Понедельник, 04 сентября 2017 20:44

Джеффри Рафф Бракосочетание Софии Глава 10 О небесном и земном: воплощение и бессмертие

Джеффри Рафф

Бракосочетание Софии

Глава 10

О небесном и земном: воплощение и бессмертие

В предпоследней главе Aurora Consurgens Фома еще раз рассказывает нам о тайнах земли и духа. Тема земли здесь доминирует, мы сталкиваемся сразу с двумя мистериями: воплощение Мудрости в ее новое трансформированное тело и тайна бессмертия, с помощью которой земля, или оболочка, становится неизменной и вечной. В этом сложно составленном тексте отражены основные глубинные идеи алхимии. Однако если мы будем продолжать исследовать этот текст так, как мы делали в предыдущих главах, то главной нашей задачей будет понять, о чем пишет Фома.

Бесспорно, Фома превозносит землю и небо на протяжении всей книги Aurora Consurgens, что показывает его особое экстатическое отношение к бессмертному телу и воплощению духа. С психоидной точки зрения Фома пытается выразить мысль о том, что психоидные существа принимают какую-либо форму и поэтому относятся к психоиду. Земля есть именно та форма, в которую они воплощаются, как и полу-материальная субстанция, во что сама форма потом и трансформируется. Душа – это универсальная природа духовного существа, которая выражается в форме тела, тогда как универсальный дух совершенствует и оживляет эту новую форму, чтобы та была бессмертной. Когда Мудрость достигает бессмертия в психоидной сфере, то ее партнер-алхимик становится бессмертным. Алхимик также меняет свою форму: он снимает старую смертную оболочку и надевает новую бессмертную. Помимо этого, после завершения внутренней работы алхимик познает свою истинную природу и индивидуальность, для которой образуется новая форма и обеспечивается определенными духовными силами и энергиями.

В этой аллегории неба и земли Фома еще раз описывает процессы сотворения новой земли и ее взаимоотношение с небом, то есть с духовными силами и энергиями. В связи с этим можно сказать, что интерпретация этой параболы со стороны фон Франц особенно удачна и интересна, и поэтому ее стоить рассмотреть, прежде чем продолжать наше изучение текста Aurora Consurgens. Она считает, что вся эта аллегория олицетворяет алхимический процесс сотворения мира, сосредоточенный вокруг образа земли, который символизирует божественную женственность. Она говорит, что от этого самого божества расцветает новая вселенная. Поэтому, «мы можем без сомнения соотнести образ земли с фигурой анимы-мудрости, описанной в предыдущих главах, но теперь она очищена и одухотворена».[1] Другими словами, земля – это София, воплощенная в новом теле, и от нее рождается целый новый космос. Существуют учения, согласно которым соединение любого человека с духами создает мир или вселенную, уникальную для духа каждого человека. Это, безусловно, характерно для суфизма. Авиценна думал, что духовные силы преобразуются в ангелов и являются ими и что для каждого человека есть свой индивидуальный ангел. Когда человек соединяется с этим ангелом, оба исчезают из общей вселенной и находят свой личный уголок. У каждого ангела есть свой собственный мир, своя реальность, поэтому через контакт с ангелом человек освобождается от других миров. Анри Корбен излагает об этом как обычно интересным и удивительным языком:

Небесное происхождение души можно доказать одним простым фактом, который имеет двоякий смысл: это пробуждение к самосознанию и достижение осознания самости, когда душа получает возможность понимать Ангелов и мир Ангелов и, поэтому, попадает в «страну ангелов» (Восток) - это помогает представить переселение ангелов из космоса (Запада) как подтверждение их превосходства по отношению к этому космосу….это превосходство по отношению к разумному космосу не подразумевает превращение в нечто аморфное и бесформенное. У чистых Форм есть собственное интеллигибельное «место».[2]

Иными словами, у психоидных существ есть уникальное место, отличное от обычного пространства; фактически, у них есть свои собственные миры, в которые приходят люди. В этом отношении, София, как образ земли, может создать свою вселенную. Земля – это и есть София, которая способна в качестве ангельской и психоидной силы создавать новый мир, сообразный ее сущности, и проводить своего партнера-алхимика внутрь этого мира. Однако ее мир имеет совершенно иную форму, чем наш; он сильно отличается от нашего мира. Опираясь на вышеизложенную схему, давайте теперь перейдем непосредственно к обсуждению самой параболы.

Аллегория начинается со слов: «тот, кто с земли, говорит с землей; тот, кто пришел с неба, - возвышается над всеми».[3] Тот, кто спускается с небес, представляет собой мужскую сторону Бога и высшие миры духа. Он одновременно и с земли, и с неба, но первая «есть основа, источник, мать всех других элементов».[4] Мать всего сущего – это София, именно поэтому в первом параграфе было написано, что земля олицетворяет Софию, а небо – божественный мир. Оба относятся к психоиду, но София символизирует женскую силу творения и рождения, тогда как Бог содержит в себе божественные энергии.

Далее Фома говорит нам о процессе, в ходе которого соединяются Бог и София, и рождается новый мир. Сначала он сравнивает человека с землей, ибо человек – это пепел, и к пеплу он вернется. Как вы могли догадаться, пепел – это могущественный алхимический образ. Фома писал, что этот пепел, в который человек обращается, смешивается с постоянной водой (aqua permanens) – «с ферментом золота, и это золото есть их тело, то есть сама земля… Земля Обетованная, где Гермес приказал своему сыну рассеять золото, из которого живительные дожди затем могут пролиться».[5]

Чтобы немного разобраться в смысле этого высказывания, нам следует начать с образа пепла. В противоположность западной традиции, пепел в индуистской алхимии является частью божественной сущности, благодаря которой создается новая вселенная. Шива считал, что пепел – «это мои семена… и я несу свое собственное семя внутри себя…. Пусть человек вымажет свое тело, пока оно не побелеет от пепла… тогда он достигнет статуса Господа воинств Ангельских … и получит высшую пищу богов».[6] Пепел – это сила творения и рождения, которая трансформирует человека в бога. В западной алхимии он также имеет большое значение.

Например, Парацельс свято верил в созидающую и порождающую силу пепла:

Если живую птицу сжечь огнем третьей степени до золы и пепла в герметическом перегонном кубе, и затем, все еще закрытую, подвергнуть гниению до высшей степени разложения внутри venter equinus, пока она не превратиться в вязкую флегму, потом эту же флегму можно снова довести до завершения, и, таким образом, она может, обновленная и восстановленная, стать живой птицей, а флегма заключиться внутрь сосуда или иной емкости. Так можно с помощью возрождения и очищения оживить мертвое, что само по себе является великим и удивительным чудом Природы. В ходе этого процесса можно убить всех птиц и затем снова их оживить, но уже возрожденными и очищенными. Это есть выдающееся и прекрасное чудо и тайна Бога… [7]

Другими словами, очищенный пепел мертвой птицы может стать живой птицей. Тот же образ можно увидеть в книге «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца», где тела короля и королевы превращаются в пепел, из которого затем воскресает красивая птица, которая тоже умирает. От ее пепла, смешанного с кровью, король и королева заново рождаются.

Как отмечал Юнг, пепел – это «диадема сердца» и «чистая облиственная земля», и по всей вероятности он связан с прославленным телом, очищенным от «темноты души, черной материи, поскольку порочность низкой земли была отделена от него».[8] Пепел – это остаток от тела, прошедший через процессы очищения и ректификации; поэтому он есть самое чистое свойство тела, к которому прибавляется душа, чтобы создать прославленное тело или Философский Камень. Далее Фома говорит нам, что пепел нужно смешать с постоянной водой, для начала нужно взять чистое тело, свободное от примесей, и смешать его – с чем? Аqua permanens – еще один ключевой символ в понимании этого процесса.

Алхимики часто связывают образ постоянной воды с божественной водой, которая растворяет тело и соединяется с ним, так что вода становится землей, а земля – водой. Вода совершенствует тело, превращая его в камень.[9] Первоначальная форма исчезает в воде во время подготовки к рождению новой формы. Тем не менее, работая в сфере алхимии, мы должны понимать, что есть несколько уровней этого процесса, и на каждом символ может иметь различное значение. Когда материя превращается в пепел, форма прекращает свое существование. На этом уровне вода не разрушает тело, а творит его путем соединения с пеплом. Семя прорастает, когда вода и пепел сливаются вместе для создания новой формы:

Суть нашего искусства – это союз мужчины и женщины: муж получает от своей жены легкий оттенок духа. Соединение мужчины и женщины коагулирует женское начало. Когда же все станет красным, мы получим сокровище мира, о котором говорил Синон: «Если вода трансформируется в тело, оно видоизменяется, сначала в землю, потом в золу и пепел, и вы получаете то, что хотели» [10]

Короче говоря, союз пепла и воды – это образ coniunctio. Пепел – это тело Философского Камня, созданное во время инкарнации Софии, а вода – это дух, связанный с энергией небес или Бога. В этой параболе земля становится Софией, а дух – Богом, так как сейчас оба воплощают в себе самую высшую и совершенную свою сущность. Тело и дух восходят до своей высшей формы и соединяются. Высшая форма тела – это София, высшая форма духа – это Бог. Союз воды и пепла индуцирует предварительное слияние Бога и Софии и обозначает путь к завершению работы. Я говорю «предварительное слияние», потому что пепел и вода не являются персонифицированными фигурами, а конечное взаимодействие возможно только между персонифицированными существами. Эта мысль неоднократно появляется в алхимических произведениях, поскольку работа не может считаться завершенной, пока или король не прошел через процесс трансформации, или король с королевой не поженились, или принц с королем не соединились вновь. Финальное coniunctio имеет место между персонифицированными образами.

Контакт, что возникает на уровне элементов или субстанций никогда не доходит до завершающей стадии. Здесь, в этой главе Aurora Consurgens, мы видим символическое слияние земли и неба, но оно лишь дает возможность проявиться другому, более экстатическому союзу, представленному в следующей главе. Там показаны стадии процесса соединения, которые ведут к конечной цели.

Работа с Философским Камнем безгранична. Она может постоянно расти и развиваться в не зависимости от того, какого уровня вы достигли. Она умирает в некотором смысле при каждом витке развития, чтобы, как в аллегории о небе и земле, снова обратиться в пепел. Однако пепел – это не просто образ разложения тела, это символ божественной сущности души и тела, которое не способно к дальнейшей редукции. Объединенный Философский Камень – это пепел, так как он содержит в себе одновременно и божественную душу, и божественное тело. При взаимодействии с универсальным духом, который дает ему рождение, он переживает еще большее развитие и трансформацию.

Постоянная вода – это есть не что иное, как универсальный дух, и к тому же по сути своей приближается к образу огня. Вначале огонь производит пепел, и это первое влияние духа на тело и душу, тогда как вода сливается с пеплом, чтобы самой превратиться в новое тело. В предыдущих главах этой книги описывалось формирование Философского Камня от союза тела и души; теперь дух, универсальный и безличный, также объединяется с камнем. Универсальный и безличный дух принимает индивидуальные черты, когда он персонифицируется в психоиде как мужской партнер Софии. Божественные энергии теперь перенаправляются к взаимодействию с Софией, помогая ей перейти на новый уровень развития, когда она вбирает в себя этот дух и вступает с ним в контакт. Именно по этой причине эта парабола называется «О небесном и земном», поскольку в ней описывается союз небесного духа и прославленного тела. В ходе этого процесса все три части Философского Камня – душа, тело и дух – объединяются.

Фома пишет, что постоянная вода – это фермент золота и что «их золото – это тело, это земля, которую Аристотель назвал коагулянтом, ибо она сгущает воду. И это есть Земля Обетованная…».[11] В последней параболе Aurora Consurgens Земля Обетованная – это прославленное и магическое тело, которое участвует в коагуляции воды или фермента. Фермент – это символ души и в то же время процесс, благодаря которому душа переносит свою форму на prima materia. Когда Линди Абрахам говорит о ферменте, она упоминает, что именно на этой стадии душа и «прославленное тело химически и перманентно сливаются воедино».[12] Итак, в виде фермента у нас появляется образ слияния между Софией и ее супругом. Все это происходит пока на уровне элементов, а не персонификаций, поэтому этот процесс еще не завершен; но все же он отмечает переход к другой стадии постоянного союза мужской и женской сторон божества.

Фома рассказывал об этом соединительном процессе несколько раз и всегда по-разному; это довольно-таки сложный процесс для восприятия. Он уже писал о союзе тела, души и духа, но как только это слияние приближается к своему завершению, он говорит об этом как о взаимодействии неба и земли. Если небо – это Бог и все его энергии и земля – это София со всей ее восприимчивостью и креативностью, то этот союз между небом и землей особенно глубок. Чтобы как-то дать вам понять, каким глубоким видит это соединение сам Фома, я приведу вам его слова:

Земля сместилась, и небеса пролились на нее, и вот они растекаются подобно меду по всему миру и рассказывают о своей победе. И эта слава только для того, кто понимает, как были сотворены небо и земля, и поэтому земля останется навсегда и небеса проливаются на нее… Глубоки ее одеяния, и поверх них находится вода, воздух, огонь… и птицы с воздуха будут восхвалять ее, а вода будет поливать ее от высших элементов, и она может наполниться плодами от их работы, поскольку в центре земли эти планеты имеют свои корни и оставляют там свои достоинства… эта земля сотворила луну в свое время, и тогда же поднялось солнце… все вещи служат земле, и дней ее года шестьдесят и десять лет проходят над ней, и по этой причине она поддерживает все вещи в мире благодаря слову своего божества…[13]

Обратите внимание на выдающуюся роль, которую играет земля, ту роль, что определяет причину, если ее понять правильно. Как могла земля породить небеса и луну? Как может земля иметь свое божество? Ответ в том, что земля – это София, а также творческое выражение божественного. Она есть автор всего, и она создала луну раньше солнца. Луна – это luna, или женское начало, а солнце – это sol, или мужское начало. Согласно мнению Фомы, София сотворила женское начало раньше мужского, такую интерпретацию не часто можно встретить в христианском мире. Женское начало находится на первом месте, потому что София создает все вещи в мире, и даже судя по всему своего супруга.

В следующей цитате упоминается о поразительном случае инцеста в алхимическом контексте. Наиболее значимый образ – это помещение матери в чрево своего дитя уже после того, как она произвела его на свет. София сотворяет своих детей, от которых сама родится и с которыми она соединяется. С алхимической точки зрения София – это ртуть, или prima materia, которая сначала создает материю, а затем она уже как божественная сила помещается внутрь нее и снова возникает оттуда. Алхимическая ртуть, здесь связанная с фигурой Софии, созидает, запускает процесс творения, проявляется и сливается в свою очередь с энергией творения:

Это королевский фонтан, в котором купаются король и королева; мать должна быть помещена внутрь и запечатана в чреве своего ребенка… который развивается от нее и которого она родила; и потом они полюбили друг друга как мать и сын, ибо они происходят от одного и того же корня и имеют одну и ту же сущность и природу.[14]

В психоидной алхимии София – мать всех психоидных сил, она проникает внутрь них, чтобы впитать в себя их свойства и добродетели. Поскольку она рождается от них в виде освобожденного духа, она забирает с собой все их силы, добавляя их к энергии Духа-Хранителя.

Как единое творческое начало всего сущего, София является землей, из которой возникают луна, солнце и звезды. Соединенная с собственными детьми, она трансформируется и становится Духом-Хранителем, а затем присваивает себе энергию звезд или божественных добродетелей. Фома говорит, что семь планет берут начало от центра земли, и затем оставляют там свои добродетели. Внутри земли, внутри формы Великой Матери спрятаны все энергии и добродетели. Это описание связано с процессом, о котором я рассказывал ранее, когда звезды или психоидные силы были частью Софии; это еще раз подчеркивает великую силу Софии как земли и великую силу этого слияния, благодаря которому и земля, и небо становятся единым целым. Обратите внимание на то, что вместе с проникновением божественной энергии в союз неба и земли другие психоидные силы также становятся частью этого соединения, когда они оказываются внутри чрева Софии. Будучи супругом, Бог приносит с собой определенные энергии, но то же самое делают и психоидные фигуры, как только они занимают свое место внутри Софии. Все эти превращения отражаются в переживаниях психоидного алхимика, который может присоединиться к Софии и ее супругу уже после того, как тело и душа Софии отделяются.

Поскольку алхимик может чувствовать все это через свою работу, то этот союз оказывает на него большое влияние. Алхимик, связанный с Софией и, соответственно, с Духом-Хранителем, ощущает бессмертие, так как в момент соединения «смертный [алхимик] станет бессмертным, порочность живых существ станет непорочной, и тогда воистину будет тот мир, о котором так много написано, и победа поглотит смерть. О смерть, где же твоя победа?» [15]

Фома несколько раз возвращается к теме бессмертия, и это высшая награда для алхимика, который успешно создает между Софией и ее сыном-любовником и который соединяет землю с различными энергиям и небом. Алхимик переживает глубинную трансформацию во время этого слияния в любом случае, в не зависимости от того, каким образом мы будем интерпретировать эти идеи. Я не рассматривал подробно это преобразование, потому что мое внимание в основном было направлено за изучение психоидных существ. Однако не стоит забывать, что и сам человек, являющийся свидетелем и соучастником этого союза, видоизменяется сильно и навсегда.

В результате соединения Софии и Бога, рождается второй Адам, который исцеляет раны, полученные после грехопадения первого Адама. Второй Адам, «называемый философским человеком»,[16] бессмертен и передает это свойство всем людям. Далее Фома рассказывает нам о другой главной теме своей работы – об искуплении, освобождении всего человечества и природы. Благодаря соединению мужского и женского, матери и ребенка, и появлении на свет filius все вещи снова возвращаются к чистоте и бессмертию. В заключение Фома приводит типичный алхимический комментарий о создании из земли воды, а из воды – воздуха и т.д., которые олицетворяют единение противоположностей и рождение сущности или материи Философского Камня. В следующей главе Aurora Consurgens это слияние противоположностей перерастает в священное бракосочетание двух влюбленных.



[1] Aurora, p.340

[2] Henry Corbin, Avicenna and the Visionary Recital, Willard R. Trask, trans., Bollingen Series LXVI (Princeton: Princeton University Press, 1990) pp. 47-48

[3] Aurora, p. 121

[4] Aurora, p. 121

[5] Aurora, p. 123

[6] David Gordon White, The Alchemical Body (Chicago: Chicago University Press, 1996), p. 285

[7] A. E. Waite, Hermetic and Alchemical Writings of Paracelsus (Reprint: Kila, MT: Kessinger, n.d.), Part 1, p. 121

[8] Jung, CW 14, 319

[9] Bernard Trevisan, The Abandoned Word, Patrick J. Smith, trans. (Edmonds, WA: Holmes, 1999), p. 17

[10] Anonymous, Book of Alze (Alchemy Web Site, www.levity.com/alchemy/alze.html), f 3.

[11] Aurora, p. 121

[12] Lyndy Abraham, A Dictionary of Alchemical Imagery (Cambridge: Cambridge University Press, 1998), p. 74

[13] Aurora, pp. 125,127

[14] The Secret Book of Artephius (Alchemy Web Site, www.levity.com/alchemy/artephiu.html), 515

[15] Aurora, p. 127

[16] Aurora, p. 129

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики