Четверг, 04 сентября 2014 11:16

Карл Юнг Visions Часть седьмая [Из лекций, данных между 17 февраля и 9 марта 1932 г. (Spring 1966)]

Карл Юнг

Visions

Часть седьмая

[Из лекций, данных между 17 февраля и 9 марта 1932 г. (Spring 1966)]

Дух природы и христианский дух

Сегодня мы займемся следующей серией видений. В начале она снова оказалась в соборе. То, что эти видения должны были начаться в духовной обстановке, было приуготовлено северным сиянием, явлением свыше, а она двигалась снизу, чем и кончилась прошлая серия видений. Но какого духа следует ожидать в соборе?

Ответ: Христианского духа.

Доктор Юнг: Само собой, и это не согласуется с северным сиянием, духом природы, космическим духом. Этот конфликт между космическим духом природы и христианским духом мы уже встречали ранее. Помните пример тому?

Ответ: Пан.

Доктор Юнг: Да, бог Пан – это дух природы, своего рода философский бог природы. Изначально он был местным полевым божеством … богом лугов и лесов. … Слово «паника» происходит от имени «Пан». Он бродил, посвистывая и играя на дудочке, пугая пастухов. Их страх был подобен страху напуганного стада. Стада иногда пугаются без всякой видимой причины. На лоне природы такое временами случается и с нами; неожиданно нас охватывает ужас перед чем-то. Иногда дело в том, что место особенно пустынное и жутковатое, иногда мы и сами не понимаем, почему нас охватил такой животный страх. Этот страх, эту панику вызывает великий бог Пан. Позже, в результате преобразования имени, демон природы стал великим философским богом. Греческое слово pas означает «все», «целое», а pan, среднего рода, означает вселенную; этот смысл оказался связан с богом – он стал вселенским духом природы.

Этот дух природы противостоит христианскому духу. Ранние христиане первых веков отвергали поклонение природе в любом виде; природу нельзя было рассматривать и восхищаться. Но античные религии глубоко почитали природу, особенно митраизм. Вот почему митрариумы всегда находят в пустынных местах – возле источников в лесах или в природных гротах и пещерах. … Это была прекрасная форма почитания, самый грозный враг христианства; потому христианский дух вынужден был сражаться с естественной радостью, которую мы чувствуем на природе. Христиане сказали, что это искушение дьявола, что красота природы заманивала людей в прелести плоти и лишала присутствия духа.

Действительно, контакт с природой делает людей более или менее бессознательными; так что в этом отношении природа оказывает враждебное влияние. Первобытные люди, предоставленные постоянному природному влиянию, попросту становятся бессознательными. И это до сих пор происходит; люди идут в леса и горы даже сегодня, чтобы стать бессознательными; отождествление с природой – это огромное облегчение после напряженной сознательной жизни в городе. Но можно перестараться и стать жертвой отрицательного воздействия, это может сделать людей слишком первобытными.

Я встречал несколько случаев, когда с влиянием природы приходилось бороться, когда люди избегали проблем, отдаваясь природе, полностью забывая себя, пользуясь ею как своего рода наркотиком. Так было во времена зарождения христианства, в средние века и позже. Природа должна быть заклеймена как порочная, чтобы люди осознали силу и важность духа. Вот почему великий бог Пан на самом деле не умер, его очарование до сих пор присутствует.

Конечно, христианский дух не следует полностью отвергать; когда природа одолевает людей, они теряют то, что христиане обрели, отвергая ее. Христианский дух – это западная попытка, до сих пор весьма скромная, отвергнуть плоть; это стадия на пути, по которому Восток уже прошел к отрицанию реальности. Аргументом первых христиан было то, что плоть преходяща, тогда как дух вечен; плоть исчезает, как трава, а дух продолжает жить в вечности. Это начало представлений о том, что реальность не такова, какой кажется, что это иллюзия.

Наша пациентка страдает от того же конфликта. Столкнувшись с естественным проявлением духа, всегда следует помнить об опасности попасть под влияние Пана и впасть в бессознательное состояние. Видите ли, этот панический страх природы идет не из самой природы, а из природы людей; это страх стать жертвой бессознательного, ужас перед возможностью сойти с ума в одиночестве. Ее видение северного сияния было проявлением духа природы, и если теперь она может избегнуть того, что называется эстетическим аспектом этого явления, если она сможет взглянуть и понять его, не утратив себя, то сохранит духовный подход. Но если эстетическое качество видения одолеет ее, она утратит сознание и впадет в панику; тогда ей нужно быть христианкой.

Это объясняет, почему северное сияние немедленно констеллирует христианский дух; собор означает убежище, в нем она укрывается от демонов природы. В церкви не дозволено ничто естественное; животным запрещено в нее входить. Все, используемое в обряде, должно быть денатурализовано. Вода в крестильной купели, воск свечей, даже благовония должны быть очищены перед использованием. Эта денатурализация вещей кажется поразительной, но человеческая природа в ней нуждается, чтобы прийти к духовной точке зрения. Когда человек уже денатурализован, нет нужды продолжать; тут возникает проблема вроде той, чтобы приучить лошадь обходиться без овса: как только это удается, человек умирает.

Так что возвращение к природе становится проблемой. Это не должна быть регрессия; не следует погружаться ниже христианских достижений, видеть в плоти лишь иллюзию; скорее, следует придерживаться христианских взглядов и вернуться к природе под их защитой. Иначе вы впадете в демонизм первобытных времен, и все развитие зайдет в тупик. Вот в чем опасность для этой женщины, вот почему она возвращается к проблеме христианской духовности всякий раз, когда сталкивается с духом природы. Но теперь есть разница: она достигла проявления духа природы, выходящего за пределы христианской денатурализации, так что если вернуться к христианству, это будет регрессия. И над такой регрессией, поверьте, придется снова работать; ее придется преобразить в новую попытку приблизиться к духу природы сознательным образом.

«Из лона моего произвожу страдание»

Следующее видение рассказывает весьма связную историю, так что я приведу его полностью:

Видение: Я была в соборе. Я увидела темного Христа на распятии, а под ним рыдающую Матерь Божью. Я сказала ей: «Почему ты рыдаешь, mater dolorosa?» Она ответила: «Прежде он был со мной. Теперь он на кресте. Что-то разорвалось между нами». Я взяла ее за руку и отвела в сторону, говоря: «Женщина, почему ты боишься остаться одна?» Мы стояли лицом к умирающему Христу, который поднял голову и взглянул на нас. И заговорил: «О, две женщины, создавшие меня, взгляните на меня. Вы создали меня только для распятия?» Я ответила Христу: «Да, из лона моего произвожу страдание. Я снова сотворю тебя телом своим, и снова ты будешь распят». Услышав эти слова, он закрыл глаза и отвернулся. Затем мать Христа возопила: «Не смей произносить такие слова». Она созвала большую толпу, которая стояла, угрожая мне. Я опустила на лицо вуаль и вышла из церкви. Разъяренная толпа кричала: «Ты сказала недопустимые слова», Я прошла по извилистым улицам города и, наконец, пришла на берег потока. Здесь я встала на колени и, подняв вуаль, омыла лицо водой. Ко мне спустился лебедь, и в корзине я увидела новорожденного ребенка.

Это видение содержит воссоздание ее взаимоотношений с духом природы. В нем регрессия преобразилась в прогресс. Она, очевидно, отождествляется или служит параллелью матери Христа, что видно из слов: «Мы стояли перед умирающим Христом». Затем она говорит о Христе как мать, а он произносит слова: «…две женщины, создавшие меня». Его сотворила одна Мария, но пациентка словно вторая Мария, словно она нашла себе место в этой истории, и потому отвечает: «Да, из лона моего произвожу страдание. Я снова сотворю тебя…» Вы это понимаете?

Ответ: Ее конфликт констеллирован между духом и природой, ведь Мария – это природа, и она в начале жалуется, что между ней и Христом что-то встало. Кроме того, Христос не черный?

Доктор Юнг: Она говорит не «черный», а «темный». Темный Христос означает тусклый, бледный, возможно, это указание на древность дерева. Думаю, лучше будет взять Марию … в ее средневековом христианском значении, чем отождествить с землей. Видите ли, Мария не согласна с пациенткой. Она говорит: «Не смей произносить такие слова» и призывает угрожающую толпу, отрекаясь от пациентки, она не хочет с ней отождествляться. Она не хочет знать, что породила Христа только ради распятия. Она родила его для счастливой и успешной жизни, а не для жестокой смерти. … В противоположность Марии, пациентка говорит, что родила его на страдание, и если бы пришлось сделать это снова, то ради нового распятия.

Она, очевидно, вполне осознанна … гораздо более осознанная, чем Мария … и совершенно безжалостная, лишенная всяких сантиментов. Как бы вы это истолковали? Как насчет того, что она занимает место Марии, словно должна создать Христа, словно она сама Мария? … В католической церкви отождествиться с Марией было бы чудовищным кощунством.

Предположение: А разве страдание матерей – это не коллективная идея?

Доктор Юнг: То, что все дети – это дети горя, конечно, верно, это вечная судьба. Страдание мира продлевается тем фактом, что у матерей есть дети; всякая женщина, родившая ребенка, продлевает страдание мира. Сказать: «Я даю жизнь этому ребенку на страдание миру» - это очень сознательная точка зрения, очень зрелая. …

Комментарий: Кажется, она усвоила христианскую или средневековую точку зрения о Марии, словно сама была Марией внутри.

Доктор Юнг: Да, здесь мы видим прогресс. Она, очевидно, достигла того уровня сознания, на котором может сказать: «В Марии есть что-то особенно божественное, мы все, как Мария, рожаем детей, которые будут страдать, это даже наше предназначение». Лучше считать, что мы порождаем страдание, чем верить в вечную ложь, что все будут счастливы. Зрелое сознание не может допустить такой нелепости. Так что здесь она перехватывает инициативу и говорит с Христом, будто это ее сын; ставя себя на место Марии, она, по сути, ставит себя на место Христа. Христос – это символ человека, взявшего на себя крест, идущего на смерть с полной осознанностью, ясным пониманием, что вещи должны быть такими, как есть, и нужно принять личное страдание. И когда она говорит, что породит его во второй раз, то имеет в виду, что сделает это с той же целью; затем она делает то же, что и Христос, когда добровольно пошел навстречу жестокой смерти.

Описанное здесь – это ассимиляция средневековой христианской психологии. Средневековый человек, который до сих пор живет во многих людях, считал Христа искупителем, а его жизнь воспринимал как божественную мистерию. Но современный человек не видит в ней ничего уникального, это обычная человеческая жизнь, жизнь человека, добровольно и сознательно принявшего свою судьбу, принявшего себя. Человек, принявший свое личное устройство и положение так же, как Христос, будет его братом. Скорее всего, он не будет распят. Может быть, его повесят или пристрелят, а может, он умрет от обычной болезни или пострадает как-то иначе. … Но он кончит жизнь, прожив ее такой, какой она должна быть. Приняв себя так, как это сделал Христос, он выполнит условия человеческой жизни. После этого [внешний] Христос ему больше не понадобится. Христос пришел в мир, чтобы исполнить волю Отца; в этой мере он сын Отца, видимое проявление Бога, и как таковой он умирает. Отсюда указание в Новом Завете: «Вы боги» (Ин. 10:34).

Видите ли, Христос делал отчаянные попытки учить своих последователей тому, что не нужно подражать ему, что надо жить свою жизнь, и только тогда они уподобятся ему. Но они не поняли: они приняли его за Бога, а жизнь его – за божественную мистерию, которую с радостью предоставили прожить ему; они предпочитали прятаться за ним, организовали церковь, в которой явления, подобные Христу, никогда не происходили. Никто не пытался прожить жизнь так, как Христос свою. …

В этом отрывке становится очевидно, что пациентка интуитивно достигла такой зрелости характера, что может встать рядом с Богоматерью и взять ситуацию в свои руки; она достаточно решительная и сознательная, чтобы принять факты жизни, а именно, что женщина, у которой есть дети, подготовила свой разум к поддержанию иллюзии и страдания мира. И с этим пониманием она может выйти из церкви. …

А теперь снова появляется символ вуали. Как вы помните, он уже появлялся в ранних видениях. … Тогда вуаль покрывала ее затылок, то есть бессознательное. Здесь она скрывает ее лицо, значит, она, как социально подозрительная личность, должна скрываться; здесь опускание вуали связано с отвержением респектабельной роли. Так что она выходит из церкви и сталкивается с враждебной толпой. Естественно, всякий, кто достаточно отважен, чтобы жить своей жизнью, окажется в такой же сложной ситуации, как и другие уподобившиеся Христу люди, мученики и святые, который мучили и убивали, потому что они вступали в противоречие с коллективным окружением.

Затем она подходит к потоку, который представляет природу, и встает на колени перед ним, потому что теперь это для нее объект поклонения. Она достаточно сознательна, достаточно страдала, чтобы выдержать влияние природы, поклоняться ей сознательно. Я не хочу оставить такое впечатление, будто пациентка достигла такой зрелости в реальности; это просто интуитивное предчувствие.

Затем к ней приближается лебедь. Что это за лебедь? ...

Предположение: А это не символ Афродиты?

Доктор Юнг: Да, есть скандальная история о Леде, и ... лебедь некоторым образом с ней связан. ... Лебедь – это иной дух, он редко летает, предпочитая жить между водой и воздухом. Так что это символ двух элементов, чего-то между водой, бессознательным, и воздухом или светом сознания; он более хтонический, чем голубь. В корзине, которую лебедь, очевидно, принес, она видит новорожденного ребенка. Что это?

Ответ: Новое рождение.

Доктор Юнг: Да, новая попытка, словно она сама новорожденный ребенок. Словно Христос снова восстал, возродился, когда голос сказал: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 1:5).

Комментарий: А тот факт, что лебедь принес ребенка, - это не параллель Святому Духу как голубю?

Доктор Юнг: Да, в средневековом искусстве Святой Дух часто изображается как голубь, приносящий младенца Христа. ...

Надеюсь, основная идея видения ясна, потому что она имеет фундаментальное значение. Это действительно логическое продолжение протестантской идеи. Как вы знаете, протестантская церковь как организация, служащая посредником между человеком и Богом, медленно, но уверенно раскалывалась; она уже раскололась больше чем на четыре тысячи деноминаций, и, в конечном счете, каждый будет сам себе церковью. ... Христос был наедине со своей божественностью, и всякий, живущий, как Христос, наедине со своим Богом, сам себе церковь.

Вопрос: Что означает поток в этом видении?

Доктор Юнг: Поток всегда означает естественную жизнь, воды жизни, и пересечение потока жизни – это очень важный мотив. Во снах современных людей часто встречает тот же мотив, выраженный в других символах; провод под высоким напряжением, например, вместо потока жизни. ...

Вопрос: Если человек до некоторой степени ассимилировал поток естественной силы, достаточно для того, чтобы достигнуть новой стадии сознательного развития, вы бы сказали, что он един с Богом?

Доктор Юнг: Нет, наедине с Богом.

Вопрос: Но разве это не значит, что вы просто достигли другого слоя или уровня, полностью окруженного другим потоком, с которым нужно разотождествиться? Разве вы не остаетесь частью безграничного слоя непонятого?

Доктор Юнг: Естественно. Так всегда будет, иначе вы были бы самим Богом. Суть в том, что нужно ассимилировать самого себя, а не проецироваться наполовину в других людей или организации. Конечно, вы далеки от совершенства, от полной осознанности. И если вы станете целостным, то можете быть таким же бессознательным, только перестанете проецировать; вот и вся разница. Не следует считать, будто человек способен достигнуть совершенства, он может рассчитывать только на целостность. И целостность остается необходимым и бесценным состоянием, если уж вообще говорить о совершенстве. Как вы можете быть совершенным, если не целостны? Сначала станьте целостным и посмотрите, что это такое ... затем оттачивайте эту целостность, если останется время и силы. ... А теперь мы продолжим.

Вулкан и оазис

Видение: Я стояла на краю вулкана. Я взглянула в кратер и увидела море кипящего пламени. Оно выбрасывало мертвые тела и принимало их обратно. Огромный крест дыма с египетским символом жизни наверху поднялся над этим морем, завис в воздухе и исчез.

Теперь, когда лебедь в потоке жизни принес ей ребенка (символизируя Святого Духа в естественных формах) ... можно ожидать, что она окажется искупленной. Вместо этого она стоит на вулкане, который вот-вот взорвется. Это, очевидно, крайне опасное место, критический момент. Но быстро произошедшая энантиодромия выражает глубокую истину. ... Видите ли, она отдалилась от коллективного мира и оставила там вакуум. Теперь пустое пространство все засасывает в себя. Это катастрофа вроде взрыва. ...

Эту истину признавали во многих местах в самых разных формах. [Есть индийский миф о сокровищах, обретенных из моря.] Среди них Мани, что означает «сокровище» на санскрите. Мани – это титул Будды в буддизме Махаяны, и знаменитая тибетская молитва: Ом мани падме хум означает «О, сокровище в Лотосе». ... Теперь, когда [драгоценный камень и другие] сокровища подняты на поверхность в мифе, можно полагать, что все в порядке, но разрушительный яд поднимается из моря, угрожая уничтожить мир. Это пример быстрой энантиодромии. ... Схожим образом после рождения Аполлона его попытался поглотить ужасный дракон Питон. И Христос едва успел родиться, как чудом спасся от массового убийства младенцев Иродом. Затем, когда женщина в Откровении рожает ребенка на правление народами, его собирается сожрать дракон. ... Так что после перерождения приходит пустота, разочарование, разрушение, и вопрос в том, что с этим делать. Таково содержание видения. Мертвые тела извергаются и падают назад; это разрушение, люди погибают.

А затем в дыму над кратером появляется крест. Христианский крест означает распятие, но это crux ansata, крест с петелькой сверху, египетский символ жизни. Он означает, что кратер не только разрушительный; crux ansata, также называемый анкхом, всегда означает жизнь, либо данную богами фараонам, либо фараонами богам; есть изображения и того, и другого. ... Дым из вулкана действительно создает такую фигуру; в хорошую погоду горячий воздух поднимается, пока не охладится, а потом расходится в стороны, образуя форму гриба; затем, если форму сделать чуть более абстрактной, получится crux ansata.

Так что кратер – это кратер жизни. Знак указывает, что он означает не уничтожение. Этот кратер как крестильная купель; это кратер в древнем мистическом смысле слова, то есть сосуд, в котором разные содержимые смещиваются и создают новое существо. ... Его позитивный смысл – это миска для смешивания. ...

Видение (продолжение): Огонь в кратере угас, и вместо него появился прекрасный зеленый оазис.

Внезапно произошло полное преображение, новая энантиодромия. Разрушительный вулкан обратился в прелестный клочок плодородной земли, символ жизни. Но что изменило его? Все, что мы видели – это дымный крест; здесь должен быть ключ, раскрывающий эту загадочную трансформацию.

Ответ: Она не отождествилась с ситуацией и оставалась выше нее.

Доктор Юнг: Что бы произошло в другом случае?

Ответ: Она бы вернулась в бессознательное. Была бы уничтожена.

Доктор Юнг: Но как бы она была уничтожена? В какой именно форме?

Ответ: Сошла бы с ума, я думаю. Обычно, когда что-то появляется в пламени, это символ безумия.

Доктор Юнг: Психоз действительно можно так описать. В случае dementia praecox первый приступ заболевания иногда связан с космическими видениями землетрясений и других вещей, соответствующих наблюдаемому в кратере. Пациентка могла впасть с невероятное эмоциональное возбуждение; пламя страсти подобно вулканическим силам, как хаотичная, огненная, кипящая лава, изливающаяся из недр земли. В психологических терминах это означает безумие. ...

Обнадеживает, что пациентка не отождествилась с кратером, не стала кратером, и в то же время он не внутри нее; она стоит на краю и смотрит в него. Эта отстраненность – признак зрелости. ... Если взглянуть на разрушение отстраненно, не давая вмешаться эмоциям, можно увидеть, что в нем есть положительные стороны, из него может выйти нечто новое. Вот почему сцена внезапно меняется и становится прекрасным зеленым оазисом.

Видение (продолжение): Я спустилась в кратер и прошла по зеленой траве. Я увидела женщину, достающую воду из колодца. На голове у нее было украшение Кибелы. Она взглянула на меня и сказала: «Ты здесь чужая». Я ответила: «Да, ты научишь меня?» Она ответила: «У тебя есть силы, чтобы спуститься на самое дно колодца, из которого я достаю воду?» Затем я увидела, что в колодец вели ступени, и начала спускаться. В конце концов, я достигла дна.

Горловина кратера, из которой вырывался огонь и дым, и изливалась лава, теперь стала шахтой колодца, в который она может спуститься, местом, откуда достают воду. У женщины на голове украшение Кибелы, как вы знаете, Кибела была богиней Малой Азии, формой Астарты или Иштар, богини любви. Что это за украшение?

Ответ: То, что было во льду, красная драгоценность.

Доктор Юнг: Да, и это было сердце, так что, вероятно, здесь оно означает то же самое, потому что сердце – это символ любви, и это драгоценность Кибелы, богини любви. А женщина? ... Мы можем полагать, что раз она носит такое украшение, она либо сама Кибела, либо верховная жрица Кибелы; кроме того, здесь она должна жить посредством магии, потому что ни один обычный человек не выживает в таком месте, которое раньше было вулканом.

Мы можем найти аналогию этому символизму в романе Райдера Хаггарда Она. «Она», дочь жрицы Исиды, как верховная жрица, спустилась в кратер жизни. Затем она достигла относительного бессмертия, дав столпу жизни пройти через свое тело. ...

То, что пациентка бессознательно вспомнила символизм романа Она, следует из того факта, что здесь появляется анкх, египетский символ жизни; но это не прямое и сознательное влияние, оно скрыто в смысле. Эта аналогия указывает, что спуск в вулкан – это не только психологическая мистерия перерождения, а что-то большее, потому что относительное бессмертие означает божественность. Как вы помните, «Она» часто появляется как божественная личность, несмотря на весьма смертные черты характера. В этом смысле Райдер Хаггард имел в виду что-то вроде греческой богини. ...

Греческих божеств можно объяснить с другого аспекта; они были необычайно божественными, и в то же время необычайно человечными. Эта концепция кажется нам довольно странной, но в античности в этом не было ничего странного; на это есть указание даже в идее Христа. Христос в некотором роде был обычным человеком; у него могли быть все несовершенства человеческой природы, но, с другой стороны, он был Богом. ...

В этом видении мы сталкиваемся с той же странной ментальностью. Женщина, которую встречает пациентка – это богиня или фигура вроде «Нее». Как я сказал ранее, все дело в том, что эти видения развиваются в античной атмосфере, из которой появилось христианство; так что они, с одной стороны, христианские, а с другой языческие. Словно некий слой античного мышления, существовавшего примерно между 100 г. до н.э. и 100 г. н.э., вновь поднялся на поверхность; мы встречаем типично античные приемы мышления или восприятия вещей. ...

Тот факт, что эта женщина на дне кратера – богиня, или, во всяком случае, властная личность, доказывается поведением пациентки. Она просит женщину научить ее, тем показывая, что признает ее верховенство, и женщина спрашивает, хватит ли у пациентки силы спуститься на самое дно колодца.

Обвитые змеей

Так что теперь пациентка снова спускается в бессознательное, но гораздо глубже. В конце концов, она достигает дна.

Видение (продолжение): Здесь, на дне, я увидела мужчину и женщину, лежавших, словно в матке, а вокруг них обвилась змея.

Я покажу вам ее рисунок:

Мужчина и женщина, обвитые змеей

(Зарисовано Джанет Ф. Джонс)

Заметьте их позу эмбрионов. Кто эти люди? Что вы думаете о странном открытии на дне колодца?

Ответ: Это перерождение, только более полное. До сих пор перерождались либо мальчик, либо девочка, а теперь весь человек.

Предположение: Они могут быть Шивой и Шакти. А вокруг них может быть не пробудившаяся Кундалини.

Доктор Юнг: Да, так что этот канал или шахта, по которой она спускается, будет сушумной, каналом, по которому поднимается Кундалини. Здесь мы должны отметить крайне примечательный факт: она спускается. Здесь огромная разница между Индией и Западом. ... Она уже вверху, и нужно обустроить низ, нужно спуститься вниз. ... Так что, как видите, люди делают огромную ошибку, когда подражают практикам восточной йоги, потому что они не для наших нужд; для нас забираться все выше и выше будет худшей ошибкой. Мы должны устанавливать связь между верхом и низом. Но мы усердно обращаемся к практикам йоги, которые, конечно, не работают ... потому что мы нуждаемся в противоположном. ... Я ни разу не встречал случая йогической практики, которая не использовалась бы с неправильной мотивацией забираться все выше и выше – обрести больше силы или контроля, либо над телом, либо над другими людьми, либо над миром. ...

В системе Кундалини Бог представлен как оплодотворяющий лингам, обвитый Шакти в форме змеи Кундалини. Но здесь мы видим просто мужчину и женщину, обвитых змеей; мы не уверены, что это Шива и Шакти. Посмотрим, как действует змея. Она говорит:

Видение (продолжение): Когда я появилась, змея подобралась и сказала: «И тебя я обовью». Я ответила: «Но я одна». Затем змея обвилась вокруг моего тела и приблизила голову к моему лицу. Я увидела, что у нее на голове корона, а вокруг тела золотые кольца. Я взглянула в глаза змеи и, обхватив ее руками, сказала: «Змея, ты кажешься мне прекрасной». Змея отпустила меня. Я выбралась из колодца.

Это показывает, что активный элемент внизу – это змея; мужчина и женщина не действуют вообще, они дремлют. То, что змея божественна, очевидно из золотых колец и короны. Такие украшения добавляют выразительности символу, так что это должна быть очень необычная змея. В ней божественность, а мужчина и женщина не обладают этим качеством. Если бы мы были в Индии, они были бы Шивой и Шакти, но поскольку это западный разум, это не так. Здесь упор на змее, и она делает с пациенткой то же, что и с той парой. Что это значит?

Ответ: А они не служат примером?

Доктор Юнг: Пациентка говорит: «Но я одна», словно змея ответит: «О, ладно, тогда я не буду обвиваться вокруг тебя, потому что делают это только с парами». Но вот, змея обвивается вокруг нее, словно она – пара.

Вопрос: Она обвивается вокруг мужской и женской части пациентки? Всегда есть две части, и они по-прежнему в ней.

Доктор Юнг: Можно полагать, что эта пара была тут с самого начала времени, своего рода вечный символ того, что на самом деле означает змея, обвившаяся вокруг мужчины и женщины. Как таковой, он предполагает, что целостность появляется от сдавливания витков змеи, мужчина и женщина соединяются в этом объятии. Это очевидно только символически.

Видите ли, сущностная функция кратера, его магическое порождающее жизнь качество выражено в змее, лежащей на дне; всякий, кого обвивает змея, становится целостным, мужчина и женщина здесь сливаются. На нечто похожее есть намеки в романе Она, когда Айиша пытается заставить Лео войти в огненный столп вместе с ней. ... Можно также вспомнить об обряде в Элевсинских мистериях, во время которого посвященный должен был поцеловать змею; это означало своего рода союз. И есть другой обряд, представляющий союз, во время которого золотая змея пробирается за воротник и под одежды посвященного, а затем ее вынимают снизу; это символизировало полное проникновение божественной змеи. Предполагалось, что посвященный перерождался как дважды рожденный и обретал бессмертие. ...

Так что эта церемония на дне колодца – союз божественного начала, представленного змеей, с пациенткой. ... На какой-то момент она оказалась одержимой Богом. ...

Доверие к змее

Церемония сделала ее целостной ... но сама она ничего не делает. Обычно она довольно активна, но здесь активную роль играет змея.

Предположение: А это не связано с принятием божественного начала? Сон в матке может быть связан с верой в божественное начало. Вы можете связать змею с рекой жизни?

Доктор Юнг: Вы на верном пути. В этом символизме важен ее пассивный подход; она эквивалентна этой паре, спящей, словно в матке, то есть она полностью отдается на волю странного окружения там, внизу. И когда она совершенно неактивна, бессознательное берет инициативу, действуя для нее и над ней, и это выражается в том, что змея ее обвила. Здесь она незаметно претерпевает воздействие бессознательного. Не забудьте, что эта серия видений началась с опасности психоза, с вулкана, а теперь она полностью доверяется деятельности вулкана. Это подчеркивается ее жестом, когда она обхватывает змею и говорит: «Ты кажешься мне прекрасной» - не кошмарной, не ужасающей, а прекрасной.

Ее принятие змеи показывает, что она сближается с элементом, который прежде грозил ей полным уничтожением. Достигнув этого, она переживает очень необычное воздействие. Вот почему я упоминал параллель с Элевсинскими мистериями, когда посвященный должен был поцеловать змею, что само по себе отвратительно и ужасно. Это нужно было, потому что означало союз со змеей и впускание в себя Бога. Бог входил в тело посвященного, которого называли entheos, то есть «с Богом внутри». Одним из титулов Диониса было Enkolpios, «в вагине». Дионис входил в посвященного, как фаллос, а каждый посвященный был вагиной. Он пребывал в посвященных, своих последователях, и как таковой назывался Enkolpios.

Из этой последовательности мы видим, что безумие, угрожавшее пациентке, было на самом деле паникой, вызванной непосредственной близостью Бога. ... Если отождествиться с такими эмоциями, они разнесут вас на кусочки, и связи с Богом не выйдет. Но если отделиться от этой паники, ее можно вынести, можно погрузиться в нее, и тогда в посвященного входит Бог. Вот почему пациентка выказывает здесь пассивное поведение, полностью отдавшись, приняв активность бессознательного, обвившегося вокруг нее, подобно змее. Это ужасный момент: нет ничего ужаснее нападения питона – можно просто умереть от страха. И она выносит этот высший момент, не шелохнув пальцем, когда вокруг нее обвился сам ужас, змея. Если она способна на это, то сможет выстоять перед страхом, и так обрести много преимуществ. Выдержать такую панику – это высший момент, и так она способна одолеть страх, который угрожал ей в начале. Это ясно?

Видите ли, если она способна осознать это видение, то обретет своего рода магическую защиту; всякий другой оказался бы крайне взволнован. Вещи по-прежнему достигали бы ее, но она словно глубже самых глубинных эмоций.

Видение (продолжение): Я поднялась из колодца. Небо стало темным, покрытым тяжелыми облаками. Скакали скелеты на лошадях. (Снова своего рода безумное видение, предполагающее панику.) Облака обратились в дым, и мимо меня потекли потоки кипящий воды. Я знала, что снова началось извержение. Я хотела спастись из кратера, но не могла найти путь к кромке кратера. Я кричала, что заблудилась и сгорю заживо. Полумесяц опустился прямо ко мне. Я поймала его руками, и он меня поднял. Я спустилась по склону вулкана и пришла в деревню в долине. Я сказала людям: «Как вы называете гору?» Они ответили: «Великой Матерью». Я сказала: «Но ваша Великая Мать – разрушительница». Они ответили: «Она только дымит». Я сказала: «Вот, моя одежда обуглилась от огня». Они ответили: «Ты подошла слишком близко. Мы только смотрим на Великую Мать отсюда, снизу».

Здесь появляется интерпретация вулкана. Он называется Великой Матерью, и если к нему не приближаться, он не обожжет. Пациентка подошла слишком близко. ... Но вы знаете, какой опыт она получила от змеи; теперь она, видимо, в хороших отношениях с луной, потому что луна помогает ей выбраться из безвыходного положения на дне действующего вулкана. Но откуда взялась связь с полумесяцем?

Ответ: От богини в колодце.

Доктор Юнг: Да, Кибела – это луна, ее эмблема – полумесяц. ... То, что сама Луна пришла на помощь пациентке в момент опасности – это очень фантастичный символизм, но психологически это означает, что полное доверие бессознательным силам сделало их друзьями; теперь бессознательное действует на пользу и творит чудо. Западный разум никогда не признает возможность, что бессознательное не просто ужасная нелепость, что оно способно не только на провоцирование неврозов или дурных снов; он не считает, что бессознательное ведет себя разумно. ... [Но] если наладить отношения с бессознательным, оно действительно оказывается полезной силой, начинает действовать самостоятельно, посылает полезные сны, а иногда и творит маленькие чудеса. ...

Обычные люди

Кто эти люди в деревне у подножия горы?

Ответ: Те, кто подавляют свои эмоции.

Доктор Юнг: Я не думаю, что они специально подавляют эмоции. Это очень благополучные люди, которые не приближаются к огню, просто обычные люди, для которых мир ничего особенного не значит. Для них эта гора полностью безвредна, ее называют Великой Матерью только потому, что она довольно громоздкая, а вулканическая деятельность ничего не значит. Это бабушка, курящая трубку; естественно, если к ней приблизиться, можно обжечься, «Мы никогда туда не ходим». Видите ли, это обычные люди, которые ничему в мире не поражаются, для них вся история мира – это «просто так». Пациентка была поражена, что такие люди бывают, что они живут, не став невротиками. Но я помню, что сказал ей: «Не стоит удивляться, потому что в некотором роде вы чудачка. Вы отличаетесь от других людей, вы вне обычного порядка вещей, и потому у вас бывают необычные переживания; вот почему вы должны больше знать о внутреннем устройстве горы». Другие люди о нем не знают, потому что не сталкиваются в своей жизни с тем, что заставило бы знать больше о горе: они живут в повседневном мире, в котором не происходит ничего необычного.

Естественно, опасно, если человек говорит: «Да, согласен, я чудак, но я весьма одухотворенный чудак». Это большая ошибка, ведь мы живем в этих деревнях нормальных людей, и даже божественное чудачество не согласуется с обычным существованием. Нет никакого смысла в инфляции, и лучше держать все это подальше от так называемых нормальных людей, потому что вас не поймут. Теперь мы займемся следующей серией видений:

Видение: Я стояла на берегу. Рыба выбросилась из воды к моим ногам. Я подобрала ее, сунула руку ей в пасть и вынула черный грубый камень. Я потерла камень о грудь, и он стал янтарем. Внутри янтаря я увидела страдающий лик. Я спрятала янтарь в одеянии на груди и ушла.

Что это? Всегда следует помнить конец прежнего видения, чтобы получить ключ к следующему. Она только что пришла из деревни нормальных людей, для которых мир – это «просто так», и теперь она, вероятно, сбита с толку и не знает, то ли они сумасшедшие, то ли она. ... Такова ситуация, в которой начинается новая фантазия.

Комментарий: Рыба приносит камень, который снова обратится в драгоценность, так что она осознает, что не была своей среди обычных людей, что действительно чего-то достигла. ...

Доктор Юнг: Но он, должно быть, был утрачен, раз его возвращает рыба. Как он был утрачен?

Ответ: Побыв с обычными людьми какое-то время, она утратила веру в свои переживания.

Доктор Юнг: Точно, именно это и происходит. У людей в процессе анализа бывают самые поразительные переживания, но, выйдя в мир, они забывают об этом. Чем дальше от горы, тем менее впечатляющим все это кажется; это просто дым, и люди все забывают. Обретенное утрачивается, как перстень Поликрата, который остался бы в океане, если бы его не вернула рыба. Под влиянием этих деревенских людей женщина утратила свой драгоценный опыт, который действительно был сокровищем, хранимым сознанием.

Так что она с надеждой стоит на берегу великих вод, и рыба снова приносит драгоценность. Но в этот раз драгоценность – это черный камень, вообще не похожий на драгоценность; это просто камень, который не заметишь. Очевидно, он черный из-за вулкана, и пациентка не видит, что это драгоценность, пока не потерла о грудь и не наполнила своим либидо; однако, когда она начинает осознавать, что это такое, то прижимает его к сердцу, а драгоценность и есть ее сердце. Она превращается в драгоценное вещество, в янтарь. А чем янтарь отличается от грубого черного камня?

Ответ: Он прозрачный, иногда в нем бывают растения и насекомые, словно плавающие в нем.

Доктор Юнг: Да, янтарь отлично сохраняет вещества; в нем сохраняются нежнейшие водоросли и органы микроскопических насекомых. В нем останки чудесным образом сохраняются миллионы лет.

Янтарь

И она видит страдающий лик. Что это?

Ответ: Это ее лицо.

Доктор Юнг: Может быть, это память ее собственного страдания. Посмотрим. Она говорит:

Видение (продолжение): Я ощутила, что янтарь сильно бьется, почувствовала усталость и легла на землю. Янтарь бился как огромное сердце, и вскоре земля и деревья вокруг тоже начали биться. Пульсация появилась повсюду.

Этот янтарь символизирует красный драгоценный камень или сердце, которое мы прежде видели во льду. ... Но это очень необычное сердце, потому что бьется не только в ней, но и вокруг, наполняя все окружающее своим биением. ... Словно сердце стало частью природы; она не может различить, пульсирует ли сердце или вся природа. Это своего рода синхронистичное явление.

Предположение: А это не китайская концепция Дао, жизненной силы или энергии?

Доктор Юнг: Осознание Дао связано с этой синхронистичной связью со всем вокруг; словно через все на свете проходит один поток событий, один поток жизни, и все бьется в одном ритме, обладает единым смыслом.

Предположение: Другой аналогией может быть то, что мистические мусульмане описывают в суфизме – трансцендентальное бытие, чувство сердца, в котором отражается вся внешняя реальность.

Доктор Юнг: Да, это общий мистический опыт, согласование индивидуального состояния со вселенной, так что они становятся неотличимыми. Этот момент в видении и есть такое осознание Дао.

Это очень необычный символизм; я никогда не встречал такого выражения переживания, но это прекрасный способ. Однако нужно осознать, что переживание неописуемо, его нельзя определить. Дао невыразимо. Такое состояние полного соответствия или гармонии между двумя несравнимыми вещами недостижимо усилиями наших умов. Наше субъективное состояние кажется точной противоположностью объективного состояния.

Эта невыразимость Дао согласуется с тем фактом, что разум неспособен понять, а сознание постичь неотличимое. Сознание возможно только при различении, тогда как Дао формулируется как состояние вещей до сознания. Так что говорить о сознании Дао – это парадокс. Дао – это своего рода полу-сознание, почти бессознательность. Вот почему Дао – это начало вещей, мать всего, а также венец всего; это начало и конец. Но это мы и называем бессознательным, где эго-сознание просто прекращается. Здесь мы не можем глубже рассмотреть смысл такого переживания. Однако стоит обсудить, как такой психологический опыт связан с потоком видений. ... Стоит понять, как такое центральное переживание можно вызвать.

Предположение: А это не из-за того, что обитатели деревни заставили ее чувствовать себя одиноко? То, что теперь она оказалась связана со вселенной, может быть компенсацией для чувства одиночества.

Доктор Юнг: Верно. Сначала ей угрожало немедленное уничтожение в вулкане, а потом она чудесным образом спаслась. ... У нее было чудовищное переживание ... и мир, в который она прибыла, недооценил его. ... Она попала из жара в холод без всякого промежуточного состояния. Но здесь она сохраняет что-то из этого переживания – янтарь. Он так мал, что его можно спрятать и носить с собой, но когда она созерцает его, то погружается в Дао. Янтарь – это срединное состояние, он символизирует Дао. ... С этой стороны он просто кусок янтаря, а с другой – великая тайна. ... [Этот талисман или lapis – знак, сделанный] из понятного обычного материала ... его можно носить как украшение, и люди скажут: «Какая милая вещичка». А она ответит: «Да, хотя, на самом деле, довольно дешевая, просто кусок янтаря». ... Но в нем есть кое-что, известное только ей, оказывающее на нее магическое воздействие. А теперь о страдающем лике, который появился в янтаре:

Видение (продолжение): Я чувствовала, что должна освободить лик внутри янтаря, но не могла.

Откуда появилось это лицо?

Ответ: Создание такого камня всегда связано с великим страданием.

Доктор Юнг: Идея именно в этом; она не могла завладеть камнем без страдания. Он означает индивидуацию, которая достигается только жертвами. Память о страдании делает камень особенно драгоценным; драгоценность, не напоминающая о страдании, страхах, едва ли стоит чего-то, потому что хорошие вещи быстро теряют свое очарование, тогда как память о страдании гораздо сильнее завладевает нашими умами.

Заточенный анимус

Видение (продолжение): Появилось множество змей, взглянувших на янтарь и ускользнувших прочь. Пришел бык и лизнул янтарь, но тот не изменился. Тогда я поняла, что только моя кровь может расколоть янтарь. Так что я разрезала грудь, и когда кровь попала на янтарь, он исчез. Вместо него появился мужчина, связанный ремнями и пронзенный множеством стрел. Я вынула стрелы так осторожно, как могла, и освободила его от пут.

Вот тот страдающий лик, заключенный в камне. В прошлый раз она растопила лед теплом своего тела, и теперь происходит то же самое; пролитие крови на янтарь означает жертву для освобождения неизвестного мужчины из камня. Видите ли, когда появился камень, в него был включен мужчина (вспомните мужчину и женщину, обвитых змеёй), так что это ее двойник-мужчина, запертый в камне.

Комментарий: Это анимус.

Доктор Юнг: Очевидно, позитивный анимус, потому что он появляется как точная мужская копия. Это также объясняет огромное страдание; оно вызвано его связыванием. Но как получилось, что ее анимус был связан и заперт в камне?

Ответ: Появилась иная сторона ее природы, сторона Инь.

Доктор Юнг: И это означает разрушение анимуса. Нужно различать между двумя аспектами анимуса: в реальной форме он герой, в нем есть что-то божественное; но в случае этой женщины мы обычно сталкиваемся с весьма нереалистичной формой анимуса, его рассуждающим заменителем, потому что ее осаждали демоны анимуса. В процессе трансформации, произошедшем в результате этих видений, ее разум, то, что она называла разумом, был заточен в земле, в женщине, матери, поднимающемся материале Инь; это постепенно подавляло анимуса. У нее больше не было мнений о вещах, какими они должны быть, вместо этого материал говорил сам за себя. Так с ней начали происходить разные вещи, приходили мысли. ... Нереалистичный негативный анимус[, который был у нее раньше,] мешает точному восприятию психологических фактов; он всегда порождает мнение вместо настоящего восприятия. ... Но теперь она научилась переживать вещи объективно, видеть, что происходит на самом деле, и это заточило анимуса.

Мотиву заточения анимуса в мужской психологии соответствует заточение анимы, но, конечно, это другое дело, поскольку связано с эмоциями и настроениями. Если мужчина может различать между объективной ситуацией и своим настроением, не позволяет эмоциям ослеплять разум, признает и не смешивает уникальное, это начало заточения анимы. Через время он сможет сказать своему настроению: «У тебя нет права существовать, я помещу тебя в пробирку, чтобы проанализировать». Конечно, это великая жертва ... заточить аниму в пробирку требует сверхчеловеческих усилий, так что я признаю, что отстранить анимуса ради анализа – это поразительное достижение для женщины.

В алхимии процедура начинается с помещения чего-либо в колбу или котел; схожим образом, анимус или анима оказываются заточены ради трансформации. Это подлинный процесс сублимации; нет никакой сублимации секса, все это выдумки – это трансформация не секса, а форм или переживаний. Посредством заточения анимус отрешается от мира и претерпевает перемену. Если вещь оказывается в запертой колбе, внешние влияния исключены; она остается неподверженной иным влияниям и не вмешивается в окружающую среду, потому что в колбу ничто не может попасть и из нее выбраться. Если анимус не может выбраться на воздух, у него нет объекта. Теперь у него есть время для трансформации.

Видите ли, в этой трансформации важно удалить объекты от демонов анимуса или анимы. Они заняты объектами, только если потакать себе. Concupiscentia – так называет это Церковь, и святой Августин особенно сильно об этом говорил; по-французски это convoitise, по-немецки Begehrlichkeit, а по-английски – это похоть. В этом согласуются великие религии. С огнем похоти борется брахманизм, буддизм, тантризм, манихейство и христианство. Это также важно и в психологии.

Если вы потакаете похоти, то обращается ли ваша похоть к небесам или аду, вы даете анимусу или аниме объект; так они выходят в мир, вместо того, чтобы оставаться на своем месте. То, что должно оставаться в ночи, оказывается при свете дня, а то, чему место под ногами, оказывается над вами. Но если вы можете сказать: «Да, я этого вожделею и попытаюсь получить, но не должен, и если решу отказаться, то откажусь»; то у анимуса или анимы нет шансов. Иначе вами будут править желания, вы станете одержимым. Женщина может быть одержима реальным мужчиной, но только из-за проекции анимуса; точно так же мужчина может быть одержим реальной женщиной из-за проекции анимы.

Так что все сводится к вашему субъективному состоянию, потаканию собственным желаниям. Но если запереть анимуса или аниму в бутылку, вы освободитесь от одержимости, хотя там, внутри, будет непросто, потому что если у вашего демона непростые времена, вам тоже не сладко. ... Конечно, он будет биться внутри вас, но через время вы увидите, что [заточить его] было правильно. Вы постепенно успокоитесь и изменитесь. Затем вы обнаружите, что в бутылке растет камень, янтарь или лазурит. Это отвердение или кристаллизация означает, что ваш способ справляться с ситуацией стал привычным; как только самоконтроль или отказ от потакания стал привычкой, это камень. И чем больше это становится привычкой, тем крепче и прочнее будет камень; когда этот подход станет fait accompli, камень станет алмазом.

Вопрос: Вы когда-нибудь видели такой алмаз? Хоть один пациент добирался до алмаза?

Доктор Юнг: Никогда нельзя задавать такие вопросы – видели ли мы спасителя или святую деву. Само собой, нет, ... [но] возможно, однажды кто-нибудь обретет алмаз. Тот, кто говорит о таких вещах, не обладает ими; а когда обладает, к чему разговоры?

Итак, подлинный анимус выбирается из камня и не должен быть более заточен в бутылке. Его содержание в колбе – временная мера. Это следует делать, пока не окажешься в безопасности, пока не избавишься от привычной concupiscentia, а то злой дух снова получит власть. Но когда вы вполне защищены, и камень появился, можно вскрыть его и дать появиться новому анимусу. Тогда вы видите, что он делает, как себя ведет.

В этом случае появившийся мужчина связан ремнями и пронзен стрелами, и это вполне понятно, это результат того, что она уже сделала. Она должна была связать анимуса, чтобы подавить его мнения о вещах и понять, что они такое на самом деле. ... [Она должна была] связать его, чтобы добраться до непосредственного переживания. Видите ли, анимус как пленка между реальностью и женским разумом. ... [Он как] туман перед глазами. ... Чтобы проникнуть сквозь этот туман ... требуются невероятные усилия ... и тщательное систематическое самообразование. Причина, по которой мужчина пронзен стрелами, равно как и связан ремнями, в том, что стрелы летят быстро и пронзают. Они как мысли, как лучи света или озарения, пронзающие завесу анимуса. Пациентке удалось пронзить ... мираж между нею и реальностью, потому что это и есть подлинный анимус. ... Он был ранен, потому что с ним нужно проявить грубость, применить силу. Не следует забывать, что одержимость анимусом или анимой – это изначальное состояние человека. Мы все были одержимы, были рабами, и ... не знаем, до какой степени до сих пор одержимы; вполне возможно, что наше освобождение весьма относительное.

Так что подавление анимуса или анимы – это акт крайнего насилия и жестокости. ... И, естественно, анимус сильно страдает в процессе и потом должен стать целостным. [Вот почему она вынимает стрелы.] Все эти попытки связать его оставили раны, которые нужно исцелить. Словно теперь она дала анимусу понять, что он исцелен и стал иным.

После того, как она освободила его от пут:

Видение (продолжение): Он быстро убежал от меня, пока не добрался до высокого обрыва. Тогда он, как Икар, закричал: «Я полечу». Я ответила: «И погибнешь, как Икар». Опечаленный, он медленно вернулся и встал на колени возле меня.

Анимус пытается восстановить свое положение в мире объектов, хочет снова прыгнуть в пространство и наполнить его иллюзиями. Он хочет достигнуть невозможного, солнца. Но она говорит: «Даже не думай летать здесь, создавая иллюзии. Хватит порождать мнения». Так что он послушно склоняется рядом с ней. ... Это величайший момент в ее видениях ... сказать анимусу: «Couche toi [зд.: преклонись – фр.]» - это невероятное достижение. ... Но что теперь? Каково положение женщины с послушным анимусом или мужчины, управляющего своей анимой?

Ответ: Они должны взять на себя полную ответственность.

Доктор Юнг: Точно, и оказаться ответственным за себя – это очень неприятная и даже отвратительная ситуация. Этого боятся, и поэтому не хотят видеть все таким, как есть. Лучше не знать, что происходит в соседней комнате, чтобы не нести ответственность, предпочитают обманываться и говорить, что не знаешь, почему все так случилось. ... Люди говорят: «Я не знал, что он собирался сделать. Как я могу быть ответственным?» Конечно, они могли знать, если бы захотели. Но все гораздо проще, если не видеть; люди убегают, а если что-то происходит, они говорят, что это случайность. Но если человек видит, он понимает, что все к тому и шло. Так что в тот момент, когда анимус подчиняется, она принимает на себя ответственность: она должна жить с открытыми глазами. Мы не знаем, что за проблемы появятся, но можно быть уверенным, что если она управляет анимусом, то окажется в крайне сложном положении; она подвергнется испытанию. ...

А теперь перейдем к новой серии видений.

Видение: Я спускалась по множеству ступеней вглубь черной земли, пока не добралась до катакомб, где лежало множество мертвецов.

Снова мы путешествуем в Аид. Как эта ситуация развивается из прошлой?

Ответ: А это не связано с обрывом в конце прошлого видения?

Доктор Юнг: Обрыв предполагает падение, спуск. ... Могилы – это Аид или подземный мир, место теней, и Гермес-Психопомп, водитель душ, сопровождает ... в обиталище мертвых. ... В романе Она анима обитает в могилах, окруженных мумиями; труп прежнего любовника-грека, Калликрата, держит Ее в могиле. Ту же идею можно встретить в Атлантиде Бенуа: царица Антинея обитает в огромном мавзолее своих прежних любовников. ...

Видение (продолжение): Я проходила мимо них, пока не добралась до мертвеца, плоть которого была красной. Он был прекрасен, и я подумала, что он индеец.

... Видите ли, другой анимус, мужчина, опутанный ремнями, исчез, и его место заняла совершенно иная фигура; словно она вернулась к началу видений, когда индеец на коне вел ее в инициатическое путешествие. Теперь она снова находит его как прекрасного мертвеца, но плоть красна, а значит, он жив, хотя и в глубоком сне. Интересно, что он должен воскреснуть, когда она обнаруживает позитивного анимуса. Индеец – это позитивный, не опасный анимус, он адаптирует ее к американской земле. Осознание индейских ценностей – это ценное обретение, а не необходимость. У индейца отличные качества, несмотря на то, что он первобытен. Быть первобытным не значит не иметь ценностей.

(Более того, американцы необычно расположены между Западом и Дальним Востоком, что придает особенные качества, особенно для западных американцев. Чем дальше на запад, тем больше мы встречаем неописуемое нечто, и, наткнувшись на китайцев или что-то китайское, чувствуешь, что оно на своем месте. В Калифорнии условия жизни такие особенные, что можно ожидать появления совершенно нового вида человека в процессе тысячелетий. Не удивлюсь, если влияние Дальнего Востока играет там большую роль. Если бы не было законов об иммиграции [1932], восток Америки стал бы монголоидным. Если с Америкой что-нибудь случится, скажем, крах, вся эта часть страны станет монголоидной. И это только благодаря духу Дальнего Востока, что будет логической компенсацией особого темперамента и ментальности калифорнийцев. Американская ментальность в целом, характеризующаяся невероятной экстраверсией, может быть скомпенсирована только свойственной земле пассивностью, практически апатией восточного ума. Американцы действительно жаждут ее, так что не удивлюсь, если все так и случится.)

Видение (продолжение): С его шеи я сняла ожерелье из зубов и пошла, держа его в руке.

Что это значит?

Ответ: Что она, наверное, забрала его ману.

Доктор Юнг: Да, зубы – это обычно амулеты, защита от дурного глаза. Это другая вариация темы с драгоценным камнем.

Видение (продолжение): За мной пошел карлик и попытался стащить ожерелье, но я держала его крепко. Я пришла к костру, пылающему голубым пламенем, и держала зубы на огне. Они стали кроваво-красными драгоценными камнями, горевшими в моей руке.

Карлик – это фигура, которую мы встречали уже несколько раз. Это проказливая форма анимуса. Это, вероятно, неудачная (увечная) попытка анимуса стать негативным и забрать у нее талисман. ... Видите ли, когда мужчина контролирует аниму, а женщина анимуса, они делают то, о чем никто и не мечтал; ведь человечество всегда было одержимо. Если вы осмелитесь освободиться, то возникнет новый порядок вещей, и это вызов старому порядку, так что вам не избавиться от одного дьявола, если не выстоите перед остальными ... пытающимися вернуть вас в лоно матери-природы. ...

Если мужчина предпринимает скромную попытку контролировать свою аниму, то тут же окажется в ситуации, в которой будет подвергнут беспощадному испытанию ... то же самое с женщиной; все дьяволы окрест будут пытаться добраться до её анимуса. [Опять-таки,] словно появился вакуум, и все валится в него, чтобы заполнить. Вот почему люди, которые пытаются контролировать эти фигуры, попадают в новые ситуации, которые прямо-таки вынуждают вернуться в прошлое состояние; это происходит просто автоматически. Так что теперь, в сущности, из-за ее попытки, есть возможность, что она столкнется с испытаниями, с чем-то очень трудными, невыносимым.

Следует осознавать, что, контролируя анимуса или аниму, человек рискует оказаться в необычайном одиночестве. Дело в том, что participation mystique вызывается отсутствием контроля над ними; когда человек позволяет части самого себя бесцельно бродить и проецироваться на других людей, это дает чувство связи. И большинство связей с миром как раз такого рода. Participation mystique дает эту видимость связи, но она не настоящая, это не отношения; это дает лишь чувство овцы в стаде. И это, конечно, кое-что; ведь если вы отказываетесь считать себя овцой, то немедленно выходите из стада и испытываете некоторое одиночество. Но потом есть возможность восстановить связь, и в это будут сознательные отношения, гораздо более удовлетворительные.

Participation mystique наделяет необычайной бессознательностью; в некотором роде оно действует как мать, носящая человека в бессознательном. Иногда это прекрасно, иногда нет, но, как правило, люди предпочитают оставаться такими, потому что обычный человек пугается, когда вынужден делать то, чего не разделить с миром; он боится остаться в одиночестве, думать о том, о чем не думают другие или чувствовать то, чего не чувствуют другие. Пытаясь превзойти обычное сознание, человек выступает против стадного инстинкта.

Индеец появляется как раз из-за такой трудности, и он не вполне жив. Но у него есть потенциальность жизни, и если он примет лидирующую роль, мы поймем, что она лишилась ответственности и снова подчиняется анимусу. Поэтому важно, что случится дальше. Когда она снимает ожерелье из зубов с шеи индейца и уходит, это показывает, что она не впала в регрессию, не поддалась анимусу. Напротив, она забирает у него талисман. ...

Это ожерелье – сила анимуса; то есть, его способность вонзить зубы в вещи. Это опасное оружие, но если она будет ответственной, то они понадобятся, чтобы овладеть агрессивностью и отвагой анимуса. А что это за карлик, пытающийся стащить ожерелье?

Ответ: Это один из демонов, о которых вы говорили.

Доктор Юнг: Да. ... Карлик – это всегда подчиненная творческая сила в бессознательном, которая может быть полезной и приносить вещи из бессознательного, а может быть вредной и красть их. Тогда он действует как мгновенное затмение сознание, во время которого сила и решительность внезапно исчезают. Такое часто случается. Например, после долгой борьбы и принуждения вы подчиняете свой ум и думаете: «Теперь все улеглось»; и тут наступает миг бессознательности, и все пропало; исчезло, будто похищенное какой-то злой силой ... это был карлик.

Наша пациентка говорит, что пришла к голубому огню и держала в нем зубы, которые превратились в кроваво-красные драгоценные камни, обжегшие руку. Почему она держит их в огне?

Ответ: Она их одухотворяет.

Доктор Юнг: Голубое пламя для этой цели подходит, голубой – это цвет, обычно обозначающий дух. Но зачем одухотворять зубы? ...

Предположение: Сначала ее вел индеец и владел ее чувствами, она ими не управляла, и это давало ему силу.

Доктор Юнг: Верно, но он больше не властен над ее чувствами. Она завладела его силой – зубами.

Предположение: И это духовная сила, в отличие от того, что было прежде.

Вопрос: Но почему зубы превращаются в драгоценные камни?

Доктор Юнг: Это я вас спрашиваю. ... Зубы обычно означают негативные чувства, ненависть или враждебность, а не любовь; тогда как красный драгоценный камень, всегда указывающий на сердце, означает любовь. Так что это пара противоположностей. Можно сказать, что агрессивность или враждебность зубов анимуса превратились в чувство любви. Это не кажется необычным?

Комментарий: Это постоянно происходит, если вы продержитесь достаточно долго.

Доктор Юнг: И часто, если вы не держитесь, все равно происходит! Когда женщина натравливает анимуса на мужчину, это значит, что анимус энергично использует все негативные аргументы, которые только может привести против этого мужчины, ведь он стал крайне важным для ее чувства. Переверните все наоборот, и появится позитивное чувство, сердце. ... Нападение анимуса – это обычно заменитель позитивного чувства ... когда женщина не берет на себя ответственность за чувства, не ищет их сознательно, их пожирает анимус; он становится могущественным и может поглотить ее или любую другую невинную жертву. Но здесь это чувство символизируется красной драгоценностью, так что она должна выражать что-то больше, чем теплое живое сердце. На что указывает красный драгоценный камень?

Вопрос: Это что-то более крепкое и ценное, чем обычное чувство?

Вопрос: Это как алмаз в центре восточной мандалы?

Доктор Юнг: Этот драгоценный камень связан с центром мандалы; это снова идея кристалла, и на этот раз он оказывается красным. Драгоценный камень – это подлинно неизменная вещь, можно сказать, вечная, звездная по своим свойствам, почти эквивалент звезде. Так что он указывает на центр мандалы, на Самость, которая здесь появляется как чувство. Естественно, когда им владеет анимус, у него почти мистическая власть, окруженная табу практически божественной природы. ... Если первобытный человек нарушает табу, то умирает; он чувствует себя таким одиноким изгоем, что предпочитает смерть. То же самое с анимусом и анимой, это живые табу; если их нарушить, мы заработаем чертову кучу проблем; чтобы контролировать анимуса и аниму, нужна невероятная сила. Это объясняет, почему эта сила символизируется как обладание драгоценным талисманом – апотропным оберегом, отгоняющим зло, угрожающее из-за нарушения табу. Пациентка сказала, что камни жгли ей руку. Почему?

Ответ: Потому что в них так много либидо.

Доктор Юнг: Но едва ли возможно, что ее либидо будет достаточно, чтобы жар камней обжигал руку. Тело не может произвести столько тепла.

Вопрос: А они не как те камни в белом городе, которые обжигали ей ноги?

Доктор Юнг: Именно. В белом городе было такое сияние, что его невозможно было вынести, и теперь она в похожей ситуации. Эти красные драгоценности не настолько невыносимо сияют, как белый город, но так неестественно горячи, что едва ли это можно вытерпеть. ... Почему они такие горячие? И почему город так сиял?

Ответ: Потому что человеку этого не вынести.

Доктор Юнг: Точно. Они не человеческие, так что человеку этого не вытерпеть. То же касается табу; такие табу существуют, потому что есть вещи в нас, которые мы просто не можем вынести, для нас это слишком. Я знаю людей, которые просто не видят некоторые вещи, потому что не могут их выдержать ... и не должны их видеть. Есть вещи, которые не должны происходить. ... Если у вас неодолимое сопротивление, даже не пытайтесь его побороть; иначе можете нарушить табу и не вынесите осознания. Придерживайтесь целесообразного. Эта женщина не принуждала себя к тому, чтобы остаться в белом городе. Для нее лучше было вернуться, а потом подойти к следующему испытанию. Здесь это испытание красными драгоценными камнями. Если она его выдержит, мы поймем, что она нарушила табу анимуса. Она сможет держать свои драгоценные камни. До тех пор их должен нести анимус, ей не выдержать обжигающей боли.

Комментарий: Трудно понять, когда нужно продолжать, а когда стоит остановиться.

Доктор Юнг: Нет, это совсем не трудно. Говорю вам, если вы приблизитесь к такому жару, то не сможете коснуться, просто инстинктивно улизнете. Вы сразу поймете, что столкнулись с недостижимым. ... Конечно, часто люди настолько блаженно бессознательные, что думают, будто никогда с таким не сталкивались, но это просто туман анимуса. Если бы они хоть немного открыли глаза, то знали бы, что столкнулись с живым табу, будь то в форме озарения или понимания, что это невозможно; или в форме чувства, эмоции, недосягаемого приключения.

Комментарий: Я полагаю, пациентка не осознала, что столкнулась в этом случае с испытанием. Если бы она осознала, вернулась бы она к бессознательному, чтобы набраться сил?

Доктор Юнг: Не знаю, какой была ее сознательная ситуация. ... Но если она осознала, что это испытание, то, конечно, старалась бы изо всех сил. ... Если вы цепляетесь за жизнь, то будете прилагать больше усилий, чем когда держитесь за зонтик; если вы цепляетесь за край крыши, то обнаружите в себе дополнительные силы, чтобы удержаться. Так что часто вопрос в том, осознают ли люди свое положение или нет; если они осознают его важность, то приложат все внутренние резервы. Видите ли, осознание своего положения – это единственное подкрепление, которое можно получить. ...

Комментарий: Ее сознание, похоже, прогрессирует.

Доктор Юнг: Решительно. Даже если она не осознает, что происходит в этом видении, само видение показывает, что она обрела больше силы, больше сознания как личность, потому что теперь она может все вынести. Она может держать камень. Как вы понимаете, это очень тонкие материи, имеющие огромное практическое значение. Они символизируют фундаментальные решения, которые принимаются внутри человека, а это самые важные решения.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики