наполеона III и Императрицы Эжени родился имперский принц. Это сделало ему имя, и вскоре он стал излюбленным астрологом в салонах и при дворе. Некоторое время он жил по соседству с Леви и брал у него несколько уроков по Каббале и Таро.

Наиболее известные работы Кристиана LHommerougedesTuileries(1863) и Histoiredelamagie(1871). Название предыдущей относится к легенде о демоне, который посещал Тюильри (Tuileries Palace) в обличье маленького красного человека, с которым предположительно советовался Наполеон Бонапарт и который ответственен за его победы. Он так же упоминается ясновидящей Мисс Ле Нормэнд (Mlle Le Normand) в ее книге LePetitHommerougedesTuileries.

Книга Кристиана в форме истории о чудаковатом старике, живущем в Париже, в ветхом доме, и рекламирующем себя как ProffesseurdesMathématiquescèlestes’. (Профессор небесной математики). Его ценное приобретение — манускрипт о котором он говорил, что это ‘фрагмент утраченной книги’ секретной мудрости. Манускрипт, который полностью котируется и несет в себе основную часть текста и служит как

 

(130 и 131я страницы отсутствуют)

 

Говоря много, никогда не позволяя себе нескромного слова он в то же самое время проявлял полную откровенность при максимальной сдержанности; его сознание — священническое святилище.

‘Глубоко привязанный к Католической религии, он говорил мне много раз: “Католицизм единственная религия чьи таинства действенны.”

‘Он посвятил меня в святую Науку без учета моего уровня, без изнурения и напряжения моего ума. Если он видел мою увлеченность идеей он подводил меня к учету противоположной идеи таким образом создавая равновесие. Равновесие было его целью до такой степени что я иногда восставал против очевидных противоречий. Он сохранял свою улыбающуюся серьезность, заставляя меня колебаться между Рассудком и Верой, прекрасно зная, что посеянное таким образом в мое сознание семя принесет желаемый ему плод. ’

Репутация Леви привлекла к нему не только учеников, но также и очень странных посетителей. Одного из таких Леви описал своем письме к Спедальери:

‘Между тремя и четырьмя часами после полудня я услышал, как кто-то стучит в мою дверь легко стукнув семижды, как-то типа: оо-о-оо-оо.  Я открыл, и в комнату со слегка злобной улыбкой вошел хорошо одетый молодой человек видный лицом и фамильярно произнес: “Мой дорогой мсье Констан, я рад найти вас дома.” Сказав это, он как у себя дома прошел в мой кабинет и уселся в мое кресло. “Но, сер,” сказал я “я вас совсем не узнаю.” Он засмеялся “Охотно верю; вы видите меня впервые, по крайней мере в этой форме. Но что касается меня, я хорошо знаю вас. Я знаю всю вашу жизнь, прошлую, настоящую, будущую; она управляется неумолимым законом чисел. Вы человек пентаграммы, и годы, отмеченные числом пять для вас всегда судьбоносны. Вспомните и посудите сами: в 1815м начинается ваша смертная жизнь, потому что ваша память не простирается далее в прошлое. В 1825м вы поступили в семинарию. В 1835м вы покинули семинарию и вошли в свободу сознания. В 1845м вы опубликовали LaMèredeDieu, ваше первое эссе по религиозному синтезу, и вы порвали с духовенством. В 1835м вы свободны, оставив женщину, которая поглощала вас и двоила вас. Заметьте, если бы вы остались вместе, она бы вас полностью уничтожила или как вариант сошла бы с ума. Затем вы отправились в Англию; а что такое Англия? Это йод современной Европы; вы отправились туда чтобы вновь пропитаться сильным и активным принципом. Это там вы видели Аполлония, печального, раздраженного и измученного, каким и вы были тогда, по сему Аполлоний которого вы видели и были вы; он вышел из вас и вновь в вас вошел и остается там.

“Вы вновь увидите его в этом 1865м, но на этот раз красивого, сияющего и триумфального. Естественный конец вашей жизни (за исключением несчастных случаев) отмечен 1875м годом, и если вы преодолеете этот срок, то проживете до 1885го. Аполлоний, когда вы видели его, боялся острия мечей, и вы так же, как и он боитесь этого, так как в этот самый момент вы принимаете меня за сумасшедшего, как кого-то кто пришел однажды с намерением вас убить;2 и вы тревожитесь узнать, завершу ли я свое сумасбродное поведение подобным поступком (и тут он засмеялся).” ’

Испуганный этими откровениями, Леви спросил его, не дух ли он. На что посетитель ответил:

‘Духи суть скорпионы, сосущие трупный яд под надгробиями. Они притягивают к ним мертвецов, но не оживляют их. Скоро земля покроется ходячими мертвецами. Мы находимся в эпохе смерти. Луи- Филипп был Меркурием без крыльев на своих храмах – он имел их лишь на своих ногах, и он пролетел. – Наполеон III суть Юпитер без Солнца; после него придёт хромой Сатурн король выживших из ума старых дураков и священников, - M. le comte de Chambord (Граф де Шамбор) . . .’

Выяснилось, что посетителя Леви звали Жулиано Капелла (Juliano Capella). Внешне, ‘его лицо напоминало портреты Лорда Байрона, если не присматриваться; у него были очень белые руки, все в кольцах, уверенный взгляд полный иронии, красные губы и ровные зубы’.

Капелла спросил о повторном визите, но Леви, который ощутил конкретную антипатию к этому любопытному индивиду, вежливо указал на дверь, и Капелла удалился, как он сказал, в рискованное путешествие. Больше его не видели.

В июне1865го вышла в свет LaSciencedesesprits, последняя из книг Леви опубликованная при жизни. Эта книга закрепила его репутацию среди оккультистов Европы.

В 1865 будучи гостем миссис де Бальзак в замке Борегар он выздоравливал от серьезного заболевания гриппом. Пока он был там он дал несколько уроков в Каббале зятю миссис де Бальзак, Графу де Мнишек.

С возрастом, Леви стал страдать от сильных головных болей, которые полностью выводили его из строя во время приступов. Тем не менее он все еще принимал множество людей, которые стекались к нему за обучением или советом в оккультных вопросах.

Однажды его посетили два фермера с Джерси, отец и сын, которые утверждали, что подверглись атаке черной магии, сотворенной тремя враждебно настроенными соседями. Ка следствие этих атак умерли животные, погибли посевы, и сами жертвы пережили серию личных неудач. Леви их не разочаровал. Он дал им талисман со знаками микрокосма и священными письменами, а также магнетизированную фотографию, по-видимому собственную. Два фермера щедро отблагодарили его и обещали написать ему отчет об эффективности его помощи.

Около двух недель спустя он получил письмо от сына, в котором говорилось, что после ухода от Леви, его отец почувствовал, что две противные силы работают над ним, он воззвал к помощи Леви и добрая сила тотчас восторжествовала. Были замечены и прочие положительные эффекты, но все же они страдали от злых сил по определенным дням, когда полная луна, и просил у Леви, дальнейшей помощи которую он предположительно оказал, возможно другой талисман.

В начале 1868го Леви задумал идею о новой книге по магии и смежным предметам, которая бы называлась LeGrandeArcane. Первые две части были окончены в 1868м, к этому времени его головные боли усилились и вынудили его закрыть свои двери даже для последователей. Однако к концу 1868го года его состояние улучшилось.

Ближе к концу 1869го года Леви посетил старый друг, актер Байёль (Bailleul), который годы назад пришел к нему на помощь предложив ему место в турне, когда он нуждался и был безработным. Байёль прочитал работу Леви и стал пылким последователем. Но его энтузиазм завел его в проблему. Он попытался читать стихи Леви в театрах Руана и Эльбёфа, но ему запретили тогда он стал декламировать их в кафе. Это вызвало вражду со стороны духовных властей, и вскоре он стал объектом диких обвинений, таких, например, что он агитатор под защитой Иудеев (в счет имени его героя). В конечном итоге он прибыл в Париж в надежде лучшего приема.

Байёль один из наиболее трагичных среди множества, странных людей, которые появлялись и исчезали в жизни Леви. Что стало с ним -  загадка, так как Леви писал, что однажды он просто пропал без следа.

 

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики